Что производили в таганской слободе. Таганская Слобода: народное гуляние «Широкая Масленица

25 августа в рамках проекта прошло заседание фокус-группы «Состояние и перспективы международного молодежного сотрудничества Россия-Казахстан».

Напомним, в мероприятиях проекта принимают участие более 60 человек. Инициатором проекта выступает Детская общественная Организация Курганской области «Открытый мир » с использованием средств Фонда президентских грантов. Приглашенной стороной является Объединение юридических лиц «Северо-Казахстанская областная детская ассоциация » из г. Петропавловска.

Третий день международного молодежного обмена начался с дискуссии участников молодежных делегаций из Петропавловска и Курганской области в рамках запланированной фокус-группы «Состояние и перспективы международного молодежного сотрудничества Россия-Казахстан».

Организаторы проведения фокус-группы – преподаватели Гуманитарного института Курганского государственного университета Захарова Татьяна , Чебаненко Ирина , при участии директора Благотворительного фонда «Вместе с нами» Лилии Масловой , кандидата социологических наук.

Участники, всего 16 человек по 8 представителей из каждого государства: госслужащие, участники некоммерческого сектора, лидеры молодежных организаций и волонтерского движения, – рассказали о собственном опыте международных обменов, о сложностях в выстраивании коммуникаций со сверстниками разных стран, об успешных практиках реализации совместных проектов в сферах образования, экологии, культуры, патриотического воспитания.

Дискуссия завершилась большим набором предложений участников по расширению географии совместного сотрудничества молодежи на постоянной основе. Материалы будут опубликованы на сайте ДОО «Открытый мир» .

Маргарита Распопова, г.Курган

Решение минздрава последовало после того, как врачи ГБ №1 и ГБ №4 сообщили, что не справляются с повышенной нагрузкой, возникшей в результате ухода из Демидовской больницы сразу нескольких хирургов. Причина ухода последних, как они заявляют, в политике главного врача и преследованиях со стороны Следственного комитета. Некоторые из медиков уже отозвали свои заявления, сообщают СМИ со ссылкой на источники.

Напомним, в минувшие выходные губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев собрал совещание по кадровой проблеме в сфере здравоохранения, на котором была озвучена проблема нижнетагильских хирургов. На встречу были приглашены медики и представители профсоюзов.

По данным очевидцев, на выезде из ТЦ «Мега» водитель Volkswagen врезалась в Daewoo Nexia, а сзади в Daewoo въехала Mazda. Шестилетний мальчик, находившийся в салоне Mazda, получил ушиб брюшной полости – от более серьезной травмы ребенка спасло удерживающее устройство. Он и четыре человека из Daewoo Nexia были доставлены в больницу, передают со ссылкой на ГИБДД Екатеринбурга.

Причины и виновники ДТП устанавливаются.

По результатам исследования РИА-Новости , ипотечные кредиты наиболее востребованы в Ямало-Ненецком автономном округе, Ханты-Мансийском автономном округе и Тюменской области: в этих регионах на 1000 человек приходится порядка 30 ипотек. Реже всего берут ипотечные кредиты жители Москвы, Крыма, Севастополя и Горного Алтая.

Свердловская и Курганская области по этому показателю заняли 20 и 21 места соответственно. В среднем на 1000 человек на Среднем Урале и Зауралье приходится около 22 ипотечных кредитов. В Челябинской области ипотеку берут несколько реже, средний показатель в регионе на уровне 21 ипотеки на человека, а средний размер ипотеки на 500 тысяч меньше, нежели в Свердловской области и на 1,3 миллиона меньше, чем на Ямале.

Как отмечают эксперты, последние два года наблюдается взрывной рост спроса на ипотеки, 2018 год даже стал рекордным по количеству ипотечных договоров за всю историю страны. В 2019 году спрос на ипотеки заметно снизился, в среднем за год выдается 18 кредитов на 1000 экономически активного населения.

В прогноза результатов предстоящих 8 сентября голосования в регионах, публикуем подробности и мнения Константина Костина, а также его коллег по цеху по ряду вопросов, возникших в ходе обсуждения у журналистов.

Напомним, обсуждение хода избирательной кампании в рамках 2 этапа проходило в прямом эфире 22 августа под эгидой Фонда развития гражданского общества. В мероприятии приняли участие Константин Костин, Председатель правления Фонда развития гражданского общества; Леонид Давыдов , руководитель экспертной сети и Telegram-канала «Давыдов.Индекс» и Михаил Виноградов , Президент Фонда «Петербургская политика».

Выборы глав в 4-х «проблемных» регионах. Вопрос: Какие самые сложные выборные регионы на Ваш взгляд и почему?

Костин : Больше того что мы сказали, я добавить не могу, все что я хотел до этого сказать, я уже сказал. Безусловно, я считаю достаточно сложной компанию в Вологодской области. Там, на мой взгляд, были пропущены важные этапы, когда рейтинг должен был подниматься. То есть выборы идут, уже довольно активная фаза компании, избиратели определяются, а рейтинг главы региона стоит на месте.

Там есть кандидат от «Справедливой России», который был не очень хорошо известен на федеральном уровне, но опять же кому был известен Сипягин, например или Коновалов? Фургала знали, он все-таки был депутатом Государственной Думы. В этом смысле в регионе есть опозиционно настроенные избиратели, есть протестные настроения и если сильно не ускориться на последнем этапе, то, конечно же, мы сможем увидеть тогда, что компания переходит в конкурентный сценарий, а это всегда риск второго тура.

Второй регион по сложности, на мой взгляд, это республика Алтай. Там сейчас много выборов, а для главы региона это всегда тяжёлая ситуация с совмещением компаний. Там очень сильные оппозиционные партии, имеющие сильных кандидатов, это не только парламентские партии, но еще и «Патриоты России». Владимир Владимирович, как то на одном из заседаний употребил меткое определение, что там один из представителей КПРФ - опытный турнирный боец.

Кандидат прекрасно понимает как вести компанию, на что он может опереться, как выглядит его политическая инфраструктура республики (Алтай), как использовать параллельно идущие выборы. Поэтому у него есть достаточно серьезные возможности этот протест и негативный настрой к власти, который есть в республике (а это досталось на самом деле от предыдущего главы Бердникова, у которого был очень низкий рейтинг). Поэтому сочетание этих двух факторов тяжелого политического наследства и наличие сильного кандидата, представителя КПРФ, плюс в целом – совмещение выборов: главы региона и законодательного органа субъекта.

Костин: Я не согласен с экспертами по поводу Волгоградской области, эксперты настояли, чтобы мы включили Волгоградскую область в повестку. Там просто, на мой взгляд, есть своя специфика, региональные элиты привыкли к определенной вольности и ложно воспринимаемой субъектности.

Бочаров в значительной степени вернул эту ситуацию к нормальной, но недовольство по этому поводу внутри элит есть. Но здесь в отличие от Владимирской области нет сильного кандидата - все участники выборов достаточно возрастные, некому раскачать эту ситуацию, на мой взгляд.

По Астрахани я согласен с тем, что ситуация такая, что врио пошел в кампанию «с колес», компания практически шла, это было летом. Но у него очень хорошая рейтинговая динамика, весь вопрос в том удастся ли эту рейтинговую динамику сохранить, если это будет так, то у него будет один из лучших результатов. И весь вопрос еще в том насколько избиратели Шеина его самого послушают. Сейчас он находится в некой конструктивной позиции по отношению к врио, но, тем не менее, когда «вожди» перестают говорить своим избирателям то, что они хотят услышать, избиратели поступают по-своему.

Вот четыре проблемные территории на данный момент.

Сахалин. Вопрос: Почему Вы думаете, что там не будет второго тура?

Костин : Потому что мы видим каковы сегодняшние рейтинги и видим опять же, рейтинги оппонентов. Чтобы говорить о втором туре, нужны высокие рейтинги конкурентов, неблагоприятный фактор социального самочувствия или что-то еще. Нет там такого.

МГД-2019. Вопрос: Расскажите о приоритетных округах в Москве

Костин: Не хочу сознательно делать это подробно, чтобы в эти дискуссии, которые идут у непримиримой оппозиции, чтобы не подливать масла в огонь и не упрощать, так сказать, ситуацию.

Несколько округов мы назвали, они даже опубликованы. Остальное озвучивать не хочется, потому что кто хочет устроить умное голосование, пусть сами ищут эти округа, а мы о них расскажем на последней неделе выборов, до этого облегчать жизнь мы никому не хотим. Мы все-таки аналитики и не участвуем в политической борьбе.

Если говорить об умном голосовании, там получится игра в угадайку. Нужно узнать, где в каком округе есть оппозиционный кандидат с неплохими шансами, и заявить об его поддержке. Причем политическая позиция, как и сам кандидат зачастую не важны, абсолютно все равно. Его будут поддерживать, потому что у него есть какие-то гипотетические шансы выиграть у целевого кандидата.

Поэтому сейчас конкретики не будет, а дня за три до выборов все четко поименуем, какие округа какими считать, с указанием кандидатов, которые вели равную борьбу последние две недели.

Вопрос Анастасии Мельниковой: Скажите пожалуйста, как бы вы могли спрогнозировать, после того как пройдут выборы в Мосгордуму, есть ли вероятность второй протестной волны?

Давыдов : Волна мало зависит от того, устали люди ходить на протесты или нет, был бы интерес, как говорится … Все затухает, так как нет консолидирующей идеи. Поэтому от этого не зависит, будет ли вторая волна или нет, то есть от результата выборов, я имею в виду.

Костин: Вы поймите, те, кто делали протест, не собирались что-то менять. Во всех этих протестах повод был очень не большой. Одним из диссонансов этого действа было, например, накал риторики и ничтожность повода.

Костин: Я думаю, что протестов не будет. Но вы ведь понимаете, если кому-то будет надо …

…и всё же: о прогнозе протестной активности?

Виноградов: Есть две важные переменные, которые позволяют завуалировать прогноз о протесте. Первое, научилось ли чему-то протестное движение со времен 2011-2012 годов? Судя по тому, что мы видели на трибунах накануне – ничего! Выступления катастрофически плохие. Никакой повестки, как правило, у протестующих нет, в случае поражения.

Второе, действие государства как фабрики информационных поводов для мобилизации. Все достаточно двойственно.

Давыдов : Когда повестки нет - получается клоунада.

Виноградов : Протестное движение никогда повестку не создает, повестку создает власть. Фабрика повесток не приостановлена, хотя интенсивность чуть снизилась. Поэтому важно как в Москве, так и в регионах – это конкуренция антирейтингов.

Костин : В этом смысле, среди членов КПРФ, в том числе и участвующих в московских выборах, очень многих людей, призывающих за себя голосовать протестников, обвиняют в том, что они участвуют в иностранном вмешательстве в Российские выборы. По сути своего собственного палача мы поддерживаем на выборах.

КПРФ, МГД, перспективы Зюганова-младшего.

Вопрос: В связи с тем, что последние протестные акции проходили практически без влияния сильных оппозиционных партий, можно ли сделать вывод, что КПРФ, ЛДПР практически слились в этом конфликте, либо они очень слабы, если дозволили произойти тому, что произошло в Москве? Оцените, пожалуйста, перспективы московских выборов, что мы получим в итоге? Если партии не могут взять на себя смелость вести общество и дозволяют, якобы оппозиционерам баламутить народ в Москве, то, что мы получим с точки зрения управления в городе, это как минимум? И в этом смысле перспектива Зюганова младшего?

Костин : Перспектива Зюганова младшего я бы в этом контексте не рассматривал в целом, это новая постановка проблемы. Мне кажется у него неплохие шансы избраться.

Протесты я бы разделил: естественный интерес и политическая активность. Активность созданная, определенной событийной повесткой, а также определенными технологическими действиями. Тоже все эти вещи нужно разделять.

За что должны брать ответственность по-Вашему, оппозиционные партии? Они берут ответственность перед своими избирателями, перед теми, кто за них проголосует. Коммунисты довольно представлены. То о чем вы говорите это разные вещи.

Я далек от мысли, что есть естественная часть людей, которые в эти протесты втянулись по разным причинам, протестная группа довольно обширна, но самое главное, что были люди, которых технологически туда привезли. Для многомиллионного мегаполиса акция в несколько тысяч человек это вообще нормально…

Костин: Мне понравилось как по поводу «желтых жилетов» сказал Владимир Владимирович: «Эта перформансная политическая активность с политической активностью: с выборами, с электоральным поведением мало связана».

Кто выиграл от протестов «желтых жилетов» во Франции? Результаты улучшили крайне правые и крайне левые. Марин Ле Пен и коммунисты соответственно, а сами «желтые жилеты» получили меньше 1%. У нас то же самое. Те, кто ходит на митинги, мало ходят на выборы, это тоже аксиома.

О регистрации кандидатов.

Вопрос: Есть мнение (в частности «Либеральная миссия» и «Голос» писали об этом, анализировали регистрацию кандидатов), что в этом году по сравнению с прошлым довольно много случаев, когда представители парламентской оппозиции не зарегистрировали в регионах на выборах губернаторов и при этом зарегистрировали очень много «спойлеров» по сравнению с предыдущими годами. Хороший пример тому Забайкалье, где нет ни одного представителя парламентской оппозиции, ну и Сахалин, где оказывается три коммуниста. Согласны ли Вы с этим мнением? Почему так происходит?

Костин: Я со статистикой не согласен, потому что я ее не видел. У нас в Москве кандидаты провластные не все были зарегистрированы, потому что не смогли сдать подписи.

Ну, а если говорить про выборы губернаторов, то я считаю, что вот такие масштабные недовольства экспертные, могут быть только в том случае, если у этих партий есть ресурс хотя бы процентов на 80 для самостоятельного преодоления фильтра. Другой вопрос, что фильтр каким-то образом нужно чтобы работал как инструмент квалификации.

Кстати никто не говорит про политические результаты протестов. В 2011 и 2012 году протестующие могут сказать, что хоть какие-то результаты были. И надлом соответственно произошел после победы Путина в первом туре, и тем что собрались про властные митинги, гораздо более масштабные. Но тем не менее либеризация партийного законодательства произошла, вернули выборы губернаторов, то есть какой-то формальный результат был.

Здесь люди упираются в свою профессиональную карьеру, то есть нас надо на выборы и в депутаты, чтобы кабинет у нас был хороший, а об институциональной проблеме, о том, что давай те подумаем, как сделать, чтобы сбор подписей, который существует во всех странах как инструмент квалификации, сделать более прозрачным, чтобы было меньше спорных моментов при проверках. Слово «спойлер» я говорить не буду.

Виноградов: Конечно политическая система региональная итоги предыдущих выборов. Тревожность, конечно это повысило. Из этого пытаются делать выводы. Является ли не регистрация кандидата в парламентские партии эффективным ответом, гарантирующим от неудачи на выборах, наверно не всегда. Но таково специфическое прочтение уроков предыдущей компании, которые мы видим.

В письме отмечается, что принятый в 2018 году закон «О жестоком обращении с животными» содержит запрет на выгул опасных собак без поводка и намордника, однако не предусматривает наказание для владельца в случае нападения животного на постороннего человека.

В случае, если его здоровью причинен легкий вред, Марат Аманлиев предлагает наказывать хозяина штрафом до 200 тысяч рублей и ограничением свободы сроком до шести месяцев. Если собака нанесла человеку вред средней тяжести – сумма штрафа может доходить до 400 тысяч, если же питомец нанес тяжкий вред здоровью пострадавшего, его хозяину может грозить до трех лет лишения свободы, в случае летального исхода – до семи лет.

«Потенциально опасная собака фактически является своего рода разновидностью оружия, с которым его владелец должен обращаться ещё осторожнее, чем с обычным ружьём или пистолетом», – сказано в тексте письма.

Напомним, в июле в России утвердили список потенциально опасных пород собак. В него вошли акбаш, американский бандог, амбульдог, бразильский бульдог и другие породы собак, отличающихся агрессией и силой. С 1 января следующего года представителей этих пород нельзя будет выгуливать без поводка и намордника, за исключением тех случаев, когда собаку выгуливает хозяин на частной огороженной территории, при наличии предупреждающего знака.

Древняя заяузская местность Болвановка являет собой первую загадку. Дело в том, что с XV века в Замоскворечье известна местность с точно таким же именем «Болвановка», и их очень часто путают. По московскому преданию, так называлось место в покоренной татаро-монголами Руси, где якобы стоял «болван» – то ли языческий идол, то ли войлочное изображение монгольского хана как знак его величия. (Иные исследователи считают, что на заяузской Болвановке стоял не татарский, а древнерусский языческий идол, изображавший солнце.)

Ханский двор в Замоскворечье, где проходила главная дорога из Москвы в Орду, достоверно существовал. Иногда считается, что он был переведен сюда из Кремля еще во времена святителя Алексия: за чудесное исцеление жены хана Тайдулы ему подарили принадлежавшую хану кремлевскую территорию, на которой он построил Чудов монастырь, а двор хана перенесли в Замоскворечье, где образовался политический центр Золотой Орды. Там-то великий Иван III и растоптал в 1480 году ханскую басму, отказавшись платить дань, что стало концом татаро-монгольского ига. По легенде, точно на том месте был позднее выстроен Спасо-Преображенский храм.

А что же было на Таганке? Наиболее стройная и обоснованная версия ученых гласит, что в древности здесь тоже проходила часть дороги в Орду, которая затем приближалась к Кремлю и перекидывалась в Замоскворечье. Реже встречается мнение, что до времен Ивана III именно здесь, на заяузской Болвановке, на восточных подступах к Москве, великие князья с почетом встречали послов Золотой Орды, слушали ханские приказы, которые послы зачитывали, ступив на подстеленные на землю соболя, присягали хану и приносили сюда собранную дань. Так что здесь тоже мог быть свой «болван» –изображение хана. А потом ордынский центр окончательно переместился в Замоскворечье. Впрочем, иногда даже и ученые разделяют мнение, что на заяузской Болвановке, а не в Замоскворечье, Иван III растоптал басму. Еще предполагают, что тут, на будущей Таганке (этот топоним возник позднее), как и в Замоскворечье, подле дороги в Орду селились мирные татары, которые могли поставить тут «болван» – изображение хана или даже капище с идолами.

Достоверно известно лишь то, что от Таганки начиналась очень древняя дорога на юг, по которой и ездили в Орду, и называлась эта дорога Болвановкой. Она и могла дать имя заяузской местности, если обе московские Болвановки не были связаны между собой каким-то общим понятием. Именно по этой дороге шло из Москвы на Куликово поле войско Дмитрия Донского. Оттого в наше недавнее время на бывшей Нижне-Болвановской, а ныне Яузской улице поставлен высокий закладной крест, знаменующий, что на этом месте будет открыт памятник благоверному князю Димитрию Донскому.

Другая версия ученых связывает название «Болвановка» (и таганская, и замосквореченская) с деятельностью местных ремесленников, которые изготовляли металлические чугунки-болванки, необходимые для древнего литейного или гончарного дела, – ведь рядом жили и котельники, и кузнецы, и гончары. Такая же ситуация была и в Замоскворечье, где слобода кузнецов соседствовала с собственно Болвановкой. Возможно заяузские мастера (в отличие от замосквореченских) делали не металлические, а деревянные болванки для пошива мужских головных уборов, что породило версию, будто бы в старину на Таганке целой Болвановской слободой жили шляпных дел мастера. Им или поставляли точеные из дерева болванки, или они делали их сами. Есть мнение, что рядом, на Швивой горке, жили древние московские портные – швецы, оттого горка и была названа Швивой. Тогда вполне вероятно, что на соседней Болвановке могли действительно жить шляпники, и что в этом районе древней Москвы производили готовую одежду.

Две старомосковские улицы – Нижняя и Верхняя Болвановская (ныне Радищевские) – отразили и топографические особенности местности, где был высокий Таганский холм, по преданию, один из семи холмов Москвы. Нижняя Болвановка находилась у подножия холма, подле Яузы, а Верхняя – на самой горе. И именно здесь, на вершине этого высокого, крутого холма, суждено было появиться прекрасному православному храму, освященному во имя святого Николая Чудотворца, которого татаро-монголы называли «русским богом». Но до этого было еще далеко. Прежде Таганке было суждено перевернуть еще одну страницу в летописи своей истории.

Тайны Немецкой слободы

На этой странице старая Таганки тоже «соперничала» с Замоскворечьем. Именно здесь, на заяузской Болвановке, в XVI веке располагалась московская Немецкая слобода, которую традиционно соотносят с другим – Лефортовским районом на правом берегу Яузы и с Замоскворечьем.

Действительно, самая первая Иноземная слобода появилась в Замоскворечье при великом князе Василии III. Там он поселил своих иностранных наемников, подальше от московского люда (как известно, в старину москвичи называли «немцами» всех иностранцев, кто не говорил по-русски – «немые», «не могущие ответить»), предоставил им льготы и права, например на относительно вольное употребление спиртного. Чуть позже, при Иване Грозном, который поселил в Замоскворечье и своих стрельцов, там открылся и первый московский кабак. Оттого замосквореченская Иноземная слобода, по легенде, называлась «Наливки» – от часто звучавшего там требования: «Налей-ка!», которого простым москвичам еще не дано было часто употреблять.

В 1547 году заяузская Болвановка сгорела в печально знаменитом пожаре, что вспыхнул через полгода после коронации Ивана Грозного. Но уже в 1560–1570-х годах Иноземная слобода была переведена из Замоскворечья на левый берег Яузы и именно на Болвановку. Причиной тому стало огромное количество военнопленных, взятых в ходе Ливонской войны, которые и поселились на заяузской Болвановке. По воспоминаниям Джерома Горсея советники объяснили государю Иоанну Васильевичу, что есть разница между его пленниками и его врагами. Более того, из этих помилованных пленных, а в их числе были и французы, и голландцы, и шотландцы, и англичане, царь создал боевой отряд, сражавшийся на его стороне против крымских татар. Воинам дали хороший рацион, сильных лошадей и огнестрельное оружие, которое сильно испугало крымских татар, после чего ливонские пленники «жили в милости» у русского государя.

В 1579 году население Иноземной слободы в Заяузье насчитывало более 400 человек. На Болвановке появилось свое Немецкое кладбище (старое; самое первое было в Замоскворечье), и надгробные плиты с латинскими эпитафиями позднее пошли на кладку Никольской церкви.

По поводу дальнейшей судьбы московской Немецкой слободы среди ученых существуют разногласия: одни считают, что знаменитая слобода на Кукуе в будущем Лефортово, на правом берегу Яузы, возникла одновременно с Болвановской. Другие же полагают, что Иноземная слобода была просто переведена с Болвановки на Кукуй, где при Борисе Годунове ее населению разрешили построить кирху, завести мельничное дело, дали льготы, ссуды и проч.

Самое интересное, что в заяузской Болвановке тоже, как и в Замоскворечье, жили московские стрельцы. О том свидетельствует название местного Тетеринского переулка, напоминающее, как считается, о стрелецкой Тетеринской слободе. Согласно старинной московской традиций, переулок был назван по фамилии начальника слободы, стрелецкого головы Тетерина, который при Иване Грозном участвовал в походе на Астрахань и возглавлял стрелецкий полк, который и был, вероятно, здесь расположен.

Храм на седьмом холме

История Таганской слободы, в которой появилась Никольская церковь, тоже причудливым образом перекликается с Замоскворечьем. В Заяузье были скучены дворцовые ремесленные слободы, которые особенно развивались здесь после перевода Немецкой слободы в Лефортово. Ремесленники одной такой слободы изготовляли таганы – чугунные треножники-подставки для походных котлов и горшков, на которых варили пищу на костре, отчего и произошло название местности. Здесь же по соседству, в Котельнической слободе, изготовляли сами котлы, а горшки – в Гончарной слободе, от которой осталось имя Гончарной улицы и слободской храм Успения в Гончарах. Котлы и горшки вместе с таганами поставляли главным образом в армию, но пользовалось ими, конечно, и мирное население.

Менее распространено мнение, что слово «Таганка» родом из татарского языка, наследство времен ига, когда татары селились в Москве у дороги в Орду. Возможно, что «таган» в переводе с тюркского означает «гора», «холм», «вершина горы», что вполне соответствует природным особенностям этой местности. В конце XVI века при Борисе Годунове здесь появились Таганские ворота Земляного города, названные по главной местной слободе, и около них стали заселяться многочисленные ремесленные слободы. Оттого возникла другая версия о происхождении имени Швивой горки: будто явилось оно от прозвища «Вшивая», означавшего, что здесь селился простой мастеровой люд.

Столь многочисленным слободам требовалось иметь собственные приходские церкви. Так и получилось, что этот район в старину был буквально усеян храмами. Воскресенский, Успенский, два Никольских, два Космодамиановских, Никитский… Многие из них были снесены или перестроены до неузнаваемости после революции, но и сейчас два уцелевших храма – Никольский на Болвановке и Успения в Гончарах – стоят буквально друг против друга. Теперь это кажется странным, а тогда было естественным слободским разделением. Церковь Успения в Гончарах была приходским храмом московских гончаров, которые поселились здесь из-за близости Яузы – река была необходима для гончарного дела и уберегала центральный город от «огнеопасной» Гончарной слободы. А Никольский храм стал приходским для местных ремесленников Болвановской слободы и, возможно, самих таганцев, пока не появился храм Воскресения словущего, стоявший на стрелке Марксисткой (Пустой) и Таганской (Семеновской) улиц, где сейчас площадь перед таганским гастрономом. Эта церковь была построена позже Никольской, в 1654 году, в благодарность за избавление от эпидемии чумы, от которой тогда особенно пострадало Заяузье. Предположительно ее возводил зодчий Дмитрий Старцев – отец и учитель архитектора Осипа Старцева, который потом построил храм Николая Чудотворца на Болвановке.

Храм же Николая Чудотворца на Болвановке был относительно молодым среди московских церквей. Первый, деревянный, храм известен только с 1632 года и не существовал до Романовых, хотя крайне редко встречается утверждение, что он был основан в 1506 году. Приход у него уже сложился – в 1632 год Таганская слобода насчитывала 93 двора. Об истории его строительства существует две версии. Согласно первой, в 1682 году патриарх Иоаким благословил возведение каменной Никольской церкви, той самой, что чудом дожила до нашего времени. Однако у прихожан не оказалось достаточно средств, чтобы осуществить дорогостоящее строительство, и деньги собирали очень долго, так что возведение храма началось только в 1697 году. Вторая версия гласит, что в 1682 году на этом месте все-таки появилась маленькая каменная церковь с шатровой колокольней, насколько позволили собранные пожертвования прихожан. А в начале XVIII века ее стали перестраивать и расширять на средства князей Гагариных. Именно это новое здание храма и построил архитектор Осип Старцев.

Пятиглавый красавец-храм оказался о двух этажах. Внизу находилась теплая, то есть отапливаемая в холодное время года церковь с престолом во имя святителя Николая Чудотворца для зимних богослужений, а на втором ярусе – летняя, где престол освятили во имя апостолов Петра и Павла, по тезоименитству правившего тогда государя Петра Алексеевича. Были и приделы – Введения во храм Пресвятой Богородицы и Усекновения главы Иоанна Предтечи. Интересно, что алтарные апсиды нижней церкви более выдвинуты на востоке, чем верхние, ибо, согласно старинному церковному правилу, один храмовый престол не должен перекрывать другой престол, чтобы не мешать молитвам, творимым в алтаре, свободно возноситься к небу.

В августе 1712 года новоустроенный храм освящало духовенство Успенского собора. Храм, воздвигнутый на Таганском холме, был высотной доминантой площади и замыкал на себе перспективу прилегающих улиц, в соответствии с исконной московской традицией, где храмы имели роль градостроительных символов, и получалось, что в перспективе каждая улица Москвы вела к храму.

Появившийся храм преподнес Москве еще одну загадку. Возведенный на рубеже XVII–XVIII веков, то есть в ранние петровские времена, ставшие революционными и для московского зодчества, он был построен в архитектурных традициях Московской Руси, – и это в то время, когда по Москве уже шествовало молодое петровское барокко. Храм стал архитектурным анахронизмом. Почему? Это один из редких примеров влияния личности зодчего.

Осип Старцев был убежденным москвичом, и его архитектура выражала дух старой Москвы. Это он построил в Кремле истинное чудо – знаменитый ансамбль домовых церквей Теремного дворца об 11 главах на одной кровле, где объединились Верх-Спасский собор, церкви Воскресения словущего и Распятская. Он же построил и Крутицкий теремок, и трапезную в Симоновом монастыре. Старцевы как-то особо были связаны с Таганкой. Уже говорилось, что его отец, вероятно, строил местную Воскресенскую церковь и был в ней похоронен. А об Осипе Старцеве известно, что он со временем завел собственную гончарную мастерскую, в которой делали поливные изразцы. Исследователи считают, что эта мастерская находилась как раз в районе Таганки–Язуы, где исстари велось гончарное дело и были для того все условия. Изразцы собственного изготовления мастер и поставлял на Крутицкое подворье. Более того, ученые предполагают, что и дом самого архитектора находился рядом с мастерской, то есть в том же Заяузье, где мастер возводил на закате жизни Никольский храм: в этом случае он мог быть и его приходским храмом.

Осип Старцев был очень талантливым архитектором. Об этом свидетельствуют не только его прекрасные творения, но и тот факт, что Старцев дважды получал награду от царя, ибо «он у каменных дел цену сбавил». Ведь тогда быть архитектором значило не только создать проект и воплотить его, но уметь полностью осуществить строительство, руководя и финансовыми, и административными вопросами.

Петровские реформы принесли мастеру трагедию. Никольский храм был намеренно выстроен им не просто в старых традициях, а как протест против новшеств истории. Особенно если учесть тот факт, что в 1703 году появился Петербург и стал центром России с самого начала своего основания. Русская жизнь уходила из исконной, православной Москвы в новую столицу, и это не могло не вызвать протест у москвичей и других русских людей. Старцев не получил приглашения в Петербург, порой именно этим фактом объясняют «консерватизм» мастера, оставшегося не у дел, но все было гораздо глубже и драматичнее.

Спустя два года после освящения Никольского храма, в 1714 году, вовсе было запрещено каменное строительство в Москве. Для православного московского архитектора это было настоящей катастрофой. Известно, что старый мастер принял иноческий постриг в одном из московских монастырей и умер после рокового в его жизни 1714 года. Именно поэтому Никольский храм на Болвановке называют последней средневековой постройкой старой Москвы и последним произведением последнего средневекового архитектора Москвы – «лебединой песнью» в творчестве московского зодчего, его прощанием с Москвой. Но судьба оказалась для его детища благосклонной.

У этого храма есть особенность: его строили и всегда восстанавливали на средства прихожан. К сожалению, после пожаров и многочисленных перестроек и покрасок мы теперь видим храм не таким, каким он был создан Старцевым. А раньше люди восхищались его архитектурой и убранством. В нем находились бесценные древние иконы – деисус и образ Сергия Радонежского, написанные племянником преподобного Сергия Радонежского – архимандритом Симонова монастыря преподобным Феодором. Иконы были в серебряных ризах, дубовые иконостасы позолочены, паникадила исполнены из дорогой бронзы, а храмовые фасады украшали рельефные херувимы.

Последняя дореволюционная реставрация храма была проведена в начале ХХ века, когда его обновили художники И. М. и М. И. Дикаревы. К тому времени Таганка уже превратилась из ремесленного в обжитой купеческий район. Хотя и прежде именитые люди не брезговали старой Таганкой. Например, в приходе церкви Николы в Котельниках (недалеко от одноименного храма на Болвановке) жили знаменитые Строгановы, те самые, что осваивали Урал и Сибирь во времена Ивана Грозного. В XIX веке по ходатайству и на средства князя С. М. Голицына, потомка Строгановых, в память о них было построено новое, сохранившееся до наших дней здание Никольского храма, которое возводил Осип Бове. А их перестроенный дом на Гончарной, 12 переходил то к брату канцлера Безбородко, то к генералу Тутолмину, то к «ситцевому» королю Прохорову, владельцу знаменитой Трехгорной мануфактуры.

В 1911 году в 5-м Котельническом переулке поселились купцы Зимины, и особняк для них возводил архитектор В. Д. Адамович, тот самый, что построил Николаю Рябушинскому знаменитую виллу «Черный лебедь» в Петровском парке. А в следующем, 1912, году для купчихи Платовой архитеткор Гельрих построил двухэтажный угловой дом, где открылся редкий еще в те времена кинотеатр «Вулкан», а много лет спустя – театр на Таганке.

Покаяние

Революция пришла на Таганку стремительно. В 1919 году обе Болвановские улицы переименовали в Радищевские, поскольку опальный писатель, вызволенный из ссылки Павлом I, по этой дороге возвращался в Москву. Была снесена и Воскресенская церковь, несмотря на протесты Барановского, и могила зодчего Дмитрия Старцева бесследно пропала. Чудом не пропало творение его сына, и даже в Симоновом монастыре, когда тот сносили в январе 1930 года, после взрыва устояла трапезная, которую построил Осип Старцев.

Никольский храм закрыли около 1920 года, но, к счастью, не снесли, а отдали под учреждения – для того походило большое и просторное здание. Все убранство уничтожили. В 1922 году из храма вывезли более 15 пудов серебра, но к вечеру на Таганке собралась большая толпа москвичей – около 400 человек. Сосредоточенные части особого назначения принялись «усиленно вести пропаганду», чтобы уговорить народ разойтись.

В 1944 году, когда строили кольцевую станцию метро «Таганская» и перестраивали Таганскую площадь, начали разрушать «ненужный» в новом ансамбле Никольский храм. Уничтожили главы и верхушку колокольни, но поскольку патриаршество было только что восстановлено, удалось отстоять храм как памятник архитектуры и даже провести реставрацию, вернув все утраченное, кроме крестов на куполах. И только в 1990 году храм отдали верующим. Он долго-долго стоял закрытым, его плотно запертая дверь притягивала внимание таганских старожилов, манила к себе загадкой – что там, внутри…

Теперь храм, приписанный к соседней церкви Успения в Гончарах, где находится Болгарское подворье, вновь открыт. Титанические усилия потребовались, чтобы восстановить его максимально в том виде, каким он был задуман Старцевым. Храм блистает позолоченными крестами. Его интерьер, конечно, не возобновлен в дореволюционном виде, но вполне прекрасен. Здесь находится очень редкий в Москве образ иконы Богоматери «Прибавление ума», столь важный, столь необходимый людям. Обычно к этой иконе ездят в Тихвинскую церковь на ВДНХ, и замечательно, что теперь и в самом центре Москвы к ней можно вознести молитвы. Перед этой иконой Богоматери молятся и о детях, и об учащихся, и о болящих, и о даровании разума – духовного и телесного. А слева от иконостаса – дивный образ святителя Николая Чудотворца. Увидев его, так и хочется затеплить перед ним свечу…

Почему же я выбрала Таганский район?
В Таганском районе много достопримечательностей, можно всегда прогуляться по набережной. Рядом находится Красная площадь пройдя 30 минут по Таганке вы там окажитесь.

Также там много различных кафе и ресторанов, где пока гуляешь можно перекусить. Там всегда оживленная, свежая и счастливая обстановка, приехав туда вы оказываетесь в центре событий, жизнь там кипит очень бурно и с искрами.
Мой взгляд
Мой взгляд на этот район таков, каждый турист, каждый житель нашей страны, должен там побывать. Это незабываемое место, там творятся чудеса, можно смотреть на людей и видеть, как происходят деловые встречи, встречи с друзьями, с родными и близкими. Ты можешь видеть, как твориться судьба и история.
Таганский район – район Центрального административного округа Москва. Расположен к востоку и юго-востоку от исторического центра города – Зарядье и Китай-город, по левому (северному) берегу реки Москвы. Территория района, заселявшаяся с запада на восток, начиная с рубежа XIV –XV веков, включает основанное в XIII веке Крутицкое подворье. В XVII веке в районе сложилась система слобод ремесленников и хлебопашцев, а во второй половине XVIII возник центр старообрядчества – Рогожская застава.
Топомимика

Название района происходит от Таганной ремесленной слободы за Яузой, располагавшейся на месте современных Радищевских улиц близ Таганской площади. Её жители, кузнецы, изготавливали таганы - треножники для котлов, которыми пользовались в походах стрельцы.
Улица возникла как дорога из Москвы через Таганские ворота Земляного города и первоначально называлась Таганка, что исторически связано с Таганским холмом и более поздними названиями Таганной слободы и Таганских ворот. В XVII веке появляется название Семёновская улица. Эти два названия длительное время конкурировали: на плане 1739 года - Таганка, Семёновка; на плане 1858 года - улица Таганка и её продолжение Семёновская; на плане 1915 года вся улица надписана как Семёновская. В 1918 году ее переименовывают в Советскую, а в 1922 году в Таганскую. Название Семёновская улица возникло в XVII веке в связи с переселением сюда части жителей Семёновской слободы, находившейся на реке Яузе. Название Советская улица - характерный для того времени идеологический штамп, замененный в 1922 году на историческое название исключительно по необходимости устранить одноименность.

Геральдика

Щит московской формы рассечён на зеленое и голубое поля. В зелёном поле два серебряных перекрещенных бердыша. В голубом поле серебряный Спасский собор Андроникова монастыря. В золотой повышенной оконечности глиняный сосуд натурального цвета на чёрном тагане.
Зелёное поле левой части щита обозначает границы старого города, а перекрещивающиеся бердыши – охрану границ, что сохранилось в названиях улиц: Рогожская застава, Крестьянская застава. Зелёный цвет символизирует рост и процветание.
Голубое поле правой части символизирует веру и чистоту, на его фоне изображён храм Спаса Нерукотворного Образа в Андрониковском монастыре. Данная каменная постройка является одной из древнейших (12 век), сохранившихся в г. Москве.
Золотой цвет обозначает рогожу – Рогожская застава, площадь Рогожской заставы, Рогожский вал – названия, лежащие в основе микрорайона Таганки и связанные с находившейся здесь Рогожской ямской слободой. Золото, жёлтый цвет символизирует богатство, благосостояние, которое даёт труд. Это связано с ремеслом, развитым на Таганке.Таган, котёл, гончарное производство сохранилось в названиях улиц, где размещались ремесленники (Гончарная слобода, Котельническаянабережная., Серебряническая набережная. и др.) и само название района «Таганский» – ремесло по изготовлению таганов – треножная подставка под котёл.

Примечательные места Таганского района

1) Здание кинотеатра "Вулкан", в котором 13 мая 1920 г. Ленин Владимир Ильич выступал на рабоче-красноармейской конференции Рогожско-Симоновкого района (с 1946 г. – Театр драмы и комедии на Таганке) - памятник истории федерального значения.
Земляной вал ул., 76
2)Храм Покрова Богородицы на Лыщиковой горе - памятник архитектуры регионального значения.
Храм Покрова Борогодицы на Лыщиковой горе-памятник архитектуры региональногоЦерковь Покрова на Лыщиковой горе, 1696 г. Трапезная и придел, 1748 г. - Лыщиков переулок 10 с.1
3)Усадьба Морозова А.А. - памятник архитектуры федерального значения.
Дом Морозова, кон. XVIII в. - Коммунистическая Б. ул., 27

Получил своё название по Таганной слободе, одной из многих расположившихся в Земляном городе, между нынешними Бульварным и Садовым кольцами ремесленных слобод. Здесь жили таганники. Таганом называлась железная подставка (обруч на ножках) для котла или другой посуды, применяющаяся при варке пищи на открытом огне. В 1632 г. в слободе отмечено 93 двора. Ее центром являлась церковь Космы и Дамиана «в Таганной слободе», известная с 1625 г., хотя, судя по всему, она существовала раньше. В 1657 г. она показана деревянной, а в 1659—1662 гг. была перестроена в камне.

Болвановка

По преданию, ранее здесь находилось урочище Болвановка. Его место можно определить по церкви Николая Чудотворца на Болвановке, известной с 1632 г. и перестроенной в камне на рубеже XVII— XVIII вв. ( , 20). По мнению П.В. Сытина, в XVII в. здесь находилась ремесленная Болвановская слобода, жители которой делали из дерева болванки для пошива мужских головных уборов. Другое объяснение связывает это название с тем, что на этих местах перед привезенными из Орды войлочными изображениями ханов — «болванами» — московские князья давали им присягу перед татарскими послами. И хотя второе объяснение ближе к истине, оно все же не соответствует действительности. В этих местах заканчивалась дорога, шедшая в Москву из Рязани и Орды, и именно здесь перед въездом в столицу останавливались восточные купцы, выплачивавшие тут необходимые таможенные и другие пошлины. Подтверждением этого является то, что летописью еще под 1380 г. упоминается проходившая здесь Болвановская дорога.

Певческая слобода

Что же касается территории Белого города, то в этой его части была известна лишь одна небольшая Певческая слобода патриарших певчих, о которой ныне напоминает лишь Певческий переулок, расположившийся между , и .

Православная церковь всегда имела для исполнения богослужебного пения особых певцов при каждом храме. Помимо этого приблизительно с XV в. существовали особые митрополичьи (затем патриаршие) певчие — т.н. патриаршие певчие дьяки и поддьяки. При патриархе Филарете (по данным 1626 г.) их считалось 29 человек, а к концу XVII в. их стало уже 50. Певчие дьяки (их всегда было 10 человек) разделялись на две статьи или станицы, по пяти человек в каждой. Певчие поддьяки образовывали шесть станиц, большей частью также по пять человек. Довольно часто к ним присоединялась еще седьмая станица, состоявшая из новичков. Все певчие дьяки и поддьяки делились по возрасту на больших (или возрастных) и малых (или недоростков). Возрастным певчим дозволялось вступать в брак. Обязанностью патриарших певчих являлось исполнение церковного пения при патриаршем служении. Нередко они пели в царском дворце или доме патриарха, а также на службах, заказываемых отдельными лицами. Патриаршие певчие в совершенстве знали самый употребительный и старый в русской церкви знаменный (или столповой) распев, большое и малое демественное пение. Также им было известно трехстрочное йение, а со второй половины XVII в. — греческий (большой и малый) распев. За свою службу певчие получали с патриаршего житного двора съестные припасы (до 400 четвертей ржи, столько же четвертей овса), а из патриаршей казны денежное жалованье (в 1626 г. 186 рублей на 29 человек, в 1698 г. — 309 рублей на 50 человек). Кроме этого, певчие получали и другие доходы — деньги славленые, служебные, пошлинные, милостынные и наградные за отдельные богослужения.

Воронцово

Пожалуй, древнейшим поселением этого района являлось село Воронцово, располагавшееся на правом берегу Яузы, неподалеку от ее устья. Ныне о нем напоминает лишь название московской улицы . По весьма обоснованному предположению И.Е. Забелина, оно обязано своим происхождением роду московских бояр Воронцовых, которым и принадлежало на рубеже XIV—XV вв. Позднее оно оказалось у Андроникова монастыря. Во второй половине XV в. эти земли у обители выменял великий князь Иван III, приступивший к созданию здесь одной из своих пригородных великокняжеских резиденций. В 1504 г. он завещал своему сыну Василию среди прочих и «селцо Воронцовское на Яузе, где мой двор». Этот загородный двор упоминается и позднее, когда в 1515 г. Василий III, «приехав в Москву, летовал в Воронцове на своем дворе». Он же приказал приезжему архитектору Алевизу Фрязину возвести в селе одну из первых каменных в Москве Благовещенскую церковь, здание которой, хотя и с многими переделками, уцелело до сих пор. Впоследствии она была более известна по своему приделу во имя пророка Ильи.

По соседству с Воронцовом уже в XIV в. располагался небольшой Лыщиков монастырь, в котором, по преданию, впрочем не подтвержденному документально, принял постриг брат знаменитого Сергия Радонежского Стефан. Он упоминается в завещаниях Ивана III и его внука Ивана IV, а о его местоположении можно судить по современному .

Стрелецкая слобода

Если в XIV—XV вв. земли вблизи Яузы представляли собой обширное княжеское владение, то в XVI в. ситуация здесь меняется. Воронцово превращается в одну из многочисленных московских слобод, в которой жили стрельцы. В конце XVII в. этот район считался землей стрелецкого полка приказа Степана Стрекалова. В XVII в. она насчитывала 135 дворов. Помимо стрельцов полка Стрекалова здесь известна и другая стрелецкая слобода, о существовании которой напоминает Николоворобинский переулок, получивший свое название от фамилии стрелецкого полковника Данилы Воробина, чей полк был поселен здесь, и приходской церкви Николая Чудотворца его стрельцов. Здешний деревянный храм документально известен с 1625 г. В 1688 г. он сгорел, но спустя два года начал строиться вновь, уже в камне, «на пожалованные из государевой казны для рождения царевича Алексея Петровича и за многие службы» стрельцам 550 рублей. Освящен храм был в июне 1693 г. и простоял на этом месте вплоть до 1932 г.

Иноземная слобода

Недолгое время в XVII в. здесь также существовала небольшая иноземная слобода, которую населяли, по данным 1638 г., поляки и литовцы. Тогда здесь было 52 двора. Позднее, во второй половине XVII в., здесь появились грузины, которые возвели церковь Грузинской иконы Божьей матери на Воронцовом поле (нынешний когда-то именовался по ней Кривогрузинским переулком). Но постепенно стрельцы вытеснили отсюда старых жителей за Яузу, где образовалась Новая Воронцовская слобода (в районе нынешней одноименной улицы).

Основным здесь являлось ремесленное население. Яуза была надежной преградой для пожаров, и тут поселяются ремесленники, деятельность которых так или иначе была связана с необходимостью применения огня.

Серебряники

Серебрянические и сохранили память о слободе серебряников, в которой жили мастера денежного Серебряного двора, именовавшегося также и Троицким, по одноименной церкви. Церковь Троицы еще долго называлась «что в Старых Серебряниках», или «что в денежных мастерах». Она упоминается в 1620 г. как деревянная, а в 1657 г. показана уже каменной.

Серебряное литье, которым славилась Москва, начинает развиваться в ней с XIV в. Об этом свидетельствует существование специальной пошлины на серебряное литье, упоминающейся в духовной грамоте князя Владимира Андреевича Серпуховского начала XV в. Изделия московских серебряников ценились высоко. Крымский хан Менгли-Гирей в конце XV в. специально просил Ивана III прислать ему серебряные чары «доброго дела», вместимостью в два ведра, и серебряные кубки, соответствующие их размеру. «У нас так сделати мастера доброво не добыта, а у тебя, у брата моего, такие есть», — писал хан. При этом среди серебряников были не только русские, но и иностранцы.

По сведениям XVII в., серебряники находились в ведении Серебряного приказа, ответственного за изготовление серебряной посуды для царского двора. Часть мастеров получала регулярное «государево» жалованье, часть была вольнонаемной. Крупные серебряные изделия чаще изготовлялись на заказ, а серебряную мелочь — кольца, серьги, нательные кресты — можно было приобрести на рынке. Поскольку своего серебра на Руси практически не было, можно отметить своеобразие расчетов с серебряниками. Мастеру выдавалось серебро, как правило, иностранной монетой, шедшей в передел, в количестве, равном по весу готовым изделиям, и, кроме того, отдельно оплачивалась стоимость работы.

Кошельная слобода

В начале нынешней когда-то стояла церковь Николая Чудотворца «в Кошелях». Это название указывает на существование здесь Кошельной слободы. В 1632 г. в ней значилось 24 двора. В литературе было высказано мнение, что здесь жили мастера, выделывавшие кошели для различных припасов. Однако в действительности кошельниками назывались рыбные ловцы, точнее люди, доставлявшие из ближайших подмосковных дворцовых сел свежую рыбу для нужд дворца. Ее они перевозили в особых «кошелях», откуда образовалось и их название. Здешняя церковь впервые упоминается в связи с московским пожаром 1547 г. В 1657 г. она упоминается как деревянная. Каменный храм на этом месте был заложен в 1692 г., но освящен лишь в 1706 г.

Котельническая слободе

Пять Котельнических и напоминают о Котельнической слободе, где жили котельники, изготовлявшие металлическую посуду. В отличие от кузнецов, вырабатывавших железные изделия, котельники работали с медью и оловом. Из их мастерских выходили предметы домашнего обихода: котлы «медные поваренные», блюда оловянные, а также всевозможная церковная утварь — кадила, паникадила и т.п. Поскольку месторождений своей меди в средневековой Руси не было, сырьем для котельников обычно служил медный лом. Слобода была небольшой — в 1632 г. в ней значилось всего 7 дворов. Но в 1654 г. среди владельцев здешних дворов уже не было ни одного котельника. Их приходским храмом была церковь Николая Чудотворца, «что в Котельниках», известная с 1625 г. В 1657 г. она значится уже каменной.

Кузнецкая слобода

Здесь же была известна и Кузнецкая слобода ведомства Оружейной палаты. Ее центром являлась церковь Космы и Дамиана «в Старых кузнецах». Поселение кузнецов впоследствии было перенесено в Замоскворечье, где образовалась Новая Кузнецкая слобода.

Гончарная слобода

Целый пласт названий, связанных с гончарами (Гончарные , два ), напоминают о существовавшей здесь в XVII в. Гончарной слободе. Ее главным храмом была церковь Воскресения Христова, «что в Гончарах». Она была восстановлена после Смуты около 1619 г., к 1649 г. ее перестроили в камне, а слобожане украсили изготовленными ими же изразцами. Рельефы изразцов содержали сюжетные композиции на тему обороны Троице-Сергиева монастыря от поляков. Хотя по существу храм являлся памятником одному из главных событий Смутного времени, он был разрушен в 1932 г. Слобода была одной из самых больших в Москве (в 1679 г. здесь отмечены 89 дворов) и здесь существовал второй приходский храм Успения Богородицы «в Гончарах, в Спасской слободе». По имеющимся данным он возник еще до Смутного времени начала XVII в., но затем довольно долго не восстанавливался и поэтому в 1632 г. был записан как «новоприбылый».

Тетеринская слобода

На месте современного существовала небольшая (в 1632 г. всего 10 дворов) Тетеринская слобода, населенная вероятно, дворцовыми каменщиками.

Семеновская слобода

Церковь Симеона Столпника за Яузой на обозначает место обширной Семеновской торговой слободы, получившей название по приходскому храму. По преданию, здешняя церковь была освящена 3 декабря 1600 г. Борисом Годуновым в память о дне своего венчания 1 сентября 1598 г., который пришелся на память этого святого. В 1657 г. этот храм показан каменным. В 1632 г. в слободе было зафиксировано 189 дворов, а к 1653 г. их число достигло 238 дворов.

Рогожская ямская слобода

Сама же и напоминают о ямской слободе. В XV в. здешние земли, принадлежавшие Андроникову монастырю, перешли к Ивану III, устроившему здесь сады. В XVI в. здесь поселяются ямщики, которых к 1671 г. сменили стрельцы. Главным храмом здесь была Троицкая церковь, известная с 1642 г. и снесенная к 1959 г. Что касается ямщиков, то их дома были перенесены несколько восточнее, по той же , и их поселение получило название Рогожской ямской слободы, названной так по ближайшему к первопрестольной яму, находившемуся в селе Рогожь (ныне город Ногинск). В 1628 г. в ней было 67 дворов, а в 1653 г. уже 142 двора. Центральной улицей слободы считалась 1-я Рогожская (ныне ). По воспоминаниям современников, в первой половине XIX в. она вся сплошь состояла из постоялых дворов, в которых останавливались все обозы, проходившие по Владимирскому и Рязанскому трактам. Слобода, уже включенная в черту города, процветала до тех пор, пока не провели железную дорогу.

Алексеевская слобода

Помимо ямской слободы в районе нынешней располагалась Алексеевская слобода, первые сведения о которой относятся к началу XVII в. Это была черная тяглая слобода, названная, вероятно, по церкви во имя св. Алексея, митрополита московского, здание которой стояло на . Центральными здесь считались две улицы — Большая и Малая Алексеевские, в начале 1920-х годов переименованные в . В 1632 г. в слободе имелось 65 дворов, а в 1651 г. — уже 166 дворов.

Семеновская слобода

Земли за Таганской заставой начали заселяться с XVII в., когда сюда переселили слобожан из Воронцовской слободы на Яузе и из Семеновской слободы в начале и улиц. В 1639 г. они образовали Новую Воронцовскую и Семеновскую слободы. После перевода столицы в Петербург многих обитателей этих слобод переселили в начале XVIII в. на берега Невы, и, как следствие этого, здесь начали селиться купцы и мещане, не имевшие отношения к занятиям прежних обитателей этих мест. Во второй половине XVIII в. бывшая черная Семеновская слобода уже именовалась купеческой, а Воронцовская — «слободой разных чинов людей».

Крутицы

Современные Крутицкие , и напоминают о Крутицах. Свое название это место получило по Крутицкому монастырю, возникшему в самом начале XIV в. Его возникновение самым тесным образом связано с историей Золотой Орды.

После монголо-татарского нашествия в столице Орды городе Сарае, лежавшем в низовьях Волги, очутилась масса пленников из славянских народов — различных мастеров и знатоков ремесел, которых захватили татары. Позднее сюда постоянно приезжало множество русских купцов и «гостей», торговавших со странами Востока. Татарские ханы прекрасно понимали, что могут удержать власть над огромным конгломератом народов с различными языками и верованиями только при помощи священнослужителей. В 1261 г. по ходатайству князя Александра Невского русским в столице Орды было дозволено проводить христианские богослужения. Тогдашний митрополит «всея Руси» Кирилл направил сюда православного епископа. Так была создана Сарская епархия Русской церкви, обнимавшая территорию Нижнего Поволжья, Приазовья и Северного Кавказа.

gastroguru © 2017