Икона божией матери. Храм троицы живоначальной, что на грязех Храм на чистых прудах трех радостей

Название «на Грязех» появилось у храма Троицы Живоначальной у Покровских ворот неспроста. Дело в том, что через двор святыни бежал ручей Рачка. За алтарем церкви он уже представлял собой целый поток, который и образовывал грязь на Покровке.

Один и тот же храм в разное время назывался по-разному. Сначала это был храм святого Василия Кесарийского, затем - Троицкий, позже - «Трех Радостей».

Фото 1. Храм Троицы Живоначальной на Грязех в городе Москве

Впервые церковь упомянута в документах под 1547 годом. Тогда она именовалась храмом святого Василия. Каменная церковь появилась в 1649 году. В 1701 здание перестраивают. Когда в 1737 году случился пожар в Москве, святыня также пострадала: на паперти была уничтожена кровля, сгорела ограда на колокольне, пострадали одежда и кресты в церковном здании.

В 1740 была отстроена колокольня, однако уже через год постройка рухнула, видимо, из-за того, что возвели ее на топком месте.


Фото 2. Троицкая церковь расположена у Покровских ворот на Покровке, 13

Нынешнее здание храма Троицы Живоначальной на Грязех было возведено в 1861 году. Средства на строительство выделил придворный советник Е. Молчанов, проект постройки принадлежит . На тот момент здание храма являлось центральным на Покровке.

Возведена постройка у Покровских ворот в стиле архитектуры Ренессанса. В плане здание прямоугольное, имеет завершение в виде огромного купольного барабана и колокольней в несколько ярусов над притвором. Пилястровые портики сохранились, своими пропорциями и безупречной отделкой они привлекают внимание каждого. Сверху стены опоясаны прекрасным фризом с растительным орнаментом. Крыльцо храма представляет собой небольшую фигурную башенку - решение очень необычное.


В 50-х годах прошлого столетия в здании оборудовали местный дом культуры. Тогда снесли колокольню и купол. Внутри здания появились перекрытия и перегородки. Разрушенными оказались своды придела, вместо них достроили еще один этаж. Центральный придел занял концертный зал.

В 80-х годах из-за появившейся на своде храма трещины было принято решение закрыть церковь на ремонт. За год восстановительные работы были завершены, фундамент укреплен.


В 1992 году храм вернули РПЦ. В 2009 были отреставрированы фасады. Ремонтные работы ведутся и сегодня.

Храм Троицы Живоначальной на Грязех что у Покровских ворот расположен по адресу: Москва, 13 (станция метрополитена Китай-город и Чистые пруды).

Постройка первой церкви на месте нынешнего храма Святой Троицы на Грязех относится к XVI веку, когда на Стромынской дороге (нынешней Маросейке) стали селиться знатные семьи выходцев из Новгорода и Пскова. Первая каменная церковь была построена в 1649 году. В 1701 году церковь была заново отстроена, с новым приделом Введения во Храм Пресвятой Богородицы. В 1819 году и эта обветшавшая к тому времени теплая церковь была разобрана и выстроена новая, с приделами Собора Божией Матери или иконы Божией Матери «Три радости», которая празднуется в день Собора Божией Матери 8 января и святителя Николая.

Интересна история, связанная с иконой «Три радости». Икона представляет собой список, или копию итальянской иконы Рафаэля «Святое Семейство». В храм она попала в начале XVIII века, во времена Петра I. Тогда один из живописцев, посланный на учебу в Италию, возвратившись, привез с собой копию итальянской иконы и оставил ее у своего родственника --- настоятеля храма Святой Троицы на Грязех. После смерти художника священник поместил икону на паперти храма. Спустя некоторое время у одной женщины муж оказался оклеветанным и отправлен в ссылку. Как следствие этого, имение было отобрано в казну. В довершение всех бед ее единственный сын попал во вражеский плен. Бедная женщина долго взывала к Пресвятой Богородице с просьбой помочь ей в этих бедах. И однажды, во время молитвы, услышала голос: «Найди икону "Святое Семейство" и помолись пред ней!..» Страдалица нашла икону на паперти храма Святой Троицы на Грязех и помолилась перед ней. И очень скоро получила три радостные вести: муж ее был оправдан, имение возвращено, а любимый сын вернулся из вражеского плена. Именно после этого икона и получила свое название «Три Радости» и стала главной святыней храма.

Икона полюбилась русскому народу, особенно ее почитали на Дону и Кубани. Считалось, что молитва перед ней помогает возвращению домой загулявших казаков.

В 1861 году храм был капитально перестроен по проекту М. Д. Быковского. Архитектор поставил его на сваи. При этом интересно, что главный престол храма Святой Троицы оказался расположенным справа, а центральным стал придел иконы Божией Матери «Три Радости».

Еще одна святыня храма - это икона святого Давида Гареджийского, великого грузинского подвижника VI века. Святой Давид Гареджийский имеет от Бога благодать помогать женщинам в их немощах и недугах, связанных с чадородием. К нему обращаются с молитвой о помощи в родах, о даровании ребенка или об исцелении недуга, а также поблагодарить за получение просимого. Основанием для такого молитвенного обращения послужил эпизод из жизни преподобного, который доносит до нас его житие. Преподобный Давид Гареджийский пришел в Грузию из Сирии в середине VI века и поселился в окрестностях Тбилиси. Он был проповедником христианской веры, за что на него ополчились жрецы-огнепоклонники. Подговорив одну обольщенную девицу, они объявили его виновником ее позора. Вызванный жителями на суд Преподобный подошел к девице и коснувшись посохом ее чрева, спросил: «Я ли твой отец?» Из утробы раздался голос: «Нет», - и был назван истинный виновник ее падения. После этого на глазах у всех девица родила камень. В память о небесном заступничестве Преподобный испросил у Господа на той горе целебный источник, к которому до сих пор прибегают грузинки в своих женских немощах.

В 1929 году храм был закрыт. В нем размещалось зернохранилище, а с середины 50-х годов - клуб. Были снесены барабан и колокольня; внутри все сильно перестроено, а в центральном приделе оборудован актовый зал.

В 1992 году здание было вновь передано церкви.

Сейчас настоятелем храма является протоиерей Иоанн Каледа.

Храмовый день - праздник Святой Пятидесятницы (переходящее празднование в зависимости от празднования дня Пасхи).

Кроме служб в воскресные, субботние и праздничные дни, каждую среду перед иконой Божией Матери «Три радости» совершается молебен с чтением акафиста, во время которого икона выносится из алтаря для поклонения. На молебен приезжают люди со всей Москвы и из других городов, чтобы помолиться о помощи находящимся в заключении, о семейном благополучии, о возвращении долгов. По понедельникам совершаются молебны преподобному Давиду Гареджийскому, по четвергам - святителю Николаю Чудотворцу. При храме работает воскресная школа.

Первое упоминание о храме на этом месте относится к XVI веку – это был деревянный храм в честь Святого Василия, позже при нем были освящены приделы в честь Покрова Пресвятой Богородицы и Святой Троицы. В середине XVII века храм был выстроен в камне - он простоял почти сто лет, но в 1742 году обрушилась колокольня храма с нижней и верхней трапезной. Вероятно, это произошло потому, что участок, на котором был построен храм, время от времени подтапливался – рядом протекала река Рачка, вытекавшая из пруда, который носит сейчас название Чистый, она пересекала Покровку и шла дальше вниз по Колпачному переулку. Весной, а также после больших дождей, Рачка разливалась и превращала соседние владения в топкую и грязную местность. Собственно, отсюда и произошло название «на Грязях».

В 1745 году было начато строительство новой церкви с главным приделом Троицы Живоначальной. Храм, законченный к 1752 году, был выполнен в формах раннего барокко; есть версия, что его строителем был известный архитектор Иван Мичурин.

В пожаре 1812 года церковь не пострадала и не была разграблена французами. Однако уже к середине XIX века Троицкий храм стал тесен и не вмещал всех прихожан. Тогдашний церковный староста храма купец и фабрикант Евграф Владимирович Молчанов решил перестроить его на собственные средства. Он обратился к известному архитектору , который разработал проект новой Троицкой церкви. Он кардинально перестроил старый храм, существенно увеличив площадь церковного здания. Новый храм был увенчан большим куполом, с западной стороны была возведена высокая трехъярусная колокольня (в ее строительстве, которое длилось до 1870-х годов, принимал участие сын архитектора ); фасады храма были выполнены в классических формах. Строительные работы завершились в 1861 году, церковь была освящена Святителем Филаретом, митрополитом Московским. В храме хранилась местночтимая икона Божией Матери «Трех радостей», по которой он получил свое второе название – «Трех радостей». Построенный архитектором Быковским храм стал новой высотной доминантой района Покровки и Ивановской горки, наряду с древней церковью Успения и храмом Архангела Гавриила (Меньшиковой башней).

Донатор Троицкого храма Евграф Молчанов – потомственный почетный гражданин и статский советник – был крупным фабрикантом, владельцем нескольких текстильных и ситценабивных предприятий в Москве и Подмосковье. Он был известен также как благотворитель, помогавший бедным семьям и сиротам. Молчанов имел усадьбу на Покровке, прямо напротив Троицкого храма, старостой которого он был долгие годы. Архитектор Михаил Быковский много строил по заказу Молчанова – в тех же 1860-х годах он перестроил его усадебный дом на Покровке (нынешний дом 10) и выстроил Знаменский храм в молчановской усадьбе Ховрино (Грачёвка).

После большевистской революции 1917 года храм продолжал действовать, пока не был закрыт в 1930 году под устройство здесь зернохранилища. Высокий купол храма и 3 яруса колокольни были разобраны, над бывшим приделом был надстроен этаж, внутреннее пространство было разделено перекрытиями и перегородками – после этих реконструкций в здании с трудом можно было опознать бывший храм. С 1950-х годов здесь располагался дом культуры. В начале 1990-х годов храм был возвращен верующим.

В 2014 году были проведены реставрация и воссоздание основания и фундаментов здания, каменных кладок и конструкций (в том числе раскрытие оконных и дверных проемов, устройство отсечной гидроизоляции). Отремонтированы и отреставрированы стропильная система, кровля, главки над входной группой, позолоченные кресты и подкрестные яблоки. Заменены медные водосточные трубы. Восстановлены гранитный, белокаменный и терракотовый цоколи; гранитные площадки и ступени входных групп.

Масштабные работы проводились по восстановлению исторического оформления фасадов. Были реставрированы и воссозданы белокаменный и лепной декор; терракотовые капители пилястровых портиков; дубовые оконные и дверные столярные заполнения и оконные решетки. Произведена штукатурная отделка и окраска фасадов.

В древнем Владимире есть Дмитриевский собор, сплошь покрытый резными изображениями фантастических зверей.

Львы, грифоны, единороги - их хитросплетение не только развлекает, но и образует текст. В Москве дом с многозначительным зооморфным орнаментом тоже имеется.

У Покровских ворот в 1905–1907 годах построила свой доходный дом церковь Троицы на Грязех, и архитектор Лев Кравецкий в декоре дома использовал, по тогдашней моде, древнерусские мотивы. Правда, в звериную тайнопись вчитываться смысла нет: вид и расположение животных подчинены законам чистой эстетики.

С тех пор единственный в своем роде московский домбестиарий стал ориентиром на местности. Да и в размерах подрос - на два этажа, в 1945 году. Это в 1905-м церковным людям хватало двух этажей для нуждающихся прихожан и еще двух под сдачу - а в середине века жилищный кризис заставлял Моссовет наращивать все дома, где это позволяли стены и фундамент.

Дар

В наш храм из Грузии доставлена икона. Наместник монастыря Светицховели архимандрит Серафим прислал нам большую по размеру и замечательную по письму икону преподобного Иоанна Зедазнийского и двенадцати его учеников.

Надписи на иконе грузинские, поэтому мы перечислим поименно тех, кто на ней изображен – в центре преподобный Иоанн. А в клеймах, если смотреть слева направо и двигаться сверху вниз (как при чтении книги): Стефан Хирский, Исе, епископ Цилканский, Авив, епископ Некресский, Иосиф, епископ Алавердский, Исидор Самтавийский, Шио Мгвимский, Давид Гареджийский (с тремя камнями!), Михаил Улумбийский, Пирр Бретский, Антоний Марткобский, Зенон Икалтский, Фаддей Степанцминдский.

Это сирийские подвижники, основатели грузинского монашества, пришедшие в Грузию из Каппадокии в середине VI века.

Спаси, Господи, за такой подарок!

gastroguru © 2017