Борьба с безработицей

Безработица является одной из важнейших социально-экономических проблем в современном мире. Сколько уже было статей и дискуссий на эту тему. И неудивительно, ведь именно она является ключевым показателем благополучия страны. Изучая экономику любого государства, мы не в последнюю очередь обращаем внимание на актуальный уровень безработицы. Каждая страна стремится улучшить данный показатель, понизив его до минимума. Заметьте, не избавиться, а именно понизить, потому что абсолютное избавление от безработицы невозможно.

Давайте разберемся для начала, зачем вообще необходимо понижать уровень безработицы.

Автору данной статьи неизвестна ни одна положительная сторона высокого уровня безработицы. Наоборот, можно отметить лишь негативные последствия безработицы, начиная от снижения ВВП и заканчивая ухудшением криминогенной обстановки в стране.

Как же можно бороться с этим «злом»? Проблема, по нашему мнению, кроется в системе образования. К сожалению, ни для кого не секрет, что большинство российских дипломированных специалистов работает не по своей специальности, по причине того, что не может найти соответствующее своей квалификации рабочее место. Опять же, на некоторые рабочие места невозможно найти квалифицированного работника, и причина не в заработной плате, или, по крайней мере, не только в ней, а в том, что государство таких специалистов готовит мало. То есть необходимо, основываясь на показателях, люди с каким образованием не могут найти работу, а на какие вакансии, наоборот, трудно найти специалиста, пересмотреть систему самого высшего и среднего специального образования, скорректировав количество бюджетных мест на разных специальностях в зависимости от востребованности. Благодаря этому дипломированные выпускники образовательных учреждений смогут с меньшими усилиями найти работу по своей специальности.

Не стоит также забывать и о мотивации самих людей быть трудоустроенными. Необходимо создать такие условия, при которых быть безработным будет невыгодно. Пособия по безработице не должны превышать размер минимальной заработной платы.

Стоит отметить, что официальный уровень безработицы может значительно отличаться от фактического. С одной стороны, не все безработные официально зарегистрированы на бирже труда. С другой стороны, не все официально числящиеся безработными таковыми являются, так как работают нелегально. Таким образом, борясь с неофициальным трудоустройством, мы бы также могли понизить официальный уровень безработицы.

Итак, проблема безработицы играет в экономике страны важную роль. Бороться с ней сложно, но можно.

Автор: Oliru

Оценка: 4

Уникальность: 87 %

Дата публикации: 28.09.2015 12:05

Безработица — очень актуальное явление, которое стало ощущаться острее именно в последний год, в период «мирового экономического кризиса».

Количество людей, которые находятся в поиске рабочего места, увеличивается по причине сокращения. А это не только пополняет армию безработных, но и уменьшает шансы трудоустроиться тем, кто столкнулся с этой проблемой ранее.

Безработным считается тот человек, который находится в постоянном активном поиске работы и не может ее найти в течение года.

Существует два вида безработицы:
— добровольная – работник по собственному желанию покидает свое место работы;
— вынужденная – в силу самых разных обстоятельств увольняется нанимателем. Чаще всего это производственная необходимость, связанная со снижением на рынке труда спроса на товар или услугу, производимыми этой компанией.

Борьба с безработицей сегодня – очень сложное явление. Не так много людей справляются с ней, используя собственные силы. Одним из способов является заработок в сети Интернет. Например, рынок Forex дает возможность получить определенный доход (при условии наличия особых знаний) или работа по привлечению клиентов к товарам или услугам. Партнерская программа – еще один из способов заработать в сети интернет. Поиск работы с использованием многочисленных баз резюме и предложений на рынке труда, в которых представлены широкие вакансии в разных городах и самого разного профиля.

Большое внимание необходимо уделять правительству для борьбы с безработицей. Ведь именно экономические предпосылки на уровне страны приводят к этим проблемам.
Сюда можно отнести следующие меры:
— повышение квалификации работников или их переобучение;
— создание новых рабочих мест, включая организацию общественных работ, открытие новых предприятий и восстановление старых производств;
— содействие в постановке на учет и помощь в трудоустройстве в центрах занятости;
— в целях сохранения рабочих мест поддержка предприятий, а также поддержка развития малого и среднего бизнеса;
— контроль за обоснованностью увольнения, особенно для наиболее уязвимых групп (люди с малым профессиональным стажем, в определенном возрасте, матери с детьми, беременные женщины);
— содействие в выезде на те территории, где имеется дефицит рабочей силы, при наличии трудовых вакансий;
— перераспределение рабочих мест в пользу местного населения перед приезжими гражданами.

Другими словами, проблема безработицы очень актуальна. Не всегда государство идет на помощь своим гражданам, ведь все эти меры могут быть прописаны в законе, но не соблюдаться. Поэтому поиск и выбор рабочего места всегда стоит перед самим человеком. Настойчивость и последовательность в действиях обязательно окупятся тем, что он найдет достойную работу.

Петербургский Государственный Университет Путей Сообщения

Кафедра «Экономика»

Доклад

«Средства борьбы государства с безработицей »

Проверил преподаватель

Глухарев.Л.С.

Выполнила студентка

Группы ЭУС-802

Бавыкина Г.А.

Михневич.А.В.

Санкт-Петербург

2010

1. Занятость и безработица: вопросы теории и практики…………………….2

2. Активная политика занятости на рынке труда ………………………………7

3.Основные пути содействия занятости населения…………………………….10

4.Программа социальных реформ о занятости и о безработице……………….12

5.Выводы………………………………………………………………………….15

6.Приложение……………………………………………………………………17

7.Литература……………………………………………………………………..20

Занятость и безработица:

вопросы теории и практики

К важнейшим макроэкономических показателям и условиям, характеризующим уровень и качество жизни, относится занятость. Под занятостью понимается численность взрослого (старше 16 лет) трудоспособного населения, имеющего работу.

Проблема занятости населения — это проблема вовлечения людей в трудовую деятельность и степень удовлетворения их потребности в труде рабочими местами. Но не все трудоспособное население имеет работу, есть и безработные. Согласно новому российскому законодательству о занятости населения безработными признаются граждане в трудоспособном возрасте, которые по независящим от них причинам не имеют работы и заработка (трудового дохода), зарегистрированные в государственной службе занятости в качестве лиц, ищущих работу, способные и готовые трудиться, и которым эта служба не сделала предложений подходящей работы. То есть безработными считаются трудоспособные граждане, не достигшие пенсионного возраста, по независящим от них причинам лишившиеся заработка. Причем, лишь те из них, кому служба занятости не предоставила работу.

Безработица (будь то фрикционная, структурная или циклическая) характеризуется как численность взрослого трудоспособного населения, которое не имеет работы и находится в поисках ее. Общая численность занятых и безработных составляет рабочую силу. В рабочую силу включают всех, кто может трудиться и трудится, кто занимается домашним хозяйством, кто ведет самостоятельное дело, кто ищет работу.

Сюда не входят, разумеется, те лица, которые не вошли в производство (или в трудовую деятельность) по возрасту — дети, или уже вышли из него по возрасту — пенсионеры, а также обучающаяся молодежь (школьники, студенты), инвалиды и военнослужащие. Одним словом, те, кто не мог и не должен был работать, а также те, кто не искал работу.

Отсюда следует вывод: добиться такого положения, чтобы занято было все трудоспособное население невозможно. Ведь одни вступают в рабочую силу, другие выходят из ее состава, третьих увольняют или они сами увольняются, четвертые находятся в поисках работы, т.е. происходит нормальное движение рабочей силы, часть которой на какой-то промежуток времени остается без работы. В США например, 1/5 всей рабочей силы меняет работу каждый год. Занятость остается полной при отсутствии циклической безработицы: для достижения полной занятости в расчет не принимается фрикционная и структурная безработица.

Итак, полная занятость не означает отсутствия безработицы.

Не случайно, как принято в западной литературе, естественный уровень безработицы при полной занятости равен сумме фрикционной и структурной безработицы.

Для исчисления безработицы используются различные показатели, но общепринятым, в том числе и в Международной организации труда, является норма безработицы. Она определяется как отношение общего количества безработных к численности рабочей силы, выраженное в процентах. Экономисты Запада считают вполне нормальным и неизбежным явлением естественный уровень безработицы в пределах до 5—6 %. Если занятость рабочей силы составляет 94—95 %, то это и есть достижение полной занятости трудоспособного населения.

Что касается проблемы занятости в нашей стране, то государство сняло с себя обязанность каждому гарантировать рабочее место. В порядке компенсации определен статус безработного, открыта регистрация безработных, начата выплата пособий, организуется переобучение.

Законодательством о занятости в РФ предусмотрено, что каждый гражданин страны обладает правом добровольного избрания любого не противоречащего законодательству вида общественно полезной деятельности, свободного выбора места и вида работы, т.е. провозглашается демократический принцип добровольности труда. Запрещается административное принуждение людей к труду. В настоящее время легализованы как законные общественно признанные формы трудовой деятельности: работы на дому, в домашнем хозяйстве, воспитание детей, уход за престарелыми людьми и инвалидами и т.д.

Индивидуальный труд и предпринимательская деятельность приобретают статус столь же общественно признанных форм, как и труд в общественном производстве. Законом предусмотрена профессиональная деятельность российских граждан за рубежом.

На принципах равнодоступности должны иметь место работы по совместительству, временная работа, эпизодические формы занятости, работа по гибкому, скользящему графику. Принципиальное значение различных форм организации труда состоит в том, что их раскрепощенность, свобода, гибкость соответствуют духу и принципам рыночной экономики.

Законодательство о занятости населения предусматривает целый комплекс гарантий права на труд и мер по предложению (предоставлению) людям подходящей работы с учетом профессии, стажа, возраста, места жительства.

Остановимся на мировом опыте государственного регулирования занятости. В промышленно развитых странах широко используются различные виды социальной помощи безработным, а также различного рода субсидии.

Воздействие государственного регулирования в сфере занятости идет по следующим основным направлениям:

1) программы по стимулированию роста занятости и увеличению числа рабочих мест в госсекторе;

2) программы по подготовке и переподготовке рабочей силы;

3) программы содействия найму рабочей силы.

Государственными субсидиями поощряется частичная занятость или работа неполную рабочую неделю.

Для уменьшения безработицы практикуется "досрочный" выход на пенсию. В США, например, в 80-е гг. период трудовой активности был сокращен для 23 % лиц предпенсионного возраста. В Англии было создано 750 тыс. рабочих мест за счет досрочного ухода на пенсию. Что касается социальной помощи, то она осуществляется несколькими путями: пособие по безработице, денежная поддержка и материальная помощь.

1.

Пособие по безработице. Это наиболее крупное материальное вспомоществование. Его получают лица, зарегистрированные на бирже труда, имеющие определенный стаж работы и вносившие взносы в фонд по безработице. Кстати, фонд страхования по безработице формируется из трех источников: обязательные взносы предпринимателей; взносы самих работников; дотации бюджета. И тем не менее, пособие по безработице не обеспечивает прожиточного минимума. В силу целого ряда причин пособие получают, как правило, не более половины безработных. К тому же срок получения пособия по безработице ограничен: в ФРГ — 100 недель, Япония — 40, США — 30.

2. Денежная поддержка. Это второй этап финансовой помощи не имеющим работы. В одних странах она составляет твердую ставку (например, во Франции), в других, как и пособие по безработице, составляет определенную долю заработка (например, в ФРГ — это примерно 60 %). В некоторых странах, в частности, в США и Японии, денежная поддержка не осуществляется. В отличие от пособия по безработице денежная поддержка носит частичный, разовый характер.

3. Материальная помощь. Если тот или иной человек не работает и не может по какой-либо причине:

а) найти работу;

б) получать пособие и денежную поддержку;

в) срок получения пособия истек, государство выделяет безработному и его семье: некоторые денежные средства; оплачивает некоторые коммунальные услуги: частично погашает квартплату; выдаются талоны на питание и т.д. Все это делается, чтобы поддержать безработного хотя бы на уровне прожиточного минимума.

Активная политика занятости на рынке труда

Регулирование занятости — совокупность мер государственного прямого и косвенного воздействия на рынок труда с целью достижения поставленных целей. Цели регулирования занятости отражают нормативное состояние рынка труда, которого необходимо достичь, решая актуальные проблемы.

Регулирование занятости имеет несколько уровней:

— общегосударственный уровень, где решаются кардинальные социально-экономические задачи общества, причем большинство принимаемых решений в той или иной степени отражаются на занятости;

— региональный уровень, находящийся в пределах компетенции местных властей и возможностей соответствующих бюджетов, где принимаются решения по вопросам регулирования рынка труда, включая вопросы сдерживания массового высвобождения работников, расширения социальной помощи безработным и другое;

— локальный уровень, где осуществляются взаимоотношения субъектов рынка труда, конкретного человека с работодателем, Центром занятости, местными органами исполнительной власти.

На всех уровнях регулирование должно осуществляться на основе общеэкономической концепции социально ориентированной рыночной экономики. С этой целью необходимо решить две наиболее важные задачи регулирования занятости.

Первая задача заключается в определении долгосрочной перспективы, предусматривающей стабилизацию общего спроса на труд, и уровней скрытой, частичной безработицы с их последующим снижением, при эффективном использовании занятых и более гибком спросе населения на рабочие места.

Вторая задача, ориентированная на краткосрочную и среднесрочную перспективы, предусматривает воспрепятствование массовому высвобождению потенциальных безработных и резкому увеличению реальной (открытой), в том числе застойной (длительной) безработицы. Здесь также предполагается взаимоувязанное высвобождение работников и создание новых рабочих мест с целью ограничения полного заблокирования процессов рационализации занятости.

Меры государственного воздействия на рынок труда должны быть оценены с позиции учета интересов работников и предпринимателей. Государственное регулирование занятости должно осуществляться по следующим основным направлениям:

1. Поддержка индивидуальных частных предпринимателей — ремесленничество, надомный труд и т.д., т.е. занятость, не требующая крупных затрат.

2. Создание в регионах частных бюро содействия занятости (без права признания ищущих работу в качестве безработных) для оказания содействия в трудоустройстве и самостоятельной занятости элитарным клиентам (т.е. той профессионально подготовленной части населения, которая никогда не обратится в бюро по трудоустройству или за пособием). Создание таких бюро должно быть исключительным правом органов государственной власти субъектов Федерации.

3. Создание специальных предприятий для организации общественных работ (средства на оплату труда резервируются за счет регионального фонда занятости, средства на материальные затраты — из региональных и местных бюджетов).

4. Организация переобучения работников, подлежащих сокращению, — без прекращения с ними трудового договора.

5. Использование администрациями регионов права на передачу части земельного фонда всем желающих инвесторам (в том числе иностранным) под обязательство создать новые предприятия (новые рабочие места), материальная и финансовая поддержка их создания.

6. Принятие в особых случаях мер по развитию частной индивидуальной деятельности.

7. Создание специальных предприятий для обеспечения надомного труда.

8. Создание предприятий для организации общественных работ по благоустройству, обслуживанию престарелых и т.д.

9. Создание новых казенных предприятий на базе определенных федеральными органами несостоятельных предприятий.

10. Обеспечение специальных программ внутренней миграции населения из кризисных районов.

Страницы: следующая →

12Смотреть все


Похожие страницы:

  1. Безработица как социальная проблема (1)

    Реферат >> Экономика

    … Влияние последствий безработицы на людей 3.2 Необходимость сокращения безработицы 3.3 Способы борьбыгосударства с безработицей Заключение Список … а также с нехваткой у предприятий денежных средств на реализацию проектов. Производители вынуждены …

  2. Безработица как социально-экономическое явление (2)

    Реферат >> Экономическая теория

    … в тюрьму. Поэтому не случайно в любом государствебезработица считается центральной проблемой современного общества … частным службам такого типа. Основными средствамиборьбы с циклической безработицей являются: -проведение антициклической (стабилизационной …

  3. Пути решения проблемы безработицы в современных условиях

    Курсовая работа >> Экономика

    … и трудовых отношений. Регулирующая роль государства должна состоять в постоянном поддержании сбалансированности … частным службам такого типа. Основными средствамиборьбы с циклической безработицей являются: проведение антициклической (стабилизационной …

  4. Безработица, ее причины, формы и последствия

    Курсовая работа >> Экономическая теория

    … расходы государства (или, точнее, средств налогоплательщиков) на выплату пособий по безработице, переквалификацию … обозначение наиболее актуальных направлений борьбы с безработицей; изучение российского опыта борьбы с безработицей и выявление на его …

  5. Занятость и безработица в Республики Беларусь

    Реферат >> Экономика

    … службам такого типа. Основными средствамиборьбы с циклической безработицей являются: проведение антициклической ( … болезненной социальной проблемой. В сентябре т. г. уровень безработицы в государствах СНГ составлял: в Украине – 2%, в России – 2,1%, …

Хочу больше похожих работ…

Институциональная безработица

Институциональная безработица — возникает из-за ограниченности рабочей силы и работодателœей в актуальной информации о вакансиях и желании работников.

Данный вид безработицы возникает, в случае если рынок труда функционирует недостаточно эффективно.

Институциональным фактором является уровень пособия по безработице.

Социальные последствия безработицы:

Отрицательные:

1. Обострение криминогенной ситуации.

2. Усиление социальной напряженности.

3. Рост количества физических и душевных заболеваний.

4. Увеличение социальной дифференциации.

5. Снижение трудовой активности.

Положительные:

1. Повышение социальной ценности рабочего места.

2. Увеличение личного свободного времени.

3. Возрастание свободы выбора места работы.

4. Увеличение социальной значимости и ценности труда.

Экономические последствия безработицы:

Отрицательные:

1. Обесценивание последствий обучения.

2. Сокращение производства.

3. Затраты на помощь безработным.

4. Утрата квалификации.

5. Снижение жизненного уровня.

6. Недопроизводство национального дохода.

7. Снижение налоговых поступлений.

Положительные:

1. Создание резерва рабочей силы для структурной перестройки экономики.

2. Конкуренция между работниками как стимул к развитию способностей к труду.

3. Перерыв в занятости для переобучения и повышения уровня образования.

4. Стимулирование роста интенсивности и производительности труда.

Снижение уровня безработицы:

Уровень фрикционной безработицы должна быть снижен за счет:

· улучшения информационного обеспечения рынка труда. Во всœех странах эту функцию выполняют организации по трудоустройству (биржи труда);

· устранения факторов, снижающих мобильность рабочей силы.

· сокращению структурной безработицы более всœего способствуют программы профессионального переобучения и переквалификации.

Наиболее трудно бороться с циклической безработицей.

Для решения такой задачи наиболее эффективными являются следующие меры:

создание условий для роста спроса на товары.

Так как спрос на рынке труда – производный и зависит от ситуации на рынках товаров и услуг, то занятость возрастет, а безработица упадет в там случае, в случае если товарные рынки предъявят больший спрос и для его удовлетворения нужно будет нанять дополнительных работников.

Для разных типов безработицы, поскольку они обусловлены разными причинами, используются разные меры.

Общими для всœех типов безработицы являются такие меры как:

· выплата пособий по безработице;

· создание служб занятости (бюро по трудоустройству).

Специфическими мерами для борьбы с фрикционной безработицей выступают:

· усовершенствование системы сбора и предоставления информации о наличии свободных рабочих мест (не только в данном городе, но и других городах и регионах);

· создание специальных служб для этих целœей.

Для борьбы со структурной безработицей используются такие меры как:

· создание государственных служб и учреждений по переподготовке и переквалификации;

· помощь частным службам такого типа.

Основными средствами борьбы с циклической безработицей являются:

· проведение антициклической (стабилизационной) политики, направленной на недопущение глубоких спадов производства и, следовательно, массовой безработицы;

· создание дополнительных рабочих мест в государственном секторе экономики.

XV.

Инфляция

Инфляция — ϶ᴛᴏ сложное многофакторное явление характеризующее нарушение воспроизводственного процесса и присущее экономике, использующие бумажно-денежное обращение.

Инфляция проявляется в первую очередь в форме повышения уровня товарных услуг, а также в форме относительного удорожания золота͵ иностранной валюты.

Инфляция представляет опасность для экономического развития и увеличивает инфляционную волну:

— адаптивные инфляционные ожидания;

— перенос повышенных издержек на цену продаваемого товара


Читайте также

  • — Государственная политика борьбы с безработицей

    Поскольку безработица представляет собой серьезную макроэкономическую проблему, выступает показателем макроэкономической нестабильности, государство предпринимает меры для борьбы с ней. Для разных типов безработицы, поскольку они обусловлены разными причинами,… .

  • Активная политика занятости Пассивная политика занятости
    Создание новых и сохра­нение имеющихся рабочих мест Поддержание частичной занятости (не­полное рабочее время) и нестандартных ее форм (например, надомная занятость).
    Содействие самозанято­сти, в том числе помощь безработным в организа­ции собственного дела (обучение, консультации, помощь в подготовке биз­нес-плана, аренде поме­щений, приобретении обо­рудования и получении кредитов, замена выплаты пособий субсидиями на открытие собственного бизнеса и т. п.) Субсидирование заработной платы: а) частично занятых — доплаты до уровня оплаты полностью занятых; б) для сохранения занятости высоко­- квалифицированных работников — до-­ платы на период выхода предприятия из кризиса, компенсирующие им вынужденные простои из-за недозагруженности производственных мощностей; в) частичная или полная компенсация работодателю затрат на оплату труда нанятых безработных, прежде всего из числа лиц с пониженной конкурентоспо­- собностью на рынке труда (женщины, имеющие детей, молодежь, лица пред­ пенсионного возраста).
    Содействие трудовой мо­бильности, в том числе межпрофессиональной (обучение и подготов­ка) и межрегиональной     Досрочный выход на пенсию лиц, потерявших работу.
    Установление иммиграционных барье­ров для защиты национального рынка труда.
    Развитие государственных и коммерческих служб занятости и трудоустрой­ства Выплата пособий по безработице и ма­териальная помощь безработным, утра­тившим право на пособие по окончании установленного срока его выплаты.
        Организация оплачиваемых обществен­ных работ, первоочередное право на участие в которых имеют безработные.

    Таким образом, современные концепции регулирования занятости в целом сходятся в понимании того, что государственное макроэкономическое регулирование рынка труда целе­сообразно в краткосрочном периоде, там, где па­раметры безработицы существенно превышают естественный уровень, т. е.

    растет ее циклическая составляющая. При прибли­жении экономики к состоянию полной занятости задача государ­ства — содействовать развитию институтов инфраструктуры рын­ка труда и трудовой мобильности, сокращая тем самым масшта­бы и длительность фрикционной и структурной безработицы.

    Глава 8. Инфляция: сущность, причины, виды и социально-экономические последствия. Антиинфляционная политика.

    8.1. Сущность, причины и показатели инфляции.

    8.2. Типы и виды инфляции.

    8.3. Социально-экономические последствия инфляции. «Цена» инфляции.

    8.4. Антиинфляционное регулирование.



    Дата публикования: 2014-11-02; Прочитано: 547 | Нарушение авторского права страницы



    studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.001 с)…

    Записи созданы 973

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Похожие записи

    Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

    Вернуться наверх