Встречная проверка

 21.07.13

Предмет и цели проверки

Итак, встречная проверка в отличие от камеральной или выездной не является видом налоговой проверки.

Встречная проверка – это одно из мероприятий налогового контроля. Сущность ее заключается в предоставлении компаниями информации друг о друге либо получении налоговиками необходимой информации от третьих лиц.

Целями проведения такой проверки являются:

  • подтверждение реальности существования контрагента;
  • подтверждение совпадения данных по финансово-хозяйственным операциям у контрагента и проверяемого налогоплательщика.

По результатам встречной проверки не выносится обязательных для налогоплательщика решений. Но полученные материалы используются в качестве доказательств совершения налоговых правонарушений.

Должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку какой-либо организации, вправе истребовать у контрагента проверяемой организации документы (информацию), касающуюся сделок между проверяемой организацией и её контрагентом.

Запрашиваемые документы

Установленного перечня документов, которые вправе затребовать налоговики в ходе встречной проверки, нет. Это могут быть любые бумаги, связанные с деятельностью проверяемой организации и ее партнеров.

Из-за того что перечень документов четко не определен, возможны споры. Надо отметить, что суд в каждом конкретном случае будет выяснять реальную связь истребованных документов (информации) с деятельностью проверяемого налогоплательщика. Однако арбитражная практика складывается в пользу проверяющих. Причем налоговики вправе запросить у организации документы (сведения), касающиеся не только проверяемого налогоплательщика, но и лиц, не состоящих с ним в договорных отношениях, если эти документы связаны с осуществляемой им деятельностью. В частности, такими третьими лицами могут быть субподрядчики.

При этом нужно помнить, что в рамках встречной проверки запрещается повторное истребование документов о контрагентах, которые были представлены налогоплательщиком при проведении в отношении него камеральной (выездной) проверки.

Исключение составляют случаи, когда документы ранее представлялись в налоговый орган в виде подлинников, возвращенных затем проверяемому лицу, а также когда документы, направленные в налоговый орган, были утрачены вследствие непреодолимой силы.

Процедурные вопросы

В требовании должно быть указано, какие именно документы необходимо представить, деятельности какой организации они касаются.

Получив требование о представлении документов (информации), компания должна исполнить его в течение пяти дней или в тот же срок сообщить, что не располагает такими документами (информацией). По просьбе организации срок может быть продлен.

А вот если компания документы не представит и требование проигнорирует, это будет являться налоговым правонарушением, ответственность за которое предусмотрена, как было сказано ранее, статьей 129.1 Налогового кодекса РФ.

Требование может быть передано руководителю (представителю) организации лично под расписку или в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (ТКС). Если указанными способами требование передать невозможно, оно высылается по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней с даты направления.

Учтите: судьи считают, что организация обязана исполнить требование, даже если нарушены сроки его направления, расценивая данное обстоятельство как несущественное и не повлекшее нарушения прав контрагента.

Представление документов на бумажном носителе производится в виде копий, заверенных самой организацией. Требование нотариального удостоверения копий (если иное не предусмотрено законодательством РФ) не допускается. Если запрашиваемые документы составлены в электронной форме по установленным форматам, организации разрешается направить их в налоговый орган в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. При необходимости налоговики вправе ознакомиться с подлинниками документов.

Follow Alinga

Узнайте больше об Alinga Consulting Group

          

Есть вопросы?

   www.klerk.ru   

Встречная проверка

Не успели вы прийти в себя после выездной проверки, как налоговики опять требуют те же самые документы. При этом они говорят, что проводят встречную проверку. Неужели инспекторы вправе проверять вас так часто? Что такое встречная проверка?

Встречная проверка — это проверка операций друг с другом двух и более фирм. Если налоговики пришли к вам с такой проверкой, значит, их заинтересовал ваш деловой партнер. Чем больше у вас партнеров, тем чаще могут приходить инспекторы: ограничений никаких нет.

Проводить такую проверку или нет, налоговики решают по своему усмотрению. Но если они проверяют экспортера, который претендует на возмещение НДС, то к его поставщику придут обязательно (или направят требование о представлении документов по почте). Этого требует Приказ МНС России от 3 сентября 2001 г. N БГ-14-03/106дсп.

Примечание. Ограничений по периодичности для встречных проверок нет.

"Чтобы организовать встречную проверку, — рассказывает налоговый инспектор одной из московских инспекций Александр Д., — мы направляем запрос в инспекцию, где контрагент проверяемой нами фирмы состоит на учете. Получив наш запрос, инспекция требует у контрагента необходимые документы либо направляет инспекторов для их проверки непосредственно на предприятие. Затем инспекторы составляют справку и направляют ее нам. Если контрагент проверяемой фирмы состоит на учете в нашей инспекции, то встречную проверку мы проводим сами".

Ситуация первая: налоговики проводят встречную проверку у вашего делового партнера

В такой ситуации судьба вашей фирмы зависит от того, какие результаты дала встречная проверка.

Один из возможных результатов встречной проверки — отсутствие искомой фирмы, то есть вашего делового партнера. В таких случаях налоговики обычно отказываются принять документы "потерявшегося" контрагента в качестве подтверждения расходов фирмы. Например, они не принимают к вычету НДС, уплаченный в составе этих расходов.

Однако, если дело доходит до судебного разбирательства, судьи обычно встают на сторону предприятия — об этом свидетельствует и арбитражная практика. Основной довод судей — налогоплательщик не может отвечать за своих контрагентов.

Впрочем, в некоторых регионах суды настроены не столь лояльно и могут в той же ситуации вынести противоположный вердикт. Свою позицию судьи обычно обосновывают тем, что экспортер не может принять к возмещению НДС, уплаченный поставщику по приобретенным у него товарам, поскольку поставщик после продажи этих товаров экспортеру НДС в бюджет не заплатил.

Гораздо сложнее дело обстоит в том случае, когда контрагент найден, но у него не оказалось нужных документов или того хуже — цифры в документах партнеров различаются. Тут в руках у налоговиков сразу же оказываются весомые аргументы, например два экземпляра одного и того же счета-фактуры, где стоят одинаковые печати, но цифры в них разные. А это доказательство того, что кто-то из партнеров нечист на руку. Если возникнет необходимость, эти бумаги можно будет предъявить в суде.

Если расхождения окажутся серьезными и приведут к искажению налоговой базы на сумму более 450 000 руб., налоговики передадут материалы в милицию. В такой ситуации милиционеры могут возбудить уголовное дело по ст.199 Уголовного кодекса (уклонение от уплаты налогов). Однако при этом им придется доказать, что вы действовали с прямым умыслом, то есть сознавали преступность своих действий и желали наступления их последствий.

Ситуация вторая: налоговики проводят встречную проверку у вас

Если встречная проверка проводится на вашей фирме, то по ее итогам вам ничто не грозит. Оштрафовать вашу фирму нельзя, но полученные данные могут спровоцировать налоговых инспекторов на полноценную выездную проверку. Однако провести эту проверку налоговики могут не всегда.

Представим такую ситуацию. Налоговая инспекция провела у вас выездную проверку. Через некоторое время инспекторам понадобились те же самые документы, но в рамках встречной проверки. Посмотрев эти документы еще раз, налоговики обнаружили у вашей фирмы нарушения. По итогам встречной проверки оштрафовать вас они не могут, значит, нужно либо проводить еще одну выездную проверку за уже проверенный период, либо просить разрешение на повторную проверку у вышестоящей инстанции. Первое запрещено Налоговым кодексом (ст.87), второе невыгодно самим налоговикам, поскольку говорит об их некомпетентности. Таким образом, у вас есть шанс наказания избежать.

Примечание. Повторную выездную проверку по тем же вопросам за тот же период налоговики проводить не вправе.

Документы, которых требует инспекция в рамках встречной проверки, должны относиться к деятельности вашего партнера. Если инспекторов заинтересовала какая-то конкретная сделка, то и документы, которые они вправе попросить у вас, должны быть с этой сделкой связаны. Это могут быть, например, договор, счета-фактуры, накладные, платежные поручения и т.п. Если налоговики превысят свои полномочия, обращайтесь в суд: он вас поддержит.

Пример 1. Налоговая инспекция оштрафовала ОАО "Кольская ГМК" на 5000 руб. (п.2 ст.126 НК РФ) за непредставление документов в ходе встречной проверки. Фирма с решением не согласилась и обратилась в суд.

Судьи иск удовлетворили, потому что инспекция истребовала у ОАО сведения, касающиеся деятельности самого общества, в частности оборотные ведомости по всем субсчетам счета 10 в разрезе сырья и материалов, что свидетельствует о превышении налоговиками своих полномочий (Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 21 мая 2002 г. N А42-1401/02-23).

Оштрафовать фирму за непредставление документов в ходе встречной проверки налоговики могут по ч.2 ст.126 НК РФ. Размер штрафа — 5000 руб.

Л.Лунина

Редактор-эксперт

Приложение N 7 к Приказу Федеральной службы

финансово-бюджетного надзора от 20 ноября 2014 г. N 437

АКТ ВСТРЕЧНОЙ ПРОВЕРКИ ___________________________________________________________________________ (полное и сокращенное наименование объекта встречной проверки) ___________________ "__" ______________ (место составления) (дата) Встречная проверка проведена на основании приказа Федеральной службы финансово-бюджетного надзора (территориального управления) от _____________ N ______ "________________________________" в рамках выездной (камеральной) проверки _________________________________________________________________. (указывается тема контрольного мероприятия) Тема встречной проверки: ______________________________________________ ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ _____________________________. Проверяемый период: _________________________________. Встречная проверка проведена проверочной группой в составе: ___________ __________________________________________________________________________.

(должности, фамилии, инициалы) К проведению проверки привлекались эксперты ___________________________ (фамилии, инициалы) (указывается только в случае их привлечения к контрольному мероприятию) Срок проведения встречной проверки, не включая периоды ее приостановления, составил ______ рабочих дней с ___________ по ___________. Проведение встречной проверки приостанавливалось (срок проведения продлевался) с ____________ по ___________ на основании приказа Федеральной службы финансово-бюджетного надзора (территориального управления) от ______ N ____________________ "_________________________________________________". (указывается только в случае приостановления (продления срока проведения) контрольного мероприятия) В ходе встречной проверки исследованы: ________________________________ (указываются документы, материалы ___________________________________________________________________________ и иная информация (в том числе полученная в ходе встречных проверок и обследований)) представленные (полученные) (указываются источники поступления документов, материалов и иной информации). Общие сведения об объекте встречной проверки: <*> _____________________ ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ _________________________. ——————————— <*> Указываются сведения о проверенной организации, включающие: полное и краткое наименование, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), ОГРН, код по Сводному реестру главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета, главных администраторов и администраторов доходов федерального бюджета, главных администраторов и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета; ведомственная принадлежность и наименование вышестоящего органа с указанием адреса и телефона такого органа (при наличии); сведения об учредителях (участниках) (при наличии); перечень и реквизиты всех счетов в кредитных организациях, включая депозитные, а также лицевых счетов (включая счета, закрытые на момент ревизии (проверки), но действовавшие в проверяемом периоде) в органах федерального казначейства; фамилии, инициалы и должности лиц, имевших право подписи денежных и расчетных документов в проверяемый период; иные данные, необходимые, по мнению руководителя проверочной группы, для полной характеристики проверенной организации.

Настоящей проверкой установлено: ______________________________________ ___________________________________________________________________________ (указываются факты с указанием документов (материалов), ___________________________________________________________________________ на основании которых сделаны выводы) ___________________________________________________________________________ Обобщенная информация о результатах встречной проверки: ___________________________________________________________________________ (указывается обобщенная информация о результатах встречной проверки) ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________. Приложение: (указываются документы, материалы, приобщаемые к акту встречной проверки, в том числе документы (копии документов), подтверждающие нарушения) Руководитель проверочной группы _________________ ____________ ________________ ___________________________ (должность) (дата) (подпись) (инициалы, фамилия)

Росфиннадзор

Несмотря на то, что встречная проверка с 1 января 2007 года исключена из налогового законодательства, налоговики все же требуют информацию на основании ст. 93.1 Налогового кодекса «Истребование документов (информации) о налогоплательщике, плательщике сборов и налоговом агенте или информации о конкретных сделках».

Что же такое встречная проверка?

Это комплекс мероприятий налогового контроля, инициированных налоговым органом, направленный на установления двустороннего факта произведенной сделки. Иными словами, налоговая инспекция требует у контрагента аналогичный комплект документов для подтверждения факта и законности сделки у налогоплательщика.

Налоговый кодекс не регламентирует порядок проведения встречных проверок, однако зачастую налоговики обращаются к поставщикам фирмы у которого налогоплательщик закупил товары и услуги для подтверждения обоснованности налогового вычета по Налогу на добавленную стоимость.

Каждый налоговый орган при проведении встречных проверок регламентируется своими внутренними положениями, и комплект предоставляемых документов увеличивается. Главбух24 много лет сотрудничает с инспекциями города Краснодара и Краснодарского края и знает все требования предоставления встречных проверок, поэтому лучшим способом не нарваться на штраф, который достигает 5000 рублей за несвоевременное предоставление встречных проверок является обращение к специалистам Главбух24.

Мы в короткие сроки подготовим все необходимые документы, если их нет, истребуем их у контрагента и подготовим весь пакет документов для успешного прохождения встречной проверки налогового органа.

Последствия проведения встречной проверки могут негативно отразиться на ситуации в целом. Руководителя могут не только оштрафовать, но и доначислить налоги, связанные с непредставлением информации как с одной, так и с другой стороны. Поэтому своевременное обращение к специалистам Главбух 24 является самой оптимальной стратегией.

Налоговые органы наряду с выездными и камеральными проверками могут проводить и встречные проверки. Такого рода проверки проводятся согласно ст. 87 НК РФ, где указано, что «если при проведении камеральных и выездных налоговых проверок у налоговых органов возникает необходимость получения информации о деятельности налогоплательщика (плательщика сбора), связанной с иными лицами, налоговым органом могут быть истребованы у этих лиц документы, относящиеся к деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора) (встречная проверка)».

Встречная налоговая проверка проводится в случае, если у налоговой инспекции в ходе проверки контрагента возникла необходимость в получении дополнительной информации проверяемого налогоплательщика в связи с его финансово-хозяйственной деятельностью.

Такая необходимость может возникнуть в случаях:
1) если имеется информация об уклонении проверяемой организации от налогообложения путем применения специальных налоговых схем, равно как и в случае, если ранее двумя контрагентами применялись схемы уклонения от налогообложения;
2) если подлинность предоставленных налогоплательщиком документов для проверки вызывает сомнение или данные в них недостоверны;
3) если налоговый орган подозревает фиктивность сделки или подобные фиктивные сделки имели место ранее;
4) если есть подозрения, что проверяемая организация не оприходует товарно-материальные ценности, выручку и денежные средства не отражаются на счетах организаций;
5) в иных случаях.

На практике достаточно часто налоговые органы стараются провести встречные проверки у контрагентов в случаях отклонения от обычных и стандартных операций. Например:
а) при проведении взаимозачетов;
б) уступок и переуступок прав требований по обязательствам;
в) бартерных операций;
г) при безвозмездно оказанных услугах;
д) при возмещении и зачете налога на добавленную стоимость.

Встречная проверка так же, как обычная, может быть либо камеральной, либо выездной.

В первом случае налоговый орган может просто направить в банк письменный запрос, в котором перечислит все документы, касающиеся операций с конкретным контрагентом. Во втором случае налоговый инспектор может лично посетить банк. При выездной встречной проверке проверяющий налоговый инспектор может либо самостоятельно прийти к контрагенту (так поступают, когда необходима оперативность), либо запросить налоговую инспекцию, где контрагент состоит на налоговом учете, провести встречную проверку.

Налогоплательщик имеет право отказать в проведении проверки у себя на территории. Для этого достаточно часто бывает возможным сослаться на отсутствие места для проведения встречной проверки по месту нахождения налогоплательщика. На практике налоговая служба рекомендует согласовать с проверяемым по встречной проверке контрагентом проверку по месту осуществления деятельности последнего.

Как бы то ни было, налоговый инспектор обязан перед началом встречной проверки (выездной и камеральной) предоставить мотивированное требование о предоставлении документов. Это требование должно содержать:
— полное наименование организации, ИНН/КПП;
— обоснование направления требования (указывается ст. 87 НК РФ) и вид налоговой проверки, при проведении которой возникла необходимость получения информации о деятельности проверяемого налогоплательщика;
— полное наименование организации, ИНН/КПП, в связи с проведением налоговой проверки которой возникла необходимость дополнительной информации;
— срок предоставления требуемых документов (обычно 5 дней с момента получения требования);
— перечень требуемых документов;
— указание на предоставление требуемых документов в виде заверенных должным образом копий;
— указание на предусмотренную НК РФ и Кодексом РФ об административных правонарушениях ответственность за непредставление документов.

Требование должно быть подписано начальником отдела и руководителем налогового органа (его заместителем).

Стоит отметить еще раз, что документы должны быть представлены в срок 5 дней с момента получения требования. Срок начинает течь либо с момента вручения требования под расписку руководителю проверяемой по встречной проверке организации, либо с момента вручения уведомления по заказному письму, которым было направлено требование. Так или иначе, но под сроком 5 дней подразумеваются 5 рабочих дней, что, впрочем, лучше уточнить непосредственно у сотрудника налоговой инспекции, проводящего встречную проверку.

Часто бывает так, что организация в силу различных причин не имеет возможности собрать запрашиваемые документы в течение указанного срока. В таком случае необходимо письменно уведомить налоговый орган, проводящий налоговую проверку, о невозможности выполнения в срок предъявленного требования. В письме желательно указать причину и реальный срок исполнения требования. Такое письмо направляется в канцелярию налогового органа, и желательно копию передать лично в руки проверяющему налоговому инспектору. Только в таком случае налогоплательщик может быть освобожден от штрафных санкций за непредставление документов.

При предоставлении документов необходимо подготовить сопроводительное письмо и на копии письма сотрудник, получивший документы, должен расписаться в получении документов и указать дату получения.

В случае непредставления контрагентом относящихся к деятельности проверяемой организации документов в двухнедельный срок с даты получения им требования об этом налоговым органом, истребовавшим указанные документы, осуществляется производство по делу о нарушении законодательства РФ о налогах и сборах в соответствии со ст. 101.1 НК РФ.

Если документы были представлены своевременно, то налоговый инспектор сопоставляет их с документами проверяемой организации. После проверки и сопоставления полученных по встречной проверке документов, инспектор в случае отсутствия нарушений у контрагента может не выносить решения о проверке. Более того, в случае отсутствия нарушений контрагент, проверенный в ходе встречной проверки, может и не узнать о правильности оформления документов — достаточно отсутствия акта проверки и доначислений по карточке лицевого счета организации.

Если нарушение законодательства РФ о налогах и сборах имело место и в организации-контрагенте, то составляется акт по проверке, который подписывается руководителем (его заместителем) и вручается руководителю организации. Такой акт может составляться одновременно с актом по выездной проверке налогоплательщика, в связи с которой и производилась встречная проверка. Акт о проверке вручается (или направляется по почте) руководителю организации. По истечении 14 дней с момента вручения организация может его оспорить в налоговой инспекции (в ходе проведения процедуры урегулирования разногласий). Если организация не направляет в налоговую инспекцию разногласия, то по истечении указанного срока оформляется решение налогового органа по налоговой проверке и вручается налогоплательщику для оплаты недоплаченных сумм налога, пеней и штрафных санкций.

Встречные налоговые проверки достаточно часто проводятся налоговыми органами. Более того, налогоплательщик может и не знать, что в отношении него проводится у его контрагентов встречная проверка. Поэтому встречные проверки являются достаточно гибким инструментом сопоставления информации налогоплательщика и его контрагентов, особенно когда дело касается крупных сумм расходов и доходов, нестандартных, а также подозрительных операций.

Записи созданы 1517

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх