Грубые дисциплинарные проступки военнослужащих

Приложение 5.
К ст. 83, 100

ПЕРЕЧЕНЬ ГРУБЫХ ДИСЦИПЛИНАРНЫХ ПРОСТУПКОВ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ И ПОРЯДОК ПРИВЕДЕНИЯ В ИСПОЛНЕНИЕ АРЕСТА, НАЛОЖЕННОГО НА НИХ В ДИСЦИПЛИНАРНОМ ПОРЯДКЕ

1. К грубым дисциплинарным проступкам военнослужащего относятся:
— самовольная отлучка;
— опоздание из отпуска, командировки, учебного учреждения;
— опоздание или самовольный уход со службы;
— нарушение правил несения караульной (вахтенной), внутренней служб и боевого дежурства;
— исполнение обязанностей по службе в состоянии алкогольного, токсического или наркотического опьянения;
— нарушение правил безопасности, приведшее к потере работоспособности;
— нарушение уставных правил взаимоотношения между военнослужащими;
— промотание или утрата военного имущества;
— проступки в общественных местах во внеслужебное время;

2. Приведение в исполнение ареста с содержанием на гауптвахте возлагается:
солдат, матросов и старшин — на старшину роты (команды);
прапорщиков и мичманов — на дежурного по воинской части.
В управлениях (учреждениях и военных образовательных учреждениях профессионального образования) арест, налагаемый на военнослужащего, приводится в исполнение лицом по указанию начальника, наложившего это взыскание, или начальника управления (учреждения или военного образовательного учреждения профессионального образования).

В этом случае приведение в исполнение ареста прапорщиков и мичманов поручается прапорщикам, мичманам в равном звании или старшем, а также офицерам.

3. Записка об аресте солдат, матросов, сержантов и старшин подписывается командиром роты (соответствующего подразделения), а в его отсутствие — одним из офицеров роты и заверяется гербовой печатью воинской части.
Начальник, применивший арест, обязан указать, а командир сделать отметку в записке об аресте, в какой камере (одиночной, общей) содержать арестованного военнослужащего.
Записка об аресте прапорщика или мичмана подписывается командиром или начальником штаба воинской части и заверяется гербовой печатью части.

Лицевая сторона

ЗАПИСКА ОБ АРЕСТЕ

Оборотная сторона

4. Лица, на которых возложено приведение ареста в исполнение, обязаны предварительно справиться о наличии свободных мест на гауптвахте и затребовать, если необходимо, сопровождающих (конвойных).

5. У всех арестованных военнослужащих перед отправлением на арест лицами, приводящими арест в исполнение, изымаются имеющиеся у них оружие и боеприпасы, а у солдат, матросов, сержантов и старшин, проходящих военную службу по призыву, кроме, того, по описи — деньги и вещи, которые не положено иметь на гауптвахте.
Ордена, медали и планки с орденскими лентами, а также нагрудные знаки арестованные военнослужащие сдают на хранение в штаб воинской части или в военную комендатуру гарнизона.
Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, арестованные в дисциплинарном порядке, при направлении на гауптвахту должны быть одеты в повседневную форму для строя, а проходящие службу по призыву — в рабочую форму и иметь шинели. Кроме того, каждый арестованный должен иметь при себе полотенце, носовые платки, запасные чистые подворотнички, туалетные принадлежности и принадлежности для бритья, а если военнослужащий арестован на срок более чем 7 дней, то и смену чистого белья; иметь другие вещи, а также зажигательные и курительные принадлежности арестованным солдатам, матросам, сержантам и старшинам запрещается.
Все арестованные перед направлением на гауптвахту проходят медицинский осмотр, а в случае необходимости — санитарную обработку (мытье в бане) и дезинфекцию оборудования, о чем в записке об аресте врачом делается отметка.

6. Солдаты и матросы, арестованные в дисциплинарном порядке, направляются на войсковую или гарнизонную гауптвахту под конвоем, сержанты и старшины — в сопровождении сержантов и старшин.
Арестованные прапорщики и мичманы направляются на гарнизонную гауптвахту самостоятельно.

7.Порядок направления арестованных на гауптвахту, их охраны (сопровождения), сдачи и приема, содержание и освобождение из-под ареста изложен в Уставе гарнизонной и караульной служб.

8. При аресте военнослужащего в порядке, предусмотренном требованиями ст. 83, старший обязан отправить арестованного к военному коменданту гарнизона или приказать ему самому явиться к военному коменданту гарнизона. Арестованный обязан доложить военному коменданту гарнизона кем и за что он арестован. Лицо, производившее арест, обязано уведомить в тот же день коменданта гарнизона (лично, по телефону или письменно) о причине ареста. В свою очередь, военный комендант гарнизона обязан уведомить об этом командира (начальника) арестованного.
Срок ареста определяется военным комендантом гарнизона или командиром (начальником) арестованного.

Вне зависимости от воинского звания любой военнослужащий может быть привлечен к дисциплинарной ответственности, если доказан факт совершения соответствующего проступка.

Таковым признается виновное деяние, которое может быть представлено как действием, так и бездействием.

Дисциплинарная ответственность предусмотрена законодательством за проступки, совершение которых не подразумевает ответственность административную или же уголовную.

Дисциплинарный проступок военнослужащего

Проступки считаются грубыми нарушениями дисциплины, если военнослужащий:

  • самовольно отлучился из расположения части;
  • с опозданием вернулся из отпуска или командировки;
  • по собственному усмотрению прекратил исполнение служебных обязанностей;
  • в результате самостоятельно принятого решения покинул место службы;
  • нарушил правила внутреннего распорядка в ходе боевого дежурства;
  • нес службу под наркотическим или алкогольным воздействием;
  • проигнорировал требования безопасности, в силу чего утратил работоспособность;
  • был замечен в нарушении правил, определяющих форму взаимоотношений сослуживцев между собой;
  • совершил действия, которые привели к порче военного имущества или к утрате такового;
  • нарушил общественный правопорядок, не будучи в этот момент занятым служебными обязанностями;
  • продемонстрировал неосторожное обращение с оружием или другими потенциально опасными предметами;
  • пренебрег правилами управления вверенным транспортом, что повлекло за собой какие-либо вредоносные последствия.

Дисциплинарные взыскания военнослужащих

Проступки, связанные с нарушениями дисциплины, способны повлечь:

  • выговор;
  • увольнение со службы раньше положенного срока;
  • понижение военнослужащего в должности и (или) в звании;
  • дисциплинарный арест и др.

Запрещены в процессе привлечения нарушителя дисциплины к ответственности унизительные высказывания в его адрес, грубое отношение, лишение воды или пищи, неоказание необходимой медицинской помощи и т.д. Не допускается объявление взыскания командиру, если поблизости находятся его подчиненные. Необходимо учитывать, что дисциплинарные взыскания военнослужащих должны назначаться в строгом соответствии с тяжестью проступка.

Мера вины определяется по итогам разбирательства, проведенного командиром. При этом учитываются следующие факторы:

  • обстоятельства, сопутствующие проступку;
  • насколько тяжелы последствия проступка;
  • поведение провинившегося в тот период службы, который предшествовал проступку;
  • уровень знания порядка, в соответствии с которым должно осуществляться несение службы.

Смягчающие обстоятельства

Если командир сочтет дисциплинарный проступок военнослужащего малозначительным, он может сделать лишь устное замечание, не прибегая к более строгим мерам.

Кроме того, командир может принять во внимание ряд условий, смягчающих наказание нарушителя дисциплины. К ним можно отнести:

  • раскаяние лица, совершившего дисциплинарный проступок;
  • по собственной воле информирование военнослужащим своего командира о факте нарушения им дисциплины;
  • принятие нарушителем дисциплины мер, целью которых является предупреждение негативных последствий совершенного им проступка;
  • компенсация причиненного вреда или его устранение в добровольном порядке;
  • совершение проступка под влиянием травмирующих переживаний.

Если у военнослужащего или его родственников возникло подозрение, что командир превысил свои полномочия или не учел всех обстоятельств при вынесении дисциплинарного взыскания, наилучшим решением будет консультация квалифицированного юриста.

Не нашли ответ? Задайте свой вопрос юристам

8456 юристов ждут Вас Быстрый ответ, бесплатно!

Глава 3. ДИСЦИПЛИНАРНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

47. Военнослужащие привлекаются к дисциплинарной ответственности за дисциплинарный проступок, то есть противоправное, виновное действие (бездействие), выражающееся в нарушении воинской дисциплины, который в соответствии с законодательством Российской Федерации не влечет за собой уголовной или административной ответственности.

За административные правонарушения военнослужащие несут дисциплинарную ответственность в соответствии с настоящим Уставом, за исключением административных правонарушений, за которые они несут ответственность на общих основаниях.

При этом к военнослужащим не могут быть применены административные наказания в виде административного ареста, исправительных работ, а к сержантам, старшинам, солдатам и матросам, проходящим военную службу по призыву, к курсантам военных образовательных организаций до заключения с ними контракта о прохождении военной службы также в виде административного штрафа.

(в ред. Указа Президента РФ от 01.07.2014 N 483)

(см. текст в предыдущей )

Военнослужащий привлекается к дисциплинарной ответственности только за тот дисциплинарный проступок, в отношении которого установлена его вина.

Виновным в совершении дисциплинарного проступка признается военнослужащий, совершивший противоправное действие (бездействие) умышленно или по неосторожности.

Вина военнослужащего, привлекаемого к дисциплинарной ответственности, должна быть доказана в порядке, определенном федеральными законами, и установлена решением командира (начальника) или вступившим в законную силу постановлением судьи военного суда.

Привлечение военнослужащего к дисциплинарной ответственности не освобождает его от исполнения обязанности, за неисполнение которой дисциплинарное взыскание было применено.

Обстоятельства, смягчающие, отягчающие дисциплинарную ответственность и исключающие ее, а также учитываемые при назначении дисциплинарного взыскания, определяются Федеральным законом «О статусе военнослужащих».

48. Военнослужащий, привлекаемый к дисциплинарной ответственности, имеет право давать объяснения, представлять доказательства, пользоваться юридической помощью защитника с момента принятия судьей гарнизонного военного суда решения о назначении судебного рассмотрения материалов о грубом дисциплинарном проступке, а в случае задержания в связи с совершением грубого дисциплинарного проступка — с момента задержания, знакомиться по окончании разбирательства со всеми материалами о дисциплинарном проступке, обжаловать действия и решения командира, осуществляющего привлечение его к дисциплинарной ответственности.

Военнослужащий, в отношении которого ведется производство по материалам о грубом дисциплинарном проступке, также имеет право участвовать в судебном рассмотрении указанных материалов.

49. Военнослужащий не может быть привлечен к дисциплинарной ответственности по истечении одного года со дня совершения дисциплинарного проступка, в том числе в случае отказа в возбуждении или прекращения в отношении его уголовного дела, но при наличии в его действиях (бездействии) признаков дисциплинарного проступка.

Исполнение дисциплинарного взыскания должно быть начато до истечения срока давности привлечения к дисциплинарной ответственности. Если исполнение дисциплинарного взыскания в указанный срок не начато, то оно не исполняется.

При привлечении военнослужащего к дисциплинарной ответственности не допускаются унижение его личного достоинства, причинение ему физических страданий и проявление по отношению к нему грубости.

50. При привлечении военнослужащего к дисциплинарной ответственности выясняются обстоятельства совершения им дисциплинарного проступка и осуществляется сбор доказательств.

Доказательствами при привлечении военнослужащего к дисциплинарной ответственности являются любые фактические данные, на основании которых командир (начальник), рассматривающий материалы о дисциплинарном проступке, устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств совершения военнослужащим дисциплинарного проступка.

В качестве доказательств допускаются:

объяснения военнослужащего, привлекаемого к дисциплинарной ответственности;

объяснения лиц, которым известны обстоятельства, имеющие значение для правильного решения вопроса о привлечении военнослужащего к дисциплинарной ответственности;

заключение и пояснения специалиста;

документы;

показания специальных технических средств;

вещественные доказательства.

Командир (начальник), рассматривающий материалы о дисциплинарном проступке, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств совершения дисциплинарного проступка в их совокупности. Использование доказательств, полученных с нарушением законодательства Российской Федерации, не допускается.

Командир (начальник), рассматривающий материалы о дисциплинарном проступке, обязан принять необходимые меры по обеспечению сохранности вещественных доказательств и документов до принятия решения по результатам рассмотрения материалов о дисциплинарном проступке.

Порядок возврата, передачи и уничтожения вещественных доказательств определяется законами Российской Федерации, другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим Уставом (приложение N 6), Уставом гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации и Уставом военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации.

(в ред. Указа Президента РФ от 25.03.2015 N 161)

(см. текст в предыдущей )

51. В целях пресечения дисциплинарного проступка, установления личности нарушителя, а также подготовки материалов о дисциплинарном проступке и обеспечения своевременного и правильного их рассмотрения к военнослужащему могут быть применены следующие меры обеспечения производства по материалам о дисциплинарном проступке:

доставление;

задержание;

личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при военнослужащем, досмотр транспортного средства;

изъятие вещей и документов;

временное отстранение от исполнения должностных и (или) специальных обязанностей;

отстранение от управления транспортным средством;

медицинское освидетельствование.

Право применять указанные меры имеют:

командиры (начальники) от командира роты, им равные и выше — к военнослужащим, подчиненным им по службе;

дежурный по воинской части — к военнослужащим, младшим или равным ему по воинскому званию, проходящим военную службу в одной с ним воинской части, в случаях, не терпящих отлагательства;

начальник гарнизона, помощник начальника гарнизона по организации гарнизонной службы, дежурный по гарнизону — к военнослужащим при несении гарнизонной и (или) караульной служб; к военнослужащим, временно находящимся в гарнизоне; к военнослужащим, находящимся вне расположения воинской части, места службы (за пределами гарнизона, в котором они проходят военную службу) без документов, удостоверяющих личность и (или) удостоверяющих право пребывания вне расположения воинской части, места службы (в данном гарнизоне);

начальники военных сообщений на видах транспорта, начальники военно-автомобильных дорог и военные коменданты железнодорожного (водного) участка и станции (порта, аэропорта) — к военнослужащим во время следования по путям сообщения;

военнослужащие военной полиции — к военнослужащим в случаях, определенных федеральными законами, Уставом военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

старшие военнослужащие — к младшим военнослужащим при нарушении ими воинской дисциплины в случае, определенном статьей 79 настоящего Устава;

начальники и патрульные гарнизонных патрулей — к военнослужащим в случаях, определенных федеральными законами и Уставом гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации.

Порядок применения мер обеспечения производства по материалам о дисциплинарном проступке указан в приложении N 6.

(п. 51 в ред. Указа Президента РФ от 16.05.2017 N 210)

(см. текст в предыдущей )

52. При совершении военнослужащим дисциплинарного проступка командир (начальник) может ограничиться напоминанием военнослужащему о его обязанностях и воинском долге, применить к нему меры обеспечения производства по материалам о дисциплинарном проступке, а в случае необходимости привлечь к дисциплинарной ответственности. При этом он должен учитывать, что применяемое взыскание как мера укрепления воинской дисциплины и воспитания военнослужащих должно соответствовать тяжести совершенного проступка и степени вины, установленным командиром (начальником) в результате проведенного разбирательства.

Не являются дисциплинарными взысканиями замечание, порицание, критика поведения или указания на упущения по службе, выраженные командиром (начальником) подчиненному в устной или письменной форме.

53. В целях общественного осуждения военнослужащего, совершившего дисциплинарный проступок или нарушившего нормы международного гуманитарного права, по решению командира (начальника) может быть рассмотрен и обсужден: солдат и матросов — на собраниях личного состава; сержантов и старшин — на собраниях сержантов и старшин; прапорщиков и мичманов — на собраниях прапорщиков и мичманов; офицеров — на офицерских собраниях.


Все статьи Грубые дисциплинарные проступки: вопросы квалификации и правоприменения (Корякин В.М.)

В соответствии с содержанием понятия «воинская дисциплина», содержащегося в ст.

1 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации (ДУ ВС РФ) <1>, в качестве нарушения воинской дисциплины следует квалифицировать любое действие (бездействие) военнослужащего, не согласующееся с требованиями правовых норм. В зависимости же от сферы общественных отношений, в которой совершено правонарушение, а также от степени его общественной опасности военнослужащий несет дисциплинарную, административную, гражданско-правовую, материальную или уголовную ответственность.
———————————
<1> Воинская дисциплина есть строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных федеральными конституционными законами, федеральными законами, общевоинскими уставами Вооруженных Сил Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и приказами (приказаниями) командиров (начальников).

Ю.Н.

Туганов, посвятивший изучению феномена воинской дисциплины ряд фундаментальных научных исследований, констатирует многообразие толкования термина «дисциплина», под которой в литературе понимается: повиновение, послушание, порядок подчиненности; обязательное для всех членов какого-нибудь коллектива подчинение твердо установленному порядку; твердо установленный порядок, подчинение которому обязательно для всех членов данного коллектива; точное соблюдение всеми организациями и гражданами установленного порядка; определенная форма поведения людей, соответствующая сложившимся в обществе социальным нормам, а также правилам и принципам какой-либо организации <2>.
———————————
<2> Туганов Ю.Н.

Правовое регулирование обеспечения воинской дисциплины в Вооруженных Силах Российской Федерации: Монография. Чита: РИК ЧитГУ, 2010. С. 34.

Одной из особенностей дисциплинарной ответственности военнослужащих, в отличие от иных видов юридической ответственности (например, административной и уголовной), является то обстоятельство, что в военном законодательстве отсутствуют нормы, четко определяющие составы воинских дисциплинарных проступков. Вместе с тем исходя из анализа правоприменительной практики, а также действующего законодательства о воинской дисциплине и дисциплинарной ответственности в научной литературе с точки зрения характера дисциплинарных проступков проводится следующая их дифференциация: а) несущественные (незначительные); б) существенные (значительные) и в) грубые дисциплинарные проступки <3>.
———————————
<3> Корякин В.М., Кудашкин А.В., Фатеев К.В. Комментарий законодательства о дисциплинарной ответственности военнослужащих. М., 2007. С. 125.

Наибольший интерес и практическую значимость для деятельности органов военного управления, командиров (начальников) в сфере поддержания воинской дисциплины в подчиненных воинских частях и подразделениях представляют грубые дисциплинарные проступки, исчерпывающий перечень которых содержится в п. 2 ст. 28.5 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ и в приложении N 7 к ДУ ВС РФ. В настоящее время данный перечень включает 25 позиций. Напомним, что в соответствии с Федеральным законом от 15 февраля 2016 г. N 20-ФЗ и Указом Президента Российской Федерации от 2 января 2017 г. N 5 данный перечень был дополнен следующими разновидностями дисциплинарных проступков, квалифицируемых отныне как грубые:
— умышленная порча документа, удостоверяющего личность военнослужащего Российской Федерации (служебного удостоверения военнослужащего органов, указанных в п. 1 ст. 2 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ <4>), либо утрата по небрежности документа, удостоверяющего личность военнослужащего Российской Федерации (служебного удостоверения военнослужащего органов);
— нарушение правил и требований, устанавливающих порядок ведения секретного делопроизводства;
— нарушение порядка выезда из Российской Федерации;
— нарушение требований законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в сфере разведывательной, контрразведывательной и оперативно-разыскной деятельности, создавшее условия для нанесения ущерба безопасности личности, общества и государства либо собственной безопасности органов, осуществляющих такую деятельность;
— заведомо незаконное привлечение военнослужащего к дисциплинарной или материальной ответственности;
— нарушение командиром (начальником) требований безопасности военной службы, приведшее к гибели или нетрудоспособности, в том числе временной, военнослужащего и (или) гражданина, призванного на военные сборы.
———————————
<4> Имеются в виду следующие органы: Служба внешней разведки Российской Федерации, органы федеральной службы безопасности, органы государственной охраны, органы военной прокуратуры, военные следственные органы Следственного комитета Российской Федерации и федеральный орган обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации.

С точки зрения объекта противоправного посягательства всю довольно обширную совокупность грубых дисциплинарных проступков можно разделить на следующие группы:
1) воинские дисциплинарные проступки против порядка воинских уставных взаимоотношений (нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими);
2) воинские дисциплинарные проступки против порядка пребывания на военной службе (самовольное оставление воинской части или установленного за пределами воинской части места военной службы военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, или гражданином, призванным на военные сборы; неявка в срок без уважительных причин на службу при увольнении из расположения воинской части или с корабля на берег, при назначении, переводе, а также из командировки, отпуска или лечебного учреждения; отсутствие военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, в воинской части или установленном за пределами воинской части месте военной службы без уважительных причин более четырех часов подряд в течение установленного ежедневного служебного времени; уклонение от исполнения обязанностей военной службы; исполнение обязанностей военной службы в состоянии опьянения, а также отказ военнослужащего от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения; нарушение порядка выезда из Российской Федерации);
3) воинские дисциплинарные проступки против порядка несения специальных видов военной службы и осуществления специальных видов служебной деятельности (нарушение правил несения боевого дежурства (боевой службы); нарушение правил несения пограничной службы; нарушение уставных правил караульной службы; нарушение уставных правил несения внутренней службы; нарушение уставных правил патрулирования в гарнизоне; нарушение правил несения службы по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности; нарушение требований законодательства в сфере разведывательной, контрразведывательной и оперативно-разыскной деятельности; нарушение порядка ведения секретного делопроизводства);
4) воинские дисциплинарные проступки против порядка сбережения военного имущества и документов (умышленные уничтожение, повреждение, порча, незаконное расходование или использование военного имущества; уничтожение или повреждение по неосторожности военного имущества; нарушение правил сбережения вверенного для служебного пользования военного имущества, повлекшее по неосторожности его утрату или повреждение; утрата или умышленная порча документа, удостоверяющего личность военнослужащего);
5) воинские дисциплинарные проступки против порядка эксплуатации военно-технических средств (нарушение правил обращения с оружием, боеприпасами, радиоактивными материалами, взрывчатыми или иными веществами и предметами, представляющими повышенную опасность для окружающих, военной техникой или правил эксплуатации военной техники, повлекшее по неосторожности причинение вреда здоровью человека, уничтожение, повреждение или утрату военного имущества либо иные вредные последствия; нарушение правил управления транспортными средствами или их эксплуатации, повлекшее по неосторожности причинение вреда здоровью человека, повреждение военного имущества либо иные вредные последствия);
6) воинские должностные дисциплинарные проступки (непринятие командиром в пределах его компетенции необходимых мер по предупреждению или пресечению дисциплинарного проступка, совершенного подчиненным ему по службе военнослужащим, мер по привлечению военнослужащего к дисциплинарной ответственности за совершение дисциплинарного проступка либо по устранению причин и условий, способствовавших его совершению, а равно сокрытие командиром информации о совершении подчиненным ему по службе военнослужащим преступления, административного правонарушения или дисциплинарного проступка; заведомо незаконное привлечение военнослужащего к дисциплинарной или материальной ответственности; нарушение командиром (начальником) требований безопасности военной службы, приведшее к гибели или нетрудоспособности подчиненных);
7) административные проступки, за которые военнослужащие или граждане, призванные на военные сборы, в соответствии с КоАП РФ несут дисциплинарную ответственность.
В научной литературе выделяются следующие задачи, которые преследует законодатель определением перечня грубых дисциплинарных проступков:
— выделение из значительного массива разновидностей дисциплинарных проступков наиболее опасных и вредных для интересов военной службы;
— информирование командиров (начальников), военных судов, а также военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы, о видах дисциплинарных проступков, за которые может быть применено взыскание — дисциплинарный арест;
— необходимость строгого соблюдения мер обеспечения производства по материалам о грубом дисциплинарном проступке и составления протокола <5>.
———————————
<5> Комментарий законодательства о дисциплинарной ответственности военнослужащих. С. 126.

Анализ норм военного законодательства позволяет выделить следующие основные положения, определяющие роль, значение и правовые последствия дифференциации воинских дисциплинарных проступков на грубые и прочие:
а) только за совершение грубого дисциплинарного проступка предусмотрено применение к военнослужащему взыскания в виде дисциплинарного ареста (п. 4 ст. 28.4 Федерального закона «О статусе военнослужащих»; ст. 94 ДУ ВС РФ);
б) только в случае совершения грубого дисциплинарного проступка у военнослужащего, его совершившего, возникает право пользоваться юридической помощью защитника (с момента принятия судьей гарнизонного военного суда решения о назначении судебного рассмотрения материалов о грубом дисциплинарном проступке, а также в случае задержания военнослужащего в связи с совершением им грубого дисциплинарного проступка) (п.

1 ст. 28.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих»; ст. 48 ДУ ВС РФ). При совершении иных дисциплинарных проступков право правонарушителя на юридическую помощь не предусмотрено;
в) совершение военнослужащим грубого дисциплинарного проступка, связанного с управлением транспортным средством или его эксплуатацией, является основанием для применения к военнослужащему меры обеспечения в виде отстранения от управления транспортным средством (п. 7 ст. 28.7 Федерального закона «О статусе военнослужащих»). При совершении военным водителем иных дисциплинарных проступков, не являющихся грубыми, данная мера не применяется;
г) разбирательство по факту совершения военнослужащим грубого дисциплинарного проступка проводится в обязательной письменной форме, по результатам разбирательства составляется официальный документ — протокол о грубом дисциплинарном проступке (ст. 28.8 Федерального закона «О статусе военнослужащих»; ст. 81 ДУ ВС РФ). В остальных случаях письменная форма разбирательства обязательной не является;
д) только за совершение одного или нескольких грубых дисциплинарных проступков к курсанту военной образовательной организации может быть применено дисциплинарное взыскание в виде отчисления из военной образовательной организации (ст. 100 ДУ ВС РФ). За совершение прочих дисциплинарных проступков применение данного дисциплинарного взыскания не допускается;
е) только за совершение одного или нескольких грубых дисциплинарных проступков в отношении граждан, призванных на военные сборы, может быть применено дисциплинарное взыскание — отчисление с военных сборов (ст. 101 ДУ ВС РФ);
ж) военнослужащие, грубо нарушающие воинскую дисциплину, подлежат задержанию, а при необходимости — снятию с поездов, морских (речных) и воздушных судов военным комендантом железнодорожного (водного) участка и станции (порта, аэропорта) (ст. 49 Устава гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации);
з) в период проведения разбирательства по факту совершения военнослужащим грубого дисциплинарного проступка, а также до истечения срока, в течение которого он считается имеющим дисциплинарное взыскание, примененное за совершение грубого дисциплинарного проступка, военнослужащему не может быть присвоено очередное воинское звание (подп. «в» и «е» п. 2.1 ст. 47 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»; подп. «в» и «е» п. 1.1 ст. 22 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237).
Приведенный выше анализ законодательства о воинской дисциплине и дисциплинарной ответственности военнослужащих наглядно показывает, что дифференциация воинских дисциплинарных проступков на грубые и прочие позволяет правоприменителям более эффективно и предметно осуществлять деятельность по обеспечению законности и правопорядка в подчиненных органах военного управления и воинских частях, а также реализовывать принципы справедливости и соразмерности при назначении наказаний за нарушения воинской дисциплины.
Говоря о перспективах развития законодательства о дисциплинарной ответственности, следует отметить, что оно нуждается в дальнейшем совершенствовании. Так, ст. 51.1 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» установлен порядок применения к военнослужащим взысканий за коррупционные правонарушения. При этом установлено, что за такие правонарушения, связанные с несоблюдением запретов и ограничений, а также неисполнением дополнительных обязанностей антикоррупционного характера, военнослужащий может быть уволен (а в отдельных случаях — подлежит увольнению) с военной службы в связи с утратой доверия. При малозначительности совершенного коррупционного правонарушения на основании рекомендации аттестационной комиссии к такому военнослужащему может быть применено взыскание в виде выговора.
С учетом повышенной общественной опасности коррупционных правонарушений вызывает недоумение тот факт, что данные правонарушения по действующей градации почему-то не отнесены законодателем к категории грубых дисциплинарных проступков. Налицо явный правовой пробел, который требует своего нормативного разрешения.

Библиографический список:

1. Комментарий законодательства о дисциплинарной ответственности военнослужащих / В.М. Корякин, А.В. Кудашкин, К.В. Фатеев. М.: За права военнослужащих, 2007.

304 с.
2. Правовое регулирование обеспечения воинской дисциплины в Вооруженных Силах российской Федерации: Монография / Ю.Н. Туганов. Чита: РИК ЧитГУ, 2010. 373 с.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Записи созданы 1517

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх