Защита прав инвалидов

Главная » Полезные статьи » Защита прав инвалидов


Защита прав инвалидов


Вернуться назад на Права инвалидов

Российское законодательство гарантирует равные права всем гражданам страны, в том числе и людям с особыми потребностями, и, кроме этого, предоставляет им целый ряд мер социальной защиты, например льготы в сфере обеспечения жильем, работой, медицинским обслуживанием, пенсией, коммунальными и транспортными услугами.

К сожалению, на практике эти гарантии часто не соблюдаются, представители отдельных организаций нарушают права людей с ограниченными возможностями.

Защита прав людей с особыми потребностями — одна из самых острых проблем нашего общества сегодня.

Юридическая защита прав инвалидов — лучший способ отстоять интересы людей с ограниченными возможностями.

Наиболее часто требуется защита прав инвалидов:

— на получение дополнительной или изолированной жилплощади;
— на получение пенсии по инвалидности и других видов материальной помощи (а нередко занижается размер выплат);
— на предоставление бесплатной медицинской помощи, лекарственных препаратов, средств реабилитации, санаторно-курортного лечения;
— на трудоустройство, на предоставление особых условий труда;
— на бесплатное обучение или на поступление в учебные заведения на особых условиях;
— на бесплатный проезд в транспорте;
— на получение гарантированных социальных услуг.

Не менее часто требуется защита прав людей с ограниченными возможностями в ходе проведения медико-социальной экспертизы, признания человека инвалидом, установления группы инвалидности.

Социальные группы
Социальное обслуживание
Социальное управление
Социальная организация
Социальное общество
Социальная деятельность
Социальная политика

Назад | | Вверх



©2009-2018 Центр управления финансами. Все права защищены. Публикация материалов
разрешается с обязательным указанием ссылки на сайт.

В СССР осуществлялись определенные меры по использованию профессиональных возможностей лиц с нарушенной трудоспособностью в условиях гарантированности социальной защиты со стороны государства. Вместе с тем, работа по профессиональной ориентации, образованию, производственной адаптации и трудоустройству инвалидов была недостаточной.

То, что инвалид должен иметь те же права, что и здоровый человек, пользоваться теми же благами, не находило должного законодательного закрепления и практической реализации.

Большинство инвалидов не могли реализовать ряд конституционных прав, в первую очередь из-за неприспособленности транспортных средств и строений для передвижения инвалидов-колясочников, неготовности, например, учебных заведений к их обучению, отсутствия учебных программ, отражающих специфику обучения инвалидов.

С другой стороны, сохранившееся у граждан чувство сострадания часто оказывало инвалидам неоценимую помощь на бытовом уровне.

Для оказания влияния на общественное мнение в отношении инвалидов и разработки рекомендаций правительствам по этой проблеме Организацией Объединенных Наций 1981 год был провозглашен Годом инвалида, а период 1983 — 1992 гг. — Десятилетием инвалидов. В начале отмеченного Десятилетия ООН также была принята "Всемирная программа действий в отношении инвалидов".

В 1991 году в нашей стране был принят Закон "Об основных началах социальной защищенности инвалидов в СССР", в котором были закреплены основные принципы и направления решения проблемы инвалидов.

В дальнейшем Российская Федерация, ориентируясь на достижения западной цивилизации, провозгласила себя правовым и социальным государством, привела конституцию страны и федеральное законодательство в соответствие с международными стандартами уважения прав человека, и в первую очередь с принятыми Генеральной Ассамблеей ООН Всеобщей декларацией прав человека 1948 года. Декларацией социального прогресса и развития 1969 года. Декларацией прав инвалида 1975 года, Стандартными правилами обеспечения равных возможностей для инвалидов 1993 года. Всемирной программой действий в отношении инвалидов и др.

В нашей стране были разработаны и приняты законодательные акты по проблемам инвалидов, адаптированные к новым реалиям. В Указах Президента Российской Федерации 1992 — 1996 гг. изложена программа действий, направленных на поэтапное решение проблемы инвалидов. В 1995 году принят Федеральргый закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", в котором впервые в отечественном законодательстве приоритетом социальной политики государства в отношении инвалидов становится реабилитация, т.е.

система медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических мероприятий, направленных на устранение и возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма. Т (елями реабилитации являются восстановление социального статуса инвалида, достижение им материальной независимости и его социальная адаптация.

Во исполнение этого Закона Правительством Российской Федерации, Министерством труда и социального развития Российской Федерации, Министерством здравоохранения Российской Федерации приняты постановления по вопросам об учреждении органов медико-социальной экспертизы, о признании лица инвалидом, об индивидуальной программе реабилитации инвалида, образовательных аспектах инвалидов и др.

1.2 Зарубежный опыт социально-правовой защиты инвалидов

В социальной практике идея равенства прав граждан начала широко реализовываться только в XX столетии и прежде всего через защиту равных с другими прав для отдельных слоев общества.

Инвалиды оказались последними в ряду тех, кто обрел на Западе равные со всеми права.

Общество не сразу осознало, что нет смысла в демократии, если существует социальная изоляция инвалидов. Нигде благополучие инвалидов не пришло само по себе. За него боролись пикетами и митингами. Борьба шла по двум направлениям: за право иметь равные условия и возможности с другими людьми и за право на развитие

врожденных способностей личности, право жить независимо, осмысленно, активно.

Сложившиеся в развитых странах системы социальной защиты инвалидов включают в себя ряд взаимосвязанных элементов, представленных нормативным закреплением прав инвалидов, прав и обязанностей государственных органов, общественных и благотворительных организаций, форм и методов их деятельности в этой сфере.

Конституционное и иное нормативное закрепление принципа равных прав инвалидов и неинвалидов, запрещение дискриминации человека по ряду признаков, в том числе по причине инвалидности, типично для законодательства ряда зарубежных стран.

Высказанная и обоснованная просветителями XVII века в концепции естественных прав человека идея о равенстве всех людей на Земле, как юридический принцип, была закреплена в Декларации независимости СИТА 1776 года, В дальнейшем она нашла отражение в Декларации прав человека и гражданина Франции 1789 года, в других актах.

Достижением мировой цивилизации в гуманитарной сфере явилось принятие ООН в 1948 году Всеобщей декларации прав человека. В нее не были непосредственно включены разделы об отношении к инвалидам, но она провозглашала равенство прав "всех людей без исключения".

Затем последовало принятие ООН в 1975 году Декларации прав инвалида. "Инвалиды, — говорится в ней, — каковы бы ни были происхождение, характер и серьезность их увечий или недостатков, имеют те же основные права, что и их сограждане того же возраста, что в первую очередь означает право на удовлетворительную жизнь, которая была бы как можно более нормальной и полнокровной".

Принцип равных прав инвалидов и неинвалидов предполагает, что потребности всех без исключения индивидов имеют одинаково важное значение. Имеющиеся в обществе средства следует использовать таким образом, чтобы создать для инвалидов условия жизни, при которых они могли бы осуществлять все человеческие формы деятельности, характерные для каждого человека данного общества.

В Соединенных Штатах Америки права инвалидов закреплены законодательно и включены в общую систему гражданских прав, запрещающую дискриминацию человека. Базовым нормативно-правовым актом в данном вопросе является Закон 1990 года "Об инвалидах", защищающий на федеральном уровне права этой социальной группы и запрещающий ее дискриминацию в трудовых отношениях, в государственных органах власти, в местах общественного пользования, торговле, на транспорте. Закон предписывает органам власти всех уровней обеспечивать для инвалидов "равный доступ к получению преимуществ от различного вида деятельности, программ и услуг". Это включает пользование государственными системами образования, здравоохранения, социальных услуг, нахождение в судах, на избирательных участках и городских собраниях. Закон обязывает предпринимать "разумные изменения политики, практики и процедур для избежания дискриминации в отношении инвалидов". Кроме того, соответствующие государственные службы и строительные компании должны учитывать особенности инвалидов при возведении новых и реконструкции имеющихся зданий и строений, чтобы облегчить доступ в них людям, пользующимся инвалидными колясками. Администрация общественного транспорта не должна допускать дискриминации инвалидов при предоставлении своих услуг. Ей полагается обеспечивать инвалидам надлежащие удобства при посадке — высадке и проезде или предоставлять специальные транспортные средства тем инвалидам, которые не в состоянии самостоятельно пользоваться обычными видами общественного транспорта.

Законом США "О трудоустройстве инвалидов" запрещается их дискриминация при приеме на работу, продвижении по службе, профессиональном обучении, оплате труда.

Конституция Канады также закрепляет принцип равноправия инвалидов и невозможности дискриминации их по принципу физической или умственной неполноценности.

В Основной Закон ФРГ в 1994 году внесена поправка следующего содержания: "Никто не должен ущемляться из-за своих недостатков (умственных или физических)". В настоящее время в ФРГ завершена процедура принятия IX раздела Кодекса социального законодательства (Реабилитация и участие инвалидов в жизни общества), в котором обобщены юридические предписания, касающиеся вопросов реабилита1щи и обеспечения прав инвалидов. Дополнение, внесенное в Кодекс, вступило в силу 1 июля 2001 г.

Закон Великобритании "О недискриминации инвалидов" 1995 года также включает принцип равных прав инвалидов и неинвалидов.

В Венгрии принцип равных прав закреплен в законе "О правах инвалидов и обеспечении для них равных возможностей" 1998 года.

В 36 законах Китая имеются нормы, гарантирующие права и интересы инвалидов.

Наличие статистических данных о количестве инвалидов в стране, прогнозирование и выявление динамики роста численности инвалидов, причин инвалидности, разработка системы мер по ее предупреждению, определение возможных затрат государства на эти цели имеют важное значение.

В третьем тысячелетии население планеты должно осознать наличие инвалидов и необходимость создания для них нормальных условий жизни, Согласно статистике, в среднем 10% жителей нашей планеты (более 500 млн. чел) имеют врожденные или приобретенные ограничения жизнедеятельности, один из десяти человек страдает от физических, умственных или сенсорных дефектов и не менее 25% всего населения страдают расстройствами здоровья. Примерно одна семья из четырех имеет в своем составе инвалида.

Эти цифры красноречиво говорят о масштабности проблемы и, помимо ее всеобщего характера, свидетельствуют о широком распространении этого явления в любой стране, особенно в странах с большой численностью населения. Согласно информационно-справочному материалу Министерства иностранных дел Российской Федерации (исх. №.653/дгпч от 25 апреля 2001 г) в Китае насчитывается более 60 млн. инвалидов, что составляет 5% от численности населения, в США — 54 млн. инвалидов, что составляет 19%.


ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ 
перед публикацией все комментарии рассматриваются модератором сайта — спам опубликован не будет

Хотите опубликовать свою статью или создать цикл из статей и лекций?
Это очень просто – нужна только регистрация на сайте.

Нормы права

«Инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства» (Федеральный закон от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», ст. 17).

Земельный кодекс Российской Федерации (25 октября 2001 года, N 136-ФЗ):

«Статья 39.1. Основания возникновения прав на земельные участки, предоставляемые из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности

  1. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании:

1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование;

2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату;

3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду;

4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование…

Статья 39.5. Случаи предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно

Предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления…

6) земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно;

7) земельного участка иным не указанным в подпункте 6 настоящей статьи отдельным категориям граждан и (или) некоммерческим организациям, созданным гражданами, в случаях, предусмотренных федеральными законами, отдельным категориям граждан в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации…

Статья 39.6. Случаи предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду на торгах и без проведения торгов…

  1. Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления…

14) земельного участка гражданам, имеющим право на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации».

Их применение

На настоящий момент нормы действующего законодательства не предусматривают предоставления инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов земельных участков в собственность бесплатно.

Что же касается предоставления земельных участков в аренду – то согласно приведенным номам закона инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов земельные участки должны предоставляться в первоочередном порядке без проведения торгов.

При этом, неоходимо учесть следующее.

В настоящий момент сложилась следующая судебная практика по предоставлению земельных участков семьям  с солнечными детьми: «право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства предусмотрено законодателем с целью установления дополнительных гарантий реализации жилищных прав инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, соответственно, связано с нуждаемостью граждан, относящихся к данной категории лиц, в улучшении жилищных условий.

С учетом изложенного, по делам, связанным с правами инвалидов на первоочередное обеспечение земельными участками, одним из юридически значимых обстоятельств, имеющих юридическое значение и подлежащих установлению, является наличие или отсутствие нуждаемости инвалида в улучшении жилищных условий» (см. апелляционное определение от 2 июля 2014 г. по делу N 33-6712/2014 – здесь и далее доступно для скачивания на сайте).

«Одной из форм обеспечения инвалида, нуждающегося в улучшении жилищных условий, жилой площадью является реализация им права на первоочередное получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства… Вид права, на котором земельный участок предоставляется инвалиду и семьям, имеющим в своем составе детей-инвалидов, для индивидуального жилищного строительства, не имеет правового значения в рассматриваемой ситуации (определение от 24 июня 2014 г. N АПЛ14-243 Верховного Суда Российской Федерации).

Исходя из этого, нуждаемость в улучшении жилищных условий является необходимым условием для реализации права на первоочередное получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства. При этом вид права (собственность, аренда и т.д.) в законе не указан.

Имеется судебная практика, отменяющая предоставление земельных участков без учета нуждаемости в них (см. здесь и далее всю судебную практику на сайте, апелляционное определения: от 7 июля 2014 г. по делу N 33-14558/2014; от 26 февраля 2014 г. по делу N 33-4626/2014; от 19 июня 2012 г. по делу N 33-11928/2012  Московского Областного Суда и другие).

Семьи, направляющие в органы местного самоуправления заявления о предоставлении земельного участка, включаются в отдельный список на первоочередное предоставление земельных участков (т.е. льготный список).

Так, С.В. обратилась в суд с иском к Префектуре САО г. Москвы о признании права на первоочередное предоставление земельного участка и об обязании ответчика предоставить земельный участок.

Свои требования истец мотивировал тем, что является матерью С., ***** г., который является инвалидом.

Суд указал, что «Граждане, имеющие в соответствии с законодательством Российской Федерации или законодательством субъектов Российской Федерации преимущественное право на получение садовых, огородных или дачных земельных участков, включаются в отдельный список «Московский городской суд, апелляционные определения: от 6 сентября 2013 г. по делу N 11-28595; от 6 марта 2012 г. по делу N 33-7203).

Кроме того, в предоставлении земельного участка может быть отказано по следующим основаниям:

— на территории муниципального образования свободные земельные участки для целей индивидуального жилищного строительства и садоводства отсутствуют (определение Московского областного суда от 09.02.2012 по делу N 33-3593);

— право гражданина инициировать процедуру предоставления земельного участка в аренду должно согласовываться с решением исполнительного органа, однако такое решение отсутствует, спорные земельные участки не сформированы (определение Московского городского суда от 28.11.2011 по делу N 33-35892);

— предоставление земельных участков на основании одного лишь волеизъявления граждан не является обязанностью органов местного самоуправления и наличие у истца ребенка-инвалида не может служить основанием для возложения на ответчика данной обязанности (определение Московского областного суда от 02.08.2011 по делу N 33-17386/2011);

— требование заявлено о предоставлении земельного участка не по месту жительства (определение Московского областного суда от 05.10.2010 по делу N 33-19063/10);

— заявлено требование о предоставлении земель сельскохозяйственного назначения (определение Московского областного суда от 22.04.2010 по делу N 33-7940).

— возможны иные основания.

Однако имеются случаи, когда право инвалидов на земельные участки всё-таки было реализовано в судебном порядке:

— Заявление о признании незаконным отказа администрации муниципального образования в предоставлении земельного участка в аренду и возложении обязанности по предоставлению участка удовлетворено, так как право на первоочередное предоставление участка в аренду для индивидуального жилищного строительства на основании ст. 17 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» имел заявитель, состоящий на учете нуждающихся в жилом помещении и обратившийся в администрацию с заявлением в установленный срок, у администрации не имелось правовых оснований для отказа заявителю в предоставлении участка по мотиву обращения другого лица, которое таким правом на момент распределения участка не обладало (постановление Президиума Верховного суда Республики Калмыкия от 09.07.2014 N 44г-11/2014);

— Заявление в части обязания рассмотреть вопрос по заявлению об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане для ведения личного подсобного хозяйства удовлетворено правомерно, поскольку право на первоочередное получение участка предоставлено инвалидам на федеральном уровне, при предоставлении инвалиду участка для ведения личного подсобного хозяйства торги не проводятся (апелляционное определение Тверского областного суда от 09.07.2014 по делу N 33-2482);

— Исковые требования о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка удовлетворены правомерно, так как законодательством предусмотрена обязанность по предоставлению инвалидам права на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства. Апелляционное определение Волгоградского областного суда от 02.07.2014 по делу N 33-6712/2014.

— Иск о предоставлении земельного участка удовлетворен в части требований правомерно, так как право истца на получение в первоочередном порядке под индивидуальное жилищное строительство земельного участка, свободного от застроек площадью не менее нормы предоставления земельных участков из земель поселения на территории субъекта РФ по договору аренды в соответствии с действующим законодательством, до настоящего времени не реализовано. Апелляционное определение Кировского областного суда от 24.06.2014 по делу N 33-2137.

— возможны иные случаи.

Как видно, во всех перечисленных случаях инвалиды претендовали на получение не абстрактного земельного участка, а какого-то конкретного земельного участка, что возможно использовать в качестве рекомендации при обращении в суд.

Защита трудовых прав инвалидов

Защитим Ваши трудовые права! Опишите свою ситуацию, отправьте заявку и получите консультацию юриста по трудовому праву БЕСПЛАТНО!

Для того чтобы получить бесплатную консультацию, пожалуйста, заполните онлайн-форму, в которой необходимо описать суть обращения и оставить свои контактные данные.

Отправьте заявку и юрист свяжется с Вами уже через 15 минут!

Несмотря на то, что инвалиды имеют ограниченные возможности во многих сферах жизни, те из них, которые не утратили трудоспособность, сегодня могут продолжать трудовую деятельность. Эту возможность для людей с определенными физическими ограничениями законодательно предоставляют трудовые нормативно-правовые акты. Они же предусматривают для инвалидов льготы, без которых не удастся обеспечить им нормальные условия труда.

Защита трудовых прав инвалидов особо подчеркивается законодательным квотированием.

Это значит, что работодатели обязаны обеспечивать инвалидов рабочими местами. Кроме того, они должны:

  • создавать необходимые условия труда для людей с ограниченными физическими возможностями, учитывая их личную программу реабилитации
  • предоставлять информацию, которая необходима для реализации занятости инвалидов

Российское законодательство предоставляет инвалидам большое количество трудовых льгот. Работодатель обязуется не требовать от них занятости более 35 часов в неделю, при этом сохраняя за ними полную оплату труда и предоставляя им ежегодный отпуск не менее 30 дней (или даже до 60 дней) без сохранения оплаты. Трудовое законодательство также запрещается использовать труд инвалидов в выходные и праздничные дни, в ночное и сверхурочное время.

При сокращении численности работников преимущественное право сохранить рабочее место имеют инвалиды боевых действий, а также лица, которые приобрели инвалидность из-за Чернобыльской катастрофы.

Получите консультацию юриста по трудовому праву прямо сейчас!

Дополнительные материалы по теме: Защита трудовых прав инвалидов.

БЕСПЛАТНАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА

Записи созданы 783

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх