Процесс создания инфраструктуры (infrastructure process).

Развитие инфраструктуры

Инфраструктура связывает воедино народнохозяйственный механизм, объединяет общество не только в экономическом, но и социальном смысле. Развитие инфраструктуры является, таким образом, важнейшей экономической и социальной целью. Здесь основные задачи заключаются в следующем:

· вывести сферу транспорта на передовой уровень и обеспечить доступность и высокое качество транспортных услуг для граждан;

· обеспечить реализацию Стратегии-2020 достаточными энергетическими потоками, а также резко повысить энергоэффективность всех отраслей экономики;

· сформировать высокотехнологичное единое информационное пространство, интегрированное в мировое, и выстроить отрасль информационно-коммуникационных технологий, составляющую достойную конкуренцию зарубежным конкурентам.

К основным направлениям инфраструктурного развития относят развитие:

· транспортной инфраструктуры,

· энергетической инфраструктуры,

· связи и информационно-коммуникационных технологий.

Современное состояние транспортной инфраструктуры является одним из препятствий к осуществлению цели «Россия-2020». К основным проблемам можно отнести недостаточную пропускную способность, ограниченность экспортного и транзитного потенциала.

Стратегия-2020 предусматривает снижение транспортоёмкости экономики на 30%. Строительство дорог увеличится в 3,2 раза (до 8 тыс.

км в год).

Для укрепления транзитного потенциала России будут в приоритетном порядке устранены разрывы и «узкие места» на основных международных направлениях; сокращено время доставки, риски и издержки на всём протяжении пути.

Обеспечение социально-экономического развития страны в рамках инновационного сценария потребует опережающего роста инвестиций в развитие транспортного комплекса, которые повысятся с 2% ВВП в 2006 году до 4-4,5% ВВП в 2020 году.

Одной из самых масштабных задач является повышение энергоэффективности российской экономики.

В настоящее время энергоэффективность и производительность труда большинства наших предприятий позорно низки, считает Дмитрий Медведев.

Россия должна стать одним из лидеров глобального информационного общества. «Надо обеспечить людям на всей территории страны наилучший доступ к информации с использованием цифровых технологий – быстрый, круглосуточный, надёжный и качественный, причём по собственным национальным стандартам следующего поколения», – считает президент Российской Федерации Д. А. Медведев.

Таблица 24. Основные результаты развития

    Инерционный   Энерго-сырьевой   Инновационный
ВВП темп роста 2020 к 2007 на душу населения, по ППС, тыс. долл. доля в мировом ВВП,%   1,8 раза 3%   2,1 раза 3,5%   2,3 раза 4,3%
Инвестиции (2020 к 2007) Норма накопления, % ВВП Доля инвестиций в высокотехнологичный сектор в 2020 году   2,4 раза 25% 14%   3,6 раза 30-31% 15%   4 раза 31-32% 16%
Энергоемкость ВВП(2020 к 2007) 70% 67% 59%
Доля нефтегазового сектора в 2020 году Доля сектора экономики знаний и высоких технологий в 2020 году   13,2%   13,3%   12,7%   16,9%   11,1%   17,2%
Реальные доходы населения (2020 к 2007) Бедность к 2020 году 2,1 раза   7,9% 2,4 раза   6,7% 2,6 раза   6,2%

Формирование современной инновационной экономики напрямую связано со стратегией России на развитие и совершенствование политической системы суверенной демократии.

С одной стороны, только сильное независимое демократическое государство в состоянии обеспечить поступательное развитие и модернизацию экономики страны. С другой стороны, инновационная экономика является необходимым условием для демократического развития и сохранения суверенитета и целостности России.

«В ХХI веке нашей стране вновь необходима всесторонняя модернизация. И это будет первый в нашей истории опыт модернизации, основанной на ценностях и институтах демократии. Вместо примитивного сырьевого хозяйства мы создадим умную экономику, производящую уникальные знания, новые вещи и технологии, вещи и технологии, полезные людям» – отмечено в Послании президента России Федеральному собранию 2009 года.


Дата добавления: 2017-12-05; просмотров: 571;


ПОСМОТРЕТЬ ЕЩЕ:

Формирование систем “мягкой” инновационной инфраструктуры в России

16.09.2012

15 сентября в ходе работы Международного инновационного форума Interra в Академпарке на дискуссионных сессиях обсудили вопросы формирования инфораструктур поддержки развития инноваций в России, а также значение мягких инфраструктур различного уровня для обеспечения эффективного развития инновационных бизнесов. На сессиях выступили:
В.А.Юрченко, губернатор Новосибирской области;
Д.B.Верховод, генеральный директор Академпарка;
С.В.Юшко, генеральный директор Технопарка "Идея";
В.Г.Зинов, декан факультета инновационно-технологического бизнеса Академии народного хозяйства при Правительстве РФ;
С.М.Кобцев, директор центра инновационного развития Новосибирского государственного университета;
М.Марков, программный директор форума Interra;
Р.З.Сагдеев, президент Фонда ”Технопарк Академгородка”;
Л.В.Татунашвили, генеральный директор ООО ”Сигма.инновации”;
М.М.Шмулевич, заместитель министра связи и массовых коммуникаций РФ;
Е.В.Гайслер, председатель правления УК «Ломоносов капиталъ».

В начале дискуссии участники определились с терминологией. Так, под «жесткой» инфраструктурой подразумевают инженерные коммуникации, сооружения, квадратные метры. «Полужесткая» инфраструктура – это оборудование и приборы. Процессы формирования этих систем в большинстве технопарков России завершаются. Сегодня становится актуальной тема создания «мягкой» инфраструктуры: набора всех сервисов, услуг, мероприятий, связанных с поддержкой инновационного бизнеса. По какому сценарию необходимо формировать эту систему поддержки, какие инструменты и источники использовать – эти и другие вопросы стали центральными.

«По итогам сегодняшнего обсуждения мы бы хотели сформировать модельную конструкцию «мягкой» инфраструктуры технопарка. Определить, что является абсолютно необходимым при работе с начинающими компаниями, что желательно создавать, что допустимо. На базе этого планируем подготовить ряд рекомендаций для профильных министерств», — озвучил цели дискуссии инициатор сессии, генеральный директор Академпарка Дмитрий Верховод.

Встречу разделили на три тематических блока. На первой сессии эксперты обсудили каким образом формируются компетенции, необходимые для развития инновационного предпринимательства, а также инструменты привлечения научной молодежи к работе в инновационном бизнесе.

Декан факультета инновационно-технологического бизнеса Академии народного хозяйства при Правительстве РФ Владимир Зинов представил анализ путей формирования внутренней и внешней среды, необходимой для изменения ВУЗов. Одним из важных моментов по его мнению является определение «восходящих звезд» глобальной науки и использование этих точек научного роста для подготовки инновационных лидеров и технологических предпринимателей. Директор Центра инновационного развития Новосибирского государственного университета Сергей Кобцев рассказал о том, каким образом можно выявить будущих качественных инновационных предпринимателей и менеджеров в классическом университете через систему инновационных олимпиад, конференций, школ заказных инноваций и клубов инноваторов, элитную инжиниринговую подготовку.

Во время второй дискуссии разбирали, как нужно работать с готовым высокотехнологичным проектом, какие услуги, меры поддержки необходимо оказывать стартапу. Вниманию участников был презентован опыт создания специализированных бизнес-инкубаторов новосибирского технопарка, работающих в четырех кластерах: IT-, био-, нано и приборостроение.

«Мы должны на старте давать молодым компаниям «удочку». Это ни в коем случае не сопровождение и минимизация расходов компании на все время. Это возможность превратить хорошую идею в бизнес. Однако важно, чтобы потребители инфраструктуры тоже генерировали предложения, говорили, что требуется для работы, чтобы всегда быть на шаг впереди привычных форматов. В этом случае мы сохраним конкурентное преимущество, которое у нас есть сегодня», — прокомментировал Губернатор Новосибирской области Василий Юрченко.

Третья сессия была посвящена вопросам создания цепочки инвестиционных институтов, которые позволят обеспечить финансирование инновационного бизнеса с момента зарождения идеи и до ее выхода на глобальный рынок. Экспертам был презентован посевной фонд «Ломоносов капиталъ», созданный в Академпарке две недели назад.

«Сегодня мы находимся на стадии, когда денег достаточно, но недостаточно идей и понимания, как довести ее до успешного проекта. Нам необходимо создавать мягкую инфраструктуру, которая будет стимулировать развитие коммерциализуемых проектов. Давайте это создавать вместе», — подвел итог дискуссии заместитель министра связи и массовых коммуникаций РФ Марк Шмулевич.

Пресс-служба Академпарка и Инновационный портал НГУ

Вернуться к списку новостей

Инфраструктурное обеспечение ВЭД

Инфраструктура— совокупность материальных и организационно-правовых условий, обеспечивающих устойчивое экономическое развитие. К материальным условиям относится

наличие развитой системы путей сообщения, средств связи, электро, трубо- и иных сетей. Организационно-правовые условия — наличие развитых государственных и частных институтов, а также устойчивой законодательной базы.

Инфраструктурное обеспечение ВЭД:

• правовое;

• таможенное;

• транспортное;

• финансовое;

• страховое;

• маркетинговое.

Правовое обеспечение ВЭДпредставляет собой в первую очередь совокупность нормативных актов, в рамках и на основе которых осуществляется деятельность ее участников (хозяйствующих субъектов, государственных органов, организаций, содействующих ВЭД).

Совокупность нормативных актов правового регулирования ВЭД включает следующие составляющие: международные конвенции и соглашения; деловые обычаи и обыкновения, национальное законодательство; судебную практику.

Система органов правового регулирования ВЭД включает законодательную, исполнительную и судебную ветви власти, каждая из которых представлена соответствующими институтами, учреждениями и организациями.

Система таможенного обеспечения внешнеэкономической деятельности в организационно-правовом аспекте представлена международными соглашениями и национальным таможенным законодательством.

Транспортная инфраструктура — это совокупность путей сообщения и подвижных перевозочных средств, а также различных сооружений и устройств, создающих оптимальные условия для их взаимодействия.

Продукцией транспорта следует считать непосредственно сам процесс перемещения товаров от изготовителя к потребителю.

Во всех странах мира существует государственная система, включающая материальные и организационно-правовые условия регулирования транспортом.

Особенностью транспортной инфраструктуры во внешнеэкономической деятельности является подверженность его продукции — транспортной услуги — воздействию всех факторов, характеризующих развитие рыночной экономики. С одной стороны, транспорт в международном разделении труда является необходимым условием его реализации. С другой стороны, транспортные услуги выступают объектом экспортно-импортных операций.

Транспортное обеспечение внешнеэкономической деятельности представляет собой систему, состоящую из следующих элементов: техника, оборудование, технологии; экономические, коммерческо-правовые, организационные отношения; система управления и регулирования транспортными операциями; нормативно-законодательная база.

Финансовая инфраструктура во внешнеэкономической деятельности обеспечивает осуществление международных расчетов и реализацию валютно-финансовых отношений.

Страховое обеспечение ВЭД необходимо потому, что предпринимательская деятельность на внешнем рынке неизбежно связана с опасностями, которые угрожают различным имущественным интересам участника ВЭД.

Под рисками понимаются возможные неблагоприятные события, которые могут произойти и в результате которых могут возникнуть убытки, имущественный ущерб.

Выделяют три отрасли страхования: имущественное, личное и ответственности.

К имущественным видам страхования относят:

• страхование грузов;

• страхование судов (морское каско);

• страхование воздушных судов;

• страхование автомобилей;

• страхование экспортных кредитов;

• страхование убытков от перерывов производства или коммерческой деятельности;

• страхование имущества, находящегося за границей;

• страхование имущества нерезидентов от огня и других опасностей;

Личное страхование во внешнеэкономической деятельности больше связано с такой сферой, как международный туризм. Так как объектом личного страхования является жизнь, здоровье или доходы отдельного человека, то в данной сфере преобладают:

• комплексное страхование граждан, выезжающих за границу;

• страхование от несчастных случаев для выезжающих за рубеж;

• страхование медицинских расходов при выезде за границу;

Страхование ответственности за ущерб третьим лицам (физическим или юридическим). К этой отрасли применительно к ВЭД относятся:

• международный полис страхования автогражданской ответственности;

• страхование гражданской ответственности владельцев воздушных судов, являющееся обязательным при полетах за рубеж;

• страхование ответственности производителей товаров;

• страхование профессиональной ответственности (таможенных брокеров, юридических консультантов, частных нотариусов, аудиторов и др.);

Маркетинговое обеспечение ВЭД способствует повышению ее эффективности, так как это комплексная система организации производства и сбыта продукции, ориентированная на удовлетворение потребностей конкретных покупателей и получение прибыли производителями на основе исследования и прогнозирования развития товарных рынков.

Интеграция России в мировое хозяйство невозможна без развития национального законодательства в соответствии с международным.

Правовое регулирование ВЭД — это совокупность нормативных актов, в рамках и на основе которых осуществляется ее практика. Эта совокупность представлена:

— международными правилами и нормами, подписанными РФ международными договорами России с другими странами:

— национальным — законодательством по ВЭД, представленным законами, кодексами, а также подзаконными актами.

После создания Таможенного союза, в который на сегодняшний день входят Россия, Белоруссия и Казахстан, вступил в силу и Таможенный Кодекс Таможенного Союза, являющийся главным законодательным актом, регулирующим отношения в сфере перемещения товаров через таможенную границу Таможенного союза. Таможенный кодекс РФ утратил силу.

Таможенное регулирование в России теперь опирается на шесть основных столпов:

1) Таможенный кодекс таможенного союза;

2) международные соглашения государств — членов таможенного союза;

3) решения Комиссии таможенного союза;

4) 311-ФЗ от 27 ноября 2010 («О таможенном регулировании в Российской Федерации»);

5) подзаконные нормативные правовые акты РФ;

6) акты Федеральной таможенной службы.

Управление внешнеэкономической деятельностью в РФ осуществляет Министерство внешнеэкономических связей, Государственный таможенный комитет. Регулирование валютных операций производят Валютно-экономическая комиссия РФ, Центральный банк России. Общее руководство возложено на Президента, Правительство и Министерство экономики РФ.

Регулирование ВЭД государством означает не только поддержку и стимулирование, но и контроль за соблюдением национальных интересов, обеспечение экономической безопасности. Поддержание необходимого уровня экономической безопасности становится одной из стратегических задач российской внешнеэкономической политики.

Под экономической безопасностью принято понимать такое состояние экономики и системы государственного управления, при котором обеспечиваются гарантированная защита национальных интересов, социальная направленность политики, достаточный оборонный потенциал даже при неблагоприятных условиях развития внутренних и внешних процессов.

Регулирование ВЭД во всех странах направлено на обеспечение, в первую очередь, национальной экономической безопасности, под которой понимается защищенность экономики от внутренних и внешних неблагоприятных факторов, которые нарушают нормальное функционирование процесса внутреннего воспроизводства, снижают жизненный уровень, порождая неблагоприятные социальные последствия.

В Законе экономическая безопасность определена как состояние экономики, обеспечивающее достаточный уровень социального, политического и оборонного существования и прогрессивного развития РФ, неуязвимость и независимость ее экономических интересов по отношению к возможным внешним и внутренним угрозам и воздействиям.

Внешнеэкономическая деятельность оказывает положи­тельное влияние на развитие экономики в разных аспектах:

— во-первых, благодаря получению валютной выручки от экспорта. В масштабах всей национальной экономики ВЭД выступает важным фактором финансовой стабилизации страны: поступления от нее (таможенные сборы, НДС, акцизы, неналоговые поступления) формируют значительную долю бюджета республики;

— во-вторых, ВЭД способствует повышению технологического уровня производства за счет импорта современной техники и технологий. Под воздействием НТП ускорились темпы морального старения техники и технологий, увеличились затраты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Мировой опыт показывает, что только за счет внутренних источников решить проблему обновления производственных факторов невозможно;

— в-третьих, ВЭД помогает развитию экономики за счет долгосрочного производственного сотрудничества и стабильных связей между иностранными партнерами по совместной деятельности в производстве конкурентоспособной продукции и выходу с ней на мировые рынки. Такая совместная деятельность осуществляется по ряду направлений: закупке комплектного технологического оборудования, по налаживанию его работы, консультационным услугам, обучению персонала; закупке патентов и лицензий на новые технологии; привлечению иностранных инвестиций в те отрасли организации, где необходима техническая и технологическая модернизация.

Читайте также:


Введение

Тема курсовой работы – модернизация инфраструктуры российской экономики. Эта тема очень актуальна на сегодняшний  день. Модернизация в экономике влияет на важные сферы жизни. Она актуальна  так же, потому что на данный момент перед государством стоят вопросы о том, как при помощи модернизации сделать нашу экономику конкурентоспособной по отношению к другим крупнейшим экономикам мира?

Задача модернизации экономики  и общества в настоящее время  входит в число приоритетных для  России. Это объясняется не только известным замедлением экономического развития страны в период кризиса конца 2000-х годов и не только призывами к модернизации, содержащимися в статьях и выступлениях Президента, его посланиях Федеральному Собранию.

Основная причина активизации модернизационных процессов связана с особенностями переживаемого страной кризисного периода.

Таким образом,мы, как будущие менеджеры, заинтересованы данной проблемой, и задача нашей курсовой работы- ответить на такие вопросы как — что же представляет собой модернизация, нужна ли она нашему обществу и какая модернизация нужна России?

Глава 1

Термин «инфраструктура» происходит от латинских слов infra — ниже и structura- строение, расположение.

Инфраструктура — это  комплекс основных сооружений, которые  поддерживают  повседневную жизнь и экономическую активность в обществе.1

Что же к ней  относится ? А это — информатика, электроэнергетика, транспорт, связь, коммунальное обслуживание, а также образование, здравоохранение, социальное обеспечение и т. д. Многие из тех вещей, которые мы воспринимаем как должное, например радио, Интернет, метро, чистая вода, являются частью инфраструктуры. Без них жизнь была бы совершенно иной и, вероятно, не такой комфортной.

 В основе  выделения инфраструктуры как крупной сферы экономики лежит различие между особенными и общими условиями производства. К особенным условиям относятся конкретные формы технологического процесса, присущие в отдельности каждому виду производства, будь оно промышленным или сельскохозяйственным. К общим условиям относятся те, без которых не может эффективно функционировать ни одно производство и нормально проживать население. Они не связаны с конкретными видами производства и как бы создают фундамент для всей экономики.
В зависимости от уровня анализа инфраструктуру можно рассматривать на трех уровнях: микро-, медиум- и макроуровне.
На микроуровне инфрастуктура представляет собой совокупность инженерно-технических сооружений, необходимых для функционирования любой фирмы независимо от индивидуального технологического процесса: будь это шоколадная фабрика или автомобильный завод.

На медиум-уровне (нередко говорят: «мезо уровень») инфраструктура представляет собой совокупность объектов или сооружений, обслуживающих определенную территорию: республику, край, область, город, поселок, село. Это местные системы обеспечения электроэнергией, водой, теплом, связью, профессиональным и народным образованием, здравоохранением и т.д.

На макроуровне  инфраструктура представляет собой  совокупность обще-экономических и социальных условий, обеспечивающих эффективное развитие национальной экономики в целом.

Инфраструктура  на макроуровне подразделяется на производственную, социально-бытовую и институциональную.

Производственная инфраструктура — это совокупность отраслей, обслуживающих непосредственно производство любого продукта или услуг: информатика, энергетика, транспорт всех видов, связь и т. д.

Социально-бытовая инфраструктура — это совокупность общих условий, связанных с воспроизводством рабочей силы и повседневной жизнью человека: жилищно-коммунальное хозяйство, образование, здравоохранение, социальное обеспечение и т. д.

Институциональная инфраструктура представляет собой  совокупность институтов, необходимых  для управления экономикой и общественной жизнью. Это организации и учреждения законодательной, судебной и исполнительной власти, обеспечивающие эффективные условия хозяйствования и повседневной жизни.

В зависимости  от степени обеспеченности экономики  инфраструктурой выделяют три ее типа:

• опережающий, когда инфраструктурный потенциал больше, чем производственные и индивидуальные потребности;

• одновременный, или синхронный, когда степень  развития инфраструктуры соответствует  потребностям экономики

• запаздывающий, когда степень насыщенности инфраструктурными  объектами отстает от потребностей экономики.

Каковы специфические  признаки инфраструктуры?

Во-первых, инфраструктура это сектор экономики общего назначения.

Во-вторых, ей присущ характер коллективного потребления. В-третьих, объекты инфраструктуры капиталоемкие, они требует крупных первоначальных инвестиций. В связи с этим нельзя ожидать их одновременного развития. В-четвертых, отрасли инфраструктуры это долго окупаемые отрасли. Продукция инфраструктурных отраслей выступает или в виде недвижимости, например, дорога, или в виде услуг, например, информация, электроэнергия.

Дорогу нельзя продать как, скажем, автомобиль. Издержки на ее строительство окупаются сравнительно длительное время, так как возмещаются не сразу не через разовую продажу, а постепенно через продажу услуг по заранее установленным тарифам и налоговым сборам. Иначе говоря, фаза «затраты выпуск» в инфраструктуре проявляется иначе, чем в промышленном производстве. Наконец, инфраструктура непосредственно влияет на процесс производства, хотя находится за его технологическими пределами.

Круг инфраструктурных отраслей изменяется. Например, появление  компьютеров, сотовых телефонов, космических  кораблей, а вместе с этим космодромов  и т. д. «ломает» прежнее представление  о приоритетных направлениях в инфраструктурном обеспечении. Теперь не пресловутая электороэнергетика (ленинский лозунг «Советская власть плюс Электрификация всей страны- это Коммунизм») и дороги решают все экономические проблемы, а информация. А все это результат научно-технического прогресса. Следовательно, перечень отраслей и объектов инфраструктуры меняется, он не может быть неизменным, жестко регламентированным для всех этапов экономического развития.

Роль инфраструктуры в современной экономике

Инфраструктура  связывает воедино все отрасли экономики, способствуя ее стабилизации, сбалансированному развитию.

Недостатки в работе предприятий и объектов инфраструктуры сказываются обычно на всей экономике. Например, слабо развитая дорожная сеть в стране или на определенной территории, недостатки в работе транспорта вызывают разрыв цепи производство потребление. Или при перебое в снабжении электроэнергией производственные предприятия не смогут функционировать непрерывно, как этого требует технологический процесс. Развитие инфраструктуры служит обязательным условием вовлечения в хозяйственный оборот новых природных ресурсов, рационального их использования, улучшения размещения производительных сил страны. В связи с этим большое значение придается инфраструктуре в формировании и развитии территориально-производственных комплексов.

Значительна роль инфраструктуры в решении современных  проблем сельского хозяйства.

Трудно представить  себе эффективный агропромышленный комплекс и современное село без  развитой дорожной сети, надежного  транспорта, элеваторов, хранилищ, складов, холодильников. Отставание в любом из этих звеньев неизбежно сказывается на количестве и качестве конечной продукции. Главная задача в сельском хозяйстве в целом в агропромышленном комплексе России наряду с увеличением масштабов сельскохозяйственного производства и в том, чтобы устранить значительные потери продукции, возникающие в результате несовершенной инфраструктуры. Особенно нуждается в расширении строительство дорог в сельской местности. Доведение инфраструктуры до современных потребностей сельского хозяйства позволит быстрее увеличивать продовольственный фонд страны за счет сохранения уже собранной продукции.

Экономисты  предлагают инвестиции, направляемые на развитие инфраструктуры, сопоставлять не с увеличением производства, а  с уменьшением потерь, которых можно избежать за счет этих инвестиций.

Эффективность функционирования инфраструктуры четко  проявляется в снижении издержек, максимизации прибыли и физическом росте ВНП. Это достигается в  результате того, что технически развитая инфраструктура позволяет бесперебойно функционировать основному производству и, следовательно, производить большее количество продукта с минимальными затратами. Таким образом, уровень технического состояния инфраструктуры может способствовать экономическому росту, а может, наоборот, сдерживать его. Например, дорога, автозаправочная станция и тому подобное должны быть таким же совершенным, как автомобиль. Если это не так, то грош цена автомобильному производству. Зачем автомобиль, если нет дорог? Следовательно, инфраструктура — это фактор производства, который оказывает значительное влияние на благосостояние страны.

Глава 2. Современное состояние инфраструктуры России

Проблемы с инфраструктурой  в России существуют с давних пор: афоризм о низком качестве российских дорог был придуман еще до появления автомобилей; и он не потерял своей актуальности до сих пор. Но это не означает, что такая ситуация будет сохраняться – с некоторыми традициями все-таки лучше уметь расставаться. В эпоху развития технологий и появления разнообразных возможностей финансирования у России появляются возможности использовать новые способы для решения старых проблем. От СССР Россия унаследовала инфраструктуру более-менее соответствующую уровню развития страны, и в предкризисные годы страна могла развиваться без значительных вложений в эту сферу. С начала 90-х годов среднегодовые расходы на строительство объектов инфраструктуры составляли 2,3% ВВП. Лишь в 2008 году стране удалось выйти на среднемировые объемы расходов на строительство инфраструктуры (4,7% ВВП). В 2009 году в связи с кризисом государственные расходы были вновь сокращены до 2,8% ВВП. В результате в последние годы ситуация обострилась. Об этом свидетельствуют, например, данные рейтинга конкурентоспособности Всемирного экономического форума Россия опустилась с 52 места в 2005 году на 56 место в 2009 году, с поправкой на количество стран в выборке. По качеству инфраструктуры Россия оказалась на 71 месте, а по качеству дорог – аж на 118.

В 2010 году инвестиции в инфраструктуру составят лишь около 2,5% ВВП. Восстановление экономики после кризиса создаст  больше возможностей для улучшения  и развития инфраструктуры за счет увеличившихся доходов бюджета. С другой стороны, очевидно, что только за счет государственных денег полностью решить инфраструктурную проблему не удастся – необходима активизация привлечения частных инвестиций по примеру того, как это делается в развитых и быстро растущих «переходных» и развивающихся странах. Однако, для этого необходимо как совершенствование собственно механизмов государственно-частного партнерства, так и совершенствование институтов, направленное на решение основных проблем отрасли – плохого качества строительства и коррупции.

«Состояние инфраструктуры

Самая очевидная проблема России —  это то, что объекты инфраструктуры, сохранившиеся с советских времён, ветшают и вскоре их нельзя будет  обслуживать. Практически всё, что  есть в стране, требует массированных  капиталовложений. Главные «болевые точки» здесь — энергетика и транспорт.

До того, как кризис отправил экономику  в нокдаун, спрос на электроэнергию отвечал возможностям её производства, однако дальнейший экономический рост привёл бы к недостаче электричества, что, в свою очередь, резко затормозило бы самый рост. Кризис позволил Кремлю выиграть ещё немного времени, но в ближайшие несколько лет экономика восстановится, и тогда эта проблема возникнет вновь.

К счастью, в Кремле это хорошо понимают и уже проделали немалую подготовительную работу. Монополист энергетического сектора «Объединённые энергетические системы» был раздроблен, сектор — успешно приватизирован, что дало гораздо большую прибыль, чем та, которую надеялся получить Кремль. Следующий шаг расширения мощностей был осложнён из-за кризиса, потому что у всех кончились деньги, но как только произойдёт восстановление экономики и вновь начнётся давление на предложение электроэнергии, тот же самый экономический рост удешевит кредиты.

Аналогичный прорыв в области транспорта тоже уже намечался. Министерство железных дорог, которое когда-то возглавлял Троцкий (у них в главном здании до сих пор на стене висит его портрет), было преобразовано в акционерное общество, и только за 2009 год государство вложило в него громадную сумму в 800 миллиардов рублей (27 млрд. долларов). Были запланированы такие же проекты для портов и аэропортов — государство намеревается превратить все свои холдинги в акционерные общества и либо вкладываться в них самостоятельно, либо привлекать средства через совместные с частным сектором партнёрские программы.

О чём умалчивает Кремль — это  о том, что, хотя на энергетику и железнодорожный  транспорт выделяется много денег, совершенно без внимания остаётся крайне нуждающаяся в средствах социальная инфраструктура. Выдвинутая президентом модернизационная программа обречена на провал, если только государство не выделит столько же денег на образование. Аналогичным образом — Всемирная организация здравоохранения несколько лет назад опубликовала отчёт, в котором говорилось, что самыми прибыльными инвестициями, которое может сделать государство, являются инвестиции в здравоохранение, потому что здоровое население не только работает дольше и эффективней, поздно уходя на пенсии, но и экономит громадные средства, которые пришлось бы десятилетиями тратить на заботу о больных пенсионерах.

Страницы:12следующая →

Записи созданы 973

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх