Как стать целевиком

При подготовке к поступлению в вузы принято рассматривать разные варианты и, как говорят, готовиться к худшему, надеясь на лучшее. Поэтому будущим абитуриентам не мешает знать о том, что, кроме бюджетного и коммерческого, есть вариант поступления на некоторые специальности по так называемому «целевому направлению».

Особенность целевого набора заключается в том, что абитуриент приходит в вуз не только с оценками ЕГЭ, но и с направлением от конкретного предприятия и ведомства. Благодаря тому, что предприятие или ведомство обязуется оплатить его обучение или выделить средства из бюджета на его обучение, абитуриент не участвует в общем конкурсе, а вступительные испытания проходит по специальному конкурсу (но не вне конкурса, как ошибочно считают многие). В случае успешного прохождения испытаний он зачисляется на выбранный факультет, обучается там, а после окончания вуза отправляется на работу на то предприятие, которое за него поручилось. Обязательства предприятия перед студентом, студента перед предприятием, а также предприятия перед вузом оформляются в трёхстороннем договоре. При этом сочтем нужным отметить, что целевой прием в российские вузы подразделяется на два вида: целевой набор по квоте Министерства образования и науки РФ (для государственных ведомств) и целевая контрактная подготовка (для тех, кто идет с направлением от предприятий). И хотя термин «целевой набор» законодательно относится только к первому виду, однако в обиходе он расширен.

Система целевого набора таит в себе массу особенностей, которые обязаны знать абитуриенты, мечтающие поступить по целевому направлению.

Кто в списках?

В списки тех, о ком будет ходатайствовать предприятие в вузе, попадают абитуриенты, которые каким-либо образом уже знакомы с этим предприятием. Получается, что знакомым надо быть со школьной скамьи. Так оно и есть – руководители предприятий «присматривают» себе будущие кадры именно на этапе, когда они учатся в школе. Какие способы «присмотреть» существуют? Например, всевозможные конкурсы, которые проводит предприятие среди учащихся региона. Или встречи со школьниками на предприятии. Или тематические олимпиады, организатором или спонсором которых выступает предприятие. Руководители наблюдают: у кого горят глаза, кто высказывает заинтересованность, кто показывает себя с лучшей стороны – у того есть все шансы попасть в заветный список направляемых абитуриентов. Например, предприятие «Татнефть» уже на протяжении нескольких десятилетий именно так выбирает потенциальные кадры и направляет их на обучение в нефтяные вузы России.

Еще в «целевики» обычно попадают абитуриенты, чьи родители долгие годы трудятся на предприятии, имеют авторитет. Дети часто выбирают профессию родителей, и в таких случаях руководство предприятия идет им навстречу.

Также велики шансы у тех, кто имеет среднее специальное образование и уже трудится на предприятии. Обычно руководство вуза поддерживает их стремление продолжить учебу и получить высшее образование, и дает заветное направление.

Поступление и обучение

То, что абитуриент попал в целевой список, совсем не значит, что его примут в вуз без конкурса. Согласно правилам, конкурс в таком случае должен составлять не меньше 1,2 человека на одно место. Разумеется, это не такое серьезное испытание, как общий конкурс, но все же по оценкам ЕГЭ выбираются наиболее сильные абитуриенты.

Здесь есть один нюанс – по договору, студент, поступивший на целевое обучение, должен учиться удовлетворительно. А для этого, соответственно, необходимы способности и знание школьной базы. Поэтому конкурс в целевом наборе необходим.

Трудоустройство

Вариант трудоустройства для тех, кто обучался по целевому направлению, за чью учебу платило предприятие или на чью учебу были выделены средства из регионального бюджета, только один – вернуться и отработать положенный срок (который прописан в договоре) там, откуда был направлен.

Это с одной стороны – плюс, с другой – минус. Почему?

Ситуация может сложиться так: студент обучался в престижном московском вузе, после окончания которого можно найти достойную работу в столице, а направление давала администрация, допустим, Иркутской области. Ему положено вернуться в Иркутскую область.

Другая ситуация: студентка обучалась по целевому контракту в одном городе, но за время обучения в вузе вышла замуж. Ей тоже положено вернуться и отработать положенный срок, если даже семья не планирует переезд.

Понятно, что жизненные ситуации складываются по-разному, и невозможно предположить, что человека ждет в ближайшие пять лет. Поэтому в трехстороннем контракте, который подписывается с абитуриентом, указывается, что в случае нарушения им условий контракта он обязуется возвратить предприятию сумму, потраченную на его обучение, а в некоторых случаях к сумме добавляется еще и штраф. Впрочем, каждая ситуация рассматривается отдельно, а по некоторым ситуациям есть даже законные лазейки (например, беременность выпускницы или состояние здоровья выпускника). Как правило, не согласные со своей участью выпускники обращаются к юристам, специализирующимся на подобных делах. Практика показывает, что кому-то удается «откосить» от трудоустройства, а кому-то, например, приходится отчитываться перед прокуратурой.

Нюансы целевого приема

Говоря о целевом приеме, сложно обобщать информацию, так как каждый вуз, каждое предприятие вносит свои коррективы в договора, однако скажем о некоторых особенностях целевого приема.
1.

Целевой набор, как правило, проходит в отраслевые вузы (энергетические, нефтегазовые, путей сообщений, легкой промышленности и т.п.).
2. Приказ о зачислении «целевиков» появляется раньше приказа о зачислении остальных студентов. Это плюс для тех абитуриентов, которые не прошли по целевому набору – еще остается время подать документы на общих основаниях.
3. В 2011 году целевой набор по квотам от Минобрнауки составлял не более 20% от всего числа бюджетных мест, выделенных в вузе, тогда как в 2010 году доля была выше – 25%. В 2012 году, по заявлению министра образования и науки РФ Андрея Фурсенко, целевой прием сократится еще на пять процентов и составит 15%.
4. Что касается ЦПК (целевой контрактной подготовки), то вуз вправе по согласованию с учредителем устанавливать более высокую долю поступающих.

В последнее время все большую популярность приобретает поступление в вуз по целевому направлению. Однако, если судить по комментариям посетителей нашего блога, пока не все знают, что это такое и как именно воспользоваться таким способом поступления.

Что такое целевое направление и целевой прием?

Целевым направлением называется  документ, который выдается предприятием, ведомством или органом власти поступающему на обучение в конкретный  вуз по конкретной специальности с гарантией последующего трудоустройства. Этот документ предоставляется  абитуриентом в вуз вместе с  оценками ЕГЭ.

Целевой прием – это поступление в вуз по целевому направлению на основе договора по целевому приему между вузом и заказчиком целевого приема.

Целевой прием в российские вузы подразделяется на два вида: целевой набор по квоте (для государственных ведомств) и целевая контрактная подготовка (для тех, кто идет с направлением от предприятий). Целевой набор, как правило, проходит в отраслевые вузы (энергетические, нефтегазовые, путей сообщений, легкой промышленности и т.п.).

Квота целевого приема на обучение по программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры по каждой специальности и по каждому направлению подготовки ежегодно устанавливается учредителями образовательных организаций.

При целевой контрактной подготовке вуз вправе по согласованию с учредителем устанавливать более высокую долю поступающих.

Целевой прием в пределах установленной квоты осуществляется на основе договора о целевом приеме, заключаемого образовательной организацией с заказчиками целевого приема:

  • федеральным государственным органом;
  • органом государственной власти субъекта РФ;
  • органом местного самоуправления;
  • государственным (муниципальным) учреждением;
  • госкомпанией или предприятием, в уставном капитале которого присутствует доля РФ, субъекта РФ или муниципального образования;
  • коммерческим предприятием, которое располагает средствами оплатить образование своих будущих кадров.

Целевое направление даётся персонально, только в один ВУЗ и на одну специальность.

Нюансы поступления и обучения по целевому направлению

Достоинства

 при поступлении:

— абитуриент не участвует в общем конкурсе, а в конкурсе «целевиков» на места в пределах выделенной квоты (но не вне конкурса, как ошибочно считают некоторые); т.о. бывает легче поступить, т.к. конкурентов меньше, проходной бал ниже;

— в случае, если абитуриент не проходит по целевому направлению, он может подать заявление на участие в общем конкурсе;

при обучении:

– обучение на бюджетной основе или за счет предприятия;

– возможность получать стипендию;

– обеспечение местом для прохождения практики в государственном учреждении или на предприятии;

– помощь и поддержка во время обучения (помощь в сборе материалов для курсовых работ и научных статей);

по окончании вуза:

– гарантированное трудоустройство.

Недостатки

— не всегда  выбор абитуриента (вуза и специальности) совпадают с потребностями заказчика целевого приема;

— в процессе обучения выбор студента может измениться;

— обязательная отработка (как правило не менее 3 лет) на  предприятии, организации, по  специальности, которые указаны в договоре, при этом никто не обещает высокую оплату труда и карьерный  рост;

— «целевик» обязан успешно учиться,  не ниже чем на удовлетворительно;

— в случае нежелания отрабатывать «целевик» обязан вернуть полную стоимость обучения, оплаченного ему предприятием, а в некоторых случаях  еще и заплатить штраф.

Примечание.

Вместе с тем, есть условия, по которым  можно не отрабатывать стоимость обучения (они должны быть указаны в договоре). Уважительной причиной для отказа от отработки могут быть:

– инвалидность 1-й или 2-й группы у выпускника, его жены/мужа или кого-то из родителей;

– декретный отпуск;

– наличие ребенка до 3 лет или до 6 лет, если по заключению врачебно-консультационной комиссии ребенок нуждается в уходе;

— одинокая мать или отец с ребенком до 14 лет;

– уход выпускника вуза в армию;

— договор также может быть прекращен  в случае, если предприятие не в состоянии предоставить выпускнику работу по специальности в соответствии с медицинским заключением, а также в случае  банкротства предприятия.

Эти вопросы следует  уточнить у работодателя при заключении договора.

Как получить целевое направление?

Целевое направление можно получить:

— на самом предприятии (организации, заводе и т. д.);

— в местной администрации – муниципалитете.

Примерный алгоритм:

— если вузы и специальности для поступления на обучение выпускником выбраны, следует зайти на  сайты вузов и узнать, есть ли в этих вузах  целевой прием, на какие специальности и направления, каковы квоты, кто заказчики приема;

— выбрать  заказчика приема;

— обратиться к заказчику, предоставив ему заявление, грамоты, дипломы и прочие свидетельства индивидуальных достижений  по выбранной специальности;

— возможно, пройти, собеседование,

— при положительном решении – заключить договор с заказчиком, получить  целевое направление от заказчика (предприятия или муниципалитета);

— подать  необходимые документы  в приемную комиссию вуза вместе с целевым направлением.

Примечание. Договоры о целевом приеме и  целевом обучении заключаются в соответствии   Постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2013 г. N 1076.

Таким образом,  взвесив все «за» и «против», следует решить, поступать ли по целевому направлению или идти по общему конкурсу. Удачи вам!

Федеральный закон от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в российской Федерации»

Постановление Правительства РФ от 27 ноября 2013 г. N 1076 «О порядке заключения и расторжения договора о целевом приеме и договора о целевом обучении»

Приказ Министерства образования и науки РФ от 14 октября 2015 г. N 1147 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования — программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры» (с изменениями и дополнениями)

Метки:абитуриент- 2017    целевой прием

eduinspectorЭто актуально!

Его особенности, преимущества, недостатки.

При подготовке к поступлению в вуз принято рассматривать разные варианты. Один из них, это поступление в рамках так называемого целевого набора. Его особенность состоит в том, что абитуриент приходит в вуз не только с результатами ЕГЭ, но и с соответствующим направлением от какого — либо региона или учреждения. При этом, в случае успешного прохождения конкурса он зачисляется на выбранную им специальность, обучается там, а после окончания вуза идет работать в то место, откуда его направили.

Вроде бы все ясно и понятно. Однако, система целевого набора куда более сложная, чем это может показаться на первый взгляд. Она таит в себе и массу нюансов, которые не мешало бы знать будущему абитуриенту. Остановимся лишь на некоторых из них.

Взять хотя бы то обстоятельство, что де факто существует, два варианта целевого набора. Один из них осуществляется по договорам, заключенным с органами исполнительной власти. Другой — по договорам с предприятиями и организациями, а также в рамках госпрограмм связанных с развитием оборонно-промышленного комплекса. И хотя второй вариант формально не считается целевым, он, тем не менее, к нему приравнивается и получил широкое распространение.

Другая особенность целевого набора — в отраслевых вузах, где учредителем является профильное министерство (ведомство), количество выделенных под него бюджетных мест, как правило, больше, чем у вузов, находящихся в непосредственном подчинении Минобрнауки. Причем, на практике, оно зачастую превышает и установленные нормативы, согласно которым доля целевиков не может быть больше 15% от контрольных цифр приема. И такое положение дел считается вполне допустимым, если, конечно, величина целевого набора предварительно согласована с учредителем.

Будущим целевикам необходимо учитывать и то обстоятельство, что договора между вузами и заказчиками (органы исполнительной власти, ведомства, предприятия, организации), заключаются, как правило, в апреле — мае месяце, т.к. именно к этому времени утрясаются все вопросы с финансированием, списками претендентов и количеством выделенных им мест для обучения.

Еще один интригующий момент. Он касается возможности отказа в предоставлении целевых мест. Подобные случаи — обычное явление. Вуз не резиновый и он не обязан удовлетворять интересы всех, кто обратился к нему с запросом. Тут очень важна исторически сложившаяся практика взаимодействия вуза с теми структурами, которые ранее с ним сотрудничали и с которыми уже заключались договора на подготовку будущих специалистов.

Важным является знание и того факта, что сотрудничество с вузом осуществляется не вообще, а по вполне определенным направлениям подготовки. Т.е., к примеру, один заказчик, заинтересован в подготовке специалистов по компьютерной безопасности, а другой по безопасности автоматизированных систем. Именно поэтому, будущему целевику необходимо иметь представление не только о партнерах вуза по целевому набору, но и о специфике их запросов, адресованных вузу.

При этом, следует учитывать также то обстоятельство, что потребности в целевых специалистах могут формироваться двояким образом — либо спускаться по соподчиненности сверху, либо формироваться снизу, в соответствии с запросами конкретных предприятий и организаций. Яркий пример первого случая — медицинские вузы, где основные параметры целевого набора устанавливаются Минздравом. Второй, более свойственен техническим вузам, имеющим тесные связи с предприятиями — партнерами, которые и являются в дальнейшем работодателями.

Чем же интересен для всех целевой набор? Если брать вузы, то его выгода вполне очевидна — целевой набор это фактически гарантированное заполнение бюджетных мест, причем вне зависимости от демографической ситуации или каких либо других неприятных обстоятельств. При этом, для наиболее популярных вузов, не испытывающих проблем с абитуриентами, этот вопрос менее актуален по сравнению с остальными, в силу чего и число мест выделенных целевикам там несравненно меньше, чем у других.

Не менее заинтересованы в целевом наборе и сами абитуриенты. Оно и понятно — целевое направление позволяет закрыть сразу много вопросов. Во — первых, его наличие существенным образом облегчает сам процесс поступления, т.к.

эта группа абитуриентов идет отдельным конкурсом, который значительно ниже обычного, и зачисляется в первую очередь. Во — вторых, целевое направление позволяет особо не задумываться о трудоустройстве после окончания вуза, потому что будущее место работы уже изначально определено. Важным является и то обстоятельство, что целевики зачастую обладают определенными преимуществами по сравнению с остальными учащимися. В частности, речь может идти о первоочередном заселении в общежитие, что особо важно для иногородних студентов или дополнительном стипендиальном обеспечении за счет будущих работодателей.

Есть у целевого набора и обратная сторона медали. Речь идет об обязательствах, которые накладываются на выпускников. Основное из них — это практически полное отсутствие выбора места работы после окончания вуза. Согласно установленного порядка целевик обязан трудоустроиться в той организации, которая его направляла на учебу, и отработать там, не менее 3-лет. При несоблюдении указанной нормы, работодатель вправе обратиться в суд и через него взыскать с нарушителя расходы по обучению.

Если же все это не смущает — в добрый путь. Целевой набор не такая уж неразрешимая задача, как это может показаться на первый взгляд.

Количество просмотров: 182909

Записи созданы 1517

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх