К административной ответственности могут привлекаться

Правовой статус лица, привлекаемого к административной ответственности

  1. Понятие, права и обязанности лица, привлекаемого к административной ответственности
    1. Понятие лица, привлекаемого к административной ответственности.
    2. Права и обязанности лица, привлекаемого к административной ответственности.
  2. Механизм реализации прав и законных интересов лица, привлекаемого к административной ответственности.
    1. Правовые гарантии прав и законных интересов лица, привлекаемого к административной ответственности, и их реализация.
    2. Обеспечение прав и законных интересов лица, привлекаемого к административной ответственности, в административно-юрисдикционной деятельности ОВД.
  3. Заключение

Механизм реализации прав и законных интересов лица, привлекаемого к административной ответственности.

Правовые гарантии прав и законных интересов лица, привлекаемого к административной ответственности, и их реализация.

При всей широте мнений на природу и сущность правового государства одним из его отличительных признаков традиционно выделяется обеспеченность интересов, прав и свобод граждан . Это происходит в силу их изначальной ценности, поэтому степень защищенности населения рассматривается как один из важнейших показателей прогрессивного развития общества.

Основным признаком правового государства остается господство права, а «измеряется» он, прежде всего, степенью развитости и гарантированности прав и свобод личности, юридическим характером ее взаимосвязи с обществом и государством .

В то же время мало провозгласить то или иное право. Необходимо еще и обеспечить его реализацию. Если права и свободы граждан, зафиксированные законодателем, не реализуются, поскольку не разработан механизм их реализации, то этими правами невозможно воспользоваться, а при бесправии граждан законность превращается в беззаконие и произвол .

Вместе с тем говорить о правовом государстве можно тогда, когда оно обеспечивает защиту прав и интересов граждан не только применением соответствующих принудительных мер к виновным лицам, но и надлежащую защиту прав, свобод и интересов последних путем установления соответствующего демократического процессуального порядка разрешения споров и конфликтов .

Предоставляя гражданам права и свободы и возлагая на них обязанности, государство берет на себя бремя гарантировать эти права и сохраняет за собой возможность в пределах правопорядка прибегнуть к широкому диапазону мер от убеждения до принуждения — с тем, чтобы установленные обязанности были исполнены .

Поэтому реализация прав граждан представляет собой регламентированный нормами права демократический по своему содержанию и формам осуществления процесс, обеспечивающий каждому гражданину те материальные и духовные блага, которые лежат в основе принадлежащих ему субъективных прав, а также защиту этих прав от любых посягательств .

Защита прав личности — обязанность всех государственных и муниципальных органов.

Каждый из них обязан обеспечить реализацию прав граждан в рамках своих конституционных задач и присущими ему методами.

Гарантия (фр. Garantie) — ручательство, условия, обеспечивающие что-либо . «Гарантия» означает определенным образом обеспечивать в полном объеме что-либо, ограждать, охранять, защищать, сделать реальным .

В широком смысле понятием «гарантии» охватывается вся совокупность объективных и субъективных факторов, которые направлены на подлинную реализацию прав и свобод российских граждан, на устранение возможных причин и препятствий их неполного или ненадлежащего осуществления и защиту прав от далеко нередких в наши дни нарушений .

А.В. Мицкевич под гарантиями понимает условия и средства, обеспечивающие фактическую реализацию и всестороннюю охрану прав и свобод всех и каждого .

Анализ различных точек зрения на понятие гарантий прав и свобод граждан позволяет установить, что правовое положение гражданина в государстве определяется не только фактом закрепления его прав и свобод в законе.

Мы поддерживаем точку зрения авторов, относящих к гарантиям установленные законом средства и способы, с помощью которых граждане имеют реальную возможность полно и беспрепятственно использовать свои права, защищать свои законные интересы, а так же положения, которые обязывают соответствующие государственные органы и должностных лиц оберегать права граждан от посягательств, разъяснять гражданам их права, создавать условия для осуществления этих прав .

Проблема реализации прав и свобод граждан затрагивает правовые вопросы, экономическое состояние общества, уровень развития демократических институтов, состояние духовного потенциала, психологических стереотипов массового сознания и поведения, а все это вместе взятое проявляется в процессе осуществления гарантий прав и свобод граждан .

В настоящее время общепризнанным является разделение гарантий на две группы: 1) общие (экономические, политические, идеологические, социальные, организационные) и 2) специальные (юридические или правовые) .

Без экономического достоинства личности, без свободы в сфере экономического выбора, соответствующего способностям и возможностям людей, создать необходимые материальные гарантии реализации прав и свобод граждан в какой бы то ни было сфере невозможно, как невозможно и обеспечить социальную справедливость .

Государство, действующее в режиме демократии, не вмешивается во взаимоотношения людей, если несовпадение их интересов не достигает степени социально-экономической противоречивости, не подвергает опасности жизненные интересы общества .

Под духовными гарантиями традиционно признается культура общества, образованность и сознательность его членов, активной составляющей духовных гарантий прав и свобод граждан признается правосознание .

Комплекс условий, обеспечивающих права членов общества в производстве, распределении и потреблении, есть, по словам С.С. Шабалина, социальные гарантии .

А.П. Коренев вводит еще и организационно-правовые гарантии, к которым относит специальные меры, заключающиеся в деятельности определенных органов и должностных лиц, имеющих целью охрану законности .

Первая группа гарантий рассмотренной классификации направлена на создание благоприятной обстановки для пользования основными нравами и свободами, а также исполнения обязанностей. Вторая группа вооружает органы государства, органы местного самоуправления, общественные объединения, самих граждан эффективным инструментом в борьбе за надлежащее осуществление основных прав и свобод .

Помимо уже отмеченных групп гарантий прав и свобод отчетливо просматриваются еще две разновидности гарантий. Одни из них служат условиями и средствами охраны, обеспечения и защиты всех или значительной части прав и свобод, другие же — строго определенных.

На примере положений Конституции России, Л.Д. Воеводин к числу первых относит то, что «государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется», ко вторым, например, следующее — «никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребывание в нем» .

На наш взгляд, в первую очередь речь следует вести о правовых гарантиях, так как их цель проявляется в обеспечении непосредственного удовлетворения интересов, пользовании лежащими в основе прав и свобод граждан благами различного характера.

Дело в том, что хотя общие гарантии законности и играют значительную роль в поддержании режима законности, но все же они не могут до конца его обеспечить, так как их основная задача — создавать необходимые экономические, социальные, политические и другие условия (например, они не могут восстановить нарушенное право, обеспечить привлечение виновных к ответственности) .

Вопрос о понятии юридических (правовых) гарантий в специальной литературе рассматривался многими видными учеными, В результате чего по этому вопросу выработалось ряд подходов.

Первые к юридическим гарантиям относят юридические нормы определенной разновидности, так называемые нормативно-правовые средства .

Второй подход сводится к тому, что юридические гарантии представляют собой собственно саму практическую деятельность государственных органов, учреждений, организаций, должностных лиц, которая регулируется этими нормами .

Сторонники третьего подхода в состав юридических гарантий помимо нормативно-правовых средств обеспечения законности включают также и юридическую деятельность государственных органов, учреждений, организаций, должностных лиц, которая регулируется этими нормами .

Другими авторами к юридическим гарантиям относятся нормы права, основанная на них правоприменительная деятельность по обеспечению и охране законности, а также индивидуальные юридические акты, в которых эта деятельность фиксируется .

Кроме этого, ряд авторов полагают, что в состав гарантий законности можно включить и юридическую ответственность, так как само ее наличие для лица, нарушающего чьи-то права и не выполняющего свои обязанности, следует рассматривать как особое проявление юридической гарантии законности .

Заслуживает отдельного внимания позиция авторов, рассматривающих процессуальные права личности как процессуальные гарантии. Одно право при таком подходе может служить обеспечению, охране и защите другого права. Таковыми, например, являются права: на обжалование, выступать на родном языке, заявлять отводы, иметь защитника .

Исследуя различные точки зрения, хотелось бы отметить, что ни один из описанных ранее подходов в определении юридических гарантий не противоречит другому. По нашему мнению, их характеризует различная степень полноты охвата данного правового института.

Анализ научной литературы, посвященной административно-правовой проблематике, свидетельствует, что ее значительная часть ориентирована на решение задач обеспечения прав и свобод граждан.

Гарантии обеспечения прав и законных интересов участников производства по делам об административных правонарушениях, в том числе и лица, привлекаемого к административной ответственности, имеют свою специфическую классификацию.

Например, А.И. Павловский делит гарантии прав граждан, привлекаемых к административной ответственности, на прямые и косвенные .

К первой группе он относит гарантии, которые обеспечивают полную или частичную реабилитацию данного участника (например, отмена постановления с прекращением дела согласно п.3 ч. 1 ст. 237 КоАП РСФСР). Во вторую группу им включены гарантии, служащие, например, целью приостановить исполнение постановления по делу (по жалобе лица, привлекаемого к ответственности, или протесту прокурора).

Другие авторы акцентируют внимание на процессуальных гарантиях, под которыми в уголовном процессе понимаются установленные законом средства, при помощи которых граждане могут защитить свои права и интересы , либо гарантии для предупреждения осуждения и наказания невиновных, для ограждения обвиняемого от несправедливого осуждения, а наряду с ним, гарантии против принятия излишних мер процессуального принуждения в отношении обвиняемых .

Применительно к производству по делам об административных правонарушениях данные гарантии можно разделить на гарантии общего характера, вытекающие из конституционных принципов, и гарантии на отдельных стадиях.

К первым, например, относятся общие требования, обеспечивающие законность и обоснованность применения меры взыскания. Вторая группа процессуальных гарантий включает в себя соответствующие гарантии, характерные для стадии возбуждения дела, стадии рассмотрения дела и стадии пересмотра дела, а также исполнения принятого решения.

Лица, привлекаемые к административной ответственности, имеют возможность использовать свои права, благодаря положениям, основанным на принципах законности, презумпции невиновности и объективной истины.

Обеспечение прав данного участника производства зависит во многом от совершенства положений процессуального законодательства, при помощи которых реализуются материальные нормы административного права .

Несовершенство законодательства об административных правонарушениях, на наш взгляд, негативно сказывается на состоянии правопорядка, так как, с одной стороны, у правонарушителей рождается представление об их безнаказанности, а с другой — создаются условия для нарушения прав и законных интересов лиц, привлекаемых к административной ответственности.

По нашему мнению, для избежания противоречий в законодательстве России и субъектов Российской Федерации процедура привлечения к административной ответственности должна устанавливаться исключительно федеральным законодательством .

В настоящее время в ряде субъектов Российской Федерации действуют нормативные правовые акты, которые противоречат основным нормам института административной ответственности, закрепленным в КоАП РСФСР , что является недопустимым.

Как показал анализ законодательства некоторых субъектов Российской Федерации, во многих актах при установлении ответственности за новые виды правонарушений допускается нарушение норм федерального законодательства, касающихся возраста правонарушителей и максимальных размеров налагаемых штрафов; предусматриваются такие виды взысканий, как административный арест, исправительные работы, лишение специального права, конфискация, которые могут устанавливаться только федеральным законодательством .

Очевидно, что законодательство об административных правонарушениях должно содержать такой процессуальный порядок разрешения дел о проступках, который бы максимально эффективно обеспечивал права и свободы лиц, привлекаемых к административной ответственности .

На наш взгляд, это, прежде всего, касается положений о процессуальных сроках, об обстоятельствах, исключающих административную ответственность, о возрасте и состоянии здоровья лиц, привлекаемых к административной ответственности, не следует забывать и о блоке норм, регулирующих права и обязанности других участников производства по делам об административных правонарушениях.

К примеру, в действующей редакции КоАП РСФСР закреплены следующие сроки:

— административного задержания (ст.

242);

— наложения административных взысканий (ст. 38);

— подачи жалобы на постановление по делу об административном правонарушении (ст. 268);

— рассмотрения жалобы или протеста на постановление по делу (ст. 271);

— вручения копий процессуальных документов (ст. ст. 2361, 263, 273).

Несоблюдение полномочным субъектом административной юрисдикции указанных сроков может привести к нарушению и ущемлению прав привлекаемого к ответственности лица.

Достижение определенного возраста имеет значение не только для решения вопроса о привлечении лица к административной ответственности. Данное положение, а также состояние здоровья гражданина оказывают существенное влияние и на выбор административного взыскания.

Например, согласно ст. 32 КоАП РСФСР административный арест не применяется к беременным женщинам; женщинам, имеющим детей в возрасте до двенадцати лет; к лицам, не достигшим восемнадцати лет; к инвалидам первой и второй групп.

При наложении административного взыскания учитываются не только характер совершенного правонарушения, но и личность привлекаемого лица, степень его вины, имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность (ст. 33 КоАП РСФСР).

Особое внимание, на наш взгляд, следует обратить на более подробную правовую регламентацию действий должностных лиц, осуществляющих административную юрисдикцию. Постановка данного вопроса связана с применением ими мер, ограничивающих права и свободы граждан.

По нашему мнению, речь должна идти о тех действиях, которые не урегулированы в достаточной степени. Например, субъект правоприменения обязан разъяснять нарушителю не только содержание статьи Особенной части КоАП, указанной в протоколе о правонарушении, но и норму иного нормативного акта, когда ее диспозиция является бланкетной.

Разумеется, лицо, привлекаемое к административной ответственности, должно уведомляться о месте и времени рассмотрения дела. Данный факт имеет важное значение при принятии решения о приводе лица. Поэтому результат уведомления необходимо подтверждать отметкой вызываемого в повестке или другим способом.

В чем веденье находится административное право в РФ?

А) в веденье Федерации;

Б) в веденье субъекта РФ;

В) в совместном веденье.

Ответ: в)

Обязано ли лицо, привлекаемое к административной ответственности, доказывать свою невиновность?

А) Да;

Б) Нет.

Ответ: б)

Возможно ли принудительное административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства?

А) да;

Б) нет.

Ответ: а)

5. Срок лишение специального права не может быть более…

А) 2 лет;

Б) 1 года;

В) 6 месяцев.

Ответ: а)

6. Административный арест заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества и устанавливается на срок…

А) до пятнадцати суток, а за нарушение требований режима чрезвычайного положения или режима в зоне проведения контртеррористической операции до тридцати суток;

Б) до тридцати суток, а за нарушение требований режима чрезвычайного положения или режима в зоне проведения контртеррористической операции до девяноста суток;

В) до пятнадцати суток, а за нарушение требований режима чрезвычайного положения или режима в зоне проведения контртеррористической операции до девяноста суток.

Ответ: а)

Включается ли срок административного задержания в срок административного ареста?

А) да;

Б) нет.

Ответ: а)

8. По общему правилу, лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона…

А) действовавшего во время и по месту совершения административного правонарушения;

Б) действовавшего во время и по месту момента совершения правосудия.

Ответ: а)

9. Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста…

А) четырнадцати лет;

Б) шестнадцати лет;

В) восемнадцати лет.

Ответ: б)

10. Привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица…

А) освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо;

Б) не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

В) не знаю.

Ответ: б)

11.

Административным правонарушением признается…

А) виновное действие (бездействие) физического лица, за которое законодательством об административных правонарушениях установлена административная ответственность;

Б) противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое законодательством об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Ответ: б)

Размер административного штрафа по действующему законодательству не может быть менее…

А) 1/3 минимального размера оплаты труда;

Б) 1/10 минимального размера оплаты труда;

В) 1 минимального размера оплаты труда.

Ответ: б)

Предусмотрена ли КоАП РФ денежное возмещение за конфискацию орудия совершения или предмета административного правонарушения?

А) да;

Б) нет.

Ответ: б)

14. Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, совершившие на территории Российской Федерации административные правонарушения…

А) не подлежат административной ответственности;

Б) подлежат административной ответственности в рамках специальных международных актов;

В) подлежат административной ответственности на общих основаниях.

Ответ: в)

15. Административный арест назначается…

А) полномочным административным органом;

Б) должностным лицом;

В) судом.

Ответ: в)

16. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях принят…

А) 30 декабря 2002 г.;

Б) 30 декабря 2001 г.;

В) 30 декабря 1999 г.

Ответ: б)

17. Дисквалификация устанавливается на срок…

А) от года до десяти лет;

Б) до десяти лет;

В) от шести месяцев до трех лет.

Ответ: в)

Подлежат ли административной ответственности по действующему законодательству юридические лица?

А) Да;

Б) Нет;

В) Только частные предприниматели.

Ответ: а)

19. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено…

А) что руководством юридического лица не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению норм административного законодательства;

Б) что у него имелась обязанность по соблюдению правил и норм, которые были нарушены, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению;

В) что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Ответ: в)

20. Какие виды административных наказаний предусмотрены действующим административным законодательством:

А) всего девять: предупреждение; административный штраф; возмездное изъятие орудия; конфискация орудия; лишение специального права; административный арест; административное выдворение; дисквалификация, административное приостановление деятельности;

Б) всего восемь: предупреждение; административный штраф; возмездное изъятие орудия; конфискация орудия; лишение специального права; административный арест; административное выдворение; дисквалификация;

В) всего шесть: предупреждение; административный штраф; возмездное изъятие орудия; конфискация орудия; лишение специального права; административный арест.

Ответ: а)


Читайте также:

1. Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет.

2. С учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав указанное лицо может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних.

Комментарий к статье 2.3

1. К несовершеннолетним относятся лица до 18 лет — возраст, с которым связано наступление совершеннолетия. Однако субъектами административного правонарушения по КоАП могут быть только те несовершеннолетние граждане, которые достигли к моменту совершения проступка шестнадцатилетнего возраста. В отличие от КоАП, уголовной ответственности за совершение преступлений, указанных в ч. 2 ст. 20 УК, подлежат несовершеннолетние, достигшие ко времени совершения преступления четырнадцатилетнего возраста.

2. Применение комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав мер воздействия (административных санкций) имущественного характера обусловлено наличием у правонарушителя гражданской дееспособности. Несовершеннолетние в возрасте от 16 до 18 лет обладают ограниченной гражданской дееспособностью — в полном объеме она, как правило, возникает с наступлением совершеннолетия. Несовершеннолетние совершают сделки с письменного согласия своих законных представителей — родителей, усыновителей или попечителя, а в некоторых случаях — и без такого согласия (см. п. 2 ст. 26 ГК).

Применение имущественных административных санкций связано с наличием у несовершеннолетнего самостоятельного заработка, однако по смыслу п. 2 ст. 26 ГК несовершеннолетний вправе самостоятельно распоряжаться всеми своими доходами, в частности стипендией, а не только заработком. Таким образом, к несовершеннолетнему правонарушителю, получающему стипендию, также могут быть применены административные санкции имущественного характера.

Согласно п. 3 ст. 26 ГК несовершеннолетние несут гражданско-правовую ответственность за вред, причиненный имуществу гражданина или юридического лица, на общих основаниях с лицами, наделенными гражданской дееспособностью в полном объеме.

3. Меры взыскания, применяемые к несовершеннолетним, нарушающим порядок содержания в специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, в специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа органов управления образованием, в центрах временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел, установлены ст. 8.1 Федерального закона от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (в ред. Федерального закона от 7 июля 2003 г.

N 111-ФЗ). К указанным мерам взыскания относятся предупреждение, выговор, строгий выговор.

К несовершеннолетним, находящимся в специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа органов управления образованием, могут также применяться следующие меры взыскания:

сообщение родителям или законным представителям;

исключение из специального учебно-воспитательного учреждения открытого типа органа управления образованием на основании постановления комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, образованной органом местного самоуправления, по месту нахождения указанного учреждения (п. 2 ст. 8.1 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»).

Таким образом, меры взыскания, применяемые к несовершеннолетним, нарушающим порядок содержания в специализированных учреждениях и центрах временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей ОВД, следует отличать от мер воздействия, применяемых комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав к несовершеннолетним, не помещенным в указанные пенитенциарные учреждения. Виды мер воздействия, подлежащих применению комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав в соответствии с ч. 2 ст. 2.3 КоАП, Федеральным законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» не установлены (ср. п. 1, 2 ст. 8.1 и подп. 7 п. 1 ст. 11 указанного Федерального закона).

Применительно в Федеральному закону «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»:

под несовершеннолетним понимается лицо, не достигшее возраста 18 лет;

под безнадзорным понимается несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц;

под беспризорным понимается безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания;

под несовершеннолетним, находящимся в социально опасном положении, понимается лицо, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия;

под антиобщественными действиями понимаются действия несовершеннолетнего, выражающиеся в систематическом употреблении наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, спиртных напитков, занятии проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством, а также иные действия, нарушающие права и законные интересы других лиц.

Несовершеннолетние, достигшие к моменту совершения административного правонарушения возраста 16 лет, а также лица, не достигшие указанного возраста, совершившие правонарушение, влекущее административную ответственность, в случаях, если личности несовершеннолетних не установлены, либо если они не имеют места жительства, места пребывания или не проживают на территории субъекта Федерации, где ими было совершено правонарушение, либо если они проживают на территории субъекта Федерации, где ими было совершено правонарушение, однако вследствие удаленности места их проживания не могут быть переданы родителям или законным представителям, по постановлению судьи могут быть помещены в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей ОВД (см. подп. 5, 6 п. 2 ст. 22 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (в ред. Федерального закона от 7 июля 2003 г. N 111-ФЗ)).

Указанные несовершеннолетние могут быть помещены в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей ОВД на срок не более 48 часов на основании постановления начальника районного, городского отдела (управления) внутренних дел, отдела (управления) внутренних дел иного муниципального образования, отдела (управления) внутренних дел закрытого административно-территориального образования, отдела (управления) на транспорте либо его заместителя — начальника милиции общественной безопасности или оперативного дежурного соответствующего ОВД.

Материалы на указанных несовершеннолетних представляются судье в соответствии со ст. 31.1 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (в ред. Федерального закона от 7 июля 2003 г. N 111-ФЗ) для решения вопроса о дальнейшем содержании или об освобождении несовершеннолетних.

4. Действующее законодательство содержит различные возрастные критерии наступления юридической ответственности. Так же как и в соответствии с КоАП, возраст наступления юридической ответственности определяется Налоговым кодексом РФ, согласно п.

2 ст. 107 которого физическое лицо может быть привлечено к налоговой ответственности с шестнадцатилетнего возраста.

5. КоАП предусмотрены следующие обстоятельства, которыми его предписания обусловливают наступление административной ответственности и возможность назначения административных наказаний: момент совершения проступка (ч. 1 ст. 2.3), день совершения административного правонарушения либо — при длящемся проступке — день его обнаружения (ч. 1, 2 ст. 4.5).

При определении момента совершения административного правонарушения необходимо установить признаки законченного проступка. Подтверждением того, что правонарушение закончено, является наличие его состава (см. комментарий к ст. 2.1). Момент совершения проступка обусловлен временными параметрами, позволяющими установить факт деяния. Можно констатировать тождество понятий «время совершения противоправного действия (бездействия)» (ст. 2.8 КоАП) и «момент совершения административного правонарушения» (ч. 1 ст. 2.3 КоАП). Момент совершения длящегося административного проступка — деяния, беспрерывно осуществляемого в течение продолжительного времени, — связан с его обнаружением независимо от того, когда было начато противоправное действие (бездействие).

6. К лицам, подлежащим ответственности по смыслу комментируемой статьи, относятся только физические лица. При этом КоАП выделяет «должностных лиц» (ст. 2.4), а также военнослужащих и лиц, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов (ст. 2.5).

В зависимости от принадлежности к гражданству или подданству зарубежного государства ст. 2.6 КоАП выделяет особую разновидность физических лиц — иностранные граждане и лица без гражданства, а также иностранные юридические лица.

7. Возрастные критерии, указанные в данной статье, учитываются только при назначении административных наказаний в случае совершения проступка физическим лицом, однако в некоторых случаях они принимаются во внимание в процессе применения административных санкций к юридическим лицам: при совершении налоговых правонарушений установление вины юридического лица связано с выявлением признаков умысла или неосторожности в деянии его должностных лиц. Должностное лицо может быть субъектом налогового правонарушения при достижении гражданской дееспособности, т.е. с восемнадцатилетнего возраста, а не с 16 лет, как это предусмотрено комментируемой статьей. Таким образом, возрастные критерии при применении административных санкций к юридическому лицу учитываются только в тех случаях, когда вина юридического лица отождествляется с виной его должностных лиц.

Административная ответственность организаций связана с правоспособностью юридического лица, последняя обусловлена государственной регистрацией юридического лица, а в случае коммерческих организаций, как правило, и последующим лицензированием (см. п. 1 ст. 49, а также ст. 51 ГК в ред. Федерального закона от 21 марта 2002 г. N 31-ФЗ).

8. При совершении некоторых проступков может быть установлена причинно-следственная связь между правонарушением юридического лица и проступком его должностных лиц; привлечение юридического лица к административной ответственности в указанных случаях не освобождает его должностных лиц при наличии соответствующих оснований от применения административных санкций (см. п. 4 ст. 108 НК). При этом применяются указанные выше возрастные критерии привлечения к административной ответственности должностных лиц, однако применение к ним административных санкций обусловлено не только достижением возраста гражданской правоспособности, но и наделением физического лица соответствующими властными полномочиями должностного лица.

9. При производстве по делам об административных правонарушениях соответствующие государственные или муниципальные органы и их должностные лица должны принимать во внимание общественную опасность проступка, например вред или ущерб, причиненный в результате его совершения, а также наличие обстоятельств, смягчающих или отягчающих ответственность за административное правонарушение. В частности, совершение административного проступка несовершеннолетним всегда рассматривается в качестве обстоятельства, смягчающего ответственность.

При разрешении вопроса об ответственности несовершеннолетних должны учитываться субъективные особенности нарушителя, прежде всего те, что свидетельствуют о его оценке содеянного, в частности критичное отношение к совершенному проступку, раскаяние нарушителя и другие особенности, характеризующие гуманитарные качества гражданина либо определяющие его асоциальные наклонности.

Выявление личностных особенностей несовершеннолетнего нарушителя в процессе административного производства не означает нарушения принципа равенства граждан перед законом, определенного ч. 1 ст. 19 Конституции РФ и ст. 1.4 КоАП: несовершеннолетний будет нести ответственность в соответствии с правилами, предусмотренными ч. 2 комментируемой статьи, при этом к нему могут быть применены административные наказания либо меры воздействия. Равенство всех граждан перед законом означает неотвратимость административной ответственности: санкции, определенные законом, будут применены, при этом уполномоченный орган (должностное лицо) вправе избрать должную меру наказания с учетом субъективных (личностных) качеств нарушителя.

10. Согласно п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14 февраля 2000 г. N 7 «О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних» судам необходимо не оставлять без реагирования установленные в судебном заседании недостатки и упущения в работе комиссий по делам несовершеннолетних и подразделений по предупреждению правонарушений несовершеннолетних, учебных заведений и общественных организаций; выносить частные определения с указанием конкретных обстоятельств, способствовавших совершению преступления подростком, и лиц, по вине которых оно стало возможным. Надлежит обеспечить строгий контроль за исполнением частного определения. В случае оставления должностным лицом без рассмотрения этого судебного решения либо непринятия мер к устранению указанных в нем нарушений закона, а равно в случае несвоевременного ответа на частное определение следует решать вопрос о привлечении такого должностного лица к ответственности по ст. 165.3 КоАП 1984 г.

При истолковании данного Постановления Пленума Верховного Суда РФ следует учитывать, что административная ответственность за непринятие мер по частному определению суда или по представлению судьи, предусмотренная ст. 165.3 КоАП 1984 г., установлена ст. 17.4 ныне действующего КоАП (см. комментарий к указанной статье).

Записи созданы 929

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх