Международные экономические организации

(МЭО) — система образований различного вида, создаваемых на основе договоров между правительствами или государственными органами, хозяйственными организациями заинтересованных стран для координации хозяйственных действий, кооперирования или совместной производственно-хозяйственной деятельности в определенных областях экономики, науки и техники. МЭО создаются за счет долевых взносов, действуют на основе устава, имеют руководящие органы с равным представительством сторон-участниц.

В настоящее время насчитывается более 4 тысяч международных организаций, из них более 300 – межправительственные. Ключевыми и наиболее универсальными из них являются организации, которые возникли практически одновременно в конце 40-х гг. и выступают сегодня важнейшими форумами согласования экономической политики между странами:

Международный валютный фонд (макроэкономическая политика) — является компактной международной организацией, выполняющей, помимо прочих, функцию надзора за развитием международной экономики в целом и макроэкономики каждой из 184 стран, являющейся ее членом в частности.

Группа Всемирного банка (структурная политика) — состоит из пяти организаций: Международного банка реконструкции и развития (184 члена), Международной ассоциации развития (163 члена), Международной финансовой корпорации (178 членов), Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций (167 государств) и Международного центра по урегулированию инвестиционных споров (134 члена). Их главной задачей является предоставление кредитов развивающимся странам и странам с переходной экономикой для осуществления мер структурной политики, таких как реформы финансового сектора, поддержка рынка труда, улучшение окружающей среды, усовершенствование системы образования и пр.

Всемирная торговая организация (торговая политика), членами которой являются 149 государство, концентрируется на регулировании ключевой сферы международной экономики – торговли товарами и услугами.

Система Организации Объединенных Наций (социальная политика) сама является системой многих организаций, которая находится в процессе реорганизации. Официально система ООН включает:Программы ООН (детский фонд ООН, программа развития ООН, Мировая продовольственная программа и др.).Специализированные агентства (Международная организация труда, Продовольственная и сельскохозяйственная организация, Организация ООН в области образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Мировой банк, Международный валютный фонд, Организация ООН по промышленному развитию (ЮНИДО) и др.).Автономные организации ООН (Международное агентство по атомной энергии, Международная туристическая организация).

Среди международных организаций, отвечающих за наблюдение и регулирование тех или иных сфер международной экономики, можно выделить следующие основные функциональные группы:

1. Консультативные группы стран — относительно постоянные механизмы согласования экономической политики стран, не оформленные обычно в постоянную международную организацию, но нередко имеющие свой секретариат, предоставляемый в их распоряжение страной-членом или какой-либо постоянно действующей международной организацией. Например: Группа семи (G5 + Канада и Италия) объединяла до принятия в нее России в 1997 г.

2. Универсальные международные организации — объединяют подавляющее большинство стран мира, собирают информацию и регулируют конкретные формы международных экономических отношений. В их числе МВФ, группа Мирового банка, система ООН, ВТО, Международная организация труда.

3.

Отраслевые международные организации — регулируют определенные отрасли производства товаров или услуг и торговли ими на международной арене. Наиболее значимой из них является Организация стран-экспортеров нефти (ОРЕС), являющаяся форумом 12 нефтеэкспортирующих государств, главная задача которого состоит в том, чтобы устанавливать и следить за соблюдением квот на производство нефти, что считается механизмом поддержания мировых цен на нефть.

4. Региональные международные организации — многочисленные объединения небольших групп стран, не перешедшие в интеграционную форму и служащие для них форумом для обсуждения региональных проблем, представляющих взаимный интерес, согласования региональной политики в вопросах производства и внешней торговли, сбора и обобщения информации о данном регионе.

5. Банковские международные организации — включают такие организации, как Банк международных расчетов, Скандинавский инвестиционный банк… Отдельной группой здесь являются международные банки развития — Европейский банк реконструкции и развития (EBRD), Африканский банк развития (ADB), Западно-Африканский банк развития (ЕАDВ) и т.д. Характерной чертой банков развития является то, что они носят региональный характер и их деятельность направлена на совместное с другими банками финансирование проектов в странах-членах.

Классификация международных экономических организаций:

1. По характеру членства и юридической природе участников:

· Межгосударственные (межправительственные) – объединение государств, учрежденное на основе международного договора для достижения общих целей;

Неправительственные – создаются на основе объединения физических или юридических лиц в форме ассоциаций, федераций и действует в интересах членов для достижения конкретных целей (Ассоциация международного права, Лига обществ Красного Креста).

2. По кругу участников:

· Универсальные – открыты для участия всех стран (ООН и ее специализированные подразделения);

· Региональные – создается на уровне региона, членами могут быть участники одного региона (Организация африканского единства, Организация американских государств).

3. По кругу компетенции:

· Организации общей компетенции – охватывают все сферы отношений между государствами- членами: политическую, экономическую, социальную, культурную (ООН, Совет Европы);

Организации специальной компетенции – осуществляют сотрудничество и регулирование в одной области (МАГАТЭ — Международное агентство по атомной энергии, Международная организация труда (МОТ)).

4. По характеру полномочий:

· Межгосударственные – относятся практически все МЭО, целью которых является осуществление межгосударственного сотрудничества;

· Надгосударственные организации — осуществляющие интеграции, их решения распространяются непосредственно на физические и юридические лица государств–членов (ЕС).

5. По условиям участия в членстве:

·Открытые – любое государство может стать членом по своему усмотрению;

·Закрытые – где прием производится по приглашению первоначальных учредителей (НАТО).

Основные функции.1. Содействие — организация международных конференций, сбор и анализ статистических и фактических материалов, публикация и распространение статистики и исследований, предоставление помещений и секретариата для проведения многосторонних и двусторонних переговоров.

2.

Наблюдение — содействие с возможностью формулирования и обнародования официальной точки зрения организации на те или иные проблемы, что является способом создания общественного мнения и оказания тем самым воздействия на экономическую политику страны. Наиболее типичный пример организации, выполняющей функцию наблюдения, — ООН, никакими реальными рычагами влияния, кроме силы убеждения, ООН не обладает.

3.

Надзор — более жесткая форма наблюдения, связанная с обязательством стран сообщать на регулярной основе и по установленной форме данные о своем экономическом положении и выслушивать рекомендации по существу текущего экономического развития. Типичный пример — МВФ, главная функция которого заключается именно в жестком надзоре за экономической политикой стран-членов с целью предоставленияим опирающихся на мировой опыт рекомендаций для предупреждения потенциально возможных макроэкономических дисбалансов и наиболее эффективного решения существующих проблем.

4. Регулирование — надзор, опирающийся на принуждение стран к выполнению рекомендаций международного сообщества через разработку соответствующих международных норм и механизмов принуждения к их исполнению. Примером является ВТО, в рамках которой установлены определенные правила международной торговли, с которыми согласилось более сотни стран, а также жесткие антидемпинговые и иные процедуры, которые применяются против нарушителей согласованных правил.

Целями и функциями МЭО, как на глобальном, так и на региональном уровнях, являются:

— Изучение и принятие мер по наиболее важным проблемам в области международных экономических организаций; — Принятие резолюций и рекомендаций в области регулирования мирохозяйственных связей;- Содействие реконструкции и развитию экономики в развивающихся странах;- Обеспечение стабилизации валют; — Содействие устранению торговых барьеров и обеспечению широкого товарообмена между государствами; -Выделение средств в дополнение к частному капиталу для оказания помощи технологическому и экономическому прогрессу; — Стимулирование улучшения условий труда и трудовых отношений.



Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 4012 | Нарушение авторского права страницы



studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.002 с)…

(МЭО) — система образований различного вида, создаваемых на основе договоров между правительствами или государственными органами, хозяйственными организациями заинтересованных стран для координации хозяйственных действий, кооперирования или совместной производственно-хозяйственной деятельности в определенных областях экономики, науки и техники. МЭО создаются за счет долевых взносов, действуют на основе устава, имеют руководящие органы с равным представительством сторон-участниц.

В настоящее время насчитывается более 4 тысяч международных организаций, из них более 300 – межправительственные. Ключевыми и наиболее универсальными из них являются организации, которые возникли практически одновременно в конце 40-х гг. и выступают сегодня важнейшими форумами согласования экономической политики между странами:

Международный валютный фонд (макроэкономическая политика) — является компактной международной организацией, выполняющей, помимо прочих, функцию надзора за развитием международной экономики в целом и макроэкономики каждой из 184 стран, являющейся ее членом в частности.

Группа Всемирного банка (структурная политика) — состоит из пяти организаций: Международного банка реконструкции и развития (184 члена), Международной ассоциации развития (163 члена), Международной финансовой корпорации (178 членов), Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций (167 государств) и Международного центра по урегулированию инвестиционных споров (134 члена). Их главной задачей является предоставление кредитов развивающимся странам и странам с переходной экономикой для осуществления мер структурной политики, таких как реформы финансового сектора, поддержка рынка труда, улучшение окружающей среды, усовершенствование системы образования и пр.

Всемирная торговая организация (торговая политика), членами которой являются 149 государство, концентрируется на регулировании ключевой сферы международной экономики – торговли товарами и услугами.

Система Организации Объединенных Наций (социальная политика) сама является системой многих организаций, которая находится в процессе реорганизации. Официально система ООН включает:Программы ООН (детский фонд ООН, программа развития ООН, Мировая продовольственная программа и др.).Специализированные агентства (Международная организация труда, Продовольственная и сельскохозяйственная организация, Организация ООН в области образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Мировой банк, Международный валютный фонд, Организация ООН по промышленному развитию (ЮНИДО) и др.).Автономные организации ООН (Международное агентство по атомной энергии, Международная туристическая организация).

Среди международных организаций, отвечающих за наблюдение и регулирование тех или иных сфер международной экономики, можно выделить следующие основные функциональные группы:

1. Консультативные группы стран — относительно постоянные механизмы согласования экономической политики стран, не оформленные обычно в постоянную международную организацию, но нередко имеющие свой секретариат, предоставляемый в их распоряжение страной-членом или какой-либо постоянно действующей международной организацией. Например: Группа семи (G5 + Канада и Италия) объединяла до принятия в нее России в 1997 г.

2. Универсальные международные организации — объединяют подавляющее большинство стран мира, собирают информацию и регулируют конкретные формы международных экономических отношений. В их числе МВФ, группа Мирового банка, система ООН, ВТО, Международная организация труда.

3. Отраслевые международные организации — регулируют определенные отрасли производства товаров или услуг и торговли ими на международной арене. Наиболее значимой из них является Организация стран-экспортеров нефти (ОРЕС), являющаяся форумом 12 нефтеэкспортирующих государств, главная задача которого состоит в том, чтобы устанавливать и следить за соблюдением квот на производство нефти, что считается механизмом поддержания мировых цен на нефть.

4. Региональные международные организации — многочисленные объединения небольших групп стран, не перешедшие в интеграционную форму и служащие для них форумом для обсуждения региональных проблем, представляющих взаимный интерес, согласования региональной политики в вопросах производства и внешней торговли, сбора и обобщения информации о данном регионе.

5. Банковские международные организации — включают такие организации, как Банк международных расчетов, Скандинавский инвестиционный банк… Отдельной группой здесь являются международные банки развития — Европейский банк реконструкции и развития (EBRD), Африканский банк развития (ADB), Западно-Африканский банк развития (ЕАDВ) и т.д.

Характерной чертой банков развития является то, что они носят региональный характер и их деятельность направлена на совместное с другими банками финансирование проектов в странах-членах.

Классификация международных экономических организаций:

1. По характеру членства и юридической природе участников:

· Межгосударственные (межправительственные) – объединение государств, учрежденное на основе международного договора для достижения общих целей;

Неправительственные – создаются на основе объединения физических или юридических лиц в форме ассоциаций, федераций и действует в интересах членов для достижения конкретных целей (Ассоциация международного права, Лига обществ Красного Креста).

2. По кругу участников:

· Универсальные – открыты для участия всех стран (ООН и ее специализированные подразделения);

· Региональные – создается на уровне региона, членами могут быть участники одного региона (Организация африканского единства, Организация американских государств).

3. По кругу компетенции:

· Организации общей компетенции – охватывают все сферы отношений между государствами- членами: политическую, экономическую, социальную, культурную (ООН, Совет Европы);

Организации специальной компетенции – осуществляют сотрудничество и регулирование в одной области (МАГАТЭ — Международное агентство по атомной энергии, Международная организация труда (МОТ)).

4. По характеру полномочий:

· Межгосударственные – относятся практически все МЭО, целью которых является осуществление межгосударственного сотрудничества;

· Надгосударственные организации — осуществляющие интеграции, их решения распространяются непосредственно на физические и юридические лица государств–членов (ЕС).

5. По условиям участия в членстве:

·Открытые – любое государство может стать членом по своему усмотрению;

·Закрытые – где прием производится по приглашению первоначальных учредителей (НАТО).

Основные функции.1. Содействие — организация международных конференций, сбор и анализ статистических и фактических материалов, публикация и распространение статистики и исследований, предоставление помещений и секретариата для проведения многосторонних и двусторонних переговоров.

2. Наблюдение — содействие с возможностью формулирования и обнародования официальной точки зрения организации на те или иные проблемы, что является способом создания общественного мнения и оказания тем самым воздействия на экономическую политику страны. Наиболее типичный пример организации, выполняющей функцию наблюдения, — ООН, никакими реальными рычагами влияния, кроме силы убеждения, ООН не обладает.

3. Надзор — более жесткая форма наблюдения, связанная с обязательством стран сообщать на регулярной основе и по установленной форме данные о своем экономическом положении и выслушивать рекомендации по существу текущего экономического развития. Типичный пример — МВФ, главная функция которого заключается именно в жестком надзоре за экономической политикой стран-членов с целью предоставленияим опирающихся на мировой опыт рекомендаций для предупреждения потенциально возможных макроэкономических дисбалансов и наиболее эффективного решения существующих проблем.

4. Регулирование — надзор, опирающийся на принуждение стран к выполнению рекомендаций международного сообщества через разработку соответствующих международных норм и механизмов принуждения к их исполнению. Примером является ВТО, в рамках которой установлены определенные правила международной торговли, с которыми согласилось более сотни стран, а также жесткие антидемпинговые и иные процедуры, которые применяются против нарушителей согласованных правил.

Целями и функциями МЭО, как на глобальном, так и на региональном уровнях, являются:

— Изучение и принятие мер по наиболее важным проблемам в области международных экономических организаций; — Принятие резолюций и рекомендаций в области регулирования мирохозяйственных связей;- Содействие реконструкции и развитию экономики в развивающихся странах;- Обеспечение стабилизации валют; — Содействие устранению торговых барьеров и обеспечению широкого товарообмена между государствами; -Выделение средств в дополнение к частному капиталу для оказания помощи технологическому и экономическому прогрессу; — Стимулирование улучшения условий труда и трудовых отношений.



Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 4013 | Нарушение авторского права страницы



studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.002 с)…

  • 1. Сущность и понятия международных экономических организаций
  • 2. Классификация международных экономических организаций
  • ЛЕКЦИЯ № 14. Система международных экономических организаций

    1. Сущность и понятия международных экономических организаций

    Все более и более расширяющиеся хозяйственные взаимосвязи и взаимозависимость стран (хозяйств) требуют увеличения роли разностороннего регулирования мировых хозяйственных связей, способствующих более широкому использованию преимуществ МРТ (международного разделения труда). Но масштабы и ориентированность развития многостороннего регулирования в большей степени зависят от определенных интересов государств и их политики.

    По вопросам торгово-экономических международных отношений многогранное регулирование воздействует на принимаемые правительственные решения, не задевая национального суверенитета его участников. В поле деятельности государственной политики в этой области вмешивается не только регулирование, но также и содействие развитию мирохозяйственных отношений, оказание поддержки участникам внешнеэкономической сферы деятельности на межправительственном уровне и в области экономических международных организаций.

    Международные экономические организации представляют собой институт разносторонних межгосударственных связей, которые имеют координированные его участниками цели, компетенцию и другие «специфические» политико-организационные нормы.

    Такими нормами (установлениями) являются порядок принятия решений, устав, членство, процедура, а также конференции, совещания, конгрессы, осуществляющие свою деятельность в течение ограниченного периода времени.

    Способами взаимодействия в международном регулировании являются:

    1) директивы и резолюции, принимаемые и разрабатываемые международными организациями. Они являются обязательными для их членов;

    2) многосторонние соглашения, которые заключаются на межправительственном уровне;

    3) договоренности и соглашения;

    4) консультации и сотрудничество на региональном уровне.

    Регулирование экономической политики государств происходит как в региональном, так и в международном аспекте и основывается на нормах международного частного и публичного права. На эти права оказывают воздействие экономические отношения между государствами, юридическими и физическими лицами, экономическими объединениями.

    Установленные нормы подразделяются на обычные и конвенциональные. Соблюдение норм обеспечивается как самими государствами, так и международными региональными организациями, которые осуществляют коллективный контроль за соблюдением норм международного права. Хозяйственные взаимосвязи тем не менее усложняются, поэтому между определенными государствами соответствующие международные правила и нормы меняются.

    Особую роль в системе международных экономических организаций играют организации, вошедшие в систему ООН.

    В настоящее время важное значение обрели региональные межправительственные организации. Их число возрастает, и охватывают они все континенты. В сферу своей деятельности региональные организации относят не только экономику, но и задачи социального развития, политические интересы, вопросы идеологии, безопасности и культуры.

    Немалую роль в регулировании мирохозяйственных связей и помощи их развитию играют неправительственные организации. В основном это объединения предпринимателей:

    1) Международная торговая палата;

    2) ассоциация экспортеров и производителей сырьевых товаров;

    3) фонды развития, создаваемые неправительственными организациями;

    4) конференции и круглые столы, проводимые предпринимателями разных стран для координации экономической политики; выработки международных правил бизнеса.

    На современном этапе основными задачами международного регулирования являются:

    1) снабжение стабильности в развитии мировой экономики и в валютно-финансовой сфере;

    2) формирование экономического сотрудничества между странами в разнообразных формах; ликвидация дискриминации в торгово-экономических отношениях между странами и группировками;

    3) оказание содействия развитию частного предпринимательства;

    4) утверждение конкретных мер по выходу из кризиса в конкретной стране или на мировом рынке;

    5) координация и согласование макроэкономической политики государств, которая обусловлена беспристрастной тенденцией к экономической интеграции отдельных регионов.

    Международные экономические организации на все стороны межгосударственных экономических отношений оказывают решающее влияние.

    Межправительственные организации системы ООН имеют особенное значение в развитии международно-правового регулирования. В ходе своей деятельности они разрабатывают такие механизмы и нормы, которые оказывают немаловажное воздействие на национальные правовые системы и государственное законодательство.

    Целями и функциями международных экономических организаций являются:

    1) исследование и принятие мер по наиболее важным проблемам международных экономических отношений;

    2) снабжение стабилизации валют;

    3) помощь по ликвидации торговых барьеров и обеспечению широкого товарообмена между государствами;

    4) выделение средств в дополнение к частному капиталу для помощи технологическому и экономическому прогрессу;

    5) стимулирование улучшения трудовых отношений и условий труда;

    6) утверждение резолюций и рекомендаций в рамках регулирования мирохозяйственных связей.

    Можно отметить, что Международные межправительственные организации основываются как организационные формы многогранного сотрудничества между государствами, исходя из объективной необходимости. Эти организации определены в первую очередь потребностями развития международных экономических отношений.

    Существуют основные направления Международного регулирования:

    1) промышленное и экономическое сотрудничество;

    2) сотрудничество в транспортной сфере;

    3) сотрудничество в валютно-финансовой системе;

    4) сотрудничество в рамках мировой торговли;

    5) сотрудничество в системе интеллектуальной собственности;

    6) сотрудничество в области стандартизации и сертификации продукции;

    7) сотрудничество в инвестиционной сфере;

    8) научно-техническое сотрудничество;

    9) сотрудничество в сфере международной коммерческой практики.

    Осуществлением этих вышеперечисленных видов сотрудничества занимаются международные экономические организации надлежащего профиля и компетенции. Организации ООН, а также региональные организации реализовывают международное экономическое сотрудничество через специализированные учреждения и автономные органы, органы ЭКОСОС. Существенной значимостью обладают региональные организации, которые осуществляют экономическое сотрудничество и экономическую интеграцию во всевозможных формах. Региональные фонды и банки в определенной мере оказывают им помощь. Целью регионального экономического сотрудничества является оказание поддержки развивающимся странам в снабжении устойчивого экономического роста, в формировании важнейших отраслей экономики, в увеличении уровня социального развития и улучшении жизни людей.

    Межгосударственное промышленное сотрудничество устремлено на:

    1) вырабатывание прямых кооперационных отношений в сфере производства;

    2) расширение общей производственной деятельности;

    3) притяжение иноземных инвестиций в области промышленности;

    4) техническую помощь.

    Для помощи процессу индустриализации и оказания технической помощи развивающимся странам и координации всей деятельности ООН в сфере промышленного сотрудничества в рамках ООН были основаны две специализированные организации: ЮНИДО и ПРООН.

    В валютно-финансовой области международное сотрудничество воплощается в жизнь в рамках других специализированных учреждений, а именно ООН – МВФ и МБРР, ЕБРР, БМР, а также региональными банками. Пределом его достижений является обеспечение необходимыми условиями для взаимных валютных расчетов, платежей, кредитования.

    МВФ исполняет контроль за мировой валютной системой, снабжая ее устойчивость; следит за международной валютной политикой и обменными курсами, за поведением стран-членов в международных валютных отношениях, а также и при надобности обеспечивает краткосрочными и среднесрочными кредитами. В области межгосударственного валютно-финансового сотрудничества существенными значениями обладают различные двусторонние соглашения о поощрении и защите инвестиций, они также занимаются контролем над избежанием двойного налогообложения.

    Межгосударственное сотрудничество в транспортной сфере осуществляется в рамках ООН предназначенными для этого организациями, а именно:

    1) по гражданской авиации – ИКАО;

    2) по морскому транспорту – ММО;

    3) по железнодорожному транспорту – Европейская конференция по пассажирским тарифам (с 1975 г.), а также Международная ассоциация железнодорожных конгрессов (1884 г.);

    4) по автомобильному транспорту – Международный союз автомобильного транспорта (1948 г.) и т. д.

    Международным регулированием в сфере мировой торговли занимаются четыре организации: ВТО, ЮНКТАД и МТЦ ЮНКТАД/ВТО, ЮНСИТРАЛ, действующие в рамках ООН.

    ЮНКТАД/ВТО призваны осуществлять регулирование международной торговли товарами и услугами. Целью ЮНКТАД является содействие формированию международной торговли промышленными, сырьевыми товарами и так называемыми невидимыми статьями – транспорт, передача технологии, туризм. Вопросы финансирования, связанного с торговлей, тоже являются его неотъемлемой частью. Особенное внимание в деятельности ЮНКТАД уделяется проблемным вопросам развивающихся стран в сотрудническом отношении с МТЦ. В 1966 г. была образована Комиссия ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ), которая является вспомогательным органом Генеральной Ассамблеи ООН. Она содействует развитию права международной торговли главным образом в подготовке проектов международных конвенций и других документов.

    Для помощи в регулировании международной торговли некоторыми определенными сырьевыми товарами были заключены многосторонние соглашения, а также сформирован ряд международных организаций с участием государств-импортеров и экспортеров (например, по олову, какао, джуту, свинцу и цинку, пшенице, натуральному каучуку, кофе, оливковому маслу, сахару, хлопку) или только экспортеров (например, по нефти). Целями организаций являются смягчение резких волнений мировых цен, определение сбалансированных соотношений спроса и предложения с помощью утверждения за странами-экспортерами квот и обязательств импортеров по закупкам товаров, формирования максимальных и минимальных цен и создания систем буферных запасов товаров. Наиболее существенным примером организации стран-экспортеров является Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК), которые ставят перед собой задачу защиты интересов нефтедобывающих стран с помощью согласования возможных цен на нефть и ограничения в нефтедобычи введенными для каждой страны определенными квотами.

    Из всего разнообразного числа международных неправительственных организаций, сформированных для содействия международной торговле, можно выделить Международную торговую палату, Международное бюро публикации таможенных тарифов, Международный институт по унификации частного права (ЮНИДРУА). Как и ЮНСИТРАЛ, в Международной торговой палате и в ЮНИДРУА осуществляется грандиозная работа по гармонизации и унификации национального законодательства, которыое регулирует коммерческие, финансовые отношения между предпринимателями с помощью выработки международно-правовых актов.

    Например, разработанные в 1990 г. Международной торговой палатой Международные правила толкования торговых терминов «Инкотермс».

    С помощью установления контроля за экспортом стратегических товаров в социалистические страны долгое время воплощалось в жизнь регулирование мировой торговли. По инициативе США в 1949 г. в рамках НАТО был сформирован Координационный комитет по экспортному контролю (КОКОМ). Он являлся «органом по ограничению экспортной торговли» стран Запада с социалистическими государствами. Кроме стран НАТО, в КОКОМ вошли Япония и Австралия. КОКОМ даже после распада СССР продолжал свою деятельность в отношении таких стратегических товаров, экспорт которых ограничивался в «потенциально опасные» для НАТО страны или вообще запрещался.

    В 1994 г. КОКОМ был устранен. На началах Вассенарских договоренностей (1996 г.) длится наблюдение за экспортом обычных вооружений, а также товаров и технологий двойного назначения. Россия и страны Восточной Европы также участвую в договоренности КОКОМ.

    Международное сотрудничество в сфере защиты интеллектуальной собственности намеревается обеспечить регулирование предпринимательской деятельности в соответствующих областях. Следует обратить внимание, что такое сотрудничество охраняется авторскими правами, которые были учреждены в разное время.

    Одной из самых значимых международных соглашений является бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений, принятая в 1886 г. А в Женеве 06.09.1952 г. подписана Всемирная конвенция об авторском праве. В 1886 г. Принята Парижская конвенция по охране промышленной собственности, в 1891 г. – Мадридская конвенция о международной регистрации фабричных и товарных знаков.

    Все эти конвенции снабжают охрану за рубежом прав на интеллектуальную собственность. Координация международной деятельности в этой сфере реализовывается с помощью специализированного учреждения ООН – Всемирной организацией интеллектуальной собственности (ВОИС).

    2. Классификация международных экономических организаций

    Международные экономические организации, которые занимаются регулированием систем мирового хозяйства принято классифицировать по двум ключевым принципам:

    1) по организационному принципу;

    2) по сфере многостороннего регулирования.

    Классификация международных экономических организаций по организационному принципу представляет собой непосредственное участие или, наоборот, неучастие организации в системе Организации Объединенных Нации. Можно также отметить, что принимается во внимание профиль организаций и цели их деятельности. По этому принципу международные экономические организации делятся на следующие группы:

    1) международные экономические организации системы ООН;

    2) международные экономические организации, не входящие в систему ООН;

    3) региональные экономические организации.

    Более подробную классификацию можно рассмотреть в таблице 3.

    Таблица 3

    Классификация международных экономических организаций по организационному принципу

    По сфере многостороннего регулирования международные экономические организации классифицируются по следующим группам:

    1) международные экономические организации, регулирующие экономическое и промышленное сотрудничество и отрасли мирового хозяйства;

    2) международные экономические организации в системе регулирования мировой торговли;

    3) региональные экономические организации в системе регулирования мирового хозяйства;

    4) международные и региональные экономические организации, осуществляющие регулирование предпринимательской деятельности.

    Все международные и региональные экономические организации, которые входят в эти четыре перечисленные выше категории, являются межправительственными организациями. Также они именуются межгосударственными или многосторонними. Кроме межправительственных организаций в классификацию включены международные неправительственные экономические организации и объединения, способствующие развитию мирохозяйственных связей.

    Всемирная торговая организация (ВТО) — преемница с 1995 г. действовавшего до этого Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ, подписано в 1947 г.; в начале 90-х гг. в нем участвовали свыше 150 стран).

    Пакет документов по созданию ВТО включает также Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС) и Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности.

    Ныне наиболее важной задачей ВТО служит либерализация мировой торговли путем последовательного сокращения уровня импортных пошлин и устранения различных нетарифных барьеров. В своей деятельности эта организация исходит из того, что расширение международного обмена позволит наиболее оптимально использовать мировые ресурсы, обеспечит стабильность экономического развития всех стран и сохранение окружающей среды.

    Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ) — региональная экономическая группировка, созданная в 1960 г. Первоначальный ее состав включал в себя Австрию, Великобританию, Данию (до 1973 г.), Норвегию, Португалию (до 1983 г.), Швейцарию, Швецию.

    На более позднем этапе к этой организации присоединились Исландия, Финляндия и Лихтенштейн. В 1991-1993 гг. соглашения о свободной торговле были подписаны с Турцией, Чехословакией, Израилем, Польшей, Румынией, Венгрией и Болгарией. Согласно соглашению о Европейском экономическом пространстве (вступило в силу в 1994 г.) страны-члены ЕАСТ стали его участниками (исключение при этом составили Швейцария и Лихтенштейн).

    Европейские сообщества (ЕС) — обобщающее название трех региональных интеграционных группировок Западной Европы: Европейского экономического сообщества (ЕЭС, создано в 1957 г.), Европейского объединения угля и стали (ЕОУС, 1951 г.), а также Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом, 1958 г.).

    После прохождения участниками этих организаций ряда ступеней развития интеграционных процессов наиболее заметным событием стало принятие Единого европейского акта (1986 г.), четко обозначившего идею создания Европейского союза.

    Европейский союз (ЕС) — интеграционное объединение, созданное на основе Европейских сообществ в 1993 г. согласно Маастрихтскому Договору (1992 г.). Первоначально в ЕС имели членство 12 стран: Бельгия, Великобритания, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия и Франция. По соглашениям 1994 г. к союзу присоединились (1995 г.) еще три страны: Австрия, Финляндия и Швеция.

    Продолжая развивать идеи создания единой Европы (так называемой «Европы без границ»), эта группировка стремится к формированию политического, экономического и валютного союза стран-участниц.

    Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД, United Nations Conference on Trade and Development, UNCTAD) — представляет собой созданный в 1964 г. орган Генеральной Ассамблеи ООН.

    Важнейшей задачей ЮНКТАД является содействие развитию международной торговли.

    Международная Ассоциация развития (MAP) — специализированное учреждение ООН; создана в 1960 г. как филиал Международного банка реконструкции и развития. MAP осуществляет предоставление займов прежде всего развивающимся странам на несколько более льготных, чем МБРР, условиях.

    Международный банк реконструкции и развития (МБРР) — кредитный орган, обладающий статусом специализированного учреждения ООН. МБРР был основан в 1944 г., но деятельность начал осуществлять с 1946 года, предоставляя средне- и долгосрочные кредиты. Членство в этой организации предоставляется только членам МВФ.

    МБРР имеет филиалы: Международная ассоциация развития, Международная финансовая корпорация и Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций. В совокупности с его филиалами МБРР иногда именуют Мировым банком.

    Международный валютный фонд (МВФ) — финансовая организация, имеющая статус специализированного учреждения ООН.

    МВФ основан в 1944 году (Бреттон-Вудс, США), а операции осуществляет с 1 марта 1947 года. Важнейшими задачами Фонда являются содействие развитию валютно-финансовых отношений между странами-членами, поддержание валютных курсов, оказание кредитной помощи в целях выравнивания платежных балансов.

    Членами Фонда ныне являются около 180 государств, в том числе Россия (с 1992 года) и другие страны СНГ.

    Организация объединенных наций (ООН) — международная организация, членами которой ныне являются свыше 180 стран.

    ООН создана в 1945 г. с целью поддержания и укрепления мира, безопасности и развития международного сотрудничества, в том числе в экономической сфере. Ряд ее главных органов и специализированных учреждений играют заметную роль в современных международных экономических отношениях.

    Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК) — международная межправительственная организация. Создана в 1960 г. в целях защиты интересов основных нефтедобывающих государств Азии, Африки и Латинской Америки, координации добычи и экспорта нефти, а также согласования цен на этот энергоноситель.

    Членство в ОПЕК имеют 13 стран: Алжир, Венесуэла, Габон, Индонезия, Ирак, Иран, Катар, Кувейт, Ливия, Нигерия, ОАЭ, Саудовская Аравия, Эквадор.

    В 70-гг. ОПЕК неоднократно повышала и вводила единую продажную цену на нефть. Однако существенно увеличившаяся нефтедобыча в странах, которые не являются членами этой организации, снизила роль ОПЕК в мировой добыче и торговле нефтью.

    Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) — организация наиболее развитых в экономическом отношении стран мира; создана в 1960 г. в целях координации их экономической и социальной политики. К 1997 году число ее членов возросло до 29-ти (последним из них в ноябре 1996 г. стала Республика Корея).

    ОЭСР на данном этапе не является интеграционным объединением типа ЕС. Эта организация сосредоточивает свою деятельность на разработке рекомендаций странам-участницам по внешнеэкономическим проблемам, существенно не затрагивая при этом вопросы их внутреннего социально-экономического развития.

    «Парижский клуб» — межправительственная организация стран-кредиторов, членов МВФ. Группа ведущих промышленно развитых государств образовала этот «клуб» в 1961 г. с целью создания условий для заимствования у него финансовых средств странами-членами МВФ в случае нехватки ресурсов фонда в кризисных ситуациях.

    «Парижский клуб» начал свою деятельность в 1962 г. в рамках Генеральных соглашений о займах с МВФ.

    «Римский клуб» — международная общественная организация, созданная в 1968 г. с целью изучения основных аспектов развития человечества в эпоху НТР. «Клуб» сыграл важную роль в привлечении внимания мирового сообщества к глобальным проблемам современной цивилизации, порожденным противоречиями общественного развития, резко возросшими масштабами воздействия человека на окружающую среду.

    Экономические комиссии ООН — пять региональных экономических комиссий, деятельность которых осуществляется под руководством Экономического и социального совета ООН (ЭКОСОС). Это — Европейская экономическая комиссия (ЕАК, создана в 1947 г.), Экономическая и социальная комиссия для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО, 1947 г.), Экономическая комиссия для Латинской Америки (ЭКЛА, 1948 и 1951 гг.), Экономическая комиссия для Африки (ЭКА, 1958 г.), Экономическая и социальная комиссия для Западной Азии (ЭКЗА, 1974 г.).

    Экономический и социальный совет ООН (ЭКОСОС) — один из основных органов ООН, несущий наряду с Генеральной Ассамблеей ООН и под ее руководством ответственность за выполнение функций ООН в экономической и социальной сферах.

    Совет является органом, руководящим и координирующим деятельность учреждений ООН в этих областях. В рамках ЭКОСОС проводится обсуждение вопросов международной экономической и социальной политики, разработка основополагающих рекомендаций правительствам государств-членов ООН и учреждения ее системы.

    Международные экономические организации: функции и классификации

    Сущность происходящего в международной организации процесса состоит в выявле­нии интересов членов, согласовании, выработке на этой основе общей позиции и воли, определениисоответствующих задач, а также методов и средств их решения. Основные фазы деятельности организации состоят в обсуждении, принятии решения и контроле за его ис­полнением. Отсюда вытекают три основных вида функций международной организации: регулирующие, контрольные, оперативные.

    Функции международной организации:

    Регулирующая функция.

    Эта функция является наиболее важной и состоит из принятия решений, определяю­щих цели, принципы, правила поведения государств-членов.

    Резолюции международных организаций непосредственно не создают международно-правовых норм, но оказывают серьезное влияние, как на правотворческий, так и на право­применительный процесс. Многие принципы и нормы международного права были первона­чально сформулированы в резолюциях. Им принадлежит важная функция актуализации ме­ждународных проблем путем их подтверждения и конкретизации применительно к реально­стям международной жизни: применяя нормы к конкретным ситуациям, организации рас­крывают их содержание.

    Контрольная функция.

    Она состоит в осуществлении контроля за соответствием поведения государств нор­мам международного права, а также резолюциям. В этих целях организации вправе собирать и анализировать соответствующую информацию, обсуждать ее и выражать мнение в резо­люциях. Во многих случаях государства обязаны регулярно представлять доклады о выпол­нении ими норм и актов организации в соответствующей области.

    Оперативная функция.

    Эта функция международных организаций заключается в достижении целей собст­венными средствами организации. В подавляющем большинстве случаев организация воз­действует на реальность через суверенные государства-члены. Вместе с тем постепенно рас­тет роль и непосредственной деятельности. Организации оказывают экономическую, научно- техническую и другую помощь, предоставляют консультационные услуги.

    Международные организации можно классифицировать по ряду критериев. Класси­фикация международных экономических организаций:

    1.Круг членов организации:

    Всеобщие организации.

    Всеобщие или универсальные международные эко комические организации потенци­ально рассчитаны на участие всех государств.

    К таким организациям относится организации системы ООН — сама ООН и связанные с нею соглашениями специализированные учрежде­ния.

    Организации ограниченного состава.

    Организации ограниченного состава могут быть региональными, т.е. открытыми только для государств определенного географического района, например, Содружество Не­зависимых Государств, Организация африканского единства, Лига арабских государств, Ор­ганизация американских государств, Совет Европы.

    В других случаях возможность членства определяется иными критериями. В Органи­зации экономического сотрудничества и развития участвуют только наиболее развитые стра­ны мира. Членами Организации стран-экспортеров нефти являются страны, для которых ос­новным источником доходов является экспорт нефти.

    Характер компетенции.

    Организации, обладающие общей компетенцией.

    В первом случае компетенция не ограничена какой-либо одной сферой сотрудничест­ва. Примером служит ООН, которая может рассматривать практически любую международ­ную проблему. Исключение составляют конкретные вопросы, отнесенные к компетенции ее специализированных учреждений. Столь широкая компетенция не может не сказываться на полномочиях универсальных организаций, которые не вправе принимать обязательные ре­шения, а потому ограничиваются обсуждением и принятием рекомендаций, Во имя обеспечения

    мира исключение сделано лишь для Совета Безопасности ООН, который в определен­ных случаях может принимать юридически обязательные решения.

    Организации, обладающие специальной компетенцией.

    В данном случае сфера деятельности организации определяется профилем самой ор­ганизации. Например, Всемирная торговая организация вправе принимать решения только в сфере организации торговых отношений.

    Соотношение объема компетенции, передаваемой государствами международной организации.

    Межправительственные организации, выполняющие координационные функции.

    В этих организациях перераспределенная компетенция остается совместной для госу­дарства и организации.

    Международные организации, выполняющие отдельные наднациональные функции.

    Эти организации обладают исключительной компетенцией по ряду вопросов и огра­ничивающие функции государств-членов в их решении. Примером может служить обяза­тельность выполнения решений МВФ и Мирового банка в валютно-кредитной сфере для стран-участниц.

    Наднациональные организации.

    Они создаются для формирования правил, обязательных для государств-членов, и механизмов контроля и принуждения участников к соблюдению этих правил. Подобными функциями наделены наднациональные органы Европейского Союза: Европейский совет, Европейский парламент и др.

    Организационный состав.

    Международные экономические организации системы ООН.

    Международные экономические организации, не входящие в систему ООН.

    Региональные экономические организации.

    Сфера международного регулирования.

    Международные экономические организации, регулирующие экономическое и про­мышленное сотрудничество и отрасли мировой экономики.

    Примером таких организаций являются ПРООН, Организация Объединенных Наций по промышленному развитию — ЮНИДО, Всемирная организация по туризму, Междуна­родная морская организация и др.

    Международные экономические организации, регулирующие мировую торговлю.

    Примером таких организаций являются Всемирная торговая организация, Конферен­ция ООН по торговле и развитию — ЮНКТАД, международные организации стран- производителей и экспортеров продовольственных и сырьевых товаров.

    Международные валютно-кредитные и финансовые организации.

    Примером таких организаций является Международный валютный фонд, институты Мирового банка.

    Международные и региональные организации, регулирующие предпринимательскую деятельность.

    Примером таких организаций является Комиссия ООН по ТНК и др..

    Международные неправительственные организации и объединения, содействующие развитию мирохозяйственных связей.

    Примером таких организаций является международные союзы предпринимателей, торговые палаты, отраслевые ассоциации и федерации.

    Членами международных организаций являются только суверенные государства, а не их органы, несмотря на то, что такие организации зачастую именуют неправительственными.

    Не могут быть членами международной организации части государства. Все члены равно­правно участвуют в работе органов организации и несут ответственность за ее деятельность. Они делают взносы в бюджет организации, в том числе и в неравных долях.

    Например, в фи­нансировании ООН на долю США приходится 25% всех расходов, Японии — 19,9%, Герма­нии — 9,8%, Франции -6,5%, Италии —. 5,4%, Великобритании — 5,1%, Испании — 2,6%.

    На долю остальных стран приходится 25,7%. Аналогичная ситуация и в формировании заем­ного капитала в МВФ. На практике это нередко приводит к навязыванию своей воли эконо­мически более развитыми членами организации менее развитым.

    После второй мировой войны колониальные страны не отвечали требованиям, предъявляемым к членам международных организаций, но были заинтересованы в деятельности организаций. Для.решения проблемы было использовано ассоциированное членство. От полного членства оно отличается отсутствием права участвовать в голосовании и быть из­бранным в исполнительные органы. В наше время, ассоциированное членство используется в тех случаях, когда полное членство по тем или иным причинам временно или постоянно не­возможно. Так, многие страны Центральной и Восточной Европы прошли через этап ассо­циированного членства в Совете Европы.

    В международных организациях существует также статус наблюдателя. Он предоставляется государствам-членам или государствам-членам, которые не вошли в состав органа организации. Швейцария была представлена наблюдателями на многих сессиях Генеральной Ассамблеи ООН. Большинство членов ООН направляют своих наблюдателей на заседания Совета Безопасности. Статус наблюдателя был предоставлен ООН ряду националь­но-освободительных движений. Нередко специализированные учреждения и региональные организации направляют своих наблюдателей в органы ООН. Они обладают правом присутствовать на основных заседаниях и получать документы.


    Записи созданы 1517

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Похожие записи

    Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

    Вернуться наверх