Муниципальные органы власти

Правовой институт муниципальной власти

План занятия

1. Понятие муниципальной власти.

2. Правовой институт муниципальной власти.

3. Юридические признаки муниципальной власти.

4. Система муниципально-властного воздействия.

5. Функциональное разграничение в муниципально-властной системе.

Литература

Алпатов Ю.М. Городское самоуправление в системе публичной власти Российской Федерации // Государство и право. 2008. №3;

Антипьев В.А. Процесс встраивания местного самоуправления в вертикаль власти // Местное право. 2012. №1;

Баймуратов М.А. Публичная самоуправленческая (муниципальная) власть и гражданское общество: проблемы взаимосвязи и взаимозависимости // Право и политика. 2004. №3;

Батанов А.В. Функции муниципальной власти: проблемные вопросы теории // Государственная власть и местное самоуправление. 2006. №12;

Батанов А.В. Муниципальная власть в системе категорий и институтов современного конституционализма // Конституционное и муниципальное право. 2007. №4;

Бойцова В.В., Бойцова Л.В. Местное самоуправление как разновидность публичной власти / Проблемы эффективности публичной власти в Российской федерации.

Ростов н/Д., 2003;

Бурмистров А.С. Система муниципальной власти — предмет контроля //
Муниципальная служба: правовые вопросы. 2010. N 4

Булатов Р.Б. Концептуальные аспекты муниципальной власти в России // Конституционное и муниципальное право. 2006. №8;

Гармоза П.В. Власть как категория юридической науки // Государство и право. 2008. №5;

Гончаров В.И. К вопросу о понятии местного самоуправления как уровня публичной власти в России // Административное и муниципальное право. 2011. N 9;

Забелина Е.П. Социальные полномочия муниципальной власти в Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2012. №6;

Коршунова А.С. Проблемы единства публичной власти и независимости местного самоуправления при решении вопросов местного значения / Российское право в Интернете. 2005. №3 // http:// rli.consultant.ru/magazine/2005/03/constlow/art1;

Мокрый В.С. Местное самоуправление в Российской Федерации как институт публичной власти в гражданском обществе. Самара, 2003;

Пешин Н.Л. Государственная власть и местное самоуправление в России: проблемы развития конституционно-правовой модели. М., 2007;

Покровский И.Ф., Булатов Р.Б. Некоторые вопросы становления муниципальной власти в России // Государственная власть и местное самоуправление. 2013. №4;

Полуян Л.Я., Парамонова А.Р. Проблемы и пути развития публичной власти на местном уровне // Право и политика. 2000. №10;

Пешин Н.Л. Муниципальная власть: понятие и содержание // Конституционное и муниципальное право. 2011. №9;

Сергеев Д.Б. Теория разделения властей и система сдержек и противовесов как основа построения структуры муниципального образования // Государственная власть и местное самоуправление. 2012. №12;

Соловьев С.Г. Муниципальная власть: понятие, содержание и механизм реализации // Российская юстиция. 2011. N 8;

Овчинников И.И. Местное самоуправление в системе народовластия. М., 1999;

Усманова Р.М. Влияние политических традиций на организацию муниципальной власти // Государственная власть и местное самоуправление. 2012. N 9;

Югов А.А. Правовые основы публичной власти в Российской Федерации. Екатеринбург, 1999.

Нормативно — правовые акты и судебная практика

Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.) // Собрание законодательства РФ. 26.01.2009. N 4. Ст. 445.

Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” // Собрание законодательства РФ. 06.10.2003. N 40. Ст. 3822.

Федеральный закон от 02.03.2007 N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 05.03.2007. N 10. Ст. 1152.

Европейская хартия местного самоуправления (совершено в Страсбурге 15.10.1985) // Собрание законодательства РФ. 07.09.1998. N 36. Ст. 4466.

Декларация о принципах местного самоуправления в государствах — участниках Содружества от 29.10.1994 г. // Информационный бюллетень. Межпарламентская Ассамблея государств-участников Содружества Независимых Государств. 1995. N 6. С. 85 — 89.

Указ Президента РФ от 28.04.2008 N 607 "Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов" // Собрание законодательства РФ. 05.05.2008. N 18. Ст. 2003.

Указ Президента РФ от 15.10.1999 N 1370 «Об утверждении Основных положений государственной политики в области развития местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1999.

N 42. Ст. 5011.

Постановление Правительства РФ от 10.09.2008 N 657 "О ведении федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов"// Собрание законодательства РФ. 22.09.2008. N 38. Ст. 4301.

Решение Собрания депутатов Миасского городского округа Челябинской области от 22.12.2006 N 21 "Об утверждении схемы управления Миасским городским округом" // Миасский рабочий. 29.12.2006. N 249.

Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 15.01.1998 N 3-П "По делу о проверке конституционности статей 80, 92, 93, и 94 Конституции Республики Коми от 31.10.1994 "Об органах исполнительной власти в Республике Коми" // Собрание законодательства РФ. 1998. N 4. Ст. 532.

Вопросы для самоконтроля

1. Какие составляющие элементы власти народа выделяются в Конституции Российской федерации?

2. Как может быть определена муниципальная власть, в чем заключается содержание данного явления и какие разновидности муниципальной власти можно выделить?

3. Какие правовые признаки муниципальной власти можно выделить?

4. Как в теории муниципального права понимается легальность, демократический и всеобщность муниципальной власти?

5. Что предполагает институализированный характер осуществления муниципальной власти, а также ее самостоятельность в пределах, определенных федеральной властью?

6. В чем заключается публичный характер муниципальной власти, а также ее опора на специализированный и законодательно обособленный аппарат, реализующий муниципально-властные полномочия?

7. Какие модели организации системы муниципальной власти выделяются в теории муниципального права?

8. Что в теории муниципального права понимается под территориальной и объектной определенностью муниципальной власти, а также ее непрерывностью во времени?

9. В чем проявляется возможность использования принуждения системой муниципальной власти для реализации принятых решений, а также универсальность муниципальной власти?

10. Какие функции реализуются основными органами в системе муниципальной власти?

Задачи

1. В соответствии со ст. 3 Конституции Российской Федерации носителем суверенитета и единственным источников власти в Российской федерации является ее многонациональный народ, который осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Являются ли органы местного самоуправления носителями властных полномочий? Является ли обоснованным использование термина «органы местного самоуправления» для обозначения публично-властных структур, реализующих власть на местах?

2. В Постановлении от 15 мая 1998г. №3-П Конституционный Суд РФ официально употребил термин “публичная власть” и подчеркнул, что понятие “органы власти” само по себе не свидетельствует о государственной природе муниципальных органов, т.к. публичная власть может осуществляться в форме публичной деятельности муниципальных органов. Каким термином следует, по вашему мнению, следует обозначить публичную деятельность муниципальных органов: «местное самоуправление» или «муниципальная власть», с учетом того, что применительно к государственным органам она обозначается как «государственная власть»?

3. В ст. 12 Конституции РФ говорится о том, что местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Употребляя термин «полномочия», каких субъектов местного самоуправления, по вашему мнению, имеет ввиду законодатель: муниципальные органы, муниципальных должностных лиц или местное население?

4. Раскройте содержание понятий «местное самоуправление» и «муниципальная власть». Как, по вашему мнению, соотносятся понятия «местное самоуправление» и «муниципальная власть»? Проиллюстрируйте свой ответ наглядно при помощи кругов Эйлера.

5. В соответствии со ст. 12 Конституции РФ органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Возможно ли управление без властных полномочий? Обладают ли органы местного самоуправления публично-властными полномочиями? Входят ли они в систему публичной власти Российской Федерации?

6. В соответствии с законодательством Российской Федерации органы государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации нормативно упорядочивают деятельность органов местного самоуправления. Не является ли это нарушением положений ст. 12 Конституции РФ, закрепляющих норму о том, что местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно.

7. Система муниципальной власти находит свое юридическое закрепление в трех иерархически выстроенных уровнях юридических норм: федеральном, региональном и муниципальном. Какие существуют правила разрешения коллизий между нормами, относящимися к указанным уровням правового регулирования?

8. Назовите закрепленные в законодательстве России материальные и процессуальные гарантии, обеспечивающие самостоятельность муниципальных органов в пределах, определенных государственной властью.

9. В публично-властную систему муниципального образования включены следующие субъекты муниципальных правоотношений: представительный орган, Глава муниципального образования, Глава местной администрации, контрольно-счетная палата муниципального образования, избирательная комиссия муниципального образования, комитет по управлению имуществом муниципального образования. Какие из указанных субъектов относятся к органам местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации?

10. Приведите примеры субъектов и объектов муниципально-властных правоотношений. Раскройте содержание муниципально-властных правоотношений. Возможно ли совпадение субъекта и объекта в муниципально-властных правоотношениях?


МЕСТНЫЕ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

понятие, широко использовавшееся Конституциями СССР и предшествовавшими ныне действующей Конституциями России и означавшее систему органов, действовавших в пределах автономных областей, автономных округов, административно-территориальных единиц — краев, областей, районов, городов, районов в городах, поселков и сельсоветов.

М. о. г. в. входили в единую систему представительных органов государственной власти. Иначе говоря, М. о. г. в. были лишь избираемыми населением местными Советами народных депутатов.

С провозглашением в 1992 г. краев, областей, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области и автономных округов субъектами РФ избираемые здесь представительные (законодательные) органы государственной власти перестали называться местными.

С введением 24 мая 1991 г. в Конституцию РФ понятия «местное самоуправление» районные, городские, районные в городах, поселковые и сельские Советы народных депутатов стали считаться органами местного самоуправления. Правда, при этом сохранялась их характеристика как органа государственной власти. При реформе 21 апреля 1992 г. эти Советы были объявлены входящими в систему местного самоуправления, т. е. их характеристика как органа государственной власти была исключена из Конституции РФ. (С. А.)

Оцените определение:

МЕСТНЫЕ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

краевые, областные, автономных областей, окружные, национальных округов, районные, городские, поселковые и сельские Советы депутатов трудящихся (см.). М. о. г. в. – представительные органы, избираемые трудящимися края, области, автономной области, округа, национального округа, района, города, поселка, села (см.) на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 2 года. Право участвовать в выборах и быть избранными в М. о. г. в. имеют все проживающие постоянно или временно на территории соответствующей административно-территориальной единицы граждане СССР, достигшие 18 лет, независимо от расовой и национальной принадлежности, пола, вероисповедания, образовательного ценза, оседлости, социального происхождения, имущественного положения и прошлой деятельности, за исключением умалишенных и лиц, осужденных судом с лишением избирательных прав.

Выборы депутатов в местные Советы депутатов трудящихся производятся по избирательным округам, образуемым в соответствии с нормами представительства, установленными Конституциями союзных и автономных республик и на их основе – Положениями о выборах в местные Советы депутатов трудящихся, утзержденными указами Президиумов Верховных Советов союзных и автономных республик. Нормы представительства устанавливаются в зависимости от количества населения с таким расчетом, чтобы каждый местный Совет был массовым органом, в котором действительно было бы представлено население соответствующей административно-территориальной единицы. В этих целях предусматривается определенное минимальное число депутатов, которое должно быть избрано в Совет, даже если население данной административно-территориальной единицы не достигает того количества, для которого установлена данная норма. Так, напр., в РСФСР в областные Советы избирается не менее 70 депутатов, в районные – 25, городские – 35 и т. д. Вместе с тем нормы представительства устанавливаются с таким расчетом, чтобы местные Советы могли быть работающими органами. В этих целях предусматривается максимальное количество депутатов, которое может быть избрано в окружные, районные, городские и сельские Советы депутатов трудящихся. В РСФСР, напр., установлен максимум для окружных Советов – 65 депутатов, для районных – 60 депутатов и т. д. Не установлен максимум для городских Советов Москвы и Ленинграда, которые избираются по самой высокой норме: 1 депутат на 3000 человек населения.

Депутаты местных Советов обязаны отчитываться перед избирателями в своей работе и в работе соответствующего Совета. Они в любое время могут быть отозваны по решению большинства избирателей данного избирательного округа. В случае выбытия депутата из состава Совета исполнительный комитет вышестоящего Совета обязан навначить не позднее чем в 2-месячный срок выборы нового депутата в соответствующем избирательном округе.

Подлинно представительный характер М. о. г. в. в СССР является ярким выражением до конца развернутого социалистического демократизма Советского государства.

М. о. г. в. вместе с высшими органами государственной власти составляют единую систему органов государственной власти, посредством которой трудящиеся города и деревни осуществляют принадлежащую им власть. Основным принципом организации и деятельности этой системы является принцип демократического централизма (см.), который обеспечивает осуществление в деятельности М. о. г.

в. выраженной в актах высших органов государственной власти государственной воли всего советского народа в сочетании с интересами местного населения, обеспечивает единство действий всей системы органов государственной власти в сочетании с широкой самодеятельностью и инициативой местного населения.

М. о. г. в. обладают на своей территории полнотой государственной власти. Согласно Конституции СССР и Конституциям союзных и автономных республик, местные Советы депутатов трудящихся руководят культурно-политическим и хозяйственным строительством на своей территории, устанавливают местный бюджет, руководят деятельностью подчиненных им органов управления, обеспечивают охрану государственного порядка, содействуют усилению обороноспособности страны, обеспечивают соблюдение законов и охрану прав граждан.

М. о. г. в. непосредственно руководят находящимися в их ведении промышленностью, сельским хозяйством, торговлей, коммунальным хозяйством, жилищным строительством и жилищным хозяйством, местным транспортом, местной связью и дорожным строительством. Они осуществляют государственное руководство колхозами. В ведении М. о. г. в. находится руководство на их территории народным образованием, здравоохранением, социальным обеспечением и культурно-просветительными учреждениями. Забота о повседневных нуждах местного населения, о максимальном удовлетворении постоянно растущих материальных и культурных потребностей трудящихся является важнейшей задачей М. о. г. в. Они обеспечивают выполнение государственных народнохозяйственных планов, содействуют развертыванию социалистического соревнования и стахановского движения. Наличие устанавливаемых М. о. г. в. местных бюджетов обеспечивает их деятельность необходимыми финансовыми средствами.

Местные Советы депутатов трудящихся в пределах прав, предоставленных им законами СССР, законами союзных и автономных республик, принимают решения и дают распоряжения. Краевые и областные Советы депутатов трудящихся по всем вопросам своей компетенции, а районные, городские и сельские – по кругу вопросов, определенному специальными законами союзных республик, издают в особом порядке решения (распоряжения), нарушение которых влечет наложение административных взысканий (см. Ответственность административная) в виде штрафа и исправительно-трудовых работ или привлечение к судебной ответственности.

Решения и распоряжения местных Советов депутатов трудящихся могут быть отменены вышестоящими органами государственной власти (соответственно – Советами депутатов трудящихся, Президиумами Верховных Советов) и приостановлены вышестоящими исполнительными и распорядительными органами (соответственно – исполкомами, Советами Министров). Исполнительными и распорядительными органами местных Советов депутатов трудящихся являются избираемые ими исполнительные комитеты (см.). В небольших поселениях исполнительными и распорядительными органами Советов являются избираемые ими председатель, заместитель председателя и секретарь.

М. о. г. в. осуществляют свою деятельность в сессионном порядке. Сессии (см.) Советов депутатов трудящихся созываются их исполкомами в соответствии с Конституциями союзных и автономных республик. Конституции республик устанавливают минимальное количество сессий, которое должно быть обязательно проведено в течение года. Для краевых и областных Советов установлено, как правило, не менее 4 сессий, для районных – не менее 6 сессий в год; для городских и сельских – не менее 1 сессии в месяц. Краевые, областные, окружные, районные и городские Советы депутатов трудящихся избирают на время своей сессии председателя и секретаря для ведения заседаний сессии. Председатель сельского Совета депутатов трудящихся (в отдельных республиках – поселкового) созывает сельский Совет депутатов трудящихся и ведет его заседания. Вопросы в порядок дня сессий Советов депутатов трудящихся вносятся их исполкомами. Исполкомы рекомендуют докладчиков по вопросам порядка дня сессий Советов депутатов трудящихся. В начале первого заседания сессии после утверждения порядка дня Совет депутатов трудящихся устанавливает ре-шламент (см.) заседаний сессии. Решения сессии принимаются Советом депутатов трудящихся путем открытого голосования простым большинством голосов. Голосование производится поднятием депутатами рук или депутатских мандатов.

По основным отраслям своей деятельности Советы депутатов трудящихся образуют из числа своих депутатов постоянные комиссии (см. Комиссии местных Советов).

Для руководства отдельными отраслями своей деятельности М. о. г. в. (кроме сельских Советов депутатов трудящихся) имеют в соответствии с Конституциями союзных и автономных республик и отдельными актами высших органов государственной власти оперативный аппарат в виде отделов и управлений исполкомов.

Отделы и управления исполкомов местных Советов депутатов трудящихся находятся в двойном подчинении – своему Совету депутатов трудящихся и его исполкому и соответствующему отделу (управлению) исполкома вышестоящего Совета депутатов трудящихся или соответствующему министерству республики. Заведующие отделами и начальники управлений утверждаются Советами депутатов трудящихся, в период времени между сессиями Советов депутатов трудящихся они назначаются и освобождаются от должности исполкомами с последующим внесением на утверждение Советов депутатов трудящихся. М. о. г. в. в своей работе опираются на местный советский актив и общественные организации.

М. о. г. в. во всей своей деятельности осуществляют политику Коммунистической партии и Советского государства, являясь проводниками генеральной линии партии. Партийное руководство М. о. г. в. осуществляется соответственно партийными организациями края, области, округа и т. д.

Как и в СССР, М. о. г. в. в странах народной демократии (народные советы и национальные комитеты) являются представительными органами трудящихся масс. Основным принципом организации и деятельности их является принцип демократического централизма.

М. о. г. в. в СССР и в странах народной демократии принципиально противоположны буржуазным местным органам управления и т. н. «местного самоуправления», которые являются частью эксплуататорской государственной машины (см. Бурокуазное государство. Муниципалитет).

Оцените определение:

  • 8.1. Местное самоуправление: понятие и основы
  • 8.2. Понятие и виды органов местного самоуправления
  • 8.3. Формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления
  • Тема 8.

    ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

    8.1. Местное самоуправление: понятие и основы

    В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (ст. 12 Конституции).

    Местное самоуправление в Российской Федерации форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, – законами субъектов РФ, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения с учетом исторических и иных местных традиций.

    Основы местного самоуправления – совокупность юридических норм, содержащихся в нормативных правовых актах и закрепляющих основополагающие (базисные) правовые, территориальные, финансово-экономические основы деятельности населения по решению вопросов местного значения.

    Правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция, федеральные конституционные законы, ФЗ от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты РФ (указы и распоряжения Президента РФ, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные нормативные правовые акты.

    Муниципальный правовой акт – решение по вопросам местного значения или по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ, принятое населением муниципального образования непосредственно, органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления, документально оформленное, обязательное для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающее либо изменяющее обязательные правила или имеющее индивидуальный характер.

    Система муниципальных правовых актов:

    • устав муниципального образования;

    • правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан), нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования;

    • правовые акты главы муниципального образования, постановления и распоряжения главы местной администрации, иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования.

    Виды территорий муниципальных образований:

    • городское поселение;

    • сельское поселение;

    • муниципальный район;

    • городской округ;

    • внутригородские территории городов федерального значения.

    Городское поселение – город или поселок, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

    Сельское поселение – один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

    Муниципальный район – несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселкового характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органами местного самоуправления федеральными законами и законами субъектами РФ.

    Городской округ – городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению установленных ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами РФ.

    Внутригородская территория города федерального значения – часть территории города федерального значения, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

    Экономическую основу местного самоуправления составляют находящиеся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований.

    Виды муниципальной собственности:

    • имущество, указанное в ч. 2–4 ст. 50 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», предназначенное для решения установленных законом вопросов местного значения;

    • имущество, предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов РФ;

    • имущество, предназначенное для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений в соответствии с нормативными правовыми актами представительного органа местного самоуправления.

    Бюджет муниципального района и свод бюджетов поселений, входящих в состав муниципального района, составляют консолидированный бюджет муниципального района.

    8.2. Понятие и виды органов местного самоуправления

    Орган местного самоуправления – избираемый непосредственно населением и (или) образуемый представительным органом муниципального образования орган, наделенный собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

    Структура органа местного самоуправления:

    • представительный орган местного самоуправления;

    • глава муниципального образования;

    • местная администрация (исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления);

    • контрольный орган муниципального образования.

    Представительный орган местного самоуправления может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов.

    Численность депутатов муниципального образования не может быть менее:

    7 человек – при численности населения менее одной тысячи человек;

    10 человек – при численности населения от одной до десяти тысяч человек;

    15 человек – при численности населения от 10 до 30 тысяч человек;

    20 человек – при численности населения от 30 до 100 тысяч человек;

    25 человек – при численности населения от 100 до 500 тысяч человек;

    35 человек – при численности населения свыше 500 тысяч человек.

    Глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования и в соответствии со ст.

    36 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» собственными правомочиями по решению вопросов местного значения.

    Местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ.

    Контрольный орган муниципального образования (контрольно-счетная палата, ревизионная комиссия и др.) образуется в целях контроля за исполнением местного бюджета, соблюдением установленного порядка подготовки и рассмотрения местного бюджета, отчета о его исполнении, а также в целях контроля за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.

    8.3. Формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления

    При отправлении местного самоуправления возможны следующие формы прямого волеизъявления граждан:

    1) местный референдум;

    2) муниципальные выборы;

    3) голосование по отзыву депутата, члена представительного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразование муниципального образования;

    4) сход граждан;

    5) правотворческая инициатива граждан;

    6) территориальное общественное самоуправление;

    7) публичные слушания;

    8) собрания граждан;

    9) конференция граждан (собрание делегатов);

    10) опрос граждан;

    11) обращение граждан в органы местного самоуправления.

    Местный референдум – проводимое на всей или части территории муниципального образования голосование граждан (жителей муниципального образования) в целях решения непосредственно населением вопросов местного значения.

    Муниципальные выборы проводятся в целях избрания депутатов, членов выборного органа местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

    Голосование по отзыву депутата, члена представительного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления проводится по инициативе населения в порядке, установленном федеральным законом субъекта РФ для проведения местного референдума, с учетом особенностей, предусмотренных ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

    Сход граждан проводится в поселении с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек для решения вопросов местного значения.

    Правотворческая инициатива, с которой выступает инициативная группа граждан, реализуется в порядке нормативного правового акта представительного органа местного самоуправления.

    Территориальное общественное самоуправление – самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.

    Публичные слушания проводятся для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования по инициативе представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования.

    Собрания граждан проводятся для обсуждения вопросов местного значения, информирования населения о деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, осуществления территориального общественного самоуправления на территории муниципального образования.

    Конференция граждан (собрание делегатов) может осуществлять полномочия собрания граждан в случаях, предусмотренных уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, уставом территориального общественного самоуправления.

    Опрос граждан проводится на всей территории муниципального образования или на части его территории для выявления мнения населения и его учета при принятии решений органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, а также органами государственной власти.

    Обращения граждан (индивидуальные и коллективные) направлены на решения вопросов, возникающих у граждан на местном уровне, порядок рассмотрения которых определяется законами субъектов РФ и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

    1.

    Исполнительные органы муниципального образования

    2. Законодательные органы муниципального образования

    3. Департаменты

    4. Управления

    5. Отделы и службы

    Примеры формирования тем исследования:

    · Моделирование системы управления муниципальным образованием.

    · Моделирование системы управления экономическим развитием МО.

    · Система управления экономическим развитием МО.

    · Формирование стратегии развития МО.

    · Система управления молодежной политикой на уровне МО.

    · Управление социальным развитием МО.

    · Управление развитием общественного транспорта на уровне МО.

    · Управление развитием образовательной системы МО.

    · Управление развитием малого и среднего предпринимательства в МО.

    · Формирование системы социальной защищенности населения МО.

    · Управление реализацией целевых программ в МО.

    · Моделирование и формирование системы управления ЖКХ в МО.

    · Моделирование управления градостроительной сферой в МО.

    · Управление системой информационного обеспечения администрации и населения МО.

    · Формирование системы инновационного развития экономического потенциала в МО.

    · Управление инвестиционным процессом в МО.

    · Формирование системы управления демографическим развитием в МО

    · Управление экологической системой в МО

    · Управление развитием МО на базе разработке целевой программы развития отдельных направлений (учреждений культуры; спорта; торгового обслуживания; бытового обслуживании; общественного питания; городского транспорта; связи; дорожной сети и др.) (на примере ….)

    · Формирование модели управления комплексом недвижимого имущества в жилищной сфере муниципального образования (на примере …)

    · Совершенствование деятельности органов местного самоуправления по созданию условий для обеспечения жителей услугами (Связи. Общественного питания. Торговли и бытового обслуживания – по выбору) (на примере…)



    Дата публикования: 2015-04-10; Прочитано: 49 | Нарушение авторского права страницы



    studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.001 с)…

    ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

    ПО РЕШЕНИЮ ВОПРОСОВ МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ

    ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН N131-ФЗ от 06.10.2003 г.

    «ОБ ОБЩИХ ПРИНЦИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

    1. В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают следующими полномочиями:

    1) принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений, издание муниципальных правовых актов;

    2) установление официальных символов муниципального образования;

    3) создание муниципальных предприятий и учреждений, финансирование муниципальных учреждений, формирование и размещение муниципального заказа;

    4) установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами;

    4.1) регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса (за исключением тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса — производителей товаров и услуг в сфере электро- и (или) теплоснабжения), тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей. Полномочия органов местного самоуправления поселений по регулированию тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса (за исключением тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса — производителей товаров и услуг в сфере электро- и (или) теплоснабжения), тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам, тарифам для потребителей могут полностью или частично передаваться на основе соглашений между органами местного самоуправления поселений и органами местного самоуправления муниципального района, в состав которого входят указанные поселения;

    5) организационное и материально-техническое обеспечение подготовки и проведения муниципальных выборов, местного референдума, голосования по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, голосования по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования;

    6) принятие и организация выполнения планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципального образования, а также организация сбора статистических показателей, характеризующих состояние экономики и социальной сферы муниципального образования, и предоставление указанных данных органам государственной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

    7) учреждение печатного средства массовой информации для опубликования муниципальных правовых актов, обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения, доведения до сведения жителей муниципального образования официальной информации о социально-экономическом и культурном развитии муниципального образования, о развитии его общественной инфраструктуры и иной официальной информации;

    8) осуществление международных и внешнеэкономических связей в соответствии с федеральными законами;

    8.1) организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации выборных должностных лиц местного самоуправления, членов выборных органов местного самоуправления, депутатов представительных органов муниципальных образований, а также профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации муниципальных служащих и работников муниципальных учреждений;

    9) иными полномочиями в соответствии с настоящим Федеральным законом, уставами муниципальных образований.

    1.1. По вопросам, отнесенным в соответствии со статьями 14, 15 и 16 настоящего Федерального закона к вопросам местного значения, федеральными законами, уставами муниципальных образований могут устанавливаться полномочия органов местного самоуправления по решению указанных вопросов местного значения.

    2. Органы местного самоуправления поселений и органы местного самоуправления городских округов вправе в соответствии с уставами муниципальных образований принимать решение о привлечении граждан к выполнению на добровольной основе социально значимых для поселения и городского округа работ (в том числе дежурств) в целях решения вопросов местного значения поселений, предусмотренных пунктами 7.1 — 9, 15 и 19 части 1 статьи 14 настоящего Федерального закона, и вопросов местного значения городских округов, предусмотренных пунктами 7.1 — 11, 20 и 25 части 1 статьи 16 настоящего Федерального закона.

    К социально значимым работам могут быть отнесены только работы, не требующие специальной профессиональной подготовки.

    К выполнению социально значимых работ могут привлекаться совершеннолетние трудоспособные жители поселений и городских округов в свободное от основной работы или учебы время на безвозмездной основе не более чем один раз в три месяца. При этом продолжительность социально значимых работ не может составлять более четырех часов подряд.

    3. Полномочия органов местного самоуправления, установленные настоящей статьей, осуществляются органами местного самоуправления поселений, органами местного самоуправления городских округов и органами местного самоуправления муниципальных районов самостоятельно. Подчиненность органа местного самоуправления или должностного лица местного самоуправления одного муниципального образования органу местного самоуправления или должностному лицу местного самоуправления другого муниципального образования не допускается.

    Записи созданы 771

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Похожие записи

    Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

    Вернуться наверх