Налоги в Канаде. – Alexander Sergeyev

Работал я а Америке 2 года в компании OIS (Sacramento). Теперь переехал работать в Канаду (Торонто), и работаю на Merge Healthcare.

Зарплата у меня изменилась не сильно, поэтому сравнение будет в одинаковой “весовой категории”.

И вот мне стало интересно, где и насколько берут больше налогов.

Я женат, у нас один ребёнок.

Американский доллар примерно равен Канадскому (на момент написания).

Итак, зарплата. Я взял определённый период – в Америке чуть больше, в Канаде чуть меньше, чтобы привести общую сумму к одинаковой, чтоб легче сравнивать:

USA % Canada %
Всего зарплата: $3040.38 100% $3040.38 100%
Налог: $282.82 9.3% $618.08 20.3%
Гос. пенсия: $113.65 3.7% $144.21 4.7%
Другие налоги: $80.00 2.6% $54.12 1.8%
Мед.

страховка:

$289.27 9.5%
Отчислений всего: $763.74 25.1% $816.41 26.9%
На руки: $2276.64 74.9% $2223.98 73.2%

В Канаде не берут денег за мед. страховку – медицинское обслуживание бесплатно для всех жителей Канады. В Америке я платил $289 каждые две недели и ещё столько же платил за меня работодатель.

Получается, что в конечном итоге я получаю примерно одинаково, что в Канаде, что в США.

У Канады преимущество в том, что если я стану безработным, то у меня остаётся бесплатная государственная мед. страховка, а в США- надо будет платить из своего кармана. Ну и ещё некоторые социальные бенефиты, такие как частично оплачиваемый отпуск (8 месяцев !) обоим родителям при рождении ребёнка

Ну и ещё наверное надо упомянуть здесь, что в общем цены в Канаде на всё выше. На бензин, еду, вещи, авто … Думаю что в среднем на 20% выше… Тут народ бывает ездиет закупаться в Америку, потому что это рядом и разница бывает приличной.

Ежегодно число иммигрантов в Канаду увеличивается в разы. Одной из главных причин, почему они выбирают эту страну, является система налогов и социальной защиты в Канаде.

Если сказать обобщенно о размере налогов, то в Канаде они достаточно высоки – до 20-30% от зарплаты может уходить в казну, но встает вопрос, тогда чем так привлекательна Канада именно в этом аспекте для иммигрантов. В действительности, размер этот хоть и пугающий на первый взгляд, по сути, очень много нюансов, в результате которых человек не теряет, а наоборот, приобретает.

Система налогов

Во-первых, обязанность платить налоги в Канаде лежит на всех, кто имеет постоянное место жительства на территории страны.

Причем, согласно законодательству, это касается всех канадских резидентов, проживающих здесь более 183 дней.

Во-вторых, как бы это ни звучало странно для наших соотечественников, какой бы высокой не казалась налоговая ставка в Канаде, налоги оплачивают все. Менталитет канадцев выработался в этом вопросе настолько, что увиливание от налогов подобно преступлению, причем не только по закону, но, прежде всего, по душевной организации.

Вообще система налогообложения в Канаде имеет многоуровневый характер.

Прямые налоги

Существуют два вида налогов, обязательные для всех граждан и компаний – федеральный и провинциальный. Эти налоги платятся с личных доходов, исключение составляют:

  • доходы членов First Nations group
  • пенсии ветеранов
  • возмещение ущерба по страховым выплатам
  • доход с продажи своего дома
  • государственные дотации на детей Child Tax Benefits
  • государственные стипендии и гранты.

На эти позиции, ставшие для человека доходом в определенный период времени, налоги не распространяются.

От налогов освобождаются и те люди, доход которых за год не превышает 7500$. Кроме того, налоговые льготы в Канаде распространяются на следующую когорту граждан:

  • малообеспеченные семьи
  • инвалиды
  • пенсионеры
  • семьи, у которых на попечении находятся престарелые родители
  • люди, воспользовавшиеся платными медицинскими услугами и покупкой лекарств
  • родители, оплачивающие учебу детей в университете или колледже
  • безработные и временно нетрудоспособные.

Система социальной защиты

К слову, помимо того, что эти категории граждан освобождаются частично от налогов, они получают дотации от государства, что представляет собой систему социальной помощи. В народе даже есть расхожее выражение, что в Канаде быть бедным выгоднее, чем богатым. Именно благодаря этой системе Канада и привлекает волны иммигрантов. Суть этой системы в том, что государство гарантирует каждому человеку определенный уровень жизни, причем вне зависимости от того коренной он житель или беженец, оказывая финансовую помощь Welfare.

Косвенные налоги

Помимо прямых налогов в государственный бюджет уплачиваются косвенные. Их платят все жители Канады, покупая товары и услуги. Два вида налога в этой категории – федеральный налог — GST 6% и налог провинции Онтарио — PST 8%. Но эти налоги опять-таки обходят стороной такие товары и услуги как:

  • продукты питания
  • детские товары
  • товары для инвалидов.

Налоги на зарплату

Самой главной статьей расходов в налогообложении для работающих граждан являются налоги на зарплату. Этот вид налога напрямую зависит от ее суммы и может достигать 30%, что считается одной из самых высоких ставок в мире. При этом, чтобы заплатить такой размер налога, необходимо иметь доход в год, превышающий 132500$. В большинстве случаев, для работающих годовой налог находится на отметке в 15% и даже меньше. А если у работающего есть на иждивении престарелые родители или несовершеннолетний ребенок, то зарплата вовсе не облагается налогом. Кроме подоходного налога из зарплаты вычитаются пенсионные отчисления и страховка по безработице.

Налоги и тип работы

Full-time – постоянная работа

При постоянной работе с фиксированным графиком сотруднику большинство канадских компаний предлагают систему benefit, при которой работодатель компенсирует затраты на услуги дантиста и предоставляет страхование жизни. Безусловно, чем больше компания, тем эта система для работника расширеннее. За иммигрантов при таком типе работы оплачиваются налоги в пенсионный фонд и фонд страхования в случае безработицы. И если по инициативе работодателя сотрудника уволили, последний имеет право на пособие по безработице в течение того времени, пока не выйдет на другую работу.

Надомная работа

Контрактом предусмотрен определенный срок работы, в течение которого работник выполняет свои трудовые функции.

Согласно такому типу работы, работник получает заработную плату в соответствии с условиями договора, а отчисления в пенсионный и фонд страхования делаются на его усмотрение. При таких условиях он имеет право отказаться от уплаты налогов в эти инстанции, но в случае увольнения как добровольного, так и со стороны компании, он не будет получать пособие по безработице. Самое главное преимущество работы по контракту в уровне зарплаты – она на 30% больше, чем при постоянном типе работы. Кроме того, работа по контракту налоговыми органами рассматривает как частное предпринимательство — «self-employed». При такой системе часть заработка списывается на затраты (покупки, услуги, лечение), вследствие чего уменьшается сумма, которая подлежит налогообложению.

Контракт

Прежде всего, этот тип работы касается иностранцев, которые работают по уходу за детьми и престарелыми, проживая в семьях работодателей. Здесь, так же как и на постоянной основе и как для граждан Канады, существует система прямых налогов, когда размер налога зависит от размера зарплаты. При надомной работе за отчисления в государственный страховой фонд ответственность несет работодатель, причем оплаты он делает и от своего имени и от имени работника. И здесь так же, как в работе на постоянной основе, действует принцип, по которому в случае увольнения иммигрант будет получать пособие по безработице, правда, только тогда, если вклад в фонд страхования достиг определенного минимума. Надомный тип работы на постоянной основе не исключает того, что ежегодно работодатель высылает отчетность об удержанных из заработной платы налогах в Канадское налоговое агентство Canada Customs and Revenue Agency. Копия этого отчета дается на руки работнику и является важным документом для заполнения ежегодной налоговой декларации.

И в заключении, существенно важным пунктом в системе налогов Канады является пункт возврата налогов. Несмотря на то, что человек каждый месяц платит налоги, в конце года он имеет право подать заявление на возврат налогов — tax return. Касается это тех граждан, которые в течение года проходили лечение или учились, откладывали в государственный фонд на старость или имеют неработающего супруга. Интересно и то, что не нужно прилагать дополнительных бумаг для доказательной базы. Есть честно заполненная декларация, и есть честно возвращенные лишние налоги. Причем возврат налогов может иметь несколько нолей, а потому для канадцев эта декларация дело обязательное и приятное.

Налоги в жизни любой страны имеют наиважнейшее значение, так как из них формируется бюджет, из которого идут выплаты на работу правительства, содержание различных служб, включая армию, полицию и систему здравоохранения, поддержание всей хозяйственной системы в должном порядке, и т.д. Канада не является исключением.

Более того, для Канады налоги имеют даже большее значение, чем для многих других развитых стран, так как система социальной защиты, которой так славится Канада, должна содержаться на какие-то деньги. И эти деньги берутся с разного рода налогов и сборов, которых в Канаде (как в любой другой стране) достаточно. Примерно 70% бюджета Канады формируется с взимаемых налогов, остальные 30% идут за счет различных сборов, разрешений и прибыли от инвестиций. При этом налоги платят все — как частные лица, так и оперирующие на территории Канады коммерческие структуры. Уклонение от налогов является в Канаде преступлением.

Так как большинство налогов обычно не видны рядовым гражданам и присутствуют в цене товаров и услуг за счет того, что коммерческие структуры уже их выплатили и включили в свою отпускную цену, то большого смысла вести разговора про них нет.

Ниже будет дана информация только про те налоги, которые касаются лично вас, то есть которые платите только вы, будучи жителем провинции Онтарио.

В Канаде действует многоуровневая система сбора налогов. При этом главным сборщиком налогов является государство, которое отвечает за основной приток денежных средств и их распределение.

Затем идут провинции, которые имеют свою (дополнительную) систему налогообложения, из которой формируется провинциальный бюджет, направленный на решение провинциальных нужд.

Затем идут городские муниципалитеты, которые получают средства за счет различных сборов. тарифов и налогов на собственность.

За счет того, что налоги помимо федерального уровня собираются также на провинциальном и муниципальном уровнях, размеры выплачиваемых налогов отличаются не только в каждой провинции, они зависят также от того, где вы живете. Например, в пределах Большого Торонто имеет значение, живете ли вы непосредственно в Торонто или в одном из его пригородов — от этого зависит, сколько из заработанных вами денег уйдет в налоги и сборы.

Федеральное министерство, которое отвечает за сбор налогов , называется Canada Revenue Agency (CRA). Прежнее его название Revenue Canada. В его компетенцию входит сбор налогов, которые являются общими для всей Канады.

В провинции Онтарио за сбор и распределение налогов отвечает провинциальное министерство Ministry of Revenue. В компетенцию провинции входит сбор таких налогов, как Corporations Tax (Capital Tax, Corporate Income Tax, Corporate Minimum Tax, Premium Tax), Debt Retirement Charge, Employer Health Tax, Fuel Tax, Gasoline Tax, Gross Revenue Charge, Harmonized Sales Tax, Land Transfer Tax, Mining Tax, Ontario Health Premium, Personal Income Tax, Provincial Land Tax, Provincial Sales Tax, и еще с десяток других.

Очевидно, что помнить про все эти налоги и сборы рядовым гражданам совсем не обязательно, так как они по большей части касаются далеко не каждого и с ними в первую очередь имеют дело коммерческие структуры. Поэтому когда вам потребуется что-то платить в качестве налогов или сборов, вам об этом скажут.

Это налог на все доходы, которые вы получаете как частное лицо, независимо от источника их происхождения. Налог платится один раз в год, им облагается ваш доход, полученный за год. Налог на заработанные вами средства взимаются как федеральными органами, так и провинциальными (то есть это два разных налога). В Канаде действует прогрессивная шкала налогов, то есть чем выше доход, тем выше процент налога.

Ниже приведена таблица расчета налогов в зависимости от дохода.

Федеральный налог на личный доход:
15% — на первые $40,726 долларов дохода;
22% — на сумму свыше $40,726 долларов дохода (точнее, эта ставка действует для той части дохода, которая превышает $40,726 долларов, но меньше $81,452 долларов);
26% — на сумму свыше $81,452 долларов дохода (точнее, эта ставка действует для той части дохода, которая превышает $81,452 долларов, но меньше $126,264 долларов);
29% — на сумму свыше $126,264 долларов (точнее, эта ставка действует для той части дохода, которая превышает $126,264 долларов).

При этом если сумма дохода меньше, чем $10,320 долларов, то налоги не взимаются вообще.

Провинциальный налог на личный доход:
6.05% — на первые $36,848 долларов дохода;
9.15% — на сумму свыше $36,848 долларов дохода (точнее, эта ставка действует для той части дохода, которая превышает $36,848 долларов, но меньше $73,698 долларов);
11.16% — на сумму свыше $73,698 долларов (точнее, эта ставка действует для той части дохода, которая превышает $73,698 долларов).

При этом если сумма дохода меньше, чем $8,681 долларов, то налоги не взимаются вообще.

Примечение: информация приведена на январь 2010 года.

Стоит сказать, что в Онтарио одни из самых низких ставок налога на личный доход среди других провинций и территорий. В частности, налоги на личный доход значительно выше в атлантических провинциях Канады, а также в провинциях Манитоба и Саскечеван.

Важное значение имеет источник происхождения личного дохода.

В том случае, если он может рассматриваться как capital gain, то облагается налогом только половина этого дохода, вторая половина освобождается от уплаты налогов. Под capital gain понимается доход, полученный от прироста цены сделанных денежных вложений — например, рост стоимости акций или объектов недвижимости. При этом в Канаде, если недвижимость была местом постоянного проживания в течение как минимум последних 6 месяцев, полученный от продажи такой собственности capital gain полностью освобождается от налогообложения.

Часть вашего дохода также освобождается от уплаты налогов, если вы вкладываете их в различные накопительные фонды или кладете на накопительные счета, для которых существуют специальные государственные программы — например, в фонд Registered Retirement Savings Plan (RRSP). Какие планы вы можете использовать и как лучше поступить, чтобы легально уменьшить суммы, подлежащие налогообложению, вам может подсказать лицензированный финансовый специалиcт (financial adviser или financial planner).

Налоги на личный доход (Personal Income Tax) платятся раз в год. Налоговый год в Канаде начинается 1 января и заканчивается 31 декабря. После наступления нового года каждый житель Канады должен заполнить Income Tax Form и заплатить налоги.
Окончательный срок отсылки деклараций — 30 апреля.

Заполнение налоговых деклараций — целая история в жизни Канады, и в ней принимают участие все, кто имеет хоть какое-то отношение к вашим доходам. Работодатели должны выдать своим работникам заполненную форму T4, в которой фиксируются заработки работников. Банки и финансовые организации шлют справки о начисленных процентах интереса на сбережения и вклады. Обязанность каждого жителя Канады — собрать все справки воедино, не упустив ничего и послать вместе с заполненной налоговой декларацией.

В Торонто работает много бухгалтеров (accountant), которые помогают в обсчете ваших доходов и рекомендуют, как можно легально снизить размер выплачиваемых налогов. В Северном Йорке в «русском районе» много бухгалтеров, говорящих на русском языке.

В Канаде продаваемые товары и услуги облагаются налогами — как федеральными, так и провинциальными.

В провинции Онтарио действует единый налог на продажу Harmonized Sales Tax (HST). Он состоит из федеральной части (5%) и провинциальной части (8%), и который применется как к товарам, так и услугам.

Аналогичные единые налоги также действуют в большинстве других канадских провинций.

С этим связана одна особенность канадской торговой системы, которую нужно знать приезжающим в Канаду. Все цены в магазинах указаны до добавления к ним налога на продажу. То есть к той цене, что указана на ценнике, нужно прибавить сумму, идущую на уплату налога HST. Например, если в магазине Торонто на какой-то товар указана цена $100 долларов, то на кассе вы должны заплатить за этот товар $113 долларов.

Вся недвижимая собственность в Канаде является объектом налогообложения. Каждый владелец недвижимости раз в год платит налог на принадлежащую ему собственность. Жители апартментов (то есть арендуемых квартир в доходных домов) платят налог на собственность через оплату аренды квартиры (налог на собственность включен в стоимость аренды апартмента).

Размер налога на собственность определяется местным муниципалитетом, исходя из ряда факторов, главными из которых являются потребность данного муниципалитета в денежных средствах для развития или поддержания в должном порядке местной инфраструктуры, общей стоимости жилого фонда в данном регионе, и стоимости каждого из объектов недвижимости, находящегося в данном муниципалитете. Если обрисовать в общих чертах эту схему, то она будет выглядеть следующим образом:
— муниципалитет определяет, сколько денег ему нужно на текущие расходы;
— определяется общая стоимость всей недвижимости, которая находится в ведении муниципалитета;
— требуемая сумма, которую нужно собрать в форме налога на собственность, пропорционально распределяется среди владельцев недвижимой собственности.

Для очень приблизительной оценки, какие могут быть налоги на собственность, можно брать 1% от текущей стоимости недвижимости.

Полученная цифра поможет вам получить представление об порядке суммы, которую вам придется заплатить в качестве налога на собственность в течение года.

Федеральные налоги на доходы, полученные коммерческими структурами, в Канаде сравнительно невысокие. Они являются самыми низкими среди стран G7. В отличие от персонального дохода, налог взимается по единой ставки, которая для 2010 года была установлена на уровне 15%.

Провинциальный налог Corporate Income Tax, действующий в провинции Ontario, составляет 4.5% (для малого бизнеса) и 11.5% для всех остальных.

Налогом облагается доход компании, полученный после всех выплат (затраты на ведение бизнеса, включая зарплаты работникам, инвестиции и т.д.).

Все доходы, полученные резидентами Канады, в том числе от деловой деятельности за рубежом или иных источников вне пределов Канады, облагаются налогом. Однако, если доход получен в стране, с которой у Канады подписано соглашение об избежании двойного налогообложения (double taxation), то в случае, если в стране-источнике дохода резидент Канады уже заплатил налог, то эта выплаченная сумма вычитается из суммы налога, которую резидент Канады должен заплатить в Канаде за этот доход.

Все денежные средства и доходы, полученные до получения статуса постоянного жителя Канады, налогами не облагаются. То есть вы можете ввозить в Канаду любые суммы, они облагаться налогом не будут. То же самое касается недвижимости и различных инвестиционных инструментов, которыми вы владели на момент получения вами статуса постоянного жителя. Более того, вы можете продать их значительно позже, при этом полученные денежные средства также не будут облагаться налогом.

Правда, здесь есть небольшое «но» — не облагаться налогом будут только те суммы, которые составляли стоимость вашей недвижимости и инвестиционных инструментов на момент получения вами статуса постоянного жителя (поэтому требуется иметь официальную оценку стоимости недвижимости и инвестиционных инструментов на данный момент). Второе — вы должны задекларировать их при въезде в Канаду (то есть должны иметь доказательства наличия у вас недвижимости и инвестиционных инструментов), а также должны ежегодно указывать их в своем налоговом отчете.

Также для новых иммигрантов существует специальная программа освобождения на 5 лет от уплаты налогов с доходов, получаемых от инвестиций, сделанных за пределами Канады до получения ими статуса постоянного жителя Канады.

Налоговая система Канады

Шляго А.В.

Полесский государственный университет, Беларусь

Налоговая система Канады имеет трехуровневую иерархическую структуру, соответствующую общей модели организации исполнительной власти (федеральный уровень, провинции и территориальные образования, муниципалитеты). Налоговая система Канады построена на принципах налогового федерализма, предполагает наличие значительных полномочий органов власти в сфере налогообложения. В то же время система налогового администрирования Канады имеет следующие особенности:

 – Наличие конституционного разграничения налоговых полномочий различных органов власти – федеральных и региональных (провинциальных);

 – Возможность федеральных и региональных (провинциальных) органов вводить налоги различного уровня, но с одинаковой базой налогообложения;

 – Существование двух независимых подсистемы налогового администрирования с собственными налоговыми органами: федеральные и региональные (провинциальные), взаимодействие между которыми осуществляется на основе заключенных юридических соглашений .

Канада относится к группе стран со средним уровнем налогового бремени. Так, за период 2000-2013 гг. в среднем доля налоговых доходов консолидированного бюджета страны составляла около 33,3% ВВП. На протяжении второй половины XX в. — первого десятилетия XXI в. налоговая нагрузка на экономику менялась не столь значительно. Начиная с 1965 г. просматривался выраженный рост налогового бремени с 26% ВВП в 1965 г.

до 36% в 1991 г. 1990-е гг. для Канады были периодом высокого уровня налогообложения и жесткого контроля за динамикой государственного долга. В среднем налоговая нагрузка на экономику в этот период составляла около 36% ВВП. Начало XXI в. было отмечено постепенным понижением налоговой нагрузки (в первую очередь за счет снижения ставок подоходных налогов, а также НДС) с 35% в 2000 г.

до 31% ВВП в 2013 г.

Основной акцент в налоговой системе Канады делается на использование прямых налогов.

Так, доля прямых налогов в доходах консолидированного бюджета в 2013 г. составляла более 50% (рисунок 1), в том числе индивидуальные подоходные налоги составляли 32,3%.

Доля косвенных налогов была существенно ниже — всего 18,3%. Основную роль в общем объеме косвенных налогов играют общие налоги на товары и услуги — НДС и провинциальные налоги с продаж. Доля взносов и отчислений на социальное страхование (все виды) и налогов на фонд заработной платы составляла около 6,6% всех доходов. Существенную роль в доходах консолидированного бюджета играют неналоговые доходы (инвестиционные доходы, доходы от оказания услуг и продажи товаров и некоторые другие) .

Рисунок 1 — Структура доходов консолидированного бюджета Канады в 2013, %

Доля налоговых доходов федерального бюджета в общей сумме налоговых поступлений в начале XXI в. составляла 51%, на долю налоговых доходов провинций приходилось 32%, а на долю местных бюджетов — 17%.

Итак, рассмотрим источники пополнения государственной казны на федеральном уровне. К ним относятся:

— подоходный налог с населения;

— налог на корпорации;

— налог на добавленную стоимость;

— акцизы;

— таможенные пошлины;

— налоги в фонды социального страхования.

В федеральный бюджет Канады поступает около 63-65% общей суммы налоговых платежей, собранных на территории страны. На этом уровне преобладает прямое налогообложение. Основным федеральным налогом выступает налог на доходы населения (он обеспечивает 40% налоговых поступлений, зачисляемых в федеральный бюджет). Льготы по этому налогу имеют преимущественно социальное значение (с базы вычитаются расходы на уплату алиментов, уход за детьми, взносы в пенсионные фонды и др.). Налог на прибыль корпораций играет регулятивную роль, поскольку наибольшее количество льгот установлена именно по этому налогу. В льготном режиме облагаются предприятиямалого бизнеса, что является элементом государственной политики поддержания высокой занятости.

В режиме льготного налогообложения работают также отдельные отрасли экономики, в том числе сельское хозяйство. Предусмотрена возможность ускоренной амортизации для инновационного оборудования, а также льготные условия налогообложения прироста активов. Право на налоговую льготу по налогу на прибыль корпораций имеют плательщики, осуществляющие расходы на исследовательские работы.

Провинции имеют также достаточно широкий спектр налоговых поступлений:

— подоходный налог с населения,

— лицензионные сборы,

— налоги с продаж,

— налог с прибыли корпораций,

— акцизы

— и другие.

Следует отметить, что некоторые провинции Канады обладают особыми привилегиями. Так, например, Квебек самостоятельно утверждает и собирает подоходный налог и  налог на прибыль, а провинции Альберта и Онтарио — только налог на прибыль. Провинциальный налог с продаж не взымается только в провинции Альберта.

В Квебеке в каждом кассовом чеке, который вам дадут в магазине, вы увидите, что к сумме товара прибавляются два налога, переложенные на покупателя :

· GST/TPS — Goods and Servise Tax / Taxe sur les produits et services ( федеральный налог)

·  QST/TVQ — Quebec Sales Tax / Taxe de vente du Québec (провинциальный налог Квебека)

Провинции Новая Шотландия, Брансуик и Ньюфаундленд увязали свой налог с федеральным.

Этот «гармонизированный» налог /HST (harmonized sales tax) также взимается при продаже товаров и услуг, и 8% из него идут в местный бюджет.

В конечном счете GST или HST платит потребитель, а предприниматели отвечают за сбор и перевод налогов государству.

Некоторые товары и услуги облагаются налогом только формально, то есть по нулевой ставке: молоко, хлеб и овощи; домашний скот фермерских хозяйств; медицинские изделия, связанные с бесплатным или льготным медицинским обслуживанием.

Часть товаров и услуг вообще не облагаются налогом GST/HST: продажа жилых строений, до этого находившихся в собственности продавца; аренда жилья на срок один месяц и более, а также оплата за жилой кондоминиум; большая часть медицинского и стоматологического обслуживания, оказываемого лицензированными врачами или дантистами по медицинским основаниям; услуги по уходу за детьми моложе 14 лет на почасовой основе, продолжительностью менее суток; сборы за проезд по дорогам, мостам и пользование паромными переправами; юридические услуги.

Большая часть услуг по образованию также не облагается налогами — курсы профессиональных школ, выдающих сертификаты или дипломы, позволяющие заниматься торговлей или профессиональной деятельностью, репетиторские услуги в индивидуальном порядке по учебному плану, назначенному учебным заведением; большинство услуг, предоставляемых финансовыми институтами (таких как предоставление займов или ипотеки).

Не облагается налогами подготовка и выдача страховых полисов страховыми компаниями, агентами и брокерами; большая часть товаров и услуг, предоставляемых благотворительными учреждениями; определенные товары и услуги, предоставляемые некоммерческими организациями, правительствами и другими организациями общественного сектора, такими как услуги муниципального транспорта, водоснабжение .

Местный уровень налогообложения складывается из налога на недвижимость и налога на предпринимательскую деятельность.

Таким образом, основные налоги канадской налоговой системы можно сгруппировать по уровням власти, которые эти налоги вводят и за счет которых формируются соответствующие бюджеты (таблица 1).

Таблица 1 — Основные налоги Канады по уровням бюджетной системы

Федеральные налоги

Налоги провинций

Местные налоги

Индивидуальный подоходный налог

Индивидуальный подоходный налог

Налог на недвижимость

Налог на прибыль корпораций

Налог на прибыль корпораций

Налог на бизнес

Налог на добавленную стоимость

Налог с продаж, гармонизированный налог с продаж

Акцизные налоги и акцизные сборы

Налоги на табак и минеральное топливо

Взносы и отчисления на социальное страхование

Взносы на медицинское страхование, налоги на фонд заработной платы

Налог на капитал финансовых институтов

Налоги на капитал компаний

Роялти

Роялти

Таможенные пошлины

Налоги на развлечения

Налоги на страховые премии

Налоги на переход собственности

Из таблицы 1 видно, что налоговая система Канады в значительной мере базируется на параллельном использовании налоговых баз. И федерация, и провинции имеют право вводить однотипные налоги на одну и ту же налоговую базу. Однако из этой параллельной схемы практически исключены местные органы власти, которые фактически используют только поимущественные налоги (налог на недвижимость, налог на бизнес).

Канадская налоговая система в том виде, в котором она сложилась к началу XXI в., представляет собой продукт длительного и достаточно противоречивого развития весьма сложного механизма федеративных отношений. Ее развитие происходило в непосредственном взаимодействии с развитием других компонентов бюджетной системы государства. В частности, менялись модели и способы разграничения ответственности по финансированию различных категорий расходов между федерацией и провинциями, механизмы перераспределения финансовых ресурсов в общенациональном масштабе, механизмы и процедуры взаимного согласования финансовых интересов и улаживания отдельных возникающих при этом конфликтов.

Литература:

1) Налоговая система Канады// НовостиНауки . – Режим доступа: http://novostynauki.com/nalogovaya-sistema-kanady/ – Дата доступа: 01.12.2014.

2) Ильин, Е. Жизнь в Канаде/ Е. Ильин//Говорим про Канаду. – 2014 – №1 – С.21.

3) Налоговая система Канады . – Режим доступа:  http://canada.by/2009/01/23/nalogovaya-sistema-kanady.html/ – Дата доступа: 01.12.2014.

4) Система налогообложения в Канаде . – Режим доступа: http://www.canada.ru/bus/tax/– Дата доступа: 01.12.2014.

Податкова система Канади

Загальна характеристика

Канада являє собою федерацію, до складу якої входять 11 провінцій і дві федеральні території. Канада є членом Співдружності, очолюваного Великобританією, і за формою правління являє собою конституційну монархію. Главою держави Канада є королева Великобританії.

Канада відноситься до групи країн з середнім рівнем податкового тягаря. Так, за період 2000-2010 рр. в середньому частка податкових доходів консолідованого бюджету країни становила близько 33,3% ВВП. Протягом другої половини XX ст. — першого десятиліття XXI ст. податкове навантаження на економіку змінювалася не настільки значно, як це мало місце у США (див. рис. 2.1). Починаючи з 1965 р. проглядався виражений зростання податкового тягаря з 26% ВВП у 1965 р. до 36% у 1991 р. 1990-е рр. для Канади були періодом високого рівня оподаткування і жорсткого контролю за динамікою державного боргу. У середньому податкове навантаження на економіку в цей період складала близько 36% ВВП. Початок XXI ст. було відзначено поступовим зниженням податкового навантаження (в першу чергу за рахунок зниження ставок прибуткових податків, а також ПДВ) з 35% у 2000 р. до 31% ВВП в 2010 р.

Як і в США, основний акцент у податковій системі Канади робиться на використання прямих податків. Так, частка прямих податків у доходах консолідованого бюджету в 2009 р.

становила понад 50% (рис. 2.3), в тому числі індивідуальні прибуткові податки становили 32,3%.

Частка непрямих податків була істотно нижче — лише 18,3%.

Основну роль в загальному обсязі непрямих податків відіграють загальні податки на товари і послуги — ПДВ і провінційні податки з продажів. Частка внесків і відрахувань на соціальне страхування (всі види) і податків на фонд заробітної плати становила близько 6,6% усіх доходів. Істотну роль у доходах консолідованого бюджету відіграють неподаткові доходи (інвестиційні доходи, доходи від надання послуг і продажу товарів і деякі інші).

Рис. 2.3. Структура доходів консолідованого бюджету Канади (2009)

Частка податкових доходів федерального бюджету в загальній сумі податкових надходжень на початку XXI ст. становила 51%, на частку податкових доходів провінцій доводилося 32%, а на частку місцевих бюджетів — 17%.

Канада є федеративною державою, до складу якого входять 11 провінцій і дві федеральні території. Відповідно, податкова система Канади має три рівня або три складових — федеральну, провінційну та місцеву. В табл. 2.7 представлені основні податки канадської податкової системи, згруповані за рівнями влади, які ці податки вводять і за рахунок яких формуються відповідні бюджети.

Таблиця 2.7. Основні податки Канади за рівнями бюджетної системи

Федеральні податки

Податки провінцій

Місцеві податки

Індивідуальний прибутковий податок

Індивідуальний прибутковий податок

Податок на нерухомість

Податок на прибуток корпорацій

Податок на прибуток корпорацій

Податок на бізнес

Податок на додану вартість

Податок з продажів, гармонізований податок з продажів

Акцизні податки й акцизні збори

Податки на тютюн і мінеральне паливо

Внески і відрахування на соціальне страхування

Внески на медичне страхування, податки на фонд заробітної плати

Податок на капітал фінансових інститутів

Податки на капітал компаній

Митні збори

Роялті

Роялті

Податки на розваги

Податки на страхові премії

Податки на перехід власності

З табл. 2.7 видно, що податкова система Канади в значній мірі базується на паралельному використанні податкових баз. І федерація, і провінції мають право вводити однотипні податки на одну і ту ж податкову базу. Так, у Канаді існує федеральний індивідуальний прибутковий податок і індивідуальний прибутковий податок провінцій. Однак на відміну від США з цієї паралельної схеми практично виключені місцеві органи влади, які фактично використовують тільки поимущественные податки (податок на нерухомість, податок на бізнес).

Канадська податкова система в тому вигляді, в якому вона склалася до початку ХХІ ст., являє собою продукт тривалого і досить суперечливого розвитку досить складного механізму федеративних відносин. Її розвиток відбувався у безпосередній взаємодії з розвитком інших компонентів бюджетної системи держави. Зокрема, змінювалися моделі і способи розмежування відповідальності за фінансування різних категорій витрат між федерацією і провінціями, механізми перерозподілу фінансових ресурсів у загальнонаціональному масштабі, механізми і процедури взаємного узгодження фінансових інтересів і залагодження окремих виникають при цьому конфліктів і т. д.

Податкові права федеральної і провінційної гілок державної влади гарантуються Конституцією країни, а податкові права місцевих (муніципальних) влади визначаються і гарантуються провінційним законодавством, тому обсяг і характер цих прав іноді істотно варіюється по різних провінціях.

В рамках Конституції Канади передбачено розмежування податкових повноважень між федерацією та провінціями, за якими закріплені певні сфери оподаткування.

Так, федеральний уряд має нічим не обмежене право вводити будь-які податки в межах встановлених конституційним законодавством сфер повноважень, що зафіксовано в п. 3 ст. 91 Конституції Канади. При цьому федеральний уряд має виняткове право на встановлення митних податків і зборів, так як сфера зовнішніх зносин та зовнішньоекономічного регулювання знаходиться в його виключної компетенції.

На відміну від федеральної влади податкові повноваження провінцій формально істотно обмежені. Так, у ст. 92

Конституції Канади вказується, що провінції мають право здійснювати «пряме оподаткування в межах провінції з метою отримання грошей для провінційних потреб». Сформульоване таким чином положення Конституції формально забороняє провінціям вводити непрямі податки та вимагає від них використання тільки прямого оподаткування, причому виключно в межах власної юрисдикції, т. е. провінції. Це означає, що податки повинні бути встановлені таким чином, щоб уникнути перенесення податкового тягаря за межі власної юрисдикції або так званого експорту податків на територію інших провінцій.

Однак важливе значення для практики побудови податкової системи мають не тільки конституційні формулювання, але і їх тлумачення судовими органами. Наприклад, незважаючи на наявність конституційної заборони на введення непрямих податків, що фактично всі провінції (крім двох — Альберта та Нунавут) ввели провінційні податки з продажів, які розповсюджуються виключно на роздрібні продажі.

Питання історії

Питання про право провінцій вводити податки з роздрібних продажів розглядався Верховним Судом Канади, який вирішив це питання на користь провінцій, давши трактування непрямого оподаткування як стерпного номінальним платником податку на іншого суб’єкта. Оскільки у випадку з роздрібними продажами податок не може бути перенесений на іншого суб’єкта, а особа, яка купує товари в роздріб, віддає собі звіт в необхідності сплатити цей податок, значить, він не може розглядатися як непрямий і швидше відноситься до прямих податків.

В результаті було фактично підтверджено право провінцій вводити податки на роздрібні продажі, а також необхідність вказувати цей податок в чеку окремо від ціни товару, щоб платник податків ясно усвідомлював, яку суму податку він платить.

Надзвичайно важливим для побудови канадської податкової системи є вирішення питання про власність на природні ресурси і можливості їх оподаткування. У відповідності з Конституцією Канади природні ресурси цілком і повністю знаходяться в юрисдикції провінцій, з чого випливає, що тільки останні мають виключне право здійснювати їх оподаткування. Це призводить до того, що федерація не має права вводити податки на видобуток корисних копалин, які знаходяться на території провінцій. В юрисдикції федерації залишаються тільки корисні копалини, які розташовані на федеральних територіях і континентальному шельфі.

Розглянемо основні податки, що використовуються на кожному з рівнів канадської податкової системи.

Записи созданы 1517

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх