Неформальный лидер

Неформальный лидер

Неформальный лидер – это человек в коллективе, который имеет большое влияние на других вне зависимости от занимаемой им должности. В силу разнообразных причин, которыми может быть возраст, опыт, харизма, он может уважаем в коллективе. Неформальный лидер в организации может быть разных видов, и от этого он либо несет пользу, либо, напротив, вред.

Неформальный лидер в коллективе

Неформальный лидер, как правило, обладает особой харизмой, привлекателен для людей и представляет собой магнетическую личность. Возле него хотят находиться благодаря некоторым его личностным качествам, почему ответ на вопрос как стать неформальным лидером довольно сложен. Склонность к лидерству – или есть, или ее нет, конечно, можно развить в себе некоторые навыки, но все же лидеры по большей части прирожденные.

Как правило, неформальный лидер прекрасно умеет нравиться людям – но при этом это вовсе не конечная его цель. И лишь средство по осуществлению собственных амбиций. При этом человек должен поддерживать именно позитивную волну, избегая открытого доминирования или заискивания.

Неформальный лидер — пример

Работа с неформальными лидерами иногда наталкивается на массу препятствий, в связи с чем руководители стремятся обнаружить такого человека. Приведем простой пример, как узнать такую личность:

  • во время совещания после сообщения новости часть коллектива смотрит на него, чтобы увидеть его реакцию;
  • к нему часто обращаются за советом и помощью;
  • он часто ходит в курилку то с одним, то с другим человеком;
  • именно вокруг него зачастую образуется круг, в котором проходит обсуждение чего-либо.

На примере таких качеств в любом коллективе руководитель как формальный лидер, легко узнает неформального.

Типы неформальных лидеров

Существуют разные виды неформальных лидеров, некоторые из которых полезны для коллектива, иные же – могут серьезно навредить. Рассмотрим самые распространенные варианты:

  1. Эмоциональный лидер. Человек, которого переполняют идеи, умеющий интересно и вдохновленно рассказывать о чем бы то ни было. Обладает даром убеждения, однако от критики легко опускает руки. Такая личность обычно эгоистична и является «человеком настроения». Таким человеком движут мечты и фантазии, которые он не всегда готов воплотить в жизнь или просто не знает, как это сделать.
  2. Организатор. Организатор прекрасно умеет составлять планы, знает, кого следует привлечь к работе, кому что поручить, прекрасно рассчитывает время.

    Однако у такого человека возможны проблемы с харизматичностью, выразительностью. Если человек эмоционально выключен из ситуации, это вызывает отчуждение у людей. Не смотря на то, что идеи такого человека действительно хороши, он слабо умеет увлекать ими других людей.

  3. Антилидер. Такой человек совершенно точно подбирает слова и способен выразить абсолютно любую мысль. Он никогда не боится спорить, потому что знает, что всегда оказывается прав. Обычно если такой человек ссорится с начальством и уходит с работы, за ними уходит практически весь отдел. На самом деле революционные настрой – не что иное, как метод привлечения всеобщего внимания. Именно такой человек способен развалить даже самый дружный коллектив.

Разумеется, неформальное лидерство человека можно рассматривать с разных сторон: для руководителя это может быть как помощь, так и серьезная проблема, ведь любимец коллектива способен влиять не только на межличностные отношения, но и на весь рабочий процесс. Именно поэтому опытные руководители стремятся не допустить появления такого человека в коллективе или вовремя его устранить.

Статьи по теме:

Виды конфликтов в организации

Любое место, где ежедневно собирается не менее двух человек можно считать зоной конфликта. Так мы устроены, что без столкновений жить не можем. Но коллектив это особенный организм и виды конфликтов в нем протекают совершенно разные. Давайте рассмотрим какие именно, чтобы быть предупрежденными и вооруженными.

Корпоративный дух

Успех компании зависит от коллектива. А если быть точнее, то от атмосферы которая в нем царит. Позитивный настрой сотрудников и умение действовать сообща — мечта каждого руководителя. Но как его добиться знают далеко не многие. Давайте посмотрим, из чего складывается корпоративный дух.

Деловая репутация

Человек — существо социальное. И довольно часто успех в жизни зависит от мнения окружающих. В профессиональной среде это мнение способствует формированию деловой репутации. О том, как ее заработать и что делать если она утеряна мы и поговорим далее.

Как руководить коллективом?

Руководить коллективом легко только на первый взгляд. На самом деле умение ладить с людьми главное правило, которого должен придерживаться хороший руководитель, однако, оно не единственное. Какие еще правила лучше соблюдать, узнаете далее.

Управление персоналом
Словарь-справочник

Неформальный лидер

Неформальные лидеры — это члены группы, которые официально не имеют руководящей должности, но из-за своих личностных качеств, жизненного опыта и поведения заняли особое положение — лидерское.

Существенные факторы, определяющие возможность неформального лидерства включают: возраст, должность, профессиональные знания и умения, психологию личности, личностные качества, из которых главные — компетентность и отзывчивость, признание группой.

Неформальный лидер де-факто получает от группы властные полномочия в принятии решений и распоряжении ресурсами. Как правило, в своей деятельности он делает главную ставку на людей и взаимоотношения между ними.

Принципиальное отличие неформального лидера от руководителя формальной функциональной или производственной группы заключается в поддержке формального руководителя административной системой с помощью внутренних нормативных документов (положения, инструкции, правила, регламенты).

Неформальный лидер опирается на свой авторитет и межличностные отношения, а не на официальные властные полномочия и формальное место в официальной иерархии. (См. также: Серый кардинал)

Вернуться к оглавлению »»»

Отличия формального и неформального лидера состоят в том, что:

  • формальный лидер обладает более высокой должностью и потому, имеет больше властных полномочий, чем неформальный лидер;

  • неформальный лидер в своей деятельности делает ставку на людей и отношения между ними: в трудную минуту он способен разрядить обстановку, создать в коллективе позитивную атмосферу.

    В то время как формальный лидер заботиться лишь о выполнении обязательного объема работы точно в срок;

  • формальный лидер в своей деятельности руководствуется нормативными документами (положениями, инструкциями, правилами и т.д.), а неформальный лидер опирается лишь на свой авторитет и отношения с другими людьми.

  1. Что такое легенда в формальной организации:

  2. Почему скалярный принцип характеризует вертикальную координацию:

Скалярный принцип описывает вертикальную ко­ординацию. Термин «скалярный» произошел от слова «скейл», что означает лестницу, движение по социальным ступенькам вверх, карьеру. Скалярный принцип озна­чает иерархическое построение организации, располо­жение уровней управления сверху вниз.

Лидерство как организационный принцип подра­зумевает власть и проявляется в делегировании пол­номочий. Некоторые свои полномочия начальник обя­зан передоверять помощникам. Если он этого не делает, то обрекает себя на выполнение чрезмерно широкого круга обязанностей, даже малозначитель­ных, второстепенных. Оптимальное делегирование покоится на соблюдении меры. Излишнее делегиро­вание чревато отказом от власти и ответственности, оно грозит размыть основу единоначалия. Лидер дол­жен сосредотачиваться на решении только самых важ­ных обязанностей, второстепенные он делегирует под­чиненным.

  1. Что такое оптимальное делегирование:

Делегирование полномочий означает передачу подчиненным власти в принятии решений и осуществлении тех или иных действий. Полномочия передаются от высших уровней руководства низшим. На практике этот процесс всегда двусторонний: он предполагает не только передачу полномочий от начальника подчиненному, но и согласие последнего их принять. Делегирование — средство, помогающее руководителю распределить между работниками множество задач. В небольших организациях менеджер практически все задачи и функции управления выполняет сам, но по мере расширения масштабов организации руководитель вынужден часть своих функций передавать подчиненным. Если какому-либо работнику передаются те или иные полномочия, то ему необходимо предоставить и нужные для этого ресурсы. В реальной жизни в процессе делегирования полномочий часто возникают определенные трудности, связанные с нежеланием руководителей передавать полномочия, а подчиненных — принимать их. Причины этого различны (недоверие, опасение за свое положение, боязнь ответственности, неуверенность в себе и т. д.), очень часто проблема состоит в несоответствии задач и полномочий, т. е. на сотрудника возлагаются задачи, которые он не в состоянии выполнить, так как соответствующие полномочия ему не делегировали. Принцип соответствия — правило менеджмента, означающее, что руководство должно делегировать работнику достаточные для выполнения задач полномочия.

С понятием делегирования полномочий тесно связано понятие ответственности, т.

е. обязательства работника выполнять задачи в соответствии с занимаемой должностью и отвечать за результаты работы. Для того чтобы делегирование полномочий было успешным, необходимо оптимальное их соотношение с ответственностью и подотчетностью.

  1. Почему в классификации Муни и Рейли делегирование относится к процессу, а не к принципу или результату.

  2. Приведите конкретные примеры организации, где воплощался бы принцип «соответствия людей структуре» Гьюлика и Урвика.

  3. В каких случаях принцип единоначалие помогает рационализировать деятельность подчиненных, а в каких мешает:

Формальный лидер (номинальный) — человек, имеющий влияние силой статуса или должности. Тот, кто официально имеет статус лидера, но фактически не выполняет его функции.

Это человек, который направляет работу других и несет персональную ответственность за ее результаты. Хороший менеджер вносит порядок и последовательность в выполняемую работу. Свое взаимодействие с подчиненными он строит больше на фактах и в рамках установленных целей. Руководители имеют тенденцию занимать пассивную позицию по отношению к целям. Чаще всего они по необходимости ориентируются на кем-то установленные цели и практически не используют их для проведения изменений.

Формальный лидер организации

Официально назначенный руководитель подразделения обладает преимуществами в завоевании лидирующих позиций в группе, поэтому он чаще, чем кто-либо другой, становится лидером. Однако необходимо помнить, что быть руководителем не означает автоматически считаться лидером, так как лидерство в значительной мере базируется на неформальной основе.

Кроме того, поведение формального руководителя зависит от того, стремится ли он продвигаться выше по служебной лестнице или удовлетворен своим настоящим положением и особенно не стремится к продвижению.

В первом случае руководитель, отождествляя себя с более крупными группами организации, нежели с группой подчиненных, может считать, что эмоциональная привязанность к рабочей группе может стать тормозом на его пути. Приверженность руководителя своей группе может войти в противоречие с его личными амбициями и оказаться в конфликте с его приверженностью руководящей группе организации. Во втором — он полностью отождествляет себя со своими подчиненными и стремиться сделать все от него зависящее, чтобы защитить их интересы.

Руководители предпочитают порядок во взаимодействии с подчиненными. Они строят свои отношения с ними соответственно тем ролям, которые подчиненные играют в запрограммированной цепочке событий или в формальном процессе принятия и реализации решений. Это во многом происходит оттого, что менеджеры видят себя определенной частью организации или членами особого социального института.

Руководители обеспечивают достижение целей подчиненными, контролируя их поведение и реагируя на каждое отклонение от плана.

Используя свой профессионализм, различные способности и умения, руководители концентрируют свои усилия в области принятия решений. Они пытаются сузить набор путей решения проблемы. Решения часто принимаются на основе прошлого опыта.

Формальный лидер имеет поддержку в виде делегированных ему официальных полномочий и обычно действует в отведенной ему конкретной функциональной области. Неформальный лидер выдвигается за счет своих способностей оказывать свое влияние на других и благодаря своим деловым и личным качествам.

Записи созданы 1517

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх