Нецелевое использование средств

Ответственность за нецелевое расходование бюджетных средств.

Нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения, влечет наложение штрафов на руководителей получателей бюджетных средств в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, используемых не по целевому назначению, а также при наличии состава преступления уголовные наказания, предусмотренные Уголовным кодексом Российской Федерации.

Меры ответственности

В соответствии со статьями 282, 283 и 289 Бюджетного Кодекса Российской Федерации нецелевое использование бюджетных средств является основанием для применения следующих мер принуждения:

— наложение штрафов на получателей бюджетных средств в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;

— изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, используемых не по целевому назначению (порядок взыскания в бесспорном порядке отсутствует);

— при наличии состава преступления (совершение деяния в крупном или особо крупном размере) — уголовные наказания, предусмотренные статьями 285.1, 285.2 Уголовного кодекса РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 15.14. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нецелевое использование бюджетных средств:

Использование бюджетных средств получателем бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Уголовная ответственность (ст.285.1 УКРФ)

Расходование бюджетных средств должностным лицом получателя бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденными бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств, совершенное в крупном размере, -наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

2. То же деяние, совершенное:

а) группой лиц по предварительному сговору;

б) в особо крупном размере, -наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Примечание. Крупным размером в настоящей статье, а также в статье 285.2 настоящего Кодекса признается сумма бюджетных средств, превышающая один миллион пятьсот тысяч рублей, а особо крупным размером — семь миллионов пятьсот тысяч рублей.



1. Нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

2. Нецелевое использование бюджетных средств, совершенное главным распорядителем бюджетных средств, распорядителем бюджетных средств, получателем бюджетных средств, влечет передачу уполномоченному по соответствующему бюджету части полномочий главного распорядителя, распорядителя и получателя бюджетных средств.

3. Нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в нецелевом использовании финансовыми органами (главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты) межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также кредитов бюджетам бюджетной системы Российской Федерации, влечет бесспорное взыскание суммы средств, полученных из другого бюджета бюджетной системы Российской Федерации, в размере средств, использованных не по целевому назначению, и (или) в размере платы за пользование ими либо приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций).

(Пункт в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 29 декабря 2015 года N 406-ФЗ. — См. предыдущую редакцию)

Комментарий к статье 306.4 БК РФ

Комментируемая статья устанавливает первый из пяти составов бюджетных нарушений — нецелевое использование бюджетных средств.

В силу статьи 15.14 КоАП РФ нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц — от 5 до 25 процентов суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных не по целевому назначению.

«Внимание!»
В отношении единого толкования нецелевого использования бюджетных средств Минфин России в Письме от 21.01.2014 N 02-10-11/1763 сообщил, что определение данного понятия содержится в БК РФ. Нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

При этом для определения нарушения бюджетного законодательства, в том числе нецелевого использования бюджетных средств, в каждой конкретной ситуации необходимо выявить несоответствие факта осуществления финансово-хозяйственной операции конкретным положениям нормативных правовых актов и иных документов, повлекшее данное нарушение, и привести полные доводы в подтверждение выводов о нарушении. Анализируются все несоответствия, которые можно отнести к доказательствам допущения нарушения бюджетного законодательства, а также условия проведения неправомерной операции, первичная документация, подтверждающая ее состав. На основании указанных данных по конкретной ситуации лицами, осуществляющими контрольные мероприятия, определяются конкретные нарушения бюджетного законодательства.

Таким образом, определение нецелевого использования бюджетных средств, представленное в статье 306.4 БК РФ, по мнению Минфина России, является достаточным.

Как пояснено в Письме Минфина России от 11.03.2014 N 02-10-10/10495, анализ правоприменительной практики, сложившейся к настоящему времени, показывает, что выявляемые органами государственного (муниципального) финансового контроля случаи нецелевого использования бюджетных средств обусловлены неправомерными действиями в процессе принятия и (или) исполнения бюджетных обязательств.

При однократном совершении нецелевого использования бюджетных средств, по мнению Министерства финансов Российской Федерации, назначение уполномоченного по бюджету является излишним.

Вместе с тем, при повторном совершении указанного нарушения санкции, предусмотренные КоАП РФ в отношении виновного лица, должны быть ужесточены.

Учитывая изложенное, Минфином России подготовлены поправки к Кодексу о признании утратившей силу части 2 статьи 306.4 Кодекса, а также предложения по внесению изменений в КоАП, предусматривающие отдельный состав административного правонарушения в виде повторного в течение года совершения нецелевого использования бюджетных средств и устанавливающих административную ответственность за него в виде дисквалификации должностных лиц на срок от двух до трех лет.

«Официальная позиция»
В Письме от 10.06.2014 N 02-10-11/27990 Минфин России разъяснил, что главные распорядители (распорядители) бюджетных средств исходя из полномочий, предусмотренных статьей 158 БК РФ, составляют, утверждают и ведут бюджетную роспись, распределяют бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняют соответствующую часть бюджета, обеспечивают соблюдение получателями межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий и бюджетных инвестиций условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении.

В связи с этим главные распорядители (распорядители) бюджетных средств могут допустить только нарушение процедур, установленных в целях реализации указанных полномочий, за неисполнение которых предусматривается административная ответственность статьями 15.15.3-15.15.6, 15.15.9, 15.15.11, 15.15.14, 15.15.15 КоАП РФ и (или) выносится предписание о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса.

Таким образом, в ходе реализации должностными лицами полномочий главных распорядителей (распорядителей) бюджетных средств нецелевое использование бюджетных средств не допускается.

Минфином России ведется работа по внесению поправок в проект федерального закона N 529548-6 «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации», предусматривающих применение положений пункта 1 статьи 306.4 БК РФ только к получателям бюджетных средств.

«Судебная практика»
Поскольку глава 30 БК РФ введена Федеральным законом от 23.07.2013 N 252-ФЗ вместо главы 28 и действует сравнительно недавно, судебная практика относительно ее применения еще не наработана.

В связи с этим при применении статьи 306.4 БК РФ необходимо учитывать подходы судов, сформировавшиеся относительно применения статьи 289 БК РФ, посвященной нецелевому использованию бюджетных средств до вступления в силу Закона N 252-ФЗ.

В Постановлении Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.04.2014 N А56-20858/2013 суд указал, что по смыслу статьи 289 БК РФ под нецелевым использованием бюджетных средств понимается направление и использование их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.

В Постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 30.01.2014 N А63-3948/2013 суд указал, что по смыслу статьи 289 БК РФ нецелевым является использование бюджетных средств, выразившееся в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств.

Последствием нецелевого использования средств является их изъятие у неисправного получателя.

В Постановлении Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2014 N А26-6563/2013 суд отметил, что в соответствии со статьей 289 БК РФ под нецелевым использованием бюджетных средств понимается их направление и использование на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения. Таким образом, использование бюджетных средств можно расценивать как нецелевое исключительно в случае использования их на цели, не соответствующие условиям получения.

ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 20.01.2014 N А21-9377/2012 отметил, что по смыслу статьи 289, пунктов 1 и 3 статьи 78 БК РФ любые действия, приводящие к направлению бюджетных средств на цели, не обозначенные при выделении конкретных сумм, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации. Судом на основании заключения эксперта установлено ненадлежащее расходование ТСЖ бюджетных средств (субсидии) за фактически не выполненные работы, а значит, средства субсидии не были использованы ТСЖ на выполнение работ, состав которых определен договором с ТСЖ.

Как заключил ФАС Дальневосточного округа в Постановлении от 29.11.2013 N Ф03-5907/2013, суд отметил что исходя из смысла статьи 289 БК РФ нецелевое использование бюджетных средств выражается в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.

ФАС Северо-Кавказского округа в Постановлении от 03.10.2013 N А22-3092/2012 пришел к выводу, что по смыслу статьи 289 БК РФ нецелевым является использование бюджетных средств, выразившееся в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств. Последствием подобного использования средств является их изъятие у неисправного получателя.

В Постановлении Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.10.2013 N 17АП-10972/2013-АК суд пришел к выводу, что при достижении цели бюджетного финансирования денежные средства не могут считаться использованными не по целевому назначению, отметив, что данный вывод соответствует и положениям статьи 289 БК РФ, из буквального содержания которой следует, что санкции в соответствии с данной статьей могут применяться в случаях, когда денежные средства направлены на иные цели, нежели цели, установленные при получении средств.

Как указал ФАС Северо-Кавказского округа в Постановлении от 13.05.2013 N А53-26659/2012, по смыслу статьи 289 БК РФ нецелевым является использование бюджетных средств, выразившееся в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств. Последствием подобного использования средств является их изъятие у неисправного получателя.

Консультации и комментарии юристов по ст 306.4 БК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 306.4 БК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Нецелевое использование бюджетных средств учреждениями

Финансирование бюджетных учреждений осуществляется в зависимости от подчинения тому или иному органу государственной власти или местного самоуправления. Бюджетные ассигнования имеют строго целевое назначение. Целесообразное использование средств бюджетов достигается путем осуществления контроля за обоснованным планированием ассигнований, а также за целевым использованием бюджетных средств. Нецелевое использование средств является одной из составляющих нарушения бюджетного законодательства, устанавливаемого Бюджетным кодексом РФ (далее — БК РФ). В предлагаемой статье обсудим последние разъяснения финансовых органов по вопросу квалификации нецелевого использования бюджетных средств, а также о том, какие меры принимаются к нарушителям.

Одним из принципов бюджетной системы Российской Федерации является установленный ст.

38 БК РФ принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей. Любые действия, приводящие к нарушению принципа адресности либо к направлению средств на цели, не обозначенные в бюджете, являются нарушением бюджетного законодательства РФ.

Действующее понятие нецелевого использования бюджетных средств, закрепленное в ст. 289 БК РФ, устанавливает под нецелевым использованием такое использование средств бюджета, которое выражается в их направлении и использовании на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным:

  • утвержденным бюджетом;
  • бюджетной росписью;
  • уведомлением о бюджетных ассигнованиях;
  • сметой доходов и расходов;
  • иным правовым основанием их получения.

Итак, все без исключения средства, выделяемые из федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов носят целевой характер. Однако как у сотрудников контролирующих органов, так и у работников предприятий, учреждений, организаций, использующих эти средства, порой возникают затруднения с квалификацией их использования.

Бюджетная классификация в 2010 году

Порядок отнесения производимых расходов на те или иные коды бюджетной классификации в 2010 г. определен Указаниями о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденными Приказом Минфина России от 30.12.2009 N 150н (в ред. Приказа Минфина России от 31.03.2010 N 28н). Указания устанавливают правила применения бюджетной классификации участниками бюджетного процесса на всех уровнях бюджетной системы РФ.

Справка. Указания утверждаются ежегодно. На 2009 г. Указания о порядке применения бюджетной классификации РФ утверждены Приказом Минфина России от 25.12.2008 N 145н, на 2008 г. — Приказом Минфина России от 24.08.2007 N 74н.

Кроме того, в связи с многочисленными обращениями участников бюджетного процесса о применении Классификации операций сектора государственного управления (далее — КОСГУ) Минфин России регулярно выпускает письма, разъясняющие порядок ее применения. Например, в 2010 г. необходимо руководствоваться Письмом Минфина России от 05.02.2010 N 02-05-10/383.

В данном Письме, в частности, указано, что КОСГУ является группировкой операций, осуществляемых в секторе государственного управления. При этом каждая из статей (подстатей) КОСГУ содержит краткие описания экономического содержания отражаемых по ней операций. Минфин России обращает особое внимание на то, что эти перечни не являются закрытыми, так как содержат абзац "другие аналогичные расходы" или приведены после слов "в том числе".

В этой связи вопросы отражения по статьям (подстатьям) Классификации кассовых расходов могут быть урегулированы:

  • бюджетной сметой;
  • государственным заданием на оказание услуг физическим и юридическим лицам;
  • методическими рекомендациями (указаниями) главного распорядителя бюджетных средств;
  • иными документами, являющимися правовыми основаниями получения бюджетных средств.

Учитывая изложенное, если расходы проведены по статьям КОСГУ в соответствии с названными выше документами, но при этом по оценке проверяющих порядок их отражения не соответствует методологии применения КОСГУ, осуществление кассовых расходов не может быть квалифицировано как нецелевое использование бюджетных средств.

При возникновении такой ситуации данный вопрос должен быть урегулирован главным распорядителем средств путем внесения в вышеперечисленные документы необходимых уточнений и дополнений по согласованию с соответствующим финансовым органом.

Органы контроля

Бюджетная система Российской Федерации включает в себя не только федеральный бюджет, но и бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты. Соответственно, к органам, осуществляющим контроль за целевым использованием бюджетных средств, помимо Счетной палаты Российской Федерации и Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, относятся также контрольные органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (как законодательные, так и исполнительные), а также главные распорядители и распорядители бюджетных средств.

По результатам контрольных мероприятий органы, наделенные бюджетными полномочиями, имеют полное право вынести решение о привлечении учреждений к ответственности.

Мера ответственности

В соответствии со ст.

ст. 282, 283 и 289 БК РФ нецелевое использование бюджетных средств является основанием для применения следующих мер принуждения:

  • наложение штрафов на получателей бюджетных средств в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях;
  • изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, используемых не по целевому назначению;
  • при наличии состава преступления (совершение деяния в крупном или особо крупном размере) — уголовные наказания, предусмотренные ст. ст. 285.1, 285.2 Уголовного кодекса РФ.

Отметим, что сумма штрафных санкций, возлагаемых на бюджетное учреждение, довольно-таки значительная — от 40 000 до 50 000 руб. (ч. 1 ст. 15.14 КоАП РФ). Помимо этого, на должностные лица "проштрафившегося" учреждения может быть наложен штраф в размере от 4000 до 5000 руб.

При этом за использование бюджетных средств не по целевому назначению даже в небольших размерах штраф может быть наложен в полном объеме. Например, Постановлением ФАС Восточно-Сибирского округа от 30.06.2009 по делу N А69-4910/08 оставлено без изменения Постановление Росфиннадзора о назначении бюджетному учреждению административного наказания в виде штрафных санкций. В итоге учреждению пришлось заплатить штраф в размере 40 000 руб. за нецелевое использование средств бюджета, выразившееся в оплате сотруднику командировочных расходов за проживание на сумму 531 руб. 25 коп., по подстатье 222 "Транспортные услуги" КОСГУ, тогда как данные расходы следовало оплатить по подстатье 226 "Прочие услуги" КОСГУ.

Таким образом, банальная ошибка бухгалтера стала причиной разбирательств в суде и привела к дополнительным расходам учреждения в виде штрафа. Поэтому, прежде чем отнести расходы, вызывающие сомнения, к той или иной статье, необходимо детально изучить рекомендации Минфина России изложенные в письмах, разъясняющих порядок применения КОСГУ на соответствующий финансовый год.

И несколько слов о такой мере принуждения, как изъятие бюджетных средств. В Письме от 02.06.2009 N 02-07-10/2211 Минфин России разъясняет, что положение ст. 289 БК РФ, предусматривающее изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, следует рассматривать во взаимосвязи с положениями ст. 239 БК РФ, устанавливающей иммунитет бюджетов бюджетной системы РФ, и, следовательно, не распространяется на бюджетные учреждения. При этом финансисты подчеркивают, что в рамках указанных бюджетных полномочий в субъекте РФ также могут быть установлены иные меры ответственности при установлении случаев нецелевого использования бюджетных средств, не противоречащие БК РФ.

Арбитраж

Анализ арбитражной практики показывает, что, несмотря на существующее множество разъяснений, касающихся порядка применения бюджетного законодательства, многие бюджетные учреждения не согласны с позицией контролирующих органов, в связи с чем и отстаивают свою точку зрения в суде.

В некоторых случаях судебные органы принимают сторону бюджетных учреждений. Например, в Постановлении ФАС СЗО от 12.03.2008 по делу N А26-4605/2007 рассмотрен спор о финансировании дополнительных расходов учреждения, связанных с увеличением размера среднего заработка медицинского работника при оплате ежегодного отпуска, за счет средств субвенций. В суде учреждение доказало свою позицию о целевом использовании бюджетных средств.

Нередко судьи отменяют постановления о привлечении учреждений к административной ответственности, признав правонарушение, совершенное учреждением, незначительным (Определение ВАС РФ от 01.04.2010 N ВАС-3995/10).

И тем не менее нецелевое использование выделенных бюджетному учреждению средств может дорого стоить руководству. Поэтому настоятельно советуем бухгалтерам бюджетных учреждений быть предельно внимательными, расходуя "вверенные" им средства. А если возникают сомнения, то было бы лучшим обратиться за разъяснениями в компетентное финансовое учреждение.

Л.С.Рябинина

Эксперт "НА"

Статья 285.1. Нецелевое расходование бюджетных средств

(введена Федеральным законом от 08.12.2003 N 162-ФЗ)

1. Расходование бюджетных средств должностным лицом получателя бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденными бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств, совершенное в крупном размере, —

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

(в ред. Федеральных законов от 07.03.2011 N 26-ФЗ, от 07.12.2011 N 420-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

2. То же деяние, совершенное:

а) группой лиц по предварительному сговору;

б) в особо крупном размере, —

наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

(в ред. Федерального закона от 07.12.2011 N 420-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

Примечание. Крупным размером в настоящей статье, а также в статье 285.2 настоящего Кодекса признается сумма бюджетных средств, превышающая один миллион пятьсот тысяч рублей, а особо крупным размером — семь миллионов пятьсот тысяч рублей.


Ст. 285.1 УК РФ. Нецелевое расходование бюджетных средств

Расходование субсидии автономным учреждением

Подходит к концу финансовый год, и автономные учреждения задаются вопросом: может ли учредитель забрать средства субсидии, выделенные ему на выполнение задания, но не израсходованные в течение года? А в какие вообще сроки должны быть израсходованы полученные средства субсидий? Подлежат ли обложению налогом на прибыль не израсходованные по окончании года средства? К какой ответственности может быть привлечено АУ за нецелевое использование средств субсидии, выделенной на реализацию государственного (муниципального) задания? Ответим на эти вопросы, исходя из нормативных актов, разработанных для федеральных АУ.

Сокращение (возврат) субсидии

Согласно ст. 4 Закона об автономных учреждениях <1> финансовое обеспечение основной деятельности АУ осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ и иных не запрещенных федеральными законами источников. Под основной деятельностью АУ подразумевается деятельность, непосредственно направленная на достижение целей, ради которых учреждение создано. При этом учредитель устанавливает задания для АУ в соответствии с предусмотренной его уставом основной деятельностью. Автономное учреждение осуществляет в соответствии с заданиями учредителя и обязательствами перед страховщиком по обязательному социальному страхованию деятельность, связанную с выполнением работ, оказанием услуг, частично за плату или бесплатно.

<1> Федеральный закон от 03.11.2006 N 174-ФЗ.

Порядок финансового обеспечения выполнения задания учредителя определяется:

  • Правительством РФ в отношении АУ, созданных на базе имущества, находящегося в федеральной собственности (федеральных АУ);
  • высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ в отношении АУ, созданных на базе имущества, находящегося в собственности субъекта РФ (государственных АУ);
  • местной администрацией в отношении АУ, созданных на базе имущества, находящегося в муниципальной собственности (муниципальных АУ).

Порядок предоставления субсидий федеральным АУ регламентирован Положением о формировании задания учредителя в отношении автономного учреждения, созданного на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, и порядке финансового обеспечения выполнения задания <2>. Названное Положение предусматривает, что финансовое обеспечение выполнения задания осуществляется за счет бюджетных ассигнований путем предоставления федеральному АУ:

  • субсидии на возмещение нормативных затрат на оказание им услуг (выполнение работ);
  • субсидии на возмещение нормативных затрат на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за федеральным АУ учредителем или приобретенного этим учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества (за исключением имущества, сданного в аренду с согласия учредителя), а также на уплату налогов, в качестве объекта обложения которыми признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки.

<2> Утверждено Постановлением Правительства РФ от 18.03.2008 N 182.

Субсидии перечисляются в установленном порядке на счет, открытый федеральному АУ в кредитной организации. Предоставление субсидий осуществляется на основании соглашения между учредителем и АУ о порядке и условиях предоставления субсидий. В этом соглашении должны быть определены среди прочего периодичность перечисления субсидий в течение финансового года и размеры субсидий, а также порядок контроля за исполнением задания.

Типовая форма соглашения между учредителем и федеральным АУ о порядке и условиях предоставления субсидии на возмещение нормативных затрат на оказание услуг физическим и (или) юридическим лицам утверждена Приказом Минэкономразвития России от 03.12.2008 N 423 (который изменен Приказом Минэкономразвития России от 24.09.2009 N 363 <3>) и предусматривает право учредителя:

  • изменить размер предоставляемой по соглашению субсидии в случае изменения в задании учредителя показателей, характеризующих состав, качество и (или) объем (содержание) оказываемых физическим и (или) юридическим лицам услуг (выполняемых работ), а также в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ;
  • сократить размер субсидии и потребовать частичного или полного возврата предоставленной учреждению субсидии, если фактически исполненное АУ задание меньше по объему, чем это предусмотрено заданием, или не соответствует качеству услуг (работ), определенному в задании.

<3> Вступает в силу по истечении 10 дней с момента опубликования.

В свою очередь АУ обязуется возвратить субсидию или ее часть в случае, если фактически исполненное учреждением задание меньше по объему, чем это предусмотрено заданием, или не соответствует качеству услуг (работ), определенному в задании.

Таким образом, учредитель федерального АУ вправе сократить размер субсидии в случае невыполнения установленного государственного задания. Однако уменьшить размер субсидии, если она не использована в течение месяца (или года), учредитель не может.

Налогообложение не использованных на конец года субсидий

Что же касается налогообложения не использованных на конец года средств субсидий, то здесь необходимо обратиться к налоговому законодательству и правоприменительной практике. В соответствии с пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ при определении базы для уплаты налога на прибыль не учитываются бюджетные ассигнования, выделяемые в виде субсидий автономным учреждениям. Также при определении налоговой базы по налогу на прибыль государственные и муниципальные учреждения (следовательно, и автономные учреждения тоже) не учитывают имущество, полученное по решению органов исполнительной власти всех уровней.

Субсидии, предоставляемые АУ, в соответствии с пп.

14 п. 1 ст. 251 НК РФ относятся к средствам, полученным в рамках целевого финансирования. Данные субсидии должны быть использованы АУ по назначению, определенному организацией — источником целевого финансирования или федеральными законами.

При этом налогоплательщики обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. При отсутствии такого учета указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения.

Как мы выяснили, если на конец года задание учредителя выполнено в полном объеме, остаток субсидии остается у АУ. По сути это означает, что субсидия, выделенная на выполнение конкретного задания, будет израсходована на другие цели. Чем это может грозить?

Изменение целевого назначения полученных автономным учреждением средств без согласия учредителя (лица, выделившего субсидию) рассматривается налоговым органом как их нецелевое использование, и, соответственно, они включаются в состав внереализационных доходов на основании п. 14 ст. 250 НК РФ. То есть налоговые органы проводят аналогию с целевыми средствами, полученными иными некоммерческими организациями и использованными ими не по назначению. Однако в случае с АУ все не так просто, и обозначенные действия налоговых органов могут быть успешно оспорены в суде по следующим основаниям.

Во-первых, неиспользование средств на конец года отнюдь не означает их нецелевого использования. Это подтверждается и судебной практикой. Так, судьи ФАС УО (Постановление от 05.05.2006 N Ф09-3363/06-С7) посчитали правомерным невключение в состав внереализационных доходов остатка неиспользованных средств целевого финансирования, так как налоговой инспекцией не были представлены доказательства использования этой суммы не по целевому назначению.

Данная точка зрения поддерживается даже Минфином. В Письме от 09.04.2008 N 03-03-06/4/24 указано: получатели доходов в виде целевого финансирования обязаны не только соблюдать их целевое назначение, но и выполнять иные, установленные источником средств целевого финансирования, условия их предоставления. В частности, источник средств целевого финансирования может определить допустимые формы и сроки использования средств, в том числе предусмотреть их расходование в течение определенного (длительного) периода. Соблюдение этих условий обязательно для предоставления льготы, предусмотренной пп. 14 п. 1 ст. 251 Налогового кодекса. Кстати, предусмотренные п. 2 ст. 251 НК РФ целевые поступления из бюджета (за исключением выделяемых бюджетным учреждениям по смете доходов и расходов и автономным учреждениям в форме субсидий) и целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности не имеют ограничений по срокам, формам и условиям использования, при условии, что иное прямо не предусмотрено лицом — источником таких целевых поступлений. Если лицо, являющееся источником целевого финансирования или целевых поступлений, не установило конкретных сроков и условий их использования, критерием соблюдения целевого назначения этих средств является их конечное использование на содержание некоммерческой организации и ведение ею уставной деятельности. Таким образом, если соглашение о предоставлении субсидии автономному учреждению не содержит сроков ее использования, ее неиспользование на конец финансового года нельзя признать нецелевым использованием средств.

Во-вторых, пп. 14 ст. 250 НК РФ относит к внереализационным доходам налогоплательщика доходы в виде использованных не по целевому назначению имущества (в том числе денежных средств), работ, услуг, которые получены в рамках благотворительной деятельности (в том числе в виде благотворительной помощи, пожертвований), целевых поступлений, целевого финансирования, за исключением бюджетных средств. В отношении бюджетных средств, использованных не по целевому назначению, применяются нормы бюджетного законодательства РФ. Учитывая, что субсидии, выделенные автономным учреждениям, являются бюджетными средствами, нет оснований для признания их внереализационными доходами (и, соответственно, для обложения их налогом на прибыль). В этой связи представляет интерес Постановление ФАС СЗО от 14.02.2005 N А56-22128/04, где указано: положениями ст. 250 НК РФ не предусмотрено, что получатели бюджетных средств по окончании налогового периода представляют в налоговые органы отчет о целевом использовании полученных бюджетных средств (в отличие от получателей имущества в рамках благотворительной деятельности, целевых поступлений или целевого финансирования, для которых такая обязанность установлена абз. 2 п. 14 ст. 250 НК РФ). При этом ни Налоговым, ни Бюджетным кодексами не определено, что в случае непредставления организацией отчета об использовании полученных бюджетных средств таковые признаются внереализационными доходами налогоплательщика. Следовательно, у налогового органа не было законных оснований для доначисления налога на прибыль налогоплательщику, получившему из областного бюджета субвенцию на уплату налога на пользователей автомобильных дорог и надлежащим образом использовавшему бюджетные средства, только исходя из того, что налогоплательщик не представил в инспекцию отчет о целевом использовании полученных бюджетных средств.

Ответственность за нецелевое использование субсидии автономным учреждением

Сразу отметим: исходя из положений действующего законодательства, можно констатировать, что в отличие от бюджетных учреждений АУ несут значительно меньшую ответственность за нецелевое использование бюджетных средств.

Дело в том, что согласно ст. 289 БК РФ последствиями нецелевого использования бюджетных средств в виде направления и использования их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения, является следующее:

  • наложение штрафов на руководителей получателей бюджетных средств в соответствии с КоАП РФ;
  • изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, используемых не по целевому назначению;
  • при наличии состава преступления уголовные наказания, предусмотренные Уголовным кодексом.

Административная ответственность установлена ст. 15.14 КоАП РФ. В соответствии с п. 1 этой статьи за использование бюджетных средств получателем бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, должностных лиц оштрафуют на сумму от 4000 до 5000 руб., юридических — в 10 раз больше.

Уголовная ответственность наступает согласно ст. 285.1 УК РФ. Расходование бюджетных средств должностным лицом получателя бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств, совершенное в крупном размере, наказывается одним из следующих способов:

  • штрафом в размере от 100 000 до 300 000 руб.

    или в размере заработной платы (иного дохода) осужденного за период от года до двух лет;

  • арестом на срок от четырех до шести месяцев;
  • лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

То же деяние, совершенное группой лиц по предварительному сговору или в особо крупном размере, наказывается штрафом в размере от 200 000 до 500 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от года до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Однако, как следует из данных в Бюджетном кодексе определений, к получателям бюджетных средств (получателям средств соответствующего бюджета) относятся орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств бюджетное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено БК РФ.

Таким образом, учитывая, что АУ не является получателем бюджетных средств (хотя и получает средства бюджета в форме субсидии), наложение штрафов на руководителей учреждения и само АУ или привлечение руководителей к уголовной ответственности невозможно. В результате единственная ответственность, к которой может быть привлечено автономное учреждение, это изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, используемых не по целевому назначению.

А.Б.Вифлеемский

Д. э. н.,

директор

Нижегородского центра

экономики образования

Записи созданы 783

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх