Нищета в россии

СТЕПАНОВ Е.А.
Магистрант Санкт-Петербургского государственного университета низкотемпературных и пищевых технологий
Научный руководитель: д.э.н., профессор Шапиро Н.А.

Измерение бедности в РФ

Оценка социальных явлений предполагает их измерение, но всякое социальное измерение всегда относительно, поэтому реальная политика, как правило, пытается по — разному подойти к любому измерению социального параметра вообще и бедности в особенности.

В мировой практике выделяют три основные концепции измерения бедности:

• абсолютная бедность, которая основана на сопоставлении реальных доходов населения установленному минимуму средств существования;
• относительная бедность, для ее определения используется метод медианы, она определяется через сопоставление доходов населения с определенной долей “серединного” дохода, при этом черта бедности всегда находится на одном и том же расстоянии от медианы, статистически характеризующей достигнутый в стране “жизненный стандарт;
• субъективная бедность, базирующаяся на оценках собственного положения людьми, которые руководствуются выбранными ими самими стандартами, не связанными с какими-либо абсолютными стандартами или средним показателем по стране.

Решение вопроса об использовании той или иной концепции измерения бедности зависит от цели оценки, а также от реальных экономических возможностей страны.

В России используется абсолютная концепция измерения бедности. Для измерения абсолютного уровня бедности в качестве критерия статистические службы используют социальные нормативы, разработанные и утвержденные правительственными и законодательными органами.

В качестве черты бедности в РФ используется прожиточный минимум, который относится к числу наиболее важных социальных нормативов. Он представляет собой показатель объема и структуры потребления важнейших материальных благ и услуг на минимально допустимом уровне, необходимом для поддержания активного физического состояния взрослых, социального и физического развития детей и подростков. В России прожиточный минимум используется:

• для оценки и анализа уровня жизни населения при разработке и реализации социальной политики;
• для обоснования минимальных государственных социально-трудовых гарантий;
• для оказания государственной социальной помощи малообеспеченным гражданам;
• при формировании государственного бюджета;
• в качестве одного из критерия оценки бедности.

Расчет прожиточного минимума осуществляется Министерством здравоохранения и социального развития ежеквартально.

Состав потребительской корзины, положенной в основу расчета величины прожиточного минимума, пересматривается не чаще одного раза в 3-5 лет. ФЗ РФ “О потребительской корзине” был принят в 2005 году.

Так как потребности населения значительно дифференцируются в зависимости от его социально-демографических характеристик, прожиточный минимум устанавливается не только в среднем на душу населения, но и отдельно для населения в трудоспособном возрасте, пенсионеров и детей.

Стоимость минимальной потребительской корзины складывается из стоимости продовольственной корзины, стоимости непродовольственной корзины и стоимости минимального набора платных услуг.

В международной практике используются три основных метода расчета прожиточного минимума:

• нормативный – предусматривает формирование состава потребительской корзины исходя из нормативов потребления продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг на одного человека;
• статистический – структуру минимальной потребительской корзины составляют на основе фактических затрат по отдельным статьям потребительских расходов группы населения, признанной в обществе как наименее обеспеченная часть населения (например, 10-20% населения с наименьшими доходами);
• комбинированный (или нормативно-статистический) – предусматривает формирование минимальной продовольственной корзины в соответствии с нормативами потребления продуктов питания.

Стоимость непродовольственной части (товаров, услуг) определяется в процентах, как доля затрат в общей стоимости минимальной потребительской корзины, на основании фактической структуры потребительских расходов группы населения, у которого расходы на питание соответствуют нормативным.

В РФ используется нормативный метод расчета прожиточного минимума, за исключением ряда позиций: предметы санитарии и гигиены, услуги культуры и др., которые определяются в процентах от общей величины расходов на непродовольственные товары и на оплату услуг.

Стоимостная оценка продовольственной части бюджета прожиточного минимума определяется по средним ценам регистрации на соответствующие товары /услуги-представители на натуральный набор продуктов питания (непродовольственных товаров и услуг). Набор товаров и услуг, включенных в корзину, должен быть обязательно согласован с набором товаров/услуг-представителей, используемых для расчета индекса потребительских цен. В России, где стоимостная оценка проводится раз в квартал, используются цены (тарифы) в среднем за квартал или последний месяц квартала.

Оценка уровня бедности по основным социально-демографическим группам домашних хозяйств определяется на основе данных выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств, распространенных на генеральную совокупность, путем соизмерения располагаемых ресурсов каждого обследованного домашнего хозяйства с величиной прожиточного минимума. При этом величина прожиточного минимума для домашнего хозяйства в целом определяется исходя из состава по сумме соответствующих величин прожиточного минимума для различных социально-демографических групп населения, установленных в конкретном субъекте РФ, соответствующего месту проживания домашнего хозяйства.

Величина прожиточного минимума, который формируется на основе потребительской корзины и принимается ежеквартально, предназначается для:

• оценки уровня жизни населения РФ при разработке и реализации социальной политики и федеральных социальных программ;
• обоснования устанавливаемых на федеральном уровне минимального размера оплаты труда, а также для определения устанавливаемых на федеральном уровне размеров стипендий, пособий и других социальных выплат.

Прожиточный минимум в субъектах Российской Федерации предназначается для оценки уровня жизни населения соответствующего субъекта РФ при разработке и реализации региональных социальных программ; оказания необходимой государственной социальной помощи малоимущим гражданам; формирования бюджетов субъектов Российской Федерации.

Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума на первый квартал 2008г составляла 23,0 млн. чел., что составляло 16, 3 % населения страны, то на этот же период 2009г, цифры, соответственно были: 24.5 млн.чел. и 17, 4%. Если на протяжении 2008 г наблюдалась тенденция к снижению малоимущих, то в связи с мировым финансовым кризисом достигнутые успехи были сведены к нулю.

Одним из предназначений величины прожиточного минимума является его сопоставление с минимальным размером оплаты труда (МРОТ), как законодательно установленного минимума, применяемого для регулирования оплаты труда, а также для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности. МРОТ впервые максимально приблизился к величине прожиточного минимума лишь в январе 2009 года. Доля бедного населения в общей численности граждан в России уменьшилась с 29 % в 2000 году до 15 % в 1-м полугодии 2009 года .

Основные усилия российского правительства были направлены на обеспечение полной выплаты заработной платы работникам бюджетных учреждений, стипендий, а также проведение индексации денежных пособий в размерах, превышающих инфляцию, что позволило сократить число граждан с денежными доходами ниже прожиточного минимума. В 2009 году впервые за последние годы в России произошло снижение дифференциации населения по уровню денежных доходов. Особое внимание уделяется пенсионерам, которые сейчас составляют наибольший удельный вес бедного населения. С 1 января 2010 года началось осуществление двух социальных программ — введение социальных доплат по прожиточному минимуму и так называемая «валоризация» (разовое увеличение пенсии) прошлых пенсионных начислений. Последняя также была в основном адресована пенсионерам, причем наиболее бедным. Эта категория пенсионеров, которая составляет около 36 миллионов человек, получила прибавку к пенсии по программе валоризации.


142. Больше чем бизнес – Джим Коллинз, Уильям Лазье, изд.

Альпина бизнес букс, Москва 2006., перевод с английского стр., 234
143. Материалы статкомитета СНГ
144. www.gks.ru – Федеральная служба государственной статистики

Cборник научных статей
«Россия на пути выхода из экономического кризиса»,
СПб.: Институт бизнеса и права, 2010

Россия, бедные, богатые, статистика! 2014-11-29!

Владимир Львович Горбунов

СССР, под воздействием Запада-США, отказалась от прежней коммунистическо-социалистической идеологии, разогнала свои республики, и Россия, как правопреемница СССР, не приняв лучшую идеологию, поплыла к капитализму! В этом ей стали усиленно "помогать", направлять, и "помогают", вмешиваются до сих пор советники Запада-США – устанавливают бедность, богатость, вмешиваются в здравоохранение, образование, воспитание, культуру, короче вмешиваются во все области существования России по своему уразумению, считая, что только США должны решать кому, как жить на этой земле, иначе будут санкци, принуждения, угрозы — и все это стало возможным после снятия границ СССР-России! Уж не знаешь —  как лучше жить – по старому, или по теперешнему-новому житию России?
 Россия пошла по пути расслоения общества, приводящего к усиливающимся недовольствам большинства своего населения! У России появляются все больше опасных проблем, ухудшается привлекательность ее пути развития как среди бывших дружественных республик СССР (Литва, Латвия, Эстония, Украина, Молдавия, Грузия), так и среди других стран!
Итог Российского пути развития после 1991 года, статистика:

На 2014 год — 10% наиболее обеспеченных российских граждан почти в 17 раз богаче 10% самых бедных.
По этому соотношению, Россия «обскакала» всех своих соседей — таких как Украина (9 раз), Казахстан (там разрыв составляет 5,3 раза), Белоруссия (5 раз)!

В странах Евросоюза этот разрыв до кризиса находился на уровне 6-8, а в последние два года понизился до 5-6 раз
В конце 1980-х годов имущественная пропасть между бедными и богатыми слоями населения была сопоставима с уровнями (4–4,5 раза), характерными для скандинавских стран.

В России на долю 10% самых богатых приходится 30,5% общего объема денежных доходов населения, а на долю 10% самых бедных — лишь 1,9%.
По соотношению доходов, распределяемых между самыми бедными и самыми богатыми, в России давно перешли порог социальной безопасности! Причем доходы самых обеспеченных россиян растут на 70-90% в год — темпами, недостижимыми для бедных соотечественников.
Объяснений этому несколько.
1— В России не ведется эффективная борьба с бедностью. Уровень бедности в России в течение последних нескольких лет не меняется! Все повышения съедаются инфляцией!
2—Доходы ниже прожиточного минимума (5144 рубля по состоянию на ноябрь 2010 года) получают 13,4% россиян
3—Число не самых бедных, а «просто» бедных (к ним Росстат относит граждан с доходами до 7400 рублей в месяц), в России насчитывается уже в два раза больше — 28,7%.
4—У людей, которые оказались жителями обнищавших моногородов, практически нет возможности перебраться в более благоприятные регионы, где есть работа!
5—Людей накрепко привязывает к месту квартира, прописка, а власти практически не организуют никаких программ переселения из депрессивных регионов.!
6—Наконец, в России абсолютно не работают «социальные лифты», которые в развитых странах дают шансы пробиться наверх выходцам из низов!
7—В России фактически перекрыт такой канал социальной мобильности, как политическая деятельность!
Вход» на высокие должности в партии власти открыт только для высокопоставленных чиновников и их детей, а вступление в оппозиционные партии, по существу, означает путь в маргиналы.
8—В России не срабатывает и другой «социальный лифт» — связанный с системой образования. Доступ к качественному образованию становится все более социально сегрегированным: только для богатых и только за большие деньги. И возникает порочный круг: семьи с более высоким уровнем дохода могут направлять детей в лучшие образовательные учреждения, соответственно, потом те будут получать больший доход. Бедные же в подавляющем большинстве лишаются и этого шанса обеспечить себе достойную жизнь.
9—Чудовищными разрывами в доходах Россия обязана межотраслевой дифференциации, сложившейся в российской экономике! Конкурентными по уровню доходов остаются лишь отрасли, эксплуатирующие природные ресурсы, а также финансовый сектор, участвующий в перераспределении выручки от экспорта!
К числу самых доходных сфер следует отнести еще и госслужбу! «На высших уровнях госаппарата официальные зарплаты составляют $3 тыс. в месяц и выше, что не так уж плохо, особенно на среднероссийском фоне». К этому можно добавить стоимость «социального» пакета, прикладываемого к высокой должности: служебная машина, бесплатная мобильная связь, льготные путевки, квартиры по «остаточной» стоимости и другие маленькие радости, в разы увеличивающие официальную зарплату.
И все это без учета коррупционной составляющей, наличие которой делает реальные доходы продажного чиновника соизмеримым со стоимостью тех ресурсов, которыми он поставлен распоряжаться.
Тем же 75% населения, которые не работают в офисах банков, нефтяных компаний и госучреждениях, достаются лишь крохи.
10—Причем для секторов с низким уровнем оплаты труда характерен еще один вид дифференциации доходов — внутриотраслевой. Когда денег на зарплаты мало, руководство естественным образом отдает приоритет себе, а подчиненным назначает зарплату по остаточному принципу — только чтобы не вступить в конфликт с законодательством, которое, в свою очередь, отчетливо ориентировано на интересы нанимателя!
11—Минимальный размер оплаты труда (МРОТ) составляет сегодня 4330 рублей и не дотягивает даже до средней по стране величины прожиточного минимума. Между тем многие работодатели совершенно спокойно, назначая зарплаты своим сотрудникам, ориентируются на МРОТ. Иначе чем объяснить, что пятая часть аграриев, работников образования и культуры, почти столько же коммунальщиков и медиков трудятся за зарплату ниже прожиточного минимума?

Это называется «политикой дешевого работника».
12—Одновременно государство проявляет трогательную заботу о самых богатых — и прежде всего тех, кто сделал себе состояние на эксплуатации природных ресурсов. В частности, правительство решительно отметает любые варианты изменения налоговой системы, предполагающие хоть как-то увеличить фискальную нагрузку на самых обеспеченных. В этой связи весьма показательны недавние инициативы правительства, связанные с предстоящим уменьшением налогового бремени на нефтедобычу!
13—Все живут по-прежнему при плоской шкале подоходного налога! Между тем, переход на прогрессивную шкалу (чем больше доход, тем выше налог) помог бы выровнять ситуацию: возросшие налоги на богатых граждан отправлялись бы в бюджет, а оттуда перераспределялись в пользу бедных.
14—Существуют и иные механизмы перераспределения доходов от богатых к бедным. Например, можно ввести налог на роскошь или законодательно увязать рост прибыли компании с ростом зарплат ее сотрудников. Такие разработки есть, однако они не встречают никакого понимания у законодателей.
15—А тем временем существование пропасти между богатыми и бедными разрушает миф о «среднестатистическом» росте доходов россиян, которым так любит козырять правительство. Этот рост достигается не за счет того, что улучшается состояние самых бедных или укрепляет свои позиции средний класс, а когда укрепляют свои позиции самые богатые, благодаря фантастическим доходам которых и тянутся вверх средние цифры. Насколько сей факт полезен для развития экономики и социальной стабильности общества – это вопрос!
16—По показателям социального расслоения Россия находится на уровне африканских «банановых республик».
17— Две трети бедняков:
Согласно официальным данным Росстата, по итогам II квартала 2012 года среднедушевые доходы 28,8% россиян не дотягивали до 10 тыс. рублей, 48,6% российских граждан имели доход в размере менее 15 тыс. рублей, а 70% населения имели душевые доходы ниже средней величины по стране в целом (24,2 тыс. рублей).
18— В 2012 году, по итогам 2011 года не менее 73% экономически активного населения, вовлеченного в трудовую деятельность, имели размер оплаты труда ниже среднего по России в целом — 22 334 рубля в месяц.
19— Совершенно непонятно, о каком преодолении нищеты в России и формировании среднего класса может идти речь в условиях, когда две трети российских граждан (85–90 млн человек!), по сути дела, оказались отрезаны от нормальной человеческой жизни. А свыше половины работающих россиян имеют трудовые доходы в размере менее 15 тыс. рублей, которые в лучшем случае годятся для элементарного физиологического выживания и сопоставимы с величиной реального прожиточного минимума.
Другими словами, в России, ежегодно вывозящей на мировой рынок невосполнимого минерального сырья в размере сотен миллиардов долларов (522 млрд долларов в 2011 году и свыше 3,178 трлн долларов за период 2000–2011 годов), чей бюджет захлебывается от притока нефтедолларов, а золотовалютные резервы распухли до 532 млрд долларов, свыше трети населения находится в состоянии кромешной нищеты, а две трети россиян являются бедными и нищими слоями общества по формальным критериям определения бедности в экономически развитых странах.
20—Доля россиян с зарплатой ниже средней по стране с начала 2000-х годов практически не изменилась, оставшись на уровне 72–73%.
На грани социальных бунтов?
Россия благодаря усилиям «рыночных фундаменталистов» оказалась на краю социальной катастрофы.
В 90-е годы отечественные «младореформаторы», щедро спонсировавшиеся стратегическими конкурентами России и навязывавшие стране убийственную социально-экономическую политику в лучших традициях антинаучной концепции «Вашингтонского консенсуса», открыто говорили, что все, кто не встроился в рынок, «могут идти собирать грибы». Десятки миллионов россиян («пережиток советской эпохи»), которые не встроились в новые «рыночные условия», для радикал-либералов стали «необходимыми жертвами трансформационного периода». 21— По расчетам ряда видных отечественных экономистов за последние 10–12 лет имущественная пропасть между бедными и богатыми слоями населения не только не сократилась, но даже выросла.
22— В условиях, когда до 50% ВВП России находится в теневом секторе экономики и наблюдаются колоссальные недоплаты в бюджеты всех уровней, вывоз капитала в офшорные юрисдикции зашкаливает за 80–100 млрд долларов ежегодно, а масштабы хищений бюджетных средств достигают астрономических 20–60% (в зависимости от бюджетных статей), эти доходы начинают играть принципиальную роль.
       Но даже согласно очевидно заниженным оценкам Росстата, вынужденного из соображений политкорректности «причесывать» свои цифры, в настоящий момент имущественная пропасть между бедными и богатыми слоями населения более чем в 1,6 раза превышает максимально допустимые значения, рекомендованные ООН, и соответствует уровню слаборазвитых стран Юго-Восточной Азии и «банановых республик» африканского континента.
      С учетом скрытых доходов на капитал, прибылей от законной и незаконной предпринимательской деятельности, а также коррупционных поборов разрыв в уровне доходов 10% наиболее богатых и наименее социально защищенных граждан России превышает официальную оценку Росстата как минимум в 2,5–3 раза и достигает 40–50 раз.

А по некоторым оценкам, 70–80 раз!
    В России по-прежнему складывается ситуация, при которой бедные беднеют, а богатые богатеют. Россия — мировой лидер по неравенству распределения богатства.
23— На долю российских миллиардеров из списка Forbes приходится свыше 30% совокупного богатства страны.
24— Даже в стране «победившего капитализма», в США, где насчитывается в четыре раза больше долларовых миллиардеров (порядка 400 человек), на их долю приходится менее 7% совокупного национального богатства.
25— Получается, что если по миру в целом 1% самых богатых жителей планеты контролирует свыше 46% всех активов, то в России на долю 1% самых богатых приходится 71% всех личных активов россиян.
26—Несмотря на то что Россия занимает 3-е место в мире по количеству долларовых миллиардеров (уступая только США и Китаю), контролирующих все наиболее высокорентабельные секторы экономики (за исключением ВПК и отчасти нефтегазовой промышленности и банковского сектора), наша страна не входит даже в первую двадцатку стран по числу долларовых миллионеров. То есть тех людей, которые сделали свое состояние не на разворовывании бюджетных средств и незаконном присвоении наиболее лакомых кусков государственной собственности в ходе незаконных кредитно-залоговых аукционов и ваучерной приватизации, а преимущественно благодаря созидательной деятельности во благо страны.
27-Если на США приходится 39% численности всех миллионеров, на Японию — порядка 13%, на Францию — 8%, на Великобританию — 6%, а на Китай — 3%, то на Россию — меньше 1%.
        По показателям социального расслоения Россия находится на уровне африканских «банановых республик».
      
28—До сих пор не менее 60% россиян по размеру доходов и структуре потребительской корзины находятся в состоянии застойной бедности и нищеты!
Согласно официальным данным Росстата, по итогам II квартала 2012 года среднедушевые доходы 28,8% россиян не дотягивали до 10 тыс.

рублей, 48,6% российских граждан имели доход в размере менее 15 тыс. рублей, а 70% населения имели душевые доходы ниже средней величины по стране в целом (24,2 тыс. рублей). Притом что лишь у менее чем 14,5% россиян (или 20 млн человек) среднедушевые доходы превышали отметку 35 тыс. рублей. Еще хуже выглядит картина по данным выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств, проведенного Росстатом осенью 2012 года.
         Заработная плата 33–34% работников не дотягивает до 10 тыс.

рублей. Притом что практически у 16% вовлеченных в трудовую деятельность граждан России в 2011 году трудовые доходы оказались ниже и без того многократно заниженной оценки прожиточного минимума (6,369 тыс. рублей).

http://newsland.com/news/detail/id/594368/
http://rusproekt.org/2014/05/28

2014-11-29!

© Copyright: Владимир Львович Горбунов, 2014
Свидетельство о публикации №214112901298

Список читателей / Версия для печати / Разместить анонс / Заявить о нарушении

Другие произведения автора Владимир Львович Горбунов

Рецензии

Написать рецензию

Другие произведения автора Владимир Львович Горбунов

Сколько бедных было в 90-е годы?

Согласно официальной статистике, за весь период реформ в России наиболее неблагоприятными, с точки зрения бедности, были 1992-1993, а также 1999 и 2000 годы (см. рисунок). В 1992-1993 годах рост числа бедных стал следствием либерализации цен, в результате чего реальные доходы граждан снизились на 40%.

В 1999 году высокий уровень бедности стал следствием финансового кризиса 1998 года.

Доля бедного населения и величина недостающего дохода. Россия, 1992-2000

Однако, оценивая эту динамику, нельзя не учитывать изменений в методике расчета используемых показателей в 1994 и 2000 годах.

В 1994 году доля бедных существенно сократилась (с 31,5% до 22,4%). Но надо иметь в виду, что в это время Госкомстат РФ изменил методику оценки доходов населения.

До 1994 года доходы домашних хозяйств оценивались на основе данных бюджетной статистики. Эти доходы и сравнивались со стоимостью потребительской корзины.

С 1994 года, учитывая, что в условиях переходной экономики значительная доля доходов формируется в неформальном секторе экономики и широко распространены задержки выплаты заработной платы и социальных трансфертов, годовой уровень бедности стали определять путем соотношения годовой суммы расходов домашних хозяйств и стоимости годового прожиточного минимума. Если бы в 1994 году применяли старую методику оценки доходов, то доля бедных оказалась бы на уровне 34%. Таким образом, изменение методики оценки уровня бедности привело к существенному снижению числа бедных.

В 2000 году изменение методики расчета величины прожиточного минимума, наоборот, привело к росту числа бедных. Если бы к данным 2000 года применить критерии 1992 года, то во втором квартале 2000 года доля бедных оценивалась бы в 27,6%, а не в 34,7%, как она была оценена в соответствии с новыми критериями.

Наряду с долей бедного населения важным показателем уровня бедности служит дефицит дохода, который показывает, на какой процент от среднего дохода необходимо поднять доходы всех бедных, чтобы они достигли прожиточного минимума (см. рисунок). Этот показатель позволяет углубить анализ бедности, оценить изменения в уровне жизни внутри совокупности бедных. Например, если сравнить 1993 и 1999 годы, то можно увидеть, что в 1999 году доля бедных была ниже (29,9% против 31,5%), но недостающий доход несколько выше (5,4% против 5,3%), чем в 1993. Число бедных уменьшилось, но положение тех, кто сохранил статус бедных, стало хуже, так как для преодоления бедности требуются большие финансовые ресурсы.

Статья посвящена проблеме бедности в современной России. Выделены факторы, которые влияют на существование бедности, а также рассмотрены пути понижения высокого уровня бедности.

К числу ключевых вызовов современного общества, детерминирующих социальную и политическую нестабильность, относится проблема бедности. Под бедностью традиционно понимается недостаток материальных благ для удовлетворения базовых потребностей человека. В нашей стране данная проблема во много связана с распадом СССР, В частности переходом от командно-административной экономики к рыночной, и как следствие, значительным расслоением общества.

В нашей стране к категории бедных относятся граждане, доход которых ниже прожиточного минимума (в 2016 г. — 9776 рублей). По данным федеральной службы государственной статистики, количество людей, проживающих на доход ниже прожиточного минимума в РФ, составляет 20,3 млн человек, т.е. 13,9 % населения всей страны. В США количество бедных составляет около 15%, а в Германии — 16%. Сравнивая данные, можно прийти к позитивному выводу, что уровень бедности в РФ сопоставим с экономически развитыми странами. Однако фактически величина прожиточного минимума или порог бедности в разных странах различается более чем существенно. В США и Германии он в несколько раз выше, чем в нашей стране. Все это указывает на то, что бедных в нашей стране значительно больше, чем хочет показать нам государство и органы статистики, подгоняющие показатели под уровень экономически развитых стран.

Исследуя проблему бедности в России, необходимо в первую очередь выделить детерминирующие ее факторы. В разрезе данного исследования были выделены 5 факторов, в различной степени, определяющих наличие высокого фактического уровня бедности в нашей стране. К ним относятся: безработица, коррупция, высокая дифференциация доходов населения, регионально — географический, а также социально — психологический факторы.

Непосредственное влияние на бедность оказывает безработица, уровень которой в стране, с учетом скрытых её форм, находится на высоком уровне. Так в 2014 году, по данным Росстата, доля безработных в России составила 5,2%, в 2015 — 5,6%, а в 2016 — 5,4%. Безработица приводит к тому, что часть трудоспособного населения страны не востребована на рынке труда, следовательно, не получает доход в виде заработной платы и не может удовлетворять различные, в том числе и базовые нужды. В связи с наличием безработицы в стране, расходы на социальные нужды становятся существенными для бюджета. Одной из главных причин безработицы в России является огромная доля экспорта природных ресурсов и её определяющее значение для экономики страны. Вместо того, чтобы создавать предприятия по обработке и переработке природных ресурсов, а также получения конечного продукта, тем самым увеличивая предложение на рынке труда и ВВП, государство пытается увеличить рост экономики путем увеличения добычи и экспорта необработанного природного сырья. Таким образом путем увеличения социальных издержек государство борется не с причинами бедности, а с её последствиями. Решением видится только переориентация экономики и создание новых рабочих мест с целью снижения безработицы.

После распада СССР последовали коренные преобразования по всем направлениям, в том числе политические и экономические. Эти преобразования и явились причиной усугубления одного из главных факторов, обуславливающих бедность — коррупции.

По данным независимой организации Transparency International, Российская Федерация находится на 119 из 167 мест, по уровню коррупции, оцениваемому на основе индекса восприятия уровня коррупции. В связи с этим коррупция сама по себе является одной из главных проблем нашего государства. Но в рамках данного исследования необходимо в первую очередь обратить внимание на её воздействие на бедность в РФ. На современном этапе коррупция проникла абсолютно во все сферы жизни: политика, образование, наука, медицина, предпринимательство и т.д. Из-за увеличения числа чиновников, в период с 2000 по 2016 гг., примерно в 2 раза, коррупция в нашей стране также начала стремительно расти. Чиновники и высшие должностные лица страны, получая взятки от состоятельных лиц, представляют их интересы во власти, тем самым принося выгоду, в тех или иных формах. В этой связи богатые становятся еще богаче, а бедные — беднее, что ведет к дальнейшему экономическому расслоению общества.

Другим из немаловажных факторов, обуславливающих существование бедности в стране является высокая дифференциация доходов населения. Так в 2016 году, по подсчетам Росстата, коэффициент Джини, характеризующий степень дифференциации доходов, в России был равен 0,399 (хотя по другим независимым источникам этот показатель существенно выше). Это указывает на то, что доходы в нашей стране распределяются крайне неравномерно: небольшой части «избранного» населения принадлежит большая часть богатства страны, в то время как большинству остается довольствоваться малой частью. Поэтому без внедрения прогрессивной ставки налогообложения, а также эффективной политики государства по перераспределению доходов, проблема бедности решена не будет.

Огромная площадь нашей страны, а также сравнительно небольшое население и неравномерность его распределения по территории РФ, повлияли на существование регионально-географических факторов, прямо влияющих на процесс бедности в государстве. Их влияние заключается в существовании промышленно и экономически развитых регионов страны, а также регионов слаборазвитых, с низким экономическим потенциалом. Это обуславливает концентрацию капитала, в основном в промышленно развитых регионах, в то время как из менее развитых происходит отток финансовых средств и человеческих ресурсов. Таким образом формируется порочный круг: происходит сильная дифференциация доходов населения различных регионов, что приводит к необходимости дополнительного выделения бюджетных средств отсталым регионам. Поэтому без решения проблемы малой численности населения страны, а также мер по стимулированию развитию отстающих регионов, уровень бедности в нашей стране снизить снижение уровня бедности не представляется возможным.

Значимым фактором уровня бедности является не только агрессивная внешняя среда, но и сознание, психология конкретного человека. Феномен психологии бедности состоит в том, что на протяжении жизни в сознании индивида формируются социальные установки, которые мешают добиваться поставленных целей, в частности обеспечения себе заработка, позволяющего удовлетворять свои потребности. Так, при современной модели образования и методах стимулирования к труду, люди приобрели ряд психологических особенностей: склонность к пассивности, лени, инертности, а также специфическую мотивацию избегания неудачи. Перечисленные особенности и определяют благосостояние человека на протяжение жизни. Данные социальные установки и модели поведения способствуют стабильно высокому уровню бедности в нашей стране.

Таким образом, проблема бедности является крайне актуальной для России. Существует множество факторов, которые обуславливают её существование и развитие. Решение данной проблемы видится не только в планомерной и системной работе государства по борьбе с безработицей и коррупцией, а также в стимулировании развития производства во всех регионах страны, эффективной социальной политики, в частности перераспределения доходов, но и в последовательной образовательной и просветительской работе государства, направленной на изменение психологии граждан.

Записи созданы 771

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх