Система образования в Дании: школы, высшее образование, учёба для русских

Система образования Дании

Дания — страна практически всеобщей грамотности. Среди взрослых доля неграмотных не превышает 1%. Система образования в Дании находится под контролем государства. Общие принципы образования устанавливаются государственными органами. Все средние и высшие учебные заведения в основном являются государственными, подчиненными Министерству образования или Министерству культуры.

Датская система образования предоставляет возможность доступа к школе, старшей школе, а также большинству видов высшего образования. Посещение Folkeskole (средняя школа) или равного образования обязательно на протяжении минимум 9 лет. Точно такое же образование может быть получено в частных школах или при обучении на дому. Около 99 % учеников посещают среднюю школу, 86 % — старшую школу и 41 % продолжают своё обучение в высших учебных заведениях. Все обучение в Дании бесплатно, также нет никакой платы при зачислении. Ученики в старшей школе и выше могут претендовать на Студенческую Помощь, которая предоставляет фиксированную финансовую помощь, выплачиваемую ежемесячно — аналог стипендии.

Датская система образования действует с 1994 года. Она даёт полный контроль родителям — они решают, ходить ребёнку в школу или нет. Закон предусматривает обязательное образование с 7 до 16 лет. Получение обязательного (специального) образования — бесплатно. Период обязательного образования: с 1 августа того года, когда ребёнку исполнилось 7 лет, и до 31 июля того года, когда ребёнок закончил 9 класс.

Первичное образование в Дании называется «den Danske Folkeskole» («Датская средняя школа «). Она начинается с детсадовского класса/0-го класса («bornehaveklasse»/ «0. Klasse») и заканчивается 10-м классом, хотя 10-й класс не является обязательным. Ученики могут посещать как бесплатные школы («Friskole»), так и частные школы («Privatskole»), то есть школы, которые не находятся под управлением муниципалитетов, такие как христианские школы или Вальдорфские школы. Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся, управляемая ОЭСР, поставила Датское образование на 24-е место в мире в 2006, что не является ни великолепным, ни ужасным результатом относительно среднего показателя ОЭСР.
После выпуска из Folkeskolen, существует несколько путей дальнейшего образования, включая Гимназию (академически ориентированную старшую школу), Высшая подготовительная экзаменовка (Hojere Forberedelseseksamen или HF) (похоже на гимназию, но на год короче), Высшая Техническая Экзаменационная Программа (HTX, Hojere Teknisk Eksamen), с упором на математику и инженерию, а также Высшая Коммерческая Экзаменационная Программа (Hojere Handelseksamen, abbreviated HHX), с упором на торговлю и бизнес. Кроме того, существует также профессионально образование, обучающая молодых людей определенной специализации в торговле при помощи совмещения обучения и практики.

Гимназии, HF, HTX и HHX ставят своей целью подготовку учеников к высшему образованию в университетах и колледжах.

Система высшего образования в Дании

По так называемой бинарной структуре институты высшего образования Дании делятся на 2 сектора:

  • сектор университета
  • сектор колледжа, т.е. профессионально ориентированный сектор высшего образования.

Студенты, получающие датское высшее образование, работают независимо и проявляют свою собственную инициативу. Также как и во время посещения традиционных лекций, студенты обучаются в маленьких группах, где, как предполагается, они активно работают. Часть их обучения состоит из независимого проекта и исследовательской работы. Большинство курсов на получение степени независимы, и студенты выбирают область специализации по своему собственному усмотрению. Все программы включают подготовку доклада по крупному проекту, диссертацию.

Университетский сектор включает 12 университетов, некоторые из них – это университеты, состоящие из нескольких факультетов, тогда как другие специализируются в областях, таких как строительство, образование, ветеринария, агрономия, фармакология и бизнес. Кроме того, существует 13 институтов, обучающих на специалиста по архитектуре, искусству, музыке и т.д. Частные высшие учебные заведения в Дании запрещены. Обучение в таких институтах должно быть основано на исследовательской деятельности: это фундаментальный принцип для всех университетов, преследующих цель добиться высоких стандартов по всем программам. Университетский сектор включает лишь те институты, которые предлагают различные степени, включая высший академический уровень, например степень доктора.

Сектор колледжа включает около 100 специализированных институтов высшего образования, предлагающих профессионально ориентированные программы:

  • Колледжи, предлагающие программы среднего цикла, в основном, бакалаврские степени.
  • Профессиональные колледжи, предлагающие программы сокращённого цикла, в основном, 2-летние академические профессиональные степени.

Согласно акту, подписанному парламентом в 2000 г. большинство колледжей, предлагающих степени профессионального бакалавра, слились в центры высшего образования более широкого профиля (CVU). Колледжи CVU – это новый тип институтов, образованных с целью укрепления положения профессионально ориентированных видов высшего образования и создания новых возможностей для дальнейшего образования. Большинство колледжей, присваивающих академические профессиональные степени, образовали академии профессионального высшего образования.

Зачисление в высшие учебные заведения Дании

Основные требования для поступления в Дании – 12 лет образования, включая один из следующих выпускных школьных экзаменов или квалификаций:

  • studentereksamen (stx) – выпускной экзамен высшей средней школы
  • hojere forberedelseseksamen (hf) – высший подготовительный экзамен
  • hojere handelseksamen (hhx) – высший экзамен по бизнесу
  • hojere teknisk eksamen (htx) – высший технический экзамен

Зачисление на академические профессиональные программы также возможно на базе эквивалентных 3-4-летних профессиональных образовательных и обучающих программ, дополненных адекватными курсами главного высшего среднего образования (математика, физика, английский язык). Альтернативное зачисление на определённые программы на получение степени бакалавра возможно на базе эквивалентной образовательной квалификации (как правило, профессиональная степень бакалавра) плюс 2-3 года практики.

Зачисление на многие обучающие программы зависит от выполнения специфичных требований. К ним могут относиться требования, касающиеся уровня предметов, полученных результатов, практики и т.д. Зачисление на программы по определённым областям, например, искусству и музыки, требует прохождение вступительного экзамена, оценивающего талант.

Министерство ответственно за то, чтобы высшее образование по определённым областям науки могло получить максимальное количество студентов. Индивидуальные институты могут ограничить приём на определённые программы по определённым областям науки.

Студенты подают заявление на поступление в соответствие с системой KOT. Каждый институт отбирает студентов в соответствии с основными требованиями. Доступные места подразделяются на 2 системы квот. Места в первой квоте распределяются между кандидатами, обладающими датскими и эквивалентными школьными сертификатами на базе их среднего результата. Места во второй квоте отдаются кандидатам по индивидуальной оценке института.

Экзамены и дипломы

Студенты обязаны сдавать экзамены по окончании каждого курса. Все экзамены в датских институтах высшего образования принимаются не только преподавателем, но и независимым экзаменатором. Независимые экзаменаторы ответственны за то, чтобы ко всем экзаменуемым применялись одинаковые стандарт. По окончании полной программы студенту присваивается диплом и т.д.

С 1-ого сентября 2002 года все институты высшего образования обязаны выпускать приложение на английском языке для всех выпускников. Это делается бесплатно.

Использование кредитов ECTS стало обязательным на всех программах высшего образования.

Быстротечное развитие современного мира, изменение его структурных компонентов привели к переменам общественной жизни, затрагивающей систему образования, которая призвана стать основой благополучного развития каждого человека. Особой актуальностью отличается проблема совершенствования системы среднего образования, играющей важную роль в формировании личности. Решением данной проблемы призвана быть концепция инклюзивного образования, которая позволит каждому ребенку получить полноценное образование.

Инклюзия представляет собой процесс, удовлетворяющий разнообразные потребности детей за счет активного участия в обучении, культурной и общественной жизни, уменьшения числа исключенных из образовательного процесса. Инклюзия означает реформирование школы с целью удовлетворения потребностей всех детей, где каждому будут доступны физические, культурные и педагогические стороны образования.

Считается, что идея инклюзивного детей берет свое начало в 60-е годы XX века. Однако, по данным специальной педагогики, в начале XIX века была успешно апробирована проблема совместного обучения в условиях европейских стран. XIX век был ознаменован идеями И.Г. Песталоцци о необходимости и возможностях обучения всех детей, подготовки их к труду, о разностороннем развитии в соответствии с их потребностями. В результате заинтересованности педагогическими идеями Песталоцци, в европейской педагогике возникает вопрос о совместном обучении детей с отклонениями в развитии в условиях общеобразовательной школы, начинаются поиски путей реализации данной проблемы.

Основоположником разрешения данного вопроса выступает Самуэль Гейнике – основатель немецкой сурдопедагогики и организатор, а также руководитель первой немецкой школы для глухих детей . Он создал специальные классы для глухих детей в структуре народной школы. Эта работа была поддержана педагогической общественностью. Благодаря такой системе обучения, глухие дети имеют возможность устанавливать контакты и общаться с окружающим миром, в котором им придется жить после окончания учебного заведения. Параллельно с этим, были созданы обучающие семинары для учителей массовой школы при институте.

В 1850 году во Франции Александр Бланше, доктор медицинских наук, отоларинголог, открыл в Парижских школах классы для глухих детей, где был произведен эксперимент, в ходе которого констатировалось, что уровень освоения программы здоровыми и глухими, слабослышащими детьми практически не различается. Также слышащие дети не отталкивали глухих.

До середины XX века в Австрии, Англии, Германии, Дании, Италии, а также в США происходило становление системы специального образования, которое базировалось на нормативно-правовых документах. Так, в штате Массачусетс по результатам реформы 1852 года был принят закон об обязательном обучении всех детей начальной школы. В 1918 году такой закон был принят во всех штатах. В Дании дети с ОВЗ в 1969 году получили право посещения массовых школ с целью включения их в привычную для жизнедеятельности среду. Также в США, Великобритании и Швеции в 1981 году были приняты законодательные акты о правах детей с ОВЗ получения бесплатного образования, а также обучаться в общеобразовательных школах. После принятия акта об образовании число обучающихся в специальных школах составило 1,7 %, количество этих учебных заведений стало снижаться.

Согласно Закону «Об общих принципах» 1989 года, во Франции дети с ОВЗ получили право на образование, независимо от социального статуса, национальности, культуры . Также в некоторых школах были созданы специализированные классы для детей с отклонениями в развитии. В такие классы набор осуществлялся решением специальной комиссии с учетом желания родителей. Дети могли учиться в обычном классе по общей программе, получая во время пребывания в школе дополнительную помощь согласно отклонениям в развитии.

Учебные программы изменялись только для детей со сниженным уровнем интеллекта.

В 1994 году была проведена Всемирная конференция по образованию лиц с особыми потребностями, где провозгласили принцип инклюзивного образования, подразумевающий следующее: все дети поступают в общеобразовательные школы, если не имеется серьезных причин, заставляющих поступать иначе. По итогам Саламанской конференции (7-10 июня 1994 года) была принята Декларация о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями, призывающая к тому, чтобы «детей и молодых людей с особыми образовательными потребностями следует учитывать в связи с разработкой мер в области образования, принимаемых в отношении большинства детей. Именно в этой связи возникла концепция инклюзивной школы» .

Данные разработки отразились на уточнении терминологии и употреблению в системе образования США термина inclusion, т.е. включение. С этого периода в педагогике появился термин «инклюзивное образование», где его принцип явился основой программы «Образование для всех», принятой в ходе Всемирного форума по образованию в Дакаре в 2000 году, где 164 страны обязались обеспечить образование для всех к 2015 году .

Законодательство США об образовании инвалидов «Individual swith Disabilities Education Act» предусматривает финансирование специального образования в системе местных школ, использование учебных планов, дополнительной помощи в общеобразовательной школе. Родители могут выбирать специальную государственную или частную школу, где обучение будет оплачиваться государством. Такие школы были предназначены детям с тяжелыми нарушениями, или множеством проблем в развитии.

Таким образом, данная система продвинула инклюзивное образование в частные школы, которые были ранее недоступны для детей с отклонениями развития.

В настоящее время в США действует Акт об образовании лиц с нарушениями, гарантирующий бесплатное обучение в системе народного образования. Закон предусматривает также получение дополнительных услуг, включающих транспорт, помощь логопеда, психолога, обследование и т.д. В 2004 году министерством образования Англии разработана программа «Каждый ребенок важен» (Every child matters), которая нацелена на профилактику и оказание помощи детям с ОВЗ. Данная программа ориентирована на разрешение к 2020 году сложившегося затруднительного положения, а также поможет каждому из детей раскрыться как личность.

Таким образом, процесс обучения в школах с инклюзией позволит каждому ребенку приобрести знания об окружающем мире. Сегодня процесс внедрения инклюзивного образования охватил практически каждый уголок земного шара. По данным мировой статистики, инклюзивное образование официально принято в 80 % стран.

Список литературы:

1. Движение «Образование для всех» // Организация Объединенных Наций по вопросам образования науки и культуры. – Режим доступа: www.unesco.org/new/ru/education/themes/leadingtheinternationalagenda/educationforall/, свободный.

2. Кананыкина, Е. С. История законодательства об образовании французской школы // Электронные журналы Издательства Notabene. – Режим доступа: e-notabane.ru/pp/article_1138.html

3. Wikipedia: свободная энциклопедия . – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Гейнике,_Самуэль, свободный.

4. Wikipedia: свободная энциклопедия . – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Инклюзивное образование, свободный.

76% населения Дании в возрасте от 25 до 64 лет как минимум закончили среднюю школу, как для Европы это высокий показатель, например во Франции школу закончили 71%, в России, Чехии и Японии 92%. Однако Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся (PISA) может более качественно определить уровень получаемых знаний старшеклассниками, в той же Дании они в среднем получают 499 баллов из 600 возможных, в России например, 469 баллов и в Финляндии 543 балла.

Как мы и говорили Дания страна всеобщей уравниловки, даже в независимом тестировании девочки и мальчики получают одинаковое количество баллов, но в других странах Европы девочки опережают мальчиков как минимум на 10 баллов. Также сильно влияет на успеваемость школьников материальное состояние их родителей, образовательная система Дании может предложить школьникам из разных семей по своему социально-экономическому статусу относительно равные возможности для обучения. С этой точки зрения больше возможностей имеют материально обеспеченные учащиеся из стран Бенилюкса и некоторых стран восточной Европы.

В среднем каждый учащийся в Дании может рассчитывать на 18,8 года обучения, это очень высокий показатель, так дети из России и Великобритании учатся всего 16,6 года, рекорд принадлежит Финляндии 19,6 года.

Детские садики в Дании

Детей в Дании отдают в дошкольные заведения с 3 лет, в ясли с 3 месяцев, детские садики находятся в ведении муниципалитетов, таким образом могут быть частными и государственными, но всегда на платной основе.

Школы и среднее образование в Дании

В школу дети идут с 7 лет, имеется всего 10 классов, первый год подготовительный, а последний не является вообще обязательным, тем не менее большинство детей заканчивают и 10 класс. Далее можно поступать в старшую школу, которая длится 3 года, она может быть профессионального направления и академического. Академическая школа готовит детей к поступлению в вузы, выпускные экзамены являются зеленым огоньком на пути зачисления в высшие учебные заведения. Профессиональные школы похожи на наши ПТУ и техникумы, учиться можно от 2 до 5 лет, после чего идти работать или же все-таки продолжать обучение, например, со второго курса университета.

Высшее образование, вузы и университеты Дании

Вузы Дании делят на академические и неакадемические, на бакалавра учиться 3 или 4 года, на магистра еще 2 года, после чего можно поступить на аспирантуру. Все вузы Дании бесплатные для граждан Дании или Евросоюза. Как Вы и проняли неакадемические заведения — это узкопрофильные институты и колледжи, они выдают дипломы бакалавра. При университетах имеются подготовительные курсы, также можно получить и второе высшее образование, все это уже платное, однако стоимость сравнительно не велика

Поступление в датские университеты

Для иностранных студентов предусмотрены квоты, прежде всего среднее образование должно соответствовать датскому уровню, для абитуриентов из России, Украины или Белоруссии это будет означать, что поступать могут только те, кто закончил у себя на родине два года обучения в университете, второй вариант учиться на подготовительном отделении при университетах Дании в течение двух лет. В Дании можно учиться как на английском так и на датском языке, в обоих случаях иностранные студенты должны предоставить языковые сертификаты, для обучения на английском языке подойдут сертификаты TOEFL как минимум на 550 баллов или IELTS на 6 баллов. Поступая на магистра соответственно необходимо предоставить диплом бакалавра или специалиста из Вашей сраны.

Стипендии в Дании

Как правило стипендии в Дании предназначены для студентов, которые занимаются научно- исследовательской деятельностью, также направлены по покрытие расходов в поездках на стажировку, подобная стипендия может достигать 1000 евро. Стипендии предусмотрены и для изучающих датский язык, если иностранный студент пожертвовал возможностью учиться на английском языке. Иностранные студенты или студенты из малообеспеченных семей могут претендовать на материальную помощь от государства, в этом случае необходимо выполнять ряд условий, помощь может быть направлена на содержание студента, компенсацию стоимости проживания и так далее, учитываются и доходы на каждого члена семьи такого студента.

Во время учебы студенты имеют право работать в течение 15 часов в неделю или 37 часов в течение недели на каникулах, что в последнем случае составляет полную рабочую неделю. Отметим сразу, что рабочая неделя в Дании самая низкая вообще в мире, люди в этой стране имеют больше времени на отдых, самообразование и саморазвитие. Даже такие урезанные часы на работу дадут зарплату свыше 1000 евро даже на самой плохой работе, студенты младших курсов вузов могут претендовать на работу официантом или уборщиком, в любом случае труд будет малоквалифицированным по самым низким местным расценкам, тем не менее это даст возможность на безбедную студенческую жизнь, конечно если работа не помешает учебе и в таком случае невозможно получать стипендию.

Стоимость обучения в Дании

В каждом университете свои расценки за платное обучение, сумма может начинаться с 5000 евро в год и доходить до 20000 евро. Студенты по обмену, граждане Дании и Евросоюза учатся совершенно бесплатно.

Общежития

Стоимость общежития в районе 300 евро в месяц, можно арендовать квартиру или комнату у частных лиц, подобная роскошь будет стоить от 700 евро в месяц с учетом коммунальных платежей, даже работая полдня оплачивать такую сумму можно, но будет все равно дорого. Минимально нужно рассчитывать на 600 евро всевозможных расходов месяц.

Учебная виза в Данию

Здесь все очень стандартно, необходимо иметь загранпаспорт, снять с него копию, тоже сделать с внутренним паспортом. Заполнить визовую анкету, подписать ее, вклеить туда фотографию размером как на загранпаспорт, вторую фотографию приложить к пакету документов.

Подаётся приглашение от вуза на учебу, квитанция об уплате за обучение и проживание. Диплом или аттестат о среднем образовании. Финансовыми гарантиями являются выписки из банка или распечатка из банкомата, необходима сумма как минимум в 600 евро в месяц на жизнь или 7200 евро в год, но как правило хватает подтверждения только на первый семестр. Вместе с учебной визой параллельно оформляется вид на жительство, при этом необходимы знания английского или датского, которые можно подтвердить сертификатом.

Перспективы остаться в Дании

Постоянный вид на жительство можно получить по прошествии двух лет пребывания на территории этой страны. Выпускники университетов имеют полгода на то, чтобы найти себе работу в Дании, в противном случае они вынуждены покинуть страну. В целом Дания великолепное место чтобы осесть в Западной Европе, здесь низкая безработица, много работы как для высококвалифицированных сотрудников так и для тех, у кого нет диплома, принимаемого в странах Евросоюза. Студенты проучившиеся несколько лет в Дании уже акклиматизировались и могут дальше успешно интегрироваться в датскую среду.

Назад в раздел

Записи созданы 973

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх