Объединения, политические объединения, политические партии

Объединения, политические объединения, политические партии

XIX век открыл, что самым лучшим способом выражения интересов, направленных на получение повсеместно желаемых благ, является политическая партия. Потребность в самоорганизации — одна из фундаментальных свобод либерального государства — выража­ется в публичной сфере через различные объединения, преобразова­лась в организацию политической деятельности с помощью полити­ческой партии. Данное стремление к объединению приобретало все большее значение параллельно с дифференциацией общественной структуры. Одному индивидууму становилось все тяжелее проби­ваться со своими принципами к политической власти. Организация стала требованием времени, и она положила начало процессу, име­нуемому «агрегацией» интересов; его общественным выражением является образование групп интереса. Группы интереса стремятся проникнуть в политическую сферу с помощью политических партий.

Группы интереса не могут оставаться равнодушными по отношению к политическим партиям, поскольку они, как правило, предлагают кандидатов на общественные должности, и, следовательно, опреде­ляют, какие люди и с какими взглядами должны занимать посты.

Мы воспользуемся одним из наиболее известных выводов, ко­торые показывают все возрастающую роль партии в политической жизни. «Занятие политикой является по необходимости деятель­ностью лиц, осуществляющих свои политические интересы. Это означает, что относительно немногие лица, весьма интересующиеся политической жизнью и, следовательно, и участием в политической власти, вербуют себе сторонников, представляют себя или своих подопечных в качестве кандидатов на выборах, собирают денежные средства и отправляются на охоту за голосами». Это анализ немец­кого социолога Макса Вебера.

Вот почему необходимы принципы представительской власти, а также ее сменяемости, чтобы политики могли начинать «проду­манную работу по вербовке голосов избирателей». Политические интересы имеют свой организованный характер, аналогично тому, как общественные интересы имеют его в виде групп давления. Все же, политическая партия входит в рамки гражданского общества только как выражение его интересов. По своим прочим функциям политическая партия является чисто политическим организмом и потому будет рассматриваться в Части III.

В континентальной Европе большинство «групп давления» сотрудничают с определенной политической партией, не включаясь в борьбу за влияние на программу и кандидатов оппонирующей пар­тии. В Великобритании традиционные организации и группы боль­шого бизнеса сотрудничали с консервативной партией. Знаковым событием оказался «трансферт лояльности» на последних (фактиче­ски — предпоследних, последние были проведены в 2005 г. — прим. перев.) парламентских выборах, когда лейбористской партии с Тони Блером удалось добиться доверия, а также получить финансовую поддержку широких предпринимательских кругов. Это произошло после публикации новой лейбористской программы, которая подава­лась общественности как «Третий путь» (одним из основных авторов являлся профессор Лондонской школы экономики и политических наук Энтони Гидденс/Anthony Giddens/).

В США, где партийная структура обеих основных партий (по­скольку они являются избирательными партиями — catch-all parties) нежесткая, группы интереса избегают полностью идентифицировать себя с данной партией.

Заметным исключением является, с одной стороны, АФТ-КПП (Американская федерация труда— Конгресс производственных профсоюзов), которая тесно сотрудничает с де­мократами, а с другой стороны, «Моральное большинство» Джерри Фолвелла (Jerry Falwell) и Пета Робертсона (Pat Robinson), которое высказывается, главным образом, за республиканских кандидатов. Первые содействовали, например, номинации Уолтера Мондейла (Walter Mondale) как кандидата от демократической партии, вто­рые же решительно поддержали Рональда Рейгана.

Значительное изменение политики основывается на агрегационном характере групп интереса — поскольку помимо фондов они предоставляют, так называемые, пакеты голосов (хотя ни од­на из групп давления не может предоставить всех своих голосов данному кандидату). Когда дело дошло до президентских выборов в 1984 г., оказалось, что в первый раз за послевоенную историю значительная часть членов АФТ — КПП (45 %) поддержала Рональ­да Рейгана в схватке с Уолтером Мондейлом. Указанное изменение избирательных предпочтений такого масштаба делает понятным значительный успех Рейгана (за Мондейла голосовало «только» 40,6% избирателей-членов профсоюзов).

Аналогичное наблюдалось во время парламентских выборов в Польше (осенью 1997 г.), когда профсоюз «Солидарность» создал политическую платформу, собирающую в избирательную коалицию разнородные «правые» небольшие группы и партии. Разумеется, такая ситуация была возможна, только, учитывая наличие в коллективной памяти сведений о событиях, имевших фундаментальное значение для послевоенной истории Польши. Без «Солидарности» — как массового общественного движения невозможно представить себе политическую роль НСПС (независи­мого самоуправляющегося профсоюза) «С» уже как определенной группы интереса (как в сфере политической практики, так и в сфере влияния на умы).

Во многих зданиях законодательных органов имеются залы (англ.

lobby), где депутаты и их гости могут встречаться и неформально обсуждать общественные проблемы. Речь идет о том, чтобы пред­ставители политической власти принимали политические решения в соответствии с интересами указанных выше групп.

Первой организованной группой давления была организация американских фермеров «Гренджерсы» (Grangers) из сельскохозяй­ственных северо-западных штатов. Она возникла в 1867 г. на волне кризиса в сельском хозяйстве. Она имела свое бюро в Вашингтоне, где влияла на законодательный процесс Конгресса, информируя власти штатов о том, как голосуют конгрессмены и сенаторы от их штатов. Одновременно она старалась оказать влияние на подбор кандидатов в представительский корпус.

Реформы Франклина Д. Рузвельта в рамках «Нового курса» значительно облегчили развитие лоббирования, поскольку фе­деральное правительство располагало гораздо более крупными фондами. Указанный процесс тем более очевиден, что он вытекает из такой первоосновы американской политической жизни, как право на объединение. Группы давления — это также и добровольные объединения. Их влияние, например, в Вашингтоне так велико, что их называют «ассистирующим (теневым) правительством». Указанное влияние старались сдерживать, приняв в 1946 г. Феде­ральный акт о регулировании лоббирования. Этот закон обязывал зарегистрироваться у секретаря Конгресса лицам, объединениям и фирмам, оказывающим влияние на законодательный процесс. При этом обязателен принцип полной прозрачности: указанные лица должны проинформировать, какие фирмы они представляют, каки­ми располагают фондами, а также раз в год они должны отчитаться перед специальной комиссией. В 1954 г. в своем решении Верховый суд значительно ограничил применение данного закона, а налоговое законодательство от 1960 г. запретило фондам участвовать в финан­совой деятельности.

Джеффри Г. Бирнбаум (Jeffry H. Birnbaum) подсчитал, что в та­кой стране лоббирования, какими являются Соединенные Штаты, в 1991 г. число зарегистрированных лоббистов достигло 80 ОХ) человек, и оно постоянно растет. Это явление можно объяснить ростом количества информации, которая необходима законодате­лям, а лоббисты занимаются, прежде всего, сбором информации, что оправдывает их активность. В конце концов, основное занятие лоббистов относится именно к данной области.

Лоббирование — как отмечает О. В. Ки (О. V. Key) в «Публичной политике» — считается эффективным средством влияния на пове­дение и принятие решений представителями органов власти в ре­зультате предоставления им информации. Наиболее эффективный способ лоббирования заключается в способности влиять на контроль чувства профессиональной безопасности, увеличивая его, или же в формировании публичного имиджа лица, принимающего поли­тические решения.

Лоббирование — это также возможность влиять на познава­тельную сферу деятеля, принимающего решение, через проверку информации, которой он обладает по данной теме, предоставление новой информации, блокирование конкурирующей информации или выработку новых альтернатив в вопросах политики. Вели­колепным примером эффективной «гражданской» лоббистской акции является деятельность «Общего дела», которому после Уот­ергейтского скандала удалось выдвинуть для обсуждения проблему финансирования политических кампаний. Общественное мнение осознало, сколь негативное влияние на отбор политиков оказывает их неограниченное финансирование частными лицами.

Последняя простейшая форма лоббирования заключается в удовлетворении финансовых или идеологических потребностей лиц, принимающих решение. Как сказала Дита Берд (E)ita Beard), одна из наиболее выдающихся лоббисток, работающая для ИТТ: «я представляла ИТТ в процессе торговли голосами, привилегиями и людьми».

Основанием для лоббирования является доступ — возможность проводить переговоры или представлять свои аргументы в одном или в нескольких, ключевых для принятия решений, звеньях струк­туры власти.

Проникновение группы давления зависит от многих факторов, к важнейшим из которых относятся: общий престиж и общественный статус группы, репутация и способности лоббиста, средства группы интереса. Разумеется, группы интереса из сферы бизнеса оказываются самыми мощными.

Законодательство, регулирующее лоббирование, добралось также и до Европы (например, до Великобритании). Европейский Союз не выпустил до настоящего времени определенных директив для регулирования данного масштабного процесса получения пре­имуществ группами давления, которые не имеют на это прав (это типичная позиция, которая связана с принципиальными установ­ками плюралистов).

В III Речи Посполитой не было принято ника­ких юридических норм касательно методов лоббирования, а также санкционирования отношений между группами интереса и миром политики. Это продолжает оставаться во многом стихийным про­цессом обмена информацией и благами.

Организация политическая

1) совокупность государственных, общественных учреждений, объединений, служб политики, функционирующих на основе юридически и (или) морально закрепленных нормах политической жизни;

2) ориентированное на политические действия объединение людей на основе общности экономических, социальных, политических и др. интересов.

Организации политические выступают основными акторами конкретного политического поведения и деятельности. Регулирующая по отношению к гражданскому обществу функция конкретной политической организации непосредственным образом связана, с одной стороны, с деятельностью государства, особенностями форм правления, государственного устройства и политического режима, с другой стороны с нормами морали (нравственности) функционирующего гражданского общества.

Оцените определение:

ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ

вид общественной организации, созданной на основе совместной деятельности людей с целью реализации политико-властной цели, политических интересов. Для политической организации характерно устойчивое членство, структурированность, дисциплинированность и ответственность, использование многообразных средств для достижения общей цели.

Она состоит из лидера, его заместителей — близких сторонников, активных и пассивных членов.

Виды политических организаций различаются по множеству оснований. По отношению к государству выделяют государственные политические организации (парламент, правительство, органы представительной и исполнительной власти субъектов федерации и др.) и негосударственные (политические партии, общественно-политические организации и др.). По социальному составу политические организации могут быть классовыми, национальными, общества в целом. По отражению и выражению в них качества политичности выделяют собственно политические организации (политические партии, например), общественно-политические, в которых мера политического содержания соседствует с неполитическим (профсоюзы) и неполитические организации (общества различного любительского свойства).

По степени организованности они делятся на устойчиво организованные, среднеорганизованные и недостаточно организованные. Политические организации могут быть внутристрановедческими, внутригосударственными, международными. В зависимости от идеологии в основе их программ, уставов они бывают демократическими, коммунистическими, социал-демократическими, либеральными, консервативными и т.д.

В переходных состояниях общественного и государственного развития происходит становление всех перечисленных качеств политических организаций.

Это становление происходит в России с огромными трудностями и противоречиями. Главное состоит в том, что размытость, неопределенность социальной структуры общества, ее элементов не позволяет политически организовать слои, группы общества по своей единой социальной базе, интересам, в основе которых — отношение к «своей» форме собственности. Таким образом, экономический и социальный критерий не позволяет сегодня создать в России политические организации принципиального, реального, а не надуманного, «воздушного» характера и обмена. Отсюда нынешние политические организации в России (в том числе и политические партии) не являются стабильными структурами, а, следовательно, они малодейственные и неэффективные.

Оцените определение:

Общественно-политические организации и движения – это добровольные объединения людей для выражения и реализации общественных интересов путем «давления» на публичную власть.

Они представляют собой разнообразные группы людей, имеющих определенные цели и требования к политической власти, которые становятся причиной их коллективных действий (профсоюзы, молодежные и женские движения, этнические и религиозные группы, ассоциации и т. д.). Как правило, в движение вливаются лица, не удовлетворенные деятельностью тех или иных партий, не желающие ограничивать себя рамками их уставов и программ, а также не имеющие четко выраженных политических интересов. Общественные организации – это инструмент для реализации потребностей, социальных и политических интересов людей. Они имеют широкий, массовый и подвижный состав участников, большую территориальную и национальную представленность. Социальная база движений широкая, пестрая – к одному и тому же общественному движению могут принадлежать представители различных социальных, идеологических, национальных, конфессиональных и других групп.

Признаками общественно-политической организации являются: широкая социальная основа, массовость, самостоятельность, действенность, непосредственное выражение интересов народа, признание власти и противостояние ей. Общественно-политические движения, как правило, придерживаются только одной политической концепции и добиваются решения одной крупной политической проблемы, имеют одну цель, а не комплекс целей (как партии).

Общественно-политические движения, не стремясь к власти, пытаются воздействовать на нее, обращая внимание данной власти на решение своих проблем.

Центром политической активности в общественно-политическом движении выступает его ядро (авангард) – инициативные группы, клубы, союзы и т. д. В отличие от политической партии, в общественно-политическом движении отсутствуют формальная внутренняя иерархия, четко выраженное постоянное членство и соответствующие документы (программа, устав и пр.).

Задача общественных организаций – выражение, защита и реализация интересов различных социальных, профессиональных, возрастных и других групп общества.

Основные типы общественно-политических организаций: союзы и объединения, собрания и ассоциации, палаты и комитеты, вооруженные группы и группы давления.

Виды общественно-политических движений:

– в зависимости от сферы деятельности: социально-политические, этнополитические, конфессиональные, экономические, экологические, антивоенные, научные и т. д.;

– в зависимости от целей: революционные и контрреволюционные, реформаторские и консервативные, национал-демократические и общедемократические;

– в зависимости от количества участников: массовые либо элитарные;

– в зависимости от места в политическом спектре: левые, центристские и правые;

– в зависимости от масштаба деятельности: местные, региональные, общефедеральные, межгосударственные и т. п.;

– в зависимости от социального состава: профессиональные, женские, молодежные;

– в зависимости от характера возникновения: сознательно организуемые и стихийные;

– в зависимости от методов действий: насильственные и ненасильственные.

Основное назначение партии — завоевание власти. Захват власти осуществляется через избирательные компании, программу партии. Общественные организации не могут ставить такой цели. Партия овладевает государственной машиной, чтобы реализовать свою программу. Государство — орудие, средство в руках партии для решения своих задач. Таким образом, партии принадлежит ведущая роль, организующая сила. Государство — основное звено политической системы, так как только государство выступает в качестве официального представителя всего общества, только у государства имеется аппарат управления и принуждения, только государство обладает материальными, финансовыми ресурсами. Общественные организации: раньше считалось, что они связывают партии и государство с народом ("приводные ремни"), но нельзя рассматривать это как одностороннее движение: необходимо учитывать интересы этих организаций.

Подобная схема условна.

Правящая партия как ядро политической системы может быть только при парламентской республике. Когда партия получает возможность формировать правительство, она использует механизм государства как орудие, так как государство обладает механизмом управления и принуждения и материальными ресурсами.

Назначение политической партии (Матузов, Малько):

1. осуществление функций представительства интересов различных социальных групп, общностей на уровне общих интересов всей социальной целостности

2. активная работа по интеграции социальной группы, входящей в сферу политических отношений

3. снятие внутренних противоречий.

Функции политических партий:

• Выявление, формулирование и удовлетворение интресов соц. групп (больших соц. групп)

• Активизация и интеграция определенной части людей

• Борьба за политическую власть, её использование, определение форм, методов и средств борьбы в зависимости от меняющейся обстановки

• Формирование высших и местных органов власти (выдвижегние своих сторонников, организация контроля за их парламентской деятельностью)

• Разработка партийной идеологи, создание и реализация политической программы разврития общества, ведение пропоганды, формирование общественного мнения

• Политическое воспитание общества или его части

• Подготовка и выдвижение кадров для партии, гос. аппарата и различных общественных организаций, формирование правящей элиты.

Типы политических партий:

• классовые (представляют интересы социальных групп, различающихся по своему месту в структуре производственных отношений, например, предпринимательские, рабочие)

• национальные, религиозные (выражают на государственном уровне специфические интересы той или иной этнической группы или конфессии, ставят задачу обеспечения их приоритета в государстве, например, партия исламского возрождения)

• проблемные (подчиняют свою деятельность решению какой-либо социальной задачи, наиболее актуальной, острой, важной, например, экологическая партия, партия мира или разоружения, земельной реформы)

• государственно-патриотические (ориентированы на мобилизацию представителей всех социальных слоев и групп на обеспечение целостности и стабильности государства)

• формирующиеся вокруг популярной политической фигуры и действующими как группы его поддержки

• гротескные партии (видят смысл своей деятельности в демонстрации самобытности пристрастий группы граждан, отстаивают свой ограниченный круг интересов, имеют небольшой, но сплоченный состав, например, партия любителей пива).

• революционные

• реформистские

• консервативно-реакционные

• умеренные

• радикально-экстремистские

• правящие,

• оппозиционные;

• правые,

• левые,

• центристские;

• авангардного типа,

• парламентского типа;

• доктринальные (защита своей идеологии),

• прагматические (практическая целесообразность деятельности)

• харизматические (вокруг лидера)

• кадровые — состоят из небольшого числа людей, нет постоянного членства, их активность направлена на выборные компании.

Члены — все те, кто проголосовал за них.

• массовые — основаны на постоянном членстве, платят взносы, имеют территориальные подразделения. Например, КПРФ

Деление на правящие и оппозиционные зависит от позиции власти, от того, какую партию поддерживает власть, на кого опирается. Правящая партия — обычно при парламентской форме правления. Она добивается большинства депутатских мест и получает возможность сформировать правительство. При президентской форме правления партии не играют решающей роли при формировании правительства. Оппозиционные партии также влияют на политическую жизнь. Например, в Англии: оппозиционная партия вправе создавать свой теневой кабинет, содержание которого осуществляется государством. Он дублирует все важнейшие решения государства. Если мнение не совпадает с мнением правящей партии, то доводит до сведения всех, высказывает свое сомнение, указывает на недостатки, чем контролирует правительство.

В случае смены одного правительства на другое не надо времени на раскачку, т.к. оно уже готово.

Партия авангардного типа — компартия в период СССР.

Ведущая роль закреплена законодательно, однопартийная система, не терпит политического плюрализма, ее идеология поддерживается государственным принуждением. Четко фиксированное членство, взносы. Строится на основе производственно-территориального принципа (Указ Ельцина отменил этот принцип), что позволяет охватывать все производственные отношения через трудовые коллективы, все общественные объединения и т.д. Охватывала все сферы жизни общества.

Партия парламентского типа: основное назначение — выборные кампании в представительный орган, завоевание власти через получение большинства мест в парламенте. Активизируются в период выборной кампании.

Место и роль партии зависит не только от типа партии, но и от типа политической системы, в которой она функционирует.

Политическая партия – это устойчивая политическая организация, объединяющая лиц с общими социально-классовыми, политико-экономическими, культурно-национальными и иными интересами и идеалами, ставящая пред собой цель завоевания государственной власти.

Политическая партия — это общественное объединение, созданное в целях участия граждан РФ в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в ОГВ и ОМС. (ФЗ «О политических партиях» 11.06.03)

Отличие политических партий от общественных организаций заключается в том, что основное назначение партии – захват власти, если общественная организация ставит политические цели, то она должна перерегистрироваться.

Это связующее звено между демократическим государством и обществом. Важное назначение политических партий — установление взаимосвязи между корпорациями гражданского общества и группами депутатов выборных представителей органов государственной власти.

Решения парламента всегда представляет собой форму компромисса между основными депутатскими группами, должны подкрепляться готовностью к адекватному компромиссу в гражданском обществе. Такое соглашение способно обеспечить партии в той мере, в которой они выражают интересы корпораций гражданского общества и пользуются влиянием парламента. Население воспримет с пониманием самые непопулярные решения, если им будет обеспечена поддержка партий, пользующихся авторитетом корпораций. Без таких партий решения законодателей повисают в воздухе, и их исполнение становится возможным только за счет особых мер принуждения. Законодатели встают пред необходимостью усиления исполнительной власти, которая затем их же и подминает. Партии играют важнейшую регулирующую роль в политической системе путем влияния на общественное мнение, разъяснения и претворения в жизнь решений органов государственной власти.

Место и роль партии зависит от:

1. тип политической системы.

2. тип партии.

3. форма правления.

Вопрос: А государство может оказать финансово-материальную поддержку партии? Использование государственных бюджетов для усиления партии, которую поддерживает власть (и которая поддерживает власть) влечет несменяемость власти. Поэтому на такое финансирование налагается запрет. Другие организации и физические лица можно поддерживать. Иностранным государствам запрещено помогать в предвыборных целях, в избирательных кампаниях.

Место и роль общественных организаций в политической системе общества

Парфенов: Основное назначение партии — завоевание власти. Захват власти осуществляется через избирательные компании, программу партии. Общественные организации не могут ставить такой цели. Партия овладевает государственной машиной, чтобы реализовать свою программу. Государство — орудие, средство в руках партии для решения своих задач. Таким образом, партии принадлежит ведущая роль, организующая сила. Государство — основное звено политической системы, так как только государство выступает в качестве официального представителя всего общества, только у государства имеется аппарат управления и принуждения, только государство обладает материальными, финансовыми ресурсами. Раньше считалось, что общественные организации связывают партии и государство с народом ("приводные ремни"), но нельзя рассматривать это как одностороннее движение: необходимо учитывать интересы этих организаций.

Отличаются от политических партий тем, что не ставят перед собой политических целей. Но их деятельность носит политический оттенок, они влияют на политическую жизнь. Свои политические требования они заявляют через политические партии, которые выражают общие с ними интересы. Иногда эти требования не находят адекватного выражения в существующей структуре политических партий, тогда общественные объединения политизируются и превращаются в политические партии/движения и становятся самостоятельной политической силой (прибалтийские общественные объединения, в Польше).

Общественные организации и движения, являясь важными элементами политической системы, оказывают значительное влияние на функционирование других ее элементов. Общественные организации и движения отличаются от других ее составляющих непартийным характером деятельности и широкой социальной базой. (Здесь и далее различные пособия по политологии)



Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 10190 | Нарушение авторского права страницы



studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.003 с)…

О проекте «Карта Слов»

Слова и выражения в русском языке неразрывно связаны между собой миллионами невидимых нитей. Мы слышим слово снег и в нашей голове тотчас же вспыхивают россыпью ассоциации: зима, снежинки ❄, Дед Мороз 🎅, снеговик ⛄, ёлка 🎄 и десятки других.

KARTASLOV.RU — это онлайн-карта слов и выражений русского языка. Здесь связи между словами обретают осязаемую форму.

При создании сайта мы использовали самые последние достижения в области компьютерной лингвистики, машинного обучения и искусственного интеллекта, опираясь при этом на мощнейшую теоретическую базу русского языка, созданную выдающимися советскими и российскими учёными-языковедами.

Начните своё путешествие с любого слова или выражения, переходя по ссылкам на соседние участки карты. Сейчас представлены два вида связей — ассоциации и синонимы, но в будущем мы обязательно охватим словообразовательные и вертикальные отношения между словами, превратив сервис в полноценный онлайн-тезаурус.

Для всех представленных на карте слов и выражений показаны примеры употребления в контексте. При этом, используя поиск, вы всегда можете выйти за пределы расчерченной области.

Сообщество

Вступайте в наше сообщество во ВКонтакте, где мы регулярно публикуем новости проекта и общаемся с нашими пользователями.

Записи созданы 783

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх