Общественные движения 19 века

Освобождение крестьян и восстановление общинных начал землепользования, развитие промышленности и транспорта при условии патриархальных отношений между предпринимателем и рабочим. Они защищали монархию на том основании, что лучше, чтобы один человек был замаран властью, всегда греховной и грязной, чем весь народ. Царь не имеет права на власть, как никто не имеет. Но он обязан нести тяготу власти, которую возложил на него народ.

Выступали против крепостного права. Приемлемая форма правления – конституционно-монархическая, с ограничением самодержавия, с политическими гарантиями свободы слова, печати, гласного суда, неприкосновенности личности.

Введение конституционных начал, демократических свобод и продолжение реформ. Выступали за создание общероссийского выборного органа (Земского собора), расширение прав и функций местных органов самоуправления (земств). ЗА конституционную монархию, сохранение сильной исполнительной власти. Приветствовали развитие капитализма и свободы предпринимательства, выступали за сохранение частной собственности, понижение выкупных платежей. Требование ликвидировать сословные привилегии, признание неприкосновенности личности, ее права на свободное духовное развитие были основой их морально-этических взглядов. Реформы – главный метод социально-политической модернизации России.

Выражал сущность, главные тенденции и механизм развития индустриального общества. Буржуазный либерализм отличался заметным демократизмом.

Идея равенства граждан перед законом приняла ясный и отчетливый вид. Кадеты выступали за защиту прав меньшинств, за снятие ограничений в правах поляков и евреев, за отмену паспортной системы. Либералы требовали всеобщего, прямого и равного избирательного права при тайном голосовании. Для буржуазных либералов было свойственно заявлять о себе как о выразителях интересов всего народа, они выдвинули в России идею надклассовости институтов власти, развивали теорию правового государства.

Бакунин – анархист, Лавров – пропагандист, Ткачёв – заговорщик. В 1876-1879 организована вторая группа «Земля и воля»

Выражали интересы крестьян, требовали уничтожения остатков крепостничества, ликвидации помещичьего землевладения и недопущения в Россию «язв» капитализма. Культурно-просветительская работа среди населения (теория «малых дел»). Идеологи — Михайловский, Даниельсон, Воронцов.

Общественное движение в России в XIX веке

В XIX веке в России обостряется идейная и общественно-политическая борьба. Основной причиной ее подъема явилось растущее понимание всем об­ществом отставания России от более передовых западноевропейских стран. В первой четверти XIX века общественно-политическая борьба наиболее ярко вы­разилась в движении декабристов. Часть российского дворянства, понимая, что сохранение крепостничества и самодержавия гибельно для дальнейшей судьбы страны, предприняла попытку переустройства государства. Декабристами были созданы тайные общества и разработаны программные документы. "Конститу­ция" Н.М. Муравьева предполагала введение в России конституционной монар­хии и разделение властей. "Русская правда" П.И. Пестеля предлагала более ра­дикальный вариант — установление парламентской республики с президентской формой правления. Обе программы признавали необходимость полной отмены крепостного права, введение политических свобод. Декабристы подготовили восстание с целью захвата власти. Выступление произошло 14 декабря 1825 года в Петербурге. Но офицеры-декабристы были поддержаны небольшим количест­вом солдат и матросов (около 3 тыс. человек), не явился на Сенатскую площадь руководитель восстания С.П. Трубецкой. Восставшие оказались без руководства и обрекли себя на бессмысленную тактику выжидания. Верные Николаю I части подавили восстание. Участники заговора были арестованы, руководители казне­ны, а остальные — сосланы на каторгу в Сибирь или разжалованы в солдаты. Не смотря на поражение, восстание декабристов стало значительным событием в русской истории: впервые была совершена практическая попытка изменить со­циально-политическую систему страны, идеи декабристов оказали существенное влияние на дальнейшее развитие общественной мысли.

Во второй четверти XIX века в общественном движении формируются идейные направления: консерваторы, либералы, радикалы.

Консерваторы отстаивали незыблемость самодержавия и крепостного права. Идеологом консерватизма стал граф С.С. Уваров. Он создал теорию офи­циальной народности. Она была основана на трех принципах: самодержавие, православие, народность. В этой теории преломились просветительские идеи о единении, добровольном союзе государя и народа. Во второй половине XIX в. консерваторы боролись за свертывание реформ Александра II и проведение контрреформ. Во внешней политике ими развивались идеи панславизма — едине­ние славянских народов вокруг России.

Либералы выступали за проведение необходимых реформ в России, они хотели видеть страну процветающей и могучей в кругу всех европейских госу­дарств. Для этого они считали необходимым изменить ее социально-политический строй, установить конституционную монархию, отменить крепост­ное право, наделить крестьян небольшими наделами земли, ввести свободу сло­ва и совести. Либеральное движение не было единым.

В нем сложилось два идейных течения: славянофильство и западничество. Славянофилы преувеличи­вали национальную самобытности России, они идеализировали историю допет­ровской Руси и предлагали вернуться к средневековым порядкам. Западники ис­ходили из того, что Россия должна развиваться в русле европейской цивилиза­ции. Они резко критиковали славянофилов за противопоставление России Евро­пе и считали, что ее отличие обусловлено исторически сложившейся отстало­стью. Во второй половине XIX в. либералы поддержали реформирование страны, приветствовали развитие капитализма и свободу предпринимательства, предла­гали ликвидировать сословные ограничения, понизить выкупные платежи. Либе­ралы стояли за эволюционный путь развития, считая реформы главным методом модернизации России.

Радикалы выступали за коренное, радикальное переустройство страны: свержение самодержавия и ликвидацию частной собственности. В 30-40-е годы ХIХ в. либералы создавали тайные кружки, которые имели просветительский ха­рактер. Члены кружков изучали отечественные и иностранные политические про­изведения, пропагандировали новейшую западную философию. Деятельность кружка М.В. Петрашевского положила начало распространению в России социа­листических идей. Социалистические идеи применительно к России развивал А.И. Герцен. Он создал теорию общинного социализма. В крестьянской общине А.И. Герцен увидел готовую ячейку социалистического строя. Поэтому он сделал вывод, что русский крестьянин, лишенный частнособственнических инстинктов, вполне готов к социализму и что в России нет социальной основы для развития капитализма. Его теория послужила идейным основанием деятельности радика­лов в 60-70-е годы ХIX в. Именно на это время приходится пик их активности. В среде радикалов возникли тайные организации, которые ставили цель изменения социального строя России. Для разжигания всероссийского крестьянского бунта радикалы стали устраивать хождения в народ. Результаты были ничтожны. На­родники столкнулись с царистскими иллюзиями и собственнической психологией крестьян. Поэтому радикалы приходят к идее террористической борьбы. Они провели несколько террористических акций против представителей царской ад­министрации, а I марта 1881г. убивают Александра II. Но террористические акты не оправдали ожиданий народников, они лишь привели к усилению реакции и по­лицейского произвола в стране. Многие радикалы были арестованы. В целом деятельность радикалов в 70-е годы ХIХ в. сыграла отрицательную роль: террори­стические акты вызывали страх в обществе, дестабилизировали положение в стране. Террор народников сыграл немалую роль в свертывании реформ Алек­сандра II и в значительной степени затормозил эволюционное развитие России,

В 80-90-е годы ХIХ в. в России начинает распространяться марксизм. В отличие от народников, пропагандировавших переход к социализму через бунт и считавших главной революционной силой крестьянство, марксисты предлагали перейти к социализму через социалистическую революцию, а главной революци­онной силой признавали пролетариат. Наиболее видными марксистами являлись Г.В. Плеханов, Л. Мартов, В.И. Ульянов. Их деятельность привела к созданию крупных марксистских кружков. Во второй половине 90-х годов ХIХ в. начал рас­пространяться "легальный марксизм", который выступал за реформистский путь преобразования страны в демократическом направлении.


Дата добавления: 2017-12-05; просмотров: 1549;


ПОСМОТРЕТЬ ЕЩЕ:

Общественное движение в России в XIX веке

В XIX веке в России обостряется идейная и общественно-политическая борьба. Основной причиной ее подъема явилось растущее понимание всем об­ществом отставания России от более передовых западноевропейских стран. В первой четверти XIX века общественно-политическая борьба наиболее ярко вы­разилась в движении декабристов. Часть российского дворянства, понимая, что сохранение крепостничества и самодержавия гибельно для дальнейшей судьбы страны, предприняла попытку переустройства государства. Декабристами были созданы тайные общества и разработаны программные документы. "Конститу­ция" Н.М. Муравьева предполагала введение в России конституционной монар­хии и разделение властей. "Русская правда" П.И. Пестеля предлагала более ра­дикальный вариант — установление парламентской республики с президентской формой правления. Обе программы признавали необходимость полной отмены крепостного права, введение политических свобод. Декабристы подготовили восстание с целью захвата власти. Выступление произошло 14 декабря 1825 года в Петербурге. Но офицеры-декабристы были поддержаны небольшим количест­вом солдат и матросов (около 3 тыс. человек), не явился на Сенатскую площадь руководитель восстания С.П. Трубецкой. Восставшие оказались без руководства и обрекли себя на бессмысленную тактику выжидания. Верные Николаю I части подавили восстание. Участники заговора были арестованы, руководители казне­ны, а остальные — сосланы на каторгу в Сибирь или разжалованы в солдаты. Не смотря на поражение, восстание декабристов стало значительным событием в русской истории: впервые была совершена практическая попытка изменить со­циально-политическую систему страны, идеи декабристов оказали существенное влияние на дальнейшее развитие общественной мысли.

Во второй четверти XIX века в общественном движении формируются идейные направления: консерваторы, либералы, радикалы.

Консерваторы отстаивали незыблемость самодержавия и крепостного права. Идеологом консерватизма стал граф С.С. Уваров. Он создал теорию офи­циальной народности. Она была основана на трех принципах: самодержавие, православие, народность. В этой теории преломились просветительские идеи о единении, добровольном союзе государя и народа. Во второй половине XIX в. консерваторы боролись за свертывание реформ Александра II и проведение контрреформ. Во внешней политике ими развивались идеи панславизма — едине­ние славянских народов вокруг России.

Либералы выступали за проведение необходимых реформ в России, они хотели видеть страну процветающей и могучей в кругу всех европейских госу­дарств. Для этого они считали необходимым изменить ее социально-политический строй, установить конституционную монархию, отменить крепост­ное право, наделить крестьян небольшими наделами земли, ввести свободу сло­ва и совести.

Либеральное движение не было единым. В нем сложилось два идейных течения: славянофильство и западничество. Славянофилы преувеличи­вали национальную самобытности России, они идеализировали историю допет­ровской Руси и предлагали вернуться к средневековым порядкам. Западники ис­ходили из того, что Россия должна развиваться в русле европейской цивилиза­ции. Они резко критиковали славянофилов за противопоставление России Евро­пе и считали, что ее отличие обусловлено исторически сложившейся отстало­стью. Во второй половине XIX в. либералы поддержали реформирование страны, приветствовали развитие капитализма и свободу предпринимательства, предла­гали ликвидировать сословные ограничения, понизить выкупные платежи. Либе­ралы стояли за эволюционный путь развития, считая реформы главным методом модернизации России.

Радикалы выступали за коренное, радикальное переустройство страны: свержение самодержавия и ликвидацию частной собственности. В 30-40-е годы ХIХ в. либералы создавали тайные кружки, которые имели просветительский ха­рактер. Члены кружков изучали отечественные и иностранные политические про­изведения, пропагандировали новейшую западную философию. Деятельность кружка М.В. Петрашевского положила начало распространению в России социа­листических идей. Социалистические идеи применительно к России развивал А.И. Герцен. Он создал теорию общинного социализма. В крестьянской общине А.И. Герцен увидел готовую ячейку социалистического строя. Поэтому он сделал вывод, что русский крестьянин, лишенный частнособственнических инстинктов, вполне готов к социализму и что в России нет социальной основы для развития капитализма. Его теория послужила идейным основанием деятельности радика­лов в 60-70-е годы ХIX в. Именно на это время приходится пик их активности. В среде радикалов возникли тайные организации, которые ставили цель изменения социального строя России. Для разжигания всероссийского крестьянского бунта радикалы стали устраивать хождения в народ. Результаты были ничтожны. На­родники столкнулись с царистскими иллюзиями и собственнической психологией крестьян. Поэтому радикалы приходят к идее террористической борьбы. Они провели несколько террористических акций против представителей царской ад­министрации, а I марта 1881г. убивают Александра II. Но террористические акты не оправдали ожиданий народников, они лишь привели к усилению реакции и по­лицейского произвола в стране. Многие радикалы были арестованы. В целом деятельность радикалов в 70-е годы ХIХ в. сыграла отрицательную роль: террори­стические акты вызывали страх в обществе, дестабилизировали положение в стране. Террор народников сыграл немалую роль в свертывании реформ Алек­сандра II и в значительной степени затормозил эволюционное развитие России,

В 80-90-е годы ХIХ в. в России начинает распространяться марксизм. В отличие от народников, пропагандировавших переход к социализму через бунт и считавших главной революционной силой крестьянство, марксисты предлагали перейти к социализму через социалистическую революцию, а главной революци­онной силой признавали пролетариат. Наиболее видными марксистами являлись Г.В. Плеханов, Л. Мартов, В.И. Ульянов. Их деятельность привела к созданию крупных марксистских кружков. Во второй половине 90-х годов ХIХ в. начал рас­пространяться "легальный марксизм", который выступал за реформистский путь преобразования страны в демократическом направлении.


Дата добавления: 2017-12-05; просмотров: 1548;


ПОСМОТРЕТЬ ЕЩЕ:

"Общественное движение в первой половине XIX в."

 

Особенности развития общественного движения в первой половине XIX в.:

•  во-первых, поражение декабристов и усиление полицейско-репрессивной политики правительства не привели к спаду общественного движения. Напротив, оно еще больше оживилось;

•         во-вторых, в отличие от предыдущего периода активизировалась дея­тельность консерваторов, защищавших существовавший в России строй.

В общественном движении первой половины XIX в. началось размежева­ние трех идейных направлений: радикального, либерального и консервативного.

 

Консерватизм в России опирался на теории, доказывающие незыблемость самодержавия и крепостного права. Идея необходимости самодержавия по­лучает обоснование впервые в период укрепления русского государства; развивается и совершенствуется в течение XVIII—XIX вв. В период, когда в Западной Европе было покончено с абсолютизмом, в России, напротив, продолжается теоретическое обоснование идеологии самодержавия.

В начале XIX в. Н. М. Карамзин писал о необходимости сохранения муд­рого самодержавия, которое, по его мнению, «основало и воскресило Рос­сию». Большое влияние на активизацию консервативной мысли оказало дви­жение декабристов.

В теории официальной народности (основана на трех принципах: самодер­жавие, православие, народность) министра народного просвещения графа С. С. Уварова отражались просветительские идеи о единении, добровольном союзе государя и народа, об отсутствии противоположных классов в русском обществе. Своеобразие заключалось в признании самодержавия как един­ственно возможной формы правления в России. Крепостное право рассмат­ривалось как благо для народа и государства. Православие — основа духовной жизни народа, опора самодержавия. Народность — отсутствие социальной розни в России, «единство» народа и «единение» его с царем. Делался вывод о невозможности и ненужности коренных социальных изменений в России, о необходимости укрепления самодержавия и крепостного права.

Эти идеи развивались журналистами Ф. В. Булгариным и Н. И. Гречем (из­датели полуофициозной газеты «Северная пчела»); профессорами Москов­ского университета М. П. Погодиным (профессор истории, в своих трудах раз­вивал теорию образования государства: на Западе — завоевание, а на Руси добровольное единение царя с народом), С. П. Шевыревым (профессор фило­логии, резко противопоставлял «разлагающийся и гниющий» Запад «святой Руси»; О. И. Сеньковским (профессор восточных языков, издатель журнала «Библиотека для чтения»).

Теория официальной народности не только про­пагандировалась через прессу, но и широко внедрялась в систему просвеще­ния и образования.

 

На рубеже 30—40-х гг. XIX в. среди оппозиционных правительству либера­лов сложилось два идейных течения — славянофильство и западничество.

Сам термин «славянофильство» придуман идейными их оппонентами — западниками, причем сами славянофилы первоначально не приняли это название, так как считали себя «русолюбами» или «русофилами», т. е. под­черкивали, что их интересуют преимущественно исторические судьбы России, русского народа, а не славян вообще. В истории развития славяно­фильства как идейного течения обычно выделяют два периода: раннее славя­нофильство — до реформы 1861 г. и позднее (пореформенное) славянофиль­ство — примерно до середины 70-х гг. XIX в.

 

Славянофилы оставили богатое наследство в области философии, литера­туры, истории, богословия, экономики (И. Киреевский — в области филосо­фии и истории, А. Хомяков — в богословии и истории, К. Аксаков и Д. Валуев — в истории, Ю. Самарин — в социально-экономической и политической нау­ке, Ф. Чижов — в истории литературы и искусства).

 

Основные идеи славянофилов:

•   убеждены в особой самобытности пути развития России, которую они преувеличивали;

•   большое значение придавали крестьянской общине;

•   Земские соборы оценивали как органы сотрудничества между народом и царской властью;

•     резко отрицательно относились к реформам Петра I, заставившим свернуть Россию с «истинного» пути. Крепостное право и деспотическая власть расценивалась как главный результат реформ Петра;

•   единственно верной и глубоко нравственной религией считали право­славие;

•   верили в то, что основная задача, стоящая перед Россией, — вернуться на исконный путь, для чего необходимо отменить крепостное право и возро­дить Земские соборы.

Борьба славянофилов с преклонением перед Западом, изучение ими исто­рии народа и народного быта имели большое положительное значение для развития русской культуры.

 

Западники, в широком смысле, — термин, принятый в научной литературе для обозначения носителей особого мировоззрения, основанного на призна­нии общности России и Западной Европы как нераздельных частей и одного культурно-исторического целого. Наиболее широкие хронологические рам­ки терминов «западники» и «западничество» предложил Jl. Н. Гумилев: их появление он относит к IX в. А. Н. Сахаров первым западником называет ле­тописца Нестора, который отнес в «Повести временных лет» Русь вместе с Европой к «Афетовой» части света. В трудах С. М. Соловьева и Г. В. Плеха­нова появление западников датируется XVII в. Вл. С. Соловьев, автор статьи «Западники» в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона, относил возникновение западничества к XVIII в. и выделял в его развитии три глав­ных «фазиса»: 1) теократический, представленный преимущественно рим­ским католичеством; 2) гуманитарный, определившийся теоретически как рационализм и практически как либерализм; 3) натуралистический, выра­зившийся в позитивном естественно-научном направлении мысли и в преоб­ладании социально-экономических интересов. Ярким представителем пер­вого «фазиса» Соловьев считал П. Я. Чаадаева, второго — В. Г. Белинского и «людей сороковых годов», третьего — Н. Г. Чернышевского и «людей шести­десятых годов». Наиболее узкие рамки западничества предложил А. А. Григо­рьев: 40—60-е гг. XIX в. (в современной отечественной историографии эту точку зрения разделяют С.С. Дмитриев, Н. И. Цимбаев и другие историки).

В ходе идейной борьбы со славянофилами термин «западники» получил широкое распространение в обществе и литературе и стал употребляться  прежде всего для обозначения одного из направлений русской общественной мысли конца 30—60-х гг. XIX в.            

Большое влияние на формирование взглядов западников оказали труды западноевропейских ученых и мыслителей К. Вердера, Г. Гегеля, И. Гердера, И. Канта, Ж.

Кондора и др. Видными представителями московских западни­ков были В.П. Боткин, Г. Н. Грановский, К. Д. Кавелин, С. М. Соловьев и др.

В Петербурге начала 40-х гг. западники группировались вокруг В. Г. Бе­линского. В его кружок входили П. В. Анненков, И. И. Панаев, Н. А. Некра­сов, И. С. Тургенев, И. А. Гончаров и др.

 

Основные идеи западников:

•   благодаря реформам Петра I Россия движется по европейскому пути, но с заметным отставанием, главные проявления которого — самодержавие и крепостное право;

•   необходимо догнать Европу путем реформ, проводимых сверху (пози­ция либеральных западников), преобразуя самодержавие в конституционную монархию и изживая крепостничество;

•   особая позиция была у радикальных западников (в отечественной исто­риографии после 1917 г. именовалась революционно-демократической): во- первых, необходимо не только догнать буржуазную Европу, но и совершить вместе с ней рывок к социалистическому строю; во-вторых, наиболее дей­ственным средством для этого являются не реформы, а революция.

Восстание декабристов подтолкнуло оппозиционную правительству часть студенчества к организации различного рода кружков и тайных обществ. В 20—30-е гг. XIX в. ядро этих организаций составляли главным образом сту­денты Московского университета:

•   кружок братьев Критских в Московском университете (1827) разделял программу декабристов;

•    кружок Н. П. Сунгурова (1830—1831) выступал за революционный переворот;

•   кружки В. Г. Белинского (1829), А. И. Герцена, Н. П. Огарева (1831 — 1834), Н. В. Станкевича (1833—1937) изучали теорию утопического социализ­ма, западноевропейскую философию.

 

Оживление общественного движения в 40-х гг. выразилось в создании новых кружков. По имени руководителя одного из них — М. В. Буташевича-Петрашевского — его участники были названы петрашевцами. В кружок вхо­дили чиновники, офицеры, учителя, писатели, публицисты (Ф. М. Достоев­ский, М. Е. Салтыков-Щедрин, В. Н. Майков, А. Н. Плещеев и др.).

М. В. Петрашевский со своими друзьями создал первую коллективную библиотеку, состоявшую преимущественно из сочинений по гуманитарным наукам.

Петрашевцы решительно осуждали самодержавие и крепостное право. В республике они видели идеал политического устройства и намечали про­грамму широких демократических преобразований. Был создан «Проект об освобождении крестьян», в котором предлагалось прямое, безвозмездное и бе­зусловное освобождение их с тем наделом земли, который они обрабатывали.

Радикальная часть петрашевцев пришла к выводу о назревшей необходимости восстания, движущей силой которого должны были стать крестьяне и гор­нозаводские рабочие Урала.

Кружок М. В. Петрашевского был раскрыт правительством в апреле 1849 г. К следствию привлекли более 120 человек. Комиссия квалифицировала их деятельность как «заговор идей». Несмотря на это, участники кружка были жестоко наказаны.

Военный суд приговорил 21 человека к смертной казни, но в последнюю минуту расстрел был заменен бессрочной каторгой. Деятельность кружка М. В. Петрашевского положила начало распространению в России социалис­тических идей.

 

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ:
Основные даты Истории России (VI в. — 2002 г.)
Конспект "Гражданская война"
Конспект "Правление Павла I"

Перейти к списку «Каталог конспектов» по предмету «История»

Общественное движение в России в XIX веке

В XIX веке в России обостряется идейная и общественно-политическая борьба. Основной причиной ее подъема явилось растущее понимание всем об­ществом отставания России от более передовых западноевропейских стран. В первой четверти XIX века общественно-политическая борьба наиболее ярко вы­разилась в движении декабристов. Часть российского дворянства, понимая, что сохранение крепостничества и самодержавия гибельно для дальнейшей судьбы страны, предприняла попытку переустройства государства. Декабристами были созданы тайные общества и разработаны программные документы. "Конститу­ция" Н.М. Муравьева предполагала введение в России конституционной монар­хии и разделение властей. "Русская правда" П.И. Пестеля предлагала более ра­дикальный вариант — установление парламентской республики с президентской формой правления. Обе программы признавали необходимость полной отмены крепостного права, введение политических свобод. Декабристы подготовили восстание с целью захвата власти. Выступление произошло 14 декабря 1825 года в Петербурге. Но офицеры-декабристы были поддержаны небольшим количест­вом солдат и матросов (около 3 тыс. человек), не явился на Сенатскую площадь руководитель восстания С.П. Трубецкой. Восставшие оказались без руководства и обрекли себя на бессмысленную тактику выжидания. Верные Николаю I части подавили восстание. Участники заговора были арестованы, руководители казне­ны, а остальные — сосланы на каторгу в Сибирь или разжалованы в солдаты. Не смотря на поражение, восстание декабристов стало значительным событием в русской истории: впервые была совершена практическая попытка изменить со­циально-политическую систему страны, идеи декабристов оказали существенное влияние на дальнейшее развитие общественной мысли.

Во второй четверти XIX века в общественном движении формируются идейные направления: консерваторы, либералы, радикалы.

Консерваторы отстаивали незыблемость самодержавия и крепостного права. Идеологом консерватизма стал граф С.С. Уваров. Он создал теорию офи­циальной народности. Она была основана на трех принципах: самодержавие, православие, народность. В этой теории преломились просветительские идеи о единении, добровольном союзе государя и народа. Во второй половине XIX в. консерваторы боролись за свертывание реформ Александра II и проведение контрреформ. Во внешней политике ими развивались идеи панславизма — едине­ние славянских народов вокруг России.

Либералы выступали за проведение необходимых реформ в России, они хотели видеть страну процветающей и могучей в кругу всех европейских госу­дарств. Для этого они считали необходимым изменить ее социально-политический строй, установить конституционную монархию, отменить крепост­ное право, наделить крестьян небольшими наделами земли, ввести свободу сло­ва и совести. Либеральное движение не было единым. В нем сложилось два идейных течения: славянофильство и западничество. Славянофилы преувеличи­вали национальную самобытности России, они идеализировали историю допет­ровской Руси и предлагали вернуться к средневековым порядкам. Западники ис­ходили из того, что Россия должна развиваться в русле европейской цивилиза­ции.

Они резко критиковали славянофилов за противопоставление России Евро­пе и считали, что ее отличие обусловлено исторически сложившейся отстало­стью. Во второй половине XIX в. либералы поддержали реформирование страны, приветствовали развитие капитализма и свободу предпринимательства, предла­гали ликвидировать сословные ограничения, понизить выкупные платежи. Либе­ралы стояли за эволюционный путь развития, считая реформы главным методом модернизации России.

Радикалы выступали за коренное, радикальное переустройство страны: свержение самодержавия и ликвидацию частной собственности. В 30-40-е годы ХIХ в. либералы создавали тайные кружки, которые имели просветительский ха­рактер. Члены кружков изучали отечественные и иностранные политические про­изведения, пропагандировали новейшую западную философию. Деятельность кружка М.В. Петрашевского положила начало распространению в России социа­листических идей. Социалистические идеи применительно к России развивал А.И. Герцен. Он создал теорию общинного социализма. В крестьянской общине А.И. Герцен увидел готовую ячейку социалистического строя. Поэтому он сделал вывод, что русский крестьянин, лишенный частнособственнических инстинктов, вполне готов к социализму и что в России нет социальной основы для развития капитализма. Его теория послужила идейным основанием деятельности радика­лов в 60-70-е годы ХIX в. Именно на это время приходится пик их активности. В среде радикалов возникли тайные организации, которые ставили цель изменения социального строя России. Для разжигания всероссийского крестьянского бунта радикалы стали устраивать хождения в народ. Результаты были ничтожны. На­родники столкнулись с царистскими иллюзиями и собственнической психологией крестьян. Поэтому радикалы приходят к идее террористической борьбы. Они провели несколько террористических акций против представителей царской ад­министрации, а I марта 1881г. убивают Александра II. Но террористические акты не оправдали ожиданий народников, они лишь привели к усилению реакции и по­лицейского произвола в стране. Многие радикалы были арестованы. В целом деятельность радикалов в 70-е годы ХIХ в. сыграла отрицательную роль: террори­стические акты вызывали страх в обществе, дестабилизировали положение в стране. Террор народников сыграл немалую роль в свертывании реформ Алек­сандра II и в значительной степени затормозил эволюционное развитие России,

В 80-90-е годы ХIХ в. в России начинает распространяться марксизм. В отличие от народников, пропагандировавших переход к социализму через бунт и считавших главной революционной силой крестьянство, марксисты предлагали перейти к социализму через социалистическую революцию, а главной революци­онной силой признавали пролетариат. Наиболее видными марксистами являлись Г.В. Плеханов, Л. Мартов, В.И. Ульянов. Их деятельность привела к созданию крупных марксистских кружков. Во второй половине 90-х годов ХIХ в. начал рас­пространяться "легальный марксизм", который выступал за реформистский путь преобразования страны в демократическом направлении.


Дата добавления: 2017-12-05; просмотров: 1546;


ПОСМОТРЕТЬ ЕЩЕ:

Записи созданы 973

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх