Объект исследования

Даже получив высшее образование, не многие выпускники поняли суть определения «предмет исследования».

Вопрос отличия предмета от объекта исследований вообще покрыт мраком для большинства студентов. Эта тема очень важна для понимания, ведь существенное отличие между этими понятиями существует. Разобравшись в этом, Вы сможете положить качественное начало написанию дипломной работы.

Для того чтобы понять, что же такое предмет исследования, сразу выделите объект исследования, когда куратор даст Вам тему работы. Это то абстрактное понятие, над которым Вы и будете работать. Предметом же станет любая часть Вашего исследования. Для формирования предмета исследования объект очень важен, ведь именно он задает рамки, в которых Вы будете выбирать предмет анализа.

Предметом исследования, как правило, становится самое слабое место в анализируемом объекте. Предмет исследования – аспект, который устанавливает границы исследования и подлежит детальному анализу. Зачастую, цель работы и предмет, выбранный для исследования, являются одинаковыми. Скажем, если целью нашей работы является раскрытие механизма использования персонального брэндинга для продвижения продукта, то предметом станет персональный брэндинг, как фактор для продвижения продуктов в современном динамичном мире.

Также, предметом могут быть сами способы исследования. Учитывайте это, пожалуйста, при формировании объекта и предмета исследования и Вы грамотно зададите направление проекта.

Понятие объекта исследования всегда будет гораздо шире, чем предмета, но именно правильная постановка предметов анализа позволит Вам выбрать нужное направление в работе и прийти к поставленной цели.

Понятие предмета исследования существует для того, чтобы член комиссии при первой встрече с Вашей работой мог понять, что же Вы выбрали для исследования, ведь, зачастую, по названию это сделать не так уж и просто. Для студента правильный подбор предмета анализа также несет в себе колоссальную пользу: систематизация информации и подбор необходимой литературы даются гораздо проще при правильной формулировке объекта и предмета исследования.

Изначально, целью того, что нам необходимо выделить предмет исследования, является тот факт, что при правильной постановке задач, студент может затратить гораздо меньше усилий и времени для написания диплома.

Поскольку предмет задает конкретную точку анализа в поле, заданном объектом, работа выпускника будет являться последовательной и грамотной при правильной формулировке предмета исследования.

Факторы, которые необходимо принять во внимание при постановке предмета исследования:

  1. Предмет исследования всегда тесно взаимодействует с обнаруженной научной проблемой;

Пример. «Отношение правительства к предпринимателям». Вопрос «Какова же суть отношения?» позволяет нам определить предмет исследования. Это будет «Нормативное правовое регулирование предпринимательской деятельности в государстве». Очень важно то, что если проблема обоснована, то выделить правильный предмет исследования не составляет труда.

  1. Предмет исследования может объять только один аспект рассматриваемой проблемы.

Пример. Объектом анализа является «Деятельность с\х сообществ во время сбора урожая». В этом случае разумной будет постановка таких предметов исследования: А) «Деятельность с\х сообществ при подготовке к сезону сбора урожая; Б) «Деятельность с\х сообществ при обеспечении работ с\х техникой» и так далее.

  1. Предмет исследования не может охватывать объем информации больший, чем объект, ведь является его частью.

Пример. Предмет «Оборудование биофабрик в современном мире» гораздо шире, чем объект «Промышленное оборудование биофабрик в Молдове», поэтому их стоит поменять местами.

 Что же главное для правильного выделения предмета исследования в дипломной работе? Для начала обязательно выделить объект, то есть область для исследования, а уже затем мы выберем предмет для более глубокого анализа.

Зная и применяя эти знания на практике, Вы сможете быстро, конструктивно и грамотно написать дипломную работу.

Опыт занятий с начинающими исследователями – студентами показывает, что различение объекта и предмета научного исследования — едва ли не самое трудное, с чем они сталкиваются в попытке упорядочить свои представления о направлении и структуре работы. Выделение предмета дает возможность автору сосредоточиться на главных для него характеристиках, свойствах объекта и фактах, связанных с этим главным.

По мнению Е.П. Тавокина, формулировка проблемы предопределяет выбор объекта исследования, в качестве которого может быть всё то, что явно или неявно содержит проблемное противоречие и порождает проблемную ситуацию.

Необходимо помнить, что под объектомисследования обычно понимают определенную часть окружающего нас материального или нематериального мира, реальность, существующую независимо от нашего знания о ней. Это могут быть физические тела, живые организмы, социальные общности или отдельный человек. Важно то, что все эти объекты окружающей действительности существовали и существуют вне зависимости от того, знаем мы что-либо об их существовании или нет.

Им может быть определенный процесс, область существующей действительности или какое-либо отношение, содержащее в себе противоречие. Другими словами, объектом может быть все то, что явно или неявно содержит в себе противоречие и порождает проблемную ситуацию. Объект — это то, на что направлен процесс познания.

Действительность бесконечно многообразна. Студент должен получить некоторые конечные результаты в ее исследовании. Если он не выделит в том объекте, на который направлено его внимание, главный ключевой пункт, аспект или взаимосвязь, он может «расплыться мыслью по древу», пойти сразу во всех направлениях, что, понятно, ни к чему хорошему привести не может. Поэтому необходимо различать, с одной стороны, весь круг явлений, на которые направлено внимание исследователя, т.е. объект, а с другой — то, относительно чего он обязуется получить новое знание, — предмет его научной работы.

Далее выделяется предмет исследования, то есть конкретная трансформация формулировки проблемы, содержащая наиболее значимые с теоретической или практической точки зрения её аспекты для данного объекта. (Например, проблема: противоречие между равными правами на трудоустройство и неравенством возможностей их реализации в различных социальных группах. Предмет: соотношение между планами на трудоустройство и реальными масштабами их реализации).

Иными словами, предмет исследования— часть, сторона объекта. Это те наиболее значимые с практической или теоретической точки зрения свойства, стороны, особенности объекта, которые подлежат непосредственному изучению.

Предмет исследования существует всегда только в сознании исследователя, т.е.

полностью зависит от самого знания и является его частью. Определяя предмет исследования, мы чисто абстрактно выделяем одну или несколько сторон объекта и пытаемся изучить их, учитывая или не учитывая влияние других, не выделенных нами сторон. По такой логике каждому объекту исследования может соответствовать несколько предметов изучения. Например, каменное здание как объект существующей независимо от нас реальности может заинтересовать экономиста с точки зрения затрат на строительство, архитектора — с точки зрения архитектурного стиля и удачного включения в окружающий ландшафт, строителя фундамента — с точки зрения посадки здания в грунт и прочности основания, журналиста – с точки зрения проблем, существующих в доме или связанных со строительством, человека, проживающего в здании, — с точки зрения удобства внутренних помещений. Каждый может заинтересоваться и другими сторонами объекта, но только исходя из факта их влияния на интересующий его предмет.

Точное определение предмета избавляет исследователя от заведомо безнадежных попыток «объять необъятное», сказать «все», притом новое, об эмпирическом объекте, имеющем в принципе неограниченное число элементов, свойств и отношений.

Определяя предмет, мы одновременно открываем возможность прийти к конечному (для данного этапа) результату.

Таким образом, в самом объекте не содержится никакого предмета исследования. Предмет исследования может быть выделен как особое содержание посредством практических и познавательных действий с объектом. Выделение предмета исследования путем абстрагирования от других свойств объекта представляет собой необходимый этап в процессе научного познания окружающего нас мира. Целостное изучение объекта исследования не дает возможности охватить все его свойства и особенности. Рано или поздно появляется объективная необходимость сосредоточиться на изучении лишь отдельных его сторон (Е.П. Тавокин).

Предметнаучной работы — это та сторона, тот аспект, та точка зрения, «проекция», с которой исследователь познает целостный объект, выделяя при этом главные, наиболее существенные (с точки зрения иссле­дователя) признаки объекта, конкретная часть объекта. Он (предмет) определяет то, что находится в границах объекта и обусловливает содержание предстоящего исследова­ния. Один и тот же объект может быть предметом разных исследований или даже целых научных направлений. Предмет дипломной работы чаще всего либо совпадает с ее темой, либо они очень близки по звучанию.

Мастерство в определении предмета традиционно связывается с тем, насколько исследователь приблизился при его идеальном конструировании, во-первых, к сфере наиболее актуальных динамических состояний объекта (возможность объяснить происхождение и развитие, генезис, проявляющиеся внешне противоречия явления), и, во-вторых, к области существенных связей и элементов, изменение которых оказывает влияние на всю систему организации объекта.

Соотношение объекта и предмета можно кратко охарактеризовать так: объект (и это вполне естественно) объективен, а предмет субъективен.

Наконец, самым кратким и точным, хотя и требующим некоторых специальных знаний, определением будет такое: предмет — это модель объекта.

Иногда требование выделять объект и предмет исследования считают формальным. Это неверно. В действительности оно по-настоящему содержательно, поскольку помогает исследователю еще в начале работы определить прямую дорогу к поставленной цели, сосредоточить внимание на главном направлении. Предмет, если воспользоваться метафорой, помогающей понять суть проблемы, можно сравнить с магнитом, поднесенным к груде железных опилок. Появляется структура, беспорядочное нагромождение отдельных частиц поляризуется, приобретает определенные очертания. В исследовании становится возможным отделить главное от второстепенного, заданное от данного. Уже имеющееся «старое» (данное) знание выступает как средство получения новых нетривиальных результатов (заданного) — новых теоретических положений, закономерностей, принципов, более конкретных норм профессиональной деятельности и т.п.

Определение предмета полезно еще в одном отношении. Оно снимает претензии к полноте завершенного исследования, если работа выполнена в соответствии с заявленным предметом, т.е. если та сторона объекта, которую «взял» для изучения исследователь, рассмотрена им так, как обозначено в формулировке предмета, цели и задачи.

Можно и предмет обозначить формально, не подумав как следует. Это характеризует не категорию саму по себе, а ее небрежное использование.

Как показывает практика, различение категорий объекта и предмета дается с трудом. Наиболее распространенным недоразумением, фактически ликвидирующим различение двух рассматриваемых здесь характеристик, является представление о предмете как обозначении некоторого участка или объекта, избираемого для изучения: «объект шире, а предмет более узок». Но дело вовсе не сводится к размерам того или другого. Предмет — не кусок, отрезанный от объекта, а способ или аспект его рассмотрения. Объект рассматривается весь, целостно, в определенном ракурсе. Эта мысль хорошо выражена в определении категории предмета. Нужно ещё раз подчеркнуть, что требование различать и чётко формулировать объект и предмет исследования — не пустая формальность. Характер и способ определения этих методологических характеристик служит показателем степени углубления исследователя в сущность объекта и продвижения в самом исследовательском процессе. В этих определениях находит отражение уровень всего исследования на данной стадии. Не всегда удается сразу найти нужные слова. Это не значит, что первоначальное определение было ошибочным. Просто произошел переход на следующую стадию познания изучаемого участка действительности, и это должно найти отражение в новых, уточнённых представлениях исследователя о его работе.

Таким образом,объект научной работы — эта та часть практики или научного зна­ния, с которой исследователь имеет дело, другими словами — это та крупная, относительно самостоятельная часть объектной области, в которой находится предмет исследования. Он представляет собою процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию, которая будет исследо­ваться.

Существует два принципиальных подхода в определении места рас­крытия объекта и предмета научной работы в последовательности раскры­тия научного аппарата:

а) после определения проблемы исследования. Цель показывает уро­вень, направленность, глубину решения проблемы. Полностью решить ту или иную, особенно гуманитарную, проблему далеко не всегда под силу студенту с учетом его возможностей и времени, отпускаемого на исследование;

б) после определения цели. В этом случае цель диктует границы иссле­дования и его содержание.

Каж­дый из указанных подходов справедлив в зависимости от проблемы и цели исследования. В одних случаях, когда из проблемы необходимо выделить границы возможно­го исследования и его объем (содержание), после определения объекта и предмета следует цель. В других, когда из проблемы полностью выделяется цель, она, в свою очередь, позволяет определить границы и содержание ис­следования.



Дата публикования: 2014-10-30; Прочитано: 10194 | Нарушение авторского права страницы



studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.002 с)…

Объект и предмет исследования.

12Следующая ⇒

Объект исследования — это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию.

Предмет исследования — это то, что находится в границах объекта, определенные свойства объекта их соотношения, зависимость объекта от каких — условий. Предметом исследования могут быть явления в целом, отдельные их стороны, аспекты и отношения между отдельными сторонами и целым (совокупность элементов, связей, отношений в конкретной области исследуемого объекта, в которой выявлена проблема, требующая решения).Предмет исследования – это значимые с теоретической или практической точки зрения особенности, свойства или стороны объекта. Предмет исследования показывает, через что будет познаваться объект. В каждом объекте исследования существует несколько предметов исследования и концентрация внимания на одном из них означает, что другие предметы исследования данного объекта просто остаются в стороне от интересов исследователя.

Пример

Объектом исследования является автотранспортное предприятие ООО «АТП», основным видом деятельности, которого является предоставление услуг по транспортным перевозкам пассажирского и грузового транспорта.

Цель и задачи (они раскрывают путь к достижению цели)

Цель курсовой работы показывает то, чего хочет достичь обучающийся в своей исследовательской деятельности.

Пример: Целью курсовой работы является рассмотрение правовой регламентации налоговых проверок, выявление актуальных проблем, возникающих в ходе налоговых проверок, а также поиск путей совершенствования механизма проведения налоговых проверок.

Задачи раскрывают путь к достижению цели. Каждой задаче, как правило, посвящена глава (либо параграф) курсовой работы. Задачи могут вводиться словами: — выявить;- раскрыть;- изучить;- разработать;- исследовать;- проанализировать;- систематизировать;- уточнить и т.д.

Количество задач должно быть 3-5. Задачи обязательно должны быть отражены в заключении, выводах и рекомендациях.

Основные методы исследования — перечисляются методы, с помощью которых проводилось исследование: теоретические и практические.

Методы – это способы, приемы познания объекта. В любой курсовой работе используются методы анализа литературы, анализа нормативно-правовой документации по теме, а также анализ документов, архивов и проч: анализа литературы; анализ нормативно-правовой документации; сравнение; моделирование; синтез; классификация, обобщение.

Структура исследования — исследователь указывает количество глав, параграфов, таблиц, исследуемых источников, приложения.

Теоретическая значимость — на какую область специальности могут оказать влияние полученные теоретические выводы, каковы перспективы прикладных работ.

Практическая значимость — определяется влияние полученных рекомендаций, предложений на изучаемый процесс, решением практических вопросов.

Краткое описание структуры

Основная часть работы. Основную часть следует делить на главы и параграфы. Рекомендуемое количество глав – 2-3, объемом 10-15 страниц каждая. Рекомендуемое количество параграфов – 2-3, объемом от 2 до 5 страниц.

Первая глава носит теоретический характер, в ней следует:

— определить сущность исследуемой проблемы, изучить опыт её реализации в практике деятельности экономических субъектов;

— дать характеристику степени проработанности проблемы в литературных источниках (книгах, журналах, монографиях, газетных статьях, материалах конференций и т.д.), наметить пути решения проблемы;

— создать основу (базу) для последующих глав, которые будут конкретизировать теоретические положения курсовой работы.

Во второй главе исследование и изложение материала носят более конкретный характер. Здесь должны быть представлены результаты проделанных исследований. Если для получения результатов необходимо использовать уже имеющуюся методику, то необходимо сделать на неё соответствующую ссылку. Вторая глава является аналитической, а также содержит предложения и рекомендации, пути решения задач, поставленных во введении проекта.

Между параграфами и между главами необходимы смысловые связки, чтобы текст выпускной квалификационной работы был логично выстроен и не содержал разрывов в изложении материала. Необходимо по каждой главе формулировать краткие выводы.

В заключение исследования раскрывается значимость рассмотренных вопросов для научной теории и практики; делаются выводы по всей проделанной работе. Выводы могут оформляться в виде тезисов, рекомендаций, предложений.

После заключения приводится список литературы в установленном порядке и приложения к курсовой работе.

Список литературы:отражает список литературы, проработанный автором, независимо от того имеются ли в тексте ссылки на нее или нет.

Курсовая работа должна иметь не менее 15 источников.

Приложенияпризваны облегчить восприятие содержания работы, и могут включать: дополнительные материалы, иллюстрации вспомогательного характера, анкеты, методики, документы, материалы, содержащие первичную информацию для анализа, таблицы статистических данных и т.д. Правила представления приложений:

— приложения помещают на страницах, следующих за списком литературы;

— приложения располагают в порядке появления на них ссылок в тексте курсовой работы;

— каждое приложение должно начинаться с новой страницы и иметь содержательный заголовок;

— приложения нумеруются арабскими цифрами без указания знака номера. Порядковый номер размещают в правом верхнем углу над содержательным заголовком после слова Приложение;

— приложения должны иметь общую с остальной частью курсовой работы сквозную нумерацию страниц;

— на все приложения в основной части курсовой работы должны быть ссылки.


12Следующая ⇒


Дата добавления: 2016-12-05; просмотров: 403 | Нарушение авторских прав


Похожая информация:


Поиск на сайте:


Записи созданы 973

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх