Понятие, роль и функции бюджета

Реформирование финансовой системы России и ее основного звена – бюджетной системы обусловлено переходом от административно-командных методов управления к рыночным. Бюджетная система позволяет осуществлять регулирование экономических и социальных процессов в интересах всех членов общества.

Выбранная мною тема является актуальной, так как рассмотрение и изучение бюджетной системы имеет первостепенную важность в функционировании и формировании экономики нашей страны.

В формировании и развитии экономической и социальной структуры общества большую роль играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках принятой на каждом историческом этапе политики. Одним из механизмов, позволяющих государству проводить экономическую и социальную политику, является финансовая система общества и входящая в ее состав государственный бюджет. Именно через государственный бюджет производится направленное воздействие на образование и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

Бюджет — это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

С помощью государственного бюджета государственные власти получают финансовые ресурсы для содержания государственного аппарата, армии, осуществления социальных мероприятий, реализации экономических задач, т.е. для выполнения государством возложенных на него функций.

В то же время бюджет правомерно рассматривать как экономическую категорию, которая выражает определенные экономические отношения. Бюджет — категория, свойственная различным отношениям. Его возникновение и развитие связано с зарождением и формированием государства. Государство использует бюджет в качестве одного из основных инструментов обеспечения как непосредственно своей деятельности, так и важнейшего элемента проведения экономической и социальной политики.

Таким образом, главная экономическая роль бюджета выражается в том, что он формирует финансовую базу для функционирования органов государства и местного самоуправления. Сущность бюджета проявляется в тех общественных отношениях, которые связаны с концентрацией и использованием его средств.

Функции бюджетов заложены в их сущности, которые проявляются через их свойства. Основными функциями бюджетов являются:

  • распределительная функция бюджета;
  • перераспределительная функция;
  • регулирующая функция;
  • стимулирующая функция;
  • социальная функция;
  • функция планирования;
  • функция организации;
  • контрольная функция.

Распределительная функция бюджета проявляется непосредственно через формирование и использование централизованных фондов денежных средств по уровням органов власти государственного и местного управления. Важное значение в распределении бюджетных средств отводится следующим фондам: резервному фонду, фонду развития и фонду поддержки субъектов РФ. С помощью бюджетов и фондов государство регулирует хозяйственную жизнь страны, тем самым целенаправленно усиливает или сдерживает темпы роста производства, ускоряет или снижает рост капиталов и частных сбережений, изменяет структуру спроса и предложения, регулирует социальное обеспечение членов общества.

Перераспределительная функция национального дохода и ВВП проявляется непосредственно на стадиях образования доходов бюджетов и распределения бюджетных ресурсов.

В процессе формирования доходов бюджетов происходит принудительное изъятие в пользу государства части ВВП, созданного в процессе общественного воспроизводства.

Средства государственного бюджета в первую очередь направляются на финансирование структурной перестройки экономической сферы, комплексных целевых программ, наращивание научно-технического потенциала и мероприятий социальной защищенности наименее обеспеченных слоев населения.

Регулирующая и стимулирующая функции бюджетов проявляются непосредственно через налоговые доходы и расходы бюджетов. То есть налоговые доходы и бюджетные расходы выступают в качестве инструмента регулирования и стимулирования экономики и инвестиций, повышая эффективность производства, в первую очередь наиболее важные отрасли народного хозяйства, атомной энергетики, машиностроения, агропромышленного комплекса, жилищного строительства.

Бюджетные средства содержат социальную направленность, проявляющуюся в непосредственной поддержке членов общества, в первую очередь, в поддержке наименее защищенных слоев населения, учреждений здравоохранения, образования, культуры, жилищно-коммунального хозяйства.

Функция планирования бюджетов предполагает:

  • определение бюджетной политики, целей, задач и выбора путей их достижения;
  • разграничение полномочий и предметов ведения между органами власти всех уровней бюджетной системы;
  • разработку и обоснование оптимальных путей развития бюджетов с целью выработки предложений по укреплению бюджетов на основе прогнозных (расчетных) данных;
  • разработку и обоснование проектов бюджетов, их доходной и расходной частей применительно к бюджетной политике, определенной в Послании Президента РФ федеральному Собранию РФ на очередной финансовый год;
  • разработку конкретных мероприятий, обеспечивающих исполнение бюджета в интересах реализации бюджетной политики на очередной финансовый год.

Функция организации бюджетов предполагает:

  • определение бюджетного устройства и бюджетной классификации;
  • определение порядка составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов;
  • выбор кредитных организаций, обеспечивающих бюджетный процесс с позиций обеспечения бюджетов финансовыми средствами;
  • разграничение полномочий законодательных и исполнительных органов власти всех звеньев бюджетной системы;
  • определение органов ответственных за разработку критериев и нормативов, определяющих структуру и объемы бюджетов и соответствующих потребностям и задачам бюджетной политики;
  • определение структуры контрольных органов, ответственных за формирование и исполнение бюджетов.

Контрольная функция бюджетов действует одновременно с распределительной и предполагает возможность и обязательность органов государственного и местного контроля за поступлением и использованием бюджетных средств. Контрольная функция бюджета имеет конкретную форму проявления и реализуется по следующим направлениям:

  • контроль за правильным и своевременным перечислением доходов в бюджеты и внебюджетные фонды;
  • контроль за целевым, экономным и эффективным использованием бюджетных ресурсов и средств внебюджетных фондов.

Я считаю, что в настоящее время необходимо уделять большое внимание бюджетной системе государства, так как сильная устойчивая система регулирования денежных потоков способствует надежному функционированию государства, гармоничному развитию экономических и социальных отношений, росту благосостояния, как государства, так и его граждан. Также необходимо отметить, что конечным результатом существования любого государства, является экономическое благополучие и процветания его граждан.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что надежная бюджетная система является одной из важнейших структур государства, поэтому, для достижения главной цели государству необходимо постоянно развивать и совершенствовать бюджетную систему.

Функции бюджета

Государственный бюджет, являясь главным звеном финансовой системы, выполняет две основные функции.

— Распределительная функция предполагает концентрацию денежных средств в государстве через различные каналы поступления и их использование для выполнения государственных целей и функций. Эту функцию выполняет государственное казначейство через свои органы.

— Контрольная функция проявляется в проведении контрольных мер за процессом формирования и использования денежных средств в различных структурных звеньях экономики. Ее осуществляют налоговые инспекции и налоговая полиция, государственные казначейства, Центральный банк и другие органы.

Сущность любой экономической категории, в том числе и бюджета, проявляется в ее функциях. Поскольку бюджет является наиболее объемной и базовой финансовой категорией, то ему принадлежат и все основные функции финансов: перераспределение ВВП; государственное регулирование и стимулирование экономики; финансовое обеспечение бюджетной сферы и осуществление социальной политики; контроль рублем за образованием и использованием централизованных фондов денежных средств.

Регулируя, таким образом, экономические отношения, государство способно целенаправленно усиливать или сдерживать темпы производства, ускорять или ослаблять рост капиталов и частных сбережений, изменять структуру спроса и потребления.

Бюджет выполняет и ряд других функций. К их числу относятся:

— Информационная функция. Бюджет – это индикатор текущего состояния экономики страны, социальной сферы, политической ситуации.

Структура его доходной и расходной части позволяет судить о приоритетах государственной политики, масштабах влияния на нее отдельных групп интересов. Более того, поскольку закон о бюджете на очередной год составляется как плановый документ, он выступает как прогноз будущей экономической ситуации. Его разработка сопровождается прогнозными расчетами основных показателей развития страны, на которые ориентируются не только государственные учреждения, но и организации негосударственного сектора экономики, а также простые граждане. Закладываемые в закон о бюджете планово-прогнозные показатели формируют в обществе определенные ожидания, которые могут быть как позитивными, так и негативными.

— Институционализация общественных предпочтений. В демократических государствах принятию закона о бюджете обязательно предшествует его рассмотрение в парламенте. На этом этапе в составленный правительством законопроект вносятся корректировки с учетом мнений депутатов, представляющих интересы своих избирателей. Таким образом, структура бюджета отражает общественные предпочтения в отношении государственной политики. Посредством механизмов представительной демократии эти предпочтения воплощаются в конкретных цифрах доходных или расходных статей.

Данная функция бюджета в разных странах реализуется по-разному. Она зависит от того, насколько развиты процедуры участия граждан и их представителей в разработке закона о бюджете и контроле за его исполнением. Важное значение имеет установленный порядок бюджетного процесса, степень реального участия в нем органов представительной власти, а также контроль избирателей за действиями выборных органов.

— Регулирующая функция. В условиях рыночной экономики основным инструментом государственного регулирования
является финансовая система, центральным звеном которой является бюджет. Любые значимые решения в области экономической политики должны иметь финансовое обеспечение, поэтому они подкрепляются соответствующими бюджетными расходами.

Влияние бюджета не ограничивается государственным сектором экономики и выходит далеко за его пределы. Регулирующее влияние оказывают не только бюджетные расходы, но и налоги, стимулирующие или сдерживающие развитие отдельных отраслей или сфер деятельности.

Функции бюджетов заложены в их сущности, которые проявляются через их свойства.

Основнымифункциями бюджетов являются:

— распределительная функция бюджета;

— перераспределительная функция ВВП;

— регулирующая функция;

— стимулирующая функция;

— социальная функция;

— функция планирования;

— функция организации;

— контрольная функция.

Рис. 1. Функции бюджета

Распределительная функция бюджета проявляется непосредственно через формирование и использование централизованных фондов денежных средств по уровням органов власти государственного и местного управления. Важное значение в распределении бюджетных средств отводится фондам: резервному, развития, поддержки субъектов РФ.

С помощью бюджетов и фондов государство регулирует хозяйственную жизнь страны, экономическое развитие территорий и отраслей производства, социальную сферу. Регулируя экономическую сферу и отношения в ней, государство целенаправленно усиливает или сдерживает темпы роста производства, ускоряет или снижает рост капиталов и частных сбережений, изменяет структуру спроса и предложения, регулирует социальное обеспечение членов общества.

Перераспределительная функция бюджета национального дохода и ВВП проявляется непосредственно на стадиях образования доходов бюджетов и распределения бюджетных ресурсов. В процессе формирования доходов бюджетов происходит принудительное изъятие в пользу государства части ВВП, созданного в процессе общественного воспроизводства. Через федеральный бюджет перераспределяется около 20% ВВП.

Средства государственного бюджета в первую очередь направляются на финансирование структурной перестройки экономической сферы, комплексных целевых программ, наращивание научно-технического потенциала и мероприятий социальной защищенности наименее обеспеченных слоев населения.

Доходы бюджетов всех уровней бюджетной системы существенно различаются по их плательщикам, объектам обложения, методам изъятия доходов и срокам уплаты.

Вместе с тем они объединены единством, так как преследуют единую цель — формирование доходной части бюджетов различных уровней. Доходы бюджетов могут носить налоговый и неналоговый характер.

Через бюджетные расходы финансируются бюджетополучатели — организации производственной и непроизводственной сфер. В бюджетах любого уровня бюджетной системы определены только размеры бюджетных расходов по статьям затрат, а непосредственными процессами расходования бюджетных ресурсов занимаются бюджетополучатели. За счет расходов бюджета происходит перераспределение бюджетных ресурсов по уровням бюджетной системы через систему дотаций, субсидий, субвенций и ссуд.

Расходы бюджета в основном носят безвозвратный характер. На возвратной основе работают только кредиты и ссуды. Структура бюджетных расходов ежегодно устанавливается бюджетным планом (сметой) и зависит, как и бюджетные доходы, от экономической ситуации и приоритетов государства.

Регулирующая и стимулирующая функции бюджетовпроявляются непосредственно через налоговые доходы и расходы бюджетов. То есть налоговые доходы и бюджетные расходы выступают в качестве инструмента регулирования и стимулирования экономики и инвестиций, повышая эффективность производства, в первую очередь наиболее важные отрасли народного хозяйства, атомной энергетики, машиностроения, агропромышленного комплекса, жилищного строительства.

Социальная функция бюджета заключается в том, что бюджетные средства содержат социальную направленность, проявляющуюся в непосредственной поддержке членов общества, в первую очередь, в поддержке наименее защищенных слоев населения, учреждений здравоохранения, образования, культуры, жилищно-коммунального хозяйства.

Функция планирования бюджетов предполагает:

— определение бюджетной политики, целей, задач и выбора путей их достижения;

— разграничение полномочий и предметов ведения между органами власти всех уровней бюджетной системы;

— определение потребности денежных средств в целях финансового обеспечения функций, возложенных на органы власти, и решения задач, стоящих перед обществом и государством;

— разработку и обоснование оптимальных путей развития бюджетов с целью выработки предложений по укреплению бюджетов на основе прогнозных (расчетных) данных;

— разработку и обоснование проектов бюджетов, их доходной и расходной частей применительно к бюджетной политике, определенной в Послании Президента РФ федеральному Собранию РФ на очередной финансовый год;

— разработку конкретных мероприятий, обеспечивающих исполнение бюджета в интересах реализации бюджетной политики на очередной финансовый год.

Функция организации бюджетов предполагает:

— определение бюджетного устройства и бюджетной классификации;

— определение порядка составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов;

— выбор кредитных организаций, обеспечивающих бюджетный процесс с позиций обеспечения бюджетов финансовыми средствами;

— разграничение полномочий законодательных и исполнительных органов власти всех звеньев бюджетной системы;

— определение органов ответственных за разработку критериев и нормативов, определяющих структуру и объемы бюджетов и соответствующих потребностям и задачам бюджетной политики;

— определение структуры контрольных органов, ответственных за формирование и исполнение бюджетов.

Контрольная функция бюджетовдействует одновременно с распределительной и предполагает возможность и обязательность органов государственного и местного контроля за поступлением и использованием бюджетных средств.

Контрольная функция бюджета имеет конкретную форму проявления и реализуется по следующим направлениям:

— контроль за правильным и своевременным перечислением доходов в бюджеты и внебюджетные фонды;

— контроль за целевым, экономным и эффективным использованием бюджетных ресурсов и средств внебюджетных фондов.

Производство Функции бюджета

Принципы и функции бюджета

Государственный бюджет является одним из важнейших звеньев финансовой системы страны. Посредством бюджета про­изводятся мобилизация централизованных финансовых ресурсов государства и их расходование на цели, определяемые государ­ством в лице соответствующих органов государственной власти.

Являясь формой образования и расходования денежных средств, бюджет занимает ведущее место среди финансовых рычагов в системе управления страной.

"Основными функциями бюджета являются:

— перераспределœение национального дохода и ВВП;

— государственное регулирование и стимулирование экономики;

— финансовое обеспечение социальной политики;

— контроль за образованием и использованием централизованного фонда денежных средств".

Здесь выделœено четыре функции государственного бюджета. Кто же прав?

На наш взгляд, оба учебника правильно освещают функции бюдже­та. Только во втором учебнике первая функция: распределительная – разби­вается на три самостоятельные функции. В дальнейшем будем при­держиваться взгляда на количество функций бюджета͵ изложенных в учебнике "Финансы" под редакцией В.М. Родионовой.

Итак, первая функция бюджета – распределительная.Федеральный бюджет — основное орудие перераспределœения национального дохода и ВВП. Через данный бюджет перераспределяется около 30% ВВП.

Содержание перераспределительной функции бюджета определяет­ся процессами перераспределœения финансовых ресурсов между разными подразделœениями общественного производства. Бюджет способствует формированию рациональной структуры общественного производства, улучшению пропорций, более эффективному использованию государс­твенных средств.

Государственный бюджет выполняет функцию организатора распре­делительных процессов в народном хозяйстве. Через бюджет распреде­ляется основная доля чистого дохода общества. В развитых странах это доля составляет от 35% (США, Япония) до 50% (Германия) и даже свыше 50% (скандинавские страны).

Бюджет выступает важным инструментом регулирования и стимули­рования экономики и инвестиций, повышения эффективности производс­тва. Государственная поддержка оказывается передовым отраслям хо­зяйства — авиастроению, космическим программам, атомной промышлен­ности, энергомашиностроению и отраслям, которые без государствен­ной поддержки не могут функционировать — сельское хозяйство, гор­нодобывающая промышленность и некоторым другим.

Бюджет оказывает наибольшее воздействие на отрасли хозяйства и учреждения непроизводственной сферы в процессе финансового пла­нирования. Будучи основным финансовым планом образования и использования денежных средств, бюджет связан со всœеми предприятиями и организа­циями непроизводственной сферы.

Распределительная функция бюджета хорошо прослеживается в со­циальной политике государства.

Приоритетами здесь являются под­держка наименее защищенных слоев населœения (пенсионеров, инва­лидов, студентов, молообеспеченных семей), а так же функционирова­ние учреждений здравоохранения, образования и культуры.

Контрольная функция бюджета заключается в следующем:

— бюджет объективно — через формирование и использование де­нежных средств государства — отражает экономические процессы, протекающие в структурных звеньях экономики;

— бюджет может "сигнализировать" о том, как поступают в рас­поряжение государства финансовые ресурсы от разных субъектов хо­зяйствования, соответствует ли размер централизуемых ресурсов го­сударства объему его потребностей;

— основа контрольной функции — движение бюджетных ресурсов, отражаемых в соответствующих показателях бюджетных поступлений и расходных назначений.

В случае если всœе эти три момента͵ характеризующих контрольную функцию бюджета͵ рассматривать одновременно, то можно прийти к выводу: контрольная функция позволяет узнать, насколько своевременно и пол­но финансовые ресурсы поступают в распоряжение государства, как фактически складываются пропорции в распределœении бюджетных средств, эффективно ли они используются.

Функции государственного бюджета объективны, как объективна и сама эта категория. Но проявление присущих бюджету свойств, его использование в качестве инструмента распределœения и контроля воз­можно только в процессе человеческой деятельности, что находит свое отражение в создаваемом государством бюджетном механизме.

Бюджет выполняет ряд функций:

1) бюджет – основное орудие перераспределœения нацио­нального дохода и ВВП;

2) образование основного централизованного фонда денеж­ных средств (налоги, займы);

3) расходование бюджетного фонда (направление бюджетных расходов по отраслям хозяйства, учреждениям социальной сферы, экономическим регионам);

4) контрольная функция (создает условия для контроля за по­ступлением доходов и целœевым использованием бюджет­ных средств);

5) через расходы и налоги бюджет выступает важным инстру­ментом регулирования и стимулирования экономики и ин­вестиций, повышения эффективности производства;

6) социальная направленность бюджетных средств имеет важное значение в развитом государстве;

7) в процессе финансового планирования бюджет оказывает наибольшее воздействие на отрасли хозяйства и учрежде­ния непроизводственной сферы;

8) государственный бюджет выполняет функцию организато­ра распределительных процессов в народном хозяйстве.

Бюджет является мощным рычагом воздействия на соци­ально-экономическое развитие страны. Он призван обеспечи­вать создание общегосударственного фонда денежных средств и эффективное его использование в соответствии с основными направлениями бюджетной и налоговой политики. В бюджете концентрируется часть национального дохода, которая затем перераспределяется. Следовательно, реализуется распредели­тельная функция этого звена финансовой системы.

Органы государственной власти и управления посредством бюджетных отношений получают в свое распоряжение опреде­ленную часть перераспределяемого национального дохода, ко­торая направляется на строго определœенные цели. Посред­ством движения бюджетных ресурсов контролируются форми­рование доходной части бюджета и эффективность использо­вания его расходной части (контрольная функция этого звена финансовой системы).

Распределительная и контрольная функции обусловли­вают сущность бюджета как экономической категории. Следо­вательно, бюджет представляет собой систему экономических отношений, на основе которых планируются доходы и расходы государства.

Централизуя и распределяя денежные ресурсы, государ­ство получает возможность корректировать действие рыночно­го механизма.

Средства, мобилизуемые через государственный бюджет и государственные внебюджетные фонды, использу­ются для расходов на общегосударственные нужды. К ним относятся расходы на государственное управление, обществен­ную безопасность граждан, социальные программы, экологию, оборону. Перераспределœение ресурсов между секторами эко­номики, отраслями, социальными группами и территориями является важным рычагом реструктуризации экономики, реа­лизации целœевых и научно-технических программ.

Государственный бюджет обеспечивает для органов госу­дарственного управления возможность выполнения ими своих функций. Бюджет является инструментом мобилизации средств всœех секторов экономики для проведения государ­ственной внутренней и внешней политики. В бюджете отража­ются финансовые взаимоотношения государства с плательщи­ками налоговых и неналоговых средств в бюджет и получате­лями бюджетных средств, ᴛ.ᴇ. взаимоотношения государства с населœением и хозяйствующими субъектами по поводу форми­рования и расходования бюджетных средств.

Читайте также

  • — Основные функции бюджета и задачи бюджетной политики государства. Основы разработки государственного бюджета

    Известно, что сущность любой экономической категории реализуется с помощи присущих этой категории функций. Бюджету как экономической категории, как и финансам присущи 2 основные функции: перераспределительная и контрольная. Говоря о перераспределительной функции,…

  • — Функции бюджета и его роль в социально-экономических процессах

    Сущность любой экономической категории, в том числе и бюджета, проявляется в ее функциях. Бюджету присущи функции финансов: 1. Распределительная: — образование бюджетного фонда (бюджетные доходы); — использование бюджетного фонда (бюджетные расходы).

    Сфера действия…

  • — Функции бюджета, принципы его построения

    АФОРМИЗМЫ НА ТЕМУ БЮДЖЕТА Выработка бюджета есть искусство равномерного распределения разочарований Морис Станс, директор Бюджетного бюро США *** Государственные финансы – это искусство передавать деньги из рук в руки до тех пор, пока они не исчезнут Роберт…

  • — Функции бюджета

    Принципы и функции бюджета Государственный бюджет является одним из важнейших звеньев финансовой системы страны. Посредством бюджета про­изводятся мобилизация централизованных финансовых ресурсов государства и их расходование на цели, определяемые государ­ством…

  • — Сущность, виды и функции бюджета

    Генераторы графического представления данных — представляет собой инструмент, предназначенный для извлечения информации из базы данных и отображения ее в виде диаграмм с графическим представлением существующих тенденций и связей. Обычно с помощью подобного генератора…

  • — Функции бюджета

    Экономическое содержание и сущность бюджета Тема 5. БЮДЖЕТ И БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА Лекция № 10 1. Экономическое содержание и сущность государственного бюджета. 2. Функции бюджета. 3. Доходы государственного бюджета и их классификация. 4. Функциональная и…

  • — Функции бюджета

    Экономическое содержание и сущность бюджета Тема 5. БЮДЖЕТ И БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА Лекция № 10 1. Экономическое содержание и сущность государственного бюджета. 2. Функции бюджета. 3. Доходы государственного бюджета и их классификация. 4. Функциональная и…

  • — Функции бюджета

    1. Контрольная функция. Бюджет позволяет осуществлять контроль за действиями исполнительной власти, который может осуществляться в различных формах – со стороны специализированных органов, наделенных контрольными полномочиями (например, Счетная палата), со стороны…

  • — Функции бюджета

    1. Контрольная функция. Бюджет позволяет осуществлять контроль за действиями исполнительной власти, который может осуществляться в различных формах – со стороны специализированных органов, наделенных контрольными полномочиями (например, Счетная палата), со стороны…

  • — ФУНКЦИИ БЮДЖЕТА

    Сущность бюджета, как и любой другой экономической катего­рии, проявляется в его функциях. Общественное предназначение бюд­жетных отношений заключается: • в образовании основного общегосударственного фонда денежных средств (в ходе реализации этой функции…

  • Записи созданы 1517

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Похожие записи

    Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

    Вернуться наверх