Платные услуги | ГБУЗ «Медвежьегорская ЦРБ»

Содержание

Платные медицинские услуги: основные положения

Что означает “платные медицинские услуги”?

Это медицинские услуги, предоставляемые на возмездной основе за счет личных средств граждан, средств юридических лиц и иных средств на основании договоров, в том числе договоров добровольного медицинского страхования. Медицинские услуги, в том числе за плату, предоставляются в соответствии с перечнем работ (услуг), составляющим медицинскую деятельность. Перечень медицинских работ (услуг) утвержден Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 № 291 и указывается в приложении к лицензии на осуществление медицинской деятельности соответствующей медицинской организации или индивидуального предпринимателя.

При предоставлении медицинских услуг обязательным условием является соблюдение порядков оказания медицинской помощи, утвержденных Министерством здравоохранения Российской Федерации.

Данное требование распространяется и на платные медицинские услуги. Кроме этого, оказание медицинских услуг на возмездной основе должно осуществляться с соблюдением Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 4 октября 2012 года № 1006 (далее – постановление Правительства РФ № 1006). Для медицинских организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения правила оказания платных медицинских услуг утверждаются на региональном и местном уровнях. Например, Приказ Департамента здравоохранения г. Москвы от 02.10.2013 № 944 (ред. от 09.09.2015) “Об утверждении Правил оказания платных услуг гражданам и юридическим лицам государственными организациями системы здравоохранения города Москвы”. Более подробно о правилах оказания платных медицинских услуг можно прочитать в статье “Порядок предоставления платных медицинских услуг”.

Кто имеет право на платные медицинские услуги?

Право на получение платных медицинских услуг на территории Российской Федерации имеют:

  • Граждане РФ;
  • Иностранные граждане;
  • Лица без гражданства.

Кто вправе оказывать медицинские услуги за плату?

Платные медицинские услуги могут оказывать:

  • Медицинские организации независимо от организационно-правовой формы и формы собственности (государственные, муниципальные и частные);
  • Индивидуальные предприниматели, осуществляющие медицинскую деятельность (в сфере охраны здоровья граждан приравниваются к медицинским организациям).

Право на оказание платных медицинских услуг предоставляет лицензия на осуществление медицинской деятельности. Лицензия без приложения к ней недействительна.

На каких условиях медицинские организации, работающие в системе ОМС, могут предоставлять медицинские услуги на возмездной основе?

Если медицинская организация участвует в реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (далее – базовая программа) и территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (далее – территориальная программа), то она также не лишена права оказывать пациентам платные медицинские услуги. Такие услуги оказываются ими:

  • По желанию потребителя (заказчика) медицинской услуги на иных условиях, чем предусмотрено базовой программой, территориальными программами и (или) целевыми программами, включая в том числе:
    • При лечении в условиях стационара — установление индивидуального поста медицинского наблюдения;
    • Применение лекарственных препаратов, не входящих в перечень ЖНВЛП, если их назначение и применение не обусловлено жизненными показаниями или заменой из-за индивидуальной непереносимости лекарственных препаратов, входящих в указанный перечень, а также применение медицинских изделий, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, не предусмотренных стандартами медицинской помощи;
  • При предоставлении медицинских услуг анонимно, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
  • Гражданам иностранных государств, лицам без гражданства, за исключением лиц, застрахованных по ОМС, и гражданам Российской Федерации, не проживающим постоянно на ее территории и не являющимся застрахованными по ОМС, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации;
  • При самостоятельном обращении за получением медицинских услуг, за исключением случаев и порядка, когда гражданин самостоятельно осуществляет выбор врача и медицинской организации в рамках программы (территориальной программы), и случаев оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и медицинской помощи, оказываемой в неотложной или экстренной форме.

Источники оплаты возмездных медицинских услуг:

  • Личные средства граждан;
  • Средства юридических лиц (в том числе работодателей);
  • Иные средства.

Юридическое основание предоставления платных медицинских услуг:

  • Договоры, в том числе договоры добровольного медицинского страхования.

В каком объеме предоставляются платные медицинские услуги?

Согласно постановлению Правительства РФ № 1006, объем определяется по соглашению сторон договора, если федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации не предусмотрены другие требования.

Однако, в сфере медицины предусмотреть заранее объем и специфику медицинских услуг достаточно сложно, поэтому данная информация в тексте самого договора, как правило, не указывается. Объем и перечень оказываемых медицинских услуг чаще всего отражается в планах лечения пациента (в плане диагностики и плане лечения), с которыми пациента знакомят под роспись.

Медицинские услуги на возмездной основе оказываются:

  • В полном объеме стандарта медицинской помощи;
  • По просьбе пациента в виде осуществления отдельных консультаций или медицинских вмешательств, в том числе в объеме, превышающем объем выполняемого стандарта медицинской помощи.

Кем устанавливается стоимость платных медицинских услуг?

Для медицинских организаций, являющихся бюджетными и казенными государственными (муниципальными) учреждениями, порядок определения цен (тарифов) на медицинские услуги, устанавливается органами, осуществляющими функции и полномочия учредителей. Например, для указанных организаций, находящихся в ведении Министерства здравоохранения Российской Федерации, такой порядок утвержден Приказом Минздрава России от 29.12.2012 № 1631н.

Цены (тарифы) на предоставляемые платные медицинские услуги медицинскими организациями иных организационно-правовых форм определяются ими самостоятельно.

Запрещено предоставлять на возмездной основе:

  • Медицинскую помощь в экстренной форме;
  • Скорую, в том числе скорую специализированную, медицинскую помощь медицинскими организациями государственной и муниципальной систем здравоохранения.

Проблема платного и бесплатного медицинского обслуживания

В настоящее время все существующие системы здравоохранения можно описать с помощью трех основных экономических моделей. Однозначных, общепринятых названий у этих моделей нет, но описания их основных параметров дается специалистами, в общем, одинаково.

Это:

— платная медицина, основанная на рыночных принципах с использованием частного медицинского страхования (например, США);

— государственная медицина с бюджетной системой финансирования (например, СССР);

— система здравоохранения, основанная на принципах социального страхования и регулирования рынка с многоканальной системой финансирования (например, Германия).

В настоящее время в России финансирование здравоохранения имеет смешанный бюджетно-страховой характер, при котором за счет государства оплачиваются целевые программы, капитальные вложения и некоторые другие расходы, а финансирование основной медицинской помощи осуществляется через систему медицинского страхования.

В 1991 году вышел закон "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации". В соответствии с законом предусматривалось введение двух видов медицинского страхования граждан: обязательного и добровольного.

Согласно данным Минздрава РФ за последние 10 лет государственные ассигнования на здравоохранение из бюджетов всех уровней и средств обязательного медицинского страхования (ОМС) сократились в реальном выражении не менее чем на треть. Дефицит финансовых средств в отрасли в среднем по стране составляет более 30%, а доля средств, выделяемых на здравоохранение, в общем объеме валового регионального продукта не превышает 3%.

Постоянные изменения в структуре управления системой здравоохранения, недофинансирование отрасли не могли не отразиться на функционировании системы оказания медицинской помощи населению на различных этапах взаимодействия с пациентами: в поликлинике, при оказании скорой (первичной) помощи, в проведении профилактических мероприятий. В частности это выражается в том что многие медицинские услуги, бывшие когда то бесплатными, например большинство видов анализов, материалы для процедур, услуги зубного кабинета муниципальных клиник пациентам приходиться оплачивать самостоятельно.

На сегодняшний день проблемы финансирования здравоохранения в стране являются самыми острыми в системе финансового обеспечения социальной защиты.

В 2006 году началась реализация приоритетных национальных проектов, в состав которых, проект «Здоровье». В соответствии с национальным проектом, преобразования в российской медицине с 2006 года должны пойти по трем основным направлениям: совершенствование работы учреждений здравоохранения первичного звена, развитие высокотехнологичных видов медицинской помощи и профилактика заболеваний.

К 2009 году планировалось перевести здравоохранение на новую модель, принципом которой является иной подход к системе финансирования здравоохранения. Эта система построена таким образом, что государство выделяет средства не на медицинскую помощь, а на финансирование сети лечебных учреждений (расходы на оборудование, инвентарь, зарплаты, оплата жилищно-коммунального хозяйства). Причем, около 30-35% расходов на финансирование медицинской помощи доплачивает само население. Отсюда и диссонанс. В то время как медицина по закону является бесплатной, на деле почти половину расходов пациентам приходится брать на себя, не говоря уже об уровне обслуживания и качестве оказываемых медицинских услуг.

Возможно именно поэтому граждане имеющие возможность обратиться в платные медицинские учреждения, выбирают именно их.

Платными медицинскими услугами являются:

виды медицинской помощи, не включённые в перечень гарантированных государством и субъектом РФ;

медицинские услуги, предоставляемые по желанию граждан, свыше установленных стандартов объемов медицинской помощи, утвержденных Министерством здравоохранения Российской Федерации.

13 января 1996 года правительство РФ издало постановление № 27 "Об утверждении правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями". Оно-то и открыло шлагбаум для распространения платных услуг практически во всех лечебных учреждениях, в том числе государственных и муниципальных.

На этот счет есть выводы социологов, исследовавших проблему.

      ·    параллелизм платных и бесплатных услуг в одном государственном учреждении сыграл плохую роль.

      ·    это совпало с обвалом федерального и местных бюджетов здравоохранения с 1992 по 1998 год. Денег не было, а помощь больным надо оказывать и зарплату медикам платить.

В статье 41 Конституции РФ говорится, что каждый имеет право на медицинскую помощь, которая в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно. Никакой платной медицинской помощи в этих учреждениях главный закон России не предусматривает. Таким образом, государство одновременно декларирует и бесплатность, и платность медицинских услуг. А постановление правительства РФ от 13.01.1996 года грубейшим образом нарушает одно из основных прав граждан — право на бесплатную медицинскую помощь.

«Платность» бесплатных медицинских учреждений вызывает такое возмущение общественности именно потому, что людям приходиться платить немалые суммы за то, что по закону должно являться бесплатным и доступным для тех, кто не в состоянии оплачивать услуги частных клиник. Граждане должны иметь возможность получать достойный медицинский уход на уровне услуг обязательного медицинского страхования бесплатно. При нынешнем положении вещей кажется, что было бы лучше окончательно отделить платную медицину от бесплатной, переведя муниципальные медицинские учреждения на полное государственное обеспечение.

Анализ публикаций в СМИ по данной проблеме

Большинство публикаций в СМИ, затрагивающие данную проблему выражают отрицательное отношение к со финансированию муниципального медицинского обслуживания, также авторы большинства публикаций выражают озабоченность данной проблемой и утверждают невозможность и неправильность претворения подобной идеи в жизнь. В большинстве статей приводятся результаты различных социологических исследований общественного мнения, свидетельствующих, в большинстве своем, о недовольстве граждан данным положением вещей.

Среди подобных, «Независимая Газета» утверждает: «персонал лечебных учреждений ссылается на то, что полис обязательного медицинского страхования не покрывает всех расходов по лечению больного, на нехватку специалистов, на не поставку лекарств, реактивов и оборудования, на маленькую заработную плату. Итог – пациенты все меньше доверяют обязательному медицинскому страхованию и предпочитают страховать себя сами, наличными. Даже там, где по закону они должны получить услугу бесплатно». В статье также дается прогноз на ближайший год: «В итоге ситуация со здравоохранением в стране вряд ли изменится и в 2010 году. Уже сейчас Россия отстает от развитых стран по доле расходов на здравоохранение по отношению к ВВП: в Восточной Европе на здравоохранение тратится почти 6%, в Западной Европе – около 9%, в США – 14% ВВП. «В России же с 2007 по 2009 год расходы государства на медицинскую помощь выросли с 2,6 до 2,9% ВВП. В абсолютных цифрах почти на 70%». Некоторые эксперты отмечают, что система бесплатной медицины все еще находится на первичной стадии развития: «Рядовые граждане фактически лишены возможности влиять на повышение качества обслуживания в медицинских учреждениях, так как нет системы, учитывающей мнение потребителей при распределении финансовых средств фонда обязательного медицинского страхования. Поэтому о качестве данных услуг пока и говорить не приходится». Одним из способов повышения качества медобслуживания является «информирование граждан об их правах» в части бесплатного медицинского обслуживания — «если бы граждане знали о своих правах, то мы получили бы совершенно другое понимание и совершенно другое взаимоотношение пациент – лечебное учреждение».

«Около двух третей россиян недовольны здравоохранением. Они отмечают, что даже пенсионеры и инвалиды вынуждены доплачивать за формально бесплатные услуги. А Минздравсоцразвития заявляет, что финансирование больниц в 2010 году не увеличится» — прогнозирует «Независимая газета».

Того же мнения придерживается газета «новый регион-Россия»: «право граждан на доступ к бесплатной медицине повсеместно нарушается.

Эти нарушения связаны с несовершенством правовых механизмов, незнанием или нежеланием сотрудников медучреждений следовать законодательству и низким уровнем информированности россиян о своих правах в сфере обязательного медицинского страхования».

Коммерциализация здравоохранения в России становится все более явной. Населению приходится доплачивать за медицинскую помощь, причем наряду с узаконенными платежами существуют неформальные, то есть незаконные. Бремя этих расходов столь велико, что большинство наших граждан предпочитают не лечиться вообще. Авторы пишут: «В медицине платные услуги из дополнительных стали обязательными. Обычное теперь дело — медики предлагают пациентам оплатить медицинские услуги, которые по закону являются бесплатными. Оплачиваем уже и измерение артериального давления, и общий анализ мочи, и перевязку, и даже резиновые перчатки на приеме у акушера-гинеколога».

Согласно закону РФ "О защите прав юридических лиц и предпринимателей при проведении государственного контроля" проверять такие учреждения можно только 1 раз в 2 года и только спустя 3 года после выдачи им лицензии. То есть за первые 5 лет их работу можно проконтролировать всего 1 раз. Но за это время оборудование может морально и технически устареть, а квалифицированный персонал, чьи дипломы и сертификаты учитывались при получении лицензии, уволиться. О подтверждении же квалификации медработников в документе и речи нет.

Многие издания также считают несправедливым тот факт, что муниципальные медицинские учреждения финансируются за счет налогоплательщиков: «Медицинскими услугами пользуются многие, а платит налогоплательщик, ибо только работающее население отдает часть заработанных своим трудом денег в бюджет в виде подоходного налога. Другую часть — в систему медицинского страхования в виде страховых взносов. Третью — в виде платных медицинских услуг. Четвертую — получая бесплатные медицинские услуги, которые иногда обходятся еще дороже, чем платные. С одного вола дерут несколько шкур».

Те же источники утверждают, что платная медицинская помощь неизбежна, поэтому необходима ее легализация, четкое разграничение платных и бесплатных услуг.

Большинство СМИ видит причину недостаточного финансирования в сфере здравоохранения в оставшейся с советских времен системе распределения и приоритетизации финансов, ориентированной на количественные показатели, а не на качественные. По мнению экспертов, для обеспечения устойчивости и эффективности национальной системы здравоохранения необходим поиск новых решений, способствующих не только рациональному использованию ресурсов, но и привлечению в отрасль дополнительных источников финансирования, в частности, увеличения внебюджетного финансирования.

Признавая необходимость расширения платных медицинских услуг, подчеркивается также, что нельзя допустить распада социально ориентированной государственной системы здравоохранения. Не должно происходить бесконтрольное замещение бесплатной медицинской помощи платными услугами, и для каждой лечебно-профилактической организации следует определить оптимальные границы платного и бесплатного медицинского обслуживания, а в перспективе сформировать базисный пакет бесплатных медицинских услуг.

Также в свете последних заявлений федеральной антимонопольной службы, утверждающих о намерении ввести запрет на оказание платных услуг в государственных лечебно-профилактических учреждениях, многие издания выразили сомнения по поводу уместности и своевременности подобной инициативы: «По версии ФАС, наличие платных услуг в государственных больницах создает нездоровую ситуацию на рынке: ЛПУ, получающие финансирование, оборудование и льготы от государства, оказываются в заведомо более выгодных условиях по сравнению с частными клиниками. В частности, условия работы в государственных медучреждениях оказываются для ряда специалистов более привлекательными, чем сфера коммерческой медицины. В этой связи ФАС предлагает допустить частные клиники к системе обязательного медицинского страхования (OMC), то есть позволить им получать деньги за лечение больных от государства».

Нездоровая ситуация в государственных медучреждениях беспокоит и Росздравнадзор. В ходе четырехмесячной проверки, проведенной ведомством в более чем 1,3 тыс. больниц и поликлиник страны, были выявлены «повсеместные и грубые» нарушения установленных правил оказания платной медицинской помощи – с пациентов все чаще требуют плату за лечение, которое по закону должно быть бесплатным.

Проведение подобной инициативы большинству источников кажется не решением проблемы, а скорее ее усугублением: «Лишившись возможности зарабатывать на платных услугах, государственные ЛПУ просто перестанут сводить концы с концами. Чтобы выжить, им придется окончательно переходить в теневой сектор экономики. Рядовые врачи, доплаты которым за лечение платных больных, к слову, как правило очень невелики, останутся без дополнительного источника дохода. Это приведет к росту и без того неприлично высокого уровня коррупции в отечественной медицине».

Не спасет положение, по мнению СМИ и привлечение к госзаказу на медобслуживание населения коммерческих клиник – правила, которые предлагает государство, им просто невыгодны. Нормализовать ситуацию может переход лишь к реальному, а не символическому, финансированию медицинской помощи в рамках ОМС. Такая мера, безусловно, избавит медицинские учреждения от необходимости закрывать дыры в бюджете за счет больных. Однако хватит ли у государства средств на это в условиях кризиса, остается, по их мнению, неизвестным.

Анализ опроса общественного мнения о проблеме платного и бесплатного медицинского обслуживания

Проблема данного социологического исследования заключается в том, чтобы проанализировать на основе опроса качество платного и бесплатного медицинского обслуживания, а также какому виду обслуживания отдадут свое предпочтение большинство граждан и почему.

Цель исследования – изучить мнения и предпочтения жителей Владивостока при выборе между платными и бесплатными медицинскими услугами и возможные факторы, влияющие на их выбор.

Задачи исследования:

      ·    выявить какой вид медицинских услуг сегодня наиболее предпочтительнее

      ·    проанализировать отношение к оплате медицинских услуг

      ·    проанализировать отношение к качеству платного медицинского обслуживания и соответствие стоимости услуг их качеству

      ·    выявить возможные факторы обращения к услугам платной медицины.

Объект исследования — жители города Владивостока обоих полов в возрасте от 25 до 80 лет.

Предмет исследования — мнение жителей города о платных и бесплатных медицинских услугах, факторы, влияющие на выбор того или иного вида медицинского обслуживания.

Гипотезы исследования:

      ·    Большинство граждан отдает предпочтение бесплатному медицинскому обслуживанию, прежде всего потому что это бесплатно.

      ·    Каждому жителю Владивостока хотя бы раз приходилось обращаться за платной медицинской помощью, прежде всего потому, что это быстрее ( нет очередей и бумажной волокиты).

      ·    Большинству граждан хотя бы раз приходилось доплачивать за услуги оказываемые в муниципальных медицинских учреждениях.

В данном исследовании генеральной совокупностью являются граждане Российской Федерации, проживающие в городе Владивостоке в возрасте от 25 до 80 лет (около 400 000 человек). Выборочная совокупность составляет 60 человек: 20% муж. и 80% жен. пола. Опрос проводился с помощью случайной выборки респондентов на улицах Владивостока. Опрашиваемые отвечали на вопросы из анкеты (приложение 1), задаваемые интервьюером.

В процессе анализа результатов исследования (приложение 2), были сделаны следующие выводы: гипотеза о том, что большая часть людей выбирает бесплатное медицинское обслуживание оказалась верной наполовину, так как преобладающая часть людей выбирает лечение в зависимости от обстоятельств (56,7%) и отдает свое предпочтение бесплатному медицинскому обслуживанию (40% от числа всех опрошенных).

Возможно такое мнение людей обусловлено тем, что они не видят разницы между платным и бесплатным медицинским обслуживанием (56,7%), недовольны качеством и ценами на платные услуги (55% и 63,7%), что говорит о недостаточном развитии медицинского обслуживания в этой сфере.

Положительной стороной платных клиник является отсутствие очередей (31,7%) и возможность обратиться к врачу нужного профиля при его отсутствии в поликлинике по месту жительства (31,7%).

Также по результатам исследования видно, что большинство опрошенных согласно платить за медицинские услуги, если цена соответствует качеству (61,7%). Большинство опрошенных людей считает, что в будущем будут введены платные услуги повсеместно (36,7%).

На вопрос, сколько на Ваш взгляд, стоит сегодня здоровье человека люди в основном отвечали, что оно либо бесценно, либо дорого в денежном плане. Это говорит о том, что люди испытывают недостаток денежных средств, чтобы обратиться за качественной помощью в связи с возникшими проблемами со здоровьем или о том, что здоровье ни за какие деньги не купишь.

К услугам платной медицины обращались 75% мужчин и 81,5% женщин, причем часто обращаются 14,58% женщин и 8,33% мужчин, редко – 60,42% женщин и 66, 67% мужчин. Никогда не обращались к услугам платной медицины 25% и мужчин и женщин. Вероятно это связано с тем, что мужчины реже обращают внимание на свое здоровье.

Качеством предоставляемых платных медицинских услуг довольны больше мужчины(33,33%), чем женщины(18,75%). Большинство мужчин отдает свое предпочтение бесплатному медицинскому обслуживанию(50%), в то время, как женщины, выбирают в какую клинику обратиться по обстоятельствам(60,42%).

В ответах на вопрос о соответствии качества платных медицинских услуг их стоимости мнения мужчин и женщин разделились следующим образом: довольны качеством и стоимостью 25% мужчин и 16,67% женщин, такое же количество процентов соответствует отрицательной оценке соотношения цена/качество платных медицинских услуг.

На вопрос о том, что будут ли введены повсеместно платные медицинские услуги, утвердительно ответило большинство мужчин (41,67%), большинство же женщин склонно полагать, что скорее всего так и будет, но не в ближайшее время (39,58%).

Те же источники утверждают, что платная медицинская помощь неизбежна, поэтому необходима ее легализация, четкое разграничение платных и бесплатных услуг.

Большинство СМИ видит причину недостаточного финансирования в сфере здравоохранения в оставшейся с советских времен системе распределения и приоритетизации финансов, ориентированной на количественные показатели, а не на качественные. По мнению экспертов, для обеспечения устойчивости и эффективности национальной системы здравоохранения необходим поиск новых решений, способствующих не только рациональному использованию ресурсов, но и привлечению в отрасль дополнительных источников финансирования, в частности, увеличения внебюджетного финансирования.

Признавая необходимость расширения платных медицинских услуг, подчеркивается также, что нельзя допустить распада социально ориентированной государственной системы здравоохранения. Не должно происходить бесконтрольное замещение бесплатной медицинской помощи платными услугами, и для каждой лечебно-профилактической организации следует определить оптимальные границы платного и бесплатного медицинского обслуживания, а в перспективе сформировать базисный пакет бесплатных медицинских услуг.

Также в свете последних заявлений федеральной антимонопольной службы, утверждающих о намерении ввести запрет на оказание платных услуг в государственных лечебно-профилактических учреждениях, многие издания выразили сомнения по поводу уместности и своевременности подобной инициативы: «По версии ФАС, наличие платных услуг в государственных больницах создает нездоровую ситуацию на рынке: ЛПУ, получающие финансирование, оборудование и льготы от государства, оказываются в заведомо более выгодных условиях по сравнению с частными клиниками. В частности, условия работы в государственных медучреждениях оказываются для ряда специалистов более привлекательными, чем сфера коммерческой медицины. В этой связи ФАС предлагает допустить частные клиники к системе обязательного медицинского страхования (OMC), то есть позволить им получать деньги за лечение больных от государства».

Нездоровая ситуация в государственных медучреждениях беспокоит и Росздравнадзор. В ходе четырехмесячной проверки, проведенной ведомством в более чем 1,3 тыс. больниц и поликлиник страны, были выявлены «повсеместные и грубые» нарушения установленных правил оказания платной медицинской помощи – с пациентов все чаще требуют плату за лечение, которое по закону должно быть бесплатным.

Проведение подобной инициативы большинству источников кажется не решением проблемы, а скорее ее усугублением: «Лишившись возможности зарабатывать на платных услугах, государственные ЛПУ просто перестанут сводить концы с концами. Чтобы выжить, им придется окончательно переходить в теневой сектор экономики. Рядовые врачи, доплаты которым за лечение платных больных, к слову, как правило очень невелики, останутся без дополнительного источника дохода. Это приведет к росту и без того неприлично высокого уровня коррупции в отечественной медицине».

Не спасет положение, по мнению СМИ и привлечение к госзаказу на медобслуживание населения коммерческих клиник – правила, которые предлагает государство, им просто невыгодны. Нормализовать ситуацию может переход лишь к реальному, а не символическому, финансированию медицинской помощи в рамках ОМС. Такая мера, безусловно, избавит медицинские учреждения от необходимости закрывать дыры в бюджете за счет больных. Однако хватит ли у государства средств на это в условиях кризиса, остается, по их мнению, неизвестным.

Анализ опроса общественного мнения о проблеме платного и бесплатного медицинского обслуживания

Проблема данного социологического исследования заключается в том, чтобы проанализировать на основе опроса качество платного и бесплатного медицинского обслуживания, а также какому виду обслуживания отдадут свое предпочтение большинство граждан и почему.

Цель исследования – изучить мнения и предпочтения жителей Владивостока при выборе между платными и бесплатными медицинскими услугами и возможные факторы, влияющие на их выбор.

Задачи исследования:

  • выявить какой вид медицинских услуг сегодня наиболее предпочтительнее

  • проанализировать отношение к оплате медицинских услуг

  • проанализировать отношение к качеству платного медицинского обслуживания и соответствие стоимости услуг их качеству

  • выявить возможные факторы обращения к услугам платной медицины.

Объект исследования — жители города Владивостока обоих полов в возрасте от 25 до 80 лет.

Предмет исследования — мнение жителей города о платных и бесплатных медицинских услугах, факторы, влияющие на выбор того или иного вида медицинского обслуживания.

Гипотезы исследования:

  • Большинство граждан отдает предпочтение бесплатному медицинскому обслуживанию, прежде всего потому что это бесплатно.

  • Каждому жителю Владивостока хотя бы раз приходилось обращаться за платной медицинской помощью, прежде всего потому, что это быстрее ( нет очередей и бумажной волокиты).

  • Большинству граждан хотя бы раз приходилось доплачивать за услуги оказываемые в муниципальных медицинских учреждениях.

В данном исследовании генеральной совокупностью являются граждане Российской Федерации, проживающие в городе Владивостоке в возрасте от 25 до 80 лет (около 400 000 человек). Выборочная совокупность составляет 60 человек: 20% муж. и 80% жен. пола. Опрос проводился с помощью случайной выборки респондентов на улицах Владивостока. Опрашиваемые отвечали на вопросы из анкеты (приложение 1), задаваемые интервьюером.

В процессе анализа результатов исследования (приложение 2), были сделаны следующие выводы: гипотеза о том, что большая часть людей выбирает бесплатное медицинское обслуживание оказалась верной наполовину, так как преобладающая часть людей выбирает лечение в зависимости от обстоятельств (56,7%) и отдает свое предпочтение бесплатному медицинскому обслуживанию (40% от числа всех опрошенных). Возможно такое мнение людей обусловлено тем, что они не видят разницы между платным и бесплатным медицинским обслуживанием (56,7%), недовольны качеством и ценами на платные услуги (55% и 63,7%), что говорит о недостаточном развитии медицинского обслуживания в этой сфере.

Положительной стороной платных клиник является отсутствие очередей (31,7%) и возможность обратиться к врачу нужного профиля при его отсутствии в поликлинике по месту жительства (31,7%).

Также по результатам исследования видно, что большинство опрошенных согласно платить за медицинские услуги, если цена соответствует качеству (61,7%). Большинство опрошенных людей считает, что в будущем будут введены платные услуги повсеместно (36,7%).

На вопрос, сколько на Ваш взгляд, стоит сегодня здоровье человека люди в основном отвечали, что оно либо бесценно, либо дорого в денежном плане. Это говорит о том, что люди испытывают недостаток денежных средств, чтобы обратиться за качественной помощью в связи с возникшими проблемами со здоровьем или о том, что здоровье ни за какие деньги не купишь.

К услугам платной медицины обращались 75% мужчин и 81,5% женщин, причем часто обращаются 14,58% женщин и 8,33% мужчин, редко – 60,42% женщин и 66, 67% мужчин. Никогда не обращались к услугам платной медицины 25% и мужчин и женщин. Вероятно это связано с тем, что мужчины реже обращают внимание на свое здоровье.

Качеством предоставляемых платных медицинских услуг довольны больше мужчины(33,33%), чем женщины(18,75%). Большинство мужчин отдает свое предпочтение бесплатному медицинскому обслуживанию(50%), в то время, как женщины, выбирают в какую клинику обратиться по обстоятельствам(60,42%).

В ответах на вопрос о соответствии качества платных медицинских услуг их стоимости мнения мужчин и женщин разделились следующим образом: довольны качеством и стоимостью 25% мужчин и 16,67% женщин, такое же количество процентов соответствует отрицательной оценке соотношения цена/качество платных медицинских услуг.

На вопрос о том, что будут ли введены повсеместно платные медицинские услуги, утвердительно ответило большинство мужчин (41,67%), большинство же женщин склонно полагать, что скорее всего так и будет, но не в ближайшее время (39,58%).

медицинский общественный рождаемость обслуживание

Заключение

В наше время появилось множество платных клиник с широким спектром предоставляемых услуг, с помощью которых человек может решить свои проблемы со здоровьем.

Расценки на платные медицинские услуги везде разные и чаще всего доступны не для всех. Существуют государственные поликлиники, где медицинские услуги бесплатные, но на деле оказывается что для получения должного медицинского ухода там также необходимо доплачивать.

Данное исследование показало, что данная проблема существует в современном обществе и нуждается в скорейшем решении и принятии мер.

Проблема медицинского обслуживания весьма актуальна и со временем не теряет своей актуальности, а наоборот встает острее и привлекает все больше внимания общественности.

Большинство публикаций в СМИ, затрагивающие данную проблему выражают отрицательное отношение к со финансированию муниципального медицинского обслуживания, также авторы большинства публикаций выражают озабоченность данной проблемой и утверждают невозможность и неправильность претворения подобной идеи в жизнь.

Из анализа публикаций очевидно, что СМИ активно пытаются информировать общественность о данной проблеме, вызвать реакцию аудитории и побудить власти к действию.

Существует несколько возможных решений данной проблемы, но каждое из них таит неизбежные трудности реализации и возможные негативные последствия.

Например, один из самых распространенных в СМИ вариантов решения проблемы платной медицины и коррупции в муниципальных медицинских учреждениях это тотальное разделение коммерческих и муниципальных клиник, финансирование частных клиник из частных средств, а муниципальных – из бюджета. Мнения источников по данному вопросу резко разделяются, большинство видит это разумным решением, но некоторые также утверждают, что подобные меры только усугубят ситуацию, способствую переходу муниципального здравоохранения в «теневой» сектор экономики.

Опрос общественного мнения показал, что преобладающая часть людей выбирает лечение в зависимости от обстоятельств и отдает свое предпочтение бесплатному медицинскому обслуживанию, но большая часть опрошенных так или иначе обращалась за помощью в платные медицинские учреждения. Среди положительных сторон платных клиник опрашиваемые назвали прежде всего, отсутствие очередей и возможность обратиться к врачу нужного профиля при его отсутствии в поликлинике по месту жительства. Большинство людей согласно платить за медицинские услуги, если цена соответствует качеству, а также считает, что в будущем будут введены платные услуги повсеместно. При этом неясно является ли это утверждение пессимистическим прогнозом на будущее или выражением пожелания опрошенных.

Резюмируя материал нужно отметить также, что большинство горожан принимают положение дел в государственных медицинских учреждениях как должное, они пассивны и в большинстве своем не выражают возмущения или негодования, вероятно не видя в этом какого либо смысла. Также стоит отметить что несмотря на озвученные преимущества, недостатки и возможные последствия, Российская система здравоохранения нуждается в серьезном реформировании в соответствии с мировыми стандартами и запросами российских граждан.

Страницы: ← предыдущаяследующая →

123Смотреть все


Похожие страницы:

Правила оказания платных услуг

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 октября 2012 г. N 1006 
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ
ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ МЕДИЦИНСКИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ ПЛАТНЫХ
МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ

В соответствии с частью 7 статьи 84 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и статьей 39.1 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» Правительство Российской Федерации постановляет:

  1. Утвердить прилагаемые Правила предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг.
  2. Признать утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 13 января 1996 г. N 27 «Об утверждении Правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 194).
  3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2013 г.

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.МЕДВЕДЕВ

Утверждены
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 4 октября 2012 г. N 1006

ПРАВИЛА
ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ МЕДИЦИНСКИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ ПЛАТНЫХ
МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ 

  1. Общие положения 
  2. Настоящие Правила определяют порядок и условия предоставления медицинскими организациями гражданам платных медицинских услуг.
  3. Для целей настоящих Правил используются следующие основные понятия:

«платные медицинские услуги» — медицинские услуги, предоставляемые на возмездной основе за счет личных средств граждан, средств юридических лиц и иных средств на основании договоров, в том числе договоров добровольного медицинского страхования (далее — договор);

«потребитель» — физическое лицо, имеющее намерение получить либо получающее платные медицинские услуги лично в соответствии с договором.

Потребитель, получающий платные медицинские услуги, является пациентом, на которого распространяется действие Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»;

«заказчик» — физическое (юридическое) лицо, имеющее намерение заказать (приобрести) либо заказывающее (приобретающее) платные медицинские услуги в соответствии с договором в пользу потребителя;

«исполнитель» — медицинская организация, предоставляющая платные медицинские услуги потребителям.

Понятие «медицинская организация» употребляется в настоящих Правилах в значении, определенном в Федеральном законе «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

  1. Платные медицинские услуги предоставляются медицинскими организациями на основании перечня работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность и указанных в лицензии на осуществление медицинской деятельности, выданной в установленном порядке.
  2. Требования к платным медицинским услугам, в том числе к их объему и срокам оказания, определяются по соглашению сторон договора, если федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации не предусмотрены другие требования.
  3. Настоящие Правила в наглядной и доступной форме доводятся исполнителем до сведения потребителя (заказчика). 
  4. Условия предоставления платных медицинских услуг 
  5. При заключении договора потребителю (заказчику) предоставляется в доступной форме информация о возможности получения соответствующих видов и объемов медицинской помощи без взимания платы в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (далее — соответственно программа, территориальная программа).

Отказ потребителя от заключения договора не может быть причиной уменьшения видов и объемов медицинской помощи, предоставляемых такому потребителю без взимания платы в рамках программы и территориальной программы.

  1. Медицинские организации, участвующие в реализации программы и территориальной программы, имеют право предоставлять платные медицинские услуги:

а) на иных условиях, чем предусмотрено программой, территориальными программами и (или) целевыми программами, по желанию потребителя (заказчика), включая в том числе:

установление индивидуального поста медицинского наблюдения при лечении в условиях стационара;

применение лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, если их назначение и применение не обусловлено жизненными показаниями или заменой из-за индивидуальной непереносимости лекарственных препаратов, входящих в указанный перечень, а также применение медицинских изделий, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, не предусмотренных стандартами медицинской помощи;

б) при предоставлении медицинских услуг анонимно, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

в) гражданам иностранных государств, лицам без гражданства, за исключением лиц, застрахованных по обязательному медицинскому страхованию, и гражданам Российской Федерации, не проживающим постоянно на ее территории и не являющимся застрахованными по обязательному медицинскому страхованию, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации;

г) при самостоятельном обращении за получением медицинских услуг, за исключением случаев и порядка, предусмотренных статьей 21 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», и случаев оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и медицинской помощи, оказываемой в неотложной или экстренной форме.

  1. Порядок определения цен (тарифов) на медицинские услуги, предоставляемые медицинскими организациями, являющимися бюджетными и казенными государственными (муниципальными) учреждениями, устанавливается органами, осуществляющими функции и полномочия учредителей.

Медицинские организации иных организационно-правовых форм определяют цены (тарифы) на предоставляемые платные медицинские услуги самостоятельно.

  1. При предоставлении платных медицинских услуг должны соблюдаться порядки оказания медицинской помощи, утвержденные Министерством здравоохранения Российской Федерации.
  2. Платные медицинские услуги могут предоставляться в полном объеме стандарта медицинской помощи, утвержденного Министерством здравоохранения Российской Федерации, либо по просьбе потребителя в виде осуществления отдельных консультаций или медицинских вмешательств, в том числе в объеме, превышающем объем выполняемого стандарта медицинской помощи. 

III. Информация об исполнителе и предоставляемых им медицинских услугах

  1. Исполнитель обязан предоставить посредством размещения на сайте медицинской организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также на информационных стендах (стойках) медицинской организации информацию, содержащую следующие сведения:

а) для юридического лица — наименование и фирменное наименование (если имеется);

для индивидуального предпринимателя — фамилия, имя и отчество (если имеется);

б) адрес места нахождения юридического лица, данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц, с указанием органа, осуществившего государственную регистрацию;

адрес места жительства и адрес места осуществления медицинской деятельности индивидуального предпринимателя, данные документа, подтверждающего факт внесения сведений об индивидуальном предпринимателе в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, с указанием органа, осуществившего государственную регистрацию;

в) сведения о лицензии на осуществление медицинской деятельности (номер и дата регистрации, перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность медицинской организации в соответствии с лицензией, наименование, адрес места нахождения и телефон выдавшего ее лицензирующего органа);

г) перечень платных медицинских услуг с указанием цен в рублях, сведения об условиях, порядке, форме предоставления медицинских услуг и порядке их оплаты;

д) порядок и условия предоставления медицинской помощи в соответствии с программой и территориальной программой;

е) сведения о медицинских работниках, участвующих в предоставлении платных медицинских услуг, об уровне их профессионального образования и квалификации;

ж) режим работы медицинской организации, график работы медицинских работников, участвующих в предоставлении платных медицинских услуг;

з) адреса и телефоны органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан, территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

  1. Информация, размещенная на информационных стендах (стойках), должна быть доступна неограниченному кругу лиц в течение всего рабочего времени медицинской организации, предоставляющей платные медицинские услуги.

    Информационные стенды (стойки) располагаются в доступном для посетителей месте и оформляются таким образом, чтобы можно было свободно ознакомиться с размещенной на них информацией.

  2. Исполнитель предоставляет для ознакомления по требованию потребителя и (или) заказчика:

а) копию учредительного документа медицинской организации — юридического лица, положение о ее филиале (отделении, другом территориально обособленном структурном подразделении), участвующем в предоставлении платных медицинских услуг, либо копию свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;

б) копию лицензии на осуществление медицинской деятельности с приложением перечня работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность медицинской организации в соответствии с лицензией.

  1. При заключении договора по требованию потребителя и (или) заказчика им должна предоставляться в доступной форме информация о платных медицинских услугах, содержащая следующие сведения:

а) порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи, применяемые при предоставлении платных медицинских услуг;

б) информация о конкретном медицинском работнике, предоставляющем соответствующую платную медицинскую услугу (его профессиональном образовании и квалификации);

в) информация о методах оказания медицинской помощи, связанных с ними рисках, возможных видах медицинского вмешательства, их последствиях и ожидаемых результатах оказания медицинской помощи;

г) другие сведения, относящиеся к предмету договора.

  1. До заключения договора исполнитель в письменной форме уведомляет потребителя (заказчика) о том, что несоблюдение указаний (рекомендаций) исполнителя (медицинского работника, предоставляющего платную медицинскую услугу), в том числе назначенного режима лечения, могут снизить качество предоставляемой платной медицинской услуги, повлечь за собой невозможность ее завершения в срок или отрицательно сказаться на состоянии здоровья потребителя. 
  2. Порядок заключения договора и оплаты медицинских услуг 
  3. Договор заключается потребителем (заказчиком) и исполнителем в письменной форме.
  4. Договор должен содержать:

а) сведения об исполнителе:

наименование и фирменное наименование (если имеется) медицинской организации — юридического лица, адрес места нахождения, данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц, с указанием органа, осуществившего государственную регистрацию;

фамилия, имя и отчество (если имеется) индивидуального предпринимателя, адрес места жительства и адрес места осуществления медицинской деятельности, данные документа, подтверждающего факт внесения сведений об индивидуальном предпринимателе в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, с указанием органа, осуществившего государственную регистрацию;

номер лицензии на осуществление медицинской деятельности, дата ее регистрации с указанием перечня работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность медицинской организации в соответствии с лицензией, наименование, адрес места нахождения и телефон выдавшего ее лицензирующего органа;

б) фамилию, имя и отчество (если имеется), адрес места жительства и телефон потребителя (законного представителя потребителя);

фамилию, имя и отчество (если имеется), адрес места жительства и телефон заказчика — физического лица;

наименование и адрес места нахождения заказчика — юридического лица;

в) перечень платных медицинских услуг, предоставляемых в соответствии с договором;

г) стоимость платных медицинских услуг, сроки и порядок их оплаты;

д) условия и сроки предоставления платных медицинских услуг;

е) должность, фамилию, имя, отчество (если имеется) лица, заключающего договор от имени исполнителя, и его подпись, фамилию, имя, отчество (если имеется) потребителя (заказчика) и его подпись.

В случае если заказчик является юридическим лицом, указывается должность лица, заключающего договор от имени заказчика;

ж) ответственность сторон за невыполнение условий договора;

з) порядок изменения и расторжения договора;

и) иные условия, определяемые по соглашению сторон.

  1. Договор составляется в 3 экземплярах, один из которых находится у исполнителя, второй — у заказчика, третий — у потребителя. В случае если договор заключается потребителем и исполнителем, он составляется в 2 экземплярах.
  2. На предоставление платных медицинских услуг может быть составлена смета. Ее составление по требованию потребителя (заказчика) или исполнителя является обязательным, при этом она является неотъемлемой частью договора.
  3. В случае если при предоставлении платных медицинских услуг требуется предоставление на возмездной основе дополнительных медицинских услуг, не предусмотренных договором, исполнитель обязан предупредить об этом потребителя (заказчика).

Без согласия потребителя (заказчика) исполнитель не вправе предоставлять дополнительные медицинские услуги на возмездной основе.

  1. В случае если при предоставлении платных медицинских услуг потребуется предоставление дополнительных медицинских услуг по экстренным показаниям для устранения угрозы жизни потребителя при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострениях хронических заболеваний, такие медицинские услуги оказываются без взимания платы в соответствии с Федеральным законом «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
  2. В случае отказа потребителя после заключения договора от получения медицинских услуг договор расторгается. Исполнитель информирует потребителя (заказчика) о расторжении договора по инициативе потребителя, при этом потребитель (заказчик) оплачивает исполнителю фактически понесенные исполнителем расходы, связанные с исполнением обязательств по договору.
  3. Потребитель (заказчик) обязан оплатить предоставленную исполнителем медицинскую услугу в сроки и в порядке, которые определены договором.
  4. Потребителю (заказчику) в соответствии с законодательством Российской Федерации выдается документ, подтверждающий произведенную оплату предоставленных медицинских услуг (контрольно-кассовый чек, квитанция или иной бланк строгой отчетности (документ установленного образца)).
  5. Исполнителем после исполнения договора выдаются потребителю (законному представителю потребителя) медицинские документы (копии медицинских документов, выписки из медицинских документов), отражающие состояние его здоровья после получения платных медицинских услуг.
  6. Заключение договора добровольного медицинского страхования и оплата медицинских услуг, предоставляемых в соответствии с указанным договором, осуществляются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Законом Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации». 
  7. Порядок предоставления платных медицинских услуг 
  8. Исполнитель предоставляет платные медицинские услуги, качество которых должно соответствовать условиям договора, а при отсутствии в договоре условий об их качестве — требованиям, предъявляемым к услугам соответствующего вида.

В случае если федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации предусмотрены обязательные требования к качеству медицинских услуг, качество предоставляемых платных медицинских услуг должно соответствовать этим требованиям.

  1. Платные медицинские услуги предоставляются при наличии информированного добровольного согласия потребителя (законного представителя потребителя), данного в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об охране здоровья граждан.
  2. Исполнитель предоставляет потребителю (законному представителю потребителя) по его требованию и в доступной для него форме информацию:

о состоянии его здоровья, включая сведения о результатах обследования, диагнозе, методах лечения, связанном с ними риске, возможных вариантах и последствиях медицинского вмешательства, ожидаемых результатах лечения;

об используемых при предоставлении платных медицинских услуг лекарственных препаратах и медицинских изделиях, в том числе о сроках их годности (гарантийных сроках), показаниях (противопоказаниях) к применению.

  1. Исполнитель обязан при оказании платных медицинских услуг соблюдать установленные законодательством Российской Федерации требования к оформлению и ведению медицинской документации и учетных и отчетных статистических форм, порядку и срокам их представления. 
  2. Ответственность исполнителя и контроль за предоставлением платных медицинских услуг 
  1. За неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по договору исполнитель несет ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
  2. Вред, причиненный жизни или здоровью пациента в результате предоставления некачественной платной медицинской услуги, подлежит возмещению исполнителем в соответствии с законодательством Российской Федерации.
  3. Контроль за соблюдением настоящих Правил осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в рамках установленных полномочий.

Документы при оказании платных медицинских услуг

Документы при оказании платных медицинских услуг, их виды, актуальный перечень и особенности оформления, являются объектом анализа данной статьи. В нем рассматривается порядок обращений пациентов в медицинскую организацию непосредственно за счет личных средств, а также застрахованных по добровольному медицинскому страхованию (ДМС).

Документ – это материальный носитель информации в  виде  текста, звукозаписи, изображения  и  (или) их сочетания, который имеет реквизиты, позволяющие его идентифицировать,  и  предназначен для передачи во времени  и  в пространстве в целях общественного использования  и  хранения, именно так определяет данный термин статья 1 Федерального закона от 24.12.1994 № 77-ФЗ “Об обязательном экземпляре документов”. В то время как медицинскими  документами являются специальные формы  документации, оформляемые медицинским  персоналом, в которых регламентируются действия, связанные с оказанием медицинских услуг, что соответствует терминологии Приказа Минздрава России от 22.01.2001 № 12 “О введении в действие отраслевого стандарта “термины  и  определения системы стандартизации в здравоохранении”.

Кроме того, медицинская   документация  является основанием возникновения, изменения, прекращения правоотношений между пациентом  и   медицинской  организацией, между  медицинской  организацией и страховыми компаниями. Об этом, а так же о некоторых особенностях предоставления пациенту документов при оказании платных медицинских услуг, надлежащего их оформления и ответственности сторон пойдет речь в данной статье.

Следует сделать акцент на том, что документы – это будущие письменные доказательства, поэтому нужно тщательно относиться к вопросу оформления. Данные документы могут быть использованы юристами в процессе доказательства несостоятельности лечения и обеспечении защиты законных требований пациента. Подробнее об этом, читатель может узнать ознакомившись со статьей “Медицинская документация пациента как основное доказательство”.

Платная медицинская помощь

Право граждан на получение платных медицинских услуг, предоставляемых по их желанию, при оказании медицинской помощизакреплено в Федеральном законе от 21.11.2011 № 323-ФЗ “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации” (далее – Закон № 323-ФЗ). При этом платные медицинские услуги предоставляются им в рамках договоров за счет личных средств, страховых взносов на добровольное медицинское страхование, средств предприятий, учреждений и организаций и других средств, разрешенных законодательством.

Порядок предоставления платных медицинских услуг регламентируется Постановлением Правительства РФ от 04.10.2012 № 1006 “Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг”, содержащим их определение в виде медицинских услуг, предоставляемых на возмездной основе за счет личных средств граждан, средств юридических лиц и иных средств на основании договоров, в том числе договоров добровольного медицинского страхования (ДМС).

Кроме того, к отношениям, связанным с оказанием платных медицинских услуг, применяются положения Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 “О защите прав потребителей” (далее – Закон № 2300-1).

Стоит также обратить внимание на необходимость соответствия платных медицинских услуг, их видов, объемов и условий оказания лицензионным требованиям, условиям договора, стандартам и порядкам оказания медицинской помощи, образовательных и иных услуг, нормативным документам, установленным Министерством здравоохранения Российской Федерации и другим установленным законодательством требованиям.

Документы при оказании платных медицинских услуг и особенности их оформления

Документы при оказании платных медицинских услуг условно можно разделить на две части:

  • медицинские документы (медицинская карта, история болезни, рекомендации врачей специалистов, выписки из первичной медицинской документации, заключения, справки, результаты исследований и т.д.). Перечисленные документы оформляются в соответствии с законодательством медицинским учреждением и являются его собственностью. По требованию пациента либо его законного представителя медицинское учреждение предоставляет для ознакомления медицинские документы в соответствии с Приказом Минздрава РФ от 29.06.2016 № 425н.

    Также на основании письменного заявления пациента или его представителя медицинская организация выдает копии необходимых медицинских документов.

  • документы при оформлении правоотношений с медицинской организацией (договор, ИДС, различные заявления, акты оказанных услуг, справки в налоговые органы и т.д.). Зачастую такие документы составляются в двух экземплярах, включая все приложения и дополнительные соглашения.

    При этом один из экземпляров остается на руках у пациента, второй – в медицинском учреждении.

Примером может служить обращение пациента в медицинскую организацию для предоставления ему копий результатов лечения и обследования, а также наличие у пациента договора на оказание платных медицинских услуг с приложениями для формирования претензий или исков.

Кроме того, читатель может ознакомиться с видами и сроками хранения, а также о порядке требования медицинской документации в статьях “Медицинская документация пациента: основные виды и сроки хранения” и “Получение медицинской документации по запросу”, для обеспечения защиты своих прав.

Особенности оформления

Платные медицинские услуги, равно как и медицинские услуги, в рамках программы госгарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи предоставляются при наличии информированного добровольного согласия пациента (или его законного представителя) на медицинское вмешательство, данного в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Пункт 7 статьи 20 конкретизирует обязательство оформления в письменной форме информированного добровольного согласия, а Приказ Минздравсоцразвития № 1177н от 20.12.2012 утверждает формы для получения согласия или отказа от медицинского вмешательства в медицинских организациях реализующих программы государственных гарантий.

Так же стоит отметить, что факт добровольного информированного согласия фиксируется в медицинской карте пациента.

Стоит отметить, и то, что при оказании платных медицинских услуг исполнитель обязан соблюдать установленные законодательством Российской Федерации требования к операторам персональных данных (медицинским организациям). Так, в статье 9 Закона № 152 ФЗ “О персональных данных”, содержится условие обработки персональных данных потребителя (пациента) только при наличии его согласия в письменной форме.

До заключения договора медицинская организация в письменной форме уведомляет потребителя о том, что несоблюдение указаний или рекомендаций медицинских работников, предоставляющих платные медицинские услуги, в том числе назначение режима лечения, могут снизить качество предоставляемой платной медицинской помощи, повлечь за собой невозможность ее завершения в срок или отрицательно сказаться на состоянии здоровья пациента.

При заключении договора потребителю (пациенту) предоставляется в доступной форме информация о возможности получения соответствующих видов и объемов медицинской помощи без взимания платы в рамках программы ОМС.

В дополнение, к вышеизложенному отмечаем, что отказ потребителя от заключения договора не может быть причиной уменьшения видов и объемов медицинской помощи, предоставляемых данному потребителю без взимания платы в рамках программы ОМС. Так же целесообразно отметить,информированность пациента как фактор оказывающий влияние на его решение заключения договора платных медицинских услуг.

Аспект информированности пациента как фактор, влияющий на заключение договора

Сведения, содержащие информацию об учреждении, специалистах и условиях оказания платных медицинских услуг, размещенные на информационных стендах, а также в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, должны быть доступны неограниченному кругу лиц для свободного ознакомления в течение всего рабочего времени медицинской организации.

Кроме того, по требованию потребителя медицинская организация может предоставить для ознакомления следующие документы:

  • копию устава медицинской организации либо положение о ее филиале, участвующей в оказании платных услуг;
  • копию лицензии на осуществление медицинской и иной подлежащей лицензированию деятельности с приложением перечня работ в соответствии с лицензией;
  • сведения о внесении учреждения в Единый государственный реестр юридических лиц.

Ответственность за отсутствие информации о медицинской организации

Стоит отметить, что отсутствие на сайте медицинской организации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, а также на информационных стендах сведений, предусмотренных пунктом 11 Правил от 04.10.2012 № 1006, а равно как и текста данных Правил, а так же Закона № 2300-1, влечет административную ответственность.

Данная санкция предусмотрена статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которая устанавливает ответственность за оказание услуг организацией при отсутствии информации, обязательность предоставления которой предусмотрена законодательством РФ.

Форма заключения договора и оплата медицинских услуг

Договор заключается в письменной форме, при этом на предоставление платных медицинских услуг составляется смета, которая, может быть составлена требованию стороны согласно пункту 19 Правил от 04.10.2012 № 1006 и является неотъемлемой частью договора. При заключении договора по требованию потребителя ему должна предоставляться в доступной форме информация о платных услугах, содержащая следующие сведения:

  • порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи, применяемые при предоставлении платных медицинских услуг;
  • информация о конкретном медицинском работнике, предоставляющем соответствующую платную медицинскую услугу (его профессиональном образовании и квалификации);
  • информация о методах оказания медицинской помощи, связанных с ними рисках, возможных видах медицинского вмешательства, их последствиях и ожидаемых результатах оказания медицинской помощи;
  • перечень категорий потребителей, имеющих право на получение льгот, а также перечень льгот, предоставляемых при оказании платных медицинских услуг в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Потребитель оплачивает предоставленныемедицинской организацией услуги в сроки и в порядке, определенными в договоре. При этом потребителю выдается документ установленного образца, подтверждающий произведенную оплату медицинских услуг,которым может выступать контрольно-кассовый чек, квитанция либо иной бланк строгой отчетности.

Документы при обращении по ДМС

Право обращения застрахованного по ДМС в медицинское учреждение обусловлено договором между страхователем и страховой медицинской организацией. При этом страховая организация должна иметь заключенный договор с медицинским учреждением, имеющим лицензию на медицинскую деятельность, выданную органом исполнительной власти субъекта, например, Департаментом здравоохранения Москвы. Отмечаем здесь, что вид деятельности, содержащийся в лицензии, должен соответствовать перечню услуг, которые гарантированы полисом ДМС.

При обращении за медицинской помощью или для предоставления сопутствующих услуг (напр., услуги транспортировкив медицинское учреждение и т. п.) необходимо предъявить полис ДМС и документ, удостоверяющий личность.

Так же, как и в первом случае, при обращении за медицинской помощью рекомендуется предоставление врачу выписки и справок, имеющих отношение к заболеванию из других лечебных организаций – medicus medico amicus est — врач врачу друг (помощник)(лат.). В случае утраты полиса ДМС необходимо обратиться с заявлением в страховую организацию для выдачи дубликата.

Документы, предоставляемые пациенту медицинской организацией после исполнения договора

Медицинской организацией после исполнения условий договора выдаются потребителю либо его законному представителю медицинские документы (копии медицинских документов либо выписки из медицинских документов), отражающие состояние здоровья потребителя после получения платных медицинских услуг.

Так же, по требованию лица оплатившего услуги, медицинская организация обязана выдать справку об оплате медицинских услуг для предоставления в налоговые органы Российской Федерации по форме, установленной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 25 июля 2001 г. № 289/БГ-3-04/256 “О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 г. № 201 “Об утверждении перечней медицинских услуг и дорогостоящих видов лечения в медицинских учреждениях Российской Федерации, лекарственных средств, суммы, оплаты которых за счет собственных средств налогоплательщика учитываются при определении суммы социального налогового вычета”.

Записи созданы 1517

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх