Потребительские свойства товара

  Материалы к госэкзамену специальности маркетинг 

Ответы на билеты набрал: Елькин Р.


Вопрос №17

Природа и отличительные характеристики услуг. Особенности маркетинга сферы услуг.

Услуга (service) — это любая деятельность или благо, которую одна сторона может предложить другой. Услуга по сути своей является неосязаемой и не приводит к передаче собственности. Аренда гостиничного номера, хранение денег в банке (депозит), перелеты на самолете, визит к врачу, стрижка в парикмахерской, посещение спортивных соревнований, просмотр кинофильма, ремонт автомобиля, консультация у адвоката — все эти ежедневные операции связаны с приобретением услуги. Однако необходимо отметить, что, наряду с производством товаров, многие промышленные предприятия также предоставляют целый ряд услуг, среди которых — доставка товара, ремонт и техническое обслуживание оборудования, обучающие программы по его эксплуатации, технические консультации. Более того, многие поставщики услуг наряду со своим основным видом деятельности также продают и физические товары. Например, авиакомпании предлагают широкий ассортимент блюд, напитков, газет, которые являются неотъемлемой частью основной услуги — авиаперевозки. Довольно редко можно встретить организацию, предоставляющую товар или услугу в чистом виде.

В попытке найти различие между товаром и услугой было бы более целесообразно рассматривать понятие континуума «товар-услуга» со множеством вариантов комбинаций, начиная от преобладания товара и заканчивая преобладанием услуги.

Фирмы могут получить преимущество, выбирая наиболее подходящее положение на континууме и изменяя баланс осязаемых и неосязаемых элементов в своем предложении. Например, производитель встроенных кухонь может качественно улучшить свое предложение, редоставляя покупателям услуги профессионального дизайнера и консультанта.

Типы услуг

В сфере услуг имеется множество разнообразных предприятий. Их можно классифицировать по целому ряду признаков. Один из них — это тип собственности: являются ли они организациями частного (склады, дистрибьюторские фирмы, банки) или государственного (милиция, государственные больницы) сектора. Другой признак — рынок, на котором работает фирма: потребительский (страхование домохозяйств, розничная торговля) или рынок предприятий (обслуживание компьютерных отделов). Услуги также можно классифицировать по степени контактности с человеком: услуги высокой (парикмахерские, медицинское обслуживание) и низкой контактности (химчистки, автоматизированные мойки машин), где предоставление услуг направлено на объекты. Услуги могут оказывать люди (различные консультации, образование) или автоматизированные устройства (торговые автоматы, банкоматы). Первые, в свою очередь, делятся на услуги, предоставляемые высококвалифицированными специалистами (адвокатские фирмы и больницы) и не требующие специальных навыков (грузчик или уборщик).

Большое разнообразие предоставляемых услуг значит, что для создания и сохранения конкурентного преимущества производители услуг должны выделять и решать проблемы, характерные для конкретного вида деятельности. Несмотря на подобные разночтения в классификации, есть целый ряд характеристик, присущих всем услугам.

Характеристики услуг

При создании маркетинговой программы компания должна учитывать пять характеристик услуг: неосязаемость, неотделимость, непостоянство, недолговечность и отсутствие собственности.

Неосязаемость

Неосязаемость услуги означает, что она не может быть продемонстрирована, т.е. до покупки услугу невозможно увидеть, попробовать на вкус, потрогать, услышать или понюхать. Потребитель может детально изучить цвет, технические показатели и работу аудиосистемы, которую он желает приобрести. В противоположность этому, клиент парикмахерской не может увидеть результат до приобретения услуги, так же как и пассажиры авиакомпании имеют всего лишь билет и обещание безаварийной доставки в пункт назначения.

Ввиду отсутствия осязаемых характеристик услуга до ее покупки степень неопределенности приобретения увеличивается. Чтобы ее сократить, покупатели ищут «сигналы» качества услуги. Свои выводы относительно качества они делают исходя из места, персонала, цены, оборудования и средства предоставления услуги, которые они могут видеть. Таким образом, целью производителя услуги является повышение степени осязаемости услуги в той или иной степени. В то время как поставщики товаров стараются добавить им больше неосязаемых качеств (скорость доставки, продление срока гарантии, послепродажное обслуживание), поставщики услуг пытаются сделать последние осязаемыми.

Неотделимость

Физические товары сначала производят, после чего их хранят, затем продают и, в конце концов, их потребляют. В отличие от них, услуги сначала продают и лишь затем производят и потребляют, причем это происходит одновременно. Неотделимость услуг означает, что услуги нельзя отделить от их источника, независимо от того, предоставляется услуга человеком или машиной. Если услугу предоставляет человек, то он считается частью услуги. В качестве примера, преподаватель не может предоставить услугу, если в аудитории нет студентов. Вследствие того, что при производстве услуги всегда присутствует покупатель, взаимодействие поставщика и покупателя являются особым аспектом маркетинга услуг. Качество конечного продукта-услуги зависит как от поставщика, так и от покупателя. Способность преподавателя достичь взаимопонимания со студентами влияет на показатели их успеваемости. Таким образом, персонал сферы услуг должен быть хорошо подготовлен к успешному взаимодействию с клиентами.

Второй характерной особенностью неотделимости услуг является присутствие и некоторое участие в процессе их предоставления других потребителей. Студенты в аудитории, присутствуют при процессе потребления услуги одним человеком. Их поведение может определять степень удовлетворения услугой отдельных людей. Например, большое скопление людей в ресторане может испортить атмосферу комфорта для других посетителей и снизить степень их удовлетворения. Следовательно, задачей менеджмента является гарантия того, что покупатели, вовлеченные в процесс потребления услуги, не препятствуют получению удовлетворения другими покупателями.

Из-за одновременности процесса производства и потребления поставщики услуг испытывают определенные трудности при повышении спроса. Производитель товаров в ожидании повышенного спроса может увеличить выпуск продукции, расширить линию массового производства или накопить запасы. Это невозможно в сфере услуг. Поэтому организации сферы услуг должны уделять особое внимание управлению спросом, учитывая эти ограничения. Высокая цена служит для нормирования ограниченного предложения наиболее популярных услуг. Также имеется целый ряд других стратегий для разрешения проблемы повышенного спроса. Во-первых, поставщик услуг может работать с большими группами, чтобы обслужить одновременно большее количество потребителей. Например, в розничной торговле используются большие помещения для обслуживания возросшего числа покупателей. Во-вторых, поставщик услуг может ускорить работу, т.е. научиться работать быстрее. Можно повысить производительность труда, если обучить персонал эффективнее использовать рабочее время. И, наконец, организация сферы услуг может задействовать дополнительное количество исполнителей.

Непостоянство качества

Поскольку процесс производства и потребления услуги связан с участием людей, имеется значительный риск непостоянства качества. Качество услуги зависит от того, кто, когда, где и как ее предоставляет. Как таковое, качество услуги очень трудно поддается контролю. Например, некоторые гостиницы имеют репутацию поставщика более качественных услуг, чем другие.В одной и той же гостинице работник службы регистрации может быть вежливым и работать хорошо, в то время как другой, стоящий в нескольких метрах от него, может быть замкнутым и мерительным.

Организации сферы услуг могут предпринимать различные меры по контролю качества. Прежде всего, это тщательный отбор и обучение персонала. Например, авиакомпании, банки и гостиницы тратят огромные суммы денег на обучение своих сотрудников, которое впоследствии отразится на повышении качества услуг. Кроме того, можно повысить мотивацию служащих путем применения стимулов, непосредственно связанных с качеством услуг. Для этого вводятся премии. Можно также обеспечить непосредственный контакт сотрудников с потребителями, что позволит повысить степень ответственности служащих за качество предоставляемой услуги. Фирма может постоянно проверять степень удовлетворенности покупателей с помощью системы жалоб и предложений, опросов потребителей и сравнительных продаж. Когда обнаруживается плохое обслуживание, принимаются меры для его ликвидации. Наконец, организации сферы услуг могут повысить степень постоянства качества, заменяя сотрудников оборудованием (торговыми автоматами, банкоматами), а также путем введения детально описанных и стандартизированных рабочих процедур.

Недолговечность

Недолговечность услуги означает, что услугу нельзя хранить с целью последующей продажи или использования. В некоторых странах врачи взимают оплату за пропущенную пациентом встречу, поскольку ценность услуги имеет место только в определенный момент времени и исчезает при неявке пациента. Недолговечность услуг не представляет особых проблем, если спрос на нее довольно устойчивый. Однако, если спрос подвержен различным колебаниям, организации сферы услуг часто сталкиваются с проблемами.

Отсутствие владения

Когда потребители покупают физические товары, такие как автомобили или компьютеры, они получают личный доступ к использованию продукта на неограниченный промежуток времени. В отличие от физических товаров, услуги не являются чьей-либо собственностью. Потребитель услуги часто имеет к ней доступ на протяжении ограниченного промежутка времени. Из-за отсутствия владения, фирмы, предлагающие услуги должны прилагать особые усилия для укрепления имиджа и привлекательности своей марки с помощью одного из следующих методов.

1. Поощрение потребителей к повторному использованию услуги.

2. Создание членских клубов или ассоциаций с целью усиления чувства собственности.

3. По возможности, поставщики услуг могут превратить недостаток отсутствия владения в преимущество: например, специалист по промышленному дизайну с полной уверенностью может сказать, что, пользуясь его услугами, заказчик сможет сократить расходы, поскольку альтернативой этому является прием на постоянную работу дизайнера приблизительно такой же квалификации.

Особенности маркетинга услуг.

Услуга как объект маркетинга

Сегодня сфера услуг становится все более значимой в экономике России, так как она создает многочисленные рабочие места и вносит существенный вклад во внутренний национальный продукт. Кроме этого, значимость услуг определяется не только их вкладом в создание рабочих мест, но и тем, что многие виды деятельности, не имеющих самостоятельного значения для конечных покупателей, по существу являются услугами, которые потребляются промежуточными покупателями, такими как отделы и подразделения организаций. Скоординированность и взаимодействие подразделений внутри организаций возрастает не только на основе административно-управленческих мер, но в большей мере это достигается на основе моделей обслуживания.

Несмотря на важность отрасли услуг, теоретическая концепция услуг в России не получила своего развития и распространения. Такое положение можно попытаться объяснить тем, что услуги практически не рассматривались как самостоятельная сфера.

Справедливости ради следует признать, что и на Западе не очень много внимания уделялось услугам и маркетингу услуг, иначе как объяснить факт возникновения интереса к услугам и их маркетингу в середине 60-х годов. Именно в этот период появляются первые работы по этой тематике. Вероятно, это обусловлено недостаточным высоким уровнем развития сферы услуг и уровнем конкуренции.

Широта и разнообразие индустрии услуг затрудняет возможности определения у различных секторов услуг общих закономерностей, характерных для сферы услуг. Управление в сфере услуг отличает традиционная замкнутость. Это проявляется в том, что руководители организаций обслуживания большую часть своей трудовой жизни работали в одной сфере обслуживания, например, банке, больнице, университете, милиции, пожарной охране и т. д. Это ограничивает ротацию, обмен опытом в сфере услуг.

Отметим некоторые особенности услуг, которые отличают их от материальных продуктов и требуют особых приемов и действий их маркетинга.

Услуга — это действия, исполнение и усилия. Услуга передается покупателю через действия, тогда как товар передается из рук в руки. Услуга — это нечто, что обладает ценностью для покупателя и может восприниматься сознанием, умственно. Для передачи услуги покупателю необходимо выполнить определенные действия или операции. Любые операции или действия обладают такими характеристиками как начало, продолжение и окончание.

Это признаки характеризуют процессы. Следовательно, суть выполнения услуги проявляется в выполнении процессов составляющих услугу операций. Причем услуга может содержать одну или несколько операций.

Когда услуга передается через исполнение, то это как правило связано с исполнительским мастерством, например, актеров. Когда речь идет об услуге в виде усилия, то здесь суть выполнения услуги заключается в советах, как правильно поступить, скорректировать последующие действия и убеждать добиваться результатов. Примером таких услуг является работа тренера. Усилия как услуга заключается в достижении определенного состояния покупатели при воздействии на него поставщика услуги.

Отмеченные признаки услуг скорее неосязаемы, чем осязаемы. Товары можно увидеть до их покупки, потрогать, почувствовать запах или измерить и упаковать. Когда покупается услуга, то ничего нет, что можно бы показать. Деньги потрачены, но в обмен взять в руки ничего нельзя. Таким образом, неосязаемость услуги означает то, что нельзя потрогать и то, что не может легко определено или сформулировано, а улавливается умом или психологически.

Однако выполнение большинства услуг сопровождается вполне осязаемыми вещами. Например, ремонт автомобили осуществляется при помощи запасных частей, приспособлений, ключей, в определенном и оборудованном помещении., кроме того, ремонт автомобили включает определенный порядок действий, требуемых для определенного ремонта и выполняемых подготовленными и обученными людьми. Это и покупается как услуга. Большинство услуг — это комбинация осязаемых и неосязаемых элементов. Суть того что покупается — может быть осязаемым или неосязаемым.

Для маркетолога и организации обслуживания неосязаемость создает дополнительные трудности в продаже услуг. Эти трудности связаны с оценкой свойств услуги покупателем, что создает больше риска для покупателя услуги при ее покупке.

Временные рамки выполнения услуги и ее потребления совпадают, и это является другим важным свойством услуги, которое не характерно для товара. Одновременность производства и потребления означает, что услуга производится в условиях реального времени и, следовательно, покупатель присутствует физически во время выполнения услуги. Товары могут изготовляться в одном месте, складированы в другом, а проданы в третьем.

Если рассмотреть этапы процессов выполнения услуги и предложений товаров, то можно видеть, что товары вначале производятся, а затем продаются. Услуги же вначале продаются, а затем производятся и потребляются.

Одновременность производства и потребления услуги означает присутствие в одно и то же время и исполнителя услуги и покупателя. Эта особенность в отношении товаров состоит в том, что покупатель не видит, как изготавливают товары. Вовлекаясь в производственный процесс обслуживания, покупатель услуги «видит» как «изготовляется» услуга. Если клиенту не понравится, как ведет себя поставщик услуги во время производства услуги, то в следующий раз клиент не вернется за услугой к этому же поставщику, что означает для организации потерю дохода.

Индустрия услуг обладает очень важной особенностью и отличается от производственной отрасли широким применением людей в производственном процессе, тогда как промышленность шире использует машины. Широкое привлечение человеческого компонента оказывает сильное влияние на однородность, стандартизованность услуг. Услуги менее однородны и менее стандартизованы, что означает результаты покупки услуги могут быть неопределенными. Неопределенность результата услуги создает ситуацию того, что покупатель не имеет возможности управлять и влиять на результат. Поэтому, покупая услугу, покупатель испытывает более сильный риск, чем при покупке товара. Для маркетинга важно принять меры по снижению неопределенности результата услуги.

В момент увеличенного спроса на услуги создается скопление покупателей, возникает очередь. Однако в данном случае речь идет о том, что в моменты увеличенного спроса возможности (мощности) организации обслуживания могут не соответствовать этому спросу. Это приводит к тому, что покупатели уходят и не ожидают своей очереди, что означает потерю доходов. При уменьшающемся спросе клиенты покупают мало услуг, в связи с этим так же возникают потери дохода. Такие проблемы возникают в сфере услуг из-за особенности услуги — несохраняемости. Это особенность услуг означает, что услугу нельзя изготовить заранее, как товары, складировать и предлагать в моменты повышенного спроса.. Кроме того, несохраняемость услуги проявляется в невозможности ее выставить как товары в витрину и дать покупателю возможность ознакомиться с услугой до покупки. И все эти проблемы несохраняемости услуг перерастают в маркетинговые проблемы. Маркетолог должен владеть информацией о периодах возможного повышенного спроса и набором стратегий для решения этих проблем.

Таким образом, особые характеристики услуг и отличия услуг от товаров требуют дополнительных знаний и их маркетинга, хотя многие подходы маркетинга товаров применимы и к услугам, но их использование часто отличается.


Комментарии

LeXaN
05 Дек 2010, 02:59

Большое спасибо за предоставленный здесь материал, он очень помог при выполнении домашней работы по экономике на тему «Торговля услугами, её преимущества»

Профессионалы отремонтируют Ваш кондиционер в Москве!

Товаром является все, что служит объектом купли и продажи на рынке. Деньги при этом играют роль универсального, пропорционально взвешенного посредника, мерой ценности товара, однако и сами в процессе обмена становятся товаром.

Если говорить о сфере кредитных отношений на фондовых биржах, то национальные деньги – обычный товар, ценность которого относительно материальных благ определяется соотношением спроса и предложения. Но за деньгами всегда стоят продукты труда и природы, предназначенные для обмена путем куплипродажи, онито и составляют основу товарной массы. В процессе куплипродажи изменяется не содержание товара, а лишь право владения. Товары делятся на две группы:

1) материальновещественные блага. К ним относятся – пища, одежда, жилище, машины, материалы и т. д.;

2) услуги (услуги транспорта, связи, здравоохранения, науки, образования, культуры, коммунальнобытового обслуживания, рекламы, торговли).

Товарное производство – это изготовление товаров и предоставление услуг не для своего потребления, а для обмена и продажи с целью одновременного приобретения нужных товаров у другого лица (предприятия). Продукция, изготовленная предприятием и предназначенная для продажи, называется товарной продукцией. Продукция или вид работы, предназначенные для личного потребления (выращивание овощей, цветов на садовом участке, ремонт и стирка собственной одежды, приготовление еды и т. д. Эта продукция не подлежит общенациональному учету, а потому находится будто бы в тени. К теневой экономике относится и криминальный (незаконный) товарооборот. Наряду с этим система внутреннего обслуживания на предприятии, включая ремонт средств производства, внутреннюю связь, охрану и т.

д., не имеет отношения к теневой экономике, поскольку затраты на эти виды работ включаются в себестоимость и цену товарной продукции и охватываются фабричнозаводским и государственным учетом.

Товарообмен между конкретными производителями товаров – главный способ развития новейшей экономики, которая построена на принципах разделения труда в цивилизованном обществе, специализации и кооперирования производства. Товарное производство включает в себя экономические категории:

1) производство товаров;

2) специализацию товаропроизводителей;

3) кооперирование производства;

4) обмен товарами (купляпродажа) между товаропроизводителями;

5) конечное потребление.

Последние две категории образуют рынок товаров. Главный ориентир деятельности предприятия (фирмы) – рынок, его потребности, структура, динамика и емкость. С рынком предприятие связано не только со стороны производства и сбыта собственной продукции, но и со стороны материальнотехнического обеспечения производства. Сюда относится снабжение сырьем, материалами, оборудованием и т. д.

Материал взят из: Основы бизнеса — Е. Ф. Саблин

Потребительские свойства, качества, характеристики товаров, продуктов, услуг, изделий. Номенклатура, классификация

Классификация потребительских свойств товаров, продуктов и услуг. Типовой перечень для анализа качеств изделия и услуги. (10+)

Проводим маркетинговый анализ. Анализируем конкурентов, рынок. Методика, пример — Потребительские свойства, качества и характеристики

‘);

Оглавление :: Поиск

Потребительские свойсва могут быть классифицированы по базовым потребностям, на которые они направлены, на пять групп:

  • Выгода
  • Престиж
  • Безопасность
  • Комфорт
  • Желание

Потребительские свойства — Выгода

Приобретение направлено для зарабатывания денег, получения преимуществ и т. д. Обычно этим мотивом руководствуются в сфере ‘бизнес для бизнеса’. Товар или услуга приобретаются с целью использования в производственной сфере или частной практике для получения доходов.

Примеры потребительских свойств, ориентированных на выгоду

  • Акции, приносящие дивиденд.
  • Мобильный телефон, позволяющий оперативно реагировать на ситуацию, быть на связи.
  • Обучение, направленное на повышение личной эффективности.
  • Книги, содержащие информацию, полезную в работе.

Потребительские свойства — Престиж

Приобретение направлено на демонстрацию своего статуса. Обычно эту базовую потребность удовлетворяют свойства, кажущиеся излишними с обывательской точки зрения. Не стоит думать, что престиж интересен только богатым людям. В удовлетворении этой базовой потребности заинтересованы все, просто понятия о престиже различаются в разных слоях общества. Простой пример: в среде элиты рабочего класса — квалифицированных рабочих считается престижным употребление водки завода ‘Кристалл’, а в кругах состоятельных господ престижны другие напитки.

Примеры потребительских свойств, ориентированных на престиж

  • В оформлении этих часов использованы 32 бриллианта.
  • В этом мобильном телефоне реализованы все мыслимые (и немыслимые) функции.
  • Чтобы ездить на этой машине, нужно быть состоятельным человеком.

Потребительские свойства — Безопасность

Приобретение направлено на обеспечение безопасности себя и своих близких. Почти всегда, когда мы делаем покупку для того, чтобы что-то не произошло, мы удовлетворяем потребность в безопасности.

Примеры потребительских свойств, ориентированных на безопасность

  • Страховой полис.
  • Железные двери.
  • Надежный автомобиль.
  • Оружие.

Потребительские свойства — Комфорт

Приобретение направлено на обеспечение удобства и комфорта. К этой потребности относятся также услуги для самого поддержания жизнедеятельности: жилье, отопление посуда и т. д.

Примеры потребительских свойств, ориентированных на комфорт

  • Кровать, на которой спят.
  • Автомобиль, чтобы ездить.
  • Посуда, чтобы есть.
  • Мебель для жизни.

Потребительские свойства — Желание

Приобретение направлено на удовлетворение иррационального желания. Вы никогда никому не планируете показывать этот светильник, но Вы хотите его иметь потому, что его неяркий свет напоминает Вам о детстве.

Примеры потребительских свойств, ориентированных на желание

  • Предметы коллекционирования, если они приобретаются, чтобы были.
  • Украшения интерьера, радующие глаз.
  • Домашние животные.

Один и тот же товар может иметь несколько потребительских свойств, направленных на удовлетворение нескольких базовых потребностей. Например, дорогой мобильный телефон может быть одновременно:

  • полезен для работы (выгода),
  • элементом стиля (престиж),
  • способом связи в экстренных ситуациях (безопасность),
  • проводником общения (комфорт),
  • предметом вожделения (желание)

(читать дальше…) :: (в начало статьи)

Оглавление :: Поиск

К сожалению в статьях периодически встречаются ошибки, они исправляются, статьи дополняются, развиваются, готовятся новые. Подпишитесь, на новости, чтобы быть в курсе.

Если что-то непонятно, обязательно спросите!
Задать вопрос. Обсуждение статьи.

Еще статьи

Секреты продаж. Успешный продажник, сейлз. Искусство продавать. Советы…
Советы продажнику.

Как и что продавать…

Бизнес план компании, организации, проекта, фирмы, планирование, разра…
Как написать бизнес-план. Советы. Для каких целей разрабатываются бизнес-планы. …

Рейдерский захват бизнеса, компании, предприятия, рейдерство, рейдеры….
Меры против рейдерского захвата. Советы по безопасной юридической структуре пред…

Мотивирующие, стимулирующие факторы, условия труда, работы…
Какие факторы делают сотрудника заинтересованным в работе, мотивируют на достиже…

Как писать официальные письма? Напишем его вместе….
Особенности написания официальных и деловых документов.

Примеры текстов в формал…

Предпринимательские риски. Классификация, типы, виды, категории. Угроз…
Основные риски, угрозы бизнеса. Классификация рисков. Виды, типы, категории. Осн…

Принципы мотивации, стимулирования, поощрения персонала, сотрудников, …
Как повысить эффективность работы сотрудников — Мотивировать, стимулировать и по…

Пример коммерческого предложения консалтинговых, консультационных услу…
Одно из моих коммерческих предложений, из которого вырос хороший проект, правда,…

Категория: Основы товароведения

 Потребительские свойства товаров — совокупность свойств, удовлетворяющих потребности или ожидания индивидуальных потребностей. Примером таких свойств могут служить пищевая ценность продуктов питания, эстетические свойства продуктовых и непродуктовых товаров. Потребительские свойства характерны для готовой продукции и товаров, реализуемых в розничной торговле. Эстетические свойства — способность товаров выражать в чувственно воспринимаемых признаках формы общественной ценности и удовлетворять эстетические потребности человека. Эти свойства вещей изучает эстетика — наука о сущности и формах прекрасного в природе, предметах, жизни.

Большинству потребителей присуще стремление к красоте, гармонии, однако представление о них у разных людей, проживающих в различных регионах земного шара и в разные эпохи, неодинаково. Неодинаковы эти представления и у людей одной страны, местности и семьи. Эстетические потребности очень индивидуальны, что определяет сложность обеспечения эстетических свойств товаров.

Определяющим комплексным показателем эстетических свойств всех товаров является их внешний вид.

Внешний вид — комплексный показатель, включающий форму, цвет, состояние поверхности, иногда целостность. Для эстетического восприятия разных товаров значимость перечисленных единичных показателей внешнего вида неодинакова и зависит от особенностей товаров.

Цвет — световые волны определенной длины, воспринимаемые глазом человека (цветовое решение, цветовая гамма).

Состояние поверхности — зависит от состава и структуры веществ, входящих в товары или упаковку Целостность композиций — отражает рациональную взаимосвязь внешних признаков с внутренней структурой и предполагают подчиненность главным элементам второстепенных, единство стилевого решения всех частей изделия (повреждения ухудшают форму).

Дизайн — способность товаров комплексно удовлетворять эстетические, эргономические и социальные по требности за счет их художественного конструирования.

Дизайн долгое время считался свойством только непродовольственных товаров. Однако в последнее время принято говорить и о дизайне упаковки всех товаров, и продуктовых и внешнее оформление таких пищевых продуктов как кулинарная продукция (торты, пирожных).

Стиль — способность товаров удовлетворять социальные и эстетические потребности с помощью совокупности показателей внешнего вида, конструктивных особенностей и деталей, которые определяются общим для конкретного сегмента потребителей мироощущением или отражает взаимосвязь содержания и внешнего оформления товаров. Различают: стиль эпохи и фирменный стиль (крупные зарубежные фирмы сохраняют свой фирменный стиль долго, Например, Peps Cola).

Мода — проявление вкусов потребителей, сформированных или сложившихся в определенной общественной среде, через внешнее оформление товаров (Например, изменение моды отделки тортов, пирожных и кондитерских изделий). Мода является одним из важных двигателей научно-технического прогресса, побуждая модельеров создавать не только модные товары, но и разрабатывать новые материалы и технологии.

скачать
Методическая разработка на конкурс

«Мой лучший урок технологии»

Номинация: « Технология в неделимом классе».

Раздел « Семейная экономика» 8 класс.
Тема. Информация о товарах.

Разработала: учитель технологии

высшей квалификационной категории

МОУ « Свенская СОШ №2» Брянского района
ПЕШКОВА

ГАЛИНА АЛЕКСАНДРОВНА

БРЯНСК

2011г.
Конспект урока по технологии в 8 классе (2 часа).

Учитель технологии МОУ « Свенская СОШ №2» Пешкова Г.А.

« Контрольная закупка»

Тема. Информация о товарах.
Цели.

Формирование понятия « информация о товарах».

Развитие аналитическо — синтезирующего мышления, умений анализировать, применять имеющиеся знания на практике.

Формирование социальной позиции полноправных и ответственных хозяев жизни.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы: словесные(рассказ, беседа, объяснение), наглядные (демонстрация, иллюстрация), самостоятельная практическая работа, работа под руководством преподавателя, методы стимулирования и мотивации (поощрение ,создание ситуации успеха, свободный выбор заданий, опора на жизненный опыт учащихся, самооценка), методы устного и письменного контроля.

Материалы и оборудование: ПК, проектор, презентация « Информация о товарах», учебники, сертификаты, товары.

План урока.

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний.
  3. Сообщение познавательных сведений.
  4. Практическая работа.
  5. Подведение итогов занятия.
  6. Домашнее задание.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Подготовка рабочих мест.

2.Актуализация знаний.

Презентация « Информация о товарах» Слайд №2

Учитель: Год за годом,

Век за веком

Эволюция с успехом

Плавно движется вперед.

Изменяется народ…

Был предмет, а стал товар.

И с купцом пришел навар.

Потребитель с продавцом,

Как менялось их лицо?

Потребитель. Покупатель.

Может быть, о нем и хватит.

Иль конца у темы нет,

Интересен сей объект.

Учитель: Сегодня мы совершим контрольную закупку товаров и постараемся разобраться, какую информацию о товаре и где её можно получить.

В семейной экономике немаловажную роль играет информация о то­варах.

Семьи — это основные потребители товаров, и умение пользоваться информацией о них поможет более экономно использовать семейные сред­ства.

Посмотрите фрагмент передачи « Контрольная закупка» и ответьте на вопрос: « С помощью каких источников покупатели узнали информацию о товарах?»

Слайд №3. Видеофрагмент « Контрольная закупка».

Ответы учащихся: этикетки, упаковка, инструкция.

3. Сообщение познавательных сведений.

Учитель:Источниками информации о товарах или услугах являются:

( Демонстрация слайдов № 4-9. Учащиеся перечисляют )

  • символы на этикетках, вкладышах, упаковках;
  • средства массовой информации (радио, телевидение, электронные
    средства коммуникации, газеты и журналы);
  • выставки товаров или услуг;
  • наружная реклама (рекламные щиты, вывески и т. д.);
  • инструкции с описанием качества товаров и технологии их приме­нения;
  • устное и письменное общение между людьми, включая телефон,
    телефакс и электронную почту.

Учитель: Попробуйте сделать анализ информации, которую вы получили, и дать определение термину «Информация о товарах».

Ответы учащихся.

Комментарий к ответам учащихся: Слайд №10.

Учитель: Информация о товарах это совокупность сведений, которые позво­ляют судить о качестве товаров, их хранении, безопасности эксплуатации или употребления.

Как мы уже говорили, информация о приобретаемых товарах содержится в технической документации, прилагаемой к изделию (инструкция, паспорт, вкладыш), а также на этикетке.

Учитель: Рассмотрим подробнее этикетки. Как вы считаете какую информацию несёт этикетка?

Комментарий к ответам учащихся: Слайд №11.

ЭТИКЕТКА(от фр. etiquette) — информационно-рекламное, листовое издание, ярлык на ч.-л., напр., на упаковке, с фабричным или торговым клеймом, содержащие краткую информацию о данном объекте, изготовленные чаще из бумаги, реже — из ткани, фольги, соответствующие по размеру упаковке.

Содержание этикетки определяется продавцом с учетом требований законодательства.

Учитель: Рассмотрите этикетку предложенного товара, как вы считаете , что такое маркировка?

Ответы учащихся: дата выработки (изготовления),товарный знак(название фирмы производителя).

Комментарий к ответам учащихся: Слайд №12.

Комментарий к ответам учащихся: Слайд №12.

Маркировка это комплекс обозначений, состоящий из текста, от­дельных графических, цветовых символов и их комбинаций, наносимых на изделие, упаковку, ярлык или этикетку и позволяющих определить изго­товителя продукции, условия и сроки ее хранения.

Слайд №13. Учитель: Обратите внимание на представленные вам вкладыши и инструкции.

Вкладышэто детальная инструкция с указаниями о мерах предосто­рожности для сложной или опасной продукции; вкладыш запечатывается в упаковку лекарств, химических препаратов, игрушек и т. п.

Демонстрация товара с торговыми знаками и штрихкодом(одежда)

Учитель: На уроках технологии мы уже знакомились со значением символов на ярлыках одежды. Эти символы называются торговыми знаками. Давайте рассмотрим какие ещё существуют товарные знаки.

Слайд №14. Торговые знаки могут быть самыми разнообразными:

  • удостоверяющие экологическую чистоту продукта;
  • подтверждающие стандарт качества и безопасность использова­ния;
  • информирующие о правилах ухода за вещами.

Учитель:(демонстрация штрихкода)Знакомо ли вам это изображение?


Слайд №15. Штрихкод — это оптическое отображение числового или числобуквенного кода в виде чередующихся вертикальных полос и интервалов, которое позволяет идентифицировать товар.

Штрихкод выполняет несколько функций, но основные из них — контроль качества продукции и ее соответствие заданному образцу. Впервые торговый код появился в США в 1973 году, а с 1977 года на европейском континенте утвердилась Европейская система коди­рования — EAN.

На территории Российской Федерации действует добровольная некоммерческая и неправительственная организация ЮНИСКАН/EAN Россия, состоящая из предприятий, использующих системы товарной нуме­рации и штрихового кодирования международной системы EAN.

Что же обозначает штриховой код потребительского товара?

Давай­те попробуем разобраться, какая информация скрывается за «зеброй».

Слайд №16. Рассмотрим конкретный пример.

Первые три цифры в данном случае — EAN России (460-469), где зарегистрировано данное предприятие. (Иногда не совпадает со страной производства товара, так как Россия может продать право производить определенный товар, например, Украине или другой стране, которая заин­тересована в его производстве.)

Следующие четыре цифры (выдаются только EAN) — уникальный номер предприятия. Последующие пять цифр обозначают вид товара, например молочные или колбасные изделия. И наконец, последняя цифра — это контрольное число. Она предназ­начена для того, чтобы показать, что штрихкод построен правильно. Это может вычислить считывающая машина.

Штриховой код помогает продавцу грамотно, квалифицированно и каче­ственно обслужить покупателя. Если товар оказался некачественным, поку­патель, обратившись к продавцу, может установить фирму — поставщика данного товара и предъявить ей свои претензии. Право ставить код на свои изделия имеют только те предприятия, которые зарегистрированы в неправительственной организации ЮНИСКАН. В противном случае ис­пользование штрихкода является нарушением международных правил и вле­чет за собой судебные санкции.

Физкульт минутка:

Слайд №18. Давайте расшифруем вместе один код 8690504035008.

869 — страна-изготовитель;

0504 — предприятие-изготовитель;

03500 — наименование товара (размер, масса, цвет);

8 — контрольная цифра.

Теперь давайте, вычислим подлинность товара.

Для этого нужно:

  1. Сложить цифры на четных местах:
    6 + 0 + 0 + 0 + 5 + 0= 11
  2. Полученную сумму умножить на 3:
    11×3 = 33
  3. Сложить числа на нечетных местах:
    8 + 9 + 5 + 4 + 3 + 0 = 29
  4. Сложить полученные результаты:
    33 + 29 = 62
  5. Отбросить десятки:
    62 — 60 = 2
  6. Из 10 вычислить последний результат:
    10-2 = 8

Вывод: товар подлинный, так как при вычислении получена контрольная цифра.

Учитель: ( Слайд №20 «Контрольный рейд» демонстрация видеофильма)Что же в наибольшей степени интересует покупателя?

Ответы учащихся.

Комментарий к ответам учащихся: В наибольшей степени покупателя интересует информация о качестве товара и его безопасности.

Учитель: ( Слайд №21) Документом, удостоверяющим качество товара, является сертификат (от лат. certifico — «удостоверяю»). В настоящее время большинство товаров и услуг сертифицируется.

Сертификация продукции– это процедура подтверждения соответствия продукции установленным требованиям, которую независимая от изготовителя (продавца, исполнителя) и потребителя (покупателя) организация удостоверяет в письменной форме. Сертификация может быть обязательной и добровольной.

Учитель:Как вы считаете, чем они отличаются друг от друга?

Комментарий к ответам учащихся: Слайд №22.

Обязательная сертификация продукции — осуществляется в случаях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации. Перечни товаров, подлежащих обязательно сертификации, утверждаются Правительством РФ.

Добровольная сертификация — проводится по инициативе заявителей (изготовителей, продавцов, исполнителей) в целях подтверждения соответствия продукции требованиям стандартов, технических условий, рецептур и других документов, определяемых заявителем.

Слайд №23. Сертификат необходим на все ви­ды товаров. При этом на одни виды про­дукции и товаров нужен гигиенический сертификат, а на другие — серти­фикат соответствия. Однако во многих случаях необходимы оба вида сертифи­ката.

Слайд №24. Гигиенический сертификат — Санитарно-эпидемиологическое заключение (гигиенический сертификат, гигиеническое заключение, санитарный сертификат) — сертификат, подтверждающий, что продукция соответствует установленным гигиеническим нормам и санитарным правилам принятым в РФ. Гигиенические сертификаты выда­ются органами и учреждениями Государ­ственной санитарно-эпидемиологиче­ской службы. Санитарно-эпидемиологическое заключение на продукцию выдается сроком на 5 лет.

Слайд №25.

Слайд №26

Сертификат соответствия ГОСТ Р ( сертификат качества, сертификат безопасности) — сертификат, подтверждающий, что продукция прошла сертификацию и соответствует требованиям качества и безопасности, установленным для данной продукции действующими стандартами (ГОСТ, ГОСТ Р, ГОСТ Р МЭК, ГОСТ Р ИСО и пр.) Сертификат соответствия должно иметь торговое предприятие на каждую партию рекомендуемых товаров, в том числе зарубежных.

Так как торговое предприятие несет ответственность за качество реали­зуемых товаров, то оно обязан по требованию покупателя предоставить ему сертификат на данный товар или его заверенную копию.

Учитель: Как вы думаете, какое значение имеет сертификация продукции?

Комментарий к ответам учащихся: Слайд №28. Большое значение, поскольку выполняет важные социально-экономические задачи:

  • оказывает помощь потребителям в выборе продукции, служит для
    защиты их от недобросовестности изготовителя (продавца, испол­нителя), контроля безопасности продукции для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества населения;
  • улучшает деятельность предприятий на товарном рынке внутри
    страны, а также способствует их участию в международном сотрудни­честве и торговле;
  • содействует экспорту и повышению конкурентоспособности
    отечественной продукции.

4. Практическая работа « Получение информации о товаре.»

Учитель: Вы получили достаточное количество знаний, чтобы определить качество продукции. Сейчас мы переходим к этапу « Всё под контролем». Я предлагаю вам стать независимыми экспертами. Заполните таблицу№1.

Таблица№1.Определение качества продукции.

Соответствует ли сертификат представленному товару Просрочен ли сертификат Определите страну-изготовителя по штриховому коду Расшифруйте штрихкод и выясните подлинность товара Перечислите информацию, которую вы получили из этикетки,

упаковки

1показатель 2 показатель 3 показатель 4 показатель 5 показатель

Взаимопроверка учащимися правильности заполнения таблицы

(работа в парах).

1 показатель 2 показатель 3 показатель 4

показатель

5

показатель

Общее число баллов

Верный ответ -1 балл, неверный -0 баллов

Учитель: Контрольный рейд завершился. Давайте подведём его итоги.

  1. Всем ли сертификатам соответствует товар?(поднимите руку у кого «+»
  2. Просрочен ли сертификат?

  3. Определи ли страну-изготовителя по штриховому коду?
  4. Является ли товар подлинным?
  5. Какую информацию вы получили из этикетки,упаковки?

5.Подведение итогов занятия.

Рефлексия.

Что нового вы узнали на уроке?

Где пригодятся полученные знания и умения?

Выставление отметок за активную работу на уроке+правильность выполнения практического задания.

6.Домашнее задание.

Получить информацию о товаре первой необходимости (молоко, чай, мыло, зубная паста, зубная щетка, макароны, крупы и т.д.) .

Дополнительное задание по выбору:

Пояснительная записка

к конспекту урока « Информация о товарах».
Разработала Пешкова Г.А. МОУ « Свенская СОШ №2» Брянского района.
Данный урок разработан по программе . раздел « Семейная экономика» .

Вид урока: многоцелевая лекция (изучение, закрепление, применение, повторение, контроль).

Формы организации деятельности учащихся на уроке: индивидуальная ( практическая работа), , фронтальная ( лекция-беседа).

Режим обучения: элементы интраактивного???, экстрактивного, интерактивного.

Тип самостоятельной работы учащихся на уроке:

  • реконструктивно-вариативный(осмысленный пренос знаний в типовые ситуации — работа с сертификатом и штрихкодом);
  • эвристический (поиск ответа за пределами известного образца- поиск информации о товаре по этикетке).

Вид самостоятельной работы: упражнения на выработку практических знаний и умений, рецензирование ответов других учеников.
Работа по формированию общеучебных умений и навыков:

  • организационно-практические ( целеполагание, организация,само- и взаимооценка);
  • интеллектуальные( воспринимать,принимать, запоминать, применять, сравнивать, выделять главное, обобщать, систематизировать, выдвигать и формулировать, конспектировать, воспринимать цепь логических суждений);
  • коммуникативные ( слушать и слышать другого, отстаивать свою позицию)

Контроль знаний , умений и навыков : само-и взаимоконтроль, поурочный балл.

скачать

Смотрите также:

Конспект урока по технологии в 8 классе (2 часа). Учитель технологии моу «Свенская сош №2»

125.19kb.

Формирование учебно-познавательных компетенции учащихся

167.26kb.

План-конспект открытого урока технологии в 7 «А» классе Тема урока: Проект «Интерьер жилого дома» Вид занятия: деловая игра Учитель: Асабина И. И. г. Ртищево, 2008

125.2kb.

Конспект урока по технологии 7 класс (мальчики) по теме «Классификация и термическая обработка сталей» учитель технологии свинаренко г г

58.15kb.

Конспект урока с элементами технологии развития критического мышления и информационной технологии по географии в 9 классе

146.39kb.

География народных промыслов России (мини проект по географии и технологии) Учитель технологии моу «Ртищевская сош» Демьянова Н.

В

52.92kb.

Конспект урока по краеведению в 6 классе учителя моу «сош №10» г. Троицка Сайфульмулюковой Л. Н. Практическая работа: «

44.77kb.

Конспект урока по дисциплине «Информационные технологии в профессиональной деятельности». Тема урока: Базовое программное обеспечение. Продолжительность занятия 2 ч

60.06kb.

Описание разработки урока Учитель: Предмет: Информатика и икт класс 8 (дата проведения урока 23 ноября); Тема урока: Назначение и устройство компьютера (продолжительность урока 45 минут) Тип урока: Изучение нового материала

153.2kb.

Конспект урока музыки в 3 классе. Учитель музыки моу сош №12 Анохина Е. А. Тема урока: Древнейшая песнь материнства. Цель урока : Развитие творческих способностей учащихся. Задачи

121.95kb.

Конспект урока технологии в 6 классе. Учитель: Румянцева Л. В. Тема урока: «Натуральные волокна животного происхождения»

106.88kb.

Урок химии в 9 классе. Тема. Неметаллы. Богомолова В. С., учитель химии моу сош с. Красная Горка 27 апреля 2011 года Г

734.74kb.

Записи созданы 792

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх