Приказы на руси

Характеристика приказов

Приказы, органы центрального и местного управления в России середины 16- середины 18 веков. Слово «приказ» в смысле особое поручениевошло в обращение с середины 16 века.

Зарождение приказной системы происходило в конце 15- начале 16 веков. Она сложилась

в ходе преобразований середины 16 века. В это время начали функционировать приказы:

Большого дворца (1534), Большого прихода (1554), Земский (1564), Казанский (1560-е годы), Казенный (1512), Костромской четверти (1560-е годы), Ловчий (1509), овгородской четверти (1560-е годы), Оружейной палаты (первая половина 16 века), Печатный (1553), Полоняничный (середина 16 века), Посольский (1549), Разрядный (первая половина 16 века), Сокольничий (1550), Стрелецкий (1571), Устюжской четверти (1560-е годы), Холопий (середина 16 века), Челобитный (середина 16 века), Ямской (1550).

Военные

реформы привели к созданию Разрядного приказа, ведавшего личным составом

и службой поместного войска, и Поместного приказа, которому было поручено

обеспечение служивших помещиков землей. Стрелецкий приказ ведал стрелецким войском. Перестройка системы «ямской гоньбы» (службы связи) привела к возникновению Ямского приказа. Введение губных учреждений на местах вызвало организацию Разбойного приказа. Расширение международных связей способствовало становлению самостоятельного Посольского приказа. Следствием разобщенности отдельных земель, вошедших в состав единого Русского государства, стало создание

наряду с общегосударственным финансовым Приказом Большого прихода территориальных судебно-административно финансовых четвертей (Чети), а также специальных судебных региональных приказов. Расширение границ на юго-восток обусловило появление Приказа Казанского дворца. Приказами называли не только центральные учреждения,

но и некоторые местные дворцовые учреждения, например, возникшие в 1620-х годах Новгородский и Псковский дворцовые приказы, находившиеся в ведении Приказа Большой казны. Название «приказ» употреблялось и для обозначения стрелецких полков. Приказы были постоянно действующими учреждениями и в основу их деятельности был положен функциональный принцип. Каждый приказ ведал определенным кругом вопросов, имел самостоятельный штат. Для многих приказов было характерно совмещение судебных, административных и финансовых функций, соединение функционального управления с территориальным.

Приказы находились в непосредственном ведении царя и Боярской думы. Главы приказов получили в 17 веке название судей, так как зачастую выполняли судебные функции. В 16 веке среди них преобладали дьяки, в 17 веке некоторые крупные приказы возглавляли бояре и окольничие, более мелкие -думные дворяне. Однако и в 17 веке дьяки руководили рядом важных приказов

(Разрядным Посольским, Поместным).

Приказное делопроизводство велось дьяками и подъячими.

Численность персонала приказов (приказных людей) колебалась от 3 до 400 человек.

С начала 17 века в приказах появляется внутреннее структурное деление. В 1613-1619 годах было организовано одиннадцать новых приказов. В области военного управления были созданы приказы: Казачий, Иноземский, Рейтарский, Городового дела; в области финансов начали действовать

приказы Новой четверти и Большой казны, полномочия территориальных четвертей были расширены. В первой половине 17 века создавались временные приказы, которые, выполнив поставленные перед ними задачи, прекращали существование. В военное время возникали приказы Сбора ратных и даточных людей, Денежного и хлебного сбора, Сбора пятинных и запросных денег. Временный характер носили многочисленные сыскные приказы. К середине 17 века насчитывалось

около восьмидесяти приказов.

В 1650-1660-х годах правительство пыталось перестроить работу центральных учреждений. Были предприняты попытки централизации управления путем объединения руководства нескольких приказов в одних руках, созданы приказы Тайных дел и Счетный, осуществлявшие контроль за деятельностью остальных приказов и подчинявшиеся непосредственно царю. Но существование их было непродолжительным. В 1680-х годах правительство провело новую реформу приказной системы, ставившую своей целью концентрацию однородных функций управления в одном ведомстве. Большинство четвертей вошли в состав Посольского приказа, на базе Приказа

Большой казны было создано крупное финансовое учреждение, в котором слились приказы

Большого прихода и Новой четверти. Приказу Большой казны были переданы финансовые

функции четвертей. Ликвидация приказной системы происходила в начале 18 века во

время петровской реформы аппарата управления и введения коллегий. Лишь немногие из

приказов продолжали функционировать и позднее. Сибирский приказ сохранился до 1763 года.

Виды и структура приказов

На XVII в. приходится расцвет приказов как органов центрального государственного управления.

Общегосударственные приказы, подразделявшиеся на административные , судебно-полицейские, областные (территориальные), военные и финансовые составляли самую большую группу в подчинении Боярской думы. Дворцовые приказы, которые подчинялись царю и осуществляли управление землями, крестьянами, дворцами, мастерскими и т.д. К третьей группе относились патриаршие приказы, управлявшие патриаршим имуществом, а также вершившие суд по преступлениям против веры. Особое место в системе занимал Приказ Тайных дел, образованный в 1654 г. Он являлся личной канцелярией царя Алексея Михайловича, контролировал деятельность других приказов. Там решались важнейшие государственные вопросы, без согласования с Боярской

думой. Формы контроля были самыми разнообразными: изучение дел, сведений и отчетности приказов, рассмотрение челобитных, поданных лично царю; посылка подьячих с секретным наказом

для проверки деятельности приказных и воевод. Ведал также политическим сыском. Среди рассмотренных им политических дел: такие как дела патриарха Никона и Степана Разина. Приказ Тайных дел помещался во дворце, и царь часто бывал там, принимая участие в составлении бумаг;

требовал отчетов, слушал доклады, отдавал распоряжения. Упразднили Приказ тайных дел в 1676 г. после смерти Алексея Михайловича.

Характерным недостатком приказной системы управления являлась пестрота и неопределенность функций приказов, отсутствие четкого разграничения компетенций

между приказами. За все время существования приказной системы акт, регламентировавший

организацию и порядок деятельности приказов в общегосударственном масштабе, так и

не был подготовлен и издан. Путаница была во всем: во главе приказа стоял судья,

но иногда судью приказа именовали по-другому: казначей, печатник, дворецкий, оружничный

и т.д. Судьи приказов назначались из членов Боярской думы: бояр, окольничих, думных

дворян и думных дьяков, но было и такое, что один и тот же судья одновременно возглавляло несколько приказов.

Обширное бумажное делопроизводство востребовало людей, обладающих опытом

канцелярской работы. Судьи приказов такого опыта иногда не имели, им в помощники

назначались дьяки, число которых зависело от значения приказа. Дьяки комплектовались

из родового дворянства, они фактически и вершили дела в приказах. За свою службу они награждались поместным окладом и получали денежное вознаграждение. У дьяков в подчинении находились канцелярские служители — подьячие. Начинающий подьячий несколько лет служил «неверстанно», т.е. без жалованья, на одни «приношения» просителей.

Затем его награждали небольшим денежным окладом. Средний подьячий получал несколько больший оклад. Подьячий мог выслужиться до старшего подьячего, которому полагалось годовое денежное жалованье.


Читайте также:

Приказная система на Руси

История возникновения приказов и их классификация

Зарождение приказной системы управления относится к концу XV – началу XVI веков. Центральные и местные органы власти отличались архаизмом и не могли обеспечить необходимую меру централизации государства. Возникновение приказов связывается с процессом перестройки великокняжеского управления в государственную систему. Это происходило посредством придания органам дворцово-вотчинного типа ряда важных общегосударственных функций.

В период раздробленности великий князь «приказывал» (поручал) решение дел своим боярам по мере необходимости. Быть «в приказе» означало ведать порученным делом. Поэтому в своем становлении система приказов прошла ряд стадий: от временных поручений «приказов» (в буквальном смысле слова) как разовых поручений отдельным лицам до приказа как постоянного поручения, что сопровождалось соответствующим оформлением должности – казначея, посольского, поместного, ямского и других дьяков. Затем должностным лицам стали давать помощников, выделять специальные помещения. С середины XVI века учреждения канцелярского типа перерастают в государственные органы центрального и местного управления. Окончательное оформление приказного строя приходится на вторую половину XVI века. Оформление приказной системы позволяло централизовать управление страной.

Приказы как новые органы центрального управления возникали без законодательной основы, спонтанно, по мере надобности. Одни, возникнув, исчезали, когда отпадала надобность, другие дробились на части, превращавшиеся в самостоятельные приказы. С усложнением задач государственного управления число приказов росло. В середине XVI века существовало уже два десятка приказов. На протяжении XVII века зафиксировано до 80 приказов, постоянно действующих было до 40. Не существовало и строгого разграничения функций между приказами.

Первым приказом был Казенный, который ведал казной князя и его архивом. Следом был образован Дворцовый приказ (или приказ большого дворца).

Приказы можно разделить по роду дел, которыми они занимались, по классам лиц и по территориям, которыми они управляли, на шесть групп.

Первую группу составляли органы дворцово-финансового управления: уже упомянутые Дворцовый (или приказ Большого Дворца) – ведомство бывшею дворецкого, управлявший людьми и территориями, обслуживавшими дворец; Приказ Большой Казны, осуществлявший сбор прямых налогов и ведавший монетным двором, Конюшенный; Ловчий и др. Вскоре к ним добавились ещё два важных приказа: Приказ Большого Прихода, собиравший косвенные налоги (торговые пошлины, мостовые и прочие деньги), и Приказ счетных дел – своеобразное контрольное ведомство.

Вторую группу составляли органы военного управления: Разрядный приказ, ведавший служилым населением, который разделился вскоре на: Стрелецкий, Казачий, Иноземный, Пушкарский, Рейтарский, Оружейный, Бронный и др.

В третью группу входят судебно-административные органы, для которых судебная функция была главной: Поместный приказ (распределение и перераспределение поместий и вотчин, тяжбы по имущественным делам); Холопий: Разбойный (с 1682 г. Сыскной) уголовно-полицейские дела, тюрьмы; Земский осуществлял полицейское и судебное руководство населением Москвы.

К четвертой группе относятся органы областного управления, создававшиеся по мере присоединения к Москве новых территорий: в XVI в. Московская, Владимировская, Дмитровская. Рязанская четверти (четвертные приказы), в XVII веке их число увеличилось до шести и более, к ним прибавились наряду с другими Сибирская четверть (Сибирский приказ), приказ Малороссийский.

В пятую группу могут быть объединены органы специальных ветвей управления: Посольский, Ямской (почтовая гоньба), Каменный (каменное строительство и каменные сооружения), Книгопечатный (со времен Ивана Грозного), Аптекарский, Печатный (государственная печать) и др.

Шестую группу составляли ведомства государственно-церковного управления: Патриарший двор, Приказ церковных дел, Монастырский приказ.

Характерной чертой приказного управления была чрезвычайная дробность ведомств и отсутствие четкого разграничения функций между ними. Наряду с центральными отраслевыми управлениями существовали областные приказы, управлявшие территориями отдельных земель, упраздненными удельными княжествами и вновь завоеванными землями. Существовали также различные мелкие ведомства (Земский двор, Московское тиунство и др.). Не только областные, но и центральные приказы имели в своем ведении специально выделенные территории. В пределах своей территории приказ собирал налоги, творил суд и расправу. К примеру, посольский приказ осуществлял управление Карельской землей.

XVII век был временем расцвета приказной системы управления в России. Проявились основные недостатки приказной системы управления в целом — отсутствие чёткого распределения обязанностей между отдельными учреждениями, смешение вопросов административных, финансовых и судебных, столкновение деятельности разных приказов на одной и той же территории. Расширялся бюрократический аппарат, увеличивалось количество приказов. В итоге в последней четверти века сложилась столь мощная и громоздкая система управления, что она затрудняла делопроизводство. Чтобы ощутить масштабы и динамику процессов в этой сфере следует принять во внимание такой весомый показатель как численность служащих московских приказов. Общее количество служащих центральных приказных учреждений в середине 1620-х годов составляло всего 623 человека, а к концу столетия их количество возросло до 2 739 человек.

Приказы просуществовали вплоть до XVIII столетия, пока наличие большого числа приказов с переплетающимися функциями, их недостаточная специализация, запутанное положение со штатами приказов и другие факторы не обусловили неизбежность реформы центрального управления и ликвидации приказной системы.

Структура приказа

Важной особенностью почти всех новшеств середины XVI века были сугубый практицизм правительственных мер, слабость их идейного обоснования и несовершенство или отсутствие у них законодательной основы. Приказы не имели регламента, который определял бы структуру новых учреждений и регламентировал их деятельность.

Для работы приказов характерен жесткий бюрократический стиль: строгое подчинение (по вертикали) и следование инструкциям и предписаниям (по горизонтали). Служащие в приказах и княжеской администрации составляли костяк формирующегося дворянства.

Вся приказная система была основана на предположении личного участия царя в управлении.

Приказные судьи и дьяки – только приказчики царя. С течением времени, по мере роста государства, умножения и усложнения дел, личное участие царя в делах становится все затруднительнее, пока не делается во многих отношениях фикцией.

У московских царей не было постоянных контрольных учреждений, обычно они рассчитывали на частные изветы, жалобы пострадавших и обиженных, чем на сыскные и счетные приказы. Ревизии производились редко. Внутренний контроль в приказах не был предусмотрен определенными правилами и всецело зависел от предусмотрительности и служебного усердия судей и дьяков.

Важным средством контроля над приказными были челобитья населения. Никто не был ограничен в праве подать лично царю челобитную с просьбой о какой-нибудь милости, с жалобой на любой судебный приговор или на любое действие приказных, на обидчиков вообще.

Личный состав приказов был очень разнообразен. Возглавлял приказ начальник, назначаемый из числа бояр, окольничих, думных дворян и дьяков. В зависимости от деятельности приказа начальниками могли быть: судья, казначей, печатник, дворецкий и т. д. Ведение делопроизводства возлагалось на дьяков. Техническую и канцелярскую работу осуществляли подьячие.

Дьяки, первые приказные люди, зародившись в пределах государева двора и для целей дворцового управления, мало-помалу проникают во все важнейшие отрасли суда и администрации.

Всего в 38 приказах, находившихся в городе Москве, в середине XVII века дьяков было до 70 человек. Дьяки были главными дельцами приказов. В противоположность дворянам, которые садились управлять приказом между военной и дворцовой службами, дьяки были специалистами дела. Большинство дьяков происходило из подьячих, выслужившихся после нескольких десятков лет приказной работы.

За заслуги царь жаловал дьяков в думу, причем обычно они продолжали управлять тем же приказом. Такие дьяки в XVII веке назывались думными. Первыми в состав думы вошли руководители Казенного приказа. В 1560-х годах думными дьяками стали разрядный, поместный и посольский дьяки. Они постоянно присутствовали на заседаниях думы и докладывали дела.

По существу, приказы стали разветвленной канцелярией думы. Таким образом, Боярская дума окончательно конституировалась в высший орган государственной власти лишь с образованием приказной системы.

Дьяки того времени зачастую были крупными государственными деятелями. К примеру, дьяки Посольского приказа — Иван Михайлович Висковатый и братья Щелкаловы.

Черную работу в приказах исполняли подьячие, набранные чаще всего из детей духовенства и посадских людей. Подьячие делились на старых и молодых. Молодые употреблялись для письма, а старые, как давно состоящие в должности подьячего и потому опытные и дело знающие, для более важных назначений.

В приказах имелись также приставы и сторожа, а в некоторых приказах (Посольском и Казанского дворца) — переводчики и толмачи.

Структурным подразделением приказа являлся стол, специализировавшийся в своей деятельности по отраслевому или территориальному принципу. Столы, в свою очередь, разделялись на повытья.

Деление приказов на столы и количество столов было различным. К примеру, денежный и судный столы встречаются в большинстве приказов.

Эта структура была довольно устойчивой. Так, на протяжении XVII века в Поместном приказе было 4 территориальных стола: Московский, Псковский, Рязанский, Ярославский (Владимирский), хотя состав подчиненных им городов со временем изменялся. К концу века в этом приказе появились чисто функциональные столы: Вотчинных дел и др. Менее устойчивой была структура Разрядного приказа. В разные годы здесь существовали территориальные столы: Белгородский, Казанский, Московский, Новгородский, Смоленский и функциональные: Денежный, Приказной, Хлебный. Сибирский приказ был разделен только на территориальные столы: Ленский, Тобольский и Томский. Во многих приказах, даже крупных, деление на столы отсутствовало.

Повытья в основном создавались по территориальному принципу. Они получали названия по местности, делами которой занимались, либо назывались по фамилии стоявших во главе их подьячих. К примеру, в Московском столе Разрядного приказа было 8 повытий, в ведении каждого из которых было от 4 до 26 городов.

Обычно приказ помещался в просторной избе, его обстановку составляли простые деревянные столы и скамейки. Общегосударственные приказы чаще всего размещались в Кремле. В царствование Бориса Годунова между архангельским собором и Спасскими воротами было построено длинное двухэтажное здание, и каждый приказ занимал в нем по две-три комнаты. В одной из них работали дьяки, в другой – подьячие, а третья предназначалась для хранения денег и документов. Просители ожидали решения вопроса в прихожей или на улице. Рабочий день в приказах продолжался по 12 часов и более. Нечеткое распределение функций между приказами, медлительность в решении дел из-за болезни, например, судьи, утраты документов из-за продолжения работы над ними в домах судей и дьяков, непонимание многими служащими приказов новых задач, стоявших перед органами центрального управления, привели к отказу от приказной системы управления.

Основные приказы и их функции

Раньше, чем усложнилось управление государственными делами, произошло усложнение управления дворцовым хозяйством Московского княжества как вотчины московских князей. Первоначально князья управляли хозяйством лично, поручая, отдельные отрасли его своим слугам. Постепенно около этих слуг образовались целые дворцовые учреждения: это были или отдельные приказы, или подчиненные им части, называвшиеся "дворами". Так вокруг дворецкого сложился приказ Большого дворца, вокруг казначея — Казенный приказ, сокольничего — Сокольничий приказ, ловчего — Ловчий приказ, постельничего — Постельный приказ, конюшего — Конюшенный приказ.

Самым старым дворцовым приказом является приказ Большого дворца, ведавший первоначально только московскими землями, так как вновь приобретавшимися землями заведовали другие приказы. Приказ Большого дворца разделялся на несколько подчиненных органов – дворов (а именно: казенный двор, сытенный двор, кормовой двор, хлебенный двор житенный двор). Для суда дворцовых служащих и крестьян существовал Дворцовый Судный приказ. Приказу Большого дворца были ведомы монастыри до 1649 года, когда для них был учрежден особый приказ – Монастырский.

Из ведомства великокняжеского казначея образовался Казенный приказ (приказ Большой Казны), ведавший казну в широком смысле слова: деньги, товары, "твердую рухлядь" (металлы, иконы в ценных окладах, золотая и серебряная посуда, предметы домашнего обихода, драгоценные ткани), "мягкую рухлядь" (меха) и т.д.

Среди московских дворцовых приказов следует отметить еще Конюшенный приказ, который ведал скотоводство вообще и коннозаводство, а также взимание пошлин с купли-продажи скота по всей Московской Руси. Кроме того, в ведении Конюшенного приказа находились все луга, "пожни" на Московской земле и доходы с них, как натурой, так и от продажи сена; в его ведении находилась также конюшенная казна (сбруя и пр), всякого рода средства передвижения: кареты, коляски, сани и т.п.

Разные мелкие нужды царского обихода удовлетворял целый ряд мелких самостоятельных приказов: Аптекарский, золотой и серебряный, Постельный и др.

В период становления приказной системы ведущая роль принадлежала военно-административным приказам. В это время произошла реорганизация армии.

Основу ее составляли дворянская конница и стрельцы, появившиеся в результате реформы, проведенной Иваном IV. Необходимость в стрелецком войске возникла в связи с дальнейшим развитием и совершенствованием огнестрельного оружия. Для управления стрельцами был создан специальный приказ. Стрелецкий приказ ведал выдачей стрельцам жалования, наделял их землями и дворами, судил и т.п.

Формированию новой организации Русского государства сопротивлялись крупные бояре-землевладельцы, которые привыкли являться в походы со своими полками и занимали места в сражениях по своему выбору. Царское законодательство распространило принцип обязательной военной службы на все разряды феодалов. Всем помещикам и вотчинникам предписывалось являться в поход с оружием и со своими людьми. В отличие от Западной Европы, где военные силы формировались из вербованных или нанятых войск, армия России состояла из собственных подданных. К лицам, обязанным нести службу, относились «служилые люди по отечеству» (князья, бояре, дворяне, дети боярские) и «служилые люди по прибору» (стрельцы, городовые казаки, пушкари и др.).

Одним из первых возник Разрядный приказ. Он ведал личным составом боярской и дворянской конницы, фиксировал все случаи назначения на службу, перемещения в должностях. Назначения на должности осуществлялись в соответствии с принципом местничества — по родовитости, знатности. Приказ регулярно проводил смотры дворян и детей боярских, определяя их готовность к воинской службе.

Изготовление, закупку и хранение оружия выполняли Оружейный (заведовал Оружейной палатой) и Пушкарский (создан с появлением артиллерии в годы Ливонской войны) приказы. Последний также на значительной части территории Московского государства заведовал стройкой и содержанием городских укреплений, ведал пушкарями и казенными кузнецами.

Поместный приказ занимался поместными и вотчинными делами, раздавал и отбирал поместья, следил за переходами их и вотчин от одних лиц к другим и судил истцов в земельных делах. Приказ производил описания земель и переписи населения, рассматривал споры по земельным делам служилых людей. В конце первой трети XVII века в Поместном приказе сосредоточилось писцовое дело всех поместных и вотчинных земель, которое до того он разделял с приказом Большого прихода и четвертями.

Под названием четвертей или четей в XVII веке существовало шесть приказов. Вопрос о происхождении четей до конца не выяснен. С уверенностью можно сказать, что в начале второй половины XVI века в связи с отменой кормлений часть государства была разделена между 4 учреждениями, которые получили название четвертей. Чети должны были собирать со своих городов доходы, которые были предназначены на жалованье служилым людям, т.н. четвертчикам вместо отмененных кормлений.

Приказ Большого прихода в XVII веке ведал таможни и лавки в большинстве городов всех четей, а также Москвы. Этот приказ занимался сбором прямых и косвенных налогов на большей части государства. Есть указания, что в его руках было дело дозоров и описаний, отдача на оброк пустошей, оставшихся от поместной раздачи. В его кассу поступал важный в XVI веке налог – малые ямские деньги, который в XVII веке утратил свое значение.

В 1624 году создается Иноземский приказ, который ведал военными, в основном офицерами, нанятыми на русскую службу за границей. Он выдавал им жалования, распределял по полкам, решал вопросы, связанные с их проживанием в России, и дела судебного характера.

С 1649 года обязанности по комплектованию полков нового строя (рейтарских, драгунских, солдатских) были возложены на Рейтарский приказ.

Возник также Казачий приказ, который ведал казачьими войсками. Приказ судил их за преступления и проступки на службе и т.д.

Появились в это время специальные территориальные приказы, ведавшие делами тех территорий, которые были присоединены к России или осваивались. К ним относились Казанский и Сибирский приказы. В дальнейшем стал функционировать и Малороссийский приказ, ведавший делами Украины.

В период сословно-представительной монархии возникает подобие центрального полицейского органа. Вначале действовала комиссия Боярской думы по разбойным делам, затем создается Разбойный приказ. Он разрабатывал для местных органов наказы по вопросам борьбы с общеуголовными преступлениями, назначал на местах соответствующих должностных лиц. В 1682 году он был преобразован в Сыскной приказ. Обеспечением порядка в Москве ведал Земский приказ.

Дворяне и дети боярские при Иване IV получили определенные привилегии — могли обращаться к суду самого царя. В связи с этим образовался специальный Челобитный приказ. Этот приказ имел двойное назначение. Во-первых, в нем были ведомы судом и управою дьяки и подьячие всех приказов, то есть ему были подсудны все иски частных лиц к приказным. Во-вторых, он был как бы канцелярией для челобитных, подаваемых царю.

В конце XVII в. создается система судебных приказов (Московский, Владимирский, Дмитровский, Казанский и др.), которые выполняли функции высших судебных органов. В дальнейшем эти приказы, а также Челобитный слились в единый Судный приказ.

В деятельности Российского государства большое значение имел Посольский приказ, который ведал многообразными внешнеполитическими вопросами. До его возникновения вопросами внешней политики Российского государства занимались многие органы. Отсутствие единого центра посольского дела создавало неудобства. Непосредственное участие Боярской думы во всех внешнеполитических вопросах было нецелесообразным. В этих делах следовало принимать участие ограниченному числу лиц, чтобы избежать разглашения государственной тайны. Царь считал, что все основные вопросы внешней политики (особенно оперативные) должны решаться лично им. Помогать в этом были призваны начальник Посольского приказа и небольшое число приказных.

Основные обязанности Посольского приказа состояли в том, чтобы вести переговоры с представителями иностранных государств. Эту функцию непосредственно выполнял сам начальник приказа. В приказе вырабатывались важнейшие документы, в которых обосновывалась позиция Российского государства по различным внешнеполитическим вопросам. Кроме того, он решал пограничные конфликты, занимался обменом пленных и пр. Появление Посольского приказа оказало влияние на снижение роли Боярской думы в решении вопросов внешней политики. Царь редко с ней советовался по этим вопросам, полагаясь главным образом на мнение Посольского приказа. Посольский приказ занимался делами иноземной торговли и судил иноземцев в торговых и других делах. В его же руках было дело выкупа пленных.

Во второй половине XVI в. создается специальное центральное учреждение, ведавшее делами о холопах. До сих пор этим занимались местные органы управления и Казенный приказ, который выполнял одновременно множество других функций. Теперь в связи с развитием кабального холопства возникает потребность в специальном органе. Главная обязанность Холопьего приказа заключалась в регистрации кабальных записей в особых книгах. Кроме того, он рассматривал иски по делам о беглых холопах, для которых существенное значение имела регистрация холопьих грамот в приказе.

Каменный приказ управлял во многих городах каменщиками, занимался постройками крепостей, церквей, дворцов и т.д.

Важное место в системе приказов занимал Печатный, который хранил государевы печати и собирал печатные пошлины со всех документов, которые исходили из всех приказов, за исключением приказа Большого Дворца, который обладал самостоятельностью и сам брал пошлины со своих грамот.

Казенные сообщения с городами поддерживал один из древнейших приказов – ямской.

Он строил ямские слободы, наблюдал за ними, судил ямщиков, а в XVII веке стал собирать один из самых тяжелых прямых налогов – большие ямские деньги. Последнее придало ему значение важного финансового приказа.

При царе Алексее Михайловиче был создан Тайный приказ, который можно рассматривать как симптом упадка приказного строя. Приказ Тайных дел – это личная канцелярия царя. Он имел право требовать отчетности от любого приказа или представления для проверки отдельных дел и документов.

Другим контрольным органом при Алексее Михайловиче был Счетный приказ. По специальным указам царя дьяки и подьячие других приказов были обязаны предоставить в него приходные и расходные книги для проверки законности и правильности финансовых операций.



Приказы — органы центрального управления в XVI — начале XVIII вв. Название происходит от термина «приказ» — в значении «особое поручение». Создание приказов и складывание приказной системы, начавшееся в конце XV–начале XVI вв., знаменовало дальнейшую централизацию единого Российского государства, которому были необходимы постоянно действующие органы управления различными сферами жизнедеятельности. Как правило, приказы совмещали административные, финансовые и судебные функции, причём последние нередко преобладали. В течение XVI в. были созданы приказы: Большого дворца (ведал дворцовым хозяйством и др.), Земский (ведал управлением Москвы ), Казенный (ведал царской вещевой казной; соединён с приказом Большого дворца), Разрядный, Стрелецкий и Поместный (ведали организацией войска и его снабжением), Разбойный ( ведал контролем за ведением уголовных дел), Посольский (ведал международными делами) и др. приказы. Часто сходные функции дробились между различными приказами. Так, в XVII в. созданы приказы: Казачий, Иноземский, Рейтарский,Городового дела, занимавшиеся военными делами.

Наряду с общегосударственными существовали приказы с областной компетенцией (приказ Казанского дворца, Сибирский приказ, Новгородская четверть, Малороссийский приказ и др.)

С усложнением и расширением функций самодержавного государства учреждались всё новые и новые приказы. В середине XVII в. созданы специальные приказы — Тайных дел и Счётный, на которые возлагалась задача контроля за деятельностью всех приказов. Стоявшие во главе приказов лица в XVII в. получили название судей. Наиболее крупные приказы возглавляли судьи, имевшие чин боярина или окольничего. Большую роль в деятельности приказов играли дьяки, осуществлявшие непосредственное делопроизводство. В начале XVIII в. приказы заменены коллегиями. Помимо центральных учреждений приказами назывались также некоторые местные органы дворцового управления — Новгородский и Псковский дворцовые приказы, подчинявшиеся приказу Большой казны. В XVI — XVII вв. приказами называли также стрелецкие полки.

Феодальная иерархия 13-15 вв. русское централизованное государств и его высшие органы.

Великие князья (верховные правители земли р.)=>удельные князья (имели права суверенных правителей-все мужчины, члены великокняжеской семьи, которым выделялись уделы)=>бояре и служилые князья, являвшиеся крупными землевладельцами (вассалы удельных князей)=>путные бояре (княжеские слуги)

Вобще в 15 веке четко прослеживалась тенденция по укреплению единовластия Московских князей.

Это проявлялось в следующих моментах:

1.власть великого князя стала приобретать божественное происхождение

2.удельные князья, которые не имели наследников, не передавали удел, и он переходил в ведомство великого князя

3.великий князь наделялся правом чеканить монету.

Ему предоставлялось исключительное право вести иноземные дела, удельные могли только с его позволения.

русское централизованное государств и его высшие органы.

В 15 веке было образовано р. Централизованное гос-во

1547-изменение титула великого князя на царя и установление самодержавной формы правления.

Власть царя разделялась с боярской думой, которая являлась законодательным органом.

Боярская дума. Функции:

-общее руководство приказами (посольский, поместный, разбойный, казенный, стрелецкий)

-надзирательство над местным управлением

-решение по опросам организации армии

-земельные дела

-переговоры с иностранными послами

Появился чиновничий аппарат – думные дьяки.

Боярская дума превратилась в постоянный верховный орган при царе – бояре московского князя, удельные князья, думные бояре.

Название системы управления – приказно-воеводская.

Примерно к середине 16 века из боярской думы выделилась «комната» — (ближняя дума – более узкий сосав верных царю людей, имеющих общие интересы.

Избранная рада –провела судебную, военную, земскую реформы; потеснила боярскую думу. Царь=> избранная рада (неофиц правительство 1549-1560)-приказы- митрополит — боярская дума =>земский собор.

К середине 16 века формируется новая система центрального управления – приказная. Приказы – функциональные органы центрального управления. Сам термин «приказ» произошел от слова приказание – поручение, сделанное царем доверенному лицу. Помещения, в которых находились приказы – избы, дворы.

Во главе приказа стоял судья.

Приказы делились на отраслевые и территориальные (Нижегородский, Казанский, Сибирский). При Иване 4-23 приказа. Окончательное оформление приказов – конец 16 века. К середине 17 века – 53 приказа.

Отраслевые приказы:

-разрядный – военное ведомств (главное) ведал личным составом армии, комплектовал ее, распределял вооруженные силы по территории, назначали воевод, назначение жалования, постройка крепостей.

-поместный-выделял поместья, выдавал акты на право владения землей.

-стрелецкий – организация службы стрельцов – пехотинцев

-оружейный – руководство за изготовлением всех видов оружия.

-пушкарский – выполнял ф-ии главного артиллерийского управления

-казенный – решения вопросов о дворцовом хозяйстве.

-челобитный – разбор жалоб и подготовка решений

-разбойный – борьба с лихими людьми

-земский – управление внутренней жизнью и порядка в столице.

Приказные управления одновременно являлись и судебными инстанциями в рамках своей сферы деятельности.

Структура приказов: царь-б.д.-приказы (судбя-дьяки-старшие подьячие-младшие подьячие- неверстанные подьячие-остальные служащие_объезжие, сторожа, приставы)

С середины 17 века при крупных приказах создавались школы для подготовки высококвалифицированных кадров.

1687-первое высшее учебное заведение (славяно-греко-латинская академия) существовала до 1814 года, для подготовки людей гос. и церковного аппарата.

Местные учреждения

Наместники и волостели с развитием городов стали оттесняться городовыми приказчиками. Их функции:

-Строительство и укрепление городов

-надзор за строительством дорог, мостов

-сбор народного ополчения

Институт городничих приказчиков – первый дворянский орган местного управления русского централизованного государства.

В государственном аппарате р-ии проявляются в следующем:

-появление цепи подчиненных друг другу учреждений и органов (б.д.-приказ)

-создание иерархической лестницы чиновников (судья приказа – дьяк – подьячие)


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 1227; Нарушение авторских прав?;




Читайте также:

Феодальная иерархия 13-15 вв.

русское централизованное государств и его высшие органы.

Великие князья (верховные правители земли р.)=>удельные князья (имели права суверенных правителей-все мужчины, члены великокняжеской семьи, которым выделялись уделы)=>бояре и служилые князья, являвшиеся крупными землевладельцами (вассалы удельных князей)=>путные бояре (княжеские слуги)

Вобще в 15 веке четко прослеживалась тенденция по укреплению единовластия Московских князей.

Это проявлялось в следующих моментах:

1.власть великого князя стала приобретать божественное происхождение

2.удельные князья, которые не имели наследников, не передавали удел, и он переходил в ведомство великого князя

3.великий князь наделялся правом чеканить монету. Ему предоставлялось исключительное право вести иноземные дела, удельные могли только с его позволения.

русское централизованное государств и его высшие органы.

В 15 веке было образовано р. Централизованное гос-во

1547-изменение титула великого князя на царя и установление самодержавной формы правления.

Власть царя разделялась с боярской думой, которая являлась законодательным органом.

Боярская дума. Функции:

-общее руководство приказами (посольский, поместный, разбойный, казенный, стрелецкий)

-надзирательство над местным управлением

-решение по опросам организации армии

-земельные дела

-переговоры с иностранными послами

Появился чиновничий аппарат – думные дьяки.

Боярская дума превратилась в постоянный верховный орган при царе – бояре московского князя, удельные князья, думные бояре.

Название системы управления – приказно-воеводская.

Примерно к середине 16 века из боярской думы выделилась «комната» — (ближняя дума – более узкий сосав верных царю людей, имеющих общие интересы. Избранная рада –провела судебную, военную, земскую реформы; потеснила боярскую думу. Царь=> избранная рада (неофиц правительство 1549-1560)-приказы- митрополит — боярская дума =>земский собор.

К середине 16 века формируется новая система центрального управления – приказная. Приказы – функциональные органы центрального управления. Сам термин «приказ» произошел от слова приказание – поручение, сделанное царем доверенному лицу. Помещения, в которых находились приказы – избы, дворы.

Во главе приказа стоял судья.

Приказы делились на отраслевые и территориальные (Нижегородский, Казанский, Сибирский). При Иване 4-23 приказа. Окончательное оформление приказов – конец 16 века. К середине 17 века – 53 приказа.

Отраслевые приказы:

-разрядный – военное ведомств (главное) ведал личным составом армии, комплектовал ее, распределял вооруженные силы по территории, назначали воевод, назначение жалования, постройка крепостей.

-поместный-выделял поместья, выдавал акты на право владения землей.

-стрелецкий – организация службы стрельцов – пехотинцев

-оружейный – руководство за изготовлением всех видов оружия.

-пушкарский – выполнял ф-ии главного артиллерийского управления

-казенный – решения вопросов о дворцовом хозяйстве.

-челобитный – разбор жалоб и подготовка решений

-разбойный – борьба с лихими людьми

-земский – управление внутренней жизнью и порядка в столице.

Приказные управления одновременно являлись и судебными инстанциями в рамках своей сферы деятельности.

Структура приказов: царь-б.д.-приказы (судбя-дьяки-старшие подьячие-младшие подьячие- неверстанные подьячие-остальные служащие_объезжие, сторожа, приставы)

С середины 17 века при крупных приказах создавались школы для подготовки высококвалифицированных кадров.

1687-первое высшее учебное заведение (славяно-греко-латинская академия) существовала до 1814 года, для подготовки людей гос. и церковного аппарата.

Местные учреждения

Наместники и волостели с развитием городов стали оттесняться городовыми приказчиками. Их функции:

-Строительство и укрепление городов

-надзор за строительством дорог, мостов

-сбор народного ополчения

Институт городничих приказчиков – первый дворянский орган местного управления русского централизованного государства.

В государственном аппарате р-ии проявляются в следующем:

-появление цепи подчиненных друг другу учреждений и органов (б.д.-приказ)

-создание иерархической лестницы чиновников (судья приказа – дьяк – подьячие)


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 1226; Нарушение авторских прав?;




Читайте также:

Записи созданы 973

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх