Профилактика правонарушений несовершеннолетних

Все статьи Вопросы профилактики преступлений, совершаемых в отношении несовершеннолетних (Куликова О.Н.)

В ст. 38 Конституции Российской Федерации <1> закреплена обязанность государства по защите семьи, материнства и детства. Сохранение и поддержка института семьи, предотвращение попадания семьи в трудную жизненную ситуацию — эти тезисы провозглашены в качестве основных целей современной государственной политики России. Защита прав ребенка является одной из наиболее важных задач современного государства. Право жить и воспитываться в семье — неотъемлемое право каждого ребенка. Оно в полной мере признается российским законодательством и поддерживается на основе общепринятых норм и принципов международного права. Как справедливо указывает А.В. Борбат, «отсутствие собственной семьи у зрелого человека или наличие семьи, ведущей социально неодобряемый образ жизни, облегчает его становление на путь совершения преступлений, в том числе насильственной направленности» <2>.
———————————
<1> Официальный текст Конституции РФ с внесенными поправками от 21.07.2014 опубликован на интернет-портале правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru.
<2> Борбат А.В. Неисполнение обязанности по воспитанию детей как элемент антиобщественного образа жизни // Российский следователь. 2014. N 22. С. 37.

Исходя из принципов прав и свобод человека и гражданина, закрепленных в Конституции Российской Федерации, право и обязанность по защите интересов детей возложено на их родителей, законных представителей. Зачастую же защищать ребенка приходится от самих родителей, которые нарушают его права или не исполняют надлежащим образом возложенные на них обязанности. Указом Президента Российской Федерации N 761 от 1 июля 2012 г. утверждена Национальная стратегия действий в интересах детей до 2017 г., которой и определены задачи и механизмы действия государственной политики в сфере защиты прав и законных интересов детей.
Выступая на ежегодном заседании Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, А.И. Бастрыкин в своем докладе обратил пристальное внимание на ситуацию, связанную с насилием в отношении детей, пояснив, что она остается очень серьезной. Приведенный статистический анализ показал, что в 2013 г. следственными органами Следственного комитета Российской Федерации расследовано свыше 17 тыс. (17 014) преступлений, совершенных в отношении несовершеннолетних. Из них 593 убийства, более полутора тысяч изнасилований (1645), почти четыре с половиной тысячи фактов насильственных действий сексуального характера (4396). А за 9 месяцев текущего года расследовано 12 тыс. преступлений в отношении детей (12 154), в том числе 378 убийств, 990 изнасилований, свыше 3 тыс. фактов других сексуальных преступлений (3358). От преступных посягательств погибло 1366 несовершеннолетних. Каждому факту насилия в отношении детей Следственный комитет Российской Федерации дает принципиальную оценку, немедленно проводятся проверки в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, и восстанавливается справедливость <3>.
———————————
<3> Официальный сайт Следственного комитета Российской Федерации. URL: http://www.sledcom.ru.

Практика расследования преступлений, совершенных в отношении несовершеннолетних, со всей определенностью выявила проблемы во взаимодействии органов следствия с иными государственными органами, общественными и иными организациями по вопросам профилактики совершения преступлений, в непосредственной работе с несовершеннолетними и их родителями, а также последующей реабилитации жертв преступлений.
При этом очевидно, что одним из условий эффективного противодействия преступлениям, совершаемым в отношении несовершеннолетних, а также оказания им своевременной и квалифицированной помощи, в том числе реабилитации таких детей, является организация единой системы накопления информации о фактах насилия над детьми и нахождения ребенка в трудной жизненной ситуации. Например, как указывает Ю.Р. Орлова, в 23% семей дети воспитываются без одного родителя, 70% отцов полностью или частично уклоняются от уплаты алиментов, 79% детей имеют проблемы со здоровьем по итогам диспансеризации, в 5 раз смертность подростков в России превышает аналогичные показатели большинства стран Европы, на 160% за последние 10 лет (в период с 2003 по 2012 г.) выросло число детей в возрасте до 14 лет, состоящих на учете в связи с алкоголизмом, 4-е место занимает Россия по распространению табакокурения среди подростков и 3-е место в мире по уровню подросткового суицида <4>. Указанная информация, как мы говорили ранее, должна накапливаться, анализироваться и предоставляться для ее использования правоохранительным и иным заинтересованным органам и лицам.
———————————
<4> Орлова Ю.Р. Некоторые особенности латентной преступности несовершеннолетних и проблемы ее выявления в условиях трансформации российского общества // Российский следователь. 2014. N 8. С. 37.

В целях решения выявленных проблем Следственным комитетом Российской Федерации приняты меры и распространяется положительный опыт по созданию служб межведомственного взаимодействия по вопросу реабилитации и сопровождения несовершеннолетних <5>. Психологи службы участвуют в следственных действиях и проверочных мероприятиях с несовершеннолетними, дают заключения о состоянии несовершеннолетнего, пострадавшего от жестокого обращения, которое в дальнейшем может быть использовано, в том числе при выборе тактики работы с несовершеннолетним. При необходимости специалисты решают вопрос о помещении детей в социальные приюты, оказывают пострадавшим несовершеннолетним и их семьям психологическую помощь на постоянной основе, не ограничиваясь стадией предварительного расследования. Распространяя данный положительный опыт по созданию специализированных служб, необходимо обращать внимание на соблюдение законодательства Российской Федерации о персональных данных, об оказании психиатрической и иной медицинской помощи, а также о порядке разглашения данных о частной жизни участников уголовного судопроизводства и других лиц.
———————————
<5> См.: информационное письмо Главного следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по г. Санкт-Петербургу. 2012.

Однако следует заметить, что вопросы взаимодействия и профилактики на протяжении долгих лет остаются актуальными. Так, 14 апреля 1995 г. А.Я. Сухарев, выступая на заседании ученого совета Научно-исследовательского института проблем укрепления законности и правопорядка по вопросам борьбы с преступностью, в своем докладе отметил, что «сегодня особую актуальность приобретает восстановление координационно-управленческих функций государства для обуздания преступности. Речь идет о взаимодействии специальных органов правоохраны, контрольных и других учреждений государства и общества, которые отражали бы возможности новых властных, юридических, социально-экономических и общественных структур в противодействии преступности». При этом акцентируя внимание коллег на том, что, по его мнению, особенно важно, и мы согласны с этим: «Ни одно, даже самое развитое и богатое государство, которое субсидировало крупные вложения в программы борьбы с преступностью лишь на базе оснащения судебных, полицейских органов, не имело бы успеха без поддержки населения» <6>.
———————————
<6> Криминализация общества.

Пути противодействия.

Научная информация по вопросам борьбы с преступностью / Под ред. А.Я. Сухарева. М., 1995. N 155. С. 56.

Как мы видим, вопрос профилактики преступлений остается острым и связан он отчасти с несвоевременным принятием мер по выявлению, устранению обстоятельств, способствующих совершению преступлений в отношении несовершеннолетних, в порядке, установленном ч. 2 ст. 158 УПК РФ. Указанные полномочия не всегда реализуются следователями в полном объеме: представления вносятся не по всем делам указанной категории и зачастую носят формальный характер, по результатам их рассмотрения достаточные меры, направленные на устранение причин и условий, способствовавших совершению преступлений, не принимаются, должностные лица к ответственности не привлекаются.
Так, в ходе расследования истязания несовершеннолетней М. приемной матерью Г. установлено, что до создания приемной семьи Г. ранее дважды привлекалась к уголовной ответственности за совершение умышленных преступлений (по ст. 119 и ст. 161 УК РФ). В связи с чем следователем в соответствии с ч. 2 ст. 158 УПК РФ в органы опеки и попечительства внесено представление, на которое получен формальный ответ, и должных мер реагирования со стороны органов опеки и попечительства принято не было. По результатам выявленных нарушений в отношении должностных лиц органов опеки и попечительства возбуждено уголовное дело по факту халатности (ч. 1 ст. 293 УК РФ). И, к сожалению, это не единственный пример, который наряду с другими требует немедленного реагирования и, безусловно, исправления.
Данные проблемы и пути их решений нашли свое отражение в указании Председателя Следственного комитета Российской Федерации от 30 апреля 2013 г. N 1/211 «О мерах по предупреждению преступлений, совершаемых в отношении несовершеннолетних».
Так, согласно данным Следственного комитета Российской Федерации, за период с 2011 г. по 1-й квартал 2013 г. представления были внесены по 66% расследованных уголовных дел анализируемой категории, по результатам их рассмотрения только по 23% приняты решения о привлечении виновных лиц к дисциплинарной ответственности, по оставшимся 43% в действиях должностных лиц обстоятельств, способствовавших совершению преступления, установлено не было.
Данная ситуация требует изменения. Мы считаем, что внесение следственными органами по уголовным делам в правоохранительные органы, учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, образовательные и иные учреждения представлений об устранении причин и условий, способствовавших совершению преступлений, является необходимостью, закрепленной в уголовно-процессуальном законодательстве и обязательным условием полного и объективного расследования уголовного дела. Также помимо внесения представлений, на наш взгляд, необходимо изменить процесс их рассмотрения, а именно привлекать должностных лиц органов, которыми было внесено представление, а также должностных лиц органов прокуратуры и иных субъектов, обязанных защищать интересы несовершеннолетних.
По результатам обобщения следственной практики серьезную обеспокоенность вызывают факты беззакония, допускаемые родителями в отношении своих детей, а также бездействие органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, которые допускают нахождение детей в условиях, представляющих опасность их жизни и здоровью. Мы считаем: чтобы избежать подобных фактов, необходимо повысить эффективность надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и усилить его профилактическую направленность. При этом органам и учреждениям системы профилактики необходимо сосредоточить свое внимание в том числе и на своевременности оказания помощи детям, находящимся в социально опасном положении.
На наш взгляд, участие следователей, прокуроров, иных заинтересованных должностных лиц в рассмотрении представлений о принятии мер по устранению нарушений сможет повлиять на полноту и качество рассмотренных представлений, что, несомненно, усилит профилактическую направленность, позволит в дальнейшем избежать упущений в организации работы правоохранительных органов по выявлению, пресечению, расследованию и раскрытию преступлений указанной категории, а также повысит уровень ведомственного контроля за лицами, совершившими нарушения, в адрес которых направлялось представление.
Как справедливо заметил Д.С. Васильков, в новых условиях деятельности правоохранительных органов, с учетом имеющейся нормативной правовой базы на федеральном и областном уровнях, мы вправе ожидать и требовать от органов государственной власти поиска и применения новых форм профилактики преступности, эффективной реализации законов по профилактике правонарушений и преступлений <7>.
———————————
<7> Васильков Д.С. Законодательные основы профилактики правонарушений // Законность. 2013. N 5. С. 37 — 40.

Все это говорит о том, что нам необходимо исключить формальный подход к данной работе и в ходе расследования рассматриваемых преступлений указанной категории, при выявлении нарушений, допущенных должностными лицами различных учреждений, в обязанности которых входит контроль за несовершеннолетними, в том числе в условиях семьи, необходимо давать принципиальную оценку действиям должностных лиц. Организовывать процессуальные проверки, а при наличии повода и оснований возбуждать уголовные дела и проводить расследование, поскольку профилактическая работа по преступлениям, совершенным в отношении несовершеннолетних, является одним из важных элементов следственной работы по защите законных прав и интересов детей и, бесспорно, одной из основных и приоритетных задач Следственного комитета Российской Федерации.

Литература

1. Официальный текст Конституции РФ с внесенными поправками от 21.07.2014, опубликован на интернет-портале правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru.
2. Борбат А.В. Неисполнение обязанности по воспитанию детей как элемент антиобщественного образа жизни // Российский следователь. 2014. N 22. С. 37.
3. Официальный сайт Следственного комитета Российской Федерации. URL: http://www.sledcom.ru.
4. Орлова Ю.Р. Некоторые особенности латентной преступности несовершеннолетних и проблемы ее выявления в условиях трансформации российского общества // Российский следователь. 2014. N 8. С. 37.
5. Информационное письмо Главного следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по г. Санкт-Петербургу. 2012.
6. Криминализация общества. Пути противодействия. Научная информация по вопросам борьбы с преступностью / Под ред. А.Я. Сухарева. М., 1995. N 155. С. 56.
7. Васильков Д.С. Законодательные основы профилактики правонарушений // Законность. 2013. N 5. С. 37 — 40.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Статья 4. Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

1. В систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних входят комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления социальной защитой населения, федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования (далее — органы, осуществляющие управление в сфере образования), органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел, учреждения уголовно-исполнительной системы (следственные изоляторы, воспитательные колонии и уголовно-исполнительные инспекции).

2. В органах, указанных в пункте 1 настоящей статьи, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, могут создаваться учреждения, осуществляющие отдельные функции по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

3. Участие в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, уполномоченных по правам ребенка в субъектах Российской Федерации, других органов, учреждений и организаций осуществляется в пределах их компетенции в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и (или) законодательством субъектов Российской Федерации.

Введение

Одними из наиболее значимых социально-опасных проблем современности, угрожающими социальной безопасности государства и общества, являются детская беспризорность и безнадзорность. Именно поэтому исключение данных явлений обозначено Президентом РФ В.В. Путиным приоритетной задачей, поставленной перед государственными органами власти и управления .

Инструментом решения указанной задачи выступает социальная защита населения, в рамках которой реализуются меры, направленные на оказание помощи и реабилитации выявленных безнадзорных и беспризорных детей, наряду с мерами, ограждающими детей и семьи от воздействия факторов, способствующих возникновению безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних – мерами профилактики.

В современных условиях на федеральные и региональные органы власти возлагается основная нагрузка по преодолению и профилактике безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних.

Профилактика правонарушений — система социально-правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих правонарушениям и антиобщественным действиям, в совокупности с индивидуально-профилактической работой.

Однако, серьезной проблемой нашего общества, которая не содействует стабилизации и уничтожению подросткового криминала, по мнению специалистов, является отсутствие ювенальной юстиции или специального правосудия в отношении несовершеннолетних и неэффективность работы Инспекции и комиссии по делам несовершеннолетних.

Большую проблему составляет также отсутствие у подростков знаний о учреждениях, занимающихся оказанием им помощи.

Таким образом, необходимость решения проблемы профилактической работы среди школьной молодежи очевидна.

1. причины и условия Безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

Преступность несовершеннолетних, будучи обусловлена общими причинами преступности в нашей стране, имеет свои особенности. Они связны с возрастными, психологическими, половыми и иными отличиями личности несовершеннолетних правонарушителей и механизмом противоправного поведения; с обстоятельствами, способствующими совершению правонарушений несовершеннолетних; с динамикой, структурой преступности и правонарушений несовершеннолетних; демографическими и многими другими факторами, которые относятся к различным социально-экономическим и нравственно- психологическим сферам общественной жизни .

Основные причины происхождения детской безнадзорности и беспризорности приведены в табл. 1.1.

Таблица 1.1.

Классификация причин возникновения
детской безнадзорности и беспризорности в современной России

Классификацию возглавляет совокупность негативных условий, воздействующих на семью и ее членов, и вызывающих ее ненормальное функционирование — дисфункциональность семьи, что объясняет необходимость развития профилактических мер, ориентированных на охрану и защиту семей, имеющих детей, сохранение детей в семье, ее поддержку, укрепление и адаптацию к условиям рынка.

Соответственно, меры по социальной защите безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних, в том числе и меры профилактического характера, в понимании автора, являются неотъемлемой частью социальной защиты семьи и детей. Профилактика безнадзорности и беспризорности среди детей заключается в конкретных мерах, направленных на недопущение разрушения межличностных отношений, предупреждение утраты семейных связей. Профилактика должна быть направлена на сохранение здоровой семьи и создание комплекса условий, способствующих нормальному, полноценному функционированию семьи и ее развитию.

Комплекс мер, направленных на реализацию задачи исключения явлений, вызывающих безнадзорность и беспризорность — их профилактики, составляющий систему социальной защиты безнадзорных и беспризорных детей, является основным объектом управления .

Практика борьбы с преступностью показывает, что общая закономерность последовательного сокращения преступности, в том числе и среди несовершеннолетних, реализуется в современных условиях весьма неравномерно. Это сказывается на динамике и структуре преступности, которая может отражать существенные изменения темпов снижения преступности в различные периоды, временную стабилизацию ее уровня и даже отдельные «вспышки» локального характера в некоторых зонах и территориальных регионах.

2. Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

В основе предупреждения преступности несовершеннолетних лежат основополагающие принципы предупреждения преступности в целом. Вместе с тем в предупреждении преступлений, совершаемых несовершеннолетними, есть особенности, обусловленные их отличием от лиц других возрастных категорий, а также спецификой совершаемых ими преступлений.

Основными задачами деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних являются:

— предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;

— обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;

— социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;

— выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.

Деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних основывается на принципах законности, демократизма, гуманного обращения с несовершеннолетними, поддержки семьи и взаимодействия с ней, индивидуального подхода к несовершеннолетним с соблюдением конфиденциальности полученной информации, государственной поддержки деятельности органов местного самоуправления и общественных объединений по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, обеспечения ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних .

В предупреждении преступности несовершеннолетних участвуют множество субъектов. Они представляют собой единую, связанную общностью целей и задач, систему. В систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних входят комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, образуемые в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, органы управления социальной защитой населения, органы управления образованием, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел.

Анализируя материалы научных работ и тематику диссертационных исследований в период после принятия в РФ базового федерального закона №120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений», начиная с 2000 года, можно выявить следующие тенденции:

1.

Профилактическая работа рассматривается как средство предотвращения социально-негативных явлений: правонарушений несовершеннолетних, социальной дезадаптации подростков, агрессивного поведения, девиаций, злоупотребления подростками психоактивных веществ и т.д. Основания профилактической работы в представленных исследованиях — неоднородны, а содержание профилактики определяется характеристиками того явления, на которое она направлена и представлениями специалистов того проблемного поля, которые ее реализуют.

2. Профилактическая работа организуется в отношении определенных групп детей: дети, оставшиеся без попечения родителей, правонарушители, школьники, подростки из неблагополучных семей и т.д. Таким образом, профилактическая работа выстраивается не по отношению к ситуации ребенка, которую она призвана улучшить, а по отношению к отдельным характеристикам детской группы или негативного явления, характерного для группы лиц, являясь в целом не столько индивидуальной, сколько типизированной.


Каждый год в сферу профилактического воздействия правоохранительных органов попадает свыше 600 тысяч подростоков – правонарушителей и более 100 тысяч родителей, отрицательно влияющих на воспитание и поведение детей.

Предупреждение преступности – это многоуровневая система мер (государственных, общественных, специальных), направленных на выявление, устранение, ограничение, ослабление или нейтрализацию причин и условий преступности, отдельных видов преступлений и конкретных преступлений, а также на удержание от перехода или возврата на преступный путь людей, условия жизни и (или) поведение которых указывают на реальную возможность совершения ими преступлений в будущем.

Предметом предупреждения преступлений несовершеннолетних – является комплекс общественных (правовых) отношений, направленных на профилактику (превенцию) преступлений, совершаемых несовершеннолетними и при их участии.

Деятельность по предупреждению преступности направлена на сокращение преступности как явления.

Система предупреждения преступности несовершеннолетних имеет три уровня: общий (федеральный), субъектов федерации и органов местного самоуправления.

Государственная политика предупреждения преступности несовершеннолетних — это основанная на определенных идеях деятельность системы государственных и негосударственных институтов по формированию и реализации основных задач, принципов, направлений и средств предупреждения явления преступности несовершеннолетних с целью защиты человека, общества и государства от преступных посягательств.

Политика в области несовершеннолетних – это деятельность направленная на защиту и охрану несовершеннолетних, их прав и законных интересов.

Основные элементы политики (формирование и реализация).

Направление формирования и реализации политики (основные задачи, принципы, направления и средства предупреждения).

Субъекты политики (явление преступности несовершеннолетних);

Объекты политики (государственные и негосударственные институты);

Цели политики (защита человека ,общества и государства от преступных посягательств).

Национальная политика нашего государства в отношении несовершеннолетних нашла свое выражение в следующем:

-в обязательствах по выполнению Конвенции о правах ребенка, взятых на себя РФ;

-в Основных направлениях государственной социальной политике по улучшению положения детей в РФ до 2000г. (Национальный план действий в интересах детей), утвержденных Указом Президента РФ от 14 октября 1995г. №942;

-в Указе Президента РФ от 1июня 1992г. №543 «О первоочередных мерах по реализации Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы»;

-в Президентской программе «Дети России».

Важным этапом на пути решения профилактических задач преступности несовершеннолетних явилось принятие Указа Президента Российской Федерации от 6 сентября 1993 г. №1338 “О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних”. В данном указе предусматривал создание государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав. В настоящее время правовую основу профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних составляет:

-Федеральный закон от 24 июня 1999 г.

N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" // "Российская газета" от 30 июня 1999 г., Собрание законодательства Российской Федерации от 28 июня 1999 г., N 26, ст. 3177

Выделяется два вида предупреждения преступности:

1)общее предупреждение преступности – направленное на выявление, нейтрализацию или устранение причин и условий преступности, отдельных ее видов, а также способствующих ей условий;

2)индивидуальное предупреждение преступности – направленное на выявление и оказание профилактического воздействия в отношении лиц, поступки которых указывают на реальную возможность совершения ими преступлений в будущем, а также по оказанию положительного влияния на их ближайшее окружение.

Справка: На конец 1995 г. в РФ действовали 61 воспитательная колония для несовершеннолетних, осужденных к лишению свободы.

В 1995 г. в России работали только 32 специальные школы закрытого типа (в том числе одна – для девочек), одна специальная школа открытого типа, 15 специальных профессионально-технических училищ закрытого типа (в том числе 4 для девочек) и одна специальная (коррекционная) школа для детей с отклонениями в развитии, совершивших общественно опасные деяния.

По данным МВД РФ, в 45 регионах России отсутствуют закрытые учебно-воспитательные учреждения для младших подростков. По оценке специалистов, только 9% подростков, которые нуждаются в особых условиях воспитания, могут быть направлены в специальные учебно-воспитательные учреждения. Недоступность для данной категории несовершеннолетних таких учреждений способствует повышению их криминальной активности. Только в 1995-1996 гг. за период ожидания путевок для направления в специальные учебно-воспитательные учреждения подростками совершено 2085 преступлений.

Субъекты предупреждения преступности несовершеннолетних:

1.комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав; 2.органы управления социальной защитой населения; 3.органы управления образованием; 4.органы опеки и попечительства; 5.органы по делам молодежи; 6.органы управления здравоохранением; 7.органы службы занятости; 8.органы внутренних дел.

Объект предупреждения преступности (преступления) – представляет собой систему общественных отношений и связей, на которые воздействует субъект с целью предупреждения преступности (преступления).

Объекты предупреждения преступности несовершеннолетних:

-причины, условия и факторы преступности несовершеннолетних;

-личность несовершеннолетнего преступника;

-причины и условия конкретного преступления;

-группы несовершеннолетних с антиобщественным образом жизни;

-преступные группировки.

В отношении кого может проводиться индивидуальная профилактика:

1) безнадзорного — несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц;

1) беспризорный — безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания;

2) несовершеннолетних, занимающихся бродяжничеством или попрошайничеством;

3) содержащихся в социально — реабилитационных центрах для несовершеннолетних, социальных приютах, центрах помощи детям, оставшимся без попечения родителей, специальных учебно-воспитательных и других учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи и (или) реабилитации;

4) употребляющих наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо употребляющих одурманивающие вещества;

5) совершивших правонарушение, повлекшее применение меры административного взыскания;

6) совершивших правонарушение до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность;

7) освобожденных от уголовной ответственности вследствие акта об амнистии или в связи с изменением обстановки, а также в случаях, когда признано, что исправление несовершеннолетнего может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия;

8) не подлежащих уголовной ответственности в связи с недостижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность, или вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством;

9) обвиняемых или подозреваемых в совершении преступлений, в отношении которых избраны меры пресечения, не связанные с заключением под стражу;

10) условно-досрочно освобожденных от отбывания наказания, освобожденных от наказания вследствие акта об амнистии или в связи с помилованием;

11) получивших отсрочку отбывания наказания или отсрочку исполнения приговора;

12) освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы, вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, если они в период пребывания в указанных учреждениях допускали нарушения режима, совершали противоправные деяния и (или) после освобождения (выпуска) находятся в социально опасном положении и (или) нуждаются в социальной помощи и (или) реабилитации;

13) осужденных за совершение преступления небольшой или средней тяжести и освобожденных судом от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия;

14) осужденных условно, осужденных к обязательным работам, исправительным работам или иным мерам наказания, не связанным с лишением свободы.

В отношении родителей или законных представителей несовершеннолетних, проводится профилактическая работа, если они не исполняют своих обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.

С согласия руководителя органа или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних может проводиться индивидуальная профилактическая работа с лицами неуказанными выше в случае необходимости предупреждения правонарушений либо для оказания социальной помощи и (или) реабилитации несовершеннолетних.

Основаниями проведения индивидуальной профилактической работы являются обстоятельства, предусмотренные выше, если они зафиксированы в следующих документах:

1) заявление несовершеннолетнего либо его родителей или законных представителей об оказании им помощи по вопросам, входящим в компетенцию органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

2) приговор, определение или постановление суда;

3) постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, прокурора, следователя, органа дознания или начальника органа внутренних дел;

4) документы, определенные как основания помещения несовершеннолетних в учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

5) заключение, утвержденное руководителем органа или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, по результатам проведенной проверки жалоб, заявлений или других сообщений.

Сроки проведения индивидуальной профилактической работы

Индивидуальная профилактическая работай проводится в следующие сроки:

-необходимые для оказания социальной и иной помощи несовершеннолетним;

-либо до устранения причин и условий, способствовавших безнадзорности, беспризорности, правонарушениям или антиобщественным действиям несовершеннолетних;

-или до достижения ими возраста восемнадцати лет;

-или наступления других обстоятельств, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Несовершеннолетние, содержащиеся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, имеют право на:

1.уведомление родителей или законных представителей об их помещении в учреждение системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

2.обжалование решений, принятых работниками органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в вышестоящие органы указанной системы, а также в органы прокуратуры и суд;

3.гуманное, не унижающее человеческого достоинства обращение;

4.поддержание связи с семьей путем телефонных переговоров и свиданий без ограничения их количества;

5.получение посылок, бандеролей, передач, получение и отправление писем и телеграмм без ограничения их количества;

6.обеспечение бесплатным питанием, одеждой, обувью и другими предметами вещевого довольствия по нормам, утвержденным Правительством Российской Федерации.

тема: Женская преступность.

1.Состояние, динамика и структура женской преступности.

2.Особенности детерминации и причинности женской преступности 3.Личность женщин-преступниц. 4.Предупреждение женской преступности.



Дата публикования: 2014-11-28; Прочитано: 604 | Нарушение авторского права страницы



studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.004 с)…

Преступность несовершеннолетних в настоящее время выступает распространенным явлением. Ежегодно в Российской Федерации выявляется около 55000 несовершеннолетних совершивших преступления, что составляет в среднем около 5 % от общего уровня выявленных лиц совершивших преступлений в России (взяты усредненные данные за последние 5 лет) . Такие показатели свидетельствуют о реальности проблемы преступности несовершеннолетним, а учитывая высокий уровень повторности преступности несовершеннолетних, а также, что данный вид преступности является резервом для взрослой преступности, это вызывает беспокойство и, следовательно, необходимость ее профилактики.

Одним из субъектов профилактики, согласно федеральному закону № 120 являются образовательные учреждения, которые на основании статьи 14 обладают следующими полномочиями: 1. оказывают социально-психологическую и педагогическую помощь несовершеннолетним с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении либо несовершеннолетним, имеющим проблемы в обучении; 2. выявляют несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных организациях, принимают меры по их воспитанию и получению ими общего образования; 3. выявляют семьи, находящиеся в социально опасном положении, и оказывают им помощь в обучении и воспитании детей; 4. обеспечивают организацию в образовательных организациях общедоступных спортивных секций, технических и иных кружков, клубов и привлечение к участию в них несовершеннолетних; 5. осуществляют меры по реализации программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних . Анализ данных полномочий позволяет сделать вывод о комплексном подходе к профилактике преступности несовершеннолетних, так в частности они позволяют воздействовать на многие детерминирующие этот вид преступности факторы: проблемы семьи, недостаток воспитания, отсутствия досуга для несовершеннолетних. Такой подход свидетельствует о том, что законодатель осознает необходимость школьной профилактики преступности и ориентирует образовательные организации на это.

Акцентирование внимания именно на образовательном учреждение, как субъекте профилактики не случайно. Школа, как основное образовательное учреждение, является самым продолжительным этапом развития ребенка и совпадает с подростковым периодом формирования личности, на котором прослеживаются особенности физического, психического, нравственного, интеллектуального развития несовершеннолетнего. В связи с этим возникает необходимость правильного воспитания, развития несовершеннолетнего. Несомненно, основным институтом воспитания выступает семья, однако зачастую в силу разных причин подросток испытывает недостаток семейного воспитания, либо негативные детерминирующие факторы девиации личности оказывают влияние вне семьи. Учитывая это, а также то, что несовершеннолетний проводит большую часть времени в школе, где происходит его основная социализация, представляется правильным особо значимой считать раннюю профилактику преступности несовершеннолетних в школе, так как именно в школе возможно своевременное выявление и устранение факторов детерминирующих преступность несовершеннолетних.

Рассматривая роль школы в профилактики преступности несовершеннолетних в первую очередь необходимо изучить федеральный государственный образовательный стандарт, который содержит совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня . Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (далее – образовательный стандарт) содержит определенные требования к результатам освоения образовательной программы в школе. Интересно то, что помимо предметных требований (то есть по содержанию конкретного предмета), данный образовательный стандарт содержит большое количество требований к формированию личности обучающегося. Так, в частности, содержатся следующие требования: воспитания патриотизма, уважения к Отечеству, формирования способности к саморазвитию, способности к труду, формирования целостного мировоззрения, уважения к другому человеку, освоение социальных норм, правил поведения и морали, формирования коммуникативной компетентности в общении, ценности здорового образа жизни, осознание ценности семьи в жизни человека и другие .

Образовательный стандарт ориентирует на реализацию данных требований путем чередования урочной и внеурочной деятельности, к последней в частности относят: кружки, художественные школы, спортивные секции, олимпиады, военно-патриотические объединения и другие. Таким образом, на федеральном уровне закреплена обязанность образовательных учреждений не только обучать определенным предметам, но и организовывать полноценное (всестороннее) развитие обучающегося. Данные нормативные акты показывают то, что законодатель понимает значимость полноценного школьного воспитания. Организация образовательно-воспитательного процесса с использованием как урочной, так и внеурочной деятельности в школе необходимо в настоящее время. Так О.В. Павлова справедливо считает: «необходимо формирование целенаправленной политики общеобразовательного учреждения по реализации принципа “полной занятости” учащихся» . Под полной занятостью автор понимает организацию образовательным учреждением мер, направленных на занятие свободного времени учащегося. В этом стоит согласиться с О.В. Павловой, поскольку такой подход позволяет организовать доступный досуг несовершеннолетнего, отсутствие которого в настоящее время выступает одним из основных фактором детерминирующим преступность несовершеннолетних.

К сожалению, вышеназванные полномочия образовательных организаций и требования, содержащиеся в образовательном стандарте, зачастую не выполняются, либо выполняются только «на бумаге». В связи с тем, что, и образовательный стандарт и федеральный закон № 120 не содержат конкретных критериев оценки эффективности проводимых мероприятий и их количество, качество реализованных мероприятий по профилактике зависит в большей степени от добросовестности директора и педагогов. С.Н. Медведева верно отметила: «к сожалению, школа переживает трудные времена, переполненность классов, недостаток специалистов, их низкий профессиональный уровень приводят к увеличению числа конфликтов между учениками и учителями, школа практически отказалась от воспитательной функции и чаще всего использует репрессивные меры воздействия, преследуя цель поддержания дисциплины любыми доступными средствам это приводит к снижению авторитета школы, значимости обучения вообще» . Негативным фактором выступает также и низкое качество правового воспитания в школе. Низкий уровень правовой культуры отмечается у многих жителей России. Незнание своих прав, правовой нигилизм, неисполнение установленных правил являются в настоящее время распространенных явлением, а видь основы правосознания, должны быть заложены именно в школе. Однако в большинстве случаев правовое воспитание ограничивается преподаванием обществознания учителем с педагогическим образованием. Согласимся с Н.С. Михахановой «Формирование правовой культуры является одним из важнейших условий осознанного восприятия учащимися своих прав и свобод, укрепления установки сознательного соблюдения закона» , что конечно выступает необходимой основой в профилактики преступности.

Тем не менее, существует и множество положительных примеров, когда в школе эффективно организуется профилактика преступности среди несовершеннолетних. Так, на базе Мамоновской СОШ Иркутской области создана школьная служба медиации (примирения) задачами которой являются: информирование обучающихся о принципах медиации; обучение учеников методам разрешения конфликтов; разрешения конфликтов между участниками спора, противоправных ситуаций; повышение правовой грамотности учащихся . Такая практика позволяет на ранних этапах выявить и устранить девиации в поведении учащегося, а также предупредить такое поведение. Высокую эффективность медиации, в том числе школьной, не раз отмечала в свои работах С.А. Корягина, указывая, что: «создание и повсеместное внедрение службы школьной медиации может помочь не только в профилактике и коррекции деви­антного поведения учащихся, но и в форми­ровании благоприятного психологического климата, безопасного пространства образо­вательного учреждения … направленность медиации на создание здо­ровой, благоприятной среды в микросоциуме выполняет важную профилактическую роль» .

Стоит отметить, что в настоящее время во многом создана необходимая нормативная база, позволяющая реализовывать раннюю профилактику преступности в образовательных учреждениях, в частности широкий круг обязанностей образовательного учреждения по обучению и воспитанию учащегося содержится в образовательном стандарте, в федеральном законе об образовании, а федеральный закон № 120 напрямую содержит полномочия образовательных учреждений по профилактики преступности несовершеннолетних. Такое положение свидетельствует о постепенном возрождение воспитательного воздействия школы утраченного в 90-е годы, однако отсутствие эффективных критериев оценки воспитательных и профилактических мероприятий, проводимых образовательным учреждением не позволяет повсеместно контролировать их эффективность. Сегодня полнота школьной профилактики преступности в большой степени зависит от активности педагогического состава и родителей путем создания служб примирения, родительских советов, уполномоченного по правам учащихся, школьных психологов. Значимость ранней профилактики преступности в школе крайне высока, в связи с этим необходимо повсеместно контролировать эффективность ее реализации для этого стоит на федеральном уровне разработать действенные меры контроля, позволяющие оценивать действенность профилактических мер.

Список литературы:

1. Медведева С.Н. К вопросу о профилактике правонарушений среди несовершеннолетних / С.Н. Медведева, Е.В. Мельникова // Общество и право. –2013. – № 2(44). – С. 129-132.

2. Министерство внутренних дел Российской Федерации : . – Москва, 2017. – Режим доступа: https://мвд.рф/Deljatelnost/statistics (дата обращения 20.02.2018)

3. Михаханова Н.С. Формирование правовой культуры учащихся образовательных учреждений как профилактика преступности несовершеннолетних // Высшее образование для XXI века: XII Международная научная конференция. Москва 3-5 декабря 2015 г.: Доклады и материалы.

Секция 6. Проблемы юридического образования / отв. ред. И.Г. Скурлова. – М.: Изд-во Моск. Гуманит. ун-та, 2015. – С. 65-69.

4. Об образовании в Российской Федерации: федер.закон // СЗ РФ. – 2012. – № 53 (ч.1.). – ст. 7598.

5. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: федер. закон // СЗ РФ. ­– 1999. – № 26. – ст. 3177.

6. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования : приказ Министерства образования и науки РФ // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. – 2011. – № 9.

7. Павлова О.В. Ранняя профилактика преступности несовершеннолетних / О.В. Павлова // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2017. — № 2. – С. 32-34.

8. Полякова Н.В. Из опыта работы Мамоновской СОШ по созданию школьной службы примирения / Н.В. Полякова // Вестник комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Иркутской области. 2016. – № 2. – С. 157-160.

9. Судакова Т.М. Медиативные технологии в раннем и непосредственном предупреждении преступного поведения школьников / Т. М. Судакова, С. А. Ко­рягина // Известия Байкальского государственного университета. — 2017. — Т. 27, № 3. — С. 425–433.

Записи созданы 1517

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх