Рекультивация земель

30.05.2018

Повышение плодородия почвы — залог полноценного урожая

Всем известно, что почва, даже чернозем, с течением времени теряет свои способности по обеспечению растений полезными веществами, кислородом и влагой. Это объясняется тем, что с каждым годом из плодородной почвы вымывается слой гумуса, почва засоляется, вследствие чего уничтожаются микроорганизмы и, как следствие, ухудшается структура почвы. Все эти факторы, безусловно, сказываются на растениях не лучшим образом: многолетние культуры теряют иммунитет и ослабевают, а однолетники уже не дают полноценный

         Данное положение сказывается на понижении плодородности почвы и необдуманное внесение минеральных удобрений, которое, порой, приводит к тому, что почва становится непригодной для выращивания многих культур. Для того чтобы решить эти проблемы и восстановить почву, необходимо проводить ряд мероприятий, обеспечивающих повышение плодородия почвы. Улучшение почвы займет несколько лет, но без таких мероприятий она совсем скоро станет непригодной для выращивания сельскохозяйственных культур.

подробнее

Проект рекультивации земель: экспертиза, проект, утверждение, реализация

Нередко возникают случаи, когда в результате коммерческой или иной деятельности наносится вред земельным ресурсам, которые по законодательству РФ должны быть рекультивированы, если территории не переведены в соответствующую категорию. Об этом и прочих подробностях вы сможете ознакомиться в данной статье.

Рекультивация земель — это комплекс работ, направленные на восстановление продуктивности и народно-хозяйственной ценности нарушенных земель, и также на улучшение условий окружающей среды в соответствии с интересами общества.

ЗАКОН

ГОСТ 17.5.1.01-83 "Охрана природы. Рекультивация земель. Термины и определения"
Постановление Правительства № 140 от 23 февраля 1994 г. "О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы".
Приказ Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов от 22 декабря 1995 г. № 525/67 "Об утверждении Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы"

Основания для проведения рекультивационных мероприятий могут быть совершенно разными, однако все зависит от конкретной деятельности, которая планируется вестись на участке. Проект рекультивации должен быть предусмотрен в плане проведения строительных, земляных и прочих работ, связанных с нарушением почвенного слоя.

В соответствии с пунктом 5 Основных положений рекультивации подлежат земли, нарушенные при:

  • Разработке месторождений полезных ископаемых подземным или открытым способом, а также добыче торфа;
  • Прокладке трубопроводов, проведении строительных, геологоразведочных, мелиоративных, лесозаготовительных, испытательных, эксплуатационных, проектно-изыскательских и иных работ, связанных с нарушением почвенного покрова;
  • Ликвидации промышленных, военных, гражданских и иных объектов и сооружений;
  • Складировании и захоронении промышленных, бытовых и иных видов отходов;
  • Строительстве, эксплуатации и консервации подземных объектов и коммуникаций (метрополитен, шахтные выработки, хранилища, канализационные сооружения и др.);
  • Ликвидации последствий загрязнения земель, если по условиям их восстановления требуется снятие верхнего плодородного слоя почвы;
  • Проведении войсковых учений за пределами специально отведенных для этих целей полигонов.

Потребность в проведении рекультивационных мероприятий может внепланово, но вполне прогнозируемо возникнуть как результат хозяйственной деятельности, вырубки лесов, организации свалок, испытании оружия. В остальных случаях, при проектировании дорог, сооружений и городов данный документ подготавливается заранее.

Экспертиза

Чтобы начать создание проекта рекультивации необходимо провести ряд экспертных оценок, которые определят либо уже существующий ущерб, либо потенциальный, который может возникнуть в процессе реализации проекта строительства и т.д.

Из экспертно-оценочных работ обязательно проводятся инженерно-экологические изыскания, инженерно-геологические изыскания и санитарно-гигиенические исследования.

По проведению каждого из этих этапов существует свод правил, регламентирующий все необходимые измерения и пробы, по результатам которых составляется заключение.

ЗАКОН

СП 11-102-97 " Инженерно-экологические изыскания для строительства" и СНиП 11-02-96.

Состав работ отражается в техническом задании и напрямую зависит от месторасположения участков и назначения земли.

Этапы проведения изысканий:

  1. Сбор и анализ опубликованных и задокументированных данных об экологических изысканиях, проводившихся ранее.
  2. Полевые исследования — непосредственная работа на объекте с проведение всех необходимых измерений и отбор проб.
  3. Камеральная обработка полученных материалов — лабораторные исследования.
  4. Подготовка отчетности о проведенной работе и составление рекомендаций, прогнозов.

Организации, у которых есть допуск к проведению подобных мероприятий, имеются практически повсеместно.

Для инженерно-геологических и санитарно-гигиенических исследований также имеются свои нормативные документы, регламентирующие порядок проведения работ.

Рекультивация может проходить в различных направлениях, потому как целевое использование земель различается. Таким образом, преобразовывать земли можно в следующих направлениях: сельскохозяйственное, лесохозяйственное, рекреационное, рыбохозяйственное, водохозяйственное, строительное.

Проект рекультивации земель

Составление проекта — ответственная работа, которая может составляться самостоятельно по существующим нормам и правилам, установленным в Положении о рекультивации земель. Последующее утверждение проекта производится в инстанциях, наиболее подходящих для конкретного участка. В каждом регионе России также есть свои особенности данного процесса, поскольку единого закрепленного порядка для данной операции не предусмотрено. Однако, имеется список инстанций, компетентных в вопросах утверждения проектов рекультивации:

  1. Федеральные органы исполнительной власти;
  2. Органы исполнительной власти субъектов РФ (природоохранные, санитарные, по охране памятников культуры, гидрометеорологические, мелиоративные, сельскохозяйственные и др.);
  3. Руководители соседствующих с участком организаций;
  4. Заинтересованные компании, обслуживающие территорию;
  5. Соседствующие с участком объединения граждан в лице руководителей объединений.

Конкретный же список заинтересованных лиц может быть составлен индивидуально к каждому отдельному участку.

В случаях, когда самостоятельное составление проекта рекультивации не представляется возможным, можно обратиться к организациям или частным лицам, компетентным в данном вопросе. Важно помнить, что каждый отдельный участок требует тщательного индивидуального подхода к учету всех особенностей и свойств.

Выполненный не по требованиям Положения о рекультивации проект не будет принят, а если неверно составленный проект будет реализован, то это может повлечь за собой негативные последствия для окружающей среды, земельных ресурсов и, как следствие, штрафные санкции со стороны государства в лице контрольно-надзорных органов в области экологии.

ЗАКОН

Постановление Правительства РФ от 23 февраля 1994 г. N 140 " О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы "

Для обеспечения рекультивации земель, сохранения и рационального использования плодородного слоя почвы, усиления контроля за своевременным восстановлением нарушенных земель и вовлечения их в хозяйственный оборот Правительство РФ постановило:

  1. Установить, что рекультивация земель, нарушенных юр. лицами и гражданами осуществляется за счет собственных средств этих лиц в соответствии с утвержденными проектами рекультивации земель. В установленном порядке на эти цели возможно направляться средства из других источников финансирования в соответствии с действующим законодательством.
  2. Комитету РФ по земельным ресурсам и землеустройству и Министерству охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ по согласованию с Министерством сельского хозяйства и продовольствия РФ и другими заинтересованными министерствами, и ведомствами утвердить Основные положения о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы.

ВАЖНО

Инструктивно-методические документы и формы отчетности, а также разъяснения по вопросам рекультивации земель, снятия, сохранения и использования плодородного слоя почвы издаются Комитетом РФ по земельным ресурсам и землеустройству и Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ.

Утверждение проекта рекультивации земель

Составленный проект, как говорилось выше, необходимо утвердить. После выбора инстанции, нужно отнести в нее свой проект и оставить заявление.

Согласно Письму Минэкономразвития РФ от 16.11.2011 N Д23-4729 статьей 19 Федерального закона от 18.06.2001 N 78-ФЗ "О землеустройстве" установлено, что проекты рекультивации нарушенных земель относятся к одному из видов землеустроительной документации.

Таким образом, утвердить проект рекультивации однозначно могут рассматривать к утверждению: федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, тогда как Росреестр не уполномочен согласовывать землеустроительную документацию. Однако, согласование проекта рекультивации с Росреестром необходимо.

Реализация мероприятий по рекультивации, согласно плана, должна проводиться под контролем заказчика или владельца земельного участка, либо по окончании работ произвести прием результатов работы уполномоченными органами в области землеустройства.

По всем вопросам, в том числе, если Вам требуется помощь или Вы хотите заказать проект рекультивации земель пишите нам — наши Контакты.

Не лишним будет напомнить, что при строительстве объектов необходимо соблюдать природоохранные требования, включая получение разрешительной документации в области обращения с отходами: разработать и сдать паспорта отходов, разработать ПНООЛР и получить лимиты или сдавать отчетность СМСП и в области выбросов в атмосферный воздух: разработать проект ПДВ и получить разрешение на выброс.


О необходимости проведения рекультивации на землях сельскохозяйственного назначения

Подробности
Опубликовано 05 Апрель 2018
Просмотров: 94

Определенные виды промышленной, добывающей и строительной деятельности могут нанести серьезный вред почвенному покрову. Нарушение экологических и агротехнических свойств не позволяет использовать землю в сельскохозяйственных целях. В частности, к таким последствиям могут привести:

• разработке месторождений полезных ископаемых открытым или подземных способом;
• прокладке трубопроводов, проведении строительных, мелиоративных, лесозаготовительных, геологоразведочных, испытательных, эксплуатационных, проектно-изыскательских и иных работ, связанных с нарушением почвенного покрова;
• складировании и захоронении промышленных, бытовых и других отходов;
• строительстве, эксплуатации и консервации подземных объектов и коммуникаций (шахтные выработки, хранилища, метрополитен, канализационные сооружения);
• ликвидации последствий загрязнения земель.
Исправить ситуацию может только рекультивация сельскохозяйственных земель, которая представляет собой комплекс восстановительных мероприятий.
свойств и характеристик почвенного слоя для его последующего использования в сельскохозяйственных нуждах. Иными словами, рекультивация земель – это совокупность мероприятий, направленных на обеспечение необходимых экологических и агротехнических свойств почвы.
Управление Россельхознадзора по Самарской области напоминает, что согласно приказу Минприроды РФ и Роскомзема от 22 декабря 1995 года № 525/67 «Об утверждении Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы» для организации приемки (передачи) рекультивированных земель, а также для рассмотрения других вопросов, связанных с восстановлением нарушенных земель, почти во всех районах области созданы специальные Постоянные Комиссии по вопросам рекультивации земель (далее — Постоянная Комиссия).
На этапе технической рекультивации приемку (передачу) рекультивированных участков с выездом на место осуществляет рабочая комиссия, которая утверждается Председателем (заместителем) Постоянной Комиссии в 10-дневный срок после поступления письменного извещения от юридических (физических) лиц, сдающих земли.
При приемке рекультивированных земельных участков рабочая комиссия проверяет отсутствие на территории лишних объектов, среди которых могут быть обломки пород, строительный мусор и производственные конструкции. Также участок должен иметь цельную структуру ландшафта без наличия явных завалов, котлованов, водоотводных каналов, провалов шахт и насыпей. Кроме этого, рекультивация земли в обязательном порядке должна способствовать полному или частичному обновлению почвообразовательного процесса. Современные технологии позволяют существенно повышать способность почвы к самоочищению. На фоне таких процессов происходит нормализация биологического состояния земель, которая должна подтверждаться лабораторными анализами.

По результатам приемки рекультивированных земель Постоянная Комиссия вправе продлить или сократить срок восстановления плодородия почв (биологический этап), установленный проектом рекультивации, или внести в органы местного самоуправления предложения об изменении целевого использования сдаваемого участка.
Приемка-передача рекультивированных земель осуществляется в течение месяца после поступления в Постоянную Комиссию письменного извещения о завершении работ по рекультивации.
Обращаем внимание, что объект считается принятым только после утверждения руководителем Постоянной Комиссии акта приемки-сдачи рекультивированных земель.
Рекультивация должна проводиться в обязательном порядке независимо от ее дальнейшего применения. Мероприятия по восстановлению не только помогают устранить последствия от вредных воздействий на почву, но и по возможности обогатить ее необходимыми компонентами, значимыми с точки зрения будущего использования.
Стоит отметить, что согласно части 1 статьи 8.7 КоАП РФ, невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по рекультивации земель при разработке месторождений полезных ископаемых, осуществлении строительных, мелиоративных, изыскательских и иных работ, в том числе работ, осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей, а также после завершения строительства, реконструкции и эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, сноса объектов лесной инфраструктуры, влечет наложение административного штрафа:
— на граждан в размере от 20 до 50 тысяч рублей;
— на должностных лиц — от 50 до 100 тысяч рублей;
— на юридических лиц — от 400 до 700 тысяч рублей.

Введение

Большая часть населения земного шара уже в настоящее время живет в окружении техногенных ландшафтов, они же энергично используются для нужд рекреации и массового кратковременного туризма — так называемые пригородные зоны. Свойственные им измененные биотические системы и сложные инженерно-технические структуры создают постоянную среду жизни людей. Но большинство техногенных ландшафтов в теперешнем их состоянии явно неблагоприятны и даже опасны для здоровья человека. Кроме того, все техногенные ландшафты из-за низкой биологической продуктивности и специфических биофизических и биохимических свойств образуют своеобразные провалы и барьеры на путях планетарной миграции веществ и энергии. Они искажают нормальный ход таких фундаментальных процессов, протекающих в биосфере, как биологический круговорот азота, газовый режим атмосферы и т. п., снижают их интенсивность (3).

Характерной чертой их является нарушение целостности и сплошности «пленки жизни» в биосфере, вплоть до полного уничтожения почвенного и растительного покровов в результате деятельности человека, сравнимой по значимости с геологическими процессами. Среди техногенных ландшафтов особое место по своему отрицательному воздействию на естественные природные комплексы (да и на здоровье человека) занимают так называемые промышленные отвалы. Они концентрируются в окрестностях большинства населенных пунктов и всех крупных городов (4).

Основная задача исследовательских, опытно-производственных и производственных работ по рекультивации — устранить вредоносное, загрязняющее воздействие этих земель на прилегающие территории, вернуть им биологическую и социально-экономическую ценность.

Таким образом, под рекультивацией земель понимается комплекс работ, направленных на восстановление биологической продуктивности и хозяйственной ценности нарушенных земель, а также на улучшение условий окружающей природной среды (3).

Целью данной работы является описание биологического метода рекультивации нарушенных земель.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

1. Раскрыть сущность процесса рекультивации земель и требования к нему;

2. Рассмотреть порядок проведения биологического этапа рекультивации земель, нарушенных при капитальном и аварийном ремонте нефтепроводов;

3. Дать описание технологии биологической рекультивации нарушенных земель по четырем объединенным зонам: в полярно-тундровой зоне; в лесотундровой северотаежной и среднетаежной зонах; в южно-таежно-лесной и лесостепной зонах; в степной и сухостепной зонах.

4.

Провести сравнение известных методов рекультивации и описать канадский метод биологической рекультивации нефтезагрязненных земель.

Глава 1 Рекультивация нарушенных земель и требования к ней

1.1 Сущность процесса рекультивации земель

Рекультивация земель — это комплекс работ, направленных на восстановление продуктивности и народнохозяйственной ценности нарушенных и загрязненных земель, а также на улучшение условий окружающей среды (1).

Рекультивации подлежат нарушенные земли всех категорий, а также прилегающие земельные участки, полностью или частично утратившие продуктивность в результате отрицательного воздействия нарушенных земель.

Рекультивация земель является составной частью технологических процессов, связанных с нарушением земель и должна проводиться с учетом местных почвенно-климатических условий, степени повреждения и загрязнения, ландшафтно-геохимической характеристики нарушенных земель, конкретного участка, требований инструкции.

Рекультивируемые земли и прилегающая к ним территория после завершения всего комплекса работ должны представлять собой оптимально организованный и экологически сбалансированный устойчивый ландшафт (1).

В проведении исследований по проблеме биологической рекультивации ясно выделяются несколько этапов.

На первом этапе (с 1959 до конца 1970-х годов) по хозяйственным договорам с промышленными предприятиями разрабатывались способы биологической рекультивации нарушенных промышленностью земель. Результатом исследований были рекомендации, которые использовались при составлении проектов и практическом проведении биологической рекультивации. Как правило, учет конкретных экологических условий позволял значительно удешевить проектные и практические работы по биологической рекультивации изученных техногенных образований и даже выделить группу площадей, не требующих биологической рекультивации. Это старые отвалы с хорошим восстановлением растительного и почвенного покровов (3).

При проведении биологического этапа рекультивации должны быть учтены требования к рекультивации земель по направлениям их использования.

Земельные участки в период осуществления биологической рекультивации в сельскохозяйственных и лесохозяйственных целях должны проходить стадию мелиоративной подготовки, т.е. биологический этап должен осуществляться после полного завершения технического этапа.

Для успешного проведения биологической рекультивации важное значение имеют исследования флористического состава формирующихся сообществ, процессов восстановления фиторазнообразия на нарушенных промышленностью землях, когда катастрофически уничтожены почвенный и растительный покровы.

Важным направлением исследований на нарушенных промышленностью землях является изучение динамики ценопопуляций культурных видов в фитоценозах, созданных при биологической рекультивации, и видов – доминантов растительных сообществ, возникших в процессе самозарастания.

Исследования авторов показали, что на формирование сообществ идет по типу первичных сукцессий на открытом, практически безжизненном пространстве, часто в экстремальных эдафических (своеобразных по химическим и физическим свойствам) и микроклиматических условиях. На первых этапах формирования осуществляется жесткий экотопический отбор и интенсивная элиминация растений, особенно в фазе проростков и всходов. Виды, имеющие преимущества по любому из жизненных параметров, обладают более высоким потенциалом для выживания и формирования жизнеспособной ценопопуляции. В этих условиях определяющее значение в формировании растительных сообществ играет процесс дифференциации ниш (4).

1.2 Требования к рекультивации земель при различных направлениях использования

Требования к рекультивации земель при сельскохозяйственном направлении должны включать:

— формирование участков нарушенных земель, удобных для использования по рельефу, размерам и форме, поверхностный слой которых должен быть сложен породами, пригодными для биологической рекультивации;

— планировку участков нарушенных земель, обеспечивающую производительное использование современной техники для сельскохозяйственных работ и исключающую развитие эрозионных процессов и оползней почвы;

— нанесение плодородного слоя почвы на малопригодные породы при подготовке земель под пашню;

— использование потенциально плодородных пород с проведением специальных агротехнических мероприятий при отсутствии или недостатке плодородного слоя почвы;

— выполнение ремонта рекультивируемых участков;

— проведение интенсивного мелиоративного воздействия с выращиванием однолетних, многолетних злаковых и бобовых культур для восстановления и формирования корнеобитаемого слоя и его обогащения органическими веществами при применении специальных агрохимических, агротехнических, агролесомелиоративных, инженерных и противоэрозионных мероприятий;

— получение заключения агрохимической и санитарно-эпидемиологической служб об отсутствии опасности выноса растениями веществ, токсичных для человека и животных (1).

Требования к рекультивации земель при лесохозяйственном направлении должны включать:

— создание насаждений эксплуатационного назначения, а при необходимости, лесов защитного, водорегулирующего и рекреационного назначения;

— создание рекультивационного слоя на поверхности откосов и берм отвалов из мелкоземистого нетоксичного материала, благоприятного для выращивания леса;

— определение мощности и структуры рекультивационного слоя в зависимости от свойств горных пород, характера водного режима и типа лесонасаждений;

— планировку участков, не допускающую развитие эрозионных процессов и обеспечивающую безопасное применение почвообрабатывающих, лесопосадочных машин и машин по уходу за посадками;

— создание в неблагоприятных почвенно-грунтовых условиях лесонасаждений, выполняющих мелиоративные функции;

— подбор древесных и кустарниковых растений в соответствии с классификацией горных пород, характером гидрогеологического режима и других экологических факторов;

— организация противопожарных мероприятий (1).

Требования к рекультивации земель при водохозяйственном направлении должны включать:

— создание водоемов различного назначения в карьерных выемках, траншеях, деформированных участках шахтных полей;

— комплексное использование водоемов преимущественно для водоснабжения, рыбоводческих и рекреационных целей, орошения;

— строительство соответствующих гидротехнических сооружений, необходимых для затопления карьерных выемок и поддержания в них расчетного уровня воды;

— мероприятия по предотвращению оползней и размыва откосов водоемов;

— экранирование токсичных пород, ложа и бортов водоемов и пластов, склонных к самовозгоранию, в зоне переменного уровня и выше уровня воды;

— защиту дна и берегов от возможной фильтрации;

— мероприятия по предотвращению попадания в водоемы кислых или щелочных подземных вод и поддержанию благоприятного режима и состава воды в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами;

— мероприятия по благоустройству территории и озеленению откосов (1).


Понятие и правовое регулирование рекультивации земель

Рекультивация земель – комплекс мероприятий, направленных на восстановление продуктивности нарушенных земель, а также на улучшение условий окружающей среды.

Статья 101 ЗК обязывает собственников земли, землевладельцев, землепользователей и арендаторов осуществлять рекультивацию нарушенных земель, восстановление их плодородия и других полезных свойств земли и своевременное вовлечение в хозяйственных оборот; снятие, использование и сохранение плодородного слоя почвы при работах, связанных с нарушением земель.

Порядок проведения работ по рекультивации земель определен в постановлении Правительства РФ от 23 февраля 1994 г. № 140 «О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы»*. Установлено, что рекультивация земель, нарушенных юридическими лицами и гражданами при разработке месторождений полезных ископаемых и торфа, проведении всех видов строительных, геолого-разведочных, мелиоративных, проектно-изыскательских и иных работ, связанных с нарушением поверхности почвы, а также при складировании, захоронении промышленных, бытовых и других отходов, загрязнении участков поверхности земли, осуществляется за счет собственных средств юридических лиц и граждан в соответствии с утвержденными проектами рекультивации земель. При необходимости в установленном порядке на эти цели могут направляться средства из других источников финансирования в соответствии с действующим законодательством.

Действуют также Основные положения о .рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы, утвержденные приказом Минприроды России и Роском-зема от 22 декабря 1995 г. № 525/67. Этот нормативный правовой акт регулирует порядок выдачи разрешений на внутрихозяйственные работы, связанные с нарушением почвенного покрова; приемку и передачу рекультивированных земель, учет нарушенных земель и контроль за рекультивацией земель и применение мер ответственности за нарушение обязанностей по рекультивации.

Государственные органы, осуществляющие воспроизводство земельных ресурсов и их компетенция

Мелиорация.Государственное управление в области мелиорации земель осуществляют Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса, включая мелиорацию земель.

Основными направлениями деятельности соответствующих федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области мелиорации земель являются:

· разработка и реализация федеральных и региональных (территориальных) программ в области мелиорации земель;

· организация финансирования мелиорации земель;

· организация учета и проведение мониторинга мелиорированных земель;

· контроль за состоянием мелиорированных земель и др.

Консервация. Подготовка предложений о консервации земель осуществляется Федеральной службой (земельного кадастра России) (или ее территориальными органами) с участием Министерства природных ресурсов (и экологии) Российской Федерации, Министерства здравоохранения и (соц развития) Российской Федерации (или их территориальных органов) и Министерства сельского хозяйства Российской Федерации в пределах их компетенции на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления, осуществляющих управление и распоряжение земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, либо по инициативе собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев или арендаторов земельных участков с учетом данных государственного мониторинга земель или специальных обследований.

После завершения мероприятий по предотвращению деградации земель, восстановлению плодородия почв и загрязненных территорий вышеуказанные органы на основании специальных обследований подготавливает предложения о дальнейшем использовании восстановленных земель и направляет их федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления, принявшим решение о консервации земель.

Рекультивация. Территориальные органы Мин. природных ресурсов и (экологии) России и (Роскомзема) в пределах своей компетенции могут утверждать необходимые инструктивно-методические документы и давать разъяснения по вопросам рекультивации нарушенных земель, учитывающие особенности законодательных и нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Правовая охрана земель

Глава 2 ЗК РФ.

Земля в РФ охраняется как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности.

Целями охраны земель являются:

1) предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности;

2) обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.

Содержание охраны земель

В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по:

1) сохранению почв и их плодородия;

2) защите земель от различного вида эрозий, в результате которых происходит деградация земель (от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель);

3) защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, а также защите растений и продукции растительного происхождения от вредных организмов (растений или животных, болезнетворных организмов, способных при определенных условиях нанести вред деревьям, кустарникам и иным растениям);

4) ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель;

5) сохранению достигнутого уровня мелиорации;

6) рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот;

7) сохранению плодородия почв и их использованию при проведении работ, связанных с нарушением земель.

В целях охраны земель разрабатываются федеральные, региональные и местные программы охраны земель, включающие в себя перечень обязательных мероприятий по охране земель с учетом особенностей хозяйственной деятельности, природных и других условий.

Оценка состояния земель и эффективности предусмотренных мероприятий по охране земель проводится с учетом экологической экспертизы, установленных санитарно-гигиенических и иных норм и требований.

Внедрение новых технологий, осуществление программ мелиорации земель и повышения плодородия почв запрещаются в случае их несоответствия экологическим, санитарно-гигиеническим и иным требованиям.

При проведении связанных с нарушением почвенного слоя строительных работ и работ по добыче полезных ископаемых плодородный слой почвы снимается и используется для улучшения малопродуктивных земель.

Для оценки состояния почвы в целях охраны здоровья человека и окружающей среды Правительством Российской Федерации устанавливаются нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ, вредных микроорганизмов и других загрязняющих почву биологических веществ.

Для проведения проверки соответствия почвы экологическим нормативам проводятся почвенные, геоботанические, агрохимические и иные обследования.

В целях предотвращения деградации земель, восстановления плодородия почв и загрязненных территорий допускается консервация земель с изъятием их из оборота.

Охрана земель, занятых оленьими пастбищами в районах Крайнего Севера, отгонными, сезонными пастбищами, осуществляется в соответствии законодательством.

В целях повышения заинтересованности собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков в сохранении и восстановлении плодородия почв, защите земель от негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности может осуществляться экономическое стимулирование охраны и использования земель.


Не нашли то, что искали?

Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

Записи созданы 1517

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх