Социальное партнерство

Социальное партнерство, закрепленное Трудовым кодексом РФ, является в трудовом праве России новым методом правового регулирования труда, служащим для урегулирования противоречивых интересов работников и работодателей.

Трудовой кодекс РФ определяет социальное партнерство в сфере труда (чаще называемое просто социальное партнерство) как систему взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленную на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений.

Сторонами социального партнерства являются работники и работодатели в лице их представителей. Органы государственной власти и органы местного самоуправления являются сторонами социального партнерства в случаях, когда они выступают в качестве работодателей.
Социальное партнерство осуществляется в формах:

  • взаимных консультаций (переговоров) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
  • коллективных переговоров по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и заключению коллективных договоров, соглашений;
  • участия работников, их представителей в управлении организацией;
  • участия представителей работников и работодателей в разрешении трудовых споров.

Социальное партнерство осуществляется на шести уровнях, включающих:

  • федеральный уровень, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в Российской Федерации;
    межрегиональный уровень, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в двух и более субъектах Российской Федерации
  • региональный уровень, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в субъекте Российской Федерации;
  • отраслевой уровень, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в отрасли (отраслях);
  • территориальный уровень, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в муниципальном образовании;
  • локальный уровень, на котором устанавливаются обязательства работников и работодателя в сфере труда.

 

Основными принципами социального партнерства, закрепленными в ст. 24 ТК РФ, являются:

  • соблюдение норм законодательства: все стороны и их представители должны соблюдать нормы трудового законодательства и требования иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права
  • полномочность представителей сторон: требуется документальное письменное подтверждение, что данное лицо является представителем такой-то стороны с такими-то полномочиями;
  • равноправие сторон как в инициативе переговоров, их ведении и подписании коллективных договоров и соглашений, так и в контроле над их выполнением;
  • уважение и учет интересов сторон;
  • заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях;
  • свобода выбора и обсуждения вопросов, составляющих содержание коллективных договоров и соглашений, определяемое сторонами свободно без всякого внешнего давления на них; запрещается всякое вмешательство, ограничивающее права сторон, особенно работников (ст. 5 ТК РФ);
  • добровольность принятия обязательств: каждая сторона принимает на себя обязательства по коллективному договору или социально-партнерскому соглашению путем консенсуса, уступая друг другу, но добровольно, т. е. одна сторона может и не принять на себя обязательство, какое хочет иметь другая сторона в договоре, соглашении (данный принцип связан с предыдущим, поскольку без свободы не может быть и добровольности сторон);
  • реальность принимаемых сторонами на себя обязательств: сторона должна брать на себя по договору, соглашению такое обязательство, которое она реально способна исполнить, и не принимать декларации в виде обязательств (данный принцип тесно связан с предыдущим);
  • систематичность контроля над выполнением коллективных договоров, соглашений;
  • обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений и ответственность за их невыполнение.

Органами социального партнерства являются комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Заметим, что социально-трудовые отношения – понятие более широкое, чем трудовые отношения. Они включают в себя трудовые отношения, отношения по социальному обеспечению и бытовому обслуживанию, т. е. все отношения социальной сферы. Указанные комиссии создаются для ведения коллективных переговоров и подготовки проектов коллективных договоров, соглашений, для их заключения и контроля их выполнения на различных уровнях. Трехсторонние комиссии создаются на паритетной основе по решению сторон и из их представителей, наделенных соответствующими полномочиями.

На федеральном уровне образуется постоянно действующая Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений, деятельность которой осуществляется в соответствии с федеральным законом. Членами Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений являются представители общероссийских объединений профсоюзов, общероссийских объединений работодателей, Правительства Российской Федерации.

В субъектах Российской Федерации могут образовываться трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, деятельность которых осуществляется в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.

На территориальном уровне могут образовываться трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, деятельность которых осуществляется в соответствии с законами субъектов Российской Федерации, положениями об этих комиссиях, утверждаемыми представительными органами местного самоуправления.
На отраслевом (межотраслевом) уровне могут образовываться отраслевые (межотраслевые) комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Отраслевые (межотраслевые) комиссии могут образовываться как на федеральном, так и на межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства.

На локальном уровне образуется комиссия для ведения коллективных переговоров, подготовки проекта коллективного договора и заключения коллективного договора.

Представителями работников в социальном партнерстве являются: профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских межрегиональных профсоюзов, или иные представители, избираемые работниками в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом РФ.

Интересы работников при ведении коллективных переговоров, заключении коллективных договоров, соглашений, контроле за их выполнением, при реализации права на участие в управлении организацией и при рассмотрении трудовых споров представляют первичная профсоюзная организация, ее орган (профком) или иные представители, избираемые работниками, а при формировании трехсторонних комиссий, проведении коллективных переговоров, заключении коллективных договоров, соглашений – соответствующие объединения профсоюзов на различных уровнях социального партнерства и их представители.

При отсутствии в организации первичной профсоюзной организации или если таковая объединяет менее половины работников, на общем собрании работники могут поручить представлять их интересы этому профкому либо иному представительному органу. Наличие иного представителя не является препятствием для осуществления профкомом его полномочий.

Представителями работодателей при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора является руководитель учреждения или уполномоченные им лица. При заключении или изменении социально-партнерских соглашений на разных их уровнях, разрешении при этом возникших коллективных трудовых споров, деятельности соответствующей трехсторонней комиссии интересы работодателей представляет соответствующее объединение работодателей.

В наше время коллективные переговоры в наибольшей мере отражают социальное партнерство работников и работодателей в сфере труда.
Коллективные переговоры между работниками и работодателями появились во второй половине XIX века в промышленно развитых странах для разрешения конфликтов. Международная организация труда предусмотрела их проведение в Конвенции МОТ №98 (1948 г.) «Право на организацию и на ведение коллективных переговоров», а в 1981 г. МОТ приняла Конвенцию №154 «О содействии коллективным переговорам».

Представители работников и работодателей участвуют в коллективных переговорах по подготовке, заключению или изменению коллективного договора, соглашения и имеют право проявить инициативу по проведению таких переговоров.

Представители стороны, получившие предложение в письменной форме о начале коллективных переговоров, обязаны вступить в переговоры в течение семи календарных дней со дня получения указанного предложения, направив инициатору проведения коллективных переговоров ответ с указанием представителей от своей стороны для участия в работе комиссии по ведению коллективных переговоров и их полномочий. Днем начала коллективных переговоров является день, следующий за днем получения инициатором проведения коллективных переговоров указанного ответа.

Отказ работодателя приступить к переговорам или уклонение от переговоров служит основанием для начала процедуры разрешения коллективного трудового спора, так как такой отказ означает начало этого спора.

Приоритет в определении предмета, содержания переговоров предоставлен представителям работников.

Ведение переговоров и подготовка договоров, соглашений проводится партнерами на равноправной основе. Для этого их решением определяется комиссия, ее состав (на паритетных началах), сроки.

При разногласии сторон в ходе переговоров составляется протокол разногласий, который передается соответствующей примирительной комиссии по разрешению коллективного трудового спора, образуемой сторонами.

Моментом окончания коллективных переговоров является момент подписания коллективного договора, соглашения, протокола разногласий. Подписание протокола разногласий является началом коллективного трудового спора.

Целью, как коллективного договора, так и соглашений, является установление такого договорного регулирования социально-трудовых отношений при согласовании интересов сторон, чтобы оно было выше по уровню, чем предусмотрено законодательством.

Коллективный договорэто правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в учреждении и заключаемый работниками с работодателем в лице их представителей.

В этом понятии кратко указаны стороны и содержание коллективного договора. Это всегда двусторонний акт.

Соглашение – это правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции.

По договоренности сторон, участвующих в коллективных переговорах, соглашения могут быть двусторонними и трехсторонними.
Соглашения, предусматривающие полное или частичное финансирование из соответствующих бюджетов, заключаются при обязательном участии соответствующих органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, являющихся стороной соглашения.

Социальное партнерство – виды, цели и принципы.

Социальное партнерство — это идеология, формы и методы согласования интересов социальных групп для обеспечения их конструктивного взаимодействия.

Социальное партнёрство — механизм, с помощью которого предприниматели, представители трудящихся и правительства разрабатывают комплекс согласованных и многосторонних вопросов для решения социально-экономических проблем путём нахождения компромиссов. Эксперты Международной организации труда (МОТ)

Социальное партнёрство — система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений (ст. 23 ТК РФ).

ТК РФ впервые дает законодательное определение понятия "социальное партнерство". МОТ также предпочитает использовать в своих документах иной термин, а именно "социальный диалог".

Принципы СП:

впервые были закреплены в Уставе МОТ 1919 г. и в Филадельфийской Декларации о целях и задачах МОТ 1944 г. Дальнейшее развитие они получили в конвенциях и рекомендациях МОТ.

— равноправие сторон;

— уважение и учет интересов сторон;

— заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях;

— содействие государства в управлении и развитии С. п. на демократической основе;

— полномочность представителей сторон;

— свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;

— добровольность принятия обязательств;

— реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами;

— обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений;

— контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений;

— ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений.

Основой создания системы СП в России явился Указ Президента РСФСР от 15 ноября 1991 г. № 212 "О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров (конфликтов)".

Формы осуществления СП:

Коллективные переговоры по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и их заключению;

Взаимные консультации (переговоры) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства;

Участие работников, их представителей в управлении организацией;

Участие представителей работников и работодателей в досудебном разрешении трудовых споров.

в области охраны труда:

Содействиеобщественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области ОТ;

Совместном с профсоюзами расследованиинесчастных случаев на производстве (ст. 227—231 ТК РФ);

Координации деятельности в области ОТ, охраны окружающей природной среды и др. видов экономической и социальной деятельности;

Обеспечении согласованных действий ОГВ РФ, ОГВ субъектов РФ и органов местного самоуправления, работодателей, объединений работодателей, а также профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов по вопросам ОТ (ст. 210 ТК РФ).

Профсоюзам предоставлено право участвовать в формировании государственных программ по вопросам ОТ и окружающей природной среды, в разработке нормативных правовых и др. актов, регламентирующих вопросы ОТ, профессиональных заболеваний и экологической безопасности, а также право на осуществление контроля за соблюдением законодательства о труде.

Профсоюзы, их инспекции труда при осуществлении этих полномочий взаимодействуют с органами государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства.

Наряду с социальным партнёрством встречаются и родственные понятия, такие как общественный договор, социальный корпоративизм, трипартизм.

Корпоративизм чаще всего используют в ряде стран Западной Европы (Австрия, Швеция), США, Латинской Америке.

Основы идеи корпоративизма восходят к теории общественного договора Ж-Ж. Руссо и взглядам Э. Дюркгейма на роль профессиональных ассоциаций в социальной жизни.

Таким образом, первоначально доктрина корпоративизма получила социологическую интерпретацию и в этом аспекте его принято определять как форму социальной организации, при которой ключевые экономические, политические и социальные решения принимаются оформленными корпоративными группами или совместно этими группами и государством.

Системообразующим элементом идеи социального партнёрства является социальный диалог и поиск компромиссов основных участников – государства, работодателей и работников в лице профсоюзов. Вот почему наряду с понятием «социальное партнёрство» широкое распространение получило понятие «трипартизм» как его основной формы.

Между тем, наряду с понятием «трипартизм» существует и «бипартизм», также представляющий собой форму социального партнёрства, в которой выступают два субъекта: работодатели и наёмные работники.

В самом общем виде, «бипартизм» — добровольное, основанное на независимости и равноправии сторон взаимодействия (диалог, консультации, переговоры) работников и работодателей при применении трудовых норм, а также при разрешении трудовых споров.

Идея трипартизма реализуется в рамках государственной социальной политики по следующим основным направлениям.

1. Утверждение системы общечеловеческих ценностей на производстве и в других сферах общественного труда.

2. Согласование основных направлений социально-экономической политики и, в первую очередь, политики доходов.

3.

Согласование критериев и показателей социальной справедливости и установление мер, гарантирующих социальную защиту интересов всех субъектов системы социального партнёрства.

Очень важным в идее социального партнёрства являются формы взаимоотношений работодателей и наёмных работников. Основными формами предпринимательской социальной политики являются следующие.

1. Разработка и использование новых форм руководства предприятием и

вовлечение как можно большего числа сотрудников в предпринимательский образ мышления.

2.

Учёт трудовых ресурсов, ведущих к признанию значимости отдельных видов работ и всего коллектива.

3. Составление балансов расходов на социальные нужды.

4. Дополнение отчётов о деятельности предприятия разделами, содержащими данные социального характера.

Для лиц наёмного труда проводимая социальная политика в рамках трипартизма позволяет рассматривать и согласовывать вопросы занятости и трудоустройства; защиту денежных доходов и накоплений от инфляции; улучшение условий и охрану труда.

Использование новых «инструментов» социального партнёрства на производстве позволяет отойти от традиционных форм и использовать так называемые «социальные технологии».

Такими формами может быть предоставление различных дополнительных прав для наёмных работников. Например, право на получение управленческой информации, право вносить предложения на заседаниях совета акционеров, право участия в процедуре голосования.

Социальное партнёрство требует достаточно высокой степени зрелости личности, определённого уровня самоорганизации и самосознания всех его субъектов.

Трипаратизм(от лат. tripartitus — состоящий из трех частей) — система трехстороннего представительства (государства, работников и работодателей или их уполномоченных) в процессе регулирования социально-трудовых отношений. Т. является основой социального партнерства.

В РФ основным элементом Т. является Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений.

Российская трехсторонняя комиссия по регулировнию СТО – занимаетведущее место в системе социального партнерства постоянно действующий на федеральном уровне орган, созданный в соответствии с ФР от 1 мая 1999 г. "О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений" (далее — Комиссия).

Стороны Комиссии:

работники в лице общероссийских объединений профессиональных союзов;

Федеральным закон от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности"

— работодатели в лице общероссийских объединений работодателей;

— государство в лице Правительства РФ.

Система СП включает следующие уровни:

— федеральный уровень, устанавливающий в РФ основы регулирования отношений в сфере труда;

— региональный уровень, устанавливающий в субъекте РФ основы регулирования отношений в сфере труда;

— отраслевой уровень, устанавливающий в отрасли (отраслях) основы регулирования отношений в сфере труда;

— территориальный уровень, устанавливающий в муниципальном образовании основы регулирования отношений в сфере труда;

— уровень организации, устанавливающий конкретные взаимные обязательства в сфере труда между работниками и работодателем.

В рамках социального партнерства:

— на федеральном уровне ежегодно заключаются Генеральные соглашения по социально-экономическим вопросам между правительством РФ, общероссийскими объединениями профсоюзов, иными уполномоченными работниками общероссийскими представительными органами и общероссийскими объединениями предпринимателей,

— на отраслевом уровне — отраслевые (тарифные) соглашения, на уровне территорий — специальные соглашения:

трехсторонние отраслевые тарифные соглашения между органами государственного управления, профсоюзами и представителями собственников (работодателей).

— на уровне организаций — коллективные договоры.

Если соглашения предусматривают полное или частичное финансирование из бюджетов всех уровней, то они могут заключаться лишь при обязательном участии представителей соответствующих органов исполнительной власти и органов местного самоуправления (как равноправных сторон соглашения).

Комиссии действуют самостоятельно, не подчиняясь комиссиям более высокого уровня.

Читайте также:

  1. I. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ
  2. Административное наказание как мера административной ответственности, его виды и цели
  3. Артериальные гипертензии, ее виды, основные патогенетические механизмы нейрогенной гипертензии.
  4. Банки: сущность, виды, банковские операции
  5. В программно-целевом управлении проект выступает как структурный элемент крупномасштабной программы, конкретизирующий программу, содержащий подробный перечень работ, необходимых для достижения цели.
  6. ВВЕДЕНИЕ. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА
  7. Введение: Понятие маркетинговых коммуникаций. Цели и задачи.
  8. Виды массажа в зависимости от цели его назначения
  9. Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске
  10. Виды, методы и режимы стерилизации (см. таблицу)
  11. Виды, цели и этапы деловой карьеры
  12. Виды, этиология и патогенез одышки.


Основные принципы социального партнерства

Трудовой кодекс закрепил в ст. 24 основные принципы социального партнерства. Они являются внутриотраслевыми, так как свойственны институту социального партнерства. Всего их 12.

1. Равноправие сторон. Любая из сторон может равно проявить инициативу по ведению коллективных переговоров и заключению соглашений. При этом представители сторон имеют равноправное положение как в ходе переговоров, так и при принятии решения по коллективному договору или соглашению.

Такие решения принимаются по соглашению представителей сторон, и каждая сторона имеет равное количество голосов при этом.

2. Уважение и учет интересов сторон. Для сторон социального партнерства уважение и учет интересов являются основой успеха в достижении согласия по обсуждаемым вопросам, в обеспечении полной реализации всех достигнутых договоренностей.

3. Заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях. К сожалению, не везде и нечасто сами стороны в полной мере заинтересованы участвовать в договорных отношениях. Мы знаем, что чаще всего от коллективных переговоров, заключения коллективных договоров и соглашений отказывается работодатель. Однако именно взаимная заинтересованность сторон позволяет сторонам достичь намеченных планов.

4. Содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе. Это является одним из принципов и условий более широкого использования социально-партнерских отношений для решения таких задач, как подъем производства и улучшение благосостояния граждан. В социальном партнерстве демократия позволяет каждой стороне наиболее полно проявить инициативу, уточнить более четко свою позицию.

5. Соблюдение сторонами и их представителями законов и иных нормативных правовых актов. Все стороны переговоров коллективных договоров и соглашений должны соблюдать нормы и правила ведения коллективных переговоров, консультаций, определения содержания коллективных договоров и соглашений. Условия коллективных договоров и соглашений, ухудшающие положение работников по сравнению с трудовым законодательством, являются недействительными. Следовательно, они должны расширять социальные гарантии, которые установлены законодательством.

6. Полномочность представителей сторон. Все представители сторон должны иметь письменные документы, подтверждающие, что они уполномочены соответствующей стороной вести коллективные переговоры и подписывать соглашения и коллективные договоры. Не допускается ведение переговоров от имени работников органами или организациями, созданными или финансируемыми работодателем, органом исполнительной власти, даже если они и названы профсоюзами.

7.

Свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда.

Это значит, что содержание и структуру коллективного договора и соглашения определяют сами стороны. Любая из сторон либо их представители могут ставить вопрос о включении в коллективный договор, соглашение условий, которые должны быть свободно обсуждены всеми сторонами (их представителями), приняты или отвергнуты. Закон запрещает всякое вмешательство, способное ограничить права работников и представителей или воспрепятствовать их осуществлению со стороны органов власти, управления, и др.

8. Добровольность принятия сторонами на себя обязательств. Каждая сторона добровольно, а не под каким-либо давлением извне принимает на себя обязательства по коллективному договору или соглашению, т.е. стороны договариваются путем консенсуса о принятии обязательств.

9.

Реальность обеспечения принимаемых на себя обязательств. Этот принцип играет большую роль в эффективности действия коллективного договора и соглашения. Например, невыполнение обязательств работодателем или Правительством по социально-партнерскому соглашению в связи с тем, что, беря его, не учтена обстановка в народном хозяйстве или его отрасли, чревато социальной напряженностью, что противоречит целям соглашения, направленного на обеспечение социального мира на производстве. Поэтому принятые по договору, соглашению обязательства не должны быть пустыми обещаниями, их выполнение должно реально обеспечиваться. За невыполнение обязательств виновный наказывается по закону.

10. Обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений. Несоблюдение этого принципа лишает смысла положения, включаемые в коллективный договор, соглашение. В соответствии со ст. 40 и 45 ТК коллективные договоры и соглашения представляют собой правовые акты, которые входят в систему актов, регулирующих трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения. Следовательно, они обладают юридической силой, обязательны к исполнению. За неисполнение коллективного договора и соглашения предусмотрена юридическая ответственность.

11. Контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений. Контроль за выполнением коллективного договора, соглашения осуществляется сторонами социального партнерства, их представителями, соответствующими органами по труду. При проведении такого контроля представители сторон обязаны предоставлять друг другу необходимую для этого информацию.

12. Ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений. Действующее законодательство предусматривает ответственность сторон и их представителей за неисполнение по их вине коллективных договоров, соглашений, а также нарушение нормативных правовых актов, регламентирующих коллективно-договорную работу. Такая ответственность предусмотрена гл. 9 ТК и ст. 5.28-5.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Системы партнерства

Развитие системы социального партнерства создает возможность достижения относительного баланса интересов работников и работодателей на основе сотрудничества, компромисса, ведет к социальному консенсусу. Оно служит действенным инструментом сочетания экономической эффективности и социальной справедливости.

В так называемом трипартистском ее варианте третьим непосредственным участником процесса согласования интересов выступает государство, которое одновременно является и гарантом выполнения принятых соглашений. Согласование интересов достигается путем переговорного процесса, в ходе которого стороны договариваются об условиях труда и его оплате, о социальных гарантиях работникам и их роли в деятельности предприятия.

В индустриально развитых странах социальное партнерство принимает различные формы. Так называемая корпоративистская система предполагает использование специальных органов, процедур и механизмов. Она получила распространение в Австрии, Швеции, Японии, ФРГ, Швейцарии, Нидерландах. В Австрии, например, социальное партнерство реализуется посредством широкой сети консультативных советов и комитетов, паритетных комиссий как на общенациональном, так и на отраслевом уровнях. В странах, где специальные институты социального партнерства отсутствуют, действует так называемая плюралистическая система (Великобритания, США, Канада). Здесь согласование противоречивых интересов осуществляется на уровне всего общества с помощью обычного политического процесса (партий, парламентов, профсоюзов) и развития сотрудничества работников и работодателей на уровне отдельных компаний.

В России система социального партнерства в его трипартистском варианте еще только делает первые шаги. Главное — не задействованы механизмы, обеспечивающие реализацию достигнутых соглашений. Вместе с тем в отдельных отраслях (например в угольной) выполнение отраслевых тарифных соглашений уже привело к некоторому улучшению материального положения рабочих и росту производства. Чтобы социальное партнерство в РФ развивалось более активно государству необходимо проводить его пропаганду. Это можно осуществлять при помощи социальной рекламы, проведения различных конференций, круглых столов, семинаров, разъяснительных работ, создания интернет-сайтов, посвященных теме социального партнерства, а также посредствам активного сотрудничества со СМИ.

Все выше перечисленные мероприятия должны освещать следующие аспекты:

1) участие в социальном партнерстве экономит время на решение проблем, связанных с неудовлетворенностью работников условиями труда, повышением производительности труда, качества продукции и как следствие увеличение прибыли;

2) заинтересованность в конструктивном и взаимовыгодном сотрудничестве с работодателем;

3) наиболее оптимальный способ достижения стабильности развития организации.

Само название отношений «социально-партнерские» свидетельствует о необходимости согласованности интересов, так как партнерство возможно лишь на основе сотрудничества, которое, в свою очередь, обусловлено принципами взаимодействия и правовым статусом всех субъектов данных отношений.



Дата добавления: 2016-03-25; просмотров: 222 | Нарушение авторских прав


Похожая информация:


Поиск на сайте:


Принципы социального партнерства — это основополагающие идеи, на базе которых возникают, существуют и реализуются взаимоотношения между работниками (их представителями), работодателями (их представителями), органами государственной власти, органами местного самоуправления, связанные с договорным регулированием социально-трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений. В этих идеях отражены цивилизованные правила вступления в социально-партнерские взаимоотношения, процедура ведения коллективных переговоров, порядок разрешения возможных разногласий, оформление достигнутых соглашений, обязательность их выполнения и ответственность за нарушение обязательств, принятых на себя сторонами социального партнерства.
Первоочередное место среди указанных принципов социального партнерства занимает принцип равноправия сторон (работников и работодателей). Он обеспечивает каждой из сторон возможность выступить инициатором заключения, изменения или дополнения коллективного договора (соглашения); сформулировать и обосновать свои предложения; на равноправной основе участвовать в создании комиссии (путем выделения равного числа представителей, обладающих одинаковыми правами, свободами и обязанностями) для ведения коллективных переговоров; образовывать из представителей сторон на равноправной основе примирительные комиссии для разрешения коллективного трудового спора.

Второй принцип— уважение и учет интересов сторон, без соблюдения которого невозможно обеспечить их нормальные взаимоотношения по урегулированию сложных вопросов в сфере социально-трудовых отношений. Действие этого принципа должно обеспечиваться на всех стадиях переговорного процесса по заключению коллективных договоров и соглашений, а также при реализации других форм социального партнерства, например при обеспечении участия работников в управлении организацией.

Третий принцип — заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях.

Поскольку в процессе ведения переговоров затрагивается достаточно широкий круг важных вопросов, связанных с организацией труда, охраной здоровья работников, уровнем оплаты за труд, обеспечением стабильности трудовых отношений и др., то необходимой предпосылкой их решения является взаимная заинтересованность сторон, вступивших в переговоры. Обычно более заинтересованной стороной в урегулировании названных вопросов выступают работники. Но они важны и для работодателя, заботящегося об обеспечении нормального ритма работы на своем производстве, о должном соблюдении договорных условий о труде работников, исключающем возможность незаконных забастовок работников в период действия коллективного договора.

Четвертый принцип — содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе. Реализация этого принципа осуществляется органами исполнительной власти государства, в функции которых входит формирование социальной и экономической политики государства; гарантированное соблюдение законодательных норм о правах и свободах граждан в сфере труда; развитие и повышение эффективности социального партнерства.

Пятый принцип — соблюдение сторонами и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обеспечивает законность взаимоотношений между социальными партнерами при строгом соблюдении ими правил и процедур, установленных в соответствующих законах и иных нормативных правовых актах.

Это одно из важных условий предупреждения возможных разногласий в процессе коллективных переговоров между социальными партнерами, которые негативно влияют на заключение коллективных договоров и соглашений.

Шестой принцип — полномочность представителей сторон. Одним из необходимых условий признания коллективного договора или соглашения в качестве правового акта является правомочность сторон на его заключение. Поэтому независимо от уровня переговоров по подготовке указанных правовых актов необходима обязательная проверка легитимности (законности) полномочий у каждой из сторон социального партнерства на основе соответствующих документов, определяющих их содержание.

Седьмой принцип — свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда — в своей основе опирается на положения Конвенции МОТ N 98 "О праве на организацию и на ведение коллективных переговоров". Он означает, что каждая из сторон свободна в выборе круга вопросов, относящихся к сфере труда, которые требуют обоюдного обсуждения и решения. Именно этот принцип учтен законодателем при определении круга вопросов, включаемых в коллективные договоры и соглашения (ст. 41,46ТК).

Восьмой принцип — добровольность принятия сторонами на себя обязательств — органически взаимосвязан с принципами равноправия сторон социального партнерства, свободы выбора вопросов, касающихся социально-трудовых отношений для обсуждения в процессе коллективных переговоров с последующим заключением коллективного договора или соглашения о принятых на себя добровольно согласованных обязательств. Действующее законодательство исключает возможность какого-либо давления на стороны социального партнерства.

Девятый принцип — реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами, — обеспечивает эффективность коллективно-договорного регулирования социально-трудовых и иных тесно с ними связанных отношений. Реализация этого принципа требует обоснованной аргументации предлагаемых условий, выдвигаемых каждой стороной социального партнерства.

Десятый принцип — обязательность выполнения принятых коллективных договоров, соглашений — является одним из основополагающих в договорном праве. Он означает признание сторонами социального партнерства юридических последствий заключения коллективных договоров и соглашений как предусмотренных в ст. 9ТК РФ важнейших способов регулирования социально-трудовых отношений в договорном порядке.

Одиннадцатый принцип — контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений — способствует своевременному устранению фактов их невыполнения. Его четкая организация и последовательное осуществление обеспечивает своевременное выявление и устранение причин невыполнения коллективных договоров и соглашений, контроль за выполнением которых осуществляется сторонами социального партнерства, их представителями, соответствующими органами по труду (ст. 51ТК РФ). При проведении указанного контроля представители сторон обязаны предоставлять друг другу, а также соответствующим органам по труду необходимую для этого информацию.

И, наконец, двенадцатый принцип — ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений. Наличие этого принципа в системе социального партнерства логически вытекает из действия всех вышеизложенных принципов. Его юридическая значимость и виды ответственности связаны с ответственностью в договорном праве. Она возлагается на субъектов, допустивших виновное невыполнение договорных обязательств с учетом характера соответствующих нарушений.

8.Понятие, структура и содержание коллективного договора. Порядок заключения коллективного договора.
Коллективный договор
— правовой акт, регулирующий социально-труд.

отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей.

Коллективный договор может заключаться в организации в целом, в ее филиалах, представительствах и иных обособленных структурных подразделениях.

Содержание и структураколлективного договора определяются сторонами.

В коллективный договор могут включаться обязательства работников и работодателя последующим вопросам: — формы, системы и размеры оплаты труда; — выплата пособий, компенсаций; — механизм регулирования оплаты труда; — занятость, переобучение, условия высвобождения работников; — рабочее время и время отдыха; — улучшение условий и охраны труда работников, в том числе женщин и молодежи; — соблюдение интересов работников при приватизации гос. и муниципального имущества; — экологическая безопасность и охрана здоровья работников на производстве; — гарантии и льготы работникам, совмещающим работу с обучением;

оздоровление и отдых работников и членов их семей; — частичная или полная оплата питания работников; — др.

Порядок заключения коллективного договора включает следующие стадии:

1. принятие решения о необходимости заключения договора, кот. принимается либо соответствующим профсоюзом, либо иным представительным органом коллектива. Если администрация организации отказывается от заключения договора, окончательное решение принимается общим собранием коллектива.

2. определение и фиксация порядка, сроков разработки и заключения договора, создание комиссий д/ведения коллективных переговоров и разработки проекта коллективного договора.

Д/разработки, заключения, изменения коллективного договора проводятся переговоры м/д представительным органом работников и работодателем. Инициатором может выступать любая из сторон, причем ни одна из них не может уклониться от участия в переговорах.



Социальное партнерство в России

Социальное партнерство в России на основании ТК РФ

Социальное партнерство в сфере труда (далее — социальное партнерство) — система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Сторонами социального партнерства являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления являются сторонами социального партнерства в случаях, когда они выступают в качестве работодателей, а также в других случаях, предусмотренных трудовым законодательством.

Социальное партнерство осуществляется на:

  ·   федеральном уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в Российской Федерации;

  ·   межрегиональном уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в двух и более субъектах Российской Федерации;

  ·   региональном уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в субъекте Российской Федерации;

  ·   отраслевом уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в отрасли (отраслях);

  ·   территориальном уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в муниципальном образовании;

  ·   локальном уровне, на котором устанавливаются обязательства работников и работодателя в сфере труда.

Социальное партнерство осуществляется в формах:

  ·   коллективных переговоров по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и заключению коллективных договоров, соглашений;

  ·   взаимных консультаций (переговоров) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

  ·   участия работников, их представителей в управлении организацией;

  ·   участия представителей работников и работодателей в разрешении трудовых споров.

Представителями работников в социальном партнерстве являются: профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских, межрегиональных профсоюзов, или иные представители, избираемые работниками в случаях, предусмотренных ТК РФ.

Работодатель обязан создавать условия, обеспечивающие деятельность представителей работников, в соответствии с трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями.

Интересы работодателя при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора, а также при рассмотрении и разрешении коллективных трудовых споров работников с работодателем представляют руководитель организации, работодатель — индивидуальный предприниматель (лично) или уполномоченные ими лица.

При проведении коллективных переговоров, заключении или изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по поводу их заключения или изменения, а также при формировании и осуществлении деятельности комиссий по регулированию социально-трудовых отношений интересы работодателей представляют соответствующие объединения работодателей.

Объединение работодателей — некоммерческая организация, объединяющая на добровольной основе работодателей для представительства интересов и защиты прав своих членов во взаимоотношениях с профсоюзами, органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Для обеспечения регулирования социально-трудовых отношений, ведения коллективных переговоров и подготовки проектов коллективных договоров, соглашений, заключения коллективных договоров, соглашений, а также для организации контроля за их выполнением на всех уровнях на равноправной основе по решению сторон образуются комиссии из наделенных необходимыми полномочиями представителей сторон.

На федеральном, территориальном уровне, а также на субъектах РФ образуется трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений.

На отраслевом (межотраслевом) уровне могут образовываться отраслевые (межотраслевые) комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Таким образом, в РФ регулируется социальное партнерство Трудовым Кодексом Российской Федерации часть II раздел II «Социальное партнерство в сфере труда».

Развитие и действие социального партнерства в России

Изначально, в России из-за жадности, недалёкости и эгоизма царской элиты социальное партнёрство не было реализовано. Это во многом привело к крушению правящей элиты, распаду политического и социального строя в результате февральской революции 1917г. Новая элита в лице партий кадетов, социал-демократов и социалистов-революционеров оказалась не способна провести в стране необходимые преобразования, что предопределило октябрьский 1917 г. переворот большевиков.

В советский период истории, ни о каком социальном партнёрстве не могло быть и речи. Работодателем было государство, а модернизация страны осуществлялась исключительно благодаря насильственной мобилизации всех ресурсов. Только в 1992 — 2012 гг., — в условиях строящейся демократии и рыночных отношений, в России вызревают предпосылки социального партнёрства.

В настоящее время во взаимоотношениях между предпринимателями (работодателями), наемными работниками и государством нет равенства прав и ответственности, поэтому социальное партнёрство в России в узкой трактовке этого понятия, носит больше имитационный характер.

В настоящее время перед Россией остро стоит проблема модернизации. В этой связи социальное партнёрство может быть одним из механизмов создания эффективного государства – главного инструмента модернизации России.

Социальное партнёрство требует эффективного государства. Под эффективным следует понимать такое государство, которое обеспечивает всеобщее соблюдение закона и условия для мощного развития экономики, защищает права и свободы человека, результативно решает возникающие проблемы.

Только эффективное государство может создать у населения мотивацию к активной трудовой деятельности, способствовать росту производительности труда и экономики в целом, что позволяет гражданам свободно реализовывать свои способности.

Если нет ответственности в деятельности государственных служащих, воспроизводящей их компетентность – невозможно эффективное государство, а, следовательно, нет и социального партнёрства.

Из-за неэффективности российского государства, не способного обеспечить рост производительности труда, справиться с воровством бюджета, коррупцией и монополизмом в экономике, все 2000-2012 гг. происходит неконтролируемый и постоянный рост тарифов на услуги естественных монополий и коммунального обслуживания. Это вызывает глухое недовольство народа проводимой государством внутренней политикой.

Без создания эффективного государства невозможен подъём малого и среднего предпринимательства, нельзя проводить и эффективную налогово-тарифную политику. Так, правительство России, подняв отчисления в социальные фонды с 1 января 2011г. до 34%, разом увеличило налоговую нагрузку на малый бизнес в 2,4 раза. В условиях постоянно растущих тарифов, это некомпетентное решение правительства повлекло за собой в первом полугодии 2011 г. уход существенной части бизнеса в тень, а также закрытие многих малых предприятий.

По результатам опросов предпринимателей общественной организации«Деловой России», если в сентябре 2010 г. зарплаты в конвертах платили порядка 20% предпринимателей, то в апреле 2011 г. об этом заявили уже 40% опрошенных. По подсчетам специалистов из Экономической экспертной группы из-за ухода в тень за I квартал Пенсионный фонд недобрал порядка 10% взносов: было получено 585 млрд руб., но если бы зарплаты в конвертах остались на уровне весны 2010 г., то сборы составили бы порядка 650 млрд. По прогнозам общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» за первое полугодие 2011 г. около 20% малых предприятий могли свернуть свою деятельность, а 30% уйти в теневые отношения.

Таким образом, от неэффективной политики проиграли все и государство, и местное самоуправление, и бизнес, и граждане. При этом речь идёт даже не столько о конкретных ставках установленных налогов, сколько о неспособности российского государства результативно собирать налоги вообще.

Без создания эффективного государства невозможно успешное развитие и крупного бизнеса. Так, государственная компания «Роснефть» собирается строить в Китае новый НПЗ. Но почему не в России? Да потому, что в России ничего нельзя построить без огромных взяток. При этом стоимость НПЗ в Китае будет в разы ниже стоимости аналогичного завода у нас; производимое топливо предполагается частично поставлять в Россию, а себестоимость его всё равно окажется ниже произведённой в нашей стране. Это – пример полной неэффективности и беспомощности государства, когда даже крупнейшая государственная корпорация, обладающая огромными финансовыми и политическими ресурсами, не способна запустить необходимое для страны производство.

Социальное партнёрство предполагает ответственное гражданское общество. В России общество и народ в целом не являются в глазах властной элиты равноправным субъектом социально-экономической политики, поэтому у неё нет желания устанавливать с гражданским обществом партнёрские отношения. В свою очередь, общество в лице общественных организаций и народ в целом позволяют власти вести себя безответственно, некомпетентно, воровать, вымогать и брать взятки.

Например, с 2003г. по настоящее время цены на гречку взлетели в 4,2 раза, соответственно – пшено в 3,4, рис с в 2,3, капусту в 3, свеклу в 3,3, морковь в 2,1, картофель в 2,1 раза. А народ терпит и не требует от государственной власти навести порядок — ликвидировать спекуляцию и мошенничество бизнеса, постоянно поднимающего цены на продукты питания.

Между тем, опросы социологов лишь подтверждают плачевное экономическое и социальное состояние россиян.

По данным «Левада — центра», если в марте 2008 г. только 17% россиян отметили ухудшение своего материального положения, то в апреле 2011 г. уже 33%, или в 1,9 раза больше. При этом 54% из них вообще не ожидают улучшения своего материального положения.

В условиях, когда правящая элита в лице государства не желает и не способна обеспечить соблюдение закона в стране, у российских граждан крайне низка мотивация к активному производительному труду и нет возможности реализовать свои способности. Сегодня, как и в советское время, народ лишь делает вид, что работает, а государство делает вид, что управляет страной.

Россия всё больше превращается в общество охранников, менеджеров, юристов и экономистов, вот только кто их всех будет кормить и одевать и из чего платить зарплаты? По данным социологических опросов, российский народ не видит перспективы, утрачивает единство целей и всё больше накапливает энергию социального недовольства партией власти.

Социальное партнёрство предполагает социально ответственный бизнес. Главную роль в современных социально-экономических отношениях продолжают играть крупные предприниматели, сконцентрировавшие 85% всего бизнеса в России. 1% населения владеет почти всем потенциалом страны, что позволяет ему, с помощью коррупции, контролировать состояние в сфере экономики и политики, обеспечивая принятие выгодных для него (но не для народа) государственных законов.

При этом крупный российский бизнес по-прежнему не осознаёт своей ответственности по соблюдению действующего законодательства, становлению и развитию социального партнёрства, созданию эффективной, социально ориентированной экономики. Эгоизм крупного бизнеса до сих пор преобладает над интересами народа.

Крупный монополизированный и сращенный с чиновниками бизнес так и не дорос до строительства дорог, газификации и созданию социальной инфраструктуры в российской глубинке, которые бы помогли её реанимировать. Им проводятся лишь отдельные социальные акции, потешные благотворительные шоу, которые не являются комплексными и продуманными действиями по повышению социальных стандартов.

Низкая социальная ответственность крупного бизнеса обусловлена, главным образом, тем, что он не отождествляет свои интересы с интересами народа, то есть национальными интересами страны. Именно поэтому он «не замечает» огромных диспропорций в доходах бедных и богатых, превысивших все допустимые пределы для устойчивого развития страны.

Социальное партнёрство – один из механизмов построения эффективного государства. Альтернатива социальному взрыву – эволюционный процесс преобразований политических, экономических и социальных отношений, осуществляемых сверху просвещённой частью правящей элиты страны, являющейся движущей силой модернизации. Российской элите сегодня требуется осознать неотложность преобразований, обрести политическую волю, принять соответствующие решения и неотложно приступить к их реализации. Для этого необходимо настроить и заставить эффективно функционировать главный инструмент элиты – государство, призванное в первую очередь защищать интересы граждан и бизнеса от недобросовестных конкурентов, коррумпированного чиновничества и безудержных аппетитов монопольного бизнеса.

Таким образом, эффективность социального партнерства в России складывается из нескольких факторов:

1.  Эффективное государство;

2.  Ответственное гражданское общество;

3.  Социально ответственный бизнес;

В России существует четко прописанный закон в ТК РФ о социальном партнерстве, но полностью внедрения и модернизации его в стране требует отслеживания и решения основных социальных и экономических проблем государства и общества в целом.

Записи созданы 1517

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх