Социальный риск

Определение понятия социального обеспечения, разработанное в  отраслевой науке, указывает на целевое назначение этого явления — защиту граждан от сложных жизненных обстоятельств, или социальных рисков. М.Л.Захаров и Э.Г. Тучкова формулируют определение понятия социального обеспечения как один из способов распределения части валового внутреннего продукта путем предоставления гражданам материальных благ в целях выравнивания их личных доходов в случаях наступления социальных рисков за счет средств целевых финансовых источников в объеме и на условиях, строго нормируемых обществом, государством, для поддержания их полноценного социального статуса .

По мнению М.Ю. Федоровой, под социальным обеспечением «следует понимать предоставление обществом надлежащих материальных условий жизнедеятельности людей, нуждающихся в поддержке при наступлении старости, нетрудоспособности и других социально значимых обстоятельств» . В.Ш.Шайхатдинов определяет социальное обеспечение как систему общественных отношений, складывающихся между гражданами и органами государства, органами местного самоуправления, организациями по поводу предоставления гражданам из специальных фондов медицинской помощи, пенсий, пособий и других видов обеспечения при наступлении социальных рисков, влекущих за собой утрату или снижение дохода, повышенные расходы, малообеспеченность, бедность, с целью предупреждения, смягчения или устранения неблагоприятных последствий наступления этих рисков .

Таким образом, социальные риски представляют собой одну из основных категорий науки права социального обеспечения. Как правило, социальный риск рассматривают как вероятное событие, наступление которого приводит к материальной необеспеченности в связи с утратой дохода от трудовой деятельности или внутрисемейного содержания, а также возникновением дополнительных расходов на детей и других нетрудоспособных членов семьи, на потребности в медицинских или социальных услугах . А.Л.Благодир указывает, что все социальные риски оказывают непосредственное влияние на возникновение материальных правоотношений, которые в рамках Особенной части права социального обеспечения реализуются через определенные виды правоотношений. Данный автор рассматривает социальные риски как правообразующие юридические факты .

Однако более глубокий взгляд на социальный риск демонстрирует несовпадение вышеназванных категорий. Юридический факт – это конкретное жизненное обстоятельство, с которым юридическая норма связывает возникновение, изменение или прекращение правовых последствий (правоотношений) . В теории права выделяются два основных вида юридических фактов – события и действия . Социальный риск – явление более сложное. Можно выделить несколько элементов, составляющих  его внутреннюю структуру.

Действительно, основанием социального обеспечения выступает конкретная жизненная ситуация. Чаще всего это — событие (старость, инвалидность, рождение ребенка, др.), признаваемое государством и обществом в качестве социально значимого и закрепленное в таком качестве в нормах права. В то же время семантически «риск – это возможность опасности, неудачи» . Поэтому можно говорить о том, что социальный риск представляет собой возможность утраты заработка, несения повышенных расходов, бедности в результате наступления вышеназванных событий. Эта возможность может реализоваться, а может и нет. Таким образом, социальный риск включает в себя и событие, и возможность негативных последствий его наступления.

 Подтверждение приведенному тезису содержится и в нормах действующего законодательства. Так, в соответствии со статьей 2 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия — ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц — заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных в связи со смертью этих застрахованных лиц . Отметим, что определение понятия трудовой пенсии указывает и на свершившееся событие (старость, инвалидность, потерю кормильца), и на реализовавшуюся возможность негативных последствий.

Можно согласиться с Е.Е.Мачульской, полагающей, что в структуру социального риска «не входят внешние обстоятельства жизни, вызывающие материальную необеспеченность. Они служат причинами наступления инвалидности, потери кормильца, безработицы и других видов социальных рисков, но их не следует отождествлять с самими социальными рисками» . Эти обстоятельства весьма разнообразны. Так, ежегодные эпидемии гриппа приводят к увеличению числа временно нетрудоспособных, неисполнение или ненадлежащее исполнение работодателями обязанностей по организации охраны труда приводит к росту производственного травматизма. Существуют социальные риски, которые в принципе не зависят от воли людей, обусловлены течением времени (старость, смерть), природой человека (рождение ребенка). Такие обстоятельства настолько разнообразны, что их можно сгруппировать по различным признакам, но нельзя создать какого-либо исчерпывающего перечня .

Поэтому можно сделать вывод о том, что социальный риск – это возможность наступления событий, влекущих за собой материальную необеспеченность, повышенные расходы, потребность в медицинской помощи и социальных услугах, и являющихся основанием социального обеспечения.

Полагаю, что в целях терминологической определенности правильнее говорить не о старости, инвалидности, безработице как социальных рисках, а о социальном риске безработицы, старости и т.д.

Рассмотренная структура социальных рисков позволяет предложить новый подход к их классификации. Традиционно она затрагивает события, в результате которых риск может проявиться. Е.Е.Мачульская предлагает деление социальных рисков на четыре группы:

  • экономического характера (безработица);
  • физиологического характера (временная или стойкая утрата трудоспособности, беременность и роды, старость, смерть);
  • профессионального характера (трудовое увечье, профессиональное заболевание);
  • демографического и социального характера (многодетность, неполная семья, сиротство) .

М.В.Лушникова и А.М.Лушников за основу классификации берут способы финансирования пенсий, пособий, установленных в качестве компенсации социальных рисков, и подразделяют социальные риски на страховые и нестраховые. Страховые социальные риски, указывают они, предполагают особый механизм экономически обоснованных (на основе актуарных расчетов) размеров страховых взносов и соразмерных страховых выплат, финансирование за счет специальных страховых взносов. При этом юридически значим и страховой стаж. Принципиальным моментом компенсации последствий социального страхового случая является также отсутствие проверки нуждаемости, т.е. проверки материального положения застрахованного лица. Нестраховые социальные риски, в свою очередь, лежат в основе организации системы государственной социальной помощи определенным категориям нуждающихся граждан. Размер оказываемой социальной помощи за счет средств бюджета зависит от нуждаемости лиц .

Анализируя социальные риски с точки зрения их сложной структуры, включающей как определенное законом событие, так и риск материальной необеспеченности, можно выделить две категории – экономические социальные риски и «социальные» социальные риски. Первая категория связана утратой заработка, дохода, малообеспеченностью. Вторая — с преодолением сложной жизненной ситуации. Такое предложение обусловлено следующим.

В большинстве случаев необходимость социального обеспечения вызвана снижением либо полной невозможностью обеспечить себе средства к существованию. Например, в соответствии со статьей 3 Закона РФ «О занятости населения в РФ» безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней . Юридическое значение в этом случае имеет не только событие — потеря работы, но и нуждаемость – отсутствие заработка. Таким образом, первая и основная категория социальных рисков – экономические.

С другой стороны, анализируя социальный риск инвалидности, можно сделать следующий вывод. Согласно статье 1 Федерального закона  «О социальной защите инвалидов в РФ» инвалид — лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты . Под социальной защитой инвалидов понимается система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. Можно утверждать, что социальный риск инвалидности носит не только экономический, но и собственно социальный характер. Поэтому способами компенсации данного социального риска признаются не только материальное обеспечение в виде пенсий, ежемесячных денежных выплат, иных материальных благ, но и меры, направленные на интеграцию (реинтеграцию) лица с ограниченными возможностями в общество. В соответствии со статьей 9 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ» основные направления реабилитации инвалидов включают в себя не только восстановительные медицинские мероприятия, но и профессиональную ориентацию, обучение и образование, содействие в трудоустройстве, производственную адаптацию; социально-средовую, социально-педагогическую, социально-психологическую и социокультурную реабилитацию, социально-бытовую адаптацию; физкультурно-оздоровительные мероприятия, спорт.

Предложенная классификация не отменяет уже существующие, а дополняет их и позволяет по-новому взглянуть на такое важное для права социального обеспечения явление, как социальные риски.

Литература

  1. Захаров М.Л., Тучкова Э.Г.

    Право социального обеспечения: Учебник. М.:Волтерс Клувер, 2004. 608 с.

  2.  Федорова М.Ю. Социальное страхование как организационно-правовая форма социальной защиты населения: проблемы правового регулирования. Омск : изд.ОмГУ, 2000. 496 с.
  3. Шайхатдинов В.Ш. Актуальные правовые проблемы развития системы социального обеспечения в Российской Федерации // Разум власти прирастает наукой. Екатеринбург: Изд. УрАГС, 2001. С.206-213.
  4. Мачульская Е.Е.  Право социального обеспечения: учебник. М.:Юрайт, 2010. 582 с.
  5. Благодир А.Л. Социальные риски как обстоятельства, влекущие возникновение социально-обеспечительных  отношений // Социальное и пенсионное право. 2011. №1. С.5-12.
  6. Алексеев С.С. Общая теория права: учебник. М.: ТК Велби, изд. Проспект, 2008. 576 с.
  7. Ожегов С.И. Словарь русского языка. Екатеринбург, 1994. 418 с.
  8. О трудовых пенсиях в Российской Федерации: Федеральный закон от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ (ред. от 03.12.2011г.) // Собрание законодательства РФ. 2001. № 52 (ч.1). Ст.4920; 2011. № 49 (ч.5). Ст. 7057.
  9. Лушникова М.В., Лушников А.М. Курс права социального обеспечения. М.: Юстицинформ, 2009. 656 с.
  10. О занятости населения: Закон Российской Федерации от 19.04.1991 г. № 1032-1 (ред. от 11.07.2011 г.) //  Ведомости СНД и ВС РФ. 1991. № 18. Ст.565; Собрание законодательства РФ. 2011. № 29. Ст. 4296.
  11. О социальной защите инвалидов в Российской Федерации: Федеральный закон от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ (ред. от 20.07.2012 г.) // Собрание законодательства РФ.1995. 27 ноября.  N 48. Ст.4563; 2012. № 30. Ст. 4175.

Bibliography

  1. Zakharov M.L., Tutchkova E.G. Social security law: Study book. M.:VoltersKluver, 2004. 608 p.
  2. Fyodorova M.Yu. Social security as organization-legal forms of social security of the population: problems of legal regulation. Omsk: Published by Omsk State University, 2000. 496 p.
  3. Shaikhatdinov V.Sh. Actual legal problems concerning the development of social security system in the Russian Federation // Razum vlasti prirastayet naukoy. Ekaterinburg: Published by UAPA, 2001. P.206-213.
  4. Matchulskaya E.E. Social security law: study book. M.:Yurait, 2010. 582 p.
  5. Blagodir A.L. Social risks as circumstances implying appearance of social-providing relations // Sotcialnoye I pensionnoye pravo. 2011. №1. P.5-12.
  6. Alekseyev S.S. General law theory: study book. M.: TK Velbi, published by Prospekt, 2008. 576 p.
  7. Ozhegov S.I. Dictionary of the Russian language. Ekaterinburg, 1994. 418 p.
  8. On labor pensions in the Russian Federation: Federal law dated 17.12.2001 № 173-FL (published 03.12.2011) // Sobraniye zakonodatelstva RF. 2001. № 52 (p.1). Art.4920; 2011. № 49 (p.5). Art. 7057.
  9. Lushnikova M.V., Lushnikov A.M. A course of social security law. M.: Yustitsinform, 2009. 656 p.
  10. On population employment: The RF Law dated 19.04.1991 № 1032-1 (published 11.07.2011) //  Vedomosti SND and VS RF. 1991. № 18. Art.565; Sobraniye zakonodatelstva of the RF. 2011. № 29. Art. 4296.
  11. On social protection of invalids in the RF: Federal law dated 24.11.1995 № 181-FL (published 20.07.2012) // Sobraniye zakonodatelstva RF. November 27, 1995. N 48.

    Art.4563; 2012. № 30. Art. 4175.

Социальные риски

Социальные риски выражаются в возможности реализации неблагоприятных событий по причинам:

— конфликта компании с общественностью, отдельными социальными группами;
— нежелательного поведения работников компании, бизнес-партнеров и т. д.

Риски конфликтов с общественностью имеют место тогда, когда стратегия предприятия, эффективная для него, идет вразрез с интересами каких-либо социальных групп, местного населения, потребителей продукции. Результатом конфликтов могут стать акции протеста, ухудшение имиджа предприятия, его торговой марки, снижение реализации продукции, осложнение отношений с местной властью и пр.

Часто источником таких конфликтов является деятельность, связанная с загрязнением окружающей среды, выпуском социально и экологически опасной продукции.

Социальные риски данной группы можно предвидеть и их уровень может быть значительно снижен при условии эффективной организации работы службы предприятия по связям с общественностью (Public Relations).

Риски, связанные с сотрудниками предприятий, могут быть обусловлены их заболеваемостью или смертью кого-либо из персонала фирмы (особенно если работник выполняет одну из ключевых функций в компании). Кроме того, причиной потерь может стать небрежность, нечестность, безответственность работников.

Возникновение подобных рисков во многом связано с психологическими аспектами управления персоналом. Одним из способов их снижения является повышение заинтересованности и максимально возможное вовлечение работников в процесс управления компанией (например, распределение среди них акций предприятия). Поскольку чем меньше степень вовлеченности человека в событие, чем меньше он знает о последствиях своей деятельности и чем меньше его заинтересованность в эффективной работе в компании, тем больше он склонен принимать решения с риском отрицательных результатов.

Значительное воздействие на предприятие может оказать риск, связанный с ненадежностью, некомпетентностью и недобросовестностью партнеров (поставщиков, покупателей, посредников, консультантов). Предотвращение возможных потерь в данном случае требует тщательного изучения репутации и состоятельности потенциальных контрагентов.

Как особый вид проявления социальных рисков можно рассматривать демографический риск, который проявляется через влияние демографической структуры населения на деятельность рыночных субъектов. В частности, если предприятие ориентировано на выпуск товаров для детей и молодежи, для него существует риск падения спроса в условиях снижения рождаемости и старения населения.

Понятие социального риска и управление социальным риском.

123Следующая ⇒

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА и ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

ВЛАДИМИРСКИЙ ФИЛИАЛ

Факультет управления

Специальность/направление подготовкигосударственное и муниципальное управление

Специализация/профиль/программа госудаственная и муниципальная служба

Кафедра государственного и муниципального управления

РЕФЕРАТ

по дисциплине:

Управление социальными рисками и кризисами

на тему:

Механизмы государственного управления социальными рисками

Автор работы:

студент 4 курса

группы Гб-113

очной формы обучения

Васильковская А.И.

Проверил:

д.э.н., профессор

Калмыков В.В.

Оценка

Подпись

Дата

Владимир 2016

Введение. 3

1. Понятие социального риска и управление социальным риском. 4

2. Социальное страхование и социальное обеспечение. 8

3. Перечень социальных рисков. 11

4. Способы управления рисками: 14

Заключение. 22

Библиографический список. 23

Введение

Социальное положение людей постоянно подвергается воздействию рисков, и это вызывает необходимость соответствующих мер защиты. Что за риски угрожают социальному положению людей, почему и как от них нужно защищаться? Под рисками социального положения, как правило, понимают опасности и угрозы, которые ограничивают экономическую самостоятельность, социальное благополучие и вызывают отрицательные изменения (ухудшение) социального положения человека. Социальное положение (социально-экономическое положение, общественное положение) – это положение в обществе, которое определяется совокупностью социально-трудовых, экономических, правовых и иных параметров, характерных для социальной группы или индивида.

К базовым параметрам социального положения можно отнести: качество и уровень жизни, отношение к собственности; доступ к власти, социальной инфраструктуре (услуги в сфере образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты); место в социально-трудовой сфере и т. п. Риски по своей природе могут носить характер экономический, социальный, политический, природный, техногенный и др. Как правило, риски тесно связаны между собой, и в большинстве случаев провести четкую границу между ними сложно. По нашему мнению, в широком смысле все эти риски относятся к социальным, так как имеют, в основном, общественный, массовый характер.

Итак, проанализировав категорию социального риска с философско-социологической точки зрения, можно выделить некоторые общие позиции: риск представляет собой постоянный и неустранимый компонент любой человеческой деятельности, как созидательной, так и разрушительной, что требует адаптации человека к среде.

Целью данной работы является рассмотрение специфики защиты человека от социальных рисков.

Понятие социального риска и управление социальным риском.

Категория социального риска приобретает характер основополагающей, центральной в российском праве социального обеспечения. Обоснованная применительно к новым социально-экономическим и политическим условиям в научных исследованиях в конце XX – начале XXI веков, она получает дальнейшее развитие в теоретических работах и учебной литературе .

Между тем специальные исследования социальных рисков как оснований социальной защиты и социального обеспечения до настоящего времени в юридической науке не проводились. При этом нельзя сказать, что указанная тема оставлена без внимания ученых, специализирующихся в сфере трудового права и права социального обеспечения. Социальный риск рассматривается как закрепленное в нормах права социального обеспечения возможное в жизни каждого либо в жизни значительной части общества, вероятностное предполагаемое событие, как правило, неотвратимое для конкретного человека, объективно влекущее социально значимое негативное изменение материального и (или) социального положения человека или его здоровья по независящим от него обстоятельствам, в случае наступления которого человек вправе требовать предоставления определенного материального блага по социальному обеспечению в целях поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи .

Некоторые исследователи в определении понятия социального риска делают акцент на вероятности реализации материальной необеспеченности или наступления иных неблагоприятных последствий определенных жизненных обстоятельств. При таком подходе социальный риск – это вероятность возникновения социально неблагоприятных ситуаций (материальной необеспеченности, социального неблагополучия — сиротства, безнадзорности, одиночества, др.), связанных с необходимостью поддержки со стороны государства и общества. Аналогичным является также понимание социального риска как угрозы наступления неблагоприятных материальных последствий для физического лица, характеризующейся полным лишением дохода как единственного источника средств к существованию для него и для членов его семьи, порождающей необходимость установления правовых средств по компенсации таких последствий.

Очевидно, точку в данной дискуссии ставить пока рано. Однако, одновременно с продолжением научного поиска по формированию понятия социального риска должны осуществляться исследования форм и методов учета, оценки, компенсации, минимизации различных его видов. В целом мероприятия, направленные на реализацию вышеуказанных целей, охватываются термином «управление социальными рисками».

Термином «управление риском» в настоящее время оперируют многие науки. Весьма активно он применяется в экономике (в частности, в обозначении «риск-менеджмент») . Имеются серьезные научные разработки категории риска в социологии . Появляются работы, в которых исследуются правовые аспекты риска и управления им . При этом многие ученые отмечают, что, будучи сравнительно новым научным направлением, управление рисками находится на стыке экономики, юриспруден­ции и математической статистики . Это ставит перед юридической наукой в целом и ее отдельными отраслями новые задачи, связанные с поиском решения многочисленных проблем, обусловленных различными рисками – финансовыми, предпринимательскими, налоговыми и т.д., за счет развития и совершенствования системы управления такими рисками . Несмотря на то, что проблема управления социальным риском до настоящего времени не была специально поставлена в науке права социального обеспечения, отдельные ее элементы получили отражение в ряде опубликованных работ. В частности, С.А. Сильченко утверждает, что актуальным является не только само понятие риска, но и его оценка, охватывающая различные аспекты исследований, направленных на изучение факторов безопасности, измерение рисков возникновения определенной опасности, их оценку, управление рисками, установление норм безопасности, изучение и контроль рисков и т.д. Автор называет подход правовой науки в исследованию рисков формально-нормативным и приходит к выводу о том, что его целью является создание своеобразного эталона риска, с помощью которого можно сделать различные виды рисков сравнимыми и измеримыми.

Продолжая логику приведенных рассуждений, можно предположить, что эталон, или модель социального риска как основания социального обеспечения включает в себя условия, при соблюдении которых риск считается возникшим (реализовавшимся), а также вид, размер и объем социальных предоставлений, призванных такой риск компенсировать или минимизировать его последствия. Следовательно, ключевым моментом в организации системы социального обеспечения является формирование моделей социального риска, которые в рамках механизма правового регулирования соответствующих общественных отношений могли бы рассматриваться как основания для социального обеспечения.

Таким образом, система социального обеспечения включает в себя следующие компоненты: содержательный (он охватывает перечень социальных рисков и видов социального обеспечения, направленных на их компенсацию), финансовый (он включает в себя различные способы и источники финансирования соответствующих мероприятий) и функциональный (он объединяет органы и учреждения, наделенные соответствующими полномочиями).

При этом структура системы социального обеспечения обусловливается ее содержательным компонентом, а именно качественными и количественными характеристиками социальных рисков.

Так, например, появление новых (или относительно новых) социальных рисков, связанных с чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, обусловило формирование единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций .

Представляется, что признание социального риска одним из системообразующих факторов в рамках системы социального обеспечения дает основания для оценки данной системы с позиций управления социальными рисками.

Формирование и функционирование системы социального обеспечения можно рассматривать как управление социальными рисками. Безусловно, это лишь один из многих возможных подходов к исследованию и выявлению сущности социального обеспечения как комплексного и многогранного социально-правового явления, к характеристике его институционального оформления, а также анализу правового регулирования возникающих в этой сфере общественных отношений. Тем не менее, не претендуя на окончательное разрешение затронутых ими вопросов и видя свою задачу скорее в постановке проблемы управления социальными рисками в науке права социального обеспечения, мы считаем такой подход вполне продуктивным.


123Следующая ⇒


Дата добавления: 2017-02-24; просмотров: 355 | Нарушение авторских прав


Похожая информация:


Поиск на сайте:


Факторы социального риска

Особенностью детей «группы риска» является то, что они находятся под воздействием объективных нежелательных факторов, которые могут сработать или нет. Вследствие этого этой категории детей требуется особое внимание специалистов, комплексный подход с целью нивелирования неблагоприятных факторов и создания условия для оптимального развития детей.

Слово «риск» означает возможность, большую вероятность чего-либо, как правило, негативного, нежелательного, что может произойти или не произойти. Поэтому, когда говорят о детях группы риска, подразумевается, что эти дети находятся под воздействием нежелательных факторов.

Среди факторов социального риска, выделяются следующие, имеющие наибольшее значение в плане воспитания детей и подростков:

1) Социально-экономические факторы;

2) Медико-социальные факторы;

3) Социально-демографические;

4) Социально-психологические факторы.

В современных социальных условиях вряд ли можно обнаружить детей, которые совсем не были бы подвержены влиянию факторов риска в той или иной степени выраженности. Но все перечисленные факторы могут являться причиной нарушения в развитии ребенка и вовсе не определяют, чем он рискует в действительности.

Не сама причина является риском, а то, что следует из этой причины. Понятно, что наибольшему риску могут подвергаться дети из неблагополучных семей. Но чтобы понять, относится ли ребенок к категории группы риска, необходимо учитывать комплекс факторов, их взаимодействие.

Анализ условий жизни таких детей и подростков показывает, что невозможно выделить одну главную причину, послужившую фактором риска. Специалисты чаще всего фиксируют сочетание многих неблагоприятных условий, которые делают невозможным дальнейшее проживание в семьях, где создается прямая угроза здоровью ребенка и его жизни.

У детей возникают значительные отклонения, как в поведении, так и в личностном развитии. Им присуща одна характерная черта — нарушение социализации в широком смысле слова.

Семейное неблагополучие порождает массу проблем в поведении детей, их развитии, образе жизни и приводит к нарушению ценностных ориентации.

В трудностях поведения детей и подростков очень часто отзываются проблемы самих родителей, корнями, уходящими в их собственное детство.

Проживание в асоциальных семьях приводит к снижению у детей эмпатии — способности понимать других и сочувствовать им, а некоторых случаях к эмоциональной «глухоте». Все это затрудняет в дальнейшем воздействие педагогов и других специалистов на ребенка, приводит к активному сопротивлению с его стороны.

Такие дети вырастают в страхе перед жизнью, они отличаются от других, прежде всего агрессивностью, неуверенностью в себе. Нередко у детей, выросших в таких условиях, на всю жизнь сохраняется низкая самооценка, они не верят в себя, в свои возможности.

Особенности детей «группы риска»

Подростки группы риска имеют следующие особенности:

1. Отсутствие ценностей, принятых в обществе (творчество, познание, активная деятельность); убеждение в своей ненужности в обществе, невозможности добиться в жизни чего-либо своими силами, своим умом и талантом, занять достойное положение среди сверстников, достичь материального благополучия.

2. Проецирование на себя современной жизни собственных родителей, напоминающей гонки на выживание.

3. Ощущение эмоционального отвержения со стороны родителей и одновременно психологическая автономия.

4. Среди ценностей на первом месте — счастливая семейная жизнь, на втором — материальное благополучие, на третьем — здоровье.

5. В то же время, кажущаяся недоступность этих ценностей в жизни. Высокая ценность в сочетании с недосягаемостью порождает внутренний конфликт — один из источников стресса.

6. Подкрепление потери ценности образования в реальной жизни — пример тех, кто плохо учился или не учился совсем, а в жизни преуспел (имеет палатку, гараж, машину и т.д.) — без знания подлинных путей достижения таких «ценностей».

7. Повышенный уровень тревожности и агрессивности.

8. Преобладание ценности красивой, легкой жизни, стремления получать от жизни одни удовольствия.

9. Изменение направленности интересов — свободное времяпрепровождение (в подъезде, на улице, подальше от дома и т.п.), ощущение полной свободы (уход из дома, побеги, путешествия, ситуации переживания риска и т.д.).

10. В отношениях со взрослыми характерны отклонения в общении, приводящие к переживанию своей ненужности, утрате собственной ценности и ценности другого человека.

Смысл жизни и ценностные ориентации у детей группы риска отличаются по многим проявлениям от смысла жизни и ценностных ориентации у детей, воспитывающихся в нормальных условиях. Реализация ценностей у группы риска осуществляется путем самоутверждения в том, что кажется особенно важным, проявления независимости и смелости граничащей с нарушением закона, а также путем принятия особой жизненной позиции в обществе; для входящих в данную группу подростков характерна пассивность в их достижении.


Дата добавления: 2015-04-11; просмотров: 43; Нарушение авторских прав


ПОНЯТИЕ О РИСКЕ

Для оценки сложных, качественно определяемых понятий применяется квантификация, то есть использование количественных показателей.

Применяются численные, балльные и другие приемы квантификации. Наиболее распространенной оценкой опасности является риск.

Риск— это количественная мера опасности, понимаемая как сочетание двух элементов:

1) частоты или вероятности опасного или неблагоприятного события

2) тяжести (серьезности) его последствий.

Безопасность – это приемлемый риск. На практике полная безопасность недостижима, пока существует источник опасности. Риск может оставаться длительное время нереализованным или проявляться в форме несчастного случая.

Риск можно описать как обычное произведение частоты опасного события на тяжесть последствия.

Концепция тяжести (серьезности) последствия в определенном смысле может включать и ущерб данного последствия, выраженный в денежном эквиваленте.

Риск бывает:

· потенциальный – реальный;

· вынужденный – добровольный;

· известный – неизвестный;

· профессиональный – обыденный;

· отдаленной смерти – близкой смерти;

· индивидуальный – групповой;

· контролируемый – неконтролируемый;

· скрытый – явный;

· непрерывный – постоянный.

Индивидуальный риск — это частота поражения отдельного человека в результате воздействия опасного фактора за определенный период времени. Как и всякий вид риска, индивидуальный риск дифференцируется по характеру или тяжести поражения.

Коллективный, или групповой, риск — это ожидаемое количество пораженных в результате воздействия опасного фактора за определенный промежуток времени. Коллективный риск простым образом связан с индивидуальным риском, то есть коллективный риск для группы людей равен индивидуальному риску (для одного человека), умноженному на число N людей в группе.

Для характеристики условий труда (факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса), не отвечающих нормативным требованиям, целесообразно ввести понятие производственного риска (не путать с профессиональным риском). Для упрощения можно учитывать наличие хотя бы одного вредного или опасного производственного фактора, не соответствующего требованиям нормативных документов. Наличие такого фактора может способствовать возникновению производственно обусловленного заболевания, привести со временем к профзаболеванию, стать предпосылкой для общих заболеваний либо спровоцировать несчастный случай на производстве.

Потенциальный территориальный риск — это частота реализации поражающих факторов аварии, катастрофы, экологического бедствия в рассматриваемой точке территории.

Частота или риск смертельного поражения человека определяется при условии его постоянного местонахождения в данной точке.

Социальный риск характеризует тяжесть или катастрофичность последствий реализации опасного события. Социальный риск характеризует масштаб катастрофичности опасности.

Ожидаемый ущерб — это математическое ожидание величины ущерба при возникновении опасного события за определенный период времени.

Ожидаемый ущерб обычно выражается в денежном эквиваленте и чаще всего учитывает ущерб материального имущества.

Для сравнения риска и выгод многие специалисты предлагают ввести экономический эквивалент человеческой жизни. Такой подход вызывает возражения определенного круга лиц, которые утверждают, что человеческая жизнь свята и не подлежит денежной оценке.

Однако на практике с неизбежностью возникает необходимость в такой оценке именно в целях безопасности людей, если вопрос ставится так: «Сколько надо израсходовать средств, чтобы спасти человеческую жизнь?» По зарубежным исследованиям человеческая жизнь оценивается от 650 тыс. до 7 млн долларов США.

Концепция приемлемого риска

Традиционная техника безопасности базируется на категорическом императиве — обеспечить безопасность, не допустить никаких аварий. Современный мир отверг концепцию абсолютной безопасности и пришел к концепции приемлемого (допустимого) риска, суть которой в стремлении к такой безопасности, которую приемлет общество в данный период времени.

Восприятие риска и опасностей общественностью субъективно. Люди резко реагируют на события редкие, сопровождающиеся большим числом единовременных жертв. В то же время частые события, в результате которых погибают единицы или небольшие группы людей, не вызывают столь напряженного отношения. Субъективность в оценке риска подтверждает необходимость поиска приемов и методологий, лишенных этого недостатка. По мнению специалистов, использование риска в качестве оценки опасностей предпочтительнее, чем использование традиционных показателей.

Приемлемый риск сочетает в себе технические, экономические, социальные и политические аспекты и представляет некоторый компромисс между уровнем безопасности и возможностями ее достижения.

Прежде всего нужно иметь в виду, что экономические возможности повышения безопасности технических систем небезграничны.

Затрачивая чрезмерные средства на повышение безопасности, можно нанести ущерб социальной сфере, например, ухудшить медицинскую помощь.

При увеличении затрат технический риск снижается, но растет социальный.

Безопасность достигается путем снижения уровня риска до допустимого.

Допустимый риск представляет оптимальный баланс между безопасностью и требованиями, которым должны удовлетворять продукция, процесс или услуга, а также такими факторами, как выгодность для пользователя, эффективность затрат и др. Допустимого риска достигают с помощью итеративного процесса оценки и уменьшения риска.

Что же такое безопасность?

Понятно, что это желанная цель. Но достижима ли она? Ведь существует аксиома о потенциальной опасности любой деятельности. Мы не должны входить в противоречие с общепринятыми положениями.

Исходя из того, что было написано выше, можно дать такое определение понятия «безопасность». Безопасность — это опасность, риск которой является приемлемым (допустимым). Проще говоря, под безопасностью следует понимать незначительную опасность, которой можно пренебречь. Таким образом, безопасность — понятие условное, относительное. Обеспечить безопасность — это значит достичь допустимого риска.

Итак, нулевой риск недостижим. Всегда остается остаточный или допустимый риск, который может реализоваться (проявиться) в форме аварий, пожаров, взрывов, обрушения зданий и других опасных событий.

Для обеспечения заданного уровня безопасности необходимо решить три задачи:

1) идентифицировать опасности;

2) разработать превентивные и защитные меры;

3) предусмотреть действия на случай реализации остаточного риска, то есть в условиях чрезвычайных ситуаций.

Как повысить уровень безопасности?

Это основной вопрос теории и практики безопасности. Очевидно, что для этой цели можно расходовать средства по трем направлениям:

1) совершенствование технических систем и объектов;

2) подготовка персонала;

3) ликвидация последствий.

Для расчета риска необходимы обоснованные данные. Острая потребность в данных в настоящее время признана во всем мире на национальном и международном уровнях.

Необходимы тщательно аргументированная разработка базы и банков данных и их реализация в условиях предприятия, региона.

В основе управления риском лежит методика сравнения затрат и получаемых выгод от снижения риска.

3. МЕТОДЫ, ПРИНЦИПЫ И СРЕДСТВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

Записи созданы 1517

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх