Специальная оценка труда

Назначение и состав системы САУТ

Система САУТ предназначена для повышения безопасности движения, контроля бдительности машиниста и предупреждения проездов запрещающих сигналов. Система САУТ использует показания локомотивного светофора устройства АЛСН и локомотивного скоростемера; отменяет контроль скорости и периодические проверки бдительности. Локомотивные устройства САУТ автоматически ограничивают скорость движения локомотивов и МВПС, предупреждая ее превышение в зависимости от показания локомотивного светофора; расстояния до конца блок-участка; величины приведенного уклона этого блок-участка (приведенный уклон блок-участка определяется с учетом фиктивного уклона от кривых); фактического тормозного коэффициента и допустимой скорости движения.

В состав системы САУТ входят путевые (напольные), постовые (станционные) и локомотивные устройства (рис. 6.1).

Рис. 6.1. Состав системы САУТ

Путевые устройства устанавливаются в релейных шкафах автоблокировки или путевых коробках около светофоров и подсоединяются кабелями к участку рельсовой цепи в начале блок-участка.

В комплект путевого оборудования входят: электромагнитный контур, образованный участком правого рельса по направлению движения поезда и проложенным по шпалам шлейфом из стального троса (рис. 6.2); путевой генератор (рис. 6.3); индикатор тока; электрические схемы управления генератором и схемы контроля с аппаратурой и кабелями СЦБ. По контуру проходит переменный ток от генератора высокой частоты, создавая вокруг рельса переменное магнитное поле соответствующей частоты.

Рис. 6.2. Электромагнитный контур путевого оборудования САУТ у проходного светофора

Рис. 6.3. Путевой генератор САУТ

Длина шлейфа пропорциональна протяженности блок-участка и величине приведенного уклона этого блок-участка. В путевых устройствах применяют два шлейфа для формирования и передачи установленным на ТПС устройствам в момент проследования путевых шлейфов информации:

величина приведенного уклона на текущем блок-участке и приведенного уклона на следующем блок-участке или станционном пути;

допустимые скорости и ограничения скорости движения на текущем блок-участке и следующем блок-участке;

при следовании поезда по перегону о длине текущего блок-участка S1 (расстояние до точки прицельной остановки) и длине S2следующего блок-участка. Точка прицельной остановки расположена на расстоянии 10-100 метров от путевого светофора;

после проследования предвходного светофора о длине текущего блок-участка и о приведенной длине следующего за ним S2, необходимой для определения допустимой скорости проследования первого входного стрелочного перевода станции при отклонении на боковой путь;

после проследования входного и маршрутного светофоров о длине маршрута приема поезда на станцию и допустимой скорости по станционному пути, на который принимается поезд.

Постовые устройства размещаются на постах электрической централизации. Они управляют частотой напольных генераторов у предвходных и входных светофоров станций, а также переключают длину участка рельсовой нити, запитываемого от путевого генератора у входных сигналов станций.

Рис. 6.1. Структурная схема САУТ

БЭ — блок электроники, 3СЛ — скоростемер, БОТ — блок отключения тяги, ПКМ — электропневматическая приставка к крану машиниста, ПМ — пульт машиниста, ПУ — пульт управления, ДПС — датчик пути и скорости, А — приемная антенна, ИС — измерительное устройство, И — логические элементы, БС — блок сравнения, АП — аналогово-цифровой преобразователь, ВТ — блок включения торможения, Д — делитель частоты, Пр — приемник сигналов, Сч — счетчик импульсов, ИС измеритель скорости, ОД — осевой датчик, НГ — непрограммируемый генератор, Lа — длина шлейфа, Lб — длина блок-участка, Lт — тормозной путь

Локомотивные устройства САУТ включают в себя датчик пути и скорости (ДПС), измерительное устройство (ИС), связанное с датчиком ДПС. ДПС устанавливается на буксе колесной пары и вырабатывает прямоугольные импульсы напряжения с частотой, пропорциональной фактической скорости движения поезда.

Обработка поступающей информации производится в электронных блоках, выполняющих функции сложения и вычитания сигналов (реверсивный счетчик импульсов), логические операции (логические элементы И1, И2, Инв), блок сравнения (БС), в котором сравниваются фактическая скорость и программная, аналого-цифровой преобразователь, в котором преобразуется значение длины блок-участка Lб в напряжение, пропорциональное значению программной скорости движения поезда Vпр. После выполнения операции сравнения сигнал поступает в исполнительный блок — блок включения торможения (ВТ).

Для снятия информации от напольных генераторов и шлейфов под кузовом ТПС над рельсом устанавливается антенна А. Сигнал от антенны поступает к приемнику сигналов Пр и далее через логические элементы поступает на делитель частоты Д.

При движении поезда по активному участку рельсовой нити Lа в антенне А индуктируется частотный сигнал и поступает в приемник Пр и далее на один из входов элемента совпадения И1. Кроме этого, от осевого датчика пути и скорости, записывается число электрических импульсов, пропорциональное длине блок-участка или маршрута приема (Lб) в счетчике импульсов Сч.

Эта длина высвечивается на индикаторе пути. По числу считанных импульсов определяется в условном масштабе длина участка Lб. Значение измеренной длины Lб с помощью АП преобразуется в значение программной скорости Vп и в зависимости от расстояния до сигнала и показаний АЛСН вырабатываются напряжения, пропорциональные допустимым скоростям движения для служебного и экстренного торможения. А измеритель скорости ИС, получая информацию от датчика скорости, вырабатывает напряжение, пропорциональное фактической скорости поезда Vф (рис. 6.4).

Рис. 6.4. Формирование программной скорости для предотвращения превышения скорости и проезда запрещающего сигнала

К блоку сравнения БС подходят два сигнала для сравнения — напряжение программной скорости и фактической для выдачи команд на блок ВТ на отключение тяги, служебное или экстренное торможения. Если скорость Vф > Vпр, то из блока БС подается сигнал в блок ВТ и включается торможение поезда, которое длится до тех пор, пока скорость Vф не снизится до скорости Vпр (рис. 6.5).

Если поезд выходит на блок-участок со скоростью, превышающей программную, торможение включается немедленно и скорость снижается до программной. После снижения скорости до программной происходит отпуск тормозов.

Рис. 6.5. Формирование программных скоростей для отключения тяги, служебного или экстренного торможений

При движении поезда на запрещающий сигнал АП и Сч рассчитывают две траектории равнозамедленного движения с местом прицельной остановки за 40м перед сигналом. В случае превышения программного значения скорости Vпр над фактической срабатывает ВТ и отключает тягу, а затем подается команда на торможение, при котором замедление поезда достигает расчетного значения. Режим работы САУТ выбирается таким, чтобы поезд, идущий с максимальной скоростью, автоматически остановился перед запрещающим сигналом одной ступенью торможения с последующим отпуском.

При приеме поезда на станцию по боковому некодированному пути напольные генераторы предвходных и входных сигналов работают на своей частоте. После проследования предвходного сигнала блок приема информации запоминает эту частоту и совместно с АЛСН управляет блоком программной скорости таким образом, что в начале блок-участка вырабатывается напряжение, пропорциональное допустимым скоростям, а на расстоянии необходимого тормозного пути в конце блок-участка программные траектории плавно снижаются до значений 50км/ч.

При движении поезда по боковым некодированным путям станции блок программной скорости вырабатывает напряжение, пропорциональное допускаемой скорости, а на расстоянии тормозного пути перед сигналом эта траектория плавно снижается до нуля.

Автоматическое регулирование скорости при движении к входному или закрытому выходному сигналам станции осуществляется так же, как и при движении поезда по желтому с красным огнем на локомотивном светофоре. Во всех случаях превышение допустимой скорости на 5км/ч вызывает принудительное экстренное торможение. Для повышения надежности работы системы вся аппаратура дублируется и взаимно контролируется на основе принципов, принятых в устройствах СЦБ (рис. 6.6).

Рис.

6.6. Управляющие функции САУТ

Модификации САУТ

САУТ-У — унифицированная система автоматического управления торможением для пассажирских и грузовых поездов.

САУТ-УМ — унифицированная, модернизированная система автоматического управления тор­можением с более новым конструктивным исполнением аппаратуры. Функции и элементная база те же, что у САУТ-У.

САУТ-МП — система автоматического управления торможением, вместо набора отдельных цифровых микросхем используется микропроцессорный комплект с более расширенными функциональными возможностями.

САУТ-Ц — система автоматического управления торможением с централизованным размещением путевых устройств на базе аппаратуры САУТ-МП (рис. 6.7, 6.8, 6.9), дополнена локомотивным блоком путевых параметров (ЛБПП). Путевые генераторы САУТ-Ц устанавливаются у предвходного, входного, маршрутного и выходного светофоров. Длина шлейфа у выходного светофора фиксированная и не зависит от расстояния до первого проходного светофора.

Рис. 6.7. Централизованное размещение путевых устройств САУТ-Ц

Рис. 6.8. Подключение путевых генераторов САУТ-Ц к рельсовой цепи у входного светофора

Рис. 6.9. Путевая точка САУТ-Ц у выходного светофора

САУТ-ЦМ — модернизированная система автоматического управления торможением с цент­рализованным размещением путевых устройств; переходная система, выпущена в ограниченном количестве.

САУТ-ЦМ/485 — модернизированная система автоматического управления торможением с цент­рализованным размещением путевых устройств, отличается современной элементной базой, меньшими габаритами, расширенными функциями, большим удобством в эксплуатации (рис. 6.10).

Рис. 6.10. Путевое устройство САУТ-ЦМ у выходного светофора

КИО САУТ-ЦМ/485 — система автоматического управления торможением с комплексом информационного обеспечения.

САУТ-ЦМ/485/НСП — система автоматического управления торможением с функциями запрещения несанкционированного проезда светофоров.


Дата добавления: 2016-05-28; просмотров: 4697;


Похожие статьи:

Для каких рабочих мест предусмотрено проведение СОУТ

Существует ряд отличий аттестации рабочих мест от СОУТ связанных с перечнем рабочих мест, подлежащих проверке. Аттестация всегда назначалась для рабочих мест с использованием: механизмов, транспортных средств, устройств, аппаратов, ручного инструмента и т.д. Для СОУТ такие ограничения не предусмотрены.

Процедура специальной оценки условий труда (СОУТ) проводится на основании штатного расписания организации. К перечню организаций относятся все предприятия, юридические лица,  на которых есть хотя бы одно рабочее место. Для физических лиц, нанявших работника, данная мера не предусмотрена (426-ФЗ, ст. 3). Определять перечень рабочих мест будет специалист организации, которую Вы выбрали для проведения СОУТ. Но работодатель может и подготовиться к данной процедуре с целью оптимизации рабочего процесса.

Для каждой профессии из штатного расписания должна быть проведена СОУТ. Многие работодатели задаются вопросом, что может быть опасного в условиях работы офисных сотрудников и так ли уж обязательно проводить СОУТ для них. Ответ экспертов однозначен – СОУТ обязательна для всех категорий сотрудников фирмы. Если Вы никогда не проводили СОУТ, то закон на данный момент обязывает проходить её только для «вредных» рабочих мест. К рабочим местам, которые непременно должны пройти СОУТ,  можно отнести:

  • Должности, входящие в списки на досрочное назначение пенсий по старости
  • Должности, предусматривающие гарантии и компенсации за работу с опасными или вредными условиями труда

Потенциально безопасные, в том числе и офисные, рабочие места могут оцениваться постепенно до 2018 года. Законодатели обещают не штрафовать за такое незначительное нарушение. А вот за нарушение процедуры СОУТ для «опасного» рабочего места, наказать могут  по Уголовному Кодексу.

В перечень рабочих мест, определенный специалистом СОУТ, могут войти аналогичные рабочие места. К таковым относятся работники одной профессии, осуществляющие одинаковые трудовые функции, в условиях одинакового рабочего времени, при использовании одного и того же производственного оборудования, имеющие схожие производственные помещения с одинаковой системой вентиляции, освещения, отопления и т.д. В отношении таких рабочих мест, СОУТ проводится для 20% от их общего количества (но не менее двух). Результаты СОУТ применимы ко всем аналогичным рабочим местам. Система мероприятий по улучшению условий труда для аналогичных, также одна. Работодатель вправе пересмотреть должности в штатном расписании и сделать соответствующие изменения.

СОУТ не проводится для надомной работы. При оптимизации штатного расписания, работодатель  вполне может воспользоваться  этой нормой. Профессия, позволяющая работнику трудиться в домашних условиях, должна быть правильно оформлена.

Т.е. в договоре с работником обязательно должно упоминаться условие работы – надомная, дистанционная и т.п.

При вводе в штатное расписание новой должности работодатель должен провести СОУТ для этих рабочих мест. Характер такой проверки будет внеплановый, если срок действия последней СОУТ в организации не истек. Проверка должна проводиться не позднее шести месяцев со дня введения в эксплуатацию новых рабочих мест. Если новые должности являются аналогичными уже проверенным, то СОУТ не является обязательной.

Таким образом, СОУТ не проводится для следующих категорий работников:

  • надомных работников,
  • дистанционных работников,
  • Работников, имеющих трудовые отношения с работодателем-физ.лицом, не зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя.
  • Выполнение требований Федерального Закона от 30декабря 2001 г. №197-ФЗ («Трудовой кодекс Российской Федерации»), 426-ФЗ от 28.12.2013 г.

  • Получение фактической картины состояния условий труда на рабочих местах для проведения необходимых конкретных мероприятий с целью улучшения и оздоровления условий труда
    • Одним из конечных результатов оценки является план мероприятий по улучшению условий труда с конкретными мероприятями по нормализации условий труда на рабочих метсах.
  • Обеспечение конкурентоспособности отечественной продукции на международном и внутреннем рынках после вступления России в ВТО
    • После вступления России в ВТО товары отечественных предприятий смогут реально конкурировать с импортными товарами на внутреннем (не говоря уже о внешнем) рынке только в том случае, если на этих отечественных предприятиях будет сертифицирована по международным стандартам система качества. Составной частью сертификации системы качества является сертификация работ по охране труда на предприятии. Специальная оценка условий труда является начальным (и основным) этапом сертификации работ по охране труда.
  • Обоснование льгот и компенсаций за работы с опасными и вредными условиями труда. Снижение налогов на фонд заработной платы сотрудников предприятия по результатам СОУТ рабочих мест
  • Обоснование расходов, необходимых для дополнительного улучшения условий труда работающих (дополнительная спецодежда, средства защиты и пр.) с отнесением этих затрат на себестоимость продукции
    • Известны случаи, когда налоговые органы по результатам налоговых проверок накладывали на предприятия довольно значительные штрафы за необоснованное предоставление льгот, компенсаций. спецодежды и СИЗ, так как на этих предприятиях не была проведена оценка рабочих мест по условиям труда (являющаяся основанием для таких льгот и пр.).
  • Получение скидок (до 40%) к страховым тарифам, оплачиваемым организацией по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве (постановление Фонда Социального Страхования РФ от 05.02.2002 № 11)

В соответствии с действующим налоговым законодательством процентная ставка налога по страхованию от несчастных случаев зависит от категории, к которой отнесено предприятия по степени профессионального риска. Однако не все руководители предприятий знают, что внутри этой категории им могут уменьшить до 40% ставку этого налога (Постановление ФСС № 11 от 05.02.2002), если на предприятии обеспечены безопасные условия труда. Разумеется, это весомая причина, чтобы проводить производственный контроль на своем предприятии.

Смотрите также:

СОУТ — специальная оценка условий труда.

Она пришла в 2014 году, вытеснив аттестацию рабочих мест и используется, чтобы установить отрицательные трудовые факторы и влияние их на работающего. Проводимые мероприятия в рамках СОУТ, кто участвует и для чего, будут рассмотрены в этой статье.

В чем смысл СОУТ?

СОУТ — аббревиатура, смысл её следует знать всем нанимателям, у которых трудятся работники в организации. С 2014 года, ею была вытеснена АРМ и расширен перечень осуществляемых работ.

АРМ обязательная для нанимателей и действовала в ТК РФ до 31.12.2013. Она осуществлялась в соответствии с указом Минздравсоцразвития РФ от 26.04.2011 № 342н. СОУТ фигурировала в ч. 4 ст. 58.3 закона «О страховых взносах…» от 24.07.2009 № 212-ФЗ», итоги которой могли использоваться как основание для того, чтобы освободить организацию от страховых отчислений в ПФР по допставкам.

28.12.2013 приняли закон о внесении поправок в отдельные законодательные акты от 28.12.2013 № 421-ФЗ, упразднивший выше рассмотренные нормы и исключивший АРМ из ТК. Также был принят закон «О СОУТ» от 28.12.2013 № 426-ФЗ, заменивший положения об АРМ.

Чем является СОУТ на рабочем месте?

СОУТ — это комплексно проводимые мероприятия, целью которых служит:

— идентифицирование формирующихся при работе отрицательных факторов, несущих вред или угрозу для здоровья работающих;

— оценивание степени воздействия рассмотренных факторов на рабочего, с учетом отклонений их реальных величин от нормируемых и продуктивности применения СИиКЗ работников.

Спецоценка организуется по отношению к работающим, в числе которых офисные работники, за исключением:

— надомных работников;

— сотрудников-дистантников;

— лиц, пришедших трудоустраиваться к физическому лицу, без регистрации ИП.

В конце СОУТ, определяют классы и подклассы УТ на местах, осуществляемых работниками своих обязанностей.

Учитывая уровень вредности или уровень опасности, выделяют четыре группы УТ:

— оптимальный уровень — УТ 1 класса;

— допустимый уровень — УТ 2 класса;

— вред — УТ 3 класса;

— опасность — УТ 4 класса.

Какую цель преследует СОУТ, осуществляя мероприятия по охране труда?

Итоги СОУТ используются, когда:

— организуются мероприятия, улучшающие УТ работников;

— информируются работники об УТ, существующих рисках отрицательного воздействия на их состояние здоровья, о методах защиты и компенсации;

— оснащается персонал СИЗ, а рабочее место — СКЗ;

— контролируется состояние УТ на РМ;

— организуются обязательные медицинские осмотры работников;

— готовится отчет об УТ в статистические структуры;

— оценивается степень производственных рисков;

— принимаются прочие меры, разрешенные законодательством РФ.

Что входит в специальную оценку условий труда, какие стадии предусмотрены, итоги осуществления?

В соответствии с ч. 1, 2 ст. 8 закона № 426, специальная оценка проводится нанимателем за его средства, привлечением по договору фирмы, которая компетентна в этой сфере. Проведение спецоценки предоставляется лишь аттестационным экспертам. Если фирма-оценщик имеет меньше пяти подобных работников и хотя бы у одного отсутствует профессиональное образование в сфере трудовой гигиены, общей гигиены, то у нее нет права на оказание таких услуг. СОУТ следует проводить 1 раз в 5 лет, и это минимальный срок.

СОУТ проводят в ч 4 стадии.

  1. Подготовительная стадия

В ходе нее, нанимателем:

— подписывается соглашение с оценочной фирмой на осуществление СОУТ;

— создается комиссия, оценивающая условия труда, в которой участвуют работники предприятия, утверждают ее состав и график проведения спецоценки.

До проведения СОУТ, комиссия составляет перечень РМ, по отношению к которым будут проводиться эти работы.

  1. Стадия идентификации

Её проводят по методике осуществления СОУТ, утвержденной указом Министерства труда России от 24.01.2014 № 33н.

Идентификация является обнаружением и сопоставлением совпадений по факту существующих УТ с потенциально несущими опасность значениями, которые содержатся в классификаторе.

Проводится она специалистом оценочной фирмы, а итоги мероприятия утверждаются комиссией.

Эту процедуру не проводят по отношению к РМ:

— сотрудникам, со специальностью, присутствующей в перечне, по которому, заранее назначена пенсионная выплата в старом возрасте;

— сотрудникам, которым за УТ при влиянии отрицательных факторов положена компенсация.

По результатам идентификации, признается допустимость условий труда в случае, когда отрицательные факторы и недопускаемые показатели не выявлены.

  1. Стадия оформления результата

Нанимателем, проводившим СОУТ, должна быть составлена отчетность и в ней следует отражать итоги выполненной работы. Этот документ утверждает глава комиссии и ставится подпись её членами.

Затем работодатель должен:

— оповестить об осуществленной СОУТ фирму-оценщика, отправив на адрес копию или подлинник отчета не позже 3 дней с момента его оформления и утверждения;

— провести ознакомление сотрудников с итогами специальной оценки условий труда под роспись, а еще разместить данные об осуществленной СОУТ на собственном веб-ресурсе, в течение тридцати дней с момента полного оформления и принятия отчетности.

  1. Стадия декларирования факта соответствия УТ нормам

Это нужно, если отрицательные факторы не выявлены при СОУТ, или их обнаружили в форме допускаемых значений, или признали их оптимальными. Документ направляют в инспекцию регулирования трудовых отношений по адресу нахождения нанимателя. Еще информацию об итогах СОУТ следует работодателю писать в итоговый отчет, направляемый в ФСС РФ.

Последствия СОУТ

По результатам СОУТ, выявив отрицательные факторы для работающих, можно установить некоторые преференции, к примеру:

— снижение длительности рабочей недели — максимум 36 часов;

— предоставление дополнительного оплачиваемого отпуска — минимум 7 дней;

— увеличение заработной платы — плюс 4% обыкновенной тарифной ставки к уже установленной.

Специальная оценка условий труда (далее СОУТ) является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников (определение согласно статье 3 ФЗ-426). СОУТ заменила собой такую процедуру как аттестация рабочих мест по условиям труда, которая упразднена с вступлением в силу ФЗ-426. При этом если до дня вступления в силу ФЗ-426  на рабочих местах была проведена аттестация по условиям труда ее результаты остаются действительными в течение пяти лет с даты завершения данной аттестации. С 1 января 2014 г. проведение оценки условий труда на рабочих местах в целях, предусмотренных трудовым законодательством, может осуществляться исключительно в форме специальной оценки условий труда. Обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя. Специальная оценка проводится совместно работодателем и организацией, привлекаемой работодателем на основании гражданско-правового договора.

Результаты проведения СОУТ действительны в течение пяти лет со дня утверждения отчета о проведении СОУТ и могут применяться в целях:

1) разработки и реализации мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников;

2) организации обязательных предварительных и периодических (медицинских осмотров работников;

3) установления работникам предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации гарантий и компенсаций;

4) установления дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте;

5) расчета скидок (надбавок) к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и т.д.

Этапы проведения специальной оценки условий труда:

 

1. Этап «Подготовка»

Для организации и проведения СОУТ образуется комиссия, которую возглавляет работодатель или его представитель и  число членов которой должно быть нечетным. Состав комиссии утверждается приказом работодателя. Вкомиссию входят только представители работодателя (специалист по ОТ, представители профсоюзной организации или иного представительного органа работников и т.д.). Комиссия до начала выполнения работ по проведению СОУТ утверждает перечень рабочих мест, на которых будет проводиться СОУТ.

2. Выбор организации, проводящей специальную оценку условий труда.

ФЗ-426 устанавливает требования к организациям, проводящим специальную оценку условий труда (статьи 19-22).

Вместе с тем, статьей 27 ФЗ-426 определен переходный период, в соответствии с которым организации, аккредитованные в порядке, действовавшем до дня вступления в силу ФЗ-426, в качестве организаций, оказывающих услуги по аттестации рабочих мест по условиям труда, вправе проводить специальную оценку условий труда до истечения срока действия имеющихся на день вступления в силу ФЗ-426 аттестатов аккредитации испытательных лабораторий этих организаций, но не позднее чем до 31 декабря 2018 года включительно.

Обязанности экспертов организаций, проводящих СОУТ, вправе выполнять лица, работающие в этих организациях по трудовому договору и допущенные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, к работе в испытательных лабораториях по состоянию на день вступления в силу  ФЗ-426.

Таким образом, СОУТ могут проводить организации, имеющие в своем составе аккредитованную испытательную лабораторию и уведомление о внесении в реестр организаций оказывающих услуги в области охраны труда (аттестации рабочих мест по условиям труда).

3. Этап «Идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов»

Идентификацию потенциально вредных и (или) опасных факторов  проводит эксперт организации, проводящей СОУТ. Результаты идентификации утверждаются комиссией. Под идентификацией потенциально вредных и (или) опасных факторов понимается сопоставление и установление совпадения имеющихся на рабочих местах факторов производственной среды и трудового процесса с факторами производственной среды и трудового процесса, предусмотренными Классификатором вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса.

По своей сути идентификация — это предварительное обследование рабочих мест с целью выявления факторов, которые необходимо будет измерять на рабочих местах. При этом в целях СОУТ измеряются только те факторы, которые указаны в Классификаторе. Следует обратить внимание, что в Классификаторе отсутствуют некоторые факторы, которые оценивались при аттестации рабочих мест по условиям труда. Идентификация может проводиться путем осмотра рабочих мест, путем опроса работников и (или) их непосредственных руководителей, путем изучения документации и материалов о характеру работы (должностные инструкции, технологическая документация, характеристики применяемых материалов и сырья, результаты ранее проводившихся измерений вредных и (или) опасных факторов).

В зависимости от результатов идентификации следующим этапом СОУТ может являться либо «Декларирование соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда» (потенциально вредные и (или) опасные факторы на рабочем месте не выявлены) либо «Исследования и измерения вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса» (потенциально вредные и (или) опасные факторы на рабочем месте выявлены)

4. Этап «Декларирование соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда»

Декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда оформляется работодателем и подается в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства (инспекцию по труду). Декларация действительна в течение 5 лет со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.

Декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда оформляется в отношении рабочих мест, на которых вредные и (или) опасные факторы производственной среды и трудового процесса по результатам осуществления идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов не выявлены. То есть на рабочем месте отсутствуют факторы, перечисленные в Классификаторе. В случае если по результатам идентификации потенциально вредных и (или) опасных факторов в Заключении эксперта организации, проводящей специальную оценку условий труда, указано, что на рабочих местах необходимо проводить измерения факторов производственной среды и трудового процесса, и в соответствии с этим были проведены измерения, оформлены протоколы и карты специальной оценки условий труда, декларация соответствия на такие рабочие места не оформляется (даже если по результатам проведения измерений и оценки факторов на рабочих местах установлен класс условий труда 2-допустимый).

5. Этап ««Исследования и измерения вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса»

В случае если на рабочих местах выявлены факторы, перечисленные в Классификаторе, эти факторы подлежат исследованиям и измерениям. Исследования и измерения проводят эксперты и иные работники организации, проводящей специальную оценку условий труда. Методы и методики измерений, состав работников, проводящих измерения, определяются организацией, проводящей СОУТ. При проведении измерений должны применяться средства измерений, прошедшие поверку и внесенные в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений. Результаты проведенных измерений оформляются протоколами  в отношении каждого из факторов. По результатам проведения измерений экспертом организации, проводящей СОУТ осуществляется отнесение условий труда на рабочих местах к классу (подклассу).

Условия труда по степени вредности и (или) опасности подразделяются на четыре класса — оптимальные, допустимые, вредные и опасные условия труда.

Оптимальными условиями труда (1 класс) являются условия труда, при которых воздействие на работника производственных факторов отсутствует или уровни воздействия которых не превышают уровни, установленные нормативами.

  Допустимыми условиями труда (2 класс) являются условия труда, при которых на работника воздействуют производственные факторы, уровни воздействия которых не превышают уровни, установленные нормативами условий труда, а измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается во время регламентированного отдыха или к началу следующего рабочего дня (смены).

  Вредными условиями труда (3 класс) являются условия труда, при которых уровни воздействия производственных факторов превышают уровни, установленные нормативами условий труда. Вредные условия труда в зависимости от степени превышения нормативов разделяются на четыре подкласса 3.1, 3.2, 3.3, 3.4.

 Опасными условиями труда (4 класс) являются условия труда, при которых на работника воздействуют производственные факторы, уровни воздействия которых способны создать угрозу жизни работника, обусловливают высокий риск развития острого профессионального заболевания.

ФЗ-426 предусматривает возможность снижения класса (подкласса) условий труда в случае применения работниками, занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда, эффективных средств индивидуальной защиты, прошедших обязательную сертификацию в порядке, установленном соответствующим техническим регламентом.  Снижение класса (подкласса) вредных условий труда должно осуществляться в соответствии с методикой, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, и с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. На настоящий момент указанная методика не утверждена, поэтому оценка эффективности средств индивидуальной защиты на данный момент не проводится.

6. Этап «Оформление отчета о проведении СОУТ»

Организация, проводящая СОУТ составляет отчет о ее проведении, в который включаются следующие результаты проведения специальной оценки условий труда:

1) сведения об организации, проводящей специальную оценку условий труда;

2) перечень рабочих мест, на которых проводилась специальная оценка условий труда, с указанием вредных и (или) опасных производственных факторов, которые идентифицированы на данных рабочих местах;

3) карты специальной оценки условий труда, содержащие сведения об установленном экспертом организации, проводящей специальную оценку условий труда, классе (подклассе) условий труда на конкретных рабочих местах;

4) протоколы проведения исследований (испытаний) и измерений идентифицированных вредных и (или) опасных производственных факторов;

5) протоколы оценки эффективности средств индивидуальной защиты;

6) сводная ведомость специальной оценки условий труда;

7) перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, на рабочих местах которых проводилась специальная оценка условий труда;

8) заключения эксперта организации, проводящей специальную оценку условий труда.

Отчет о проведении специальной оценки условий труда подписывается всеми членами комиссии и утверждается председателем комиссии.

Член комиссии, который не согласен с результатами проведения специальной оценки условий труда, имеет право изложить в письменной форме мотивированное особое мнение, которое прилагается к этому отчету.

Работодатель организует ознакомление работников с результатами проведения специальной оценки условий труда на их рабочих местах под роспись в срок не позднее чем тридцать календарных дней со дня утверждения отчета. Также должно быть организовано размещение на  официальном сайте работодателя (при наличии такого сайта) сводных данных о результатах проведения специальной оценки условий труда в части установления классов (подклассов) условий труда на рабочих местах и перечня мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников в срок не позднее чем в течение тридцати календарных дней со дня утверждения отчета о проведении СОУТ.

Результаты проведения СОУТ передаются в Федеральную государственную информационную систему учета результатов проведения специальной оценки условий труда, в течение 10 дней со дня утверждения отчета по СОУТ.

Обязанность по передаче результатов проведения специальной оценки условий труда возлагается на организацию, проводящую специальную оценку условий труда.

Внеплановая СОУТ:

 

Статьей 17 ФЗ-426 предусмотрена необходимость проведения внеплановой СОУТ  в  течение шести месяцев со дня наступления следующих случаев:

1) ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест;

2) получение работодателем предписания государственного инспектора труда о проведении внеплановой специальной оценки условий труда;

3) изменение технологического процесса, замена производственного оборудования, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;

4) изменение состава применяемых материалов и (или) сырья, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;

5) изменение применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты, способное оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;

6) произошедший на рабочем месте несчастный случай на производстве;

7) наличие мотивированных предложений выборных органов первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа работников о проведении внеплановой специальной оценки условий труда.

Важно:

 

С 1 января 2014 г.

вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 421-ФЗ   «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда», который внес значимые изменения в такие нормативно-правовые акты как:

1) Трудовой кодекс Российской Федерации;

2) Федеральный закон от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»

3) Федеральный закон от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»

4) Федеральный закон от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»

5) Федеральный закон от 16 июля 1999 года N 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования»

6) Федеральный закон от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»

7) Федеральный закон от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»

8) Уголовный кодекс Российской Федерации

9) Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и др.

Записи созданы 973

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх