Традиционное общество

Тема 41 ОБЩЕСТВО КАК СИСТЕМА

411 Понятие общества

Человек — это социальное явление. В том смысле, что поведение человека определяется не биологически (инстинктом), а под влиянием других людей, определяется определенным типом культуры. Люди связаны между собой многочисленными и ниточками социальных взаимодействий и отношений, некоторые из них являются устойчивыми, а другие — возникают спонтанноно.

Общество — это совокупность всех видов взаимодействия и форм объединения людей, которые сложились исторически, в которой проявляется их взаимозависимость друг от друга

Людей в общество объединяют главным образом три признака — общая культура, общая территория и общая идентичность:

общая культура, передающаяся из поколения в поколение, дает им общие ценности, нормы,»образцы жизни»;

общая территория, которую они считают своей, дает им общее пространство, место, где они могут на практике реализовывать свои культурные образцы;

общая идентичность, т.е.

осознание своей принадлежности к определенному сообществу, возникает вследствие ощущения человеком своей причастности к носителям определенной культуры, реализуемой на определенной территории

Общество является системой

У специалистов из системного подхода важнейшими признаками системы являются: целостность, наличие двух или более типов связей (пространственных, функциональных, генетических и др.), структура, наличие ь уровней и иерархии уровней, управления, цель, самоорганизация, функционирование и развитие. Все эти система образовательные факторы присущи обществву.

. Социальная система — целостное образование, главным элементом которого являются люди, их связи, взаимоотношения и взаимодействия, а также социальные институты и организации, социальные группы, сообщества, нормы и ценности

Общество является системой, которая сама воспроизводится. Самовоспроизведение является объективным свойством социальной системы — хотя она воспроизводится взаимодействия людей, но этот процесс не определяется желаниями ок кремами людий.

Воспроизводя себя, общество не только сохраняет свою целостность, но и меняется. Возникают новые структурные элементы, нормы и ценности есть самовоспроизведению это не самоповторении, а поддержание самоид дентификации общества, сохранение общих принципов его организации, которыми оно отличается от всех других социальных систеем.

В философской и социологической мысли выделяют три разновидности системных представлений об обществе: системно-механическое; системно-органическое; синтетическое (объединяет черты первых двух). Каждое из этих представлений отр ризняеться от других тем, что его представители убеждены в том, что обществу одни система образовательные факторы присущи, а другие — ні.

Системно-механическое представление

Под влиянием механики (и физики вообще) представители этого направления пытались свести закономерности функционирования и развития общества на механистических закономерностей. Они пытались объяснить сви т., не прибегая к понятиям»цель»или»конечная причина»Сторонники системно-механических представлений не считали, что»цель»или»конечная причина»присущи обществу и поэтому не ставили целью выработки теорий, которые оценивали развитие общества, исходя из его целей. Они в основном концентрировали свое внимание на изучении причинно-следственных явлений: одно событие обусловлена ??другой, другая — еще другой и так далее. Общество они считали чем-то вроде механического агрегатжали чимось подібним до механічного агрегату.

Известным представителем механицизма считают итальянского ученого. Вилфредо. Парето (1848-1923). Он считал, что общество является своеобразным механизмом, который построен из атомов — людей. Они составляют систему у, состоит из отдельных элементов, которые взаимосвязаны и влияют друг на друга. Эти элементы неоднородны. Лучшие составляют элиту, которая руководит обществом. Равновесие в системе обеспечивается циркуляции семьей элиты: лучшие из представителей низов могут подниматься догории входить в элиту, а те члены элиты, деградируют — опускаются вниз. Смена элит может происходить из-за кооптации элитой в свои ряды представителей низших классов, если же нет, то обновление элиты происходит благодаря социальной революции, весь смысл которой, согласно. Парето, заключается в персональной замене правящей элиты еліти.

Существуют также»энергетические»,»термодинамические»и другие формы механицизма, которые соответствовали определенным этапам развития физики

Системно-органическое представление. Представителями этого направления в социологии является. Огюст. Конт,. Герберт. Спенсер

Системно-органическое понимание общества появилось под влиянием. Чарльза. Дарвина и других известных биологов-эволюционистов XIX в. Понятие организма в то время стали представлять ключом к научному объяснению с законов природы; идеи, основанные на атомистической традиции, в XIX в стали рассматривать как устаревшие. Скажем, по мнению. Огюста. Конта, индивиды только думают, что они действуют в соответствии с»своих осо ные импульсов», в действительности же они постоянно участвуют в общем развитии, как правило, не задумываясь об этом. Огюст. Конт постоянно подчеркивал примат общества над индивидом, а слова»индивид»,»индивидуальный»в его произведениях, как правило, имеют уничижительный оттенитзвичай, мають зневажливий відтінок.

«В политике системно-органическая точка зрения приводила к восхваления общества в противовес индивиду. Это гармонировало с растущей мощью государства, а также с национализмом, который мог обратиться я к дарвиновского учения о выживании сильнейших, применяя его уже не к индивидам, а к нации»(Бертран. Расселран. Рассел).

Общество, считают сторонники системно-органического направления — это своеобразный организм, система, находящаяся в постоянном развитии подобно живому организму.

Например, в процессе своего развития су успильство»наращивает массу»(растет население, материальные ресурсы) общество имеет свою»нервную систему»(пути сообщения и другие средства коммуникаций),»мышцы»(силовые структуры — армия, по. Лике),»мозг»(правительство, парламент),»кровеносную систему»и т.д.. Петр (Петер). Лилиенфельд (1829-1903) — немецкий социолог, который живые работал в. России, считал, что торговля выполняет в обществе те же функ ции, и кровообращение в организме, а функции правительства аналогичны функциям мозга. Австрийский ученый. Альберт. Шеффле (1831-1903) в работе с характерным названием»Строение и жизнь социальных тел»анализировал эконом ичне жизни общества как прямую проекцию обмена веществ в организме. Связанные друг с другом органы, образуют систему единого организма. Если какой-то орган перестает функционировать, или дает сбои, организм не может функционировать нормально и может вообще выйти из стройанізм не може функціонувати нормально і може взагалі вийти з ладу.

Синтетическое представление

Представителем синтетического подхода к пониманию общества был, например,. Эмиль. Дюркгейм, считавший, что примитивные общества отличаются»механической солидарностью», у них коллективное сознание и коллективные представления действуют как репрессивная сила, сплачивает индивидов в общество. С растущим разделением труда, репрессивности коллективного сознания ослабляется и возрастает сила так называемой орган ичной солидарности — то есть индивид начинает осознавать свою зависимость от общества, ранее поддерживалась только благодаря репрессивным средствам для людей со стороны государствоку держави.

Немецкий социолог. Фердинанд. Тьоннис (1855-1936) выделял два типа социальных общностей -«гемайншафт»(«органическая»община присуща традиционному обществу) и»гезельшафт»(«механическое»общество, я который встал волюнтаристским, рациональным путем). Основные различия между ними таковыяхом).. Основні відмінності між ними такі:

в традиционном обществе, в сообществе -«гемайншафт»люди живут согласно своим общинных обязанностей, тогда как общество типа»гезельшафт»основывается на стремлении к личной выгоде;

«гемайншафт»опирается на традиции и обычаи, а»гезельшафт»- на формальные законы;

для»гемайншафт»свойственен разделение труда по половозрастными признакам, для»Гезельшафт»- на профессионально-квалификационной основе, связанной с образованием и опытом работы;

для»гемайншафт»присуща примитивная система управления сообществом, для»Гезельшафт»- сложная, с выделением специальных институтов управления, специализированных органов для различных отраслей суспильног го жизни: экономики, политики, территориального, местного самоуправленияевого самоуправління.

Когда мы говорим об отношениях между людьми, стоит понимать, что они разделяются не только на одиночество, свободные и брак — это скорее типы формальных договоренностей. Есть еще и то, что можно назвать внутренними неформальными правилами.

Чтобы в этом разобраться, нужно вспомнить, что человек отличается от животного ещё и тем, что у него есть личность.

Точнее, она появляется (или рождается) в тот момент, когда мы входим в социум и принимаем его правила. Сегодня очень многие пропагандируют отказ от правил социума (типа мне это навязали), намекая на индивидуальность. Однако индивид — это предпосылки для возникновения личности, некий набор способностей, которому еще предстоит развиться.

Итак, начиная взаимодействовать с социумом, мы получаем свод порядков и правил. Они, как уже упоминалось в статье ниже, похожи чем-то на правила дорожного движения, и созданы не для того, чтобы вас ограничить, а совсем наоборот, чтобы сделать вашу жизнь комфортной. Если есть вопрос — всегда находится ответ!

Едешь такой по трассе, не знаешь куда повернуть, а тут тебе знак — Бельдяшки налево, Париж направо. И всё понятно, если, конечно, вы знаете куда вам нужно. И вот тут многие путают две вещи, которые путать нельзя: дорожные знаки — это социальные правила, а если вам кто-то сказал, куда вам ехать, а вам туда не хочется — это отсутствие у вас самостоятельности, ответственности и незнание культурных норм. И называется это ТРАДИЦИЯМИ.

В традиции нет выбора, потому что его заменяют обычаи. Наши предки для того, чтобы почувствовать себя личностью, ходили на ритуальные пляски, групповые молебны и казни, а также прочие мероприятия культурного досуга. Именно там, соединившись с другими, они получали свою идентификацию.

Человек, живущий в традиции, не имеет своего Я. Ему вполне хватает группового МЫ. Мы — племя зеленых драконов, и я в этом племени всего лишь часть. Нужна ли тут самостоятельность? Нет. Нужна ли ответственность? Не особо. Есть ли понятие о культуре, которая лежит вне моего ограниченного мира? Это будет только отвлекать от тотемизма и ассоциаций себя с группой.

Допустим, я принадлежу тусовке панкующих стритрейсеров. Еду я по МКАД и вижу знак ограничения скорости. Если я сброшу акселератор, то сделаю комфортно себе и окружающим (выполню социальные правила), но тогда меня не поймет моя группа (я войду в конфликт с традицией). В этот момент у меня нет своего выбора, потому что нет своего я. И я вдавливаю педаль газа в пол!

Конфликт с нормой — это НЕ КОНФЛИКТ МОЕЙ СВОБОДЫ И СОЦИАЛЬНЫХ ПРАВИЛ, А КОНФЛИКТ МОЕГО КОМФОРТА И ТРАДИЦИЙ МОЕЙ ГРУППЫ. Потому что только в традиции, соединяясь с теми, кто меня поддерживает, я могу чувствовать себя личностью. Просто я еще не подрос. Я еще не личность. Я — индивидуальность.

Итак, в традиции нужна группа с идеологией, чтобы быть её частью. В социуме же мне нужна своя собственная личность, чтобы быть самостоятельным в своём выборе. И вот теперь, после этого долгого вступления, вам будет понятно определение и различие «традиционных» и «современных» отношений.

Подумайте, с какой группой вы себя связываете? В каких традициях вы живёте? Что в вашей группе (семье, тусовке, общности), которой вы отдали своё Я, считается правильным, а что нет?

Хорошими жёнами становятся только девственницы? Мужчина — это источник денег и благ? Мужик работает, а баба стоит у плиты? Во что вам еще предписано верить, чтобы не потерять идентификацию с вашей сектой?

В тот момент, когда вы отказываетесь от традиций, в награду вы получаете личность. Да, она еще молода и не всегда понимает своих выгод от социальных правил. Социум то всего-лишь повесит вам знаки на дороге (кстати, не только запрещающие и предписывающие, но и информационные и сервисные), но садиться за руль, вызвать такси или пройтись пешком всегда будет вашей личной свободой. Личностной свободой.

И тогда вы становитесь современным человеком. Живущим со-временем. С настоящим сегодняшним временем. И отношения вы можете создать со-времЕнные. Такие, какие актуальны здесь и сейчас. В современных отношениях вы определяете что и как более выгодно и рационально для вас сейчас, а не опираетесь на представления давно превратившегося в прах основателя традиций.

Кстати, выбирать тренинги можно тоже из традиции, а можно самостоятельно, как современный человек. В первом случае вы получите сценарий «делай как я», а во втором контролировать и тренера и результат.

Из традиции выходить страшно. Всегда есть чувство, что ты что-то потеряешь. Однако теперь вы знаете, что на самом деле вы лишаетесь только обычаев, которые принимали за социальные правила. Давайте признаем, что люди бояться не самостоятельности и ответственности, а казни за нарушение традиций — отлучения от той социальной группы, к которой мы себя причислили.

В награду же за смелость вы приобретаете самостоятельность, которая является первым шагом к свободе воли. А чтобы не потеряться первое время — всегда есть те самые дорожные знаки, которые для вас заботливо развесил ранее неприятный социум.

Кстати, впереди вас ждёт новое перерождение. Войти в традицию обратно нельзя, получится архаика. А вот посмотреть на человеческую культуру по-новому вы уже сможете. И тогда, на соединении вашего социального Я и культуры, появится ваше новое духовное Я. Простыми словами — это ваш собственный путь в соединении с человеческими культурными ценностями. Кто-то называет это миссией, а кто-то просто счастливой и осмысленной жизнью.

Но давайте об этом уже на «Глубине». А вот тему современной семьи и распределения в ней ролей и бюджетов мы, считайте, только начали.

Общество.

Проблема об­щества, его специфики, сущности и связи с человеком является цен­тральной в социальной филосо­фии. К определению общества есть несколько подходов. Одни видят в нем надындивидуальную духовную реальность, основан­ную на коллективных представлениях (Э. Дюркгейм) или ре­альность, порожденную извест­ной направленностью духа и су­ществующую не объективно, а как иллюзия сознания, «объек­тивация» человеческих отноше­ний (Н. А. Бердяев) или такое ду­ховно-нравственное образование, которое связано с подчинением человеческой воли «должному» (С. Л. Франк).

Другие в отличие от приведенного взгляда дают понима­ние общества, близкое к материали­стическому: общество — это такое взаимодействие людей, которое яв­ляется продуктом социальных, т. е. ориентированных на других людей, действий (М. Вебер); это такая сис­тема отношений между людьми, связующим началом которой явля­ются нормы и ценности (Т. Пар­сонс). Третьи подходят к обществу с последовательно-материалистиче­ских позиций (К. Маркс, его едино­мышленники и последователи). Они определяют общество как такую со­вокупность объективных обще­ственных отношений, которая суще­ствует в исторически определенных формах и складывается в процессе совместной практической деятель­ности людей. Общество, таким об­разом, представляется как все те связи и отношения, в которых инди­виды находятся друг к другу, как ан­самбль общественных отношений, в которых живет и действует человек. Данный подход выглядит наиболее предпочтительным, особенно близ­ким к подлинной социальной реаль­ности. Он хорошо обосновывается наукой, дающей достоверные зна­ния об объективных законах, тенденциях развития общества и входящих в него общественных отноше­ний.

Все многообразие обществ, существовавших прежде и существующих сейчас, учёные разделяют на определенные типы. Существует множество способов классификации обществ. Один из них предполагает выделение традиционного (доиндустриального) общества и индустриального (промышленного) общества.

Традиционное общество — это понятие, обозначающее совокупность обществ, общественных укладов, стоящих на разных ступенях развития и не обладающих зрелым индустриальным комплексом. Определяющий фактор развития таких обществ — сельское хозяйство. Традиционные общества часто называют «ранними цивилизациями», противопоставляя их современному индустриальному обществу.

Традиционное общество появ­ляется одновременно с возникновением государства. Эта модель общественного развития является очень устойчивой и характерна для всех обществ, кроме европейского. В Ев­ропе сложилась другая модель, основанная на частной соб­ственности. Основные принципы традиционного общества действовали вплоть до эпохи промышленного переворота, а во многих государствах существуют и в наше время.

Основная структурная ячейка традиционного общества — соседская община. В соседской общине преобладает зем­леделие с элементами скотоводства. Крестьяне-общинники обычно консервативны по образу жизни вследствие повто­ряющихся из года в год природно-климатических и хозяйственных циклов и однообразия жизни. В этой ситуации крестьяне требовали от государства, прежде всего, стабиль­ности, которую могло обеспечить только сильное государство. Ослабление государства всегда сопровождалось смута­ми, произволом чиновников, нашествиями врагов, расстройством экономики, особенно бедственным в условиях иррига­ционного земледелия. Как следствие — неурожай, голод, эпидемии, резкое падение численности населения. Поэтому об­щество всегда предпочитало сильное государство, передавая ему большую часть своих полномочий.

В рамках традиционного общества государство является высшей ценностью. Оно, как правило, функционирует в ус­ловиях четкой иерархии. Во главе государства стоял прави­тель, пользующийся практически неограниченной властью и представляющий собой заместителя бога на земле. Ниже располагался мощный административный аппарат. Положе­ние и авторитет человека в традиционном обществе опреде­ляется не его богатством, а, прежде всего, участием в госу­дарственном управлении, которое автоматически обеспечивает высокий престиж.

Характерными чертами такого общества являлись:

— традиционализм – ориентация на воспроизводство сложившихся форм образа жизни и социальных структур;

— низкая подвижность и слабое разнообразие всех форм человеческой жизнедеятельности;

— в мировоззренческом плане представление о полной несвободе человека, предопределение всех действий и поступков независящими от него силами природы, социума, богов и т.д.;

— нравственно-волевая установка не на познание и преобразование мира, а на созерцательность, безмятежность, мистическое единение с природой, сосредоточенность на внутренней духовной жизни;

— коллективизм в общественной жизни;

— преобладание государства над обществом;

— государственная и корпоративная формы собственности;

— основной метод управления – принуждение.

Как видим, человек в таком обществе занимал не самую высокую ступень. Принципиально иной тип общества сложился в Европе с его динамизмом – ориентацией на новизну, утверждением достоинства и уважения к человеческой личности, индивидуализмом и рациональностью. Именно на основе западного типа цивилизации возникает индустриальное общество и сменяющее его постиндустри-альное общество.


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 670; Нарушение авторских прав?;




Читайте также:

1. Экономические системы и собственность. Право собственности.

Экономическая система — это совокупность всех экономических процессов, происходящих в обществе на основе сложившихся отношений собственности и хозяйственного механизма. Ф. Прайор писал: «Экономическая система включает все те институты, организации, законы и прави­ла, традиции, убеждения, позиции, оценки, запреты и схемы поведения, которые прямо или кос­венно воздействуют на экономическое поведение и результаты».

Выделяют несколько видов экономических систем:

  • традиционную;
  • командно-административную;
  • рыночную;
  • смешанную.

Экономические системы отличаются наличием нескольких условий, среди которых наиболее значимые:

1)     господствующая форма собственности;

2)     механизм ценообразования;

3)     наличие (отсутствие конкуренции);

4)     мотивация людей к труду и др.

В традиционной системе экономика основывается на натуральной форме общественного хо­зяйства, продукция производится прежде всего для собственного потребления. Господствующей формой собственности является общинная. Традиционная экономика характерна для доиндустри-альных обществ. Новейшая же история знает два основных вида экономических систем — ко­мандно-административную и рыночную.

Примером командно-административной системы является экономическая система Советского Союза, сформированная к концу 20-х годов и действовавшая до начала 80-х гг. XX в.

В настоящее время примерами командно-административной экономики являются экономические системы Кубы и Северной Кореи.

Основой командно-административной системы является государственная соб­ственность на все ресурсы. Планирование экономики осуществляется из единого экономического центра и носит административный характер. Ценообразование также носит централизованный ха­рактер, не отражает реальной оценки произведенной продукции и не зависит от наличия или от­сутствия спроса и предложения на тот или иной вид товара.

В рыночной экономической системе основу экономических отношений составляет частная собственность. Вопросы производства и реализации производимой продукции производители решают самостоятельно, основываясь на личном интересе. Особенностью рыночной системы яв­ляется также ценообразование, которое не регулируется государством, а формируется путем взаи­модействия спроса и предложения товаров на рынке. Элементом рыночного механизма хозяйство­вания является также конкуренция, то есть соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства и купли-продажи товаров. Но нельзя отрицать и роль государства в рыночной экономике. Именно государство создает равные условия для конкуренции производителей, ограничивает монополизированное производство, стабилизирует экономические колебания и выполняет другие функции в экономической сфере, используя правовые (принятие законов) и финансово-экономические методы (установление налогов, пошлин и др.).

Однако в современном мире практически нет экономики, которая основывалась бы только на рыночном механизме и не включала бы элементы плановой экономики. Экономика, совмещающая элементы различных экономических систем, называется смешанной. Представляется, что такой вид экономической системы позволяет эффективно использовать сильные стороны как командно-административной экономики (планирование, социальные гарантии работникам), так и лучшие стороны рыночной экономической системы.

Отношения собственности (их еще называют имущественными отношениями) складываются между людьми ежедневно, даже можно сказать ежечасно.

Собственность можно определить как отношение лица к принадлежащей ему вещи как к своей. При этом несобственники данной вещи относятся к ней как к чужой.

В юридическом смысле собственность представляет собой единство прав владения, пользова­ния и распоряжения вещью.

Владение — это фактическое обладание принадлежащей собственнику вещью. Иногда еще употребляют такое выражение: «фактическое держание ее в своих руках».

Под пользованием понимается извлечение из вещи ее полезных свойств в процессе ее потреб­ления. Нередко одна и та же вещь может быть использована не только с целью личного потребле­ния, но и в целях извлечения прибыли.

Распоряжение — это полная или частичная передача вещи другим лицам с помощью каких-либо актов, определяющих ее судьбу, в том числе: продажа вещи, сдача ее в залог, передача в ка­честве пожертвования в благотворительный фонд, уничтожение вещи.

Общепринято, что право собственности относится к числу исключительных прав, однако это не значит, что власть собственника в отношении принадлежащего ему имущества не имеет границ. Действительно, в отношении своих вещей он вправе совершать любые действия, но только не про­тиворечащие законодательству.

Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд возможно произвести, но только при условии предварительного и равноценного возмещения. Так, перед началом строительства многоэтажного дома муниципалитет, являющийся застройщиком, обязан предоставить новые квартиры собствен­никам одноэтажных домов, расположенных на данном участке, и лишь затем вправе снести эти дома.

В соответствии с пунктом 2 статьи 8 Конституции Российской Федерации в нашей стране «признаются и защищаются равным образом частная, муниципальная и иные формы собственно­сти».

Все формы собственности равноправны и защищаются законом. Но так было не всегда. В советское время наблюдались существенные различия в правовом режиме собственности, приви­легированное положение социалистической, в особенности государственной, собственности и ог­раничения личной собственности граждан.

Статьи 212-215 Гражданского кодекса Российской Федерации разделяют частную собствен­ность на собственность граждан и юридических лиц, государственную — на федеральную, при­надлежащую государству (Российской Федерации) и субъектам Федерации. В качестве субъектов муниципальной собственности выступают органы местного самоуправления городских и сельских поселений, муниципальных районов, городских округов либо внутригородских территорий городов федерального значения. К иным формам собственности относят собственность общественных ор­ганизаций, собственность иностранцев на территории России, собственность совместных предпри­ятий и др.

2.  Французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери однажды написал: «Глина, из кото­
рой ты слеплен, высохла и затвердела, и уже ничто и никто на свете не сумеет пробудить в тебе уснувшего музыканта, или поэта, или астронома, который, быть может, жил в тебе ко­гда-то». Установи связь между мнением писателя и тем, что ты изучил в курсе обществознания о развитии способностей человека. Что необходимо человеку, чтобы стать музыкантом, поэтом, художником, ученым?

Для успешной жизнедеятельности человек должен осознавать не только свои потребности, ин­тересы и возможности, но и способности. Способностями называют природную одаренность, талантливость человека в каком-либо виде деятельности. Все люди обладают способностями, только у одних развит слух, у других реакция, у третьих есть поэтический дар. Именно способно­стями часто объясняют то, что разные люди, находящиеся в одинаковых жизненных обстоятельст­вах и поставленные в одинаковые условия, добиваются разных успехов.

Все способности можно разделить по нескольким основаниям.

  1. Природные способности, которые связаны с врожденными задатками — повышенная гибкость
    суставов, острый слух и т.д.
  2. Общие интеллектуальные способности, к которым относятся умственные способности, разви­
    тая память, точность ручных движений и т.д.
  3. Специальные способности определяют успехи человека в специфических видах деятельности,
    к ним можно отнести музыкальные, математические, спортивные и др.

Каждый человек обладает определенными способностями и для того, чтобы установить нали­чие тех или иных способностей, необходимо попробовать свои силы в различных видах человече­ской деятельности. С ее помощью задатки к чему-либо можно развить до уровня способностей. Так, например, учеными доказано, что определенного уровня развития музыкального слуха можно добиться и у тех людей, ухо которых не очень хорошо приспособлено для этого. Специальные уп­ражнения для голосовых связок повышают чувствительность, и обученный специальным образом человек может достичь таких же успехов, как и человек, имеющий хороший музыкальный слух от рождения.

По уровню развития способностей различают людей с выдающимися способностями, одарен­ных, талантливых. Среди последних встречаются отдельные люди, которых называют гениями (от латинского слова genius). В древнеримской мифологии гением называли духа — покровителя чело­века, который рождался вместе с человеком, руководил его действиями и как бы внушал ему ори­гинальные идеи. Таким образом, подчеркивается, что вдохновение и неистовство гения имеет сверхъестественное, «божественное» происхождение. В настоящее время так называют людей, об­ладающих высшими творческими способностями, способных к уникальным, особо ценным творе­ниям.

3.  Проанализируйте свой нынешний социальный статус. Попытайтесь спрогнозировать
его изменения в ближайшем будущем. Какие новые статусные позиции вы хотели бы обрес­ти? Что вы сделаете для этого?

Положение человека в обществе, занимаемое им в соответствии с возрастом, полом, происхо­ждением, профессией и другими показателями и предполагающее определенные права и обязанно­сти, называется социальным статусом. Принятая в обществе иерархия статусов является основой социальной стратификации.

Каждая личность в обществе выполняет определенные социальные функции: для школьника и студента — это учеба, для солдата — служба, для профессора — преподавание. И у каждой лично­сти таких функций множество. Человек может быть одновременно школьником, спортсменом, сы­ном и т.д., то есть может иметь несколько статусов. Один статус личность приобретает по рожде­нию и его называют предписанным (например, если родители родившегося ребенка являются гражданами России, он тоже сразу является гражданином России, также предписанным является статус мужчины или статус женщины, статус национальности и т.д.). Другие статусы приобрета­ются в течение жизни и называются достигаемыми. К ним можно отнести статус студента, статус руководителя предприятия, статус чемпиона мира по плаванию, статус учителя и т.д. Так, напри­мер, для достижения статуса студента необходимо хорошо учиться, чтобы сдать выпускные экза­мены и вступительные испытания в вуз.

Новости и общество

Характерные черты традиционного общества

27 сентября 2013

Традиционное общество, иначе называемое простым, представляет собой докапиталистическую структуру с аграрным укладом. Оно обладает особым способом культурной и социальной регуляций, сложившихся под влиянием традиций и обычаев. Подобная совокупность людей характеризуется множеством отличительных особенностей. Большинство из них будет рассмотрено в данной статье.

Какие черты традиционного общества являются основополагающими? Достаточно сложный вопрос. Зачастую этот параметр обусловлен формой государственной власти и политическими отношениями. Применительно к данному конкретному типу можно отметить следующее: поведение каждого человека предписывается и контролируется сложившимися социальными институтами (общиной и семьей) и определяется посредством норм поведения, традиций и обычаев. Отвергаются любые попытки преобразований и жестко пресекаются всякие нововведения. В связи с этим характерные черты традиционного общества — замкнутость, малоподвижность структур и слабые темпы развития.

Помимо этого, представленный тип отличается естественным разделением труда по возрастному признаку и специализаций по половому. Ему присуща также своеобразная структура общения, когда нет статусных и должностных лиц, а есть только более старшие индивиды. Результатом этого является следование нормам неписаных законов нравственности и религии (неформальное регулирование отношений и взаимодействий). Описанные ранее черты традиционного общества можно считать причиной как полного отсутствия правления, так и случаев, когда в одной группе существует несколько различных государств. При этом каждое из них стремится к изоляции и самоуправлению. Патриархальный уклад жизни также можно отнести к характерной особенности. Передача статуса и власти определяется правлением старейшин и правом наследования. Подобный тип руководства считается примитивной системой.

Отличительные черты традиционного общества имеются во всех сферах человеческой жизнедеятельности.

К примеру, в отличие от индустриального и постиндустриального обществ, человек здесь является абсолютно зависимым от окружающего мира. Влияние сил природы считается достаточно большим, а воздействие человека, в свою очередь, минимальным. Однако взаимосвязь индивида и природы является крепкой и сильной. Таким образом, черты традиционного общества — отсутствие или минимальное наличие промышленного производства, жизнь совокупности людей за счет скотоводства и земледелия, которые являются широко распространенными.

Из вышесказанного можно также сделать следующий вывод: основной целью общества является поддержание численности популяции человеческого вида. В результате незначительного количества промышленности не идет никакой речи о выработке товаров массового потребления. Следовательно, черты традиционного общества — освоение большей территории и распространение населения на ней, а также добыча и сбор природных богатств.

Комментарии

Похожие материалы

Новости и общество
Характерные черты информационного общества. Плюсы и минусы информационного общества: таблица

Специалисты, которые ввели в употребление этот термин, разъясняют, что информационным общество становится, если в нём наблюдается изобильное циркулирование информации высокого качества, есть средства, необходимые для …

Образование
Каковы характерные черты современного общества? Структура современного общества

Каковы характерные черты современного общества? Вопрос не из легких, но если говорить о нем глобально и обобщенно, то получится весьма основательный ответ. В основе современной общественной системы лежит постиндустриа…

Дом и семья
Китайская кошка с большими глазами: описание породы, характерные черты, фото

Китайская кошка наиболее загадочна, ведь она мало изучена в силу своих природных характеристик.

Она занимает промежуточное место между домашним и диким представителем семейства. Имеются также две любопытные породы, ко…

Духовное развитие
Евсей (имя): значение, происхождение, характерные черты

В наступившем тысячелетии молодые родители все чаще обращают внимание на имена, вышедшие из широкого употребления. Что вы скажете, если новорожденного малыша назовут Евсей? Имя, значение и толкование будет подробно ос…

Закон
Иски о признании: определение, характерные черты

Иски о признании прав или их отсутствия массово распространены в юридической практике. Изрядная часть дел, рассматриваемых в судах, основана именно на них. Несмотря на то что их относят к одной категории, они обладают…

Искусство и развлечения
Ли Джордан: особенности и характерные черты персонажа

Ли Джордан описан Джоан Роулинг как темнокожий мальчик с черными волосами, заплетенными в дреды. Всем зрителям «Поттерианы» этот персонаж знаком в качестве озорного и остроумного комментатора спортивных матчей. Однако…

Искусство и развлечения
Псевдорусский стиль, его характерные черты и особенности развития

Псевдорусский стиль представляет собой архитектурное течение в России в 19-20 веках. Преобладающими элементами здесь становятся традиции зодчества и народного творчества. Он включает в себя несколько подгрупп, в том ч…

Искусство и развлечения
Северное Возрождение и его характерные черты

Сам термин «Возрождение» («rinascita») принадлежит историку искусства Джорджо Вазари. Позже слово было подхвачено французами и трансформировалось в Renaissance (Ренессанс) – так еще назыв…

Новости и общество
Как называется плоский парк перед дворцом: термин и характерные черты

Множество красивых парков и дворцово-парковых ансамблей существует по всему миру. Они поражают туристов, а некоторые жители ходят гулять в них каждый день. Садово-парковые зоны существуют уже много лет, свою популярно…

Новости и общество
Что такое бюст: характерные черты этого направления в скульпутре

Почти в любом городе можно увидеть памятники известным людям. Все они выполнены в различной форме и несут абсолютно разный смысл. Также часто можно увидеть бюсты известных людей. Они встречаются как на улицах города, …

Записи созданы 792

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх