Формы, виды и методы налогового контроля

Формы проведения налогового контроля — Налоги и налогообложение (Меденцов А.С.)

Для соблюдения прав и законных интересов налогоплательщиков при осуществлении налогового контроля должны соблюдаться установленные законом правила и процедуры.

1.2 Формы, виды и методы налогового контроля

В противном случае доказательства могут быть признаны недопустимыми. Налоговый контроль проводится в следующих формах.

Налоговые проверки. Налоговые органы проводят следующие виды налоговых проверок налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов: камеральные налоговые проверки; выездные налоговые проверки.

Осмотр. Должностное лицо налогового органа, производящее выездную налоговую проверку, в целях выяснения обстоятельств, имеющих значение для полноты проверки, вправе производить осмотр территорий, помещений налогоплательщика, в отношении которого проводится налоговая проверка, документов и предметов в присутствии понятых. Осмотр документов и предметов вне рамок выездной налоговой проверки допускается, если документы и предметы были получены должностным лицом налогового органа в результате ранее произведенных действий по осуществлению налогового контроля или при согласии владельца этих предметов на проведение их осмотра.

Истребование документов при проведении налоговой проверки. Должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы посредством вручения этому лицу (его представителю) требования о представлении документов.

Выемка документов и предметов производится на основании мотивированного постановления должностного лица налогового органа, осуществляющего выездную налоговую проверку. Выемка документов и предметов производится в присутствии понятых и лиц, у которых производится выемка документов и предметов. В необходимых случаях для участия в производстве выемки приглашается специалист.

Не подлежат изъятию документы и предметы, не имеющие отношения к предмету налоговой проверки.

Экспертиза. В необходимых случаях для участия в проведении конкретных действий по осуществлению налогового контроля, в том числе при проведении выездных налоговых проверок, на договорной основе может привлекаться эксперт. Экспертиза назначается в случае, если для разъяснения возникающих вопросов требуются специальные познания в науке, искусстве, технике или ремесле.

Привлечение специалиста для оказания содействия в осуществлении налогового контроля. Для участия в проведении конкретных действий по осуществлению налогового контроля, в том числе при проведении выездных налоговых проверок, на договорной основе может быть привлечен специалист, обладающий специальными знаниями и навыками, не заинтересованный в исходе дела.

Участие переводчика. В необходимых случаях для участия в действиях по осуществлению налогового контроля на договорной основе может быть привлечен переводчик. Переводчиком является не заинтересованное в исходе дела лицо, владеющее языком, знание которого необходимо для перевода.

Участие понятых. При проведении действий по осуществлению налогового контроля в случаях, предусмотренных НК РФ, вызываются понятые. Понятые вызываются в количестве не менее двух человек. В качестве понятых могут быть вызваны любые не заинтересованные в исходе дела физические лица.


В задачи налогового контроля входит:

1.

Формы и виды налогового контроля

Наказание нарушителей налогового законодательства.

2. Обеспечение правильного внесения налогов в бюджет.

3. Предупреждение нарушителей налогового законодательства.

4. Возмещение ущерба, причиненного государству налогоплательщиками в результате неисполнения своих обязательств.

Для выполнения задач, возложенных на налоговые инспекции, они наделены широкими полномочиями, которые можно разделить на четыре группы:

1. Полномочия, обеспечивающие необходимые условия для осуществления контроля , т.е. право производить у налогоплательщиков проверки документов, связанных с исчислением и уплатой налогов, право получать необходимые пояснения при проверках, право получать документы, касающиеся хозяйственной деятельности налогоплательщика, и копии с них, право обследовать производственные, складские, торговые и иные помещения предприятий, учреждений, организаций и граждан, используемые для извлечения доходов либо связанные с содержанием объектов налогообложения т.д..

2.

Полномочия по пресечению нарушений в налоговом законодательстве , т.е. право требовать от руководителей и других должностных лиц проверяемых предприятий, учреждений, организаций, а также от граждан устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и других обязательных платежах в бюджет и законодательства о предпринимательской деятельности и контролировать их выполнение, право приостанавливать операции предприятий, учреждений, организаций и граждан по расчетным и другим счетам в банках и иных финансово-кредитных учреждениях в случаях непредставления (или отказа представить) государственным налоговым инспекциям и их должностным лицам бухгалтерских отчетов, балансов, расчетов, деклараций и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и иных обязательных платежей в бюджет.

3.

Полномочия по применению восстановительных мер , выражающихся во взыскании недоимок по налогам и другим обязательным платежам в бюджет, а также суммы штрафов и иных санкций, предусмотренных налоговым законодательством;

4. Полномочия по применению мер ответственности за нарушение налогового законодательства.

2. Виды, формы и этапы налогового контроля.

Виды налогового контроля

Классификации видов налогового контроля полностью определяться характеристикой того элемента налогового контроля, который будет являться основой для классификации.

1.По времени проведения:

1.1 Предварительный налоговый контроль – предшествует совершению проверяемых финансово-хозяйственных операций.

1.2 Текущий или оперативный контроль – осуществляется налоговыми органами в процессе осуществления налогоплательщиками финансово-хозяйственных операций и представляет собой проверку правильности их отражения в бухгалтерском (налоговом) учете.

1.3 Последующий контроль – сводится к проверке финансово-хозяйственных операций за истекший период времени.

2.По объекту:

2.1 Комплексный контроль – охватывает вопросы правильности исчисления, удержания, уплаты и перечисления всех видов налогов, в отношении которых у налогоплательщика имеются соответствующие обязанности.

2.2Тематический контроль – ограничивается проверкой правильности исчисления, удержания, уплаты и перечисления отдельных видов налогов, применения льгот.

3.По характеру контрольных мероприятий:

3.1 Плановый контроль – подчинен определённому планированию.

3.2 Внеплановый (внезапный) контроль – осуществляется в случае внезапно возникшей необходимости.

4. По методу проверки документов:

4.1Сплошной контроль – основывается на проверке всех документов и записей в регистрах бухгалтерского учета за продолжительный период времени.

4.2Выборочный контроль – предусматривает проверку первичных документов за один или несколько месяцев.

5По месту проведения:

5.1Камеральный контроль – проводится по месту нахождения налогового органа.

5.2Выездной контроль – осуществляется по месту нахождения налогоплательщика.

6По источнику данных:

6.1Документальный контроль – основан на изучении данных о проверяемом объекте, содержащихся в учетных документах.

6.2Фактический контроль – учитывает все источники информации и доказательства, в том числе показания свидетелей, результаты обследования, заключения экспертов и т.д.

7По периодичности проведения:

7.1Первоначальными следует признать контрольные мероприятия, проводимые в отношении какого-либо налогоплательщика впервые в течение календарного года.

7.2Повторность же возникает в том случае, когда за этот период осуществляются две и более выездных налоговых проверок по одним тем же налогам, подлежащим уплате или уплаченным налогоплательщиком за один и тот же период.

ФОРМЫ: ст. 82 НК РФ: Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных настоящим Кодексом.

В целом этапы налогового контроля можно представить в виде схемы:


Читайте также:

I. Медико-гигиеническое воспитание, цели, задачи, принципы.
II. Цели и задачи Службы
III. Форма итогового контроля
PR-отдел: цели, задачи, функции и методы
VI. Взаимодействие Комиссии и уполномоченных органов государств-членов при осуществлении контроля за соблюдением общих правил конкуренции
VI. ДАЛЬНЕЙШИЕ ЗАДАЧИ И НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ
XII. КЛИНИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ ПО ОБЩЕМУ ОСМОТРУ БОЛЬНОГО
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ЗАДАЧИ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ
Анализ финансовых результатов: цель, задачи , основные направления, информационное обеспечение
Апелляционной жалобы на решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения

Читайте также:

Статья 82. Общие положения о налоговом контроле

(в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

1.

Налоговый контроль в РФ: формы, методы и виды

Налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном настоящим Кодексом.

(абзац введен Федеральным законом от 27.07.2006 N 137-ФЗ; в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, плательщиков страховых взносов, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных настоящим Кодексом.

(в ред. Федеральных законов от 09.07.1999 N 154-ФЗ, от 27.07.2006 N 137-ФЗ, от 03.07.2016 N 243-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

Особенности осуществления налогового контроля при выполнении соглашений о разделе продукции определяются главой 26.4 настоящего Кодекса.

(абзац введен Федеральным законом от 06.06.2003 N 65-ФЗ)

Особенности осуществления налогового контроля в форме налогового мониторинга устанавливаются разделом V.2 настоящего Кодекса.

(абзац введен Федеральным законом от 04.11.2014 N 348-ФЗ)

2. Утратил силу. — Федеральный закон от 29.06.2004 N 58-ФЗ.

(см. текст в предыдущей )

3. Налоговые органы, таможенные органы, органы внутренних дел, следственные органы и органы управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации в порядке, определяемом по соглашению между ними, друг друга об имеющихся у них материалах о нарушениях законодательства о налогах и сборах и налоговых преступлениях, о принятых мерах по их пресечению, о проводимых ими налоговых проверках, а также осуществляют обмен другой необходимой информацией в целях исполнения возложенных на них задач.

(п. 3 введен Федеральным законом от 09.07.1999 N 154-ФЗ, в ред. Федеральных законов от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 24.07.2009 N 213-ФЗ, от 28.12.2010 N 404-ФЗ, от 03.07.2016 N 243-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

4. При осуществлении налогового контроля не допускаются сбор, хранение, использование и распространение информации о налогоплательщике (плательщике сбора, плательщике страховых взносов, налоговом агенте), полученной в нарушение положений Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, настоящего Кодекса, федеральных законов, а также в нарушение требования об обеспечении конфиденциальности информации, составляющей профессиональную тайну иных лиц, в частности адвокатскую тайну, аудиторскую тайну.

(п. 4 введен Федеральным законом от 09.07.1999 N 154-ФЗ, в ред. Федеральных законов от 11.07.2011 N 200-ФЗ, от 03.07.2016 N 243-ФЗ, от 27.11.2017 N 340-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

КонсультантПлюс: примечание.

П. 5 ст. 82 применяется к камеральным проверкам деклараций (расчетов), поданных после 19.08.2017, а также выездным проверкам и проверкам по сделкам между взаимозависимыми лицами, решения о назначении которых, вынесены после 19.08.2017 (ФЗ от 18.07.2017 N 163-ФЗ).

5. Доказывание обстоятельств, предусмотренных пунктом 1 статьи 54.1 настоящего Кодекса, и (или) факта несоблюдения условий, предусмотренных пунктом 2 статьи 54.1 настоящего Кодекса, производится налоговым органом при проведении мероприятий налогового контроля в соответствии с разделами V, V.1, V.2 настоящего Кодекса.

(п. 5 введен Федеральным законом от 18.07.2017 N 163-ФЗ)

6. В случае, если международным договором Российской Федерации по вопросам налогообложения предусмотрена возможность участия компетентного органа иностранного государства (территории) в осуществлении в соответствующей части налогового контроля в Российской Федерации, налоговая проверка, налоговый мониторинг могут проводиться с участием такого компетентного органа по его запросу в соответствии с международными договорами Российской Федерации и настоящим Кодексом.

В случае принятия налоговым органом решения о проведении налоговой проверки, налогового мониторинга с участием компетентного органа иностранного государства (территории) такому компетентному органу федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, сообщает в порядке, им определяемом, информацию о проведении налоговой проверки, налогового мониторинга, включая информацию о налоговом органе, которым принято решение о проведении налоговой проверки, налогового мониторинга, времени и месте проведения налоговой проверки, налогового мониторинга, а также об установленных настоящим Кодексом порядке и условиях проведения налоговой проверки, налогового мониторинга.

Порядок организации работы по обеспечению участия и условия участия компетентного органа иностранного государства (территории) в налоговой проверке, налоговом мониторинге утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

(п. 6 введен Федеральным законом от 27.11.2017 N 340-ФЗ)


Метод налогового контроля — это конкретный способ, прием проверки законности хозяйственных операций, правильности их отражения в документах, обнаружения правонарушений и преступлений.

Методы налогового контроля не имеют самостоятельного значения и не могут использоваться обособленно от какой-либо конкретной формы налогового контроля.

При применении методов налогового контроля обязательно должны соблюдаться правовые нормы. В противном случае акт налоговой проверки не имеет законной силы. В рамках одной формы организации контрольной деятельности могут применяться различные методы контроля. Например, в ходе налоговой проверки для изучения реального состояния расчетов предприятия с бюджетом налоговые органы исследуют документы финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика с точки зрения их подлинности и достоверности, осуществляют счетную проверку, юридическую, логическую оценку документов, применяют другие приемы анализа документов.

Методы налогового контроля можно сгруппировать по следующим признакам:

— методы документального контроля;

— методы фактического контроля;

— расчетно-аналитические методы;

— информативные методы.

Методы документального контролявключают формальную проверку, нормативную проверку, арифметическую (счетную) проверку документов и учетных регистров, сличение документов с учетными записями и изучение обоснованности бухгалтерских проводок. Истребование документов и выемка документов представляют собой процессуальные действия сотрудников налоговых органов по обеспечению представления документов.

Формы проведения налогового контроля

Они зафиксированы в Налоговом кодексе РФ, носят правовой характер. Методы документального контроля играют основную роль в проведении контрольно-проверочных мероприятий.

Формальная проверка.

Нормативная.

Счетная (арифметическая) проверка документов и учетных регистров.

Сличение документов с учетными записями и изучение обоснованности бухгалтерских.

Группа методов фактического контроля объединяет методы, связанные с контролем результатов финансово-хозяйственной деятельности и выполнением налогоплательщиком его обязанностей по полному, точному исчислению налогов и своевременному их перечислению в бюджет. К этой группе относятся следующие основные методы: инвентаризация имущества налогоплательщиков (наличных денег, ценных бумаг, расчетов); экспертиза (экспертная оценка) качества материальных ценностей, достоверности документов, экспертное исследование подлогов; проверка объемов выполненных работ; встречная сверка и взаимная сверка документов; контрольный запуск сырья и материалов в производство; лабораторный анализ качества сырья и материалов; контрольная закупка.

Инвентаризация имущества.

Экспертиза

Проверка объемов выполненных работ (изучение фактического выполнения оплаченных работ, контрольный обмер).

Встречная сверка и сопоставление (взаимная сверка, взаимный контроль, контрольное сличение) документов.

Контрольный запуск сырья и материалов в производство.

Лабораторный анализ.

Контрольная закупка.

Расчетно-аналитические методы, применяемые в ходе осуществления налоговых проверок, можно разделить на две группы: вспомогательные и косвенные. Вспомогательные методы носят вторичный характер по отношению к документальным и фактическим методам налогового контроля и направлены на комплексное изучение и исследование финансово-хозяйственной деятельности контролируемого объекта в целях выявления налоговых правонарушений и преступлений. Непосредственно на основе вспомогательных методов нельзя рассчитать налоговую базу. В группу вспомогательных методов входят:

— технико-экономические расчеты;

— нормативное (контрольное) сличение;

— группировка и обобщение;

— логическая оценка сведений, содержащихся в документах;

— экономический анализ плановых, фактических и отчетных данных.

Косвенные методы определения налоговых обязательств базируются на использовании информации, которая отсутствует в обычных бухгалтерских документах и предназначена в основном для целей, не связанных с налогообложением. К косвенным методам относятся следующие методы:

— контроль ценообразования налоговыми органами;

— расчет по аналогии;

— анализ финансово-хозяйственной деятельности;

— метод анализа собственного капитала;

— расчет выхода продукции по объему используемого сырья и др.

1234Следующая ⇒


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 2117; Нарушение авторских прав?;




Читайте также:

Записи созданы 1517

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх