Что такое подведомственность

В каждом процессуальном кодексе России (ГПК, АПК, КАС) встречается термин «подведомственность дел», без расшифровки.

Так что это такое?

С помощью этого института определяется уполномоченный на рассмотрение спора между лицами орган. Перед подачей искового заявления, до и в целом обращения в суд или с жалобой в государственный орган, нужно разобраться с подведомственностью. В законодательстве РФ такой термин не имеет определения.

Подведомственность можно определить как полномочия судов, арбитражных, третейских судов, нотариата, государственных органов разрешать определенные правовые вопросы. К примеру, защита трудовых прав может осуществляться с помощью обращения в комиссию. Нарду с этим, подведомственность — это возможность защитить свои права.

Рассмотрим подробнее принципы подведомственности дел и ее разновидности.

Разновидность подведомственности дел

По форме защиты выделяют следующие виды подведомственности:

  • судебная — заключается в компетенции различных видов судов (например, арбитражный суд, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ).
  • административная — полномочия административных органов (органов власти);
  • общественная — полномочия нотариата, третейских судов и иных органов, которые носят общественную, или смешанную общественную и государственную направленность.

Чаще всего термин подведомственность дел употребляется касательно судебной подведомственности. И эти правила обязан учитывать каждый, кто намерен обратиться в суд за защитой прав.

Судебная подведомственность дел

Включает несколько видов:

  • исключительная (единичная), когда рассмотрение дела является только компетенцией суда, и принятие решения иным органом исключено;
  • альтернативная, когда дело может быть рассмотрено по существу по выбору заявителя. В суде либо другом органе, определенном федеральным законодательством. В случае обращения в суд альтернативность утрачивается. Уполномоченный орган власти не вправе будет рассматривать спор. В случае обращения сначала в орган власти (как досудебный порядок урегулирования спора), право на обращение в суд не утрачивается;
  • договорная – выбор органа происходит по желанию сторон (например, третейский суд);
  • императивная (условная) подведомственность дел, когда законом предусмотрен строгий порядок разрешения спора, т.е. соблюдение досудебного порядка.

Суды осуществляют правосудие исключительно исходя из подведомственности дел. При нарушении подведомственности, суд вынесет определение об отказе в принятии искового заявления. А если иск был принят, дело подлежит прекращению.

Следует заметить, при предъявлении в суд с искового заявления, содержащего несколько требований, часть которых относятся по подведомственности к судам общей юрисдикции, другая — к арбитражному суду, если разделение требований недопустимо, иск подлежит рассмотрению в суде общей юрисдикции.

При наличии возможности разделения исковых требований, судья выносит определение о принятии требований в части, подведомственных суду общей юрисдикции, и об отказе в удовлетворении в части, подведомственной арбитражному суду.

Подведомственность дел судам общей юрисдикции

Подведомственность дел отличается от подсудности. Последняя — разграничивает полномочия суда по рассмотрению спора в системе судов общей юрисдикции (мировой, районный, суд субъекта РФ, Верховный суд).

Суды общей юрисдикции рассматривают все гражданские дела с участием граждан и организаций, органов власти, кроме тез дел, которые подведомственны арбитражным судам (подробности — ниже).

Согласно Гражданскому процессуальному кодексу РФ (ГПК РФ) судам общей юрисдикции подведомственны:

  • споры, где сторонами выступают граждане, предприятия, государственные органы власти о защите интересов и прав, возникающих из жилищных, гражданских, земельных, семейных, трудовых, экологических и прочих правоотношений;
  • споры, разрешаемые в порядке приказного судебного производства (заявление о выдаче судебного приказа);
  • дела особого производства;
  • оспаривание решений третейский судов, а также рассмотрение заявлений о выдаче исполнительных документов для последующего предъявления его в службу федеральных приставов для принудительного исполнения, об оказании содействия третейским судам;
  • дела о признании решений судов других государств.

Судам также подведомственны другие дела, определенные законом к их компетенции.

В суды общей юрисдикции РФ могут обращаться и иностранные граждане и лица без гражданства, но с учетом норм международного частного права.

Подведомственность дел арбитражным судам, дела административного судопроизводства

Арбитражные суды рассматривают только определенные категории дел, имеющих экономический характер и связанных с предпринимательской деятельностью. Во-первых, это определенный статус и у истца, и у ответчика (юридическое лицо, индивидуальный предприниматель). Во-вторых спор должен быть связан с предпринимательской или экономической деятельностью. Безусловно, если предприниматель обращается с иском по личным вопросам (к примеру, расторжение договора купли-продажи жилья, используемого для проживания семьи).

Но есть ряд дел, которые рассматривают только арбитражные суды. Независимо от того, являются ли их участниками предприниматели. Это дела о несостоятельности (банкротстве), об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, о защите деловой репутации в предпринимательской сфере и т.п. (перечень приведен в ст. 29 АПК РФ).

Что касается подведомственности дел административного производства, их рассмотрение подсудно судам общей юрисдикции и мировым судьям.

Множественная подведомственность

В некоторых случаях нормы о подведомственности сконструированы так, что допускается вариативность решения вопроса о подведомственности. С точки зрения судопроизводства, такая подведомственность называется множественной. Существует несколько видов МП:

1. Договорная подведомственность. Договором определяется подведомственность дела третейскому суду, если нет договора – ХС. (ст. 40, Законы «О международном арбитражном (третейском суде)», Закон «о третейском суде »). Ст. 40 и ст. 4 Закона – из ХС по соглашению сторон в третейские суды могут быть переданы гражданско-правовые споры (не налоговые, административные etc.). Не исключены случаи, когда контрагент игнорирует требования соглашения и предъявляет иск в ХС. В таких случаях дело в хозяйственном суде все равно возбуждается. ХС третейский договор игнорируется, иск может быть оставлен без рассмотрения, если ответчик заявит ходатайство (абз. 3 ст. 151). Если же по делу есть не только третейский договор, но и вынесено третейское решение, то ХС не принимает дело к производству (абз. 3. Ст. 164), а если уже принял (абз.3. ст. 149).

2. Альтернативная подведомственность. О ней говорят, если норма закона сконструированан так, что в ситуации лицо имеет право обратиться с требованием по своему выбору в суд либо иной административный орган. Ярким примером является норма ст. 86 Налогового кодекса (или в суд, или вышестоящий судебный орган). Современное понимание – использование административного способа защиты не ограничивает право на предъявление в суд. Особого смысла в формулировании АП сейчас нет.

3. Условная (императивная) – случаи установления в актах законодательства обязательный досудебный порядок урегулирования спора – это исключение, а не правило, обязателен в редких случаях (ч.3. ст. 6 ХПК – Если законодательными актами для определенной категории споров или договором установлен досудебный (претензионный) порядок урегулирования спора, спор может быть передан на рассмотрение хозяйственного суда лишь при условии соблюдения такого порядка.

Существует 2 формы досудебного порядка

· Юрисдикционная форма (истцу до предъявления в суд необходимо обратиться в другой юрисдикционный орган)

· Неюрисдикционная (претензионная) – до обращения в суд истцу надо предъявить претензию или требование о добровольном исполнении обязательств. Характерна для цивилистических отраслей

Если порядок не соблюден, то исковое заявление оставляется без движения (162), если начат – без рассмотрения (сохраняется возможность повторного обращения в суд).

Ошибки: суды очень часто подменяет вопросы подведомственности и вопросом материально-правовой обоснованности заявления, то есть исходя из материально-правового характера, хотя это исключительно процессуальный момент. Избрание несуществующего или неправильного способа защиты (должен быть отказ в иске, а не речь о подведомственности): exempli gratia, признание договора недействительным/не заключенным (способа защиты, как требования признания договора не заключенным нет исходя из ГК).

Подведомственность ХС гражданско-правовых дел искового и приказного производства

Действуют Ст. 47 и критерии +

ст. 41. Негатив.

Хозяйственный суд, если иное не установлено законодательными актами, разрешает в порядке приказного или искового производства возникающие из гражданских и иных правоотношений хозяйственные (экономические) споры и рассматривает иные дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законодательными актами, — организациями, не являющимися юридическими лицами, и гражданами.

Данная норма в общем смысле воспроизводит 2 критерия.

Ч. 2. Данной статьи:

К хозяйственным (экономическим) спорам, разрешаемым хозяйственным судом, в частности, относятся споры о (об):

разногласиях, возникших при заключении договора, обязанность заключения которого предусмотрена законодательством;

разногласиях, возникших при заключении договора, передача которых на рассмотрение хозяйственного суда согласована сторонами договора;

изменении или расторжении договора;

невыполнении или ненадлежащем выполнении обязательств;

признании права, в том числе права собственности;

истребовании собственником или иным законным владельцем имущества из чужого незаконного владения;

нарушении прав собственника или иного законного владельца, не связанных с лишением владения;

возмещении убытков.

Она абсолютное зло.

Её вычеркнуть надо (Слово Сысуева:). Перечень по сравнению со способами гражданско-правовой защиты очень скуден. Он никакого самостоятельного значения не имеет. Данные категории дел могут быть рассмотрены и в общих судах, т.е. само по себе наличие дела в перечне, не говорит о его подведомственности, как и отсутствие не говорит о неподведомственности. Вред: в спорных случаях в правоприменении судьям позволяет обосновать неподведомственность. Ещё один негативный аспект: гражданские правоотношения многообразны, способы защиты тоже многообразны – как только истец использует способ защиты такой, который ему более удобен, и формулирует нетрадиционно в иске, то некоторые судьи начинают искусственно искать формулировку и находят – ст. 41 – это принципиально незаконная позиция. Даже если способ защиты в ГК не предусмотрен, это вопрос, который с точки зрения отраслевой принадлежности сфера деятельности материального права, к подведомственности не имеет никакого отношения. В правоприменительной практике суды очень часто любят констатировать неподведомственность. Можно отказать в иске, но не в принятии.

Подведомственность дел о проверке законности ненормативных актов

Вытекает из административных правоотношений (гл. 25). Необходимость использования такого способа защиты, когда орган, реализуя свои публично-правовые полномочия, основанные на конституционном, административном, финансовом праве, принимает административный акт, влияющий на права и обязанности подвластного субъекта, лишающего его прав и налагающего на него обязанности. Если заинтересованно лицо считает, что акт не является юридически верным, незаконным, необоснованным (нарушена компетенция, порядок, форма, отсутствуют основания), то он может обратиться с констатацией недействительности акта (не порождающим правовых последствий). Способ защиты – заявление (не иск), формулируется как заявление о недействительности акта (если акт письменный) либо как признание действий неправомерными или незаконными (если имело место устное распоряжение).

При определении подведомственности должны соблюдаться общие критерии.

Кроме этого:

1. Акт (устный или письменный) должен носить распорядительный характер, называться может по-разному (решение, распоряжение, предписание), не имеет его объективное воздействие на существующую ситуацию. Это означает, что он порождает для заявителя юридические последствия – лишение прав, наложение обязанностей. Если акт юридически безразличный, то заявление не принимается в силу неподведомственности (164, 149). Например, акт налоговой проверки оспорен быть не может, а вот решение, принятое на основе акта, может быть оспорен.

2. В ХС, исходя из ст. 42, главы 25, может быть оспорен лишь индивидуальный ненормативный акт, которому противостоит НПА (акт законодательства). Разграничение по кругу лиц и действию во времени. Акты законодательства в суде оспорены быть не могут, если подано заявление – 164, 149. Отсутствует механизм проверки НПА любого уровня по заявлению ФЛ или ЮЛ – серьезное упущение, кстати.

3. По правилам главы 25 в ХС могут быть оспорены не только акты государственных органов, но и акты лиц, организаций, не входящие в систему госаппарата. Такой способ возможен, когда госорган делегирует полномочия на издание актов негосударственному орган (РУПы, Концерны etc.).

Читайте также:


Понятие подведомственности в гражданском судопроизводстве

Подведомственность — это отнесение спора о праве или иного юриди­ческого дела к компетенции определенного органа. Подавляющее боль­шинство таких дел разрешается судами, хотя, как будет показано в даль­нейшем, некоторые споры переданы в ведение других органов.

Каждый орган может рассматривать только те вопросы, которые ему подведомственны. Если, например, в суд обшей юрисдикции поступит заявление по делу, подлежащему разрешению в Конституционном суде, судья отказывает в принятии заявления (п. 1 ст. 129 ГПК), а в случаях, когда нарушение подведомственности обнаружится уже после начала процесса, производство по делу должно быть прекращено (п. 1 ст. 219 ГПК).

Виды судов, рассмотривающие гражданские дела

В нашей стране существует несколько разновидностей судов, рассмат­ривающих дела в порядке гражданского судопроизводства: 1) суды общей юрисдикции;

2) арбитражные суды;

3) третейские суды.

Подведомственность подвергается определен­ной классификации в зависимости от наличия или отсутствия специаль­ных обязательных (или возможных) процедур в связи с передачей дела в суд. Если таких процедур нет и дело должно быть направлено непосред­ственно в определенный суд и никуда более, подведомственность именуется исключи­тельной.

Она характерна для большинства дел, подлежащих судебному рассмотрению.

Иногда, однако, обращение в суд допускается лишь после того, как сторонами будет предпринята попытка урегулировать возникшие разно­гласия между собой. В таких случаях принято говорить об условной подведомственности.

В ряде ситуаций передаче дела в суд должно предшествовать его рас­смотрение в административном порядке.

Альтернативная подведомственность, когда дело, в принципе подлежащее судебному рассмотрению, может быть пе­редано на решение иного юрисдикционного органа по инициативе истца или по соглашению сторон. Например, гражданско-правовые споры, под­ведомственные как суду общей юрисдикции, так и арбитражному суду, могут быть переданы в третейский суд по взаимному согласию истца и ответчика.

Понятие подсудности в гражданском судопроизводстве

Один из основных вопросов, стоящих перед судьей, принимающим решение о возбуждении гражданского дела, — вопрос о подсудности, т.е. вопрос об определении пределов компетенции данного суда по рассмот­рению и разрешению данного дела.

Институт подсудности — разграничению компетенции между судами внутри само­стоятельной ветви судебной системы.

Систему судов общей юрисдикции в настоящее время составляют фе­деральные суды общей юрисдикции и суды обшей юрисдикции субъектов РФ. Система федеральных судов общей юрисдикции, в свою очередь, со­стоит из трех звеньев: 1) районные суды; 2) суды на уровне субъектов Федерации: верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения (городские суды Москвы и Санкт-Петербурга), суды автономной области и автономных округов; 3) Верховный Суд РФ.

К федеральным судам общей юрисдикции в соответствии с Законом о судебной системе и принятым в его развитие Федеральным конституци­онным законом «О военных судах Российской Федерации» относятся также военные суды. В систему военных судов входят гарнизонные воен­ные суды и окружные (флотские) военные суды, создаваемые по террито­риальному принципу по месту дислокации воинских частей и учреждений Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, в которых Федеральным законом предусмотрена военная служба. Выше­стоящей инстанцией по отношению к окружным (флотским) военным судам является действующая в составе Верховного Суда РФ Военная кол­легия.

Подсудность подразумевает компетенцию судебных органов как судов первой инстанции.Институт подсудности, таким образом, имеет целью разграничение компетенции между различными судами, действующими в качестве судов первой инстанции. Общим для всех судов РФ является их полномочие разрешать гражданские дела в качестве суда первой инстан­ции. Однако каждый из них вправе рассматривать лишь те дела, которые законом отнесены к его компетенции.

Дифференциация компетенции судов общей юрисдикции зависит от рода дел, подлежащих разрешению, и от территории, на кото­рую распространяется юрисдикция того или иного суда. Соответственно различают два вида подсудности: родовую(предметную) подсудность и территориальную (пространственную, местную) подсудность.



Предыдущие статьи:

Следующие статьи:



Понятие и виды подведомственности гражданских дел.

Гражданские дела могут разрешаться различными органами.

Институт подведомственности призван дать ответ на вопрос о том, какой именно орган должен разрешить то или иное дело. Под подведомственностью можно понимать определяемую законом относимость требующих властного разрешения дел к ведению органов, полномочных их рассматривать и разрешать.

Законодательством определены многочисленные органы, правомочные осуществлять защиту прав и интересов. Например, в ст. 11 ГК сказано, что защита гражданских прав возможна в судебном порядке, третейских судах, а в случаях, предусмотренных в законе, в административном порядке. А из ст. 382 ТК следует, что индивидуальные трудовые споры рассматриваются комиссиями по трудовым спорам и судами. Различные формы защиты права определены и в других законодательных актах (ЖК, СК, ЗК и т. д.).

Разрешение подведомственности:

1) Административный

2) Судебный:

· СОЮ

· АС

· Военные суды

В гражданском процессе принято выделять исключительную, альтернативную, договорную и условную (императивную) подведомственность.

В соответствии с правилами об исключительной подведомственности определяются случаи, когда один единственный орган может рассматривать то или иное дело. Например, в соответствии с ч. 2 ст. 391 ТК только суды вправе рассматривать трудовые споры о восстановлении на работе независимо от оснований прекращения трудового договора, об изменении даты и формулировки причины увольнения и т. д. Исключительно арбитражным судам подведомственны дела о несостоятельности (банкротстве) (ст. 33 АПК).

Альтернативная подведомственность означает, что спор правового характера может быть по закону разрешен не только судом, но и другим несудебным органом. Например, действия (бездействия, решения) органов государственной власти, государственных и муниципальных служащих могут быть обжалованы как в суд, так и вышестоящему должностному лицу или орган. Зачастую обращение в такие органы для заинтересованного лица является более привлекательным, например, в связи с оперативностью решения вопроса. Однако обращение лица в несудебный орган не лишает его права на обращение в суд, при этом решение суда в таком случае является приоритетным. Напротив, обращение в суд исключает возможность обращения во внесудебный орган.

При договорной подведомственности участники правоотношения по взаимному согласию определяют тот орган, который будет рассматривать их правовой спор. В настоящее время примером такой подведомственности является закрепленная в законе возможность обращения в третейские суды для разрешения споров, возникающих из гражданских правоотношений (ст. 22.1 ГПК РФ).

Под условной (императивной) подведомственностью чаще всего понимают то, что условием для обращения в суд является необходимость соблюдения заинтересованным лицом определенного досудебного порядка урегулирования спора. Для условной подведомственности характерно, чтобы требование до суда обязательно было предметом рассмотрения и разрешения другого органа. Так, например, в ст. 797 ГК определено, что до предъявления к перевозчику иска, вытекающего из перевозки груза, обязательно предъявление ему претензии в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом.

Необходимо учитывать то, что и сами стороны договорного отношения могут предусмотреть в договоре претензионный (досудебный) порядок урегулирования спора.

Треушников М.К., помимо вышеуказанных видов, выделяет подведомственность дел, определяемую по связи исковых требований (подведомственность по связи дел). При объединении нескольких связанных между собой требований, из которых одни подведомственны суду общей юрисдикции, а другие -арбитражному суду, все требования подлежат рассмотрению в суде общей юрисдикции, если их разделение невозможно.



Дата добавления: 2017-02-28; просмотров: 143 | Нарушение авторских прав


Похожая информация:

  1. I. Понятие об охране природы
  2. Lt;question>Укажите слова с отвлечённым понятием
  3. V2: 2.1. Понятие, признаки, категории преступления
  4. А) Понятие о частях речи.

    Общая характеристика

  5. А) Субъекты правовых отношений: понятие, юридические свойства, виды.
  6. Активы фирмы. Понятие капитала. Основной и оборотный капитал. Амортизация. Эффективность использования капитала (активов) фирмы.
  7. Актуальные проблемы рассмотрения гражданских дел судом первой инстанции.
  8. Акты официального юридического толкования: понятие, признаки, классификации.
  9. Алиментарные заболевания, понятие, причины возникновения,
  10. Амнистия и помилование: понятие, сущность и правовые последствия применения этих институтов.
  11. Б6. Понятие алгоритма.

    Исполнитель алгоритма. Система команд исполнителя (на примере учебного исполнителя). Свойства алгоритма. Способы записи алгоритмов; блок-схемы.

  12. Бандитизм (ст. 209 УК). Понятие и признаки бандитизма. Отличие этого преступления от организации незаконного вооружённого формирования или участия в нём (ст. 208 УК).


Поиск на сайте:


Записи созданы 1517

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх