100 предоплата по 44 ФЗ

А. Гусев

Журнал «Учреждения физической культуры и спорта: бухгалтерский учет и налогообложение» № 5/2016

Комментарий к Постановлению Правительства РФ от 04.04.2016 № 266.

Ежегодно Правительством РФ утверждается постановление о мерах по реализации закона о федеральном бюджете. В этом году издано Постановление РФ от 28.12.2015 № 1456.

В целях реализации федеральных законов о федеральном бюджете Правительством РФ ежегодно утверждается постановление о мерах по реализации данного федерального законодательства. Так, в этом году Правительством РФ утверждено Постановление от 28.12.2015 № 1456 «О мерах по реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2016 год» (далее – Постановление № 1456). Комментируемым Постановлением Правительства РФ от 04.04.2016 № 266 (далее – Постановление № 266) в указанное постановление внесен ряд важных изменений, о которых мы и расскажем в статье. Необходимо отметить, что Постановление № 266 вступило в силу 20.04.2016.

Ограничение размера авансовых платежей для бюджетных и автономных учреждений

Закон о контрактной системе регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд, в части планирования закупок товаров, работ, услуг, определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), заключения гражданско-правового договора (контракта), предметом которого является поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг, особенностей исполнения контрактов, мониторинга закупок, аудита и контроля.

Согласно ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности и объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов этой приемки.

В силу ч. 1 ст. 2 Закона о контрактной системе законодательство РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции РФ, ГК РФ, БК РФ и состоит из Закона о контрактной системе и других федеральных законов.

Размеры авансовых платежей ежегодно устанавливаются Правительством РФ. В настоящее время они определены Постановлением № 1456.

Согласно п. 26 названного постановления получатели средств федерального бюджета при заключении договоров (государственных контрактов) о поставке товаров, выполнении работ и оказании услуг в пределах доведенных им в установленном порядке соответствующих лимитов бюджетных обязательств вправе предусматривать авансовые платежи:

I. По договорам (государственным контрактам) о выполнении работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства государственной собственности РФ, если иное не определено законодательством РФ (пп. «б» п. 36 Постановления № 1456):

  • на сумму, не превышающую 600 млн руб., – до 30% суммы договора (государственного контракта), но не более 30% лимитов бюджетных обязательств, доведенных на соответствующий финансовый год по соответствующему коду бюджетной классификации РФ;
  • на сумму, превышающую 600 млн руб., – до 30% суммы договора (государственного контракта), но не более лимитов бюджетных обязательств, доведенных на соответствующий финансовый год по соответствующему коду бюджетной классификации РФ, с последующим авансированием выполняемых работ после подтверждения выполнения предусмотренных договором (государственным контрактом) работ в объеме произведенного авансового платежа (с ограничением общей суммы авансирования – не более 70% суммы договора (государственного контракта)).

Необходимо отметить, что положения данного пункта распространяются только на договоры строительства, реконструкции и капитального ремонта. В случае заключения договора на текущий ремонт эти положения применять нельзя. Напомним: текущий ремонт зданий, сооружений проводится в целях обеспечения их надлежащего технического состояния. Под надлежащим техническим состоянием зданий, сооружений понимается поддержание параметров устойчивости, надежности зданий, сооружений, исправности строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения, сетей инженерно-технического обеспечения, их элементов в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации.

II. При заключении договоров (государственных контрактов) других типов получатели средств федерального бюджета могут предусматривать авансовые платежи в размере 30%, от 30 до 80% и 100% стоимости договора. При этом:

1. Авансовый платеж в размере до 100% суммы договора (государственного контракта), но не более доведенных лимитов бюджетных обязательств по соответствующему коду бюджетной классификации РФ допускается по договорам (государственным контрактам):

  • об оказании услуг связи;
  • о подписке на печатные издания и об их приобретении;
  • об обучении на курсах повышения квалификации;
  • о прохождении профессиональной переподготовки;
  • об участии в научных, методических, научно-практических и иных конференциях;
  • о проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий;
  • о проведении проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, финансовом обеспечении строительства данных объектов, реконструкцию или техническое перевооружение которых планируется осуществлять полностью или частично за счет средств федерального бюджета;
  • о приобретении авиа- и железнодорожных билетов, билетов для проезда городским и пригородным транспортом и путевок на санаторно-курортное лечение;
  • об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств;
  • об аренде индивидуального сейфа (банковской ячейки);
  • о проведении лечения граждан РФ за пределами территории РФ, заключаемым Минздравом с иностранными организациями;
  • о проведении мероприятий по тушению пожаров.

Необходимо отметить, что перечень товаров, работ, услуг, при приобретении которых договором (контрактом) может быть предусмотрена 100% предоплата, является закрытым.

2. Авансовые платежи в размере от 30 до 80% суммы договора (государственного контракта), но не более доведенных лимитов бюджетных обязательств по соответствующему коду бюджетной классификации РФ могут быть предусмотрены по договорам (государственным контрактам):

  • на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, направленных на импортозамещение технологической продукции, при включении в указанные договоры (государственные контракты) (кроме договоров (государственных контрактов), исполнение которых подлежит банковскому сопровождению согласно законодательству РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд) условия о перечислении авансовых платежей на счета, открытые территориальным органам Федерального казначейства в подразделениях ЦБ РФ для учета операций со средствами организаций, не являющихся участниками бюджетного процесса, а также при получении к указанным договорам (государственным контрактам) подтверждения от федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внешней и внутренней торговли, о соответствии данного договора (государственного контракта) целям импортозамещения технологической продукции до проведения конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
  • при осуществлении закупки у единственного поставщика.

3. Авансовые платежи в размере, не превышающем 30% суммы договора (государственного контракта), но не более доведенных лимитов бюджетных обязательств по соответствующему коду бюджетной классификации РФ, возможны по договорам (государственным контрактам) о поставке товаров, выполнении работ и оказании услуг, если иное не установлено п. 36 Постановления № 1456, а также федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Правительства РФ.

При заключении договора (контракта), в котором предусмотрены размеры авансовых платежей (30%, от 30 до 80%), в договоре (контракте) должно быть прописано условие о том, что последующая оплата денежных обязательств, возникающих по договору (государственному контракту) о поставке товаров, выполнении работ и оказании услуг, производится после подтверждения установленных указанным договором (государственным контрактом) поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг в объеме произведенного авансового платежа.

Стоит напомнить, что согласно ст. 6 БК РФ получателями бюджетных средств (средств соответствующего бюджета) являются органы государственной власти (государственные органы), органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления, органы местной администрации, находящиеся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенные учреждения, имеющие право принимать и (или) исполнять бюджетные обязательства от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета.

Поскольку ни бюджетное, ни автономное учреждение спорта не считается получателем бюджетных средств, положения Постановления № 1456 на них не распространяются. Таким образом, указанные учреждения федерального подчинения вправе самостоятельно определять размер авансовых платежей.

В целях обеспечения сокращения расходов федерального бюджета, связанных с осуществлением деятельности федеральными бюджетными и автономными учреждениями, в Постановлении № 266предлагается распространить ограничения, установленные бюджетным законодательством РФ, в том числе Постановлением № 1456, для определения размера авансовых платежей в договорах (государственных контрактах), заключаемых получателями средств федерального бюджета, на договоры (контракты), заключаемые федеральными бюджетными и автономными учреждениями.

В силу введенного Постановлением № 266 п. 36.1 учредители федеральных бюджетных и автономных учреждений обязаны обеспечить внесение указанными учреждениями при заключении ими контрактов (договоров) о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг условий об авансовых платежах в объеме, не превышающем размеры выплаты авансовых платежей, установленные в соответствии с бюджетным законодательством РФ для получателя средств федерального бюджета. Таким образом, в 2016 году федеральные бюджетные и автономные учреждения при установлении авансовых платежей обязаны руководствоваться нормами Постановления № 1456.

Отметим отдельно, что учреждения субъектов РФ и муниципальные учреждения обязаны руководствоваться нормативными документами, изданными соответствующими органами власти.

Пунктом 7 Постановления № 266 положения п. 36 Постановления № 1456 дополнены запретом на включение в контракт условия об авансовых платежах в отношении закупок товаров или услуг, входящих в перечень, который будет утвержден распоряжением Правительства РФ, срок поставки или оказания которых превышает 30 дней со дня заключения договора (контракта). При этом указанный запрет не будет распространяться на договоры (контракты), заключаемые с субъектами малого предпринимательства и социально ориентированными некоммерческими организациями, а также на закупки, извещения об осуществлении которых размещены в единой информационной системе в сфере закупок либо приглашения принять участие в которых направлены до 20.04.2016 (п. 2 Постановления № 266).

Закупки товаров, работ и услуг в 2016 году

Постановление № 1456 дополнено новым п. 11.1, в силу которого принятие получателями средств федерального бюджета бюджетных обязательств, связанных с поставкой товаров, выполнением работ, оказанием услуг (кроме осуществляемых в рамках государственного оборонного заказа) и подлежащих исполнению в 2016 году в пределах соответствующих лимитов бюджетных обязательств после 30.09.2016, допускается только на основании решений Правительства РФ, а также в отношении следующих закупок:

  • извещения об осуществлении которых размещены в единой информационной системе в сфере закупок либо приглашения принять участие в которых направлены до 30.09.2016;
  • осуществляемых согласно п. 1, 4, 5, 8, 15, 20, 21, 23, 26, 29, 33, 42 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе и информация по которым включена план-график закупок;
  • товаров, работ, услуг в размере, не превышающем 10% суммы не использованных по состоянию на 30.09.2016 лимитов бюджетных обязательств на осуществление закупок.

Информация о таких закупках должна быть предоставлена получателями средств федерального бюджета до 05.10.2016 в территориальные органы Федерального казначейства.

В свою очередь, главные распорядители средств федерального бюджета не позднее 05.10.2016 представляют в Минфин информацию о решениях Президента РФ и Правительства РФ о проведении закупок для доведения указанной информации до Федерального казначейства и последующего ее направления в его территориальные органы.

Территориальные органы Федерального казначейства не позднее 03.10.2016 в порядке, установленном Минфином, приостанавливают операции по постановке на учет бюджетных обязательств получателей средств федерального бюджета, принятых после 30.09.2016. После получения вышеуказанной информации от получателей бюджетных средств и главных распорядителей средств федерального бюджета будет осуществляться отзыв соответствующих лимитов бюджетных обязательств и отменяться приостановление операций по лицевым счетам получателей бюджетных средств.

Субсидии, субвенции и иные межбюджетные трансферты

В целях обеспечения контроля использования средств федерального бюджета на предоставление субсидий, субвенций, иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, бюджетам субъектов РФ, субсидий федеральным бюджетным и федеральным автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) и на иные цели, субсидий федеральным бюджетным и федеральным автономным учреждениям, федеральным государственным унитарным предприятиям на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации и на приобретение объектов недвижимого имущества в государственную собственность Российской Федерации Постановлением № 266предусматривается заключение соглашений (договоров) о предоставлении указанных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами «Электронный бюджет» в электронном виде с последующим автоматическим (без участия человека) внесением информации по таким соглашениям (договорам) в единый реестр соглашений (договоров).

При этом заключение соглашений (договоров) о предоставлении субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов в электронном виде позволит значительно сократить операционные расходы главных распорядителей средств федерального бюджета и получателей указанных средств на заключение таких соглашений (договоров) путем снижения трудозатрат их работников, повышения скорости документооборота, снижения затрат на обмен бумажными документами, отсутствия необходимости направления в Федеральное казначейство информации, в том числе на бумажном носителе, для внесения в реестр соглашений (договоров).

В случае отсутствия по состоянию на 15.08.2016 заключенных соглашений между главным распорядителем средств федерального бюджета, осуществляющим предоставление субсидий, и высшими исполнительными органами государственной власти соответствующих субъектов РФ Федеральное казначейство приостанавливает операции на лицевых счетах главных распорядителей средств федерального бюджета по доведению лимитов бюджетных обязательств на предоставление субсидий, по постановке на учет соответствующих бюджетных обязательств не только на лицевых счетах получателей средств федерального бюджета, но и на лицевых счетах для учета операций по переданным полномочиям получателя средств федерального бюджета.

Также следует отметить, что в целях недопущения необоснованного возврата остатков не использованных по состоянию на 01.01.2016 межбюджетных трансфертов в бюджеты субъектов РФ Постановлением № 266закрепляются обязательные условия, при соблюдении которых в 2016 году может быть принято решение о наличии потребности в межбюджетных трансфертах, полученных в форме субсидий, и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, не использованных в 2015 году. В силу ст. 78.1 БК РФ из бюджетов бюджетной системы РФ могут предоставляться субсидии бюджетным и автономным учреждениям на иные цели.

Порядок определения объема и условия предоставления таких субсидий устанавливаются по согласованию с Минфином органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя, в соответствии с договором (соглашением) о предоставлении субсидии, заключенным между органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, и учреждением (п. 32 Постановления № 1456).

В силу внесенных изменений в указанном договоре (соглашении) должны устанавливаться объем и периодичность перечисления субсидии в течение финансового года, права, обязанности и ответственность сторон данного договора.

При этом, если федеральное бюджетное или автономное учреждение осуществляет функции и полномочия главного распорядителя средств федерального бюджета, объем и периодичность перечисления субсидии из федерального бюджета в течение финансового года, порядок взаимодействия структурных подразделений указанного учреждения при предоставлении субсидий на иные цели должны быть установлены в правовом акте данного учреждения без заключения договора (соглашения) о предоставлении субсидии.

Ограничения по материальному стимулированию работников

Постановлением № 266 в Постановление № 1456 включен новый п. 37.1, вводящий запрет на использование в текущем финансовом году в целях премирования (материального стимулирования) работников федеральных государственных органов экономии по фонду оплаты труда, возникшей в связи с наличием вакантных должностей, превышающих 10% утвержденной в установленном порядке предельной численности федеральных государственных гражданских служащих и работников, замещающих должности, не отнесенные к должностям федеральной государственной гражданской службы.

Указанная мера предлагается в целях устранения имеющейся диспропорции в уровне оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих, поскольку в настоящее время уровень оплаты труда названных работников в значительной мере зависит от укомплектованности должностей в соответствующем федеральном органе исполнительной власти. Кроме того, положение об установлении «запрета для направления средств вакантного фонда» на материальное стимулирование государственных гражданских служащих введено в целях стимулирования замещения вакантных должностей для снижения нагрузки на одного гражданского служащего и в конечном итоге должно оказать положительное влияние на качество выполнения функций федерального органа исполнительной власти.

Также предполагается запрет на увеличение в 2016 году утвержденных в определенном порядке лимитов бюджетных обязательств по заработной плате за счет уменьшения лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных на другие цели, если иное не установлено федеральными законами.

* * *

В заключение выделим основные изменения, внесенные Постановлением № 266:

  • на бюджетные и автономные учреждения теперь распространяются ограничения по включению в контракт условия об авансовых платежах, предусмотренные п. 36 Постановления № 1456;
  • значительно ограничиваются закупки товаров, работ или услуг, которые можно осуществлять до 30.09.2016;
  • установлены требования к содержанию соглашения о предоставлении субсидий бюджетным и автономным учреждениям на иные цели;
  • введены ограничения по материальному стимулированию федеральных государственных служащих.

Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Действующее законодательство предусматривает возможность предоставления заказчиком авансового платежа для исполнения государственного контракта. Это поможет поставщику вовремя и в полном объеме исполнить свои обязательства. До недавнего времени размер аванса был не регламентирован. Но Правительство РФ внесло соответствующие поправки в законодательство. Теперь перечисление авансовых платежей должно отвечать определенным требованиям.

Когда возможно предоставлять аванс и когда это делать запрещено

Авансом принято назвать денежную сумму, которую заказчик перечисляет в адрес поставщика в исполнение своих обязательств по контракту. Каждое бюджетное учреждение вправе самостоятельно определять условия заключаемых с поставщиками договоров. Следовательно, и возможность предоставления аванса они могут устанавливать на свое усмотрение.

В апреле 2016 года было опубликовано постановление Правительства РФ за номером 737-р. В нем определяется список товаров, при заключении договора на поставку которых, авансирование не допускается. При этом срок поставки не должен превышать 30 дней с момента заключения контракта. В этот перечень входят:

  1. Постельное белье, занавеси, столовое белье.
  2. Различные виды одеял, подушек, спальных мешков.
  3. Ковры.
  4. Бумага, предназначенная для печати, канцелярские товары, выполненные из бумажной массы. Подставки и лотки для ручек, печатей, бумаги, а также аналогичные канцелярские приспособления.
  5. Медицинская вата.
  6. Моющие средства.
  7. Портативные компьютеры, электронные записные книжки.
  8. Оборудование, предназначенное для обеспечения телефонной, телеграфной или видеосвязи.
  9. Телевизионные приемники, радиоаппаратура, устройства записи и воспроизведения звука.
  10. Лампы накаливания, дуговые и газоразрядные лампы.
  11. Различные осветительные приборы и их отдельные части.
  12. Легковые и грузовые автомобили.
  13. Щетки и метлы для уборки в помещении.
  14. Ручки и карандаши, мелки для рисования и нужд портных.

При закупке любых других товаров заказчик вправе определить порядок выплаты аванса. При этом необходимо учитывать, что существует предельный размер такой выплаты, который установлен законодательно.

Размер аванса по контракту 44-ФЗ

Максимально возможный размер авансового платежа устанавливается постановлением Правительства за номером 1551 от 30.12.2016 г. Размер аванса не изменяется в случае заключения контракта с единственным поставщиком.

Условия контракта

Размер авансового платежа

Поставка любых товаров или услуг, не включенных в перечень постановления №737-р.

До 30% от суммы контракта

При заключении договора на реализацию опытно-конструкторских или научно-исследовательских работ, которые ориентированы на импотрозамещение высокотехнологичной продукции.

Аванс может быть в пределах от 30 до 80 % от суммы, предусмотренной к оплате контрактом.

Контракты на оказание услуг связи, подписки на печатные издания, профессиональной переподготовке сотрудников, участие в различных конференциях, проведения государственной экспертизы, по проверки правильности составления сметы для объектов капитального строительства. Договора на оформление авиа- и железнодорожных билетов, аренды сейфов, тушение пожаров.

Сумма аванса может доходить до 100%.

Заключение договоров на строительные работы, услуги по реконструкции, а также капитальному ремонту зданий и сооружений.

Если сумма контракта не превосходит 600 миллионов рублей, то аванс не может превышать 30% от цены. При сумму свыше 600 миллионов рублей сумму аванса может быть увеличена до 70%.

Как правильно отразить перечисление аванса в контракте

Порядок предоставления и размер авансового платежа в обязательном порядке отражаются в тексте государственного контракта. Соответствующий пункт должен быть внесен в параграф «Порядок оплаты». Стоит помнить, что в договор могут быть включены только те сведения, которые отражались в закупочной документации.

Для выплаты аванса заказчик запрашивает у поставщика авансовую счет-фактуру. На основании полученных документов денежные средства из бюджета перечисляются на счет Казначейства. После этого они переводятся на расчетный счет поставщика. После того как все обязательства поставщиком исполнены, заказчик оплачивает сумму, предусмотренную контрактом, за вычетом авансированной суммы.

Авансовый платеж, как правило, применяется только в особо важных контрактах. Чаще всего заказчики предпочитают оплачивать товары или услуги на условиях отсрочки платежа. Если же государственное учреждение хочет выплатить аванс, необходимо заранее предусмотреть это условие в документации. При этом должны соблюдаться все требования законодательства.

А. Гусев

Журнал «Учреждения физической культуры и спорта: бухгалтерский учет и налогообложение» № 5/2016

Комментарий к Постановлению Правительства РФ от 04.04.2016 № 266.

Ежегодно Правительством РФ утверждается постановление о мерах по реализации закона о федеральном бюджете. В этом году издано Постановление РФ от 28.12.2015 № 1456.

В целях реализации федеральных законов о федеральном бюджете Правительством РФ ежегодно утверждается постановление о мерах по реализации данного федерального законодательства. Так, в этом году Правительством РФ утверждено Постановление от 28.12.2015 № 1456 «О мерах по реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2016 год» (далее – Постановление № 1456). Комментируемым Постановлением Правительства РФ от 04.04.2016 № 266 (далее – Постановление № 266) в указанное постановление внесен ряд важных изменений, о которых мы и расскажем в статье. Необходимо отметить, что Постановление № 266 вступило в силу 20.04.2016.

Постановлением № 266 в Постановление № 1456 включен новый п. 37.1, вводящий запрет на использование в текущем финансовом году в целях премирования (материального стимулирования) работников федеральных государственных органов экономии по фонду оплаты труда, возникшей в связи с наличием вакантных должностей, превышающих 10% утвержденной в установленном порядке предельной численности федеральных государственных гражданских служащих и работников, замещающих должности, не отнесенные к должностям федеральной государственной гражданской службы.

Указанная мера предлагается в целях устранения имеющейся диспропорции в уровне оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих, поскольку в настоящее время уровень оплаты труда названных работников в значительной мере зависит от укомплектованности должностей в соответствующем федеральном органе исполнительной власти. Кроме того, положение об установлении «запрета для направления средств вакантного фонда» на материальное стимулирование государственных гражданских служащих введено в целях стимулирования замещения вакантных должностей для снижения нагрузки на одного гражданского служащего и в конечном итоге должно оказать положительное влияние на качество выполнения функций федерального органа исполнительной власти.

Также предполагается запрет на увеличение в 2016 году утвержденных в определенном порядке лимитов бюджетных обязательств по заработной плате за счет уменьшения лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных на другие цели, если иное не установлено федеральными законами.

* * *

В заключение выделим основные изменения, внесенные Постановлением № 266:

  • на бюджетные и автономные учреждения теперь распространяются ограничения по включению в контракт условия об авансовых платежах, предусмотренные п. 36 Постановления № 1456;
  • значительно ограничиваются закупки товаров, работ или услуг, которые можно осуществлять до 30.09.2016;
  • установлены требования к содержанию соглашения о предоставлении субсидий бюджетным и автономным учреждениям на иные цели;
  • введены ограничения по материальному стимулированию федеральных государственных служащих.

Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Когда можно рассчитывать на аванс?

Авансирование по 44-ФЗ — право, а не обязанность заказчика. Платить аванс или нет, он решает сам, руководствуясь желанием сделать закупку привлекательнее для участников и законодательными ограничениями, которые прописаны в отдельных нормативных правовых актах.

Если заказчик решает выплатить аванс, он вносит это условие в контракт (ч. 13 ст. 34 44-ФЗ), определяет размер аванса и срок его выплаты. Отсутствие этой информации — нарушение закона. Поставщиками нужно учесть, что в закупках с авансом размер обеспечения контракта повышается до суммы аванса.

Аванса не будет

Согласно распоряжению правительства № 21-р от 16.01.2018 на аванс можно не рассчитывать в закупках 26 видов товаров и услуг, среди которых:

  • бумаги, бумажных и пластмассовых канцелярских принадлежностей,
  • портативных компьютеров,
  • легковых автомобилей,
  • на ремонт компьютерной офисной техники и периферии и др.

Остальные случаи, описанные ниже, регулирует постановление правительства от 30.12.2016 № 1551.

Аванс будет не больше 30%

  • В любых закупках по решению заказчика, если другое не предусмотрено законом.
  • Для договоров по строительству, капитальному ремонту, если сумма контракта не > 600 миллионов рублей.

Возможен аванс от 30% до 80%

На аванс выше 30%, но не больше суммы доведенных лимитов, можно рассчитывать в закупках на проведение исследовательских работ и научных изысканий, которые направлены на замещение импортной продукции. При этом аванс обязательно перечисляется на счета казначейства. Мы писали о том, что такое казначейское сопровождение.

Возможен аванс до 100%

Есть закрытый перечень услуг, которые заказчик может полностью оплатить заранее:

  • печатные издания или подписка на них,
  • услуги связи,
  • курсы повышения квалификации и профессиональная переподготовка,
  • экспертиза проектной или финансовой документации,
  • проведение методических, научно-практических, научных конференций.

Правда, формулировка «до 100%» позволяет заказчику самому решать, какой процент аванса устанавливать.

Как искать закупки с авансом?

Пока нет хорошего способа искать закупки с авансированием. Причина в том, что поле про аванс — необязательное поле в извещениях о закупках по 44-ФЗ и 223-ФЗ. Заказчики заполняют его по своему усмотрению: указывают процент или сумму аванса, а чаще всего просто не заполняют. Есть два косвенных способа искать закупки с авансом:

  • Подбирать закупки с авансом с помощью фильтров по НМЦ и способу отбора.
  • Добавлять к каждому ключевому слову «аванс» в поиске.

Расчет поэтапно

В закупке может быть предусмотрена оплата поставок или работ по частям. В этом случае заказчик должен указать в контракте период исполнения каждого этапа, размер платежа по нему и дату окончательного выполнения обязательств и расчета по контракту.

44-ФЗ требует оформлять исполнение каждого этапа с помощью документов, которые подтверждают факт выполнения работ. Согласно ч.7 ст. 94 44-ФЗ такими документами могут быть:

  • накладные,
  • счета-фактуры,
  • акты приемки-передачи выполненных работ, оказанных услуг,
  • документы экспертизы (при необходимости) и др.

После того как подписан документ, который подтверждает поставку товара или исполнение работ в рамках этапа, заказчик перечисляет поставщику оплату за часть исполненных обязательств и отчитывается об оплате в ЕИС.

Как только поставщик исполнил этап контракта, у него появляется возможность уменьшить сумму обеспечения контракта (ч. 7 ст. 96 44-ФЗ). Например, если в рамках этапа объем выполненных обязательств составил 15%, то и сумма гарантии будет меньше на 15%.

Если обеспечение было переведено на счет заказчика, возможнs два варианта развития событий. Как правило, это зависит от того, как бухгалтерия заказчика проводит такие операции:

  1. Поставщик перечисляет уменьшенную сумму обеспечения, а ранее перечисленные деньги получает назад.
  2. Заказчик по заявлению поставщика возвращает разницу

Если обеспечение было в виде банковской гарантии, то теоретически поставщик может получить новую банковскую гарантию на уменьшенную сумму. При этом старая аннулируется, а банк возвращает остаток комиссии за ее выдачу. Но на практике это возможно только на индивидуальных условиях банка, например, если поставщик получал гарантию на большую сумму.

Если после выполнения этапа меняются условия контракта, то заказчик и исполнитель подписывают дополнительное соглашение об этом.

Расчет после выполнения контракта

Процесс исполнения госконтракта включает в себя:

  • Собственно выполнение поставщиков условий контракта по поставке товаров, выполнению работ, оказанию услуг.
  • Приемку заказчиком результатов, в том числе экспертиза.
  • Оплату.

Полный расчет производят только после того, как поставщик выполнит свои обязательства. В контракте указывают, какой документ подтверждает факт исполнения обязательств, и от даты его подписания устанавливают срок перечисления денег поставщику.

Бывает, что заказчик не успевает выбрать весь товар до окончания действия договора. Мы писали о том, что делать в этой ситуации.

Сроки оплаты

Определяя срок расчетов, заказчик обязан соблюдать требования из ч. 8 ст. 30 и ч. 13.1 ст. 34:

  • не больше 30 дней с даты подписания документов о приемке,
  • не больше 15 рабочих дней при расчетах с СМП или СОНО.

Изменять сроки оплаты по контракту 44-ФЗ перед подписанием контракта или дополнительным соглашением после подписания нельзя. Возможно только уменьшить установленный законом период.

Если в контракте нет порядка и сроков расчета, это нарушение (ч. 13 ст. 34 44-ФЗ). Должностное лицо заказчика, которое утвердило документацию с нарушением, получит штраф 3 000 рублей на основании ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.

Правда, недавно Арбитражный суд АС Восточно-Сибирского округа признал правомерным условие контракта, по которому заказчик освобождается от ответственности, если не оплатил вовремя контракт, если ему самому не перечислили денег из бюджета (дело № А33-771/2017 от 07.02.2018).

Из этой статьи вы узнаете:

  • О регулировании авансирования по 44-ФЗ
  • Преимущества и недостатки авансирования по 44-ФЗ
  • Случаи, когда аванс по 44-ФЗ не предоставляется
  • Размер аванса по 44-ФЗ в 2020 году
  • 4 совета по составлению контракта с предоставлением аванса по 44-ФЗ
  • Какая ответственность предусмотрена за нарушение условий авансирования по 44-ФЗ

Размер аванса по 44-ФЗ имеет свои пороговые значения для максимальных и минимальных выплат. Напомним, что авансирование производится до начала выполнения обязательств по заключенному ранее госконтракту. Эта процедура подробно описана в законе 44-ФЗ, в том числе здесь перечислены условия, когда предоплата невозможна.

Как вы уже наверняка знаете, решение о необходимости и размере аванса по 44-ФЗ принимает заказчик, которому нужно предусмотреть все возможные последствия – как своих действий, так и поставщика. Необходимо отметить, что с 27 марта 2020 года начали действовать новые правила в части предоставления предоплаты. О них и пойдет речь в этой статье.

Регулирование авансирования по 44-ФЗ

В текущем году закон 44-ФЗ дает заказчику возможность включить авансовую форму оплаты в условия соглашения, но не указывает, что покупатель обязан это сделать. Иными словами, клиент сам решает, получит ли поставщик предоплату или вся сумма будет передана по итогам приемки работ. В данном случае отталкиваются от целесообразности использования такого формата, существующих бюджетных ограничений.

Обеспечение исполнения контракта (ОИК) непосредственно соотносится с размером аванса. Если установленное в соответствии с законом 44-ФЗ ОИК ниже предоплаты, его увеличивают, чтобы названные суммы оказались равны. Об этом говорится в ч. 6 ст. 96 упомянутого выше закона.

Читайте также: «Создание приемочной комиссии 44-ФЗ: состав, экспертиза приемки товара»

Также нужно понимать, что существует связь между антидемпинговыми мерами и размером аванса по 44-ФЗ. Если даже после увеличения обеспечения 1,5 раза эта сумма остается меньше установленной предоплаты, то, согласно ч. 1 ст. 37 закона 44-ФЗ, необходимо приравнять ее к авансу.

Преимущества и недостатки авансирования по 44-ФЗ

Использование аванса по 44-ФЗ в 2020 году для бюджетных учреждений имеет как плюсы, так и минусы, о которых важно знать заказчику при проведении тендера.

Предоплата упрощает для исполнителя предзаказ ТРУ – он расходует полученные средства на закупку расходников, может выбрать наиболее подходящего субподрядчика, а не опираться только на свои финансовые возможности.

Правда, интересующий нас подход повышает вероятность потери договора, точнее говоря, все зависит от размера аванса по 44-ФЗ. Ведь исполнитель, получив 100 % предоплаты, может отказаться от выполнения условий контракта. Оговоримся, что за подобные действия закон предусматривает наложение пени, штрафов, занесение сведений в РНП.

Случаи, когда аванс по 44-ФЗ не предоставляется

Закупка ряда ТРУ за счет федерального бюджета не предполагает использования аванса. Речь идет о таких категориях:

1. Товары:

  • белье постельное;
  • белье столовое;
  • занавеси (включая драпировочные) и шторы для интерьеров, а также занавеси и подзоры для кроватей;
  • одеяла стеганые, стеганые пуховые, валики, пуфы, подушки, спальные мешки, подобные изделия с пружинами, набитые, наполненные иным материалом, состоящие из пористой резины/пластмассы;
  • ковры и ковровые изделия;
  • юбки, халаты, блузки, фартуки, жилеты, платья, сорочки, используемые для производственных и профессиональных нужд;
  • бумага для печати;
  • канцелярские бумажные принадлежности;
  • скоросшиватели из бумаги либо картона;
  • блокноты, записные книжки, книги для записей;
  • моющие и стиральные средства;
  • пластмассовые канцелярские/школьные принадлежности;
  • лотки, подставки для бумаг, ручек, печатей и подобные офисные или канцелярские предметы, изготовленные из недрагоценных металлов (за исключением офисной мебели);
  • детали для скоросшивателей, папок, канцелярские зажимы и подобные канцелярские принадлежности и скобы в виде полос из недрагоценных металлов;
  • ПК массой до 10 кг – к ним относятся ноутбуки, планшеты, карманные компьютеры, в том числе имеющие функцию мобильного телефона, электронные записные книжки, иная подобная техника;
  • пользовательское оборудование телефонной или телеграфной связи, видеосвязи;
  • приемники телевизионные, совмещенные или не совмещенные с широковещательными радиоприемниками или устройствами для записи/воспроизведения звука или изображения;
  • аппаратура приемная для радиотелефонной или радиотелеграфной связи, не относящаяся к остальным группам товаров;
  • легковые автомобили;
  • автотранспортные грузовые средства;
  • шариковые ручки, ручки и маркеры с фетровым наконечником и из других пористых материалов, механические карандаши;
  • карандаши, в том числе цветные, грифели для карандашей, пастель, угольные карандаши для рисования, мелки для письма и рисования, портновские мелки.

Читайте также: «Авансирование по 44-ФЗ: гарантия исполнения обязательств по контракту»

2. Услуги:

  • по текущему техническому обслуживанию и ремонту легковых автомобилей и легковых грузовых автотранспортных средств – в данную группу не входит ремонт электрооборудования, шин и кузовов;
  • по обслуживанию компьютеров и периферийного оборудования;
  • по ремонту коммуникационных устройств;
  • по ремонту мебели и предметов домашнего обихода.

Размер аванса по 44-ФЗ в 2020 году

С конца марта 2020 г. перестал действовать запрет на использование авансового платежа для покупки ПК до 10 кг, то есть ноутбуков, планшетов. Также данное правило относится к телефонам, оборудованию для видеосвязи, приемной аппаратуре радиотелефонной, радиотелеграфной связи, телевизорам – при условии, что речь идет о технике отечественного производства. Перечень последней устанавливает единый реестр радиоэлектронной продукции.

Постановление Правительства от 09.12.2017 г. № 1496, известное как Положение об исполнении бюджета, вводит ограничение по размеру аванса. Также в данном акте содержатся основания, которые могут использоваться для применения предоплаты бюджетными учреждениями в 2020 году.

Максимальный размер аванса по 44-ФЗ равен:

  • 30 % от НМЦК – при приобретении ТРУ в сфере строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, считающихся собственностью РФ (абз. 2 пп. «а» п. 18 Положения об исполнении бюджета).
  • 30–80 % от НМЦК – для научных исследований, опытных и конструкторских работ, если целью их проведения является импортозамещение технологической продукции. В договоре обязательно указывается, что авансовые платежи должны сопровождаться казначейством. Отметим, что речь не идет о соглашениях, исполнение которых отслеживается банком. В данном случае задача Минпромторга состоит в том, чтобы подтвердить соответствие контракта обозначенной цели.
  • 30–90 % от НМЦК – при включении в договор условия о сопровождении аванса казначейством, кроме контрактов из приведенного выше пункта.
  • До 100 % от НМЦК – для закупки услуг по обеспечению связью, авиабилетами, обязательным автострахованием.
  • 30–70 % от НМЦК, находящейся на уровне выше 600 миллионов рублей, когда речь идет о строительных работах, реконструкции, капитальном ремонте. Согласно тексту договора, для авансирования нужно подтвердить передачу клиенту ТРУ в соответствии с размером первого платежа. Необходимость данного действия зафиксирована порядком санкционирования оплаты денежных обязательств в приказе Минфина № 213н от 17.11.2016 г.

Устанавливая размер аванса по 44-ФЗ, необходимо зафиксировать, что сумма остальной оплаты по контракту не превышает разницу:

  • Между стоимостью поставленных ТРУ и размером аванса по 44-ФЗ после электронного аукциона или торгов в другом формате. Данное правило действует для госконтрактов, в которых отсутствуют этапы исполнения либо они выполняются друг за другом.
  • Между стоимостью полученных ТРУ и суммой, рассчитанной на основе абз. 1 пп. «а» п. 18 Положения об исполнении бюджета. При этом для этапов работы предусмотрены частично совпадающие или идентичные сроки.

4 совета по составлению контракта с предоставлением аванса по 44-ФЗ

Чтобы соблюсти требования закона 44-ФЗ по выплате аванса, при составлении контракта необходимо следовать таким нормам:

  1. Откажитесь от фиксации максимального или минимального допустимого размера аванса по 44-ФЗ при заключении договора с единственным поставщиком или в другом формате, не прописывая конкретную сумму.
  2. Не указывайте требования и цели использования такого формата оплаты, если данное правило отсутствует в законе. В противном случае вы рискуете нарушить законодательство, что приравнивается к административному правонарушению по авансированию контракта по 44-ФЗ, согласно п. 4.2 ст. 7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Данное разъяснение представлено ФК РФ в письме № 07-04-05/09-319 от 19.05.2015 г. Аналогичной позиции придерживается антимонопольная служба в решении № К-67/15 от 28.01.2015 г.
  3. Пропишите в разделе «Оплата» государственного контракта порядок предоставления авансового платежа по 44-ФЗ и его размер.
  4. В подобном договоре могут содержаться исключительно сведения, зафиксированные в документах о закупке.

Чтобы осуществить предоплату, покупателю необходимо получить от второй стороны счет-фактуру. Именно она является основанием для перевода бюджетных средств на казначейский счет. Далее ФК РФ перечисляет деньги исполнителю. После того как последний выполнит все условия соглашения, ему будет выплачена оставшаяся сумма за вычетом размера аванса по 44-ФЗ.

Отметим, что авансирование применяется только при работе со значимыми договорами. В других ситуациях более удобным форматом расчета для покупателя является отсрочка платежа. Если госучреждение планирует осуществлять проект с использованием предоплаты, ему необходимо предварительно внести в договор соответствующее условие. Иначе не будут соблюдены нормы закона 44-ФЗ.

Ответственность за нарушение условий авансирования по 44-ФЗ

Чтобы использовать данный формат оплаты, покупатель должен прописать в договоре соответствующий порядок расчетов, как того требует ч. 13 ст. 34 закона 44-ФЗ. Нужно установить конкретный размер аванса и срок получения средств исполнителем.

Отсутствие в соглашении условий авансирования приравнивается к административному правонарушению в соответствии с ч. 4.2 ст. 7. 30 КоАП. Ответственный, утвердивший документацию, будет вынужден выплатить штраф в размере 3 000 рублей, если были нарушены нормы закона о госзакупках.

Если в контракте прописан аванс, но он не был выплачен, покупателя ждет более серьезное наказание. На подобные действия распространяется ст. 7.32.5 КоАП: первое нарушение карается штрафом в пределах 30 000–50 000 рублей, за повторное нарушение предусмотрена дисквалификация на 1-2 года.

Записи созданы 8837

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх