102 ФЗ о третейских судах

Документ показан в сокращенном демонстрационном режиме!

Получить полный доступ к документу

Вход для пользователей Стань пользователем

Доступ к документу можно получить: Для зарегистрированных пользователей:
Тел.: +7 (727) 222-21-01, e-mail: info@prg.kz, Региональные представительства

Для покупки документа sms доступом необходимо ознакомиться с условиями обслуживания
Я принимаю Условия обслуживания
Продолжить

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2015 года № 382-ФЗ
Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации

(с изменениями и дополнениями по состоянию на 27.12.2018 г.)

Принят Государственной Думой 15 декабря 2015 года

Одобрен Советом Федерации 25 декабря 2015 года

Глава 1. Общие положения

(статьи 1 — 6)

Глава 2. Арбитражное соглашение

(статьи 7 — 9)

Глава 3. Состав третейского суда

(статьи 10 — 15)

Глава 4. Компетенция третейского суда

(статьи 16 — 17)

Глава 5. Ведение арбитража

(статьи 18 — 30)

Глава 6. Принятие арбитражного решения и прекращение арбитража

(статьи 31 — 39)

Глава 7. Оспаривание арбитражного решения

(статья 40)

Глава 8. Приведение в исполнение арбитражного решения

(статьи 41 — 43)

Глава 9. Образование и деятельность постоянно действующих арбитражных учреждений в Российской Федерации

(статьи 44 — 48)

Глава 10. Соотношение арбитража и процедуры медиации

(статья 49)

Глава 11. Ответственность некоммерческой организации, при которой создано постоянно действующее арбитражное учреждение, и арбитра

(статьи 50 — 51)

Глава 12. Заключительные положения

(статьи 52 — 54)

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Сфера применения настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон регулирует порядок образования и деятельности третейских судов и постоянно действующих арбитражных учреждений на территории Российской Федерации, а также арбитраж (третейское разбирательство).

2. Положения части 7.1 статьи 7, статей 39 и 43, глав 9 — 12 настоящего Федерального закона применяются в отношении организации не только арбитража внутренних споров, но и международного коммерческого арбитража, местом которого является Российская Федерация.

3. В арбитраж (третейское разбирательство) по соглашению сторон могут передаваться споры между сторонами гражданско-правовых отношений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

4. Федеральным законом могут устанавливаться ограничения на передачу отдельных категорий споров в арбитраж (третейское разбирательство).

5. Если настоящим Федеральным законом не предусмотрено иное, он распространяется как на арбитраж (третейское разбирательство), администрируемый постоянно действующим арбитражным учреждением, так и на арбитраж (третейское разбирательство), осуществляемый третейским судом, образованным сторонами для разрешения конкретного спора.

6. Порядок рассмотрения споров в области профессионального спорта и спорта высших достижений устанавливается федеральным законом.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) арбитр (третейский судья) — физическое лицо, избранное сторонами или избранное (назначенное) в согласованном сторонами или установленном федеральным законом порядке для разрешения спора третейским судом. Деятельность арбитров в рамках арбитража (третейского разбирательства) не является предпринимательской;

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О третейских судах в Российской Федерации

Принят Государственной Думой 21 июня 2002 года

Одобрен Советом Федерации 10 июля 2002 года

ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Сфера применения настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон регулирует порядок образования и деятельности третейских судов, находящихся на территории Российской Федерации.

2. В третейский суд может по соглашению сторон третейского разбирательства (далее также — стороны) передаваться любой спор, вытекающий из гражданских правоотношений, если иное не установлено федеральным законом.

3. Действие настоящего Федерального закона не распространяется на международный коммерческий арбитраж.

4. Если международным договором Российской Федерации установлен иной порядок образования и деятельности третейских судов, чем предусмотренный настоящим Федеральным законом, то применяются правила международного договора.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:

третейский суд — постоянно действующий третейский суд или третейский суд, образованный сторонами для решения конкретного спора (далее — третейский суд для разрешения конкретного спора);

третейский судья — физическое лицо, избранное сторонами или назначенное в согласованном сторонами порядке для разрешения спора в третейском суде;

третейское разбирательство — процесс разрешения спора в третейском суде и принятия решения третейским судом;

третейское соглашение — соглашение сторон о передаче спора на разрешение третейского суда;

правила постоянно действующего третейского суда — уставы, положения, регламенты, содержащие правила третейского разбирательства и утвержденные организацией — юридическим лицом, образовавшей постоянно действующий третейский суд;

правила третейского разбирательства — нормы, регулирующие порядок разрешения спора в третейском суде, включающий правила обращения в третейский суд, избрания (назначения) третейских судей и процедуру третейского разбирательства;

стороны третейского разбирательства — организации — юридические лица, граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющие статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке (далее — граждане-предприниматели), физические лица (далее — граждане), которые предъявили в третейский суд иск в защиту своих прав и интересов либо которым предъявлен иск;

компетентный суд — арбитражный суд субъекта Российской Федерации, районный суд в соответствии с подсудностью, установленной процессуальным законодательством Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 28.11.2018 № 451-ФЗ)

Статья 3. Порядок образования и деятельности третейских судов

1. В Российской Федерации могут образовываться постоянно действующие третейские суды и третейские суды для разрешения конкретного спора.

2. Постоянно действующие третейские суды образуются торговыми палатами, организаторами торговли, осуществляющими свою деятельность в соответствии с Федеральным законом «Об организованных торгах», общественными объединениями предпринимателей и потребителей, иными организациями — юридическими лицами, созданными в соответствии с законодательством Российской Федерации, и их объединениями (ассоциациями, союзами) и действуют при этих организациях — юридических лицах. (В редакции Федерального закона от 21.11.2011 № 327-ФЗ)

Постоянно действующие третейские суды не могут быть образованы при федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления.

3. Постоянно действующий третейский суд считается образованным, когда организация — юридическое лицо:

1) приняла решение об образовании постоянно действующего третейского суда;

2) утвердила положение о постоянно действующем третейском суде;

3) утвердила список третейских судей, который может иметь обязательный или рекомендательный характер для сторон.

4. Организация — юридическое лицо, образовавшая постоянно действующий третейский суд, направляет в компетентный суд, осуществляющий судебную власть на той территории, где расположен постоянно действующий третейский суд, копии документов, свидетельствующих об образовании постоянно действующего третейского суда в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи.

5. Порядок образования третейского суда для разрешения конкретного спора определяется по соглашению сторон, которое не может противоречить положениям пунктов 1, 2, 4 и 5 статьи 8, пункта 1 статьи 9, статьи 11, пунктов 1 и 2 статьи 13, статьи 14 настоящего Федерального закона. Если в соглашении сторон порядок образования третейского суда для разрешения конкретного спора не определен, то применяются положения статей 8 — 14 настоящего Федерального закона.

6. Правила третейского разбирательства определяются в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона.

Статья 4. Получение документов и иных материалов

1. Документы и иные материалы направляются сторонам в согласованном ими порядке и по указанным ими адресам.

2. Если стороны не согласовали иной порядок, то документы и иные материалы направляются по последнему известному месту нахождения организации, являющейся стороной третейского разбирательства, или месту жительства гражданина-предпринимателя либо гражданина, являющегося стороной третейского разбирательства, заказным письмом с уведомлением о вручении или иным способом, предусматривающим фиксацию доставки указанных документов и материалов. Документы и иные материалы считаются полученными в день их доставки, хотя бы адресат по этому адресу не находится или не проживает.

Статья 5. Передача спора на разрешение третейского суда

1. Спор может быть передан на разрешение третейского суда при наличии заключенного между сторонами третейского соглашения.

2. Третейское соглашение может быть заключено сторонами в отношении всех или определенных споров, которые возникли или могут возникнуть между сторонами в связи с каким-либо конкретным правоотношением.

3. Третейское соглашение о разрешении спора по договору, условия которого определены одной из сторон в формулярах или иных стандартных формах и могли быть приняты другой стороной не иначе как путем присоединения к предложенному договору в целом (договор присоединения), действительно, если такое соглашение заключено после возникновения оснований для предъявления иска и если иное не предусмотрено федеральным законом. (В редакции Федерального закона от 07.02.2011 № 8-ФЗ)

4. Третейское соглашение в отношении спора, который находится на разрешении в суде общей юрисдикции или арбитражном суде, может быть заключено до принятия решения по спору компетентным судом.

5. Спор не может быть передан на разрешение третейского суда при наличии в договоре медиативной оговорки. (Пункт введен — Федеральный закон от 27.07.2010 № 194-ФЗ)

Статья 6. Нормы, применяемые третейским судом при разрешении споров

1. Третейский суд разрешает споры на основании Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, международных договоров Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации.

2. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

3. Третейский суд принимает решение в соответствии с условиями договора и с учетом обычаев делового оборота.

4. Если отношения сторон прямо не урегулированы нормами права или соглашением сторон и отсутствует применимый к этим отношениям обычай делового оборота, то третейский суд применяет нормы права, регулирующие сходные отношения, а при отсутствии таких норм разрешает спор, исходя из общих начал и смысла законов, иных нормативных правовых актов.

Статья 61. Применение процедуры медиации к спору, который находится на разрешении в третейском суде

1. Применение процедуры медиации допускается на любой стадии третейского разбирательства.

2. В случае принятия сторонами решения о проведении процедуры медиации любая из сторон вправе заявить третейскому суду соответствующее ходатайство. При этом стороны должны представить суду соглашение о проведении процедуры медиации, заключенное в письменной форме и соответствующее требованиям, предусмотренным Федеральным законом «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)».

3. В случае, если третейскому суду представлено соглашение, указанное в пункте 2 настоящей статьи, суд выносит определение о проведении сторонами процедуры медиации.

4. Срок проведения процедуры медиации устанавливается по соглашению сторон в порядке, установленном Федеральным законом «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)», и указывается в определении третейского суда. На этот срок третейское разбирательство откладывается.

5. Медиативное соглашение, заключенное сторонами в письменной форме по результатам проведения процедуры медиации в отношении спора, который находится на разрешении в третейском суде, может быть утверждено третейским судом в качестве мирового соглашения по правилам, установленным настоящим Федеральным законом.

(Статья введена — Федеральный закон от 27.07.2010 № 194-ФЗ)

ГЛАВА II. ТРЕТЕЙСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ

Статья 7. Форма и содержание третейского соглашения

1. Третейское соглашение заключается в письменной форме, если иная форма третейского соглашения не предусмотрена настоящим Федеральным законом или иным федеральным законом. Третейское соглашение считается заключенным в письменной форме, если оно содержится в документе, подписанном сторонами, либо заключено путем обмена письмами, сообщениями по телетайпу, телеграфу или с использованием других средств электронной или иной связи, обеспечивающих фиксацию такого соглашения. Ссылка в договоре на документ, содержащий условие о передаче спора на разрешение третейского суда, является третейским соглашением при условии, что договор заключен в письменной форме и данная ссылка такова, что делает третейское соглашение частью договора. (В редакции Федерального закона от 21.11.2011 № 327-ФЗ)

11. Соглашение о передаче спора на разрешение третейского суда может быть включено в правила организованных торгов, правила клиринга, которые зарегистрированы в соответствии с законодательством Российской Федерации. Такое соглашение является третейским соглашением участников организованных торгов, сторон договора, заключенного на организованных торгах в соответствии с правилами организованных торгов, или участников клиринга. (Пункт введен — Федеральный закон от 21.11.2011 № 327-ФЗ)

2. При несоблюдении правил, предусмотренных пунктами 1 и 11 настоящей статьи, третейское соглашение является незаключенным. (В редакции Федерального закона от 21.11.2011 № 327-ФЗ)

3. Если стороны не договорились об ином, то при передаче спора в постоянно действующий третейский суд правила постоянно действующего третейского суда рассматриваются в качестве неотъемлемой части третейского соглашения.

ГЛАВА III. СОСТАВ ТРЕТЕЙСКОГО СУДА

Статья 8. Требования, предъявляемые к третейскому судье

1. Третейским судьей избирается (назначается) физическое лицо, способное обеспечить беспристрастное разрешение спора, прямо или косвенно не заинтересованное в исходе дела, являющееся независимым от сторон и давшее согласие на исполнение обязанностей третейского судьи.

2. Третейский судья, разрешающий спор единолично, должен иметь высшее юридическое образование. В случае коллегиального разрешения спора высшее юридическое образование должен иметь председатель состава третейского суда.

3. Требования, предъявляемые к квалификации третейского судьи, могут быть согласованы сторонами непосредственно или определены правилами третейского разбирательства.

4. Третейским судьей не может быть физическое лицо, не обладающее полной дееспособностью либо состоящее под опекой или попечительством.

5. Третейским судьей не может быть физическое лицо, имеющее судимость либо привлеченное к уголовной ответственности.

6. Третейским судьей не может быть физическое лицо, полномочия которого в качестве судьи суда общей юрисдикции или арбитражного суда, адвоката, нотариуса, следователя, прокурора или другого работника правоохранительных органов были прекращены в установленном законом порядке за совершение проступков, несовместимых с его профессиональной деятельностью.

7. Третейским судьей не может быть физическое лицо, которое в соответствии с его должностным статусом, определенным федеральным законом, не может быть избрано (назначено) третейским судьей.

Статья 9. Число третейских судей

1. Стороны могут определить число третейских судей, которое должно быть нечетным.

2. Если стороны не договорились об ином, то для разрешения конкретного спора избираются (назначаются) три третейских судьи.

3. Если правилами постоянно действующего третейского суда не определено число третейских судей, то избираются (назначаются) три третейских судьи.

Статья 10. Формирование состава третейского суда

1. Формирование состава третейского суда производится путем избрания (назначения) третейских судей (третейского судьи).

2. В постоянно действующем третейском суде формирование состава третейского суда производится в порядке, установленном правилами постоянно действующего третейского суда.

3. В третейском суде для разрешения конкретного спора формирование состава третейского суда производится в порядке, согласованном сторонами.

4. Если стороны не договорились об ином, то формирование состава третейского суда для разрешения конкретного спора производится в следующем порядке:

1) при формировании состава третейского суда, состоящего из трех третейских судей, каждая сторона избирает одного третейского судью, а два избранных таким образом третейских судьи избирают третьего третейского судью.

Если одна из сторон не избирает третейского судью в течение 15 дней после получения просьбы об этом от другой стороны или два избранных третейских судьи в течение 15 дней после их избрания не избирают третьего третейского судью, то рассмотрение спора в третейском суде прекращается и данный спор может быть передан на разрешение компетентного суда;

2) если спор подлежит разрешению третейским судьей единолично и после обращения одной стороны к другой с предложением об избрании третейского судьи стороны в течение 15 дней не избирают третейского судью, то рассмотрение спора в третейском суде прекращается и данный спор может быть передан на разрешение компетентного суда.

Статья 11. Основания для отвода третейского судьи

Отвод третейскому судье может быть заявлен в случаях несоблюдения требований, предусмотренных статьей 8 настоящего Федерального закона.

Статья 12. Порядок отвода третейского судьи

1. В случае обращения к какому-либо физическому лицу в связи с его возможным избранием (назначением) третейским судьей указанное лицо должно сообщить о наличии обстоятельств, являющихся основаниями для его отвода в соответствии со статьей 11 настоящего Федерального закона.

В случае, если указанные обстоятельства возникли во время третейского разбирательства, третейский судья должен без промедления сообщить об этом сторонам и заявить самоотвод.

2. Сторона может заявить отвод избранному ею третейскому судье в соответствии со статьей 11 настоящего Федерального закона только в случае, если обстоятельства, являющиеся основаниями для отвода, стали известны стороне после избрания ею отводимого третейского судьи.

3. В постоянно действующем третейском суде процедура отвода третейского судьи может быть определена правилами постоянно действующего третейского суда.

4. В третейском суде для разрешения конкретного спора процедура отвода третейского судьи может быть согласована сторонами.

5. Если процедура отвода третейского судьи не согласована сторонами или не определена правилами постоянно действующего третейского суда, то письменное мотивированное заявление об отводе третейского судьи должно быть подано стороной в течение пяти дней после того, как стороне стало известно о том, что состав третейского суда сформирован и есть основания для отвода третейского судьи в соответствии со статьей 11 настоящего Федерального закона.

Если третейский судья, которому заявлен отвод, не берет самоотвод или другая сторона не согласна с отводом третейского судьи, то вопрос об отводе третейского судьи разрешается другими третейскими судьями, входящими в состав третейского суда, в десятидневный срок с момента получения письменного мотивированного заявления стороны. Вопрос об отводе третейского судьи, разрешающего спор единолично, разрешается этим третейским судьей.

Статья 13. Прекращение полномочий третейского судьи

1. Полномочия третейского судьи могут быть прекращены по соглашению сторон, в связи с самоотводом третейского судьи или отводом третейского судьи по основаниям, предусмотренным статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, а также в случае смерти третейского судьи.

2. Полномочия третейского судьи прекращаются после принятия решения по конкретному делу. В случаях, предусмотренных статьями 34 — 36 настоящего Федерального закона, полномочия третейского судьи возобновляются, а затем прекращаются после совершения процессуальных действий, предусмотренных указанными статьями.

3. Основаниями для прекращения полномочий третейского судьи по соглашению сторон, а также для самоотвода третейского судьи являются юридическая или фактическая неспособность третейского судьи участвовать в рассмотрении спора, иные причины, по которым третейский судья не участвует в рассмотрении спора в течение неоправданно длительного срока.

Статья 14. Замена третейского судьи

В случае прекращения полномочий третейского судьи другой третейский судья избирается (назначается) в соответствии с правилами, которые применялись при избрании (назначении) заменяемого третейского судьи.

ГЛАВА IV. РАСХОДЫ, СВЯЗАННЫЕ С РАЗРЕШЕНИЕМ СПОРА В ТРЕТЕЙСКОМ СУДЕ

Статья 15. Состав расходов, связанных с разрешением спора в третейском суде

1. Расходы, связанные с разрешением спора в третейском суде, включают:

гонорар третейских судей;

расходы, понесенные третейскими судьями в связи с участием в третейском разбирательстве, в том числе расходы на оплату проезда к месту рассмотрения спора;

суммы, подлежащие выплате экспертам и переводчикам;

расходы, понесенные третейскими судьями в связи с осмотром и исследованием письменных и вещественных доказательств на месте их нахождения;

расходы, понесенные свидетелями;

расходы на оплату услуг представителя стороной, в пользу которой состоялось решение третейского суда;

расходы на организационное, материальное и иное обеспечение третейского разбирательства;

иные расходы, определяемые третейским судом.

2. Если правилами постоянно действующего третейского суда

Рецензии

РЕЦЕНЗИЯ НА «КОДЕКС ТРЕТЕЙСКОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА», ИЛИ РЕГЛАМЕНТ ПОСТОЯННО ДЕЙСТВУЮЩЕГО АРБИТРАЖНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТРЕТЕЙСКИЙ СУД ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ ПРИ АНО ПО ОКАЗАНИЮ ПРАВОВОЙ ПОМОЩИ ГРАЖДАНАМ И ОРГАНИЗАЦИЯМ» (СОСТАВИТЕЛЬ: ГЕРШТЕЙН Г.И., КОНСУЛЬТАЦИОННАЯ ПОМОЩЬ: РЫБАЛКО И.П., ГАЛЕГУЗОВА С.Ю.)

На основании положений ч. 1 ст. 11 Гражданского кодекса Российской Федерации защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет суд, арбитражный суд или третейский суд (далее — суд) в соответствии с их компетенцией.

Современное состояние нормативного регулирования процедуры осуществления судебной защиты гражданских прав характеризуется двойственностью: с одной стороны, процедура рассмотрения дел в судах и арбитражных судах в достаточной степени подробно регламентирована в Гражданском процессуальном кодексе и Арбитражном процессуальном кодексе Российской Федерации. С другой стороны, процедура третейского разбирательства пока еще в достаточной степени не получила нормативной регламентации. В то же время быстрое, справедливое, эффективное урегулирование споров, способствующее стабилизации экономических отношений и потребностям развития предпринимательской деятельности, предполагает развитие третейского разбирательства.

В литературе обоснованно обращается внимание на то, что передача спора в третейский суд выгодна организациям, для которых важны конфиденциальность разбирательства, проведение заседания суда в месте нахождения истца или ответчика или, наоборот, дистанционно, экономия на судебных расходах и оперативность разрешения спора .

Указывается и на то, что для некоторых организаций более простая процедура вынесения решения суда необходима вовсе не для получения с ответчика денежных средств, а для исправления структуры баланса, списания безнадежных долгов, получения судебного решения по вопросу, который уже решен с ответчиком, но так и не был формально узаконен, поэтому исследователи приходят к выводу о том, что если существует необходимость получить исполнительный лист в 2-3 раза быстрее, заплатить за обращение в суд меньше, а также получить право выбора судьи и

гарантию квалифицированного и объективного разрешения спора, то передача споров на рассмотрение третейского суда будет вполне обоснованным шагом, поскольку третейский суд руководствуется не только законом, но и условиями договора с учетом обычаев делового оборота, но он гораздо более ориентирован на то, чтобы решение было справедливым, а не только соответствовало требованиям закона .

Организация третейского разбирательства и осуществление соответствующей деятельности при этом немыслимы без установления определенных правил такой деятельности. Значимый вклад в этот процесс призван внести рецензируемый «Кодекс третейского судопроизводства» (КТС).

Анализ содержания КТС и практики его применения в деятельности АНО по оказанию правовой помощи гражданам и организациям показывает, что в настоящее время его положения фактически применяются как положения акта, регламентирующего организацию и деятельность так называемого «Арбитража ad hoc», т. е. разновидности арбитража «для данного случая», который, в отличие от институционного (постоянно действующего), создаётся сторонами для рассмотрения возникшего конкретного спора.

В литературе обоснованно отмечается, что при арбитраже ad hoc, «если стороны решили предусмотреть арбитраж данного типа, рекомендуется в контракте предусмотреть процедуру заранее либо ссылку в контракте на конкретный универсальный источник (Арбитражный регламент). Данный регламент позволяет до минимума сократить процедурные споры и обеспечить выход из тупика в том случае, если стороны затягивают ведение процесса арбитром» . Представляется, что рецензируемый КТС и является такого рода источником.

В ст. 3.1 определяется правовое положение КТС. Согласно ее тексту, «1. Кодекс третейского судопроизводства является унифицированными правилами арбитража, а также договором сто-

рон, его использующих, в соответствии со своим соглашением (ч. 2 ст. 31 Федерального закона «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в РФ» и ст. 7.1 Кодекса ТС, если она применима), и может быть использован сторонами спора и договора как для защиты своих прав в соответствии со ст. 11 ГК РФ, так и для самостоятельного урегулирования своих хозяйственных отношений без обращения в третейский суд или к медиатору.

2. Все участники гражданских правоотношений могут использовать Кодекс ТС в качестве своего договора и / или правил третейского разбирательства, при этом они не обязаны, договариваясь об использовании Кодекса ТС в качестве применимых правил третейского разбирательства и / или договора сторон, в который включено их арбитражное соглашение, заранее определять в качестве третейского суда арбитров рекомендованного списочного состава ПДАУ «Международный третейский суд Липецкой области при АНО по оказанию правовой помощи гражданам и организациям» или само ПДАУ.

3. Постоянно действующие арбитражные учреждения, составы судов ПДАУ, третейские суды, образованные участниками договора для рассмотрения конкретного спора, Комиссии по трудовым спорам, трудовые арбитражи, финансовые омбудсмены, а также иностранные арбитражи ad hoc и постоянно действующие иностранные арбитражные учреждения вправе использовать настоящие правила третейского разбирательства в качестве применимых (с учётом своей специфики), если стороны договора из предмета исполнения (неисполнения) которого возник спор, определили настоящие правила третейского разбирательства в качестве применимых. Третейский суд также вправе использовать настоящий Кодекс в соответствии с ч. 2 ст. 19 Федерального закона «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации» № 382-ФЗ от 29.12.2015.

3.1. Компетентный суд, разрешая вопрос о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда и об отмене арбитражного решения, обязан учитывать договорные условия, уточняющие перечень тех обстоятельств, которые суд не вправе пересматривать в силу прямого запрета суду делать это, а Кодекс третейского судопроизводства как договор сторон определяет перечень таких обстоятельств.

3.2. Если настоящие правила третейского разбирательства, применяемые иностранным арбитражным учреждением или иностранным арбитражем ad hoc, противоречат в части внутреннему законодательству государства, которое является

применимым для рассмотрения спора сторон, то иностранный арбитр не применяет противоречащее закону правило третейского разбирательства, что не является несовместимым с договором сторон о применении настоящих правил в качестве актуальных для разрешения спора и не может служить основанием к отмене арбитражного решения, принятого иностранным арбитром.

4. Использование Кодекса третейского судопроизводства субъектами, поименованными в ч. 3.1 Кодекса ТС, не означает, что ПДАУ «Международный третейский суд Липецкой области при АНО по оказанию правовой помощи гражданам и организациям», а равно АНО по оказанию правовой помощи гражданам и организациям ответственны за принимаемые этими субъектами акты в пределах их полномочий.

4.1. Арбитры списочного состава ПДАУ «Международный третейский суд Липецкой области при АНО по оказанию правовой помощи гражданам и организациям» вправе осуществлять арбитраж в качестве выбранных третейских судей в рамках образованного ими третейского суда для рассмотрения конкретного спора, используя для этого любые правила третейского разбирательства, которые определили для этого стороны спора, в том числе правила настоящего Кодекса третейского судопроизводства.

5. ПДАУ «Международный третейский суд Липецкой области при АНО по оказанию правовой помощи гражданам и организациям», а равно и АНО по оказанию правовой помощи гражданам и организациям не отвечает за действия и принимаемые акты арбитров ad hoc, даже если эти арбитры входят в списочный состав арбитров ПДАУ «Международный третейский суд Липецкой области при АНО по оказанию правовой помощи гражданам и организациям». Это в равной мере касается всех арбитров, членов комиссий по трудовым спорам и арбитров трудовых арбитражей, которые могут использовать процессуальный порядок подачи исков, жалоб, заявлений, описанный в КТС АНО, действуя при этом от своего имени.

6. Все ПДАУ, все арбитры, осуществляющие свой арбитраж самостоятельно, вне рамок ПДАУ, образованного в соответствии с законом РФ, все иностранные арбитражные учреждения, а также иностранные арбитры ad hoc, все члены комиссий по трудовым спорам и арбитры трудовых арбитражей, а также иные посредники, использующие настоящий Кодекс полностью или в части, в качестве применимых правил для разрешения спора, в своих актах, ссылаясь на настоящие пра-

вила, обязаны указывать, что права на Кодекс третейского судопроизводства принадлежат АНО по оказанию правовой помощи гражданам и организациям».

Интерес представляет то, что в объём предлагаемой авторами конструкции третейского соглашения (оговорки) «…входят документы, поименованные в приложениях №№ 27, 36, 40, 45, 58-74 Кодекса ТС», а анализ содержания соответствующих приложений показывает, что, например, в приложении № 27 содержится согласие о том, что стороны арбитражного соглашения, включившие настоящее приложение в состав своего арбитражного соглашения, дают своё согласие на применение третейским судом ряда норм Кодекса третейского судопроизводства, права на которые принадлежат АНО по оказанию правовой помощи гражданам и организациям, и приводится перечисление этих норм. Тем самым КТС становится актом, на основании которого происходит разрешение спора.

В приложении № 36 приводится текст Соглашения о договорном прецедентном акте, в рамках которого, в частности, указывается, что стороны арбитражного соглашения, включившие КТС в арбитражное соглашение и в свой договор, в котором подсудность споров определена разрешением споров третейским судом, договорились о том, что «в целях формирования единообразной, стабильной и предсказуемой практики разрешения споров третейским судом, .. по делам, рассматриваемым с применением Кодекса третейского судопроизводства, третейский суд использует судебные акты государственных судов, а также ЕСПЧ по жалобам лиц из России и акты, принимаемые Верховным Комиссариатом ООН по правам человека по жалобам из России, включённые в реестр прецедентов Кодекса ТС, для принятия арбитражных решений и постановлений, разрешая судьбу исковых заявлений (заявлений, жалоб), ходатайств и иных процессуальных просьб сторон, аналогичным образом, то есть так, как дела аналогичного характера были разрешены ранее судами и органами Верховного комиссариата ОНН по правам человека». Тем самым КТС задаются расширенные правовые рамки, создается существенная источниковая основа для разрешения спора в рамках третейского разбирательств.

В иных приложениях приводятся, в частности:

— соглашение сторон (о порядке формирования состава третейского суда в соответствии с ч. 2 ст. 11 Федерального закона «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации» № 382-Ф3 от 29.12.2015);

— соглашение (о праве применения третейским судом договорных обеспечительных мер в соответствии со ст. 221 Кодекса ТС);

— соглашение о добровольном исполнении решения третейского суда (на принудительное исполнение которого выдан исполнительный лист);

— соглашение о добровольном исполнении акта мирового суда, суда общей юрисдикции первой инстанции или иной инстанции, арбитражного суда, иностранного третейского суда, которое легализовано в Российской Федерации или иным государством;

— соглашение сторон о минимальном размере суммы возмещения морального вреда, взыскиваемой третейским судом или судом;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— соглашение сторон договора (арбитражного соглашения) о том, как использовать Кодекс третейского судопроизводства, если арбитражное соглашение недействительно;

— соглашение сторон арбитражного соглашения, иного соглашения о нивелировании противоречий Федерального закона «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации» № 382-фз от 29.12.2015;

— соглашение сторон спора о наделении третейского суда правом выйти за рамки искового заявления и разрешить вопрос, не предусмотренный арбитражным соглашением;

— общие правила заключения соглашений и их использования, которые являются приложениями к настоящему Кодексу ТС.

В одной из ключевых статей КТС — ст. 7.1 — говорится о том, что КТС является договором сторон в тех его частях, которые не связаны с третейским разбирательством, даже в том случае, если стороны решили судиться в арбитражном суде, а не в третейском. Не только третейский суд можно просить применить норму Кодекса ТС, ограничив должника в праве управления ТС, но и суд общей юрисдикции, если Кодекс — ваш договор, но есть взаимное желание не обращаться с иском в третейский суд.

Интересным с научно-практической точки зрения представляется правило, предлагаемое в ст. 8.5.1 КТС, в рамках которой предусматривается право третейского суда выйти за рамки арбитражного соглашения: «1. Если Кодекс третейского судопроизводства является частью договора сторон, в который включено арбитражное соглашение, или стороны договора отдельно прописали, что Кодекс ТС является их договором без изъятий и оговорок и, в частности, без изъятий в виде настоящей статьи Кодекса ТС, то своей волей они определили, что третейский суд вправе выйти за

рамки объёма арбитражного соглашения, если вопрос, который разрешает третейский суд, взаимосвязан с вопросом, который не охватывается арбитражным соглашением.

2. Третейский суд не вправе злоупотреблять своим правом и разрешать вопросы, которые можно отделить от предмета иска и того предмета, который связан с иском, но не охватывается арбитражным соглашением, однако окончательное решение принимает состав третейского суда.

3. Изготавливая решение в мотивированной форме, третейский суд обязан объяснить, почему он разрешал вопрос, не охваченный арбитражным соглашением, и какова взаимосвязь одного вопроса с другим.

4. Если третейский суд принимал арбитражное решение в упрощённой форме, то в решении должно быть отражено, что третейский суд принимает арбитражное решение с использованием статьи Кодекса ТС, дающей ему специальное право выйти за рамки арбитражного соглашения. По поступлению заявления в порядке ч. 7 ст. 591 Кодекса ТС от стороны спора третейский суд, изготавливая арбитражное решение с описательно-мотивировочной частью, обязан соблюсти требования ч. 3 настоящей статьи.».

Представляют определенный теоретико-прикладной интерес положения КТС в части предусмотренных обеспечительных мер, в том числе по причине взаимосвязи положений данной нормы со ст. 329 ГК РФ. Так, ввиду того, что ст. 329 ГК РФ устанавливает, что договорными обеспечительными мерами могут быть не только меры, перечисленные в этой норме, но и другие договорные меры, в КТС включено положение о том, что за невыполнение договора сторон может применяться такая мера, как ограничение права управления ТС на срок, установленный третейским судом в арбитражном решении. Кроме того, в приложениях Кодекса ТС имеется условие о том, что по принятию арбитражного решения сторонами заключается одновременно соглашение о добровольном исполнении этого арбитражного решения. Такое приложение имеет номер, и его можно включить в текст арбитражного соглашения, а можно не включать. Соответственно, в объём этого соглашения входит условие ст. 221 Кодекса ТС в её взаимосвязи с ч. 1 ст. 329 ГК РФ.

Положения ст. 221 КТС при этом выглядят так: «1. Обязательства обеспечиваются в соответствии со способами, перечисленными в ч. 1 ст. 329 ГК РФ.

2. Договором, которым Кодекс третейского судопроизводства является, в соответствии с арбитражным соглашением и во взаимосвязи со

ст. 7.1 Кодекса ТС, в соответствии с ч. 1 ст. 329 ГК РФ, предусмотрены следующие договорные меры обеспечения:

а) ограничение права управления транспортным средством на срок «до выполнения решения или постановления (определения) третейского суда»;

б) запрет на получение нового водительского удостоверения взамен утраченного, пришедшего в негодность или срок действия которого истёк, на срок «до исполнения решения или постановления третейского суда»;

в) запрет на управление летательным аппаратом, самоходными средствами, в том числе специальной техникой, судном, в том числе маломерным, на срок «до исполнения решения или постановления третейского суда»;

г) запрет на получение нового удостоверения, дающего право управления летательным аппаратом, самоходными средствами, в том числе специальной техникой или судном, в том числе маломерным, взамен утраченного, пришедшего в негодность или срок действия которого истёк, на срок «до выполнения решения или постановления третейского суда»;

д) запрет на пересечение границы Российской Федерации с целью выезда (временного или постоянного) на срок «до исполнения решения или постановления третейского суда».

Пункт «д» ч. 2 ст. 221 Кодекса ТС может также применяться как мера по обеспечению иска, если есть доказательства того, что ответчик может выехать за пределы Российской Федерации с целью дальнейшего неисполнения решения третейского суда, а также вывезти за пределы Российской Федерации имущество, являющееся предметом спора и обеспечения иска;

е) запрет на открытие банковских счетов;

ж) запрет на осуществление охоты или промысла морских животных;

з) запрет на получение разрешения на охоту и / или промысел морских животных, а также запрет на получение разрешений взамен утраченных или пришедших в негодность.

3. Перечисленные в части 2 настоящей статьи Кодекса ТС способы обеспечения обязательств не являются исключительными, наряду с теми, что установлены законом. При достижении договорённостей стороны могут включить в договор иные условия, не противоречащие закону.

4. Перечисленные в части 2 настоящей статьи Кодекса ТС способы обеспечения обязательств являются для сторон приемлемыми, понятными и согласованными.».

Из вышеприведенных выдержек из КТС ясно, что КТС по своей сути и содержанию является не только правилами третейского разбирательства, но и договором сторон, который регулирует порядок исполнения решения третейского суда без участия государственных органов власти.

Как следует из анализа содержания КТС, его авторский коллектив использовал принципы свободы договора сторон, сочетая правила третейского разбирательства, которые регламентируют порядок подачи искового заявления, порядок рассмотрения дела, с правилами, в соответствии с которыми это решение третейского суда или постановление будет исполняться. При этом основным принципом формирования КТС послужило нормоутверждение законодательства о том, что решение третейского суда должно исполняться сторонами добровольно.

В то же время КТС был дополнен добровольно принимаемой на себя сторонами обязанностью выполнять не только решения третейского суда, но и его постановления, а в КТС также были включены договорные принципы, которыми определён порядок исполнения арбитражных решения и постановления в качестве договора сторон. Уникальность предлагаемой правовой конструкции позволяет утверждать, что она имеет возможность распространяться не только в Российской Федерации, но и в юрисдикциях других государств.

Анализ основных положений КТС показывает, что предлагаемый в нем механизм третейского разбирательства вполне может быть использован в качестве альтернативы обычно используемым в настоящее время судебным механизмам в части разрешения гражданско-правовых споров между адвокатом и адвокатским образованием, адвокатом и адвокатской палатой, нотариусами и нотариальными палатами, экспертами, арбитражными управляющими и их образованиями и объединениями и иными организациями, где члены состоят между собой именно в гражданско-правовых отношениях и т. п.

Использование механизма третейского разбирательства может быть осуществлено для защиты прав адвокатов от необоснованных претензий и решений адвокатских палат, появление которых в последние годы участилось . Так, например, адвокату могут прекратить статус по инициативе судьи районного суда или суда субъекта Российской Федерации. Поскольку прекращение статуса может быть осуществлено АП субъекта РФ по инициативе суда, который обслуживает территорию, на которой и располагается АП субъекта

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

РФ, рассмотрение вопроса об оспаривании решения квалификационной комиссии и Совета АП субъекта РФ будет осуществлено судом, который, пусть и в лице конкретного судьи, сам же и явился инициатором дисциплинарного производства . Очевидно, что исход такого дела заранее предрешен для адвоката.

В то же время имеется и другой вариант рассмотрения подобного корпоративного спора — арбитром, третейским судьей, который может быть судьей в отставке, что означает, что оказывать на него давление бессмысленно и бесперспективно. Тем более, если он не проживает в регионе конфликта, но при этом является опытным судьёй, вероятнее всего, более опытным, чем его коллега — судья районного суда, имеющий к тому же в производстве одновременно не один десяток дел.

Для реализации механизма третейского разбирательства по подобным и другим спорам адвокату необходимо заключить третейское соглашение с адвокатской палатой и передать спор об оспаривании решения Совета АП субъекта РФ в третейский суд.

Сегодня адвокат, эксперт, нотариус, арбитражный управляющий, аудитор — все они могут быть подвергнуты необоснованному дисциплинарному взысканию, но лишь институт третейского разбирательства может предоставить наиболее весомые гарантии участнику дисциплинарного производства в том, что его дело (жалоба) будет рассмотрено объективно и без какого-либо недружественного интереса .

Следует отметить, что на основании ч. 1. ст. 7 ФЗ от 29.12.2015 № 382-Ф3 «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации» арбитражное соглашение является соглашением сторон о передаче в арбитраж всех или определенных споров, которые возникли или могут возникнуть между ними в связи с каким-либо конкретным правоотношением, независимо от того, носило такое правоотношение договорный характер или нет, арбитражное соглашение может быть заключено в виде арбитражной оговорки в договоре или в виде отдельного соглашения, а в ч. 7 данной статьи предусмотрено, что арбитражное соглашение может быть заключено путем его включения в устав юридического лица.

Законом предусмотрено, что устав, содержащий такое арбитражное соглашение, а также изменения, вносимые в устав, предусматривающие такое арбитражное соглашение, и изменения, вносимые в такое арбитражное соглашение, утверждаются решением высшего органа управления (собрания участников) юридического лица,

принимаемым единогласно всеми участниками этого юридического лица, если иной порядок не предусмотрен законодательством Российской Федерации. Арбитражное соглашение, заключенное в порядке, установленном настоящей частью, распространяется на споры участников юридического лица и споры самого юридического лица, в которых участвует другое лицо, только если это другое лицо прямо выразило свою волю об обязательности для него такого арбитражного соглашения.

При этом на основании положений ст. 41 упомянутого закона арбитражное решение признается обязательным и подлежит немедленному исполнению сторонами, если в нем не установлен иной срок исполнения. При подаче стороной в компетентный суд заявления в письменной форме арбитражное решение принудительно приводится в исполнение путем выдачи исполнительного листа в соответствии с настоящим Федеральным законом и положениями процессуального законодательства Российской Федерации.

Таким образом, арбитражная оговорка, направленная на защиту адвоката от необоснованного решения суда по иску против адвокатской палаты, теоретически может быть включена в уставы адвокатских палат, нотариальных палат, саморегулируемых организаций и иных подобных образований.

Структура и содержание КТС позволяет сделать вывод о том, что авторы, проделавшие значительную работу по обобщению положений, регламентирующих порядок третейского разбирательства, постарались закрепить в нормах этого акта все наиболее значимые моменты, которые должны быть регламентированы в третейском разбирательстве.

Несмотря на то, что на первый взгляд акт кажется громоздким, его структура логична и адекватна его предназначению.

КТС включает в себя в качестве приложений необходимые образцы арбитражных оговорок и соглашений, доверенностей, которые могут быть востребованы как сторонами спорных правоотношений, так и в научно-методической и учебной деятельности.

Общее впечатление о проделанной составителями работе — безусловно положительное.

Язык и стиль написания КТС в необходимой степени унифицированы. Терминологическое единство соблюдено. Текст КТС изложен понятным языком, в основном не допускающим двусмысленностей в толковании используемых дефиниций и терминов. Сформулированные по-

ложения в основном выполнены с соблюдением правил грамматики и синтаксиса.

Вышеизложенные обстоятельства дают основание для вывода о том, что при внимательном изучении КТС и понимании замысла разработчиков, направленного на обеспечение максимально оперативного, предсказуемого в процессуальном смысле и действительно независимого рассмотрения гражданско-правового спора, этот акт является вполне пригодным для использования в процессе правоприменения в рамках деятельности третейских судов.

Сам текст КТС, наряду с уже вступившими в законную силу и исполненными актами третейского суда, в котором он применяется, очевидно, достоин стать предметом более глубоких научных исследований, а идеи, сформулированные в нем, — предметом детального обсуждения в рамках мероприятий, посвященных проблемам разрешения споров и защите прав граждан и организаций, проблемам оказания квалифицированной юридической помощи.

Рецензент: проректор Российской академии

адвокатуры и нотариата, вице-президент Гильдии российских адвокатов, старший вице-президент Русско-азиатской ассоциации юристов, главный редактор журнала «Евразийская адвокатура», доктор юридических наук, доцент А.В. Рагулин

Пристатейный библиографический список

1. https://olts.su/treteysky-sud/information/ reglament-tretejskogo-suda.

3. Алексеев М.А. Рассмотрение третейскими судами споров, вытекающих из отношений с недвижимостью // Вестник ВолГУ. Серия 5: Юриспруденция. 2010. № 2-13.

4. https://olts.su/treteysky-sud/information/.

> 1 (44) 2020 <

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Герштейн Г.И., Рагулин А.В. Третейский суд -будущее системы правосудия России! Интервью с автором Кодекса третейского судопроизводства, Президентом АНО «По оказанию правовой помощи гражданам и организациям» Григорием Исааковичем Герштейном // Евразийская адвокатура. 2019. № 6 (43). С. 7-17.

References (transliterated)

1. https://olts.su/treteysky-sud/information/regla-ment-tretejskogo-suda.

4. https://olts.su/treteysky-sud/information/.

5. Shmittgoff K.M. Arbitrazh ad hoc i institucionny’j arbitrazh // E’ksport: pravo i praktika mezhdunarodnoj

Монография доступна для скачивания в режиме свободного доступа на сайтах интернет-проекта «Голос адвоката» (https://golosadvokata.ru/opinions/ragulin) и

Третейский суд – это единоличный арбитр (третейский судья) или коллегия арбитров, избранные в согласованном порядке сторонами или назначенные Арбитражным учреждением для разрешения спора, возникшего из гражданско-правовых отношений.

Третейский суд рассматривает споры между юридическими лицами, юридическими лицами и гражданами, а также граждан между собой.

Виды третейских судов

Деятельность российских третейских судов регулируется на трех уровнях:

  • общеевропейский третейский суд;

  • федеральный третейский суд;

  • местный третейский суд.

Какие дела рассматривает третейский суд

Третейские суды рассматривают те же дела, что и арбитражные суды и суды общей юрисдикции, но с некоторыми исключениями.

Стороны могут передать в третейский суд дела, связанные с:

— корпоративными спорами, то есть спорами о «внутренних делах» компании:

  • о принадлежности акций;

  • долей в уставном капитале;

  • об ущербе, причинённом компании действиями её руководства и т.д.

— договорами (подряда, поставки, купли-продажи, аренды, мены, перевозки и любыми другими договорами);

— финансовыми отношениями между компаниями;

— защитой деловой репутации.

Отличия третейского суда от арбитражного и суда общей юрисдикции

Главное отличие: третейские суды создаются компаниями, арбитражные суд и суды общей юрисдикции учреждаются государством.

Но есть и другие отличия:

— В возможности обратиться в суд:

  • в третейские суды стороны обращаются только по взаимному согласию. Требуется оформление арбитражного соглашения, в котором стороны указывают, что они обязуются обратиться в третейский суд при возникновении спора. Если стороны не договорятся, то придётся идти в арбитражный суд;

  • для обращения в арбитражные суды и суды общей юрисдикции никаких договорённостей ни о чем не нужно.

— В части назначения судей:

  • в третейских судах стороны сами определяют количество судей третейского суда (арбитров) и сами их выбирают;

  • в арбитражных судах и судах общей юрисдикции стороны никак не могут повлиять, какой судья или судьи будут разбирать их дело.

— В части оплаты работы судов:

  • в третейском разбирательстве стороны оплачивают работу арбитра и его расходы на производство по делу, в том числе расходы на проезд и подобные. Также стороны оплачивают работу переводчиков и экспертов и другие расходы третейского суда;

  • арбитражные суды и суды общей юрисдикции финансируются государством.

— В части полномочий судов:

  • третейский суд сам определяет пределы своих полномочий;

  • полномочия арбитражных судов и судов общей юрисдикции определены законами, то есть государством.

Почему компании обращаются в третейские суды

Компании обращаются в третейские суды по следующим причинам:

  • разбирательство в третейских судах проходит, как правило, быстрее, чем в арбитражных;

  • третейские суды куда менее формальны, чем арбитражные суды;

  • участники спора могут выбирать арбитра сами, ориентируясь на профессиональные качества третейского судьи;

  • как правило, авторитет третейских судов более высокий по сравнению с арбитражными судами.

Третейское соглашение

Компетенция третейского суда основывается на соглашении сторон. Третейское соглашение может быть заключено в виде третейской оговорки в разделе «Порядок разрешения споров» договора или в дополнительном соглашении к действующему договору. Также третейское соглашение может быть заключено в виде отдельного письменного соглашения. Такое соглашение возможно заключить на любой стадии спора, в том числе если дело уже находится в государственном суде (до принятия решения в первой инстанции).

Третейская оговорка может быть трех видов:

  • альтернативная оговорка. Текст оговорки будет выглядеть следующим образом: «Все споры по настоящему договору передаются на разрешение по выбору истца, или в <название государственного суда>, или в <название третейского суда>»;

  • безальтернативная оговорка. Текст оговорки будет выглядеть следующим образом: «Все споры по настоящему договору передаются на разрешение в <название третейского суда>»;

  • конкретизирующая оговорка. Текст оговорки будет выглядеть следующим образом: «Споры, связанные с <вид нарушения> передаются на разрешение в <название третейского суда>. Все остальные споры передаются на разрешение в <название государственного суда>».

Требования к третейскому судье

Арбитр (третейский судья) — это физическое лицо достигшее возраста 25 лет.

Если третейский судья председательствует в коллегии или рассматривает дело единолично, то он:

  • обязан иметь высшее юридическое образование;

  • не должен иметь не снятую или не погашенную судимость.

Также должны отсутствовать какие-либо компрометирующие сведения.

Порядок третейского судопроизводства

В третейский суд с иском может обратиться любое юридическое или физическое лицо.

Иск может быть в отношении любого юридического или физического лица.

Основание для принятия иска к рассмотрению третейским судом

Основанием для принятия иска к рассмотрению третейским судом является третейское соглашение — письменное соглашение сторон о передаче спора по заключенному между ними договору в конкретный третейский суд.

Истец уплачивает третейскому суду третейский сбор, в порядке и размере установленном регламентом.

Рассмотрение иска чаще всего проходит в одно судебное заседание.

Состав третейского суда для разрешения иска

Состав третейского суда для разрешения иска может определяться либо регламентом третейского суда, либо третейским соглашением.

Состав третейского суда может быть единоличным или коллегиальным. В первом случае судья выбирается сторонами либо назначается председателем суда. Во втором случае стороны предлагают своих арбитров, которые затем выбирают председательствующего третейского судью из списка судей третейского суда.

Результат третейского разбирательства

Результат третейского разбирательства оформляется судебным решением, которое незамедлительно становится обязательным, если в третейской записи стороны не предусмотрели иного.

Исполнение решения третейского суда

Решение третейского суда подлежит немедленному добровольному исполнению.

Если решение третейского суда не исполнено добровольно, то оно подлежит принудительному исполнению.

В этом случае государственный суд вызывает стороны третейского разбирательства и предлагает им заявить о наличии оснований для отказа в выдаче исполнительного листа. Если оснований нет, то выдаётся исполнительный лист, который взыскатель имеет право направить в Федеральную службу судебных приставов либо в определённых законом случаях осуществить принудительное взыскание самостоятельно.

Штрафные санкции за неисполнение решения третейского суда

За неисполнение решения третейского суда проигравшей стороной добровольно, третейским соглашением или регламентом может быть предусмотрен штраф.

Записи созданы 8837

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх