148 инструкция

Единый план счетов

Что представляет собой Приказ № 157н (инструкция по бюджетному учету) с изменениями (2020 год)? Это единая структура формирования счетов синтетического и аналитического учетов, предназначенная для распределения фактов финансово-хозяйственной деятельности субъекта по активам и пассивам. Помимо порядка формирования счетов бухучета, документ содержит подробные пояснения к правилам применения и оформления записей — бухгалтерских операций.

Инструкция 157н по бюджетному учету в 2020 году с изменениями, текст последний раз был скорректирован 31.03.2018 отдельным Приказом № 64н.

Кто должен применять:

  • казенные, БУ и АУ;
  • госорганы и органы местного самоуправления;
  • финансовые органы и Казначейство;
  • внебюджетные фонды всех уровней.

Актуальный документ: инструкция 157н по бюджетному учету в 2020 году с изменениями (скачать).

Памятка по инструкции 157н по бюджетному учету в 2020 году с изменениями

Скачать

ВАЖНО! Для всех типов госучреждений предусмотрены отдельные нормативные акты, которые регламентируют особенности формирования единого плана счетов для конкретного типа.

Так, для бюджетников единый план счетов утверждает Приказ инструкция 174н по бюджетному учету в 2020 году с изменениями. Полное наименование — Приказ Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н.

Актуальный приказ — № 174н (инструкция по бюджетному учету) с изменениями (2020 год)

Для автономных учреждений — Приказ Минфина России от 23.12.2010 № 183н

Для казенных госучреждений и других получателей средств бюджета — 162н (инструкция по бюджетному учету) с изменениями (2020 год) (Приказ Минфина РФ от 06.12.2010 № 162н)

Особенности применения

Отметим, что применение всех бухгалтерских счетов, поименованных в нормативных документах, необязательно. Каждое учреждение самостоятельно определяет перечень синтетических и аналитических счетов, которые требуются для ведения полноценного бухучета. Рабочий план счетов утверждается в Учетной политике организации.

Напомним, что госучреждения вправе применять дополнительную детализацию к действующим счетам бухучета. Это может быть установлено учредителем либо вышестоящим распорядителем БС.

Первичные и учетные документы

52н (инструкция по бюджетному учету) с изменениями (2020 год) регламентирует формы первичной документации и учетные регистры для отражения хозяйственных фактов деятельности учреждения. Документ действует для всех типов госучреждений (Приказ Минфина России от 30.03.2015 № 52н).

Документ устанавливает:

  • перечень форм первичных документов и журналов бухучета;
  • унифицированные бланки документации;
  • методические рекомендации по заполнению бланков.

Отметим, что учреждения вправе самостоятельно разработать (доработать, изменить или создать) иные формы первичной и учетной документации, которые учитывают особенности специфики деятельности организации. Такие нормы закреплены в законе № 402-ФЗ. Однако такие решения лучше согласовать с вышестоящими РБС. Иными словами, инструкция 52н по бюджетному учету в 2020 году с изменениями не обязательна к применению.

Отчетность бюджетной сферы

Полный перечень отчетных форм для бюджетников также регламентирован специальными инструкциями Минфина — в инструкции по бюджетному учету для бюджетных учреждений в 2020 году. Нормативный документ устанавливает:

  • полный состав отчетных форм;
  • периодичность сдачи;
  • порядок составления отчетности;
  • особенности отражения бухопераций в отчетных формах.

Однако чиновники разграничили состав и порядок составления бухгалтерской отчетности по типам учреждений.

Для получателей средств бюджета (казенные госучреждения, органы государственной и муниципальной власти, финорганы и Казначейство, а также внебюджетные фонды) действует инструкция № 191н (Приказ Минфина России от 28.12.2010 № 191н ).

АУ и БУ обязаны формировать бухгалтерскую отчетность с учетом 33н (инструкция по бюджетному учету) с изменениями (2020 год) (Приказ Минфина России от 25.03.2011 № 33н).

Подробнее об отчетности читайте в статье «Как отчитываются бухгалтеры бюджетных организаций».

Напомним, что сроки сдачи устанавливаются индивидуально. В инструкции 33н по бюджетному учету в 2020 году с изменениями сроки не регламентированы. То есть конкретные сроки предоставления месячной, квартальной и годовой бухотчетности устанавливают вышестоящие РБС либо учредитель.

Документы, полезные в работе бухгалтера

Помимо ключевых инструкций по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях в 2020 году, бухгалтеры используют иные нормативно-правовые акты. Например, приказ № 173н (инструкция по бюджетному учету) с изменениями (2020 год) регламентирует порядок формирования сведений, а также правила обмена данной информацией с органами ФК для ведения реестра договоров, заключенных по результатам закупки.

А вот порядок возврата денежных средств в федеральный бюджет государства установлен в инструкции 152н по бюджетному учету в 2020 году с изменениями.

Об утверждении Инструкции по бюджетному учету

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 30 декабря 2008 года N 148н

Об утверждении Инструкции по бюджетному учету *О)

На основании статьи 165 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст.3823; 2005, N 1, ст.8; 2006, N 1, ст.8; 2007, N 18, ст.2117), пункта 4 и 5 постановления Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2004 года N 185 «Вопросы Министерства финансов Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 15, ст.1478), и в целях установления плана счетов бюджетного учета и единого порядка ведения бухгалтерского учета в органах государственной власти, органах управления государственных внебюджетных фондов, органах управления территориальных государственных внебюджетных фондов, органах местного самоуправления, бюджетных учреждениях, в органах, осуществляющих кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также в финансовых органах и органах управления государственных внебюджетных фондов и территориальных государственных внебюджетных фондов, осуществляющих составление и исполнение их бюджетов,
приказываю:

1. Утвердить прилагаемую Инструкцию по бюджетному учету.

2. Распространить действие настоящего приказа на отношения, возникшие с 1 января 2009 года.

3. Признать утратившим силу приказ Министерства финансов Российской Федерации от 10 февраля 2006 года N 25н «Об утверждении Инструкции по бюджетному учету» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 11 апреля 2006 года, регистрационный номер 7674; Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, N 17, 2006).

4. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Заместитель
Председателя Правительства
Российской Федерации —
Министр финансов
Российской Федерации
А.Л.Кудрин

Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
12 февраля 2009 года,
регистрационный N 13309

Инструкция по бюджетному учету

УТВЕРЖДЕНА
приказом Министерства финансов
Российской Федерации
от 30 декабря 2008 года N 148н

(с изменениями на 30 декабря 2009 года)

Часть I. Организация бюджетного учета

1. Настоящая Инструкция устанавливает единый порядок ведения бюджетного учета в органах государственной власти (государственных органах), органах управления государственных внебюджетных фондов, органах управления территориальных государственных внебюджетных фондов, органах местного самоуправления (муниципальных органах), бюджетных учреждениях, в том числе находящихся за пределами Российской Федерации, а также иных некоммерческих организациях, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, не являющихся участниками бюджетного процесса, осуществляющих ведение бюджетного учета (далее в целях настоящей Инструкции — учреждения), в органах, осуществляющих кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (далее в целях настоящей Инструкции — органы казначейства), а также в финансовых органах и органах управления государственных внебюджетных фондов и территориальных государственных внебюджетных фондов, осуществляющих составление и исполнение бюджетов (далее в целях настоящей Инструкции — финансовые органы) (абзац в редакции приказа Минфина России от 30 декабря 2009 года N 152н, распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2010 года.
Бюджетный учет осуществляется в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «О бухгалтерском учете», иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящей Инструкцией.

2. Государственная учетная политика реализуется настоящей Инструкцией через:
план счетов бюджетного учета;
порядок отражения операций по исполнению бюджетов и кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на счетах бюджетного учета;
перечень типовых корреспонденций счетов бюджетного учета (приложение N 1 к настоящей Инструкции);
иные вопросы организации бюджетного учета.

3. Все хозяйственные операции, проводимые учреждениями, финансовыми органами, органами казначейства оформляются первичными документами, приведенными в приложении N 2 к настоящей Инструкции.
Первичные учетные документы, поступающие в учреждение в качестве оправдательных документов на осуществленные им хозяйственные операции, в рамках установленного в Российской Федерации обычая делового оборота, принимаются к учету, если они составлены по унифицированным формам документов, утвержденным согласно законодательству Российской Федерации правовыми актами уполномоченных органов исполнительной власти, а документы, формы которых не унифицированы, должны содержать следующие обязательные реквизиты (абзац дополнительно включен приказом Минфина России от 30 декабря 2009 года N 152н, распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2010 года): *3.2)

наименование документа (абзац дополнительно включен приказом Минфина России от 30 декабря 2009 года N 152н, распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2010 года);
дату составления документа (абзац дополнительно включен приказом Минфина России от 30 декабря 2009 года N 152н, распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2010 года);
наименование участника хозяйственной операции, а также его идентификационные коды, от имени которой составлен документ (абзац дополнительно включен приказом Минфина России от 30 декабря 2009 года N 152н, распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2010 года);
содержание хозяйственной операции (абзац дополнительно включен приказом Минфина России от 30 декабря 2009 года N 152н, распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2010 года);
измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении (абзац дополнительно включен приказом Минфина России от 30 декабря 2009 года N 152н, распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2010 года);
наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления (абзац дополнительно включен приказом Минфина России от 30 декабря 2009 года N 152н, распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2010 года);
личные подписи указанных лиц и их расшифровка (абзац дополнительно включен приказом Минфина России от 30 декабря 2009 года N 152н, распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2010 года).

Документирование операций с имуществом, обязательствами, а также иных фактов хозяйственной деятельности, ведение регистров бюджетного учета осуществляется на русском языке. Первичные документы, составленные на иных языках, должны иметь построчный перевод на русский язык (абзац дополнительно включен с 13 сентября 2009 года приказом Минфина России от 3 июля 2009 года N 69н).
Для ведения бюджетного учета в учреждениях, финансовых органах, органах казначейства применяются регистры, содержащие обязательные реквизиты и показатели, приведенные в приложении N 3 к настоящей Инструкции.

Формы регистров бюджетного учета, учитывающие специфику исполнения соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, а также правила их ведения, утверждаются финансовым органом.
Данные проверенных и принятых к учету первичных учетных документов систематизируются по датам совершения операций (в хронологическом порядке) и отражаются накопительным способом в следующих регистрах бюджетного учета:

Журнал операций по счету «Касса»;
Журнал операций с безналичными денежными средствами;
Журнал операций расчетов с подотчетными лицами;
Журнал операций расчетов с поставщиками и подрядчиками;
Журнал операций расчетов с дебиторами по доходам;
Журнал операций расчетов по оплате труда;
Журнал операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов;
Журнал по прочим операциям;
Главная книга.
Записи в журналы операций осуществляются по мере совершения операций, но не позднее следующего дня после получения первичного учетного документа, как на основании отдельных документов, так и на основании группы однородных документов. Корреспонденция счетов в журнале операций записывается в зависимости от характера операций по дебету одного счета и кредиту другого счета.
Журналы операций подписываются главным бухгалтером и бухгалтером, составившим журнал операций.
По истечении месяца данные оборотов по счетам из журналов операций записываются в Главную книгу.
В органах казначейства и в финансовых органах ведется Журнал по прочим операциям, данные из которого записываются в Главную книгу ежедневно.
При кассовом обслуживании бюджетов бюджетной системы Российской Федерации органами казначейства учет операций ведется в отдельной Главной книге по каждому обслуживаемому бюджету на соответствующих счетах.

4. Исправление ошибок, обнаруженных в регистрах бюджетного учета, производится в следующем порядке:
ошибка за отчетный период, обнаруженная до момента представления баланса и не требующая изменения данных в журналах операций, исправляется путем зачеркивания тонкой чертой неправильных сумм и текста так, чтобы можно было прочитать зачеркнутое, и написания над зачеркнутым исправленного текста и суммы. Одновременно в регистре бюджетного учета, в котором производится исправление ошибки, на полях против соответствующей строки за подписью главного бухгалтера делается надпись «Исправлено»;
ошибочная запись, обнаруженная до момента представления баланса и требующая изменений в журнале операций, в зависимости от ее характера оформляется по способу «Красное сторно» и дополнительной бухгалтерской записью последним днем отчетного периода;

ошибка, обнаруженная в регистрах бюджетного учета за отчетный период, за который бюджетная отчетность в установленном порядке уже представлена, оформляется по способу «Красное сторно» и дополнительной бухгалтерской записью датой обнаружения ошибки.
Дополнительные бухгалтерские записи по исправлению ошибок, а также исправления способом «Красное сторно» оформляются Справкой (ф.0504833), в которой делается ссылка на номер и дату исправляемого журнала операций, документа, обоснование внесения исправления.

5. По истечении каждого отчетного месяца первичные учетные документы, относящиеся к соответствующим журналам операций, должны быть подобраны в хронологическом порядке и сброшюрованы. При незначительном количестве документов брошюровку можно производить за несколько месяцев в одну папку (дело). На обложке следует указать: наименование учреждения (органа казначейства, финансового органа); название и порядковый номер папки (дела); отчетный период — год и месяц; начальный и последний номера журналов операций; количество листов в папке (деле).

6. В случае пропажи или уничтожения первичных учетных документов и регистров бюджетного учета руководитель учреждения (органа казначейства, финансового органа) назначает приказом комиссию по расследованию причин их пропажи или уничтожения.
При необходимости для участия в работе комиссии приглашаются представители следственных органов, охраны и государственного пожарного надзора.
Результаты работы комиссии оформляются актом, который утверждается руководителем учреждения (органа казначейства, финансового органа). Копия акта направляется в вышестоящее учреждение (орган) по ведомственной принадлежности.

7. Инвентаризация имущества, финансовых активов и обязательств проводится учреждением (органом казначейства, финансовым органом) в соответствии с нормативными правовыми актами Министерства финансов Российской Федерации.

8. Автоматизация бюджетного учета основывается на едином взаимосвязанном технологическом процессе обработки первичных учетных документов и отражения операций по соответствующим разделам Плана счетов бюджетного учета.
В условиях комплексной автоматизации бюджетного учета операции формируются в базах данных используемого программного комплекса. При выведении регистров бюджетного учета на бумажные носители допускается отличие выходной формы документа (машинограммы) от утвержденной формы документа при условии, что реквизиты и показатели выходной формы документа (машинограммы) содержат соответствующие реквизиты и показатели регистров бюджетного учета, предусмотренные настоящей Инструкцией и утверждающим документом соответствующего финансового органа.

9. Отражение операций при ведении бюджетного учета осуществляется в соответствии с Планом счетов бюджетного учета, установленным настоящей Инструкцией.
Номер счета Плана счетов бюджетного учета состоит из двадцати шести разрядов. При формировании номера счета Плана счетов бюджетного учета используется следующая структура:
1-17 разряд — с 1 по 17 разряды кода классификации доходов бюджета, классификации расходов бюджета, классификации источников финансирования дефицита бюджета (без кода классификации операций сектора государственного управления — (далее — КОСГУ) (приложение N 4 к настоящей Инструкции);
18 разряд — код вида деятельности:
бюджетная деятельность — 1;
приносящая доход деятельность — 2;
деятельность со средствами, находящимися во временном распоряжении — 3;
деятельность некоммерческих организаций сектора государственного управления, не являющихся участниками бюджетного процесса — 4 (абзац дополнительно включен приказом Минфина России от 30 декабря 2009 года N 152н, распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2010 года);
19-21 разряд — код синтетического счета Плана счетов бюджетного учета;
22-23 разряд — код аналитического счета Плана счетов бюджетного учета;
24-26 разряд — код классификации операций сектора государственного управления (приложение N 5 к настоящей Инструкции).
Разряды 18-26 образуют код счета бюджетного учета.
Финансовым органам, органам казначейства и учреждениям разрешается введение в код аналитического счета Плана счетов разрядов для получения дополнительной информации, необходимой внутренним пользователям.
Кроме того, при отсутствии в перечне типовых корреспонденций счетов бюджетного учета (приложение N 1 к настоящей Инструкции) по исполнению бюджета Федеральное казначейство, финансовые органы, главные распорядители средств бюджетов имеют право определять необходимую для отражения в бюджетном учете корреспонденцию счетов в части, не противоречащей настоящей Инструкции.
При завершении текущего финансового года обороты по счетам, отражающим увеличение и уменьшение активов и обязательств, в регистры бюджетного учета очередного финансового года не переходят.

Часть II. План счетов бюджетного учета

Балансовые счета

Наименование счета

Номер счета

код

по бюд-
жетной класси-
фика-
ции

вида дея-
тель-
ности

синтетичес-
кого счета

анали-
тичес-
кого счета

квалифика-
ции опера-
ций сектора государст-
венного управления

номер разряда

БАЛАНСОВЫЕ СЧЕТА

Раздел 1. Нефинансовые активы

Раздел 1. Нефинансовые активы

НЕФИНАНСОВЫЕ АКТИВЫ

Основные средства

Жилые помещения

Увеличение стоимости жилых помещений

Уменьшение стоимости жилых помещений

Нежилые помещения

Увеличение стоимости нежилых помещений

Уменьшение стоимости нежилых помещений

Сооружения

Увеличение стоимости сооружений

Уменьшение стоимости сооружений

Машины и оборудование

Увеличение стоимости машин и оборудования

Уменьшение стоимости машин и оборудования

Транспортные средства

Увеличение стоимости транспортных средств

Уменьшение стоимости транспортных средств

Производственный и хозяйственный инвентарь

Увеличение стоимости производственного и хозяйственного инвентаря

Уменьшение стоимости производственного и хозяйственного инвентаря

Библиотечный фонд

Увеличение стоимости библиотечного фонда

Уменьшение стоимости библиотечного фонда

Драгоценности и ювелирные изделия

Увеличение стоимости драгоценностей и ювелирных изделий

Уменьшение стоимости драгоценностей и ювелирных изделий

Прочие основные средства

Увеличение стоимости прочих основных средств

Уменьшение стоимости прочих основных средств

Нематериальные активы

Нематериальные активы

Увеличение стоимости нематериальных активов

Уменьшение стоимости нематериальных активов

Непроизведенные активы

Земля

Увеличение стоимости земли

Уменьшение стоимости земли

Ресурсы недр

Увеличение стоимости ресурсов недр

Уменьшение стоимости ресурсов недр

Прочие непроизведенные активы

Увеличение стоимости прочих непроизведенных активов

Уменьшение стоимости прочих непроизведенных активов

Амортизация

Амортизация жилых помещений

Уменьшение стоимости жилых помещений за счет амортизации

Амортизация нежилых помещений

Уменьшение стоимости нежилых помещений за счет амортизации

Амортизация сооружений

Уменьшение стоимости сооружений за счет амортизации

Амортизация машин и оборудования

Уменьшение стоимости машин и оборудования за счет амортизации

Амортизация транспортных средств

Уменьшение стоимости транспортных средств за счет амортизации

Амортизация производственного и хозяйственного инвентаря

Уменьшение стоимости производственного и хозяйственного инвентаря за счет амортизации

Записи созданы 8837

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх