161 бк

1. Главный распорядитель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями:

1) обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств;

2) формирует перечень подведомственных ему распорядителей и получателей бюджетных средств;

3) ведет реестр расходных обязательств, подлежащих исполнению в пределах утвержденных ему лимитов бюджетных обязательств и бюджетных ассигнований;

4) осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета, составляет обоснования бюджетных ассигнований;

5) составляет, утверждает и ведет бюджетную роспись, распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета;

6) вносит предложения по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств;

7) вносит предложения по формированию и изменению сводной бюджетной росписи;

8) определяет порядок утверждения бюджетных смет подведомственных получателей бюджетных средств, являющихся казенными учреждениями;

9) формирует и утверждает государственные (муниципальные) задания;

10) обеспечивает соблюдение получателями межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий и бюджетных инвестиций, определенных настоящим Кодексом, условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении;

11) утратил силу. — Федеральный закон от 23.07.2013 N 252-ФЗ;

12) формирует бюджетную отчетность главного распорядителя бюджетных средств;

12.1) отвечает соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств;

13) осуществляет иные бюджетные полномочия, установленные настоящим Кодексом и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.

2. Распорядитель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями:

1) осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета;

2) распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и (или) получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета;

3) вносит предложения главному распорядителю бюджетных средств, в ведении которого находится, по формированию и изменению бюджетной росписи;

3.1) обеспечивает соблюдение получателями межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий и бюджетных инвестиций, определенных настоящим Кодексом, условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении;

4) в случае и порядке, установленных соответствующим главным распорядителем бюджетных средств, осуществляет отдельные бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находится.

3. Главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию:

1) о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту;

2) предъявляемым при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных подведомственному ему получателю бюджетных средств, являющемуся казенным учреждением, для исполнения его денежных обязательств;

3) по иным искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, по которым в соответствии с федеральным законом интересы соответствующего публично-правового образования представляет орган, осуществляющий в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации полномочия главного распорядителя средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования.

3.1. Утратил силу. — Федеральный закон от 26.07.2019 N 199-ФЗ.

3.2. Главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя истца по искам о взыскании денежных средств в порядке регресса в соответствии с пунктом 3.1 статьи 1081 Гражданского кодекса Российской Федерации к лицам, чьи действия (бездействие) повлекли возмещение вреда за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации, казны муниципального образования.

4 — 11. Утратили силу с 1 января 2008 года. — Федеральный закон от 26.04.2007 N 63-ФЗ.

Статьи 159 — 160. Утратили силу с 1 января 2008 года. — Федеральный закон от 26.04.2007 N 63-ФЗ.

  • Статья 157. Бюджетные полномочия органов государственного (муниципального) финансового контроля

1. Казенное учреждение находится в ведении органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Взаимодействие казенного учреждения при осуществлении им бюджетных полномочий получателя бюджетных средств с главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, в ведении которого оно находится, осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом.

2. Финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы.
3. Казенное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность, только если такое право предусмотрено в его учредительном документе. Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.

4. Казенное учреждение осуществляет операции с бюджетными средствами через лицевые счета, открытые ему в соответствии с настоящим Кодексом.

5. Заключение и оплата казенным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в пределах доведенных казенному учреждению лимитов бюджетных обязательств, если иное не установлено настоящим Кодексом, и с учетом принятых и неисполненных обязательств.

Нарушение казенным учреждением требований настоящего пункта при заключении государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров является основанием для признания их судом недействительными по иску органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого находится это казенное учреждение.

6. В случае уменьшения казенному учреждению как получателю бюджетных средств главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств ранее доведенных лимитов бюджетных обязательств, приводящего к невозможности исполнения казенным учреждением бюджетных обязательств, вытекающих из заключенных им государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, казенное учреждение должно обеспечить согласование в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд новых условий государственных (муниципальных) контрактов, в том числе по цене и (или) срокам их исполнения и (или) количеству (объему) товара (работы, услуги), иных договоров.

Сторона государственного (муниципального) контракта, иного договора вправе потребовать от казенного учреждения возмещения только фактически понесенного ущерба, непосредственно обусловленного изменением условий государственного (муниципального) контракта, иного договора.

6.1. В случае признания в соответствии с настоящим Кодексом утратившими силу положений закона (решения) о бюджете на текущий финансовый год и плановый период в части, относящейся к плановому периоду, казенное учреждение вправе не принимать решение о расторжении ранее заключенных договоров и соглашений, подлежащих оплате в плановом периоде, при условии заключения дополнительных соглашений к указанным договорам и соглашениям, определяющих условия их исполнения в плановом периоде.

7. При недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенному учреждению для исполнения его денежных обязательств, по таким обязательствам от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования отвечает соответственно орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находится соответствующее казенное учреждение.

8. Казенное учреждение самостоятельно выступает в суде в качестве истца и ответчика.

9. Казенное учреждение обеспечивает исполнение денежных обязательств, указанных в исполнительном документе, в соответствии с настоящим Кодексом.

10. Казенное учреждение не имеет права предоставлять и получать кредиты (займы), приобретать ценные бумаги. Субсидии и бюджетные кредиты казенному учреждению не предоставляются.

10.1. Казенное учреждение на основании договора (соглашения) вправе передать иной организации (централизованной бухгалтерии) полномочия по ведению бюджетного учета и формированию бюджетной отчетности.

11. Положения, установленные настоящей статьей, распространяются на органы государственной власти (государственные органы), органы местного самоуправления (муниципальные органы) и органы управления государственными внебюджетными фондами с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации, устанавливающих полномочия указанных органов.

Комментарий к статье 161 БК РФ

1. В соответствии с п. 1 ст. 120 части первой ГК РФ (здесь и далее в ред. от 3 ноября 2006 г.) учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

Пункт 2 указанной статьи предусматривает, что учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Россией, субъектом РФ, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). Там же установлено, что государственное или муниципальное учреждение может быть бюджетным или автономным учреждением.

Согласно п. 2 ст. 120 ГК РФ частные и бюджетные учреждения полностью или частично финансируются собственником их имущества. Порядок финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений определяется законом.

Соответственно, комментируемая статья определяет особенности правового положения бюджетных учреждений в части финансирования их деятельности. Как определено в ст. 6 Кодекса, бюджетное учреждение — это государственное (муниципальное) учреждение, финансовое обеспечение выполнения функций которого, в том числе по оказанию государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам в соответствии с государственным (муниципальным) заданием, осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы (об автономном учреждении см. комментарий к ст. 41 Кодекса).

Согласно п. 1 комментируемой статьи бюджетное учреждение осуществляет операции с бюджетными средствами через открытые в установленном порядке лицевые счета. Как установлено в ст. 220.1 Кодекса, учет операций по исполнению бюджета, осуществляемых участниками бюджетного процесса в рамках их бюджетных полномочий, производится на лицевых счетах, открываемых в соответствии с положениями Кодекса в Федеральном казначействе или финансовом органе субъекта РФ (муниципального образования).

В пункте 1 комментируемой статьи также установлено, что бюджетное учреждение осуществляет операции по расходованию бюджетных средств в соответствии с бюджетной сметой. Согласно п. 1 ст. 221 Кодекса бюджетная смета бюджетного учреждения составляется, утверждается и ведется в порядке, определенном главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого находится бюджетное учреждение, в соответствии с общими требованиями, установленными Минфином России.

2. В соответствии с п. 2 комментируемой статьи заключение и оплата бюджетным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, возможны только в пределах доведенных ему по кодам классификации расходов соответствующего бюджета лимитов бюджетных обязательств и с учетом принятых и неисполненных обязательств.

Согласно определению, данному в ст. 6 Кодекса, лимит бюджетных обязательств — это объем прав в денежном выражении на принятие бюджетным учреждением бюджетных обязательств и (или) их исполнение в текущем финансовом году (текущем финансовом году и плановом периоде). В качестве общего правила исполнения бюджета по расходам в п. 3 ст. 219 Кодекса установлено, что получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него в текущем финансовом году (текущем финансовом году и плановом периоде) лимитов бюджетных обязательств.

Последствия нарушения бюджетным учреждением приведенного выше требования при заключении государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров предусмотрены непосредственно в п. 2 комментируемой статьи: в этом случае соответствующий главный распорядитель (распорядитель) бюджетных средств вправе обратиться в суд с требованием о признании такого государственного (муниципального) контракта или иного договора недействительными.

Общие положения о последствиях недействительности сделки закреплены в ст. 167 части первой ГК РФ:

недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения (п. 1);

при недействительности сделки одна сторона обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) — возместить его стоимость в деньгах, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом (п. 2);

если из содержания оспоримой сделки вытекает, что она может быть лишь прекращена на будущее время, суд, признавая сделку недействительной, прекращает ее действие на будущее время (п. 3).

Пункт 2 комментируемой статьи также предусматривает приостановление санкционирования оплаты денежных обязательств бюджетного учреждения при нарушении им установленного финансовым органом порядка учета бюджетных обязательств. Порядок приостановления в этих случаях санкционирования оплаты денежных обязательств бюджетного учреждения определяет соответствующий финансовый орган.

3. В пункте 3 комментируемой статьи определены последствия уменьшения бюджетному учреждению главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств ранее доведенных лимитов бюджетных обязательств, приводящего к невозможности исполнения бюджетным учреждением бюджетных обязательств, вытекающих из заключенных им государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров:

на бюджетное учреждение в этом случае возлагается обеспечение согласования новых сроков, а если необходимо, и других условий государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров;

другая сторона государственного (муниципального) контракта, иного договора приобретает право потребовать от бюджетного учреждения возмещения понесенного ущерба, непосредственно обусловленного изменением условий государственного (муниципального) контракта, иного договора. При этом определено, что требование может быть заявлено в отношении возмещения только фактически понесенного ущерба. Право на возмещение упущенной выгоды не возникает. Как определено в п. 2 ст. 15 части первой ГК РФ, под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

4. В силу прямого указания в п. 4 комментируемой статьи бюджетным учреждениям не могут предоставляться субсидии и бюджетные кредиты. На изъятие субсидий государственным (муниципальным) учреждениям из состава бюджетных ассигнований указано также в ст. 69 Кодекса.

В пункте 4 комментируемой статьи также установлен запрет на получение бюджетным учреждением кредитов (займов). Данный запрет обоснован некоммерческим характером деятельности бюджетных учреждений и их несамостоятельностью в вопросах хозяйственных отношений.

5. В пункте 5 комментируемой статьи установлено, что бюджетное учреждение самостоятельно выступает в суде в качестве ответчика по своим денежным обязательствам. Данная норма согласуется с определением понятия юридического лица, данным в п. 1 ст. 48 части первой ГК РФ, в соответствии с которым одним из признаков юридического лица является способность быть истцом и ответчиком в суде.

Согласно п. 2 ст. 120 части первой ГК РФ бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества (о субсидиарной ответственности см. комментарий к ст. 115 Кодекса). Соответственно, в подп. 2 п. 3 ст. 158 Кодекса установлено, что главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта РФ, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени России, субъекта РФ, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к России, субъекту РФ, муниципальному образованию, предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности по денежным обязательствам подведомственных бюджетных учреждений.

Согласно разъяснениям, данным в п. 2 Постановления Пленума ВАС России от 22 июня 2006 г. N 23, при разрешении споров по искам, предъявленным кредитором государственного (муниципального) учреждения в порядке субсидиарной ответственности, арбитражным судам надлежит исходить из того, что по смыслу комментируемой статьи с учетом положений ст. 120 части первой ГК РФ учредителем и собственником имущества учреждения, а также надлежащим ответчиком в порядке субсидиарной ответственности по обязательствам этого учреждения выступает публично-правовое образование, а не его государственные (муниципальные) органы.

Следовательно, при удовлетворении указанных исков в резолютивной части решения суда должно указываться, что денежные средства взыскиваются за счет казны публично-правового образования, а не с государственного или муниципального органа. При этом недопустимо ограничивать источники взыскания путем указания на взыскание только за счет средств бюджета, поскольку такое ограничение противоречит ст. ст. 126, 214, 215 части первой ГК РФ. В данном случае действует общее правило об ответственности публично-правового образования всем принадлежащим ему на праве собственности имуществом, составляющим казну.

В развитие приведенной выше нормы п. 2 ст. 120 части первой ГК РФ п. 5 комментируемой статьи устанавливает, что бюджетное учреждение обеспечивает исполнение своих денежных обязательств, указанных в исполнительном документе, только в пределах доведенных ему лимитов бюджетных обязательств. Процедура исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства соответствующих бюджетов по денежным обязательствам федеральных бюджетных учреждений, бюджетных учреждений субъекта РФ и муниципальных бюджетных учреждений, регламентирована положениями соответственно ст. ст. 242.3, 242.4 и 242.5 Кодекса.

6. Пункт 6 комментируемой статьи распространяет на ОГВ (государственные органы), ОМСУ (муниципальные органы) и органы управления ГВБФ положения Кодекса, регулирующие правовое положение бюджетных учреждений. Данная норма является существенной новацией Закона 2007 г. N 63-ФЗ.

Законом 2007 г. N 63-ФЗ в качестве переходного положения установлено, что государственные академии наук и подведомственные им учреждения до утверждения Правительством РФ уставов академий осуществляют свою деятельность в соответствии с положениями Кодекса (в ред. указанного Закона) применительно к бюджетным учреждениям.

Другой комментарий к статье 161 Бюджетного Кодекса РФ

Бюджетное учреждение — государственное (муниципальное) учреждение, финансовое обеспечение выполнения функций которого, в том числе по оказанию государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам в соответствии с государственным (муниципальным) заданием, осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы. При этом государственным (муниципальным) заданием является документ, устанавливающий требования к составу, качеству и (или) объему, условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг.

В данной статье установлено, что бюджетное учреждение осуществляет операции с бюджетными средствами через лицевые счета бюджетных учреждений, открытые ему в соответствии с положениями БК РФ. Лицевые счета согласно ст. 220.1 БК РФ открываются в соответствии с положениями БК РФ в Федеральном казначействе или финансовом органе субъекта Российской Федерации.

Бюджетное учреждение осуществляет операции по расходованию бюджетных средств в соответствии с бюджетной сметой, ведущейся в соответствии с БК РФ. Бюджетная смета — документ, устанавливающий в соответствии с классификацией расходов бюджетов лимиты бюджетных обязательств бюджетного учреждения. Бюджетная смета бюджетного учреждения составляется, утверждается и ведется в порядке, определенном главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого находится бюджетное учреждение, в соответствии с общими требованиями, установленными Министерством финансов Российской Федерации.

Заключение и оплата бюджетным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся в пределах доведенных ему по кодам классификации расходов соответствующего бюджета лимитов бюджетных обязательств и с учетом принятых и неисполненных обязательств.

При нарушении бюджетным учреждением установленного финансовым органом порядка учета бюджетных обязательств санкционирование оплаты денежных обязательств бюджетного учреждения приостанавливается в соответствии с порядком, определенным соответствующим финансовым органом.

Субсидии и бюджетные кредиты бюджетным учреждениям не предоставляются. Бюджетное учреждение не имеет права получать кредиты (займы).

Согласно п. 5 ст. 161 БК РФ бюджетное учреждение самостоятельно выступает в суде в качестве ответчика по своим денежным обязательствам. Бюджетное учреждение обеспечивает исполнение всех денежных обязательств, указанных в исполнительном документе, в пределах доведенных ему лимитов бюджетных обязательств.

Данное положение соответствует п. 2 ст. 56 и п. 2 ст. 120 ч. 1 ГК РФ, п. 2 ст. 9 ФЗ «О некоммерческих организациях», согласно которым учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами; при их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник имущества.

СТ 161 БК РФ

1. Казенное учреждение находится в ведении органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Взаимодействие казенного учреждения при осуществлении им бюджетных полномочий получателя бюджетных средств с главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, в ведении которого оно находится, осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом.

2. Финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы.

3. Казенное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность, только если такое право предусмотрено в его учредительном документе. Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.

3.1. Порядок определения платы и (или) размер платы за оказанные услуги и (или) выполненные работы при осуществлении казенным учреждением приносящей доходы деятельности устанавливается (устанавливаются) государственным (муниципальным) органом, в ведении которого находится казенное учреждение, если иное не предусмотрено соответственно федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, законами субъекта Российской Федерации, нормативными правовыми актами высших исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.

4. Казенное учреждение осуществляет операции с бюджетными средствами через лицевые счета, открытые ему в соответствии с настоящим Кодексом.

5. Заключение и оплата казенным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в пределах доведенных казенному учреждению лимитов бюджетных обязательств, если иное не установлено настоящим Кодексом, и с учетом принятых и неисполненных обязательств.

Нарушение казенным учреждением требований настоящего пункта при заключении государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров является основанием для признания их судом недействительными по иску органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого находится это казенное учреждение.

6. В случае уменьшения казенному учреждению как получателю бюджетных средств главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств ранее доведенных лимитов бюджетных обязательств, приводящего к невозможности исполнения казенным учреждением бюджетных обязательств, вытекающих из заключенных им государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, казенное учреждение должно обеспечить согласование в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд новых условий государственных (муниципальных) контрактов, в том числе по цене и (или) срокам их исполнения и (или) количеству (объему) товара (работы, услуги), иных договоров.

Сторона государственного (муниципального) контракта, иного договора вправе потребовать от казенного учреждения возмещения только фактически понесенного ущерба, непосредственно обусловленного изменением условий государственного (муниципального) контракта, иного договора.

6.1. В случае признания в соответствии с настоящим Кодексом утратившими силу положений закона (решения) о бюджете на текущий финансовый год и плановый период в части, относящейся к плановому периоду, казенное учреждение вправе не принимать решение о расторжении ранее заключенных договоров и соглашений, подлежащих оплате в плановом периоде, при условии заключения дополнительных соглашений к указанным договорам и соглашениям, определяющих условия их исполнения в плановом периоде.

7. При недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенному учреждению для исполнения его денежных обязательств, по таким обязательствам от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования отвечает соответственно орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находится соответствующее казенное учреждение.

8. Казенное учреждение самостоятельно выступает в суде в качестве истца и ответчика.

9. Казенное учреждение обеспечивает исполнение денежных обязательств, указанных в исполнительном документе, в соответствии с настоящим Кодексом.

10. Казенное учреждение не имеет права предоставлять и получать кредиты (займы), приобретать ценные бумаги. Субсидии и бюджетные кредиты казенному учреждению не предоставляются.

10.1. Казенное учреждение на основании договора (соглашения) вправе передать иной организации (централизованной бухгалтерии) полномочия по ведению бюджетного учета и формированию бюджетной отчетности.

11. Положения, установленные настоящей статьей, распространяются на органы государственной власти (государственные органы), органы местного самоуправления (муниципальные органы) и органы управления государственными внебюджетными фондами с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации, устанавливающих полномочия указанных органов.

Комментарий к Ст. 161 Бюджетного кодекса РФ

1. До принятия Бюджетного кодекса единого определения бюджетного учреждения не существовало. Ведомственные нормативные акты определяли бюджетные учреждения с различной степенью похожести. Например, совместным письмом Государственной налоговой службы Российской Федерации от 17.03.94 N ВЗ-4-15/39н и Министерства финансов Российской Федерации N 28 «О транспортном налоге» установлено, что «к бюджетным организациям относятся учреждения и организации, основная деятельность которых полностью или частично финансируется за счет средств федерального бюджета на основе сметы доходов и расходов. Обязательным условием являются открытие финансирования по смете и ведение бухгалтерского учета и отчетности в порядке, предусмотренном для бюджетных организаций». Аналогичное определение изложено для целей налогообложения в Инструкции Государственной налоговой службы Российской Федерации от 10 августа 1995 г. N 37 «О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций».

Инструкция Госналогслужбы РФ от 10.08.1995 N 37 «О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций» утратила силу в связи с изданием Приказа МНС РФ от 15.06.2000 N БГ-3-02/231 «Об утверждении Инструкции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам «О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций».

Понятие «бюджетная организация» можно было найти также и в доктринальных источниках. Финансово — экономический словарь под редакцией академика Назарова (Москва, 1995 год) определяет бюджетные организации в качестве юридических лиц, которые функционируют в непроизводственной сфере и осуществляют свою деятельность на некоммерческих началах, получая средства для текущего содержания и развития из федерального, регионального или местного бюджетов.

Необходимо заметить, что приведенные выше определения вполне достаточны для финансиста, но не исчерпывающи с правовой точки зрения, поскольку неочевидны возможные организационно — правовые формы, в которых могут существовать бюджетные организации, не установлены направления их деятельности.

Из определения бюджетного учреждения, установленного Бюджетным кодексом, можно выделить его следующие признаки:

— во-первых, бюджетное учреждение — организация некоммерческая,

— во-вторых, существующая в форме созданного Российской Федерацией (субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием) учреждения.

Третий, финансовый критерий для отличения бюджетной организации является ключевым. Это условие финансирования основной деятельности полностью или частично за счет средств соответствующего бюджета на основе сметы доходов и расходов. Следует обратить внимание, что финансируется именно основная деятельность, то есть те направления деятельности, которые определены государством (субъектом Федерации, муниципального образования) при создании учреждения. Фонд, например, став собственником переданного ему учредителем имущества, далее действует на свой страх и риск, уже не рассчитывая на помощь при осуществлении своей основной деятельности и полностью отвечая по своим обязательствам. Собственник имущества учреждения, напротив, в соответствии со 120 статьей Гражданского кодекса, несет субсидиарную ответственность по его обязательствам (см. п. 10 статьи 158 Бюджетного Кодекса).

2. Необходимость нормы пункта 2 статьи 161 Кодекса вызвана наличием такого субъекта бюджетного процесса, как получатель бюджетных средств (статья 162 БК). Получатель бюджетных средств — понятие более широкое, чем бюджетное учреждение. В то же время в бюджетном процессе данные понятия неразрывно связаны, и на любого получателя бюджетных средств при их расходовании распространяются ограничения, установленные для бюджетного учреждения. В качестве примера можно привести исполнительный орган Союза России и Беларуси, организации потребкооперации и др. Не являясь бюджетными организациями по признаку несоответствия организационно — правовой форме, такие организации по всем другим параметрам подпадают под регулирование законодательства для бюджетных учреждений.

3. Ранее, до разработки Бюджетного кодекса, так называемые средства, получаемые бюджетными учреждениями от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, именовались внебюджетными средствами и действительно таковыми являлись, так как учитывались бюджетными учреждениями на основе отдельной сметы доходов и расходов по специальным средствам и не включались в состав доходов соответствующего бюджета.

Новация Бюджетного кодекса состоит в том, что вышеуказанные средства включены в состав доходов бюджетов (статья 42 Кодекса), то есть отныне являются бюджетными средствами, поступление и расходование которых отражаются по единой смете доходов и расходов учреждения.

Необходимо отметить, что введенный законодателем термин «средства, полученные от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности» является крайне неудачным и не соответствует его действительному значению. Данное понятие априори заставляет предположить право бюджетного учреждения заниматься коммерческой деятельностью, что противоречит статье 50 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой «некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям». Необходимость уйти от понятия «внебюджетные средства» продиктовала потребность поиска новой дефиниции, но более удачным по смыслу и содержанию в данном случае, например, был бы термин «средства, полученные из внебюджетных источников».

Средства от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности учитываются на специально открываемых счетах в соответствии с Инструкцией о порядке открытия и ведения территориальными органами федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации лицевых счетов для учета операций со средствами, полученными от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, получателей средств федерального бюджета, финансируемых на основании смет доходов и расходов, утвержденной Приказом Минфина России от 21 июня 2001 г. N 46н. В соответствии с данной Инструкцией расчетно — денежные документы на осуществление кассового расхода принимаются органом федерального казначейства от клиента только в пределах остатка средств, отраженного на его лицевом счете по учету внебюджетных средств, и назначений сметы доходов и расходов по внебюджетным средствам. Орган федерального казначейства отказывает также в приеме платежного поручения и оформлении чека на получение наличных денег и не несет ответственности за этот отказ в случае непредставления клиентом утвержденной сметы доходов и расходов по внебюджетным средствам.

4. Практика применения нормы пункта 4 комментируемой статьи 161 БК РФ, до настоящего времени «спящей», отсутствует. Вместе с тем существующая арбитражная практика идет по такому пути, когда при неисполнении бюджетным учреждением своих договорных обязательств возмещается только сумма неисполненного обязательства, без начисления процентов за незаконное использование чужих денежных средств и иных штрафных санкций. Действительно, сложный юридический состав незаконного использования чужих денежных средств содержит в себе такие юридические факты, как факт незаконного владения данными средствами и факт пользования ими. В условиях казначейского исполнения бюджетов учреждение непосредственно не владеет выделяемыми ему из бюджета средствами, денежные средства находятся на счетах бюджетов, открытых органам, исполняющим бюджет. В том случае, если речь идет о федеральном бюджете, то это органы федерального казначейства. Кассовый расход также осуществляют данные органы по поручению бюджетного учреждения, что позволяет говорить об отсутствии факта владения учреждением средствами бюджетного финансирования. Режим счетов бюджетов четко регламентирован Правилами ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, другими нормативными документами Центрального банка Российской Федерации и не допускает произвольного пользования средствами бюджетов.

5. Порядок составления и утверждения сметы бюджетного учреждения регламентирован статьей 221 Бюджетного кодекса.

Определение сметы содержится в Инструкции о порядке открытия и ведения территориальными органами федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета, утвержденной Приказом Минфина России от 30 декабря 1999 г. N 106н, в соответствии с которой смета доходов и расходов — документ, определяющий объем и целевое направление бюджетных ассигнований, утвержденный в установленном порядке и содержащий расчетные данные по каждому целевому направлению бюджетных ассигнований. Практически аналогичное определение можно встретить в письме Минфина России от 25 августа 1999 г. N 3-12-5/62 «Перечень терминов, используемых Главным управлением федерального казначейства при подготовке проектов нормативных и инструктивных актов». Какого-либо общего нормативного документа Минфина России, регламентирующего порядок составления и утверждения сметы, не существует.

Главным действующим лицом при утверждении сметы бюджетного учреждения является его вышестоящий распорядитель средств соответствующего бюджета. При этом бюджетная заявка, направляемая бюджетным учреждением своему главному распорядителю или распорядителю бюджетных средств, используется последним при доведении до нижестоящих распорядителей уведомлений о бюджетных ассигнованиях. Эти уведомления формируются после полученной главным распорядителем сводной бюджетной росписи и лимитов бюджетных обязательств на соответствующий год в соответствии со статьями 219 — 221 Кодекса.

6. Упомянутое в пункте 6 комментируемой ст. 161 БК России право бюджетного учреждения на самостоятельное расходование средств, полученных из внебюджетных источников, подразумевает расходование упомянутых выше средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. Иных средств у бюджетного учреждения быть не может, и употребление термина «внебюджетные» является недосмотром законодателя. При этом право самостоятельного расходования бюджетным учреждением таких средств все-таки ограничено рамками утвержденной сметы доходов и расходов и статьями бюджетной классификации.

В том случае, если учреждение состоит на федеральном бюджете, то средства, получаемые им из внебюджетных источников (средства от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности), должны учитываться на специальных лицевых счетах, открытых в органах федерального казначейства.

Данное требование было установлено еще Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.97 N 1082 «О мерах по ускорению перехода на казначейскую систему исполнения федерального бюджета», где Минфину России было поручено при участии Центрального банка Российской Федерации разработать и утвердить правила перевода в органы федерального казначейства счетов по учету внебюджетных средств учреждений и организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета. Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 августа 1998 г. N 1001 «О мероприятиях по переводу в органы федерального казначейства счетов по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности» федеральным органам исполнительной власти было предписано обеспечить закрытие в учреждениях Банка России и кредитных организациях счетов по учету средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности с перечислением остатков на соответствующие лицевые счета, открытые в органах федерального казначейства.

При этом Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1998 г. N 1239 было сделано исключение из общего правила для организаций образования, здравоохранения, культуры и науки, которым таким образом было разрешено иметь счета в кредитных учреждениях.

Статьей 114 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2001 год» также установлено, что средства, полученные бюджетными учреждениями от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, учитываются на счетах, открытых в органах федерального казначейства, и расходуются бюджетными учреждениями самостоятельно в пределах остатка средств на данных счетах.

В настоящее время перевод средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности в органы федерального казначейства не завершен. В основном счета бюджетных учреждений открыты в учреждениях Банка России и иных кредитных учреждениях на основании разрешений, выдаваемых в порядке, установленном Приказом Минфина России от 2 февраля 1999 г. N 9н «Об утверждении Правил оформления и выдачи в 1999 г. разрешений на открытие счетов организациям, финансируемым из федерального бюджета, по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности», действие которого было пролонгировано на 2000, 2001 и 2002 гг. (Приказ Минфина России от 28 декабря 2001 г. N 120н).

В целях реализации статьи 114 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2001 год» 21 июня 2001 г. был утвержден Приказ Минфина России N 46н «О порядке открытия и ведения территориальными органами федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации лицевых счетов для учета операций со средствами, полученными от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, получателей средств федерального бюджета, финансируемых на основании смет доходов и расходов».

Письмом Минфина России от 25.06.2001 N 03-01-01/12-223 разъяснено, что федеральным органам исполнительной власти во исполнение подпункта «а» пункта 51 Постановления Правительства Российской Федерации от 30 марта 2001 г. N 255 «О мерах по реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2001 год» необходимо приступить к оформлению генеральных разрешений на открытие лицевых счетов по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, в органах федерального казначейства по правилам вышеупомянутого Приказа Минфина России от 02.02.99 N 46н. Открытие получателям средств федерального бюджета лицевых счетов по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, в органах федерального казначейства будут осуществляться по мере оформления главными распорядителями средств федерального бюджета соответствующих генеральных разрешений и разрешений на открытие в органах федерального казначейства соответствующих лицевых счетов по учету средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. Что касается порядка закрытия счетов, открытых в учреждениях Банка России и иных кредитных организациях, и перечисления остатков средств с данных счетов на счета, открываемые вновь в органах федерального казначейства, то он, в соответствии с разъяснением Минфина России, будет доведен дополнительно.

7. Необходимо иметь в виду, что бюджетное учреждение после перевода его средств на лицевые счета, открытые в органе, исполняющем бюджет (для федерального бюджета — в органах федерального казначейства), потеряло один из существенных признаков юридического лица. С этой точки зрения, бюджетному учреждению как субъекту, не являющемуся полноценным юридическим лицом, не требуется составление сметы доходов и расходов по средствам, выделяемым из бюджета ввиду наличия лимитов бюджетных обязательств, являющихся единственным достаточным основанием для осуществления финансирования (см. комментарий к статье 221 Бюджетного кодекса РФ).

Записи созданы 8837

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх