165 закон

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН Об основах обязательного социального страхования Принят Государственной Думой 9 июня 1999 года Одобрен Советом Федерации 2 июля 1999 года (в ред. Федерального закона от 31 декабря 2002 г. N 190-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 1, ст. 5; Федерального закона от 23 декабря 2003 г. N 185-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 52, ст. 5037; Федерального закона от 5 марта 2004 г. N 10-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 10, ст. 836; Федерального закона от 14 июля 2008 г. N 117-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 29, ст. 3417; Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 30, ст. 3739; Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 313-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 49, ст. 6409; Федерального закона от 11 июля 2011 г. N 200-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 29, ст. 4291; Федерального закона от 25 ноября 2013 г. N 317-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 48, ст. 6165; Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 421-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 52, ст. 6986; Федерального закона от 21 июля 2014 г. N 216-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 30, ст. 4217; Федерального закона от 1 декабря 2014 г. N 407-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 49, ст. 6916; Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 250-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 27, ст. 4183; Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 306-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 32, ст. 5099) Глава I. Общие положения Статья 1. Предмет регулирования и цели настоящего Федерального закона Настоящий Федеральный закон в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права регулирует отношения в системе обязательного социального страхования, определяет правовое положение субъектов обязательного социального страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного социального страхования, а также устанавливает основы государственного регулирования обязательного социального страхования (в ред. Федерального закона от 5 марта 2004 г. N 10-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 10, ст. 836; Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 30, ст. 3739). Обязательное социальное страхование — часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам. Обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие достижения пенсионного возраста, наступления инвалидности, потери кормильца, заболевания, травмы, несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, беременности и родов, рождения ребенка (детей), ухода за ребенком в возрасте до полутора лет и других событий, установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании (в ред. Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 30, ст. 3739). Действие настоящего Федерального закона распространяется также на лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, и на иные категории граждан в случае, если законодательством Российской Федерации предусматривается уплата ими или за них страховых взносов на обязательное социальное страхование (далее также — страховые взносы) (в ред. Федерального закона от 5 марта 2004 г. N 10-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 10, ст. 836; Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 30, ст. 3739). Порядок обязательного социального страхования неработающих граждан определяется федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования. Действие настоящего Федерального закона не распространяется на обязательное государственное страхование, регулируемое специальным законодательством Российской Федерации. Статья 2. Законодательство Российской Федерации об обязательном социальном страховании Законодательство Российской Федерации об обязательном социальном страховании состоит из настоящего Федерального закона, иных федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Статья 3. Основные понятия и термины, используемые в настоящем Федеральном законе Для целей настоящего Федерального закона используются следующие понятия и термины: страховой взнос — обязательный платеж на обязательное социальное страхование; тариф страхового взноса — ставка страхового взноса, установленная на конкретный вид обязательного социального страхования с начисленных выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованных лиц (в ред. Федерального закона от 5 марта 2004 г. N 10-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 10, ст. 836; Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 30, ст. 3739); социальный страховой риск — предполагаемое событие, при наступлении которого осуществляется обязательное социальное страхование (в ред. Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 30, ст. 3739); страховой случай — свершившееся событие, с наступлением которого возникает обязанность страховщика, а в отдельных случаях, установленных федеральными законами, — также и страхователем осуществлять обеспечение по обязательному социальному страхованию (в ред. Федерального закона от 31 декабря 2002 г. N 190-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 1, ст. 5; Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 30, ст. 3739); обеспечение по обязательному социальному страхованию (далее — страховое обеспечение) — исполнение страховщиком, а в отдельных случаях, установленных федеральными законами, — также и страхователем своих обязательств перед застрахованным лицом при наступлении страхового случая посредством страховых выплат или иных видов обеспечения, установленных федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования; (в ред. Федерального закона от 31 декабря 2002 г. N 190-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 1, ст. 5); страховой стаж — суммарная продолжительность времени уплаты страховых взносов (в ред. Федерального закона от 5 марта 2004 г. N 10-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 10, ст. 836; Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 30, ст. 3739); средства обязательного социального страхования — денежные средства и имущество, которые находятся в оперативном управлении страховщика конкретных видов обязательного социального страхования. Статья 4. Основные принципы осуществления обязательного социального страхования Основными принципами осуществления обязательного социального страхования являются: устойчивость финансовой системы обязательного социального страхования, обеспечиваемая на основе эквивалентности страхового обеспечения средствам обязательного социального страхования (в ред. Федерального закона от 5 марта 2004 г. N 10-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 10, ст. 836); всеобщий обязательный характер социального страхования, доступность для застрахованных лиц реализации своих социальных гарантий; государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых рисков и исполнение обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика; государственное регулирование системы обязательного социального страхования; паритетность участия представителей субъектов обязательного социального страхования в органах управления системы обязательного социального страхования; обязательность уплаты страхователями страховых взносов (в ред. Федерального закона от 5 марта 2004 г. N 10-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 10, ст. 836; Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 30, ст. 3739); ответственность за целевое использование средств обязательного социального страхования; обеспечение надзора и общественного контроля; автономность финансовой системы обязательного социального страхования. Статья 5. Полномочия федеральных органов государственной власти в системе обязательного социального страхования К полномочиям федеральных органов государственной власти в системе обязательного социального страхования относятся: установление основ правового регулирования обязательного социального страхования; установление видов обязательного социального страхования; установление круга лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию и имеющих право на страховое обеспечение; установление условий назначения и размеров страхового обеспечения; установление порядка принятия бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования и порядка их исполнения (в ред. Федерального закона от 5 марта 2004 г. N 10-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 10, ст. 836); утверждение бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования и отчетов об их исполнении (в ред. Федерального закона от 5 марта 2004 г. N 10-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 10, ст. 836); установление тарифов страховых взносов на конкретные виды обязательного социального страхования; установление базы для начисления страховых взносов, в том числе предельной величины этой базы, а также порядка взимания страховых взносов и порядка осуществления страховых выплат (в ред. Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 30, ст. 3739); установление ответственности субъектов обязательного социального страхования при нарушении законодательства Российской Федерации; определение порядка хранения средств обязательного социального страхования и гарантий устойчивости финансовой системы обязательного социального страхования; управление системой обязательного социального страхования. Статья 6. Субъекты обязательного социального страхования 1. Субъекты обязательного социального страхования — участники отношений по обязательному социальному страхованию. 2. Субъектами обязательного социального страхования являются страхователи (работодатели), страховщики, застрахованные лица, а также иные органы, организации и граждане, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования. Страхователи — организации любой организационно-правовой формы, а также граждане, обязанные в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах или федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования уплачивать страховые взносы, а в отдельных случаях, установленных федеральными законами, выплачивать отдельные виды страхового обеспечения. Страхователями являются также органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, обязанные в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования уплачивать страховые взносы. Страхователи определяются в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (в ред. Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 250-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 27, ст. 4183). Страховщики — коммерческие или некоммерческие организации, создаваемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования для обеспечения прав застрахованных лиц по обязательному социальному страхованию при наступлении страховых случаев (в ред. Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 421-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 52, ст. 6986). Застрахованные лица — граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам, лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, или иные категории граждан, у которых отношения по обязательному социальному страхованию возникают в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования или в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (в ред. Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 250-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 27, ст. 4183). 3. Посредническая деятельность в системе обязательного социального страхования не допускается. Статья 7. Виды социальных страховых рисков. Страховые случаи 1. Видами социальных страховых рисков являются: 1) необходимость получения медицинской помощи; 2) утрата застрахованным лицом заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица) или другого дохода в связи с наступлением страхового случая; 3) дополнительные расходы застрахованного лица или членов его семьи в связи с наступлением страхового случая. (Пункт 1 в ред. Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 30, ст. 3739) 1-1. Страховыми случаями признаются достижение пенсионного возраста, наступление инвалидности, потеря кормильца, заболевание, травма, несчастный случай на производстве или профессиональное заболевание, беременность и роды, рождение ребенка (детей), уход за ребенком в возрасте до полутора лет и другие случаи, установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (пункт 1-1 введен Федеральным законом от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 30, ст. 3739). 2. При наступлении одновременно нескольких страховых случаев порядок выплаты страхового обеспечения по каждому страховому случаю определяется в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования. Статья 8. Виды страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию 1. (Пункт 1 утратил силу на основании Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 30, ст. 3739) 2. Страховым обеспечением по отдельным видам обязательного социального страхования являются: 1) оплата медицинской организации расходов, связанных с предоставлением застрахованному лицу необходимой медицинской помощи (в ред. Федерального закона от 25 ноября 2013 г. N 317-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 48, ст. 6165); 2) пенсия по старости; 3) пенсия по инвалидности; 4) пенсия по случаю потери кормильца; 5) пособие по временной нетрудоспособности; 6) страховые выплаты в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием, оплата дополнительных расходов на медицинскую реабилитацию, санаторно-курортное лечение, социальную и профессиональную реабилитацию (в ред. Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 30, ст. 3739; Федерального закона от 25 ноября 2013 г. N 317-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 48, ст. 6165); 7) пособие по беременности и родам; 8) ежемесячное пособие по уходу за ребенком (в ред. Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 30, ст. 3739); 9) иные виды страхового обеспечения, установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (в ред. Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 30, ст. 3739); 10) единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности (в ред. Федерального закона от 25 ноября 2013 г. N 317-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 48, ст. 6165); 11) единовременное пособие при рождении ребенка; 12) (Подпункт 12 утратил силу на основании Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 30, ст. 3739) 13) социальное пособие на погребение; 14) (Подпункт 14 утратил силу на основании Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 30, ст. 3739) Статья 9. Возникновение отношений по обязательному социальному страхованию 1. Отношения по обязательному социальному страхованию возникают: 1) у страхователя (работодателя) — по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора; 2) у иных страхователей — с момента их регистрации страховщиком; 3) у страховщика — с момента регистрации страхователя; 4) у застрахованных лиц — по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения трудового договора с работодателем, если иное не установлено федеральными законами (в ред. Федерального закона от 1 декабря 2014 г. N 407-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 49, ст. 6916); 5) у лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, и иных категорий граждан — с момента уплаты ими или за них страховых взносов если иное не установлено федеральными законами (в ред.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О государственной социальной помощи

Принят Государственной Думой 25 июня 1999 года

Одобрен Советом Федерации 2 июля 1999 года

Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан, предусмотренным настоящим Федеральным законом, а также определяет порядок учета прав граждан на меры социальной защиты (поддержки), социальные услуги, предоставляемые в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иные социальные гарантии и выплаты, установленные законодательством Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами. (В редакции Федеральных законов от 24.07.2009 № 213-ФЗ; от 29.12.2015 № 388-ФЗ)

(Абзац утратил силу — Федеральный закон от 29.12.2015 № 388-ФЗ)

Глава 1. Общие положения

(Абзац введен — Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

Статья 1. Основные понятия

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

государственная социальная помощь — предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в настоящем Федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров; (В редакции Федеральных законов от 22.08.2004 № 122-ФЗ; от 24.07.2009 № 213-ФЗ)

социальное пособие — безвозмездное предоставление гражданам определенной денежной суммы за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

субсидия — имеющая целевое назначение полная или частичная оплата предоставляемых гражданам социальных услуг; (В редакции Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

(Абзац утратил силу — Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

набор социальных услуг — перечень социальных услуг, предоставляемых отдельным категориям граждан в соответствии с настоящим Федеральным законом; (Абзац введен — Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

социальная доплата к пенсии — предоставление гражданину (пенсионеру) денежной суммы к страховой пенсии и (или) к пенсионному обеспечению, осуществляемому за счет средств федерального бюджета, с учетом денежных выплат и отдельных мер социальной поддержки, предоставляемых в натуральной форме, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, до величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона от 24 октября 1997 года № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон «О прожиточном минимуме в Российской Федерации») в субъектах Российской Федерации по месту его жительства или месту пребывания, за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Социальная доплата к пенсии состоит из федеральной социальной доплаты к пенсии или региональной социальной доплаты к пенсии; (Абзац введен — Федеральный закон от 24.07.2009 № 213-ФЗ; в редакции Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ)

социальный контракт — соглашение, которое заключено между гражданином и органом социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания гражданина и в соответствии с которым орган социальной защиты населения обязуется оказать гражданину государственную социальную помощь, гражданин — реализовать мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации; (Абзац введен — Федеральный закон от 25.12.2012 № 258-ФЗ)

программа социальной адаптации — разработанные органом социальной защиты населения совместно с гражданином мероприятия, которые направлены на преодоление им трудной жизненной ситуации, и определенные такой программой виды, объем и порядок реализации этих мероприятий; (Абзац введен — Федеральный закон от 25.12.2012 № 258-ФЗ; в редакции Федерального закона от 28.11.2015 № 358-ФЗ)

трудная жизненная ситуация — обстоятельство или обстоятельства, которые ухудшают условия жизнедеятельности гражданина и последствия которых он не может преодолеть самостоятельно. (Абзац введен — Федеральный закон от 28.11.2015 № 358-ФЗ)

Статья 2. Законодательство о государственной социальной помощи

Законодательство о государственной социальной помощи состоит из Федерального закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации», настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

Статья 3. Цели оказания государственной социальной помощи

Государственная социальная помощь оказывается в целях:

поддержания уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации;

адресного использования бюджетных средств; (В редакции Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

усиления адресности социальной поддержки нуждающихся граждан; (Абзац введен — Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

создания необходимых условий для обеспечения всеобщей доступности и общественно приемлемого качества социальных услуг; (Абзац введен — Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

снижения уровня социального неравенства; (Абзац введен — Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

повышения доходов населения. (Абзац введен — Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

Статья 4. Полномочия Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи

К ведению Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи относятся:

принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросам установления основ правового регулирования в области оказания государственной социальной помощи;

разработка и реализация федеральных программ оказания гражданам на территории Российской Федерации государственной социальной помощи путем предоставления субсидий на оплату оказываемых гражданам социальных услуг; (В редакции Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

(Абзац утратил силу — Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

установление видов государственной социальной помощи, оказание которых обязательно на территории Российской Федерации, в том числе установление федеральной социальной доплаты к пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом. (В редакции Федерального закона от 24.07.2009 № 213-ФЗ)

Статья 41. Полномочия Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации

1. К полномочиям Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, относятся следующие полномочия по организации обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 62 настоящего Федерального закона, лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов: (В редакции Федеральных законов от 08.12.2010 № 345-ФЗ; от 25.11.2013 № 317-ФЗ)

1) осуществление закупок (в том числе организация определения поставщиков) лекарственных препаратов для медицинского применения, медицинских изделий, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов; (В редакции Федерального закона от 28.12.2013 № 396-ФЗ)

2) (Пункт утратил силу — Федеральный закон от 28.12.2013 № 396-ФЗ)

3) организация обеспечения населения лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам. (В редакции Федеральных законов от 25.12.2009 № 341-ФЗ; от 08.12.2010 № 345-ФЗ; от 25.11.2013 № 317-ФЗ)

2. Средства на осуществление переданных в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий предусматриваются в виде субвенций из федерального бюджета.

3. Общий объем средств, предусмотренных в федеральном бюджете в виде субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий, определяется на основании методики, утвержденной Правительством Российской Федерации, исходя из: (В редакции Федерального закона от 07.05.2013 № 104-ФЗ)

1) численности граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и не отказавшихся от получения социальной услуги в виде обеспечения лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов; (В редакции Федеральных законов от 25.12.2009 № 341-ФЗ; от 08.12.2010 № 345-ФЗ; от 25.11.2013 № 317-ФЗ)

2) норматива финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальной услуги по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, устанавливаемого ежегодно Правительством Российской Федерации. (В редакции Федеральных законов от 22.12.2008 № 269-ФЗ; от 25.12.2009 № 341-ФЗ; от 08.12.2010 № 345-ФЗ; от 25.11.2013 № 317-ФЗ; от 20.12.2017 № 407-ФЗ)

4. Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации.

5. Средства на осуществление указанных в части 1 настоящей статьи полномочий носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.

6. В случае использования средств не по целевому назначению федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, вправе осуществить взыскание указанных средств в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

7. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения: (В редакции Федерального закона от 25.11.2013 № 317-ФЗ)

1) принимает нормативные правовые акты по вопросам осуществления переданных полномочий;

2) издает обязательные для исполнения методические указания и инструктивные материалы по осуществлению органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий;

3) устанавливает требования к содержанию и формам отчетности, а также к порядку представления отчетности об осуществлении переданных полномочий;

31) утверждает в соответствии с правилами, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации, порядок осуществления контроля за эффективностью и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий; (Пункт введен — Федеральный закон от 24.04.2020 № 147-ФЗ)

4) устанавливает целевые прогнозные показатели осуществления переданных полномочий;

5) в случаях, установленных федеральными законами, готовит и вносит для принятия решения в Правительство Российской Федерации предложения об изъятии соответствующих полномочий у органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

8. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения, осуществляет контроль за эффективностью и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий с правом направления предписаний об устранении выявленных нарушений, а также о привлечении к ответственности должностных лиц, исполняющих обязанности по осуществлению переданных полномочий. (В редакции федеральных законов от 25.11.2013 № 317-ФЗ, от 24.04.2020 № 147-ФЗ)

9. Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации):

1) самостоятельно организует деятельность по осуществлению переданных полномочий в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами, предусмотренными частью 7 настоящей статьи;

2) обеспечивает своевременное представление в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения, ежеквартального отчета по установленной форме о расходовании предоставленных субвенций, о достижении целевых прогнозных показателей, а также иной информации, предусмотренной нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения. (В редакции Федерального закона от 25.11.2013 № 317-ФЗ)

10. Контроль за расходованием средств на осуществление переданных полномочий осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения, Счетной палатой Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 25.11.2013 № 317-ФЗ)

(Статья введена — Федеральный закон от 18.10.2007 № 230-ФЗ)

Статья 5. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи

1. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, определяющие размеры, условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, и иным категориям граждан, предусмотренным настоящим Федеральным законом, в соответствии с целями, установленными настоящим Федеральным законом, а также разрабатывают и реализуют государственные региональные программы оказания гражданам, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, социальных пособий и субсидий. (В редакции Федеральных законов от 24.07.2009 № 213-ФЗ; от 25.12.2012 № 258-ФЗ)

2. Оказание (предоставление) государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, в соответствии с нормативными правовыми актами и региональными программами субъектов Российской Федерации, предусматривающими также предоставление гражданам социальных пособий в виде набора социальных услуг и субсидий, является расходным обязательством субъектов Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 25.12.2012 № 258-ФЗ)

3. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, предоставляющие государственные услуги, направляют межведомственный запрос о предоставлении документов и информации, необходимых для предоставления государственной или муниципальной услуги и находящихся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций. (Часть введена — Федеральный закон от 01.07.2011 № 169-ФЗ)

(Статья в редакции Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

Статья 51. Обеспечение размещения информации об оказании государственной социальной помощи

Информация об оказании государственной социальной помощи размещается в Единой государственной информационной системе социального обеспечения. Размещение и получение указанной информации в Единой государственной информационной системе социального обеспечения осуществляются в соответствии с главой 21 настоящего Федерального закона. (Статья введена — Федеральный закон от 07.03.2018 № 56-ФЗ)

Статья 52. Информирование граждан о мерах социальной защиты (поддержки), социальных услугах, иных социальных гарантиях и выплатах

1. Гражданин вправе получать персонифицированную информацию, сформированную в Единой государственной информационной системе социального обеспечения, о правах, возникающих в связи с событием, наступление которого предоставляет ему возможность получения мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг, предоставляемых в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий и выплат, а также информацию об условиях их назначения и предоставления:

1) с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг посредством направления ему уведомлений (с его согласия);

2) с использованием выделенного телефонного номера (бесплатно) при обязательной идентификации гражданина в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями в случае предоставления персонифицированной информации;

3) при личном посещении органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, предоставляющих меры социальной защиты (поддержки), социальные услуги в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иные социальные гарантии и выплаты, установленные законодательством Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами, а также федеральных учреждений медико-социальной экспертизы и многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг.

2. Порядок информирования гражданина о правах, возникающих в связи с событием, наступление которого предоставляет ему возможность получения мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг, предоставляемых в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий и выплат, а также об условиях их назначения и предоставления устанавливается Правительством Российской Федерации с учетом положений статьи 69 настоящего Федерального закона.

(Статья введена — Федеральный закон от 27.12.2019 № 461-ФЗ, пункт 1 части

Обязательное социальное страхование

Этот вид страхования представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, иных категорий граждан вследствие достижения пенсионного возраста, наступления инвалидности, потери кормильца, заболевания, травмы, несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, беременности и родов, рождения ребенка (детей), ухода за ребенком в возрасте до полутора лет и других событий, установленных законодательством РФ об обязательном социальном страховании.

Законодательство РФ об обязательном социальном страховании состоит из федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов РФ, а также законов и нормативных правовых актов субъектов РФ. Основополагающим нормативным правовым актом в этой сфере является Федеральный закон от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования». Указанный закон в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права регулирует отношения в системе обязательного социального страхования, определяет правовое положение субъектов обязательного социального страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного социального страхования, а также устанавливает основы государственного регулирования обязательного социального страхования.

Основными принципами осуществления обязательного социального страхования являются:

  • • устойчивость финансовой системы обязательного социального страхования, обеспечиваемая на основе эквивалентности страхового обеспечения средствам обязательного социального страхования;
  • • всеобщий обязательный характер социального страхования, доступность для застрахованных лиц реализации своих социальных гарантий;
  • • государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых рисков и исполнение обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика;
  • • государственное регулирование системы обязательного социального страхования;
  • • паритетность участия представителей субъектов обязательного социального страхования в органах управления системы обязательного социального страхования;
  • • обязательность уплаты страхователями страховых взносов;
  • • ответственность за целевое использование средств обязательного социального страхования;
  • • обеспечение надзора и общественного контроля;
  • • автономность финансовой системы обязательного социального страхования.

Видами социальных страховых рисков являются:

  • 1) необходимость получения медицинской помощи;
  • 2) утрата застрахованным лицом заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица) или другого дохода в связи с наступлением страхового случая;
  • 3) дополнительные расходы застрахованного лица или членов его семьи в связи с наступлением страхового случая.

Страховыми случаями признаются достижение пенсионного возраста, наступление инвалидности, потеря кормильца, заболевание, травма, несчастный случай на производстве или профессиональное заболевание, беременность и роды, рождение ребенка (детей), уход за ребенком в возрасте до полутора лет и другие случаи, установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Федеральный закон «Об основах обязательного социального страхования» выделяет следующие виды страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию:

  • • оплата медицинскому учреждению расходов, связанных с предоставлением застрахованному лицу необходимой медицинской помощи;
  • • пенсия по старости;
  • • пенсия по инвалидности;
  • • пенсия по случаю потери кормильца;
  • • пособие по временной нетрудоспособности;
  • • страховые выплаты в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием, оплата дополнительных расходов па медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию;
  • • пособие по беременности и родам;
  • • ежемесячное пособие по уходу за ребенком;
  • • единовременное пособие женщинам, вставшим па учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;
  • • единовременное пособие при рождении ребенка;
  • • социальное пособие на погребение;
  • • иные виды страхового обеспечения, установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Управление системой обязательного социального страхования осуществляется Правительством РФ. Страховщики, создаваемые Правительством РФ, осуществляют обязательное социальное страхование в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Средства обязательного социального страхования являются федеральной государственной собственностью, оперативное управление которой осуществляют страховщики.

Бюджеты фондов конкретных видов обязательного социального страхования на очередной финансовый год и на плановый период утверждаются федеральными законами, проекты которых вносятся в Государственную Думу Правительством РФ в установленном Б К РФ порядке.

Особенностью бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования является то, что они не входят в состав федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Средства бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования изъятию не подлежат.

Источниками поступлений денежных средств в бюджеты фондов конкретных видов обязательного социального страхования являются:

  • • страховые взносы;
  • • межбюджетные трансферты из бюджетов бюджетной системы РФ в случаях, предусмотренных законодательством РФ;
  • • штрафные санкции и пеня;
  • • денежные средства, возмещаемые страховщикам в результате регрессных требований к ответственным за причинение вреда застрахованным лицам;
  • • доходы от размещения временно свободных денежных средств обязательного социального страхования;
  • • иные поступления, не противоречащие законодательству РФ.

Тарифы страховых взносов на обязательное социальное страхование устанавливаются федеральным законом и дифференцируются с учетом вероятности наступления социальных страховых рисков, а также возможностей исполнения страховых обязательств.

Денежные средства бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования имеют строго целевое назначение и могут расходоваться только на цели, устанавливаемые федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования и о бюджетах фондов конкретных видов обязательного социального страхования на очередной финансовый год и на плановый период.

Отчеты об исполнении бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования за конкретный финансовый год вносятся на рассмотрение Федерального Собрания Правительством РФ и утверждаются федеральными законами.

Уплата страховых взносов осуществляется страхователями в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» и (или) федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Денежные средства обязательного социального страхования хранятся на счетах, открываемых ПФР, ФСС, ФОМС и территориальными фондами ОМС в учреждениях ЦБ РФ, а при отсутствии учреждений ЦБ РФ на соответствующей территории или невозможности выполнения ими этих функций — на счетах, открываемых в кредитных организациях, отбираемых на конкурсной основе соответствующими страховщиками в порядке, установленном Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Плата за банковские услуги по операциям со средствами обязательного социального страхования не взимается.

С учетом большой значимости финансовой системы обязательного социального страхования законодательством предусмотрены государственные гарантии се устойчивости. В случае нехватки в финансовой системе обязательного социального страхования денежных средств для обеспечения выплат пенсий и пособий, оплаты медицинской помощи и иных установленных федеральными законами расходов Правительство РФ при разработке проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период предусматривает межбюджетные трансферты из федерального бюджета финансовой системе обязательного социального страхования в размерах, позволяющих обеспечить установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования выплаты по обязательному социальному страхованию. Вложение временно свободных денежных средств обязательного социального страхования может осуществляться только под обязательства Правительства РФ, обеспечивающие их доходность в порядке, предусмотренном законодательством РФ.

  • Указанный закон вступил в силу с 1 января 2014 г. До этого времени действовал Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». — Примеч. ред.

Записи созданы 8837

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх