88 федеральный закон

Национальная платёжная система была запущена в 2017 году, когда президент В.В. Путин подписал закон № 88-ФЗ, ранее принятый Госдумой. Нормативным актом были внесены правки в закон номер 161-ФЗ от 27.06.2011 г.

Федеральный закон 88 о национальной платежной системе, о переводе бюджетников на карты мир

Документ состоит из 3 статей. Первая касается корректировки закона № 2300-I «О защите прав потребителей». Все продавцы и подрядчики, работающие с населением, должны обеспечить приём карт МИР.

Освобождаются от обязанности:

  • компании и ИП, выручка которых составила менее 40 млн рублей в предыдущем году;
  • организации и ИП, которые работают в местах, не оборудованных коммуникациями электросвязи;
  • продавец товаров, который выручил в прошлом году менее 5 млн рублей.

В статье 2 внесены изменения. Правки касаются запуска национальной платёжной системы.

Банки должны в обязательном порядке выдавать карты МИР при обращении граждан, относящихся к определённым категориям, за открытием карт-счёта.

Нормами предусмотрен перечень выплат, которые перечисляются только с использованием национальных платёжных инструментов. Также определены сроки, в которые банки обязаны заменить выпущенные ранее карты.

Статья 3 касается порядка вступления положений документа в силу.

Карта МИР для бюджетников: закон

Статья 5.5 закона № 161-ФЗ в новой редакции предусматривает выплаты на карту МИР для граждан, относящихся к одной из следующих категорий:

  • работающие в учреждениях бюджетной сферы;
  • служащие федеральных и местных государственных ведомств;
  • также перейти на нее должны сотрудники внебюджетных фондов;
  • получающие стипендию от государства;
  • граждане, получающие выплаты из ПФР;
  • лица, которым перечисляется пожизненное содержание судей.

Карту будут получать работники, которые устраиваются в бюджетную организацию. Платёжные средства сотрудников будут заменяться по мере истечения сроков действия выданных ранее. Выдача иных платёжных карт не предусмотрена.


Для пенсионеров

Все лица, которые обращаются в ПФР для оформления пенсии, теперь могут рассчитывать на открытие счета в банке и начислении выплат именно на эту банковскую карту. Выпуск иных платёжных средств не предусмотрен.

С введение в силу закона 88-ФЗ начата процедура перевода пенсионеров на карты МИР с «пластик» других систем по мере завершения срока обращения ранее эмитированных ранее средств. Замена завершится к июлю 2020 года.

Если граждане не желают переходить на НСПК, они имеют право отказаться от карты. Пенсионеры имеют право получать выплаты наличными средствами на почте или у курьера.

Пенсионеры из-за нововведений ничего не теряют. Например, обслуживание пенсионных карт в Сбербанке бесплатно.

Перевод на карту

Дата реализации проекта была назначена на 01.07.2017 г. С этого дня «Мир» начали получать работники, заключающие трудовые договоры с бюджетными организациями. Перевод остальных сотрудников должен завершиться до 1 июля 2018 года.

В перспективе все трансферы гражданам из бюджета будут перечисляться только на карту МИР. Так, в Москве социальная карта стала выпускаться на базе платёжный средств НСПК.

Банки выпускают дебетовые, зарплатные и кредитные карты, поддерживающие овердрафт. От условий договора с банком зависят правила обращения с платёжным инструментом и ограничения по использованию.

Лимит по снятию наличных, стоимость пользования, начисление процентов на остаток и другие условия зависят от банковских тарифов.

Например, обслуживание карты МИР в Сбербанке стоит 750 рублей за первый год и 450 за каждый последующий (зарплатным клиентам бесплатно). Можно переводить до 500 000 рублей в день и снимать наличными до 300 000 рублей. Комиссии за пополнение наличными не предусмотрено.

Где можно получить

Платёжное средство можно оформить в Сбербанке, банках Тинькофф, Уралсиб, ФК-открытие, Санкт-Петербург и других кредитно-финансовых учреждениях. Всего карты МИР оформляют 120 банков в РФ.

Срок действия

Платёжные средства обычно эмитируются на 5 лет. Иные условия могут быть установлены конкретным банком.

Где принимают

В России держатели карт Мир могут:

  • расплатиться в магазине через POS-терминалы;
  • совершить покупки в интернете;
  • провести банковскую операцию (получить средства, провести платёж и т.д.);
  • перечислить средства в бюджет;
  • оплатить услуги государственных организаций;
  • совершить иные операции.

За пределами Российской Федерации данный финансовый инструмент не используется. Если гражданин хочет пользоваться счётом в другой стране, следует обратиться в банк для выпуска кобейджинговой карты, например «Мир-Maestro».

Плюсы и минусы

По большинству параметров этот «пластик» не отличается от платёжных средств Maestro или Visa.

Эксперты отмечают защищённость карт МИР. В платёжном средстве используются только российские чипы и отечественные средства криптографии.

Главное преимущество использования – независимость от воли иностранных компаний. Процедура создания НСПК была начата после того, как в 2014 году системы Visa и Mastercard отказали в обслуживании нескольким российским банкам. С картой МИР платежи будут проводиться в любой международной обстановке.

Основной недостаток перехода на данное платежное средство – ограниченная география распространения. Держатель карты, находящийся в зарубежной поездке, сможет воспользоваться ей только в банках, которые заключили с НСПК соглашение. Например, можно снять наличные в банкоматах DenizBank в Турции, в некоторых терминалах в ОАЭ. Также держатель не сможет расплатиться своей карточкой в иностранных интернет-магазинах.

Чтобы решить проблему, гражданин может открыть новый счёт и обратиться за выпуском карты международного образца, что потребует дополнительных средств и времени. Также возможен выпуск кобейджинговых карт, но эта услуга доступна не во всех банках.

Ещё одна проблема – невозможность интеграции с приложениями для смартфонов (Apple pay, Samsung pay и др.) и отсутствие РayРass (необходимо для оплаты простым прикосновением к терминалу на кассе).

Как отказаться от карты МИР бюджетникам по закону

Новый порядок использования банковских инструментов не обязывает бюджетников использовать карты МИР. Все средства поступают на счёт, открытый в банке. Пластиковая карта – только физический носитель, выпускаемый для удобства клиента.

Если гражданин не желает переходить на новую карту, то он имеет право снимать деньги наличными средствами в кассе банка в количестве, не превышающем установленных лимитов.

Ранее ФАС в комментарии по данному вопросу указывал, что безальтернативный перевод работников на карту МИР нарушает их права. Позже ЦБ РФ постановил обеспечить возможность выдавать зарплаты гражданам в банке, где у них открыт счёт.

С 2018 года все бюджетники имеют право получить средства наличными. Для этого они должны обратиться в отделение и написать заявление о выдаче им определённой суммы. Если в организации допускается выдача наличных через кассу, деньги могут выдаваться по месту работы.

Перевод бюджетников на карты МИР обусловлен необходимостью создать национальную систему расчётов, которая не будет зависеть от иностранных организаций. Если гражданин не пользуется своим платежным средством в зарубежных поездках и при расчётах в иностранных интернет-магазинах, то разницы с платёжными средствами Visa и Mastercard он не заметит.


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении изменений в статью 161 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» и Федеральный закон «О национальной платежной системе»

Принят Государственной Думой 21 апреля 2017 года

Одобрен Советом Федерации 26 апреля 2017 года

Статья 1

Пункт 1 статьи 161 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-I «О защите прав потребителей» (в редакции Федерального закона от 9 января 1996 года № 2-ФЗ) (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, № 15, ст. 766; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 3, ст. 140; 2014, № 19, ст. 2317; 2016, № 27, ст. 4198) изложить в следующей редакции:

«1. Продавец (исполнитель) обязан обеспечить возможность оплаты товаров (работ, услуг) путем использования национальных платежных инструментов, а также наличных расчетов по выбору потребителя.

Обязанность обеспечить возможность оплаты товаров (работ, услуг) с использованием национальных платежных инструментов в рамках национальной системы платежных карт распространяется на продавца (исполнителя), у которого выручка от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий календарный год превышает сорок миллионов рублей.

Если место оплаты товаров (работ, услуг) находится в месте, где не предоставляются услуги доступа к подвижной радиотелефонной связи и (или) средствам коллективного доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», продавец (исполнитель) освобождается от обязанности обеспечить в этом месте возможность оплаты товаров (работ, услуг) с использованием национальных платежных инструментов.

Продавец освобождается от обязанности обеспечить возможность оплаты товаров с использованием национальных платежных инструментов в торговом объекте, выручка от реализации товаров в котором составляет менее пяти миллионов рублей за предшествующий календарный год.».

Статья 2

1) пункт 11 статьи 3 после слов «Российской Федерации,» дополнить словами «если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, и»;

2) часть 81 статьи 20 изложить в следующей редакции:

«81. При внесении в правила платежной системы изменений, предусматривающих введение новых тарифов или увеличение размера тарифов, оператор платежной системы обязан уведомить об этом Банк России в срок не менее чем за 30 календарных дней до дня введения в действие изменений в правила платежной системы и предоставить обоснование указанных изменений.»;

3) в статье 22:

а) пункт 1 части 1 изложить в следующей редакции:

«1) осуществления в рамках платежной системы в течение трех календарных месяцев подряд переводов денежных средств в размере не менее установленного Банком России значения доли от суммы переводов денежных средств, осуществленных кредитными организациями;»;

б) часть 2 изложить в следующей редакции:

«2. Платежная система является социально значимой в случае ее соответствия хотя бы одному из следующих критериев:

1) осуществления в рамках платежной системы в течение трех календарных месяцев подряд переводов денежных средств в размере не менее установленного Банком России значения доли от суммы переводов денежных средств, осуществленных в рамках платежных систем, и более половины этих переводов денежных средств на сумму не более значения, установленного Банком России;

2) осуществления в течение календарного года в рамках платежной системы переводов денежных средств с использованием платежных карт в размере не менее установленного Банком России значения доли от суммы переводов денежных средств с использованием платежных карт, осуществленных в рамках платежных систем;

3) осуществления в течение календарного года в рамках платежной системы переводов денежных средств без открытия банковского счета в размере не менее установленного Банком России значения доли от суммы переводов денежных средств без открытия банковского счета, осуществленных в рамках платежных систем;

4) осуществления в течение календарного года в рамках платежной системы переводов денежных средств по банковским счетам клиентов — физических лиц (за исключением переводов денежных средств с использованием платежных карт) в размере не менее установленного Банком России значения доли от суммы переводов денежных средств по банковским счетам клиентов — физических лиц, осуществленных в рамках платежных систем.»;

4) в статье 301:

а) в части 2 слова «и иных электронных средств платежа, предоставляемых» заменить словами «и иных электронных средств платежа, на которых размещен товарный знак (знак обслуживания), принадлежащий оператору НСПК, и которые предоставляются»;

б) дополнить частью 21 следующего содержания:

«21. В случае размещения на национальном платежном инструменте товарного знака (знака обслуживания), принадлежащего оператору иностранной платежной системы, операции с использованием национального платежного инструмента на территории Российской Федерации осуществляются в соответствии с правилами НСПК.»;

5) в статье 302:

а) часть 3 изложить в следующей редакции:

«3. Доля участия Банка России в уставном капитале оператора НСПК не может быть ниже уровня 50 процентов плюс одна голосующая акция.»;

б) в части 4 слова «более чем 10 процентов» заменить словами «более чем 5 процентов»;

6) в статье 305:

а) часть 1 дополнить пунктами 3 — 6 следующего содержания:

«3) Внешэкономбанк в качестве индивидуального участника НСПК;

4) иностранный банк (иностранная кредитная организация) в качестве индивидуального участника НСПК;

5) иностранный центральный (национальный) банк в качестве индивидуального участника НСПК;

6) международная финансовая организация в качестве индивидуального участника НСПК.»;

б) часть 3 изложить в следующей редакции:

«3. Кредитные организации не позднее 1 июля 2017 года обязаны обеспечить прием национальных платежных инструментов во всех своих технических устройствах, предназначенных для осуществления расчетов с использованием платежных карт, включая банкоматы, а также в технических устройствах, предназначенных для осуществления расчетов с использованием платежных карт, всех организаций, индивидуальных предпринимателей, с которыми у таких кредитных организаций заключены договоры об осуществлении расчетов по операциям с использованием платежных карт или национальных платежных инструментов.»;

в) часть 5 изложить в следующей редакции:

«5. Кредитные организации при осуществлении операций с предусмотренными частями 55 и 56 настоящей статьи выплатами за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (далее — выплаты) обязаны (за исключением случаев, предусмотренных частью 54 настоящей статьи) в сроки, установленные частью 53 настоящей статьи:

1) предоставлять клиентам — физическим лицам только национальные платежные инструменты в случае, если банковский счет предусматривает осуществление операций с использованием платежных карт. Кредитная организация, предоставляющая национальные платежные инструменты, определяет не менее чем один вид платежной карты (тип продукта в зависимости от предоставляемых клиенту — физическому лицу услуг), которая является национальным платежным инструментом и за предоставление, годовое обслуживание которой, за выдачу наличных денежных средств по которой в указанной кредитной организации, а также в ее банкоматах не взимается плата с клиентов — физических лиц, получающих выплаты, предусмотренные пунктом 4 части 55 настоящей статьи;

2) зачислять выплаты на банковские счета клиентов — физических лиц, операции по которым осуществляются с использованием национальных платежных инструментов.»;

г) дополнить частью 51 следующего содержания:

«51. Кредитные организации обязаны осуществлять на территории Российской Федерации операции с использованием платежных карт по банковским счетам, на которые зачисляются получаемые клиентами — физическими лицами выплаты, только с использованием национальных платежных инструментов. Положения настоящей части не ограничивают право владельца счета осуществлять операции по такому банковскому счету без использования платежной карты.»;

д) дополнить частью 52 следующего содержания:

«52. Положения частей 5 и 51 настоящей статьи считаются также соблюденными в случае размещения на национальном платежном инструменте товарного знака (знака обслуживания), принадлежащего оператору иностранной платежной системы.»;

е) дополнить частью 53 следующего содержания:

«53. Обязанности кредитных организаций, установленные частями 5 и 51 настоящей статьи, наступают:

1) в отношении клиентов — физических лиц при их обращении за открытием банковского счета в целях получения выплат на вновь открываемые банковские счета, предусматривающие осуществление операций с использованием платежных карт, — с 1 июля 2017 года;

2) в отношении клиентов — физических лиц (за исключением указанных в пункте 1 настоящей части), получающих выплаты, указанные в пунктах 4 и 5 части 55 настоящей статьи, на банковские счета, предусматривающие осуществление операций с использованием платежных карт, не являющихся национальными платежными инструментами, — по истечении срока действия указанных платежных карт, но не позднее 1 июля 2020 года;

3) в отношении клиентов — физических лиц (за исключением указанных в пункте 1 настоящей части), получающих выплаты, предусмотренные пунктами 1 — 3 части 55 настоящей статьи, — с 1 июля 2018 года.»;

ж) дополнить частью 54 следующего содержания:

«54. Положения частей 5 — 53 настоящей статьи не распространяются на случаи получения клиентами — физическими лицами налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц, получения клиентами — физическими лицами выплат на банковские счета, не предусматривающие осуществления по ним операций с использованием платежных карт, получения клиентами — физическими лицами выплат посредством наличных расчетов (в том числе через организации почтовой связи), получения клиентами — физическими лицами определяемых в соответствии с нормативными правовыми актами единовременных выплат или выплат, осуществляемых с периодичностью реже одного раза в год, а также не применяются в отношении физических лиц, имеющих постоянное место жительства за пределами Российской Федерации, сотрудников дипломатических представительств, консульских учреждений Российской Федерации и постоянных представительств Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях.»;

з) дополнить частью 55 следующего содержания:

«55. Обязанности кредитных организаций, установленные частями 5 и 51 настоящей статьи, возникают при осуществлении операций со следующими выплатами:

1) денежное содержание, вознаграждение, довольствие государственных служащих;

2) оплата труда работников (персонала) государственных и муниципальных органов, учреждений, государственных внебюджетных фондов;

3) государственные стипендии;

4) пенсии и иные социальные выплаты, осуществление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации отнесено к компетенции Пенсионного фонда Российской Федерации;

5) ежемесячное пожизненное содержание судей.»;

и) дополнить частью 56 следующего содержания:

«56. Правительство Российской Федерации по согласованию с Банком России вправе установить перечень иных выплат для целей применения частей 5 и 51 настоящей статьи.»;

к) дополнить частью 57 следующего содержания:

«57. Размер комиссионного вознаграждения, связанного с получением, приемом национального платежного инструмента и его использованием, не должен превышать размер комиссионного вознаграждения, взимаемого кредитной организацией по платежным картам платежных систем аналогичных вида, типа продукта.»;

7) в статье 306:

а) часть 2 изложить в следующей редакции:

«2. Расчетные услуги по переводам денежных средств с использованием национальных платежных инструментов оказываются Банком России при осуществлении таких переводов между участниками НСПК, указанными в пунктах 1 — 3 части 1 статьи 305 настоящего Федерального закона, либо в случаях, если эти участники НСПК являются одной стороной перевода денежных средств, а другой стороной перевода денежных средств являются участники НСПК, указанные в пунктах 4 — 6 части 1 статьи 305 настоящего Федерального закона. В этих случаях оказание расчетных услуг Банком России может осуществляться с участием центрального платежного клирингового контрагента без открытия в Банке России банковских счетов участников НСПК, указанных в пунктах 4 — 6 части 1 статьи 305 настоящего Федерального закона.»;

б) дополнить частью 21 следующего содержания:

«21. Расчетные услуги по переводам денежных средств с использованием национальных платежных инструментов, не указанных в части 2 настоящей статьи, в иных случаях могут оказываться расчетным центром, которым может являться:

1) кредитная организация;

2) Внешэкономбанк;

3) иностранный банк (иностранная кредитная организация);

4) иностранный центральный (национальный) банк;

5) международная финансовая организация.»;

в) дополнить частью 22 следующего содержания:

«22. В случае привлечения оператором НСПК расчетного центра в соответствии с частью 21 настоящей статьи положения части 1 статьи 19 настоящего Федерального закона не применяются.».

Записи созданы 8837

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх