Административные барьеры

Определение 1

Коррупция – это выполнение должностным лицом каких-либо действий (или его бездействие) в рамках должностных полномочий (с нарушением должностных инструкций, или без их нарушения) за любое вознаграждение в интересах того, кто такое вознаграждение дает.

Сущность и причины коррупции

Коррупция, будучи особым социально-правовым явлением, несет угрозу экономической безопасности, ущемляя важнейший интересы человека, общества или государства в целом. Иными словами, коррупция является своеобразным механизмом компенсации огрех законодательства, позволяющим людям решить ту или иную проблему.

К основным формам проявления коррупции относятся взяточничество или подкуп, воровство государственных средств, незаконное их присвоение с помощью подделки или фальсификации документов, продвижение личного интереса, сговор, передача и прием подарков для ускорения разрешения проблемы, покровительство, злоупотреблением должностным положением.

Основные причины коррупции:

  • расширение границ теневой экономики. Под теневой экономикой понимается объективно существующая и постоянно воспроизводящаяся подсистема хозяйства, хозяйствующие субъекты которой нацелены на получение экономической выгоды через недобросовестную конкуренцию и действия, противоречащее деловой этике и закону, а также моральным нормам общества.
  • дисбаланс низких заработных плат чиновников и их высоких полномочий. В особенности это характерно для развивающихся стран, где государственные служащие могут влиять на деятельность конкретных фирм или граждан.
  • зарегулированность и закрытость государственных ведомств, непрозрачное законотворчество, излишнее количество отчетной документации, ошибки в кадровой политике государства, связанные с продвижением по службе того или иного служащего независимо от результатов его работы.
  • деморализация общества, низкая информированность граждан, неразвитые гражданские институты и пассивность по отношению к чиновничьему беспределу.
  • дискредитация рыночной конкуренции, так как выиграет не самый конкурентоспособный, а тот, кому удалось незаконно получить преимущества.
  • неэффективное расходование средств бюджета в системе государственного заказа.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Коррупция как угроза экономической безопасности предпринимательской деятельности 420 руб.
  • Реферат Коррупция как угроза экономической безопасности предпринимательской деятельности 220 руб.
  • Контрольная работа Коррупция как угроза экономической безопасности предпринимательской деятельности 230 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Области распространения коррупции в предпринимательстве

Сегодня коррупция охватывает различные сферы жизнедеятельности общества. Для России характерно усиление коррумпированности местной власти, в судебной системе, в органах здравоохранения. Вместе с тем проводится активная работа по снижению коррумпированности правоохранительной системы и федеральной власти.

Сферы деятельности, наиболее подверженные коррупции в России:

  • таможенная система: пропуск на границе запрещённого к перевозке товара; возврат конфискованной продукции; занижение пошлин; необоснованное задержание груза;
  • налоговая система: неполное взимание налогов; замалчивание налоговых правонарушений; фиктивные контрольные мероприятия; инициированная конкурентами проверка с целью остановки производства;
  • правоохранительные органы: прекращение или возбуждение уголовных дел; избавление от законного наказания за различные правонарушения;
  • административная система: взятки для оформления разрешений и справок; создание аффилированных фирм для ускорения и взимания дополнительной платы за оформление документов;
  • учебные заведения: продажа дипломов; завышение оценок.

Коррупция как угроза предпринимательской деятельности

Коррупция является серьезной угрозой экономической безопасности страны и предпринимательства. На экономику страны существенно влияет предпринимательская деятельность, которая дает около 30% российского валового внутреннего продукта, тогда как для экономически развитых стран эта доля составляет более 70%. Для России характерна сложившаяся коррупционная модель ведения бизнеса, где предприниматель воспринимает коррупцию в качестве одной из составляющих затрат и считает это нормой.

По оценкам экспертов Всемирного банка, коррупция – это главная экономическая проблема современности. В развитых странах 15% предпринимателей когда-либо давали взятки, в Азии – 30%, в СНГ более 60%. Чем сильнее растут указанные «коррупционные издержки», тем больше становится монополизация российского рынка, что снижает его конкурентоспособность и ослабляет малый и средний бизнес.

К главным коррупционным угрозам экономической безопасности предпринимательской деятельности можно причислить:

  • произвол бюрократии и создание административных барьеров с целью закрепления коррупционных связей в предпринимательской среде;
  • вымогательство с целью получения взятки в форме денежных средств, подарка, услуг во время реализации государственным служащим предусмотренных законодательством контрольно-разрешительных функций;
  • участие органов власти в функционировании предприятия для извлечения дополнительных доходов на фоне злоупотребления собственным служебным положением.

Эти угрозы воздействуют на экономическую ситуацию в сфере предпринимательстве, приводя к следующим последствиям:

  • излишние потери рабочего времени, связанные с урегулированием коррупционного барьера для развития бизнеса;
  • увеличение затрат на предпринимательскую деятельность, которые связаны с вынужденным финансированием государственных и муниципальных чиновников, что становится причиной роста цен в стране в целом;
  • создание препятствий для ведения некоррумпированной деятельности: использование ресурсов государства для проникновения на рынок и выдавливания с него компаний, не вовлеченных в коррупцию; неравенство доступа к различным видам ресурсов, необходимых для ведения бизнеса.

— эпид охр окр ср, ПППС, ДПС

1. Визуальное, в том числе с использованием специальных технических средств, наблюдение на местности за поведением неопределенного конкретно круга физических лиц.

2. Специальное обследование (осмотр) местности- сан, экол, лес противопож

3. Визуальная проверка индивидуально определенного физического лица.

11.4. Методы административного ограничения

ограничение прав и свобод физических лиц и прав организаций и принуждение этих субъектов к соблюдению установленных законодательством правил и требований — это разные методы административно-публичной деятельности. Они различаются как по целям, так и по способам применения.

Методы административного ограничения — это методы, направленные на обеспечение и поддержание необходимого режима безопасности государства, общественной и личной безопасности физических лиц, безопасности организаций посредством установления временных ограничений прав и свобод физических лиц и прав организаций.

1. Фактическим основанием для применения методов административного ограничения является наличие потенциальной или реальной угрозы безопасности государства, общественной безопасности или безопасности отдельных физических лиц и организаций как в локальном, так и в глобальном масштабе. (катастр) –

ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, согласно которому права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Методы — в Закон РФ «О милиции», Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Федеральный конституционный закон «О чрезвычайном положении» и некоторыми другими.

— выражаются посредством издания компетентными административными органами административно-правовых актов, устанавливающих соответствующие ограничения, а также посредством совершения этими органами, их должностными лицами необходимых для реализации установленных ограничений, запретов и обязанностей административно-правовых действий.

Установление временных полных запретов на реализацию физическими лицами и организациями имеющихся у них прав и свобод(дол лиц ОВД вн войск МЧС – огр дв т.с, карантин

Установление временных част и по террит по кругу лиц) запретов на реализацию физическими лицами и организациями имеющихся у них и прав и свобод. — В отличие от предыдущего метода применение рассматриваемого метода предполагает установление определенных пределов реализации прав и свобод физических лиц и организаций, а не полный запрет на пользование этими правами и свободами. (огр. Дв. Тр-та)

Возложение на физических лиц и организации специальных временных обязанностей. (В частности, в соответствии со ст. 51 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» — обяз медосмотр), возмезд передача г-ву т.с., лодок

11.5. Методы административного принуждения

Методы административного принуждения — это методы, направленные на прекращение противоправного поведения индивидуальных субъектов и организаций, обеспечение привлечения их к административной и иным видам публично-правовой ответственности, на обеспечение исполнения ими возложенных на них юридических обязанностей посредством применения к указанным субъектам мер административного принуждения.

1. Фактическими основаниями для применения к физическому лицу или организации методов административного принуждения являются:

а) совершение физическим лицом преступления;

б) совершение физическим лицом или организацией административного правонарушения;

в) совершение физическим лицом или организацией иного правонарушения, не являющегося в соответствии с действующим законодательством РФ административным, например налогового или бюджетного;

г) неисполнение физическим лицом или организацией возложенной на него в порядке, установленном законодательством, субъективной юридической обязанности;

д) неисполнение физическим лицом или организацией предъявленного к нему со стороны компетентного административного органа законного требования о совершении этим лицом тех или иных действий или о воздержании от совершения определенных действий.

2.Методы административного принуждения применяются к физическим лицам и организациям компетентными административными органами, в частности органами внутренних дел, государственными инспекциями, органами государственного контроля и надзора, налоговыми и таможенными органами. Фактически рассматриваемые методы могут применяться и судьями.

3. Целями применения методов административного принуждения являются:

а) пресечение совершаемых физическими лицами и организациями преступлений, административных и иных публичных правонарушений;

б) обеспечение необходимых условий для привлечения лиц, совершивших административные правонарушения, к административной ответственности;

в) привлечение лиц, совершивших административные и иные правонарушения в административно-публичной сфере, к административной ответственности;

г) обеспечение исполнения физическими лицами и организациями возложенных на них в установленном законодательством порядке субъективных юридических обязанностей или законно предъявленных к ним соответствующими административными органами властных требований, не выполненных ими добровольно.

Административное пресечение преступлений и иных правонарушений.Сущность данного метода административного принуждения заключается в оказании на физическое лицо или организацию такого властного воздействия, которое позволяет принудительно прекратить совершаемое им преступление или иное правонарушение

характеризуется следующими особенностями:

а) административное пресечение применяется к физическим лицам и организациям, которые находятся в состоянии совершения правонарушения. Иными словами, меры административного пресечения могут применяться к субъекту только до окончания совершения им противоправного действия (бездействия);

б) меры административного пресечения применяются для принудительного прекращения не только административных правонарушений, но и преступлений, а также иных правонарушений, которые не являются в соответствии с действующим законодательством административными, например бюджетных, налоговых, банковских;

в) по своему содержанию метод административного пресечения заключается в оказании компетентным административным органом, его должностными лицами властного воздействия психического, физического, организационно-технического или финансово-экономического характера на физическое лицо или организацию, совершающих противоправное действие (бездействие);

г) административное пресечение применяется с целью принудить лицо к прекращению противоправного действия и тем самым предотвратить или уменьшить его вредные последствия, а также обеспечить в дальнейшем привлечение этого лица к юридической ответственности.

Административное обеспечение привлечения физических лиц и организаций, совершивших административные правонарушения, к административной ответственности.Сущность данного метода состоит в том, что при помощи административно-правовых средств компетентные административные органы создают необходимые условия для обеспечения привлечения лица, совершившего какое-либо административное правонарушение, к административной ответственности.

ст. 27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. К числу таких способов относятся:

а) доставление физического лица в помещение компетентного административного органа в целях составления в отношении него протокола об административном правонарушении;

б) административное задержание лица;

в) личный досмотр лица, досмотр вещей, находящихся при физическом лице;

г) осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов;

д) изъятие вещей и документов;

е) отстранение физического лица от управления транспортным средством и медицинское освидетельствование лица на состояние опьянения;

ж) задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации;

з) арест товаров, транспортных средств и иных вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административных правонарушений;

и) привод лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении, к месту рассмотрения дела в случае их неявки без уважительных причин.

Перечисленные способы в литературе и в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях именуются мерами обеспечения производства по делам об административных правонарушенияхи будут подробно рассмотрены ниже в отдельной главе.

Привлечение физических и юридических лиц к административной ответственности.Сущность данного способа заключается в применении к физическим и юридическим лицам, совершившим предусмотренные Особенной частью Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и соответствующими законами субъектов РФ какие-либо административные правонарушения, административных наказаний, исчерпывающий перечень которых установлен указанным Кодексом.

Обеспечение исполнения физическим лицами и организациями возложенных на них в установленном законодательством порядке субъективных юридических обязанностей или законно предъявленных к ним со стороны административных органов властных требований, не выполненных ими добровольно.

11.6. Методы административного арбитрирования

Методы административного арбитрирования — это методы, направленные на согласование законных интересов индивидуальных субъектов и организаций, в том числе административных органов, а также на юридическую защиту и восстановление их нарушенных прав в административно-публичной сфере посредством разрешения в административном порядке возникающих между указанными субъектами споров (разногласий).

1. Основанием для применения методов административного арбитрирования является возникновение административного спора (разногласия) между субъектами административного правоотношения.

2. По своему содержанию методы административного арбитрирования проявляются в разрешении административным органом возникшего между субъектами административного правоотношения спора (разногласия) и принятии по нему властного решения.

3. Целями применения методов административного арбитрирования являются:

а) обеспечение урегулирования и согласования законных интересов спорящих субъектов административных правоотношений;

б) обеспечение юридической защиты субъективных прав спорящих субъектов административных правоотношений;

в) обеспечение восстановления нарушенных субъективных прав спорящих субъектов административных правоотношений.

12.1. Понятие и классификация форм
административно-публичной деятельности

под формой административно-публичной деятельности следует понимать внешний официальный, правовой или неправовой способ выражения этой деятельности со стороны административного органа (то, как именно, каким образом проявляется эта деятельность со стороны соответствующего административного органа в отношении других субъектов).

В зависимости от содержания и характера последствий все формы административно-публичной деятельности, как отмечалось выше, подразделяются на два вида.

1. Правовые формы административно-публичной деятельности—это внешние способы ее выражения, характеризующиеся наступлением или возможностью наступления определенных прямых правовых последствий для тех субъектов, в отношении которых эта деятельность осуществляется (возникновение прав и обяз-тей)

правовые формы административно-публичной деятельности, в свою очередь, могут быть подразделены на виды по следующим критериям.

В зависимости от содержания и целей осуществления административно-публичной деятельности:

а) правотворческая форма (принятие ИПА)

б) праворегулятивная форма (совершение д-ий по реализаций прав и обяз-тей)

в) правоохранительная форма (прим ммер ошран и принужд)

В зависимости от направленности административно-пуб­личной деятельности:

а) внутренние формы административно-публичной деятельности (ннаправл на внутр функц-е органа, системы)

б) внешние формы административно-публичной деятельности (реализация адм. прав д-ий вне этой системы)

2. Неправовые формы административно-публичной деятельности—это способы внешнего выражения данной деятельности, характеризующиеся отсутствием прямых правовых последствий и невозможностью их наступления для тех субъектов, в отношении которых эта деятельность осуществляется.

неправовые формы характерны для внутренней административно-публичной деятельности. Посредством этих форм реализуется внутренняя организационно-управленческая деятельность административных органов.

(орг-распоряд и материально-техн д-ия)

12.2. Административно-правовые действия:
понятие и классификация

законодатель отделяет действия, совершаемые административными органами, от издаваемых (принимаемых) ими правовых актов. В частности, по смыслу положений п. 2 ст. 46 Конституции РФ, ст. 1 и 2 Закона РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» в суде или арбитражном суде могут быть обжалованы не только решения государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, но и совершаемые ими действия. Тем самым законодатель выделяет две правовые формы деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и публичных должностных лиц: издание (принятие) правовых актов и совершение властных юридически значимых действий

Под административно-правовым действием,необходимо понимать властное воздействие административного органа на конкретное физическое или юридическое лицо, не оформляемое посредством издания (принятия) им индивидуального правового акта, осуществляемое на основании соответствующих норм административного права в целях обеспечения правового регулирования поведения этого лица, правовой охраны и защиты его прав и законных интересов, а также прав и законных интересов других лиц, безопасности общества и государства.

основные признаки административно-правового действия.

1. Административно-правовые действия могут совершаться только в процессе осуществления административно-публичной деятельности и являются одной из правовых форм ее выражения.

2. Административно-правовые действия могут совершаться только административными органами.

3. Административно-правовое действие представляет собой не официальный документ, а властное воздействие административного органа определенным способом на субъекта, участвующего в соответствующем административном правоотношении.

4. Административно-правовые действия в отличие от неправовых, в частности организационных и материально-технических действий, всегда влекут или потенциально могут повлечь за собой юридически значимые последствия

5. Совершение большинства административно-правовых действий требует официально-документального оформления посредством составления соответствующих процессуальных документов (протоколов, актов, рапортов и т.п.).

6. Основания и порядок (процедуры) совершения административно-правовых действий определяются нормами административного права, содержащимися как в соответствующих законах, так и в подзаконных нормативных правовых актах

могут совершаться посредством использования административными органами следующих видов властного воздействия:

а) документально-правовое воздействие — посредством составления административным органом или его уполномоченным представителем официальных документов, имеющих юридическое значение (прот, акт, справка)

б) организационно-правовое воздействие — это властное воздействие, осуществляемое посредством вмешательства административного органа или его уполномоченного представителя в организацию работы (деятельности) юридического или физического лица (государственная аккредитация организаций, государственная регистрация юридических лиц , приостановление)

в) технико-правовое воздействие — это властное воздействие, осуществляемое посредством вмешательства административного органа или его уполномоченного представителя в процесс эксплуатации технических устройств (приостановление или запрещение эксплуатации механизмов, оборудования, транспортных средств, ГТО.рег.)

г) имущественно-правовое воздействие — это властное воздействие, осуществляемое посредством лишения физического или юридического лица принадлежащего ему имущества, в том числе денежных средств, ограничения прав владения, пользования и распоряжения этим имуществом (наложение судебным приставом-исполнителем ареста на имущество должника, изъятие у него имущества)

д) лично-правовое воздействие — это властное воздействие, осуществляемое посредством применения к физическим лицам принудительных мер, ограничивающих их личную свободу и неприкосновенность (доставление и административное задержание лица, совершившего административное правонарушение, личный досмотр лица, досмотр принадлежащих ему вещей

ТЕМА 6

Доля малого и среднего предпринимательства в российской экономике вырастет до 40%. Это должно произойти к 2030 году. Такая цель обозначена в стратегии развития малого и среднего бизнеса, которую сегодня подписал Дмитрий Медведев. Сейчас доля такого предпринимательства в ВВП России составляет около 20%. По словам премьер-министра, стратегия также предполагает упрощение доступа для бизнеса к деньгам и снижение административной нагрузки. Глава комитета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Анатолий Аксаков ответил на вопросы ведущего «Коммерсантъ FM» Петра Косенко.

— Насколько стратегия, которую подписал премьер, будет способствовать увеличению доли малого и среднего бизнеса? Приводится цифра 40% к 2030 году. Это вообще достижимый показатель?

— Я полагаю, что достижимый, если активно работать по реализации самой стратегии, мы можем получить довольно хороший результат в короткие сроки. Там предусмотрены меры, с одной стороны, финансовые — материальная поддержка с помощью Корпорации развития малого и среднего бизнеса. Есть меры заполнения квоты по закупкам при осуществлении закупок крупными госкомпаниями, 15% квоты установлено. Сейчас, конечно, она не заполняется, но по мере реализации стратегии будут выращиваться малые и средние предприятия, которые эту квоту по поставкам своей продукции будут заполнять. И ряд других мер, которые вполне могли бы дать возможность малому и среднему бизнесу активно развиваться.

Самое главное — это снижение административных барьеров. Где-то осенью мы должны принять законы, связанные с контрольно-надзорной деятельностью, с проверками, с мерами ответственности, которые должны быть снижены. Например, сначала предупреждение, а только потом штраф. Я надеюсь, что все это позволит малому бизнесу вздохнуть и эффективнее работать.

— Кстати, премьер среди основных причин, основных проблем называет снижение административной нагрузки, а также упрощение доступа для бизнеса к деньгам. На ваш взгляд, какие еще проблемы нужно решить в первую очередь, чтобы помочь бизнесу развиваться?

— Главное, о чем бизнес говорит: не мешайте нам работать. Необходимо, прежде всего, в короткие сроки принять перечень законов, связанных с регулированием контрольно-надзорной деятельности, упорядочить требования, упорядочить обязанности тех, кто проверяет, ограничить их деятельность и, таким образом, мы просто создадим условия, чтобы бизнес смог себя самореализовывать.

— А если сравнивать с кем-нибудь за рубежом, я не имею в виду, конечно, Сингапур, где почти нулевая коррупция. Если брать Западную Европу, где, по-вашему, наиболее отлаженный механизм взаимодействия между бизнесом, причем именно малым и средним и государством, где наиболее правильно все отрегулировано?

— Я внимательно ознакомился с опытом Германии. На мой взгляд, там очень эффективные механизмы финансовой поддержки, причем на основе частного и государственного партнерства, разделение рисков, когда регион берет на себя часть риска, часть берет центральная власть, часть рисков берет на себя банк. И разделение рисков позволяет, во-первых, разложить эти риски, во-вторых, банку, который отбирает проект, тоже нести риск. Тем самым он будет отбирать проект, который окупится, будет эффективным, соответственно, банк не потеряет свои деньги.

— Тут, кстати, приводится еще одна цифра. Согласно стратегии, производительность труда на малых и средних предприятиях к 2030 году у нас должна вырасти в два раза. Отмечается, что сейчас эта производительность у нас ниже уровня развитых стран в два-три раза. То есть это, в общем-то, две разные темы. Одно дело развитие как таковое, и другое дело — низкая производительность труда. В этом смысле в чем наша проблема, плохо работают, не хотят работать или что-то еще?

— Нет, просто техническая оснащенность наших предприятий, конечно, ниже, чем в западных странах, но сейчас происходит процесс изменения ситуации. Мы с Браверманом, руководителем Корпорации развития малого и среднего бизнеса, побывали в Чувашии на десятках предприятий этого сегмента нашей экономики, и многие предприятия уже выходят на очень высокий технологичный уровень, высокий уровень производительности труда, поставляют свою продукцию не только на российский рынок, но и на внешние. Поэтому ситуация меняется, и очевидно, наши предприятия малого и среднего бизнеса тоже будут повышать производительность труда.

Административные барьеры — это препятствия, созданные государством и мешающие развитию предприятий и экономики страны в целом. Необоснованные административные барьеры снижают заинтересованность новых участников рыночных отношений, а также способствуют развитию коррупции.

С различного рода ограничениями (определенными правилами, устанавливаемыми органами государственной власти) сталкиваются практически все предприниматели и участники рыночных отношений.

В современной отечественной экономике проблема административных барьеров очень велика, ведь правила обязаны соблюдать все субъекты рыночных отношений, при этом отчисляя государству денежные средства за проведение определенных нормативно-правовых операций и услуг.

Общие сведения

В процессе проведения административной реформы, значительно уменьшены возможности вмешательства государства в деятельность экономических процессов, связанных с необходимостью государственного надзора, регистрацией, лицензированием и т.д. Но на сегодняшний день эта работа не доведена до конца, во многих областях продолжают иметь место некоторые ограничения в виде необходимости получения от органов государственной власти различных согласований, заключений, разрешений. Также не закончена работа по разделению функций, связанных с контролем, надзором и предоставлению государственных услуг.

Все административные барьеры учесть невозможно, так как их достаточно много, и они очень разнообразны по своей природе. Условно барьеры можно разделить на три категории:

  1. С первыми субъект сталкивается, когда планирует получить доступ к какому-либо виду экономических ресурсов и узаконенным юридическим правом на пользование этих ресурсов в своей работе. Например, пытаясь зарегистрировать вновь созданную фирму, при оформлении аренды на какое-либо помещение либо в случае приобретения в кредит каких-то материальных ценностей и т.д.).
  2. Вторые могут возникнуть, когда субъект хочет узаконить права на осуществление деятельности, которая связана с проведением хозяйственных работ (к примеру, оформить лицензию на свою деятельность, сертифицировать производимую продукцию и т.д.).
  3. Третьи могут быть связаны, например, с оформлением каких-то льгот на ведение деятельности и т.д.

Подробности

Цели предпринимателей малого и среднего бизнеса

…достаточно прозрачны: совершенствование своих бизнес-процессов путем оказания услуг на конкурентной основе либо реализации продукции покупателям. Главной проблемой любого бизнеса всегда был и есть на сегодня административный барьер — «документооборот». Постоянно растущая гора документации отнимает массу рабочего времени у персонала. Вместо того, чтобы заниматься «бумаготворчеством», предприниматели малого бизнеса могут внедрять цифровое преобразование. Это ускорит обмен информацией и, в данном случае, административный барьер вполне преодолим. Часть проблем можно решить путем использования современных технологий и цифровых преобразований. Это значительно уменьшит время, которое тратится на «бумажную» деятельность администратора.

Административные барьеры негативно влияют на управленческие процессы тем самым тормозя развитие экономики в государстве. Можно выделить несколько пунктов:

— Первоочередная проблема состоит в том, что, если не уменьшить административные барьеры, экономика только потеряет. Заключаться проблемы будут в повышении цен, зависящих от роста государственного контролирующего аппарата, который нужно содержать, введении новых видов пошлин, налогов и т.д.

— Надо отметить, что только ликвидация административных барьеров может дать стимул к применению государством более эффективных методов регулирования необходимых экономических процессов.

— Не менее важно понимание того, что сегодняшнее количество административных барьеров в большинстве случаев оказывает влияние на деятельность государственных чиновников, которые во всем ищут материальную выгоду прежде всего для себя, и на деятельность коммерческих структур, которые находятся под влиянием чиновников.

Административные проблемы в предпринимательстве, несомненно, приводят к большим потерям, которые можно разделить на два вида:

  1. Финансовые потери для компаний, терпящих дополнительные издержки по статьям расходов, надобность введения которых обусловлена именно преодолением барьеров. Большая часть данных издержек в последующем компенсируется увеличением розничных цен на рынке, а это, в свою очередь, не что иное, как экономическая потеря общества.
  2. Снижение коэффициента эффективности, связанного с правильным использованием ресурсов, имеющихся в запасе государства. Административные барьеры оказывают значительное влияние на появление новых представителей бизнеса (особенно это касается малого либо среднего бизнеса) на экономическом рынке. Соответственно, это влияет на сложившийся уровень конкуренции в сфере экономики, что снижает показатель экономической эффективности в целом. Финансовые потери этого рода имеют косвенный характер.

Прямые потери образуются в следствие того, что …

для выполнения требований, выдвигаемых органами власти, контролирующими процессы в сфере экономики, предприятия должны осуществлять много дополнительных выплат, которые носят как официальный характер, так и теневой. При этом, платить приходится не за сами экономические ресурсы, а только за право пользования ими — отсюда вытекают так называемые, трансакционные расходы.

Рассмотрим, к примеру, сертификацию разных услуг и производимой продукции. Данная процедура является обязательной. Надо сказать, что в денежном выражении (если ориентироваться на суммы, сформированные в соответствии со стандартами законодательных органов) на этот процесс за один календарный год уходит примерно 130 миллионов долларов. Причем, сумма эта минимальна, так как не берутся во внимание виды финансовых операций, которые имеют косвенное отношение к сертификации.

Административные барьеры действуют так как изначально планировалось только в тех случаях, когда они способствуют внесению незначительных сумм для их преодоления. В данных случаях, они могут даже считаться полезными для экономического развития, в отличии от схем, которые разработаны для прямого вымогательства денег.

Снизить уровень либо ликвидировать административные барьеры, и поднять степень доступности госуслуг может только само государство либо лица, имеющие возможность влиять на процесс решения проблемы.

Когда речь идет о государстве

…то для внесения изменений в систему госконтроля за рыночными и экономическими отношениями необходима разработка предложений, способствующих усилению защиты государственного надзора по отношению к участникам экономических отношений. Для этого нужно:

— составить перечень, в котором будут четко обозначены все органы власти, допущенные к осуществлению контроля за экономическими процессами, которые ведутся на предприятиях. Отдельно разработать их полномочия и функции. Для того, чтобы осуществить это, необходимо внести много изменений в действующие законодательные документы, регламентирующие деятельность органов надзора;

— четко обозначить все этапы проведения проверок экономической деятельности организаций данными органами. Это нужно для того, чтобы исключить возможность давления со стороны проверяющих органов власти на субъекты, подвергающиеся проверке и свести к минимуму возможность вымогательства денежных средств;

— предоставить возможность субъектам обжаловать итоги проверки либо само ведение процесса;

— минимизировать количество проверок, которые проводятся по личной инициативе контролирующих органов. Это значит, что организация проверки должна осуществляться только на веских основаниях (наличие обоснованной жалобы со стороны клиентов либо конкурентов).

Конечно, эти пункты могут быть реализованы только в случае закрепления их в нормативно-правовых документах.

Итоги

Проблема административных барьеров существует, и необходимость ее решения уже давно назрела. На сегодняшний день предпринимаются определенные действия со стороны государства, однако не так активно, как хотелось бы общественности.

Надо признать, что административные барьеры не могут быть эффективными, они лишь способствуют увеличению расходов, которые несут субъекты, формирующие весь экономический рынок и его ценовую политику. С ростом количества барьеров увеличиваются и размеры финансовых издержек.

Многие представители органов власти лично заинтересованы в том, чтобы их число не уменьшалось, а это значит, что изменить существующую систему крайне сложно. Нужны кардинальные шаги и инициативы самого правительства. Нельзя ставить интересы реальной экономики в прямую зависимость интересам группы лиц.

Борьба с административными барьерами является одним из аспектов деятельности по совершенствованию и развитию правовой базы. В то же время это достаточно специфичная область деятельности, напрямую затрагивающая интересы коррумпированных чиновников и поэтому она заслуживает отдельного рассмотрения.

Административные барьеры отрицательно сказываются на формировании рыночных отношений в масштабах страны:

— усиливается регионализация местных рынков и укрепляется локальный монополизм товаропроизводителей;

— ограничивается самостоятельность хозяйствующих субъектов, ущемляется свобода экономической деятельности;

— возникают препятствия для межрегионального перетока товаров, услуг, финансовых средств;

— снижаются общие объемы производства при росте цен в результате введения дополнительных налогов, запретов или квот на продажу продукции;

— усложняются начальные условия для создания новых предпринимательских структур.

По мнению ТПП РФ и территориальных палат, возможность преодолеть административные барьеры на пути развития малого предпринимательства появится в том случае, если удастся обеспечить:

— равные возможности хозяйствования на товарных рынках, включая правовую регламентацию вопросов порядка и процедуры предоставления лицензий, а также государственной помощи в виде субсидий, льгот, гарантий или иных преимуществ для отдельных хозяйствующих субъектов;

— повсеместное использование конкурсных принципов размещения государственного и муниципального заказов;

— устранение региональной обособленности товарных рынков и расширение товарообмена путем ликвидации созданных барьеров для входа на рынок новых хозяйствующих субъектов и развитие системы, не допускающей принятия антирыночных административных решений;

— усиление контроля за принятием решений исполнительными органами власти по реализации актов своих законодательных органов.

Импульс решению этой проблемы удалось придать лишь, благодаря тому, что на протяжении нескольких последних лет на всех съездах и конференциях торгово-промышленных палат и объединений предпринимателей постоянно обсуждался вопрос о необходимости снижения административных барьеров, препятствующих развитию предпринимательства. (А II Всероссийская конференция представителей малых предприятий, состоявшаяся в Москве 21 марта 2001 года, была целиком посвящена всестороннему анализу природы и путей преодоления этих барьеров.) Только так удалось убедить Правительство РФ разработать пакет законопроектов, направленных на «дебюрократизацию» экономики. Более того, присутствовавший на II Всероссийской конференции представителей малых предприятий председатель Правительства Российской Федерации Михаил Касьянов, признал необходимость создания в рамках действующего при Правительстве Совета по предпринимательству, который сформирован из представителей крупного отечественного бизнеса, секции, представляющей интересы малого предпринимательства. Иными словами, он признал правильность позиции, которую долго отстаивали ТПП РФ и объединения малых предпринимателей.

И тем не менее, хотя соответствующие решения были приняты еще в июле прошлого года, секция работу еще не начала. В июне 2001 года создана правительственная комиссия по преодолению административных барьеров. Несмотря на то, что комиссия функционирует, малый бизнес не почувствовал реальных результатов. В августе 2001 г. был принят пакет законов по дебюрократизации экономики, но прошел еще почти год, прежде чем эти законы обрели реальную силу. Однако, сколько времени потребуется на то, чтобы они реально заработали, — неизвестно.

1 июля 2002 года вступил в силу последний из триады антибюрократических законов – «О государственной регистрации юридических лиц». В соответствии с этим документом, с 1 июля 2002 года функции государственной регистрации юридических лиц возлагаются на Министерство по налогам и сборам. Два других – «О лицензировании отдельных видов деятельности» и «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» — действуют уже в течение нескольких месяцев, однако реальной пользы они пока не принесли. Более того, возникли определенные трудности с разработкой положения о лицензировании отдельных видов деятельности. Из существующих более 80 положений на сегодня приняты только три.

Тем не менее, борьба за дебюрократизацию экономики продолжается.

17 мая 2002 года Госдума приняла во втором чтении проект закона «О внесении изменений в статьи 169 и 171 Уголовного кодекса РФ». Изменения вносятся в части государственной регистрации юридических лиц в связи с вступлением в силу соответствующего закона. В документе уточняется ответственность, за неправомерный отказ в государственной регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица либо уклонение от их регистрации, неправомерный отказ в выдаче специального разрешения (лицензии) на осуществление определенной деятельности либо уклонение от его выдачи, ограничение прав и законных интересов индивидуального предпринимателя или юридического лица в зависимости от организационно-правовой формы, а равно незаконное ограничение самостоятельности либо иное незаконное вмешательство в деятельность индивидуального предпринимателя или юридического лица, если эти деяния совершены должностным лицом с использованием своего служебного положения.

Законопроект уточняет статью 169, предусматривающую ответственность за воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности.

Логическим продолжением первого пакета законов по дебюрократизации, принятого в 2001 году, является проект закона «Об основах технического регулирования в РФ». Он уже разработан группой экспертов при администрации президента и в ближайшее время будет рассмотрен Госдумой России в первом чтении. Согласно концепции рабочей группы, система технического регулирования будет иметь 3-ступенчатую структуру. На вершине пирамиды, будет находиться рамочный закон «Об основах технического регулирования в Российской Федерации». Закон делит технические требования на обязательные — так называемые технические регламенты и на добровольные — стандарты.

На второй ступени будут находиться 10-15 горизонтальных законов, которые определят общие для всех отраслей требования безопасности — пожарные, гигиенические, биологические и другие.

Третья ступень — 450-500 вертикальных законов или отраслевых технических регламентов. В них будут содержаться обязательные требования по безопасности для каждой отрасли. В законе закреплен 7-летний срок для разработки технических регламентов, но большинство из них можно будет выработать при содействии отраслевых экспертных советов в течение года.

В результате принятия закона предприниматели получат возможность оспорить решение проверяющих организаций в суде.

Однако одним только принятием хороших законов невозможно устранить административные барьеры на пути предпринимательства. Необходимо еще следить за тем, как они исполняются.

Окончательно же эта проблема может быть решена путем сокращение функций контроля и надзора госаппарата в пользу методических, экспертных, консультационных функций, а также передачей различным гражданско-правовым институтам части функций государственных структур. Именно тех функций, которые связаны с допуском в бизнес, контролем за качеством и безопасностью товаров, работ и услуг. Все эти вопросы могут решать профессиональные ассоциации и объединения самих предпринимателей. Можно воспользоваться опытом тех стран Западной Европы, где регистрацией малых предприятий занимаются торгово-промышленные палаты.

Серьезную роль в борьбе с административными барьерами может сыграть передача части функций госструктур общественным организациям. В то же время, судя по итогам опроса, руководителей территориальных ТПП, который провела в период с 15 по 25 мая 2002 года социологическая служба «Кассандра» по заказу Рабочей группы ТПП РФ по взаимодействию и сотрудничеству с CIPE, не все ТПП считают это необходимым на современном этапе. Об этом свидетельствуют ответы на содержавшийся в анкете вопрос «Какие функции, реализуемые сегодня госструктурами, Вы считаете возможным осуществлять в системе ТПП РФ?» За передачу ТПП РФ ряда функций госструктур высказался 71% участников опроса. Их мнения распределились следующим образом:

— все, что приносит денежные доходы органам исполнительной власти;

— 74% — регистрация хозяйствующих субъектов;

— 69% — лицензирование различных видов деятельности;

— 31% — проведение тендеров (конкурсов) на выполнение государственных и муниципальных заказов;

— 25% — сертификация видов деятельности, товаров и услуг.

В то же время, 7% участников опроса назвали передачу в ведение системы ТПП РФ ряда государственных функций нецелесообразной. Несмотря на то, что они оказались в явном меньшинстве, те доводы, которые они приводят в поддержку своей позиции, представляются достаточно вескими:

— нужно тщательно готовиться к этому;

— начинать нужно с регистрации, но необходимо навести порядок в системе торгово-промышленных Палат, доказать руководству государства, что мы нужный надежный институт, и тогда государство само передаст нам часть функций;

— не сочетается с добровольным членством.

Задачу защиты предпринимателей от административных и правоохранительных структур взяла на себя Торгово-промышленная палата России. В палате создан Комитет по безопасности предпринимательской деятельности, в который уже обращаются бизнесмены с просьбой о защите. Кроме того, ТПП РФ планирует взять на себя ряд функций, которые сейчас относятся к компетенции министерств и ведомств. В частности, речь идет о передачи функции регистрации иностранных компаний в России от министерства юстиции к ТПП.

В то же время, защита предпринимателей от произвола чиновников может стать эффективной лишь в том случае, если наряду с ТПП РФ этим делом активно займутся территориальные палаты.

В этом плане интересен опыт Брянской ТПП. По инициативе Палаты, администрация области 12 апреля 2000 приняла постановление «Об устранении административ­ных барьеров при развитии предпринимательства». Была создана межведомст­венная комиссия по устране­нию административных барьеров при развитии предпринимательства. Для пресечения должностных злоупо­треблений органами власти была открыта «горячая линия». Весьма эффективным средством в борьбе с чиновниками оказался специальный журнал проверок, который разработала ТПП. По договоренности с ТПП, все руководители проверяющих организаций Белгородской области обязали своих сотрудников делать в эти журналах запись о своем посещении предприятия с проверкой и указывать причину проверки. В результате количество необоснованных проверок малых предприятий сократилось на 40-50 процентов.

Борьбу с административными барьерами ведут и ТПП в других субъектах Федерации, правда, там она оказывается менее эффективной.

В Амурской области 25 августа 2000 глава Администрации принял постановление о создании при Администрации области межведомственной комиссии по устранению административных барьеров при развитии предпринимательской деятельности. В рамках комиссии при отраслевых комитетах ведут работу 9 рабочих групп, призванных оказывать поддержку хозяйствующим субъектам по вопросам необоснованного вмешательства органов государственного контроля (надзора) в деятельность субъектов предпринимательства. Заседания комиссии проводятся один раз в квартал.

В Республике Бурятия 12 июля 1999 года президент Республики принял Указ «Об упорядочении контроля за деятельностью субъектов малого предпринимательства на территории Республики Бурятия». В рамках реализации этого Указа в апреле 2000 года был создан Координационный совет контролирующих органов.

Наряду с этим Комитет по поддержке и развитию предпринимательства совместно с ВУЗами города Улан-Удэ провел исследования по административным барьерам и издал брошюру. По результатам исследований проведено заседание Консультативного совета предпринимателей при Президенте РБ по устранению административных барьеров при развитии предпринимательства. Комитет по поддержке и развитию малого предпринимательства подготовил Указ «О внесении изменений и дополнений в Указ Президента Республики Бурятия от 12.07.99 «Об упорядочении контроля за деятельностью субъектов малого предпринимательства на территории Республики Бурятия» и постановление «О создании благоприятных условий для устойчивого развития предпринимательства в Республике Бурятия». Комитет по поддержке и развитию малого предпринимательства разработал также методические рекомендации для районных администраций по вопросам поддержки и развития предпринимательства, где отражены вопросы разработки программ развития предпринимательства территории, лицензирования, государственной регистрации, оказания финансовой поддержки, предоставления льгот и т.д.

И все же, главная роль в деле дебюрократизации экономики остается за депутатами Государственной Думы, которые должны принять соответствующие законы, создадющие на всей территории страны единое правовое поле, в котором будет действовать малое предпринимательство. Недаром Президент России на встрече с депутатами Госдумы по итогам весенней сессии 2002 года отметил, что на пути малого и среднего бизнеса остаются препоны. «Их так много и они такие большие, что нам есть над чем работать». Дебюрократизацию экономики Президент России назвал одним из приоритетных направлений работы Государственной Думы.

Записи созданы 8837

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх