Адвокатский кабинет

ФОРМЫ АДВОКАТСКИХ ОБРАЗОВАНИЙ

В соответствии со ст. 20 Закона об адвокатуре формами адвокатских образований являются: адвокатский кабинет, коллегия адвокатов, адвокатское бюро и юридическая консультация. Все адвокатские образования являются некоммерческими организациями.

Закон предоставляет каждому адвокату полную свободу выбора формы адвокатского образования и места осуществления адвокатской деятельности. О своем выборе адвокат обязан уведомить совет адвокатской палаты субъекта Федерации, членом которой он является.

Адвокатский кабинет – это присутственное место адвоката, принявшего решение осуществлять адвокатскую деятельность индивидуально. Адвокатский кабинет не является юридическим лицом.

Два и более адвоката вправе учредить коллегию адвокатов и адвокатское бюро.

Коллегия адвокатов – это негосударственная, независимая, самоуправляемая и самоконтролируемая организация профессиональных юристов, добровольно объединившихся в целях оказания квалифицированной юридической помощи физическим и юридическим лицам.

Коллегия адвокатов действует на основании устава и учредительного договора, вправе создавать филиалы на всей территории рФ, а также на территории иностранного государства, если это предусмотрено законодательством данного иностранного государства.

Адвокатское бюро – форма взаимоотношений некоммерческого партнерства между адвокатами-партнерами, обязавшимися соединить свои усилия для оказания юридической помощи от имени всех партнеров. Адвокаты, учредившие адвокатское бюро, заключают между собой партнерский договор, в котором указываются: срок его действия, порядок принятия партнерами решений; порядок избрания управляющего партнера и его компетенция; иные существенные условия. Ведение общих дел адвокатского бюро осуществляется управляющим партнером. Адвокатское бюро может быть преобразовано только в коллегию адвокатов.

Юридическая консультация – коллектив адвокатов, учреждаемый адвокатской палатой для организации работы по оказанию юридической помощи населению и обеспечения его доступа к правосудию. Инициаторами создания консультации выступают органы государственной власти соответствующего субъекта РФ (территориальные органы Минюста России или Судебного департамента) в том случае, если на территории одного судебного района общее число адвокатов во всех адвокатских образованиях, расположенных на территории данного судебного района, составляет менее двух на одного федерального судью.

Вопросы создания, реорганизации, преобразования, ликвидации и деятельности юридической консультации наряду с Законом об адвокатуре регулируются ГК, Федеральным законом «О некоммерческих организациях».

Адвокатское сообщество управляет своими делами самостоятельно. Самоуправление является реальным проявлением демократизма построения адвокатского общества. Оно тесно связано с их независимостью от суда, прокуратуры, ФСБ, органов дознания, недопустимостью какого-либо вмешательства в их дела со стороны органов государства, общественных организаций и отдельных лиц. Адвокатура является самоконтролируемой организацией.

Адвокатские образования обеспечиваются собственными средствами, образуемыми из сумм, получаемых за оказание юридической помощи физическим и юридическим лицам.

ОРГАНЫ САМОУПРАВЛЕНИЯ АДВОКАТСКИМ СООБЩЕСТВОМ

Самоуправление адвокатуры как института гражданского общества в соответствии с Законом об адвокатуре обеспечивается:

– адвокатской палатой субъекта РФ (АП), ее высшим органом – собранием (конференцией) адвокатов и исполнительным органом – советом АП;

– Федеральной палатой адвокатов РФ (ФПА), ее высшим органом – Всероссийским съездом адвокатов и советом ФПА.

Соответственно, если АП основана на обязательном членстве адвокатов одного субъекта РФ, то ФПА – на членстве адвокатских палат субъектов РФ.

Органы адвокатского самоуправления не имеют права осуществлять адвокатскую деятельность от своего имени и заниматься предпринимательской деятельностью.

Адвокатская палата субъекта РФ учреждается собранием (конференцией) адвокатов, на территории субъекта РФ может быть образована только одна АП, которая не имеет права образовывать свои структурные подразделения, филиалы и представительства на территорияхдругих субъектов. Образование межрегиональных и иных межтерриториальных АП также не допускается.

Собрание (конференция) адвокатов может решать любые вопросы, имеющие отношение к деятельности АП. В частности, оно (она) формирует совет АП, который наделен широкими полномочиями, необходимыми ему для осуществления повседневного управления жизнедеятельностью палаты.

Совет избирает, определяет полномочия президента АП, а по его представлению одного или нескольких вице-президентов; представляет АП в органах государственной власти и местного самоуправления, общественных объединениях и в иных организациях; порядок выплаты вознаграждения за счет средств АП адвокатам, оказывающим юридическую помощь гражданам РФ бесплатно; обеспечивает доступность юридической помощи на всей территории субъекта РФ, принимает решения о создании по представлению органов государственной власти субъекта РФ юридических консультаций, направляет адвокатов и финансирует ее деятельность; содействуя повышению профессионального уровня адвокатов, организует их информационное обеспеченние, обмен опытом работы; занимается методической деятельностью.

Деятельность совета АП строится на основе коллективного руководства, гласности, регулярной отчетности перед собранием адвокатов.

Для приема квалификационных экзаменов у претендующих на присвоение статуса адвоката, а также для рассмотрения жалоб на их действия создается квалификационная комиссия.

Федеральная палата адвокатов РФ (ФПА) создана в целях представительства и защиты интересов адвокатов в органах государственной власти и местного самоуправления, координации деятельности АП, обеспечения высокого уровня оказываемой адвокатами юридической помощи. Образование организаций и органов с функциями и полномочиями ФПА запрещено.

Исполнительный орган ФПА – Совет ФПА, наделенный широкими полномочиями, аналогичными полномочиям совета АП.

Высшим органом ФПА является Всероссийский съезд адвокатов, решающий наиболее значимые вопросы самоуправления адвокатским сообществом: принимает устав ФПА и кодекс профессиональной этики адвоката; формирует состав совета ФПА; определяет место его нахождения и размер отчислений АП на общие нужды; осуществляет иные функции, предусмотренные уставом ФПА.

Решения ФПА и ее органов обязательны для всех адвокатских палат и адвокатов.

ЧАСТНАЯ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ПОНЯТИЕ, ПРАВОВАЯ ОСНОВА И ПРИНЦИПЫ

Под частной правоохранительной деятельностью понимается частная детективная (сыскная), а также охранная деятельность по оказанию на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам предприятиями, имеющими специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел, в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов.

Данная деятельность осуществляется на коммерческой основе и является платной предпринимательской деятельностью, рассчитанной на получение прибыли теми лицами и предприятиями, которые ее осуществляют.

Обязательное условие осуществления частной детективной и охранной деятельности – предварительное заключение между частным детективно-охранным предприятием и клиентом письменного договора о содержании оказываемых ему услуг.

Действие законов, закрепляющих правовой статус работников правоохранительных органов, на граждан, осуществляющих частную детективную и охранную деятельность, не распространяется.

Организация и деятельность частных детективных и охранных служб урегулированы Законом РФ от 11 марта 1992 г. «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» с последующими изменениями и дополнениями.

Задачами законодательства в области частной правоохранительной деятельности являются:

а) регулирование частной сыскной деятельности, включая сыскной процесс;

б) установление оснований и порядка охранной деятельности.

Решение этих задач должно способствовать цели обеспечения законных прав и интересов клиентов, а так же укреплению законности частной сыскной деятельности, предупреждению совершения преступлений и иных правонарушений, быстрейшему их обнаружению и наиболее эффективному пресечению и расследованию.

В соответствии с законодательством частная правоохранительная деятельность должна осуществляться в установленных законом процедурно-процессуальных формах и на основе следующих общеправовых принципов:

– законность в частной правоохранительной деятельности;

– соблюдение прав и свобод человека и гражданина в частной правоохранительной деятельности;

– государственное регулирование частной правоохранительной деятельности;

– сочетание частных и публичных интересов в частной правоохранительной деятельности;

– взаимная ответственность субъектов частной правоохранительной деятельности;

– гуманизм, исключающий выполнение действий или вынесение решений, унижающих достоинство лица, приводящих к незаконному распространению сведений об обстоятельствах личной жизни, ставящих под угрозу его жизнь или здоровье, необоснованно причиняющих ему физические или нравственные страдания;

– получение прибыли как цель частной правоохранительной деятельности.

В последнем принципе обнаруживается отличие частной правоохранительной деятельности от всех видов государственной правоохранительной деятельности, с одной стороны, а с другой – наличие данной цели объединяет ее с предпринимательской деятельностью как самостоятельной, осуществляемой на свой риск деятельностью, направленной на получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в таком качестве в установленном законом порядке.

ВИДЫ ЧАСТНОЙ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РФ

Законом о частной детективной деятельности предусматриваются следующие виды частной правоохранительной деятельности:

– частная сыскная (детективная);

– частная охранная, имеющая два подвида: охрана материальных объектов и охрана физических лиц;

– смешанная охранно-сыскная деятельность.

Частная сыскная (детективная) деятельность имеет своей целью сбор определенного рода информации и обеспечение ею клиента в установленной форме.

Виды услуг, предоставление которых в целях сыска разрешено в частной правоохранительной деятельности:

– услуги, связанные с оказанием помощи в расследовании преступлений (сбор сведений по уголовным делам на договорной основе с участниками процесса). Необходимым условием выполнения этих услуг является обязательное в течение суток с момента заключения контракта с клиентом письменное уведомление об этом частным детективом органа дознания, следователя, прокурора или суда, в чьем производстве находится уголовное дело;

– услуги, направленные на предупреждение вероятного совершения преступлений и иных правонарушений;

– услуги так называемой гражданско-правовой направленности (сбор сведений по гражданским делам на договорной основе с участниками процесса, изучение рынка, сбор информации для деловых переговоров, выявление некредитоспособных или ненадежных деловых партнеров);

– услуги, связанные с розыском лиц и материальных объектов.

Сыскные действия в процессе оказания перечисленных услуг:

– устный опрос граждан и должностных лиц (с их согласия);

– наведение справок;

– изучение предметов и документов;

– внешний осмотр строений, помещений и других объектов;

– наблюдение.

Частная охранная деятельность направлена на охрану личных и имущественных прав. В целях охраны законодательством разрешен следующий перечень услуг:

– защита жизни и здоровья граждан, цель которой – не допустить причинения вреда здоровью охраняемых лиц, лишения их жизни;

– охрана имущества собственников, в том числе при его транспортировке (как физическая, так и техническая охрана зданий, сырья, продукции, транспортных средств, иного имущества различных организационно-правовых форм собственности, в том числе зарубежных деловых партнеров). Охранная деятельность частных охранных предприятий не распространяется на объекты, подлежащие государственной охране;

– проектирование, монтаж и эксплуатационное обслуживание средств охранно-пожарной сигнализации;

– консультирование и подготовка рекомендаций клиентам по вопросам правомерной их защиты от противоправных посягательств;

– обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий (на основе договора с устроителями таких мероприятий).

Данный перечень услуг частной сыскной (детективной) и частной охранной деятельности носит исчерпывающий характер. Другие услуги ни сыщики, ни представители охранных структур оказывать кому бы то ни было не вправе. Указанные услуги не должны служить никаким другим целям, кроме защиты законных прав и интересов клиентов. Поэтому охранно-сыскные предприятия не вправе заключать договоры на выполнение услуг, которые направлены на ограничение законных прав и интересов третьих лиц.

При этом он обратил внимание, что адвокатским палатам регионов важно продолжить работу, направленную на предоставление льгот адвокатам на региональном уровне, включая льготы по арендным платежам.

Напомним, что еще в начале апреля Совет ФПА призвал государство обеспечить адвокатам минимальные гарантии социальной защищенности и распространить на них меры поддержки, предусмотренные для представителей малого и среднего бизнеса. Министерство юстиции поддержало предложения ФПА РФ о мерах государственной поддержки адвокатов.

Кроме того, обращение в правительство направила Ассоциация юристов России, которая попросила распространить на адвокатов и нотариусов меры поддержки, которые недавно разработало правительство. По словам председателя правления АЮР Владимира Груздева, адвокаты и нотариусы продолжают оказывать помощь, но сталкиваются с падением спроса на оплачиваемые услуги.

«Адвокатура и нотариат являются системообразующими институтами квалифицированной юридической помощи, — пояснил Владимир Груздев порталу Право.Ру. — Нотариусы выполняют публичные правовые функции и действуют от имени Российской Федерации. Адвокатура участвует в системе государственной бесплатной юрпомощи, а также в защите граждан в уголовных процессах по назначению правоохранительных органов и суда. Именно поэтому Ассоциация юристов России особое внимание обратила на необходимость господдержки адвокатуры и нотариата. Институты адвокатуры и нотариата играют важную роль, поэтому в сложившихся условиях необходимо принять все меры для сохранения данных институтов».

Как рассказал президент ФПА Юрий Пилипенко, решение по этому вопросу правительством страны еще не принято, проводятся консультации. В ходе них Федеральной палате адвокатов было поручено подсчитать потенциальные расходы, которые понесет федеральный бюджет в случае предоставления адвокатам льгот, предусматриваемых для малого и среднего бизнеса. Также дополнительно поручено проработать вопрос предоставления льгот адвокатам Министерству финансов и Министерству экономического развития.

Для внесения сведений об адвокатском кабинете в Реестр адвокатских образований Ленинградской области, адвокат, учредивший адвокатский кабинет, представляет следующий пакет документов:
1. Уведомление о создании адвокатского образования (приложение № 6 к Положению).
2. Персональные данные адвоката, учредившего адвокатский кабинет (приложение № 3 к Положению).
3. Документ о постановке на учет в налоговый орган — свидетельство о постановке на учет физического лица в налоговом органе на территории РФ (см. приложение № 5 к Приказу ФНС России от 11.08.2011 года № ЯК-7-6/488@ «Об утверждении форм и форматов документов, используемых при постановке на учет, снятии с учета юридических и физических лиц»).
4. Сведения о помещениях, используемых для адвокатской деятельности в качестве служебных, с представлением копий правоустанавливающих документов:
а) В случае открытия кабинета по месту жительства:
— форма № 9,
— письменное согласие совместно проживающих совершеннолетних членов семьи,
— копии документов подтверждающих Ваше право собственности либо право собственности членов Вашей семьи на данное жилое помещение, а случае, если Вы занимаете жилое помещение по договору найма, согласие наймодателя.
б) В случае открытия кабинета не по месту жительства – копии документов, на основании которых Вы занимаете данное помещение (договор аренды, субаренды и др.).
5. Сведения о главном бухгалтере адвокатского кабинета (если имеется): приказ о назначении, образец его подписи.
6. Оттиск печати адвокатского кабинета.
7. Сведения о помощниках и стажерах адвоката (если таковые имеются).
8. В случае учреждения АК адвокатом, ранее работавшим в другом адвокатском образовании (коллегия, бюро), данный адвокат представляет выписку из решения соответствующего органа адвокатского образования (коллегии, бюро) об отчислении.

Указанные сведения представляются управляющему делами АП ЛО, адвокатом, учредившим адвокатский кабинет, и удостоверяются его подписью.
Об изменении персональных данных и других сведений из данного перечня, следует уведомить управляющего делами АП ЛО в течение 5 рабочих дней.

Утвержден
решением Совета ФПА РФ от 2 апреля 2010 г. (протокол № 4),
с дополнениями от 30 ноября 2010 г. (протокол № 7),
с изменениями от 16 февраля 2018 г. (протокол № 1),
с изменениями от 21 марта 2018 г.,
с изменениями от 14 февраля 2020 г.

1. Членство в адвокатской палате субъекта Российской Федерации является для адвоката обязательным.

Адвокат может быть членом одной адвокатской палаты, действующей на территории субъекта Российской Федерации по месту его регистрации по месту жительства.

В случае регистрации по месту жительства на территории другого субъекта РФ адвокат в месячный срок обязан изменить членство в адвокатской палате.

В период изменения членства адвокат вправе осуществлять профессиональную деятельность в ранее избранном им адвокатском образовании.

2. Статус адвоката и членство в адвокатской палате являются непрерывными, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Изменение членства в адвокатской палате представляет собой единую процедуру, которая инициируется направляемым адвокатом уведомлением и завершается вынесением решения о принятии в члены адвокатской палаты субъекта РФ по месту регистрации.

3. До вынесения советом соответствующей адвокатской палаты решения о приеме в члены палаты адвокат обязан информировать совет адвокатской палаты по прежнему месту регистрации по вопросам, связанным с завершением адвокатской деятельности на территории субъекта РФ, в том числе об отсутствии либо исполнении обязательств перед доверителями, и несет перед этой палатой ответственность за неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих профессиональных обязанностей.

4. Основанием для изменения членства в адвокатской палате является уведомление адвоката.

При наличии у адвоката задолженности по обязательным отчислениям перед адвокатской палатой совет палаты вправе не рассматривать уведомление об изменении членства до ее погашения.

При наличии дисциплинарного производства, возбужденного в отношении адвоката, уведомление об изменении им членства в адвокатской палате подлежит рассмотрению по окончании дисциплинарного разбирательства.

5. Адвокат в месячный срок со дня исключения сведений о нем из регионального реестра адвокатов обязан заказным письмом либо личным заявлением уведомить об этом совет адвокатской палаты субъекта Российской Федерации, членом которой он намерен стать.

К уведомлению о принятии в члены адвокатской палаты адвокат прилагает выданную уполномоченным органом справку, подтверждающую статус адвоката, надлежащим образом заверенный документ, подтверждающий изменение регистрации по месту жительства, а также иные документы, предусмотренные правилами адвокатской палаты, в которую подается уведомление.

Совет палаты, рассматривающий уведомление об изменении членства, вправе запросить в адвокатской палате, членом которой адвокат являлся, копии материалов его личного дела.

Копия решения о принятии в члены адвокатской палаты направляется в адвокатскую палату, членом которой адвокат ранее являлся. В случае, если адвокат осуществлял адвокатскую деятельность в адвокатском кабинете, указанное решение является основанием для исключения сведений об адвокатском кабинете из реестра адвокатских образований.

6. Адвокат в трехмесячный срок со дня внесения сведений о нем в региональный реестр после изменения членства в адвокатской палате обязан уведомить совет адвокатской палаты об избранной им форме адвокатского образования, включенного в реестр этой адвокатской палаты, либо об учреждении адвокатского кабинета.

7. Не допускаются деятельность и членство адвоката в адвокатском образовании (филиале, ином обособленном подразделении адвокатского образования) на территории субъекта РФ, если в реестре этого субъекта РФ отсутствуют сведения об адвокате как о члене адвокатской палаты, либо если адвокатское образование (филиал, иное обособленное подразделение адвокатского образования) не включены в реестр адвокатских образований адвокатской палаты субъекта РФ.

Адвокаты, являющиеся членами адвокатских палат города Москвы и Московской области, могут осуществлять адвокатскую деятельность в адвокатских образованиях, включенных в реестры адвокатских образований любой из указанных палат, независимо от регистрации по месту жительства. Аналогичное правило в отношении места осуществления профессиональной деятельности распространяется на адвокатов Адвокатских палат города Санкт-Петербурга и Ленинградской области, а также на адвокатов Адвокатских палат Республики Крым и города Севастополя.

Адвокат не вправе в информации о себе указывать место осуществления профессиональной деятельности, не соответствующее членству в адвокатской палате субъекта РФ.

8. Адвокат вправе оказывать юридическую помощь по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда только на территории того субъекта РФ, в реестр адвокатов которого внесены сведения о нем. Исключение составляют случаи, когда адвокат продолжает осуществление защиты по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда, принятой в соответствии с Порядком назначения адвокатов в качестве защитников в уголовном судопроизводстве.

Записи созданы 8837

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх