Акцизная гарантия

Налоговые органы, наряду с таможенными, используют гарантию кредитной организации, как элемент гибкой политики в области регулирования отношений, связанный с уплатой налогов и сборов.

Простыми словами, банковская гарантия в пользу налоговых органов в зависимости от её разновидности:

  • предоставляет плательщикам налога возможность вернуть сумму НДС (декларируемую ими к возмещению) не дожидаясь проверки;
  • освобождает от уплаты авансовых платежей по акцизам.

Первый вариант относится к плательщикам НДС — им предоставляется право в особом (заявительном) порядке вернуть декларируемую сумму НДС, подлежащего возмещению ещё до окончания камеральной проверки со стороны инспекции, если они предоставят гарантию в пользу налогового органа. Более подробно об этом изложено .

Второй вид гарантии освобождает производителей определенных видов продукции (алкогольной и подакцизной) от перечисления акцизного авансового платежа, что возможно опять же при предоставлении соответствующего обеспечения. Нюансы его оформления описаны .

Надежда Игнатьева, старший бухгалтер отдела бухгалтерского учета компании «ГЭНДАЛЬФ»

Материалы газеты «Прогрессивный бухгалтер», ноябрь 2017

Статья будет полезна тем, кто впервые столкнулся с уплатой НДС и акцизов при внешнеторговых операциях.

Экспорт подакцизных товаров

НДС и акцизы являются косвенным налогами – надбавкой на цену, и их плательщиком является конечный потребитель. Но НДС имеет очень широкую сферу применения, тогда как акцизным налогом облагается конкретная группа товаров. Эти товары не относятся к предметам первой необходимости и имеют высокую рентабельность.

Не являются плательщиками НДС согласно п. 4 ст. 346.26, п. 3 ст. 346.1, п. 2 ст. 346.11, п. 11 ст. 346.43 НК РФ организации и ИП, применяющие специальные налоговые режимы: УСН, ЕСХН, ЕНВД, ПС. Но они потеряют это право, если в течение трех последних календарных месяцев будут заниматься продажей подакцизных товаров.

Как уже упоминалось выше, плательщиками НДС и акцизов является конечный потребитель – гражданин; облагать налогом граждан другой страны незаконно, поэтому при экспорте эти налоги не уплачиваются (по НДС применяется ставка 0 %). Но при этом нужно подтверждать право на освобождение. При экспорте нужно вести раздельный учет облагаемых и необлагаемых операций.

Рассмотрим экспорт подакцизных товаров.

Согласно п. 2 ст. 184 НК РФ для подтверждения права на освобождение от уплаты акцизного налога нужно предоставить в ИФНС поручительство банка или банковскую гарантию. Суть поручительства в том, что банк берет на себя обязательство уплатить вместо ИП/организации налог и пеню в случае непредставления налогоплательщиком документов, подтверждающих экспорт. Но нужно учесть то, что участники договора поручительства могут выдвигать свои требования. Если инспекция сочтет банк-поручитель не стоящим доверия, то она может не подписать договор. Банковская гарантия отличается тем, что банк по письменному запросу налогоплательщика обязуется уплатить в налоговый орган требуемую денежную сумму. Данные документы нужно предоставить в налоговый орган до 25 числа месяца, следующего за отчетным кварталом (срок уплаты акциза).

Если по какой-либо причине эти документы не были переданы в налоговую инспекцию в установленный срок, то следует подать декларацию и заплатить налог. Сумма акциза отражается в том налоговом периоде, в котором была осуществлена продажа. Далее следует воспользоваться правом по возврату уплаченных сумм налога. Реализовать это право можно в течение трех лет с даты уплаты налога. Документы, которые подтверждают экспортные операции, приведены в п. 7 ст. 198 НК РФ:

  • копия контракта на поставку товаров;

  • платежные документы и выписка банка, подтверждающие факт поступления сумм на счет экспортера от иностранного покупателя;

  • копия ГТД (грузовая таможенная декларация), с отметками таможенного органа РФ, произведшего отпуск товара в таможенном режиме экспорта и пограничного пункта таможенной службы;

  • копии транспортных и товаросопроводительных документов с отметками пограничной таможенной службы иностранных государств.

Если работа велась через комиссионеров или агентов, то к вышеуказанному перечню следует приложить копию договоров комиссии/поручения/агентский. Оплаченный налог возвращается по истечении трех месяцев со дня подачи документов в налоговый орган.

НДС при экспорте товаров

При реализации товара в страны ЕАЭС прцедура экспорта проще, чем при отгрузке в другие иностранные государства. Список документов для подтверждения:

  • копия контракта;

  • копии товаросопроводительных документов;

  • заявление о ввозе или их перечень.

Также согласно закону № 452-ФЗот 29.12.2014 г. по электронным каналам связи отправить в ИФНС реестр документов. Но нужно быто готовыми к тому, что инспектор может запросить у вас копии документов, если будут расхождения между предоставленной вами информацией и данными таможенной службы.

При реализации товаров в государства, не являющиеся участниками ЕАЭС, нужно предоставить копии или электронный реестр следующих документов:

  • контракт;

  • товаросопроводительные документы;

  • таможенная декларация.

После предоставления документов в инспекцию проводится камеральная проверка на обоснованность вычета.

Если документы не будут предоставлены в установленные сроки, то налог уплачивается в общем порядке. В течение трех лет вы имеете право подать документы на возмещение.

При экспорте работ или услуг действуют те же правила, что и при экспорте товаров. В ст. 148 НК РФ указаны условия, при которых местом реализации работ услуг признается территория РФ. Будьте внимательны, чтобы ваша сделка не попала под эти условия, иначе вам придется заплатить НДС в общем порядке.

Импорт товаров

Рассмотрим примеры применения налогов при импорте товаров. Главное, нужно помнить, что импортируемы товары дважды облагаются налогом: сначала – акцизом, а сверху начисляется НДС.

Плательщиками налога являются организации и ИП, осуществляющие импорт подакцизных товаров. Расчет акциза производится по трем видам ставок: адвалорная, специфическая или твердая и комбинированная.

Ниже приведен способ расчета.

  1. По адвалорной ставке.

Акциз = (ТСТ + ТП) х АС

Где ТСТ – таможенная стоимость товара, ТП – таможенная пошлина, АС – адвалорная ставка.

  1. По специфической или твердой ставке.

Акциз = КТ (натур.) х СС

Где КТ (натур.) – количество товаров в натуральном выражении, СС – специфическая ставка.

  1. По комбинированной ставке.

Акциз = КТ х СС + РС х АС

Где КТ – количество товара, СС – специфическая ставка, РС – расчетная стоимость, АС – адвалорная ставка.

Итоговая сумма акциза исчисляется методом сложения сумм всех акцизов, полученных по каждой ставке.

Для каждой партии ввозимых товаров налог должен рассчитываться отдельно и, соответственно, согласно своей налоговой ставке.

Уплата налога зависит от таможенной процедуры, которая производилась при ввозе товаров. Они указаны в п. 3 ст. 211, п. 3 ст. 250, п. 4 ст. 274 ТК ТС.

Если ввоз товаров осуществлялся из стран-участниц ЕАЭС, то порядок уплаты налога зависит от того, маркируется товар или нет.

Если товар не подлежит обязательной маркировке, то акциз платится по месту учета налогоплательщика. Налоговая база определяется датой принятия товаров к учету. Не маркируемые товары облагаются налогам по специфическим ставкам. Налог нужно оплатить до 20 числа месяца следующего за месяцем принятия товаров к учету.

Вместе с декларацией (также 20 число) подается пакет документов. В нем должны быть:

  • заявление о ввозе товаров и уплате налогов;

  • выписка банка об оплате акциза;

  • товаросопроводительные документы;

  • договор;

  • письмо о производителе от поставщика, если он не является изготовителем продукции;

  • договор агентский/комиссии/поручения.

Пакет документов можно передать в электронном варианте. Если предоставляются на бумаге, то все документы можно передать в виде копий, кроме заявления о ввозе товаров и уплате налогов.

Алкогольная и табачная продукция подлежит обязательной маркировке согласно Федеральным законам № 171-ФЗ и № 268-ФЗ. Акцизы по маркируемым товарам платятся на таможне, налоговая база определяется на дату принятия к учету (как и для немаркируемых товаров). Расчет акциза производится по специфическим и комбинированным ставкам и перечисляется в течение 5 дней с момента принятия товара к учету. Для регистрации товара на территории РФ нужно подать таможенную декларацию, соответственно, в таможенный орган, в ИФНС ни декларация, не сопровождающие ее документы не сдаются.

К декларации прикладывается пакет, состоящий из следующих документов:

  • заявление об уплате акциза;

  • товаросопроводительные документы;

  • документы, подтверждающие принадлежность производителя товара к странам ЕАЭС (сертификат или другой документ);

  • договор;

  • письмо о производителе от поставщика, если он не является изготовителем продукции;

  • договор агентский/комиссии/поручения.

Эти документы можно передавать как электронно, так и в бумажном варианте. При подаче на бумаге все документы можно предоставить в виде копий, кроме заявления.

Согласно ст. 146 НК РФ импорт товаров облагается НДС, причем касается это как организаций на ОСНО, так и организаций/ИП применяющих спецрежимы.

Для верного расчета НДС нужно знать ставку налога. Для этого обратитесь к справочнику ТН ВЭД. По ставке 10% облагается только 4 вида товаров: продовольственные, товары для детей, периодические издания и книжная продукция, медицинские товары. Согласно ст. 153 НК РФ сумма налога рассчитывается так:

НДС = (СТ + А) х ставка НДС

Где СТ – стоимость товара, А – сумма акциза.

Налог считается отдельно по каждому виду товара и итоги суммируются. Если товар был ввезен из стран ЕАЭС, то НДС рассчитывается на дату принятия товаров к учету и перечисляется в ИФНС по месту регистрации налогоплательщика. Туда же отправляется и декларация не позднее 20 числа, месяца следующего за датой принятия товаров к учету.

При ввозе товаров из других иностранных государств НДС уплачивается в таможенный орган согласно ст. 174 НК РФ и ст. 84 ТК ТС. В ст. 160 и 166 НК РФ указано как рассчитывать сумму налога к уплате:

НДС = (ТС + ТП + А) х ставка НДС

Где ТС – таможенная стоимость товара, ТП – сумма ввозной таможенной пошлины, А – сумма акциза.

При импорте услуг НДС удерживается из суммы выплачиваемой «иностранцу» и перечисляется в бюджет в день оплаты иностранному поставщику. Декларация по таким операциям подается в налоговую инспекцию в общем порядке до 25 числа месяца, следующего за отчетным периодом (в данном случае – квартал).

Для принятия НДС к вычету организациям и ИП на ОСНО согласно ст. 172 НК РФ требуется подать в ИФНС следующие документы:

  • договор с зарубежным поставщиком;

  • счет;

  • таможенная декларация;

  • платежные документы;

  • оригинал грузовой таможенной декларации;

  • платежное поручение с отметкой таможенных органов о списании средств.

Если организация или ИП применяют спецрежим или освобождены от уплаты НДС, то они просто включают его в стоимость товара или услуги.

Есть много видов сделок, обеспечением по которым выступает банковская гарантия. Акцизные операции занимают среди них особое место. Для России связанные с ними гарантии – достаточно новый инструмент. С 2011 года Налоговый кодекс дал возможность налогоплательщикам, производящим подакцизную спиртосодержащую продукцию, не вносить авансовые платежи по акцизам. Эту возможность реализует особый вид банковской гарантии, получить которую поможет Центр гарантий и инвестиций.

Банковская гарантия и акцизы

Акцизные банковские гарантии предоставляются в уполномоченный орган по месту регистрации. Здесь возможны 2 варианта:

  1. Гарантия в пользу таможни призвана обеспечивать исполнение участниками внешнеэкономической деятельности обязательств перед ФТС. Таким образом, банк подтверждает, что акцизные марки, полученные на импортируемый товар, используются по назначению.
  2. Гарантия в пользу Росалкогольрегулирования призвана обеспечить выполнение производителем спиртосодержащей продукции всех обязательств по использованию приобретенных акцизных марок по их назначению.

Приобретаются акцизные марки только при условии предоплаты. Акцизная банковская гарантия дает возможность обеспечить исполнение производителем или импортером спиртосодержащей продукции обязательств без внесения авансового платежа, что является эффективным способом решения финансовых проблем.

Размер и сроки предоставления гарантии

Получить банковскую гарантию можно на сумму от 100 000 рублей и выше. Размер зависит от кредитоспособности клиента. Выдается гарантия на срок до 12 месяцев.

Необходимые условия для получения акцизной гарантии:

  • ведение хозяйственной деятельности предприятия на протяжении как минимум 3 лет;
  • наличие лицензии на вид деятельности, под которую дается гарантия;
  • стабильное финансовое положение предприятия;
  • наличие счета в банке, предоставляющем гарантию;
  • положительная репутация заемщика.

Это общие правила получения акцизной гарантии. В каждом конкретном банке могут быть собственные специфические требования. При предоставлении в финансовое учреждение полного пакета документов заявка на гарантию рассматривается в течение 5-10 дней. Стоимость вознаграждения устанавливается каждым банком индивидуально и зависит от многих факторов.

Для подбора оптимального варианта акцизной банковской гарантии обращайтесь в Центр гарантий и инвестиций. Записывайтесь на бесплатную консультацию и узнайте, на каких условиях она может быть выдана именно вам.

Записи созданы 8837

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх