Амортизация автомобиля

Коэффициент амортизации основных средств — условный индикатор износа активов, который рассчитывается на определенную дату. Рассмотрим алгоритм расчета, а также как изменяется данный показатель при различных методах учета амортизации.

Содержание

Алгоритм расчета коэффициента амортизации ОС

Коэффициент амортизации основных средств (далее — КАОС) показывает, насколько сильно изношены основные средства предприятия и как скоро их придется ремонтировать или обновлять. Рассчитывается данный показатель по формуле

КАОС = А / ПСт × 100,

где:

А — амортизация (сальдо счета 02);

ПСт — первоначальная стоимость ОС (сальдо счета 01).

Также для расчета данного коэффициента можно использовать данные формы 5 из пояснений к бухгалтерскому балансу.

Алгоритм заполнения формы 5 см. в статье «Заполняем приложение к бухгалтерскому балансу (форма 5)».

Пример бухбаланса найдете в материале «Порядок составления бухгалтерского баланса (пример)».

В данном случае КАОС будет равен:

КАОС = стр. 5 200 (данные по амортизации) / стр. 5 200 (данные по первоначальной стоимости) × 100.

Рассчитывается данный показатель на определенную дату, чаще всего на начало и конец года.

КАОС — показатель условный и зависит от выбранного способа расчета амортизации. Рассмотрим, как он будет изменяться в 2015 году, на примере (для наглядности условимся, что в компании есть только одно ОС).

Пример

Компания ООО «Сигма» в январе 2012 года купила станок ценой 578 470 руб. (в т. ч. НДС 88 241,18 руб.). В том же месяце он был введен в эксплуатацию. Срок использования — 8 лет. Производственная мощность — 500 000 ед. за предполагаемый срок службы.

Проводки:

Дт 08 Кт 60 — 490 228,82 руб. — поступило ОС;

Дт 19 Кт 60 — 88 241,18 руб. — НДС;

Дт 01 Кт 08 — 490 228,82 руб. — ОС принято к учету.

ОСВ по счету 01 за 2015 год:

Сальдо нач.

Обороты

Сальдо кон.

Дт

Кт

Дт

Кт

Дт

Кт

Станок

490 228,82

490 228,82

Изменения коэффициента износа при различных способах исчисления амортизации

Линейный метод

Самым распространенным методом исчисления амортизации считается линейный. Первоначальная (после переоценки — восстановительная) цена ОС распределяется равными долями на весь срок полезного использования.

В условиях примера сумма износа будет составлять:

В год — 61 278,60 руб. (490 228,82 руб. / 8 лет);

В месяц — 5 106,55 руб. (61 278,60 руб. / 12 мес.).

За 2012 год амортизация равна 56 172,05 руб. (5 106,55 × 11 мес.);

За 2013 год — 61 278,60 руб.;

За 2014 год — 61 278,60 руб.;

ОСВ по счету 02 за 2015 год:

Сальдо нач.

Обороты

Сальдо кон.

Дт

Кт

Дт

Кт

Дт

Кт

Станок

178 729,25

61 278,60

240 007,85

КАОС на 01.01.2015 = 36, 46 (178 729,25 / 490 228,82 × 100);

КАОС на 31.12.2015 = 48,96 (240 007,85 / 490 228,82 × 100).

Способ уменьшаемого остатка

При расчете амортизации в данном случае применяется формула

А = О × n,

где:

А — амортизация;

О — остаточная (т. е. сальдо счета 01 за вычетом сальдо счета 02) стоимость ОС;

n — норма амортизации.

Исходя из рассмотренного выше примера, норма амортизации равна 12,5% (100% / 8 лет).

Сумма амортизации составит:

2012 год — 56 172,05 руб. (490 228,82 × 12,5% = 61 278,60 руб. / 12 мес. × 11 мес.);

2013 год — 54 257,09 руб.((490 228,82 – 56 172,05) × 12,5%);

2014 год — 47 474,96 руб. ((490 228,82 – 56 172,05 – 54 257,09) × 12,5%);

2015 год — 41 540,59 руб. ((490 228,82 – 56 172,05 – 54 257,09 – 47 474,96) × 12,5%).

ОСВ по счету 02 за 2015 год:

Сальдо нач.

Обороты

Сальдо кон.

Дт

Кт

Дт

Кт

Дт

Кт

Станок

157 904,10

41 540,59

199 444,69

КАОС на 01.01.2015 = 32,21 (157 904,10 руб. / 490 228,82 × 100);

КАОС на 31.12.2015 = 40,68 (199 444,69 / 490 228,82 × 100);

Способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования

Амортизация в данном случае рассчитывается по формуле

А = Ст × л / Л,

где:

Ст — стоимость ОС;

л — количество лет до конца использования ОС;

Л — сумма чисел лет предполагаемого использования ОС.

То есть расчет будет следующий:

л = 8 лет;

Л = 36 (1 + 2 + 3 + 4 + 5 + 6 + 7 + 8).

В 1-й год использования л / Л = 8 / 36; во 2-й — 7 / 36; в 3-й — 6 / 36; в 4-й — 5 / 36 и т. д.

В 2012 г. амортизация = 99 861,43 руб. (490 228,82 × 8 / 36 / 12 мес. × 11 мес. использования);

В 2013 г. — 95 332,27 руб. (490 228,82 × 7 / 36);

2014 г. — 81 704,80 руб. (490 228,82 × 6 / 36);

2015 г. — 68 087,34 руб. (490 228,82 × 5 / 36).

ОСВ по счету 02 за 2015 год:

Сальдо нач.

Обороты

Сальдо кон.

Дт

Кт

Дт

Кт

Дт

Кт

Станок

276 898,50

68 087,34

344 985,84

КАОС на 01.01.2015 = 56,48 (276 898,50 / 490 228,82 × 100);

КАОС на 31.12.2015 = 70,37 (344 985,84 / 490 228,82 ×100).

Метод амортизации пропорционально объему производства

Формула при таком методе учета следующая:

А = Ст × (Vп / Vпл),

где:

Ст — стоимость ОС;

Vп — объем произведенной продукции;

Vпл — плановый объем продукции за весь период использования ОС.

Продолжим пример:

ОСВ по счету 02 за 2015 год:

Сальдо нач.

Обороты

Сальдо кон.

Дт

Кт

Дт

Кт

Дт

Кт

Станок

156 873,22

78 436,61

235 309,83

КАОС на 01.01.2015 = 32,0 (156 873,22 / 490 228,82 × 100);

КАОС на 31.12.2015 = 48,0 (235 309,83 / 490 228,82 × 100).

Подведем итог по всем рассчитанным коэффициентам:

При анализе данной таблицы видно, что индикатор износа ОС варьируется в значимых пределах от 40,68 до 70,37 на конец отчетного периода. При этом нелинейные методы повышают значения КАОС, а линейный метод, не учитывающий моральный износ, напротив, понижает.

Снижение КАОС в динамике характеризует финансовую активность компании и своевременные вложения в модернизацию ОС. Если его значение превышает 50, вне зависимости от выбранного способа расчета, скорее всего, в ближайшем будущем ОС придется ремонтировать.

Применение коэффициента износа ОС в финансовом анализе

ОС играют немаловажную роль в жизни предприятия. Финансисты используют различные методики для комплексного анализа ОС и динамики их движения.

О методах анализа бухгалтерского баланса узнаете из материала «Методика анализа бухгалтерского баланса предприятия».

КАОС относится к показателям состояния ОС. Чаще всего его рассматривают наряду с коэффициентом годности ОС (КГОС), который характеризует техническое состояние ОС и выражается отношением остаточной стоимости ОС к первичной. Чем КГОС выше, тем лучше техсостояние ОС.

Рассчитывается он по формуле

КГОС = Со / Сп,

где:

Со — остаточная (конечная) стоимость ОС;

Сп — стоимость первоначальная.

Данный показатель так же, как и КАОС, зависит от применяемого метода амортизации и является условным. В связи с этим целесообразнее сверить значения данных показателей с данными конкурентов или со средним значением в отрасли.

Более подробно о КГОС можно узнать в статье «Формула расчета коэффициента годности основных средств».

Кроме вышеперечисленных индикаторов, не стоит забывать о моральных и физических показателях состояния ОС.

Моральный износ — обесценение ОС в связи с техническим и технологическим прогрессом.

Физический износ — материальный износ под воздействием климатических условий или в процессе труда. Данный износ подлежит бухгалтерскому учету и может определяться 2 способами:

  • по сроку полезного (предполагаемого) использования (амортизация);
  • при техническом обследовании объекта ОС.

Анализ необходимо проводить в динамике. По итогам делается вывод о степени годности и износа ОС.

Что означает высокий коэффициент амортизации ОС?

Аналитики выделяют 2 возможные причины повышенного КАОС:

  • фонды реально сильно изношены;
  • амортизация списывается с применением коэффициента ускорения.

На практике финансисты используют КАОС как показатель риска сбоев в процессе производства. Соответственно, при завышенном индикаторе аналитик сделает вывод о высоком риске прерывания производственного процесса и необходимости ремонта или модернизации техники.

Но бухгалтерский учет предполагает возможность использования механизма ускоренной амортизации ОС. В данном случае учетный износ будет значительно превышать фактический. Соответственно, при проведении анализа необходимо отражать соответствующие комментарии для пользователей отчета.

Итоги

Коэффициент амортизации основных средств используется в комплексе с аналогичными индикаторами для проведения анализа состояния основных средств компании. Данный показатель является условным и кардинально зависит от выбранного компанией метода списания амортизации. Если он завышен, значит, по мнению аналитиков, высока вероятность сбоя рабочего процесса и ОС подлежит модернизации.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Полная стоимость автомобиля, купленного организацией, никогда не списывается сразу. Она постепенно вычитается во время всего периода использования транспортного средства. Амортизация автомобиля рассчитывается в рамках налогового и бухгалтерского учёта. Прочитав эту статью, вы узнаете методы расчета амортизации автомобиля на примерах и как посчитать амортизацию автомобиля.

Амортизацией транспортных средств называется списание их стоимости по частям согласно физическому износу. Другими словами, если автомобиль был куплен организацией, то ее общая цена будет списываться бухгалтерией в течение нескольких лет постепенно.

Амортизационные отчисления являются издержками деятельности предприятия. Их вычитают из основных средств. Амортизация является денежным эквивалентом износа.

Общие сведения

Амортизация считается в следующих случаях:

— организация приобретает автомобиль;

— организация нанимает сотрудника с автомобилем.

Аренда машины может быть учтена на счёте 01. На нем отражаются данные об основных средствах, которые находятся в эксплуатации. Так можно, когда данный актив приносит доход более года подряд.

Амортизация может быть использована в налогом и бухгалтерском учёте. Она необходима для постепенно списания крупных сумм расходов, чтобы за маленький период не делать отрицательных показателей.

Алгоритм расчета в бухгалтерском учёте состоит из нескольких этапов:

  1. Определение периода полезного использования.
  2. Выбор метода исчисления (их несколько).
  3. Отражение выбранного способа в учётной политике.
  4. Проведение расчетов с использованием выбранного метода.

СПРАВКА! Изменять метод расчета не разрешается для одного объекта.

Отчисления начинают списывать, когда автомобиль вводится в эксплуатацию. Когда он был куплен и поставлен на учёт в ГИБДД неважно.

Есть несколько вариантов, как можно рассчитать амортизацию автомобиля. В их основе лежит цена автомобиля без НДС, записанная по дебету счета 1 «Основные средства». Списанные средства записываются по кредиту счета 02 «Амортизация основных средств».

Период полезного использования приведён в Постановлении Правительства. Из него следует, что машины подходят к следующим группам:

  1. 3-я группа (срок 3-5 лет).
  2. 4-я группа (срок 5-7 лет).
  3. 5-я группа (срок 7-10 лет).

Чтобы произвести расчеты, можно брать данные из справочника. Там указана балансовая стоимость моделей транспортных средств. Результат необходимо разделить на период использования и тогда получится сумма амортизации. Единого справочника, по которому бы можно было произвести все расчеты, не существует. Можно брать за основу номенклатурные каталоги, которые издаются специализированными компаниями.

СПРАВКА! В случае покупки автомобиля б/у, необходимо принимать во внимание срок использования его предыдущим владельцем. Данные для проведения расчетов берется из технического паспорта на автомобиль.

Способы расчета амортизации

Чаще всего в бухгалтерии пользуются двумя методами — линейным и способом по сумме чисел периода полезного использования. Какой из способом использовать, выбирает сама организация. Но нужно остановиться на одном способе и после этого изменить свое решение будет уже нельзя.

Расчет амортизации автомобиля линейным способом на примере

С помощью линейного способа средства списываются равномерно в течение всего периода амортизации.

К примеру, новый автомобиль за вычетом НДС обошёлся компании в полтора миллиона рублей. Можно предположить, что данная компания будет пользоваться этим автомобилем в течение 5 лет, то есть 60 месяцев. Тогда сумма амортизации в месяц составит 25 тысяч рублей. В год сумма составит 300 тысяч. Значит, за каждый год отчисления амортизации составят 20 процентов.

Чтобы рассчитать отчисления более точно, принимая во внимание климатические условия, пробег с начала использования, город использования автомобиля, экология в районе. Кроме того, имеет значение марка машины и страна не производства. От таких факторов, как качество сборки, зависит стоимость обслуживания машины и расходы на сервис.

Способ расчета по сумме чисел срока полезного использования на примере

Если брать в расчет тот же автомобиль, описанный в прошлом примере, стоимостью полтора миллиона рублей и не учитывать остальные расходы, то расчет будет выглядеть так.

Для начала нужно сложить порядковые номера годов эксплуатации.

5 лет эксплуатации машины — это 1+2+3+4+5=15.

После этого в первый год введения машины в работу, отчисления рассчитываются следующим образом:

АО = порядковый год (с конца) / сумма порядковых номеров, лет * цена машины.

Из этого получается, что в первый год спишемся наибольшая сумма, а в последний — самая маленькая.

Амортизация в налоговом учёте

Здесь может использоваться линейный и нелинейный способ. При пользовании первым способом, сумма будет равна стоимости автомобиля, поделенной на планируемый срок его эксплуатации. Про нелинейный способ подробно описано в статье 259.2 НК РФ.

СПРАВКА! В налоговом учёте компания может изменить способ расчетов в начале отчётного периода. Но в случае первоначального использования нелинейного способа, изменять его на линейный можно не раньше, чем через пять лет.

Ускоренная амортизация автомобиля

Такой способ предполагает расчет амортизационных отчислений с использованием повышающего коэффициента — 2 или 3. Он может быть использован для расчета амортизации автомобиля в лизинге.

Амортизация для легкового автомобиля

Для расчета амортизации легкового автомобиля лучше всего подходит линейный способ. Стоимость автомобиля должна соответствовать цене, записанной в первоначальных документах. В эту стоимость также могут входить расходы на доставку автомобиля. Срок полезного использования отдельно устанавливается по каждой группе объектов.

Амортизация для грузового автомобиля

Грузовики чаще всего используются для интенсивной работы и поэтому их фактический износ может произойти раньше, чем произойдет выплата всей стоимости автомобиля. Расчет амортизации грузового автомобиля лучше проводить, используя способ расчета амортизационных отчислений по пробегу. Списания тогда будут происходить пропорционально продолжительности и объему работ. Для расчета при вводе в эксплуатацию, необходимо подсчитать приблизительный километраж на весь срок эксплуатации. Реальный километраж затем ежемесячно списывается со счетчика транспортного средства.

Амортизация автомобиля

Актуально на: 18 июля 2017 г.

Если организация приобрела автомобиль для длительного использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг и не планирует его последующую перепродажу, его необходимо амортизировать в бухгалтерском учете (п.п. 4, 17 ПБУ 6/01). А если его первоначальная стоимость в налоговом учете еще и превышает 100 000 рублей, объект будет амортизироваться также в целях исчисления налоговой базы по налогу на прибыль (п. 1 ст. 256 НК РФ). О порядке амортизации автомобиля в бухгалтерском и налоговом учете расскажем в нашей консультации.

Когда начинаем амортизировать автомобиль

В бухгалтерском учете амортизация машины начинают начислять с 1-го числа месяца, следующего за месяцем принятия ее к бухгалтерскому учету (п. 21 ПБУ 6/01). Напомним, что к учету основные средства принимаются следующей записью (Приказ Минфина от 31.10.2000 № 94н):

Дебет счета 01 «Основные средства» – Кредит счета 08 «Вложения во внеоборотные активы»

В налоговом учете амортизационные расходы на автомобиль начинают признаваться с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором объект был введен в эксплуатацию (п. 4 ст. 259 НК РФ).

Обращаем внимание, что факт регистрации автомобиля в органах ГИБДД для начисления амортизации значения не имеет (Письмо Минфина от 13.06.2012 № 03-03-06/1/303).

Определяем срок полезного использования

Срок полезного использования (СПИ) автомобиля – это период времени, в течение которого автомобиль, как предполагается, будет приносить экономические выгоды организации (п. 4 ПБУ 6/01). Исходя из СПИ определяется сумма ежемесячных амортизационных отчислений.

В налоговом учете СПИ устанавливается Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы (Постановление Правительства от 01.01.2002 № 1, п. 1 ст. 258 НК РФ).

К каким амортизационным группам относятся автомобили, мы рассказывали в нашей консультации.

Так, например, легковые автомобили с рабочим объемом двигателя не более 3,5л относятся к III-ей амортизационной группе. Следовательно, при расчете амортизации легкового автомобиля срок полезного использования может быть выбран организацией в диапазоне, начиная с 37 месяцев и до 60 месяцев включительно.

В бухгалтерском учете СПИ устанавливается организацией самостоятельно с учетом ожидаемого срока использования автомобиля, физического износа и иных факторов (п. 20 ПБУ 6/01). При этом бухгалтерский СПИ может быть установлен аналогично сроку в налоговом учете.

Выбираем способ амортизации

Организация самостоятельно, как в бухгалтерском, так и в налоговом учете может выбрать способ начисления амортизации по автомобилю.

В бухгалтерском учете допускаются такие способы (п. 8 ПБУ 6/01):

  • линейный способ;
  • способ уменьшаемого остатка;
  • способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования;
  • способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).

А в налоговом учете только 2 способа (п. 1 ст. 259 НК РФ):

  • линейный;
  • нелинейный.

При этом в бухгалтерском учете способ амортизации должен быть один для всех транспортных средств, входящих в группу однородных объектов, а в налоговом учете – вообще для всех амортизируемых активов (кроме тех, по которым амортизация независимо от выбранного метода в отношении иных активов всегда начисляется только линейным способом) (п. 18 ПБУ 6/01, п.п.1,3 ст. 259 НК РФ).

Амортизационная группа автомобиля

Актуально на: 18 июля 2017 г.

В зависимости от срока полезного использования (СПИ) амортизируемое имущество (основные средства и нематериальные активы) распределяется по амортизационным группам (п. 1 ст. 258 НК РФ). К каким амортизационным группам относятся автотранспортные средства, расскажем в нашей консультации.

Как определить амортизационную группу автомобиля?

Амортизационные группы основных средств, в т.ч. автотранспорта, определяются в соответствии с Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы (Постановление Правительства от 01.01.2002 № 1). В этой Классификации объекты основных средств распределены по амортизационным группам с I по X. В I амортизационную группу попадают основные средства с СПИ свыше 1 года до 2 лет включительно, а в X – основные средства, чей СПИ свыше 30 лет. Подробнее об обновленной Классификации основных средств, которая действует с 01.01.2017, мы рассказывали в нашей консультации.

Амортизационные группы автотранспортных средств

Автотранспортные средства в соответствии с Классификацией основных средств отнесены к III-V амортизационным группам. Напомним, что СПИ для них устанавливается следующий:

  • III – свыше 3 до 5 лет включительно;
  • IV — свыше 5 до 7 лет включительно;
  • V — свыше 7 до 10 лет включительно.

Приведем примеры автотранспортных средств, отнесенных к указанным группам:

Амортизационная группа Наименование автотранспортного средства
III Автомобили легковые (с рабочим объемом двигателя не более 3,5л);
Автобусы особо малые и малые длиной до 7,5м включительно;
Автомобили грузовые с дизельным или бензиновым двигателем, имеющие технически допустимую максимальную массу не более 3,5т
IV Автомобили легковые малого класса для инвалидов;
Автобусы городские особо большие (автобусные поезда) длиной свыше 16,5 до 24м включительно;
Автобусы дальнего следования;
Автобусы средние и большие длиной до 12м включительно;
Автомобили грузовые, дорожные тягачи для полуприцепов (автомобили общего назначения: бортовые, фургоны, автомобили-тягачи; автомобили-самосвалы);
Автокатафалки;
Автобетоновозы;
Автолесовозы;
Средства транспортные для коммунального хозяйства и содержания дорог
V Автомобили легковые большого класса (с рабочим объемом двигателя свыше 3,5л) и высшего класса;
Автобусы прочие особо большие (автобусные поезда) длиной свыше 16,5 до 24м включительно;
Автомобили грузовые с дизельным двигателем, имеющие технически допустимую максимальную массу свыше 3,5т;
Автомобили-тягачи седельные;
Автогидроподъемники;
Мусоровозы

Если автотранспортное средство попадает в одну из указанных групп, то организация определяет СПИ в пределах срока, предусмотренного для соответствующей группы. Например, для легкового автомобиля с рабочим объемом двигателя свыше 3,5л СПИ может быть установлен от 85 месяцев до 120 месяцев включительно.

А, к примеру, по крану автомобильному амортизационная группа какая?

В ОКОФ автокран расположен в разделе «Транспортные средства» с кодом 310.29.10.51. По налоговой Классификации средства автотранспортные специального назначения с кодом по ОКОФ 310.29.10.5 отнесены к IV и V амортизационным группам. Поэтому организация может самостоятельно отнести автокран к любой из указанных групп. Обращаем внимание, что кроме автокранов Классификация содержит упоминание и иных кранов, не отнесенных к транспортным средствам. Так, краны грузоподъемные в общем случае отнесены к VII амортизационной группе (СПИ свыше 15 до 20 лет включительно). Также в отдельных группах Классификации можно встретить и иные упоминания кранов. Так, краны грузоподъемные стрелкового типа отнесены в соответствии с Классификацией к II амортизационной группе (СПИ свыше 2 до 3 лет включительно), а деррик-краны, подъемные краны, портальные краны, самоходные или несамоходные машины, оснащенные подъемным краном, — к III амортизационной группе (СПИ свыше 3 до 5 лет включительно). Прочие машины самоходные и тележки, оснащенные подъемным краном, не включенные в другие группировки, относятся к IV амортизационной группе (СПИ свыше 5 до 7 лет включительно). Таким образом, амортизационная группа автокрана в зависимости от его вида может быть установлена из предложенных выше.

Что такое амортизация автомобиля и прочих транспортных средств

Сегодня мы поговорим об амортизации автомобиля. Рассмотрим понятие этого термина, его особенности и проведение.

Как определить срок полезного использования автомобиля – таблица СПИ в бухгалтерском и налоговом учете

Если транспорт компания признает основным средством, то автоматически появляется обязанность по ежемесячному начислению амортизацию.

Для правильного расчета амортизационных отчислений автомобилей необходимо знать срок полезного использования.

Порядок определения СПИ в бухгалтерском и налоговом учете отличается.

Рекомендуем: Онлайн калькулятор расчета амортизации автомобиля. Онлайн калькулятор стоимости 1 км пробега.

Как определяется срок полезного использования для нового автомобиля и средства бывшего в эксплуатации (подержанного), подробно рассказано в данном видео:

Организации обязаны принимать транспортные средства в качестве амортизируемого имущества и определять по нему срок полезного использования.

В течение этого срока компания начисляет ежемесячно амортизацию.

В налоговом учете срок можно установить в годах или месяцах в зависимости от амортизационной группы по Классификации основных средств.

В бухгалтерском учете можно выбрать тот же СПИ, что и для налогообложения, либо самостоятельно определить нужную длительность в зависимости от планируемых условий эксплуатации.

Записи созданы 8837

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх