Внутренний аутсорсинг как инструмент управления эффективностью предприятия | Экономика и Жизнь

Своя рубашка ближе к телу

Иногда аутсорсинг внутри холдинга становится гораздо более выгодным и удобным способом отведения отдельных функций, чем привлечение специалистов «со стороны». И в первуюочередь, внутренний аутсорсинг интересен крупным компаниям, где непрофильные виды деятельности могут стать полноправным бизнесом

«Внешние» недостатки

По замечанию многих специалистов, внешний аутсорсинг таит в себе достаточно существенные недостатки и «подводные камни». Прежде всего, это связано с тем, что квалифицированные специалисты такими контрактами, как правило, не увлекаются. По данным компании Kelly Services CIS, по схеме аутсорсинга работают чаще всего молодые люди до 30 лет, которые таким образом хотят набраться опыта в разных компаниях из разных отраслей. Естественно, о высоких профессиональных качествах здесь говорить приходится не всегда.

Кроме того, некоторые специалисты уверены, что услуга по предоставлению временного персонала могла бы развиваться гораздо интенсивней, имей она под собой правовую базу.

В России не существует юридически безупречных схем оформления отношений по заемному труду. Например, известны случаи, когда сотрудник, оформленный в штат кадрового агентства, через суд доказывал, что он находится в трудовых отношениях с той компанией, где фактически работает. Это сводит на нет важное преимущество временного сотрудника для работодателя — возможность его произвольно уволить.

Большая компания – большие возможности

Некоторые компании, понимая все недостатки и риски внешнего аутсорсинга, предпочитают находить иные способы оформления «сопутствующего» персонала.

Конечно, под системой аутсорсинга понимается система оказания услуг организации лицами, не входящими в ее структуру, поэтому само определение «внутреннего аутсорсинга» многие специалисты не принимают. «Внутренний аутсорсинг не существует, — говорит PR-менеджер компании KellyServices Василий Сухомлинов. — Даже если компания создает дочернее предприятие, которое будет управлять одним из направлений деятельности (по примеру «Газпрома»), то юридически это будет чистый аутсорсинг, так как управляющая компания является самостоятельным юридическим лицом».

С другой стороны, если существование такого вида аутсорсинга и принимается, то не всегда считается правильным. «Безусловно, все зависит от величины и целей компании, — говорит директор Поволжского консалтингового центра Ольга Фокина. — Если компания небольшая, то создание непрофильного подразделения в любом его виде будет забирать средства из профильных направлений, что весьма ощутимо. Кроме того, это влечет за собой и распыление сил. Если же крупная или средней величины компания думает о новых видах вложений, расширении бизнеса, то почему бы не создать такую структуру в компании?».

Довольно часто при аутсорсинге управление возлагается на сам холдинг или входящую в него специальную организацию. При этом услуги хоть и будут оказываться отдельным юридическим лицом, но фактически будут подчинены менеджменту холдинга.

При этом штат обслуживающей структуры напрямую зависит от кадровой политики холдинга. Это могут быть как профессионально пригодные сотрудники из числа работающих на предприятии, которые владеют его спецификой, так и принятые извне, которым необходима адаптация. «В кадровой сфере внутренний аутсорсинг возможен в случае, если компания имеет сильную кадровую службу, которую можно выделить как самостоятельный хозяйствующий субъект – дочернею компанию, подконтрольную головной компании, — рассказывает директор Ассоциации управленческих кадров «Олимп» Наиль Таштабанов.

— Это возможно, если имеется достаточное количество квалифицированных и правильно мотивированных специалистов по кадрам. В этом случае важно соблюсти необходимый баланс и не допустить оторванности дочерней кадровой организации от реалий повседневной деятельности головной компании».

С другой стороны, зачастую в холдингах осуществляется деятельность, которая, наоборот, не ведется в дочерних организациях. При этом в штате холдинга числятся менеджеры высшего и среднего звена, которые фактически не требуются для его функционирования, как самостоятельного юридического лица, но необходимы для обеспечения деятельности «дочек». Такой вариант внутреннего аутсорсинга актуален для компаний с разветвленной структурой, имеющей множество представительств в разных городах и странах.

В любом случае, по словам директора по развитию ЦКТ “Команда Профи” Светланы Фатеевой, преимущества внутреннего аутсорсинга очевидны: появляется прозрачность расходов и доходов вспомогательных подразделений, выстраиваются четкие бизнес-процессы, можно выходить на начисление зарплаты по ключевым показателям, применять мотивационные схемы, ориентированные на цели подразделения.

Затраты на экономию

«Целями внутреннего аутсорсинга является, во-первых, оптимизация деятельности и затрат внутреннего подразделения компании, занимающегося персоналом, — говорит Наиль Таштабанов. – И, во-вторых, желание получать дополнительный доход от деятельности этого подразделения на свободном рынке кадровых услуг». Внутренний аутсорсинг, добавляет Ольга Фокина, очень интересен крупным компаниям, где непрофильные виды деятельности могут стать полноправным бизнесом.

Однако, как известно, в любой бочке меда есть ложка дегтя. Иногда весьма заметная.

Сам термин «аутсорсинг» подразумевает передачу какой-либо функции организации внешнему провайдеру, поэтому такая структура может быть создана только как независимое юридическое лицо. «Тут важно понимать цели, которых придерживается компания, — поясняет директор лизинговой компании «АНКОР» Елена Виляева. — Они могут быть разными, начиная от диверсификации бизнеса и заканчивая снижением налоговых затрат. В последнем случае, когда созданная компания работает, например, по упрощенной системе налогообложения, возникают серьезные риски. Созданное агентство, куда принят персонал, который работает на основное предприятие, может быть признана аффелированной структурой». В таком случае, организация должна будет заплатить большие штрафы и возместить неуплаченную сумму налогов. Такая судебная практика в РФ уже есть. Поэтому желание сэкономить может вылиться в серьезные затраты.

К этому Светлана Фатеева добавляет, что основные стратегические риски, связанные с внутренним аутсорсингом – это риски недостатка финансирования основных функций, операционные риски, которые могут перерасти в стратегические (например, формирование отчетности), риск отставания развития вспомогательных функций от лучшей практики и как следствие, снижение эффективности компании в целом по сравнению с конкурентами.

«Отец» аутсорсинга Альфред Слоун

Аутсорсингпередача организацией части своих забот и проблем другой организации, более квалифицированной в их решении. Например, малой фирме незачем иметь опытного бухгалтера для составления раз в году отчета, если можно единоразово этого бухгалтера нанять; или держать в штате высокооплачиваемого программиста, если можно вызвать в случае чего стороннего. В научной литературе термин «аутсорсинг» появился в 90-х годах прошлого века, хотя менеджеры крупных западных компаний, того же General Motors, ещё до Второй мировой войны действовали в соответствии с его принципами

Так что аутсорсинг — это красивое иностранное «крутое» название того, что в русском языке зовется «подрядом» или кооперацией, а в глобальном масштабе — разделением труда.

Суть аутсорсинга — разделение труда

Были времена, кто-то, может быть, их помнит, когда предприятия имели на баллансе всё, что в любой момент, в любых условиях может оказаться нужным: бригады строителей, сантехников, асфальтоукладчиков, набитые инженерами отделы.

Использовались они редко, когда припекало, зато не нужно было никому кланяться, с кем-то договариваться, кого-то искать на стороне. Приказал — сделали. Такие производственные отношения были неэффективны. Деньги уходили в никуда, хотя их можно было бы потратить с толком для производства.

Аутсорсинг, то есть сотрудничество на основе договора производителей тех или иных услуг, позволяет решать вопросы, возникающие в бизнесе, гораздо эффективнее и дешевле

Виды аутсорсинга

  • бухгалтерия
  • IT-услуги
  • подбор кадров
  • финансовый
  • охрана
  • право
  • информация
  • реклама

Функция аутсорсинга — декомпозиция бизнес-процессов

Что такое девайс?

Рынок аутсорсинга развивается очень бурно, причем доказывать его преимущества последние несколько лет уже никому не нужно, труднее решиться начать. Так принято называть обращение к сторонним компаниям и отдельным специалистам для решения своих задач, ведения и реорганизации бизнес-процессов, бухгалтерского учета, снабжения, реализации продукции и многого еще.

Точнее, аутсорсинг в России – это все околобизнесовые задачи, что могут быть решены за счет сторонних ресурсов и силами сторонних работников. При этом такой специалист может привлекаться частично, на полную занятость или работать удаленно.

Бухгалтера как первопроходцы 

Традиционно сложилось, что содержать бухгалтера малому (иногда – даже среднему) бизнесу было накладно. Постепенно сложилась целая категория специалистов, которые, помимо основной работы, «вели» одну или несколько фирм, занимаясь этим несколько часов в неделю и получая сравнительно неплохое вознаграждение.

Так, собственно, и появились первые аутсорсеры в России.

Сегодня многие владельцы бизнеса предпочитают вести бухгалтерию и налоговую отчетность через специализированные компании.

Вполне резонно считается, что существует только три причины, по которым фирма должна иметь собственную бухгалтерию. Во-первых, если это группа компаний или очень сложное структурное подразделение с множеством филиалов, «дочерей» и направлений деятельности. Здесь бухгалтерия становится внутренним аутсорсером фирмы, обслуживая все ее структуры.

Во-вторых, сторонние работники в России в качестве бухгалтеров не приветствуется там, где необходимо сохранение тайн и секретов (сомнительная деятельность, уклонение от налогообложения, ведение незаконного бизнеса). В-третьих, когда владелец гордится своим статусом и дополнительное подразделение (бухгалтерия) придает важность занимаемой должности и солидность фирме. В остальных случаях аутсорсинг в России оправдывается полностью.

Темпы роста привлеченных услуг

Как и во многих других инновациях, мы успешно отстаем и здесь, причем не только от пресловутого Запада, но даже и от консервативного когда-то Востока. К примеру, государственная программа Китая предполагает обучить (за бюджетные средства) и подготовить к работе 1,2 миллиона сертифицированных удаленных специалистов уже к 1015 году.

Аутсорсинг в России в трети случаев направлен на сокращение издержек заказчика, около 12% сторонних специалистов работают в IT сфере, они привлечены из-за сложностей IT процессов и невозможности содержать собственного специалиста. Вместе с тем, более 30% потенциальных заказчиков услуги недостаточно осведомлены о подобных услугах и не планируют переходить на них.

Следует отметить, что рынок аутсорсинга в России пока развит достаточно слабо, конкуренции на нем практически нет. Пока наблюдается недоверие к таким компаниям, причем во многих случаях оно обосновано низким качеством услуг. Если на том же Западе заказчик заинтересован в поиске надежного удаленного работника, то в России наоборот – подрядчик активно доказывает необходимость услуг привлеченных работников в принципе, а уже потом предлагает себя в качестве исполнителя.

Сегодня аутсорсинг в России привлекается на не критичные для компаний направления работы: IT, бухгалтерия (функции учета для крупных компаний), логистика, снабжение, клининг, охрана, то есть, напрямую не связанные с бизнес-процессами.

Есть такая профессия

Пока аутсорсинг в России только в начале пути становления, к профессиональным специалистам предъявляются повышенные требования. Это не только знания, но и общая эрудиция, навыки правильного общения, способность одновременно контролировать несколько задач. Здесь уровень общения клиента и подрядчика необычайно тесен, причем последний обязан глубоко интегрироваться в компанию, а заказчик должен правильно подготовиться к передаче задач для стороннего решения и управления.

Переход на использование «удаленки» требует формализации и оптимизации многих процессов. Причем работа должна быть рассчитана на перспективу, потому что выйти из аутсорсинга еще сложнее. Именно поэтому стратегия сотрудничества заказчика и специализированной компании строится на долгосрочный период с дальним прогнозом и расчетом взаимовыгодности сотрудничества.

Но вначале заказчика необходимо еще получить. Аутсорсинг в России имеет специфику, так традиционные способы рекламы и продажи услуг (работа менеджеров, прямая реклама, конференции, интернет, рекомендации и т.п.) не очень эффективны. Нужно пока еще активно внедрять в умы владельцев и руководителей саму концепцию привлечения сторонних ресурсов для своего бизнеса. В отличие от бизнеса большинства экономически развитых стран, полное понимание аутсорсинговых отношений отечественными бизнесменами, а также их выгодность пока недостаточны.

Записи созданы 1517

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх