Антимонопольная политика

Меры по борьбе с монополизмом в России определяются преимущественно спецификой монополистических отношений в нашей экономике.

Серьезное изучение методов борьбы с монополизмом в России началось относительно недавно. В теоретическом плане обсуждается два варианта антимонопольной политики: первый из них предусматривает, что демонополизация производства должна в значительной мере предшествовать переходу к рынку, т. е. заблаговременно должны создаваться предпосылки конкурентного, а не монопольного рынка; второй вариант — это путь борьбы с монополизмом в процессе перехода к рыночным отношениям и после такового. В данном случае прямому воздействию на предприятия-монополисты предпочитается косвенные, создающие возможности для самопроизвольного протекания демонополизации.

Антимонопольная политика в россии кратко

На практике, проводимая ныне демонополизация и разгосударствление, переход к рынку, функционирующему на основе конкуренции, уже сейчас потребовали выработки и принятия целого пакета законов, в том числе и антимонопольного, предусматривающего как прямые силовые методы (разделение фирм-монополистов), так и косвенные методы противодействия монополиям.

Первая попытка создания антимонопольного законодательства в России предпринималась еще в 1908 г. За образец был взят действовавший в США закон Шермана. Однако организации российских предпринимателей встретили проект закона в штыки и сумели сорвать его принятие.

В результате преобразований в Российской Федерации разрушены устои государственного монополизма, характер монополизации, структура рынков претерпели изменения. По отдельным товарным группам удалось ликвидировать дефицит, возникли первые конкурентные рынки.

В России на сегодняшний день наблюдается очень высокая степень монополизации рынка. Так, в машиностроении 85% крупных предприятий являются полными монополистами в производстве некоторых видов продукции. В нашей стране монополизм в течение десятилетий насаждался «сверху» государством. Поэтому демонополизация является важнейшей предпосылкой формирования рынка и отношений конкуренции между предприятиями.

Юридическая основа для борьбы с монополиями и недобросовестной конкуренцией появилась в России только в 1991 г., когда был принят Закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Этот закон устанавливает, что:

1) запрещаются действия фирмы, занимающей доминирующее положение на рынке, если их результатом оказывается существенное ограничение конкуренции и ущемление интересов других участников рынка, в том числе отдельных граждан;

2) запрещаются монопольные сговоры о ценах, изъятие товаров с рынка для поддержания дефицита, раздел рынка, попытки ограничения доступа на рынок конкурирующих фирм;

3) подлежат наказанию фирмы, занимающиеся недобросовестной конкуренцией, в частности: распространяющие ложные сведения о товарах и фирмах своих конкурентов, чтобы отпугнуть от них покупателей; обманывающие покупателей относительно реальных свойств и качества своего товара; незаслуженно принижающие в своей рекламе качество товаров своих конкурентов; незаконно использующие для своих товаров чужие названия и товарные знаки, а также копирующие форму, упаковку и внешнее оформление товаров своих конкурентов; похищающие у своих конкурентов их коммерческие секреты, а также техническую, производственную и торговую информацию;

4) контроль над деятельностью монополистов осуществляет Государственный комитет по антимонопольной политике (Антимонопольный комитет);

5) при нарушении требований законодательства Антимонопольный комитет вправе расторгнуть любой хозяйственный договор, потребовать от монополиста возместить причиненные его действиями убытки, а также наложить на виновную фирму штраф в размере до 1 млн. руб.

3c  4  4a

Микроэкономика: Монополия.
Борьба с монополиями. Антимонопольная политика. Ограничение естественных монополий.

Итак, монополии вредны: они повышают цены и снижают производство по сравнению с оптимальным для экономики уровнем, получают необоснованные сверхприбыли и дискриминируют отдельные группы потребителей. Поскольку потребили поодиночке не в состоянии бороться с монополиями, этим занимается государство и общественные объединения. Передача функций борьбы с монополиями государству легко объяснима: только государство имеет достаточно силы, чтобы разрушать и ограничивать монополии; и, кроме того, контроль монополий выгоден политической системе в государстве, так как потребители одновременно являются избирателями.

Борьба с монополиями имеет два основных направления:

  1. Контроль и ограничение естественных монополий (ибо разрушать такую монополию не целесообразно);
  2. Недопущение монополий, не являющихся естественными.

Контроль и ограничение естественных монополий. Данное направление антимонопольной политики включает в себя:

  1. Ограничение цен и, как следствие, прибылей монополистов с помощью законодательных актов и тарифных соглашений. Данная мера очень популярна и, кроме всего прочего, стимулирует совершенствование технологий монополистом.
  2. Недопущение снижения производства монополией, обычно с помощью соглашения между государством и монополистом.

    Антимонопольная политика в России

    В данном соглашении, например, может говориться, что пока монополия не снижает объемы производства, к ней не применяются антимонопольные санкции.

  3. Ограничение дискриминации потребителей. В частности ограничение дискриминации потребителей – физических лиц.
  4. Контроль за ценообразованием монополий. Т.е., во-первых, недопущение завышения монополистом собственных издержек; во-вторых, недопущение продажи одновременно с необходимым потребителям товаром ненужных им сопутствующий; а в-третьих, контроль за тем, чтобы монополия взимала плату за реально потребленный продукт.
  5. Национализация естественных монополий, чтобы монопольная рента перераспределялась в пользу всех граждан государства через бюджет.

Но не надо думать, что государство стремится лишь ограничивать и душить монополии, нет оно их также бережет и защищает. Поскольку монополии источник стабильных поступлений в бюджет, то государство защищает “свои” внутренние монополии от конкуренции со стороны иностранных компаний.

Нужна дополнительная информация по теме? Попробуйте следующее:

Статья опубликована в №27 (ноябрь) 2015
Разделы: Экономика
Размещена 17.11.2015. Последняя правка: 19.11.2015.

Антимонопольная политика в России

Мальцева Мария Николаевна

нет

Ставропольский Государственный Аграрный Университет

студентка

Научный руководитель Гурнович Татьяна Генриховна, доктор экономических наук, профессор кафедры финансового менеджмента и банковского дела, СтГАУ

Аннотация:

В данной статье рассматривается понятие антимонопольной политики, ее проблемы, а так же меры осуществления.

This article discusses the concept of anti-monopoly policy, its problems, as well as the implementation of the measures.

Ключевые слова:

монополия; экономика; Росиия

monopoly; economy; Russia

УДК 330

Как все цивилизации мира, так и общественные системы защищали интересы общества  независимо от того, как было названо данное общество,  какую часть населения оно представляло, и какие средства для его защиты были задействованы.

История показывает, что важнейшим элементом экономической политики можно назвать антимонопольную политику государства. Именно она определяет,  как социальное положение населения государства, так и  уровень экономического развития страны, степень конкурентоспособности рынка.

Свободная конкуренция в обществе является важнейшей предпосылкой экономического, социального и политического развития.  Потребность в  конкуренции доказана всем ходом исторического развития мирового сообщества, но наиболее явно проявилась в 20 веке. Монополия является противоположностью свободной конкуренции,  она  ведет к застою хозяйственного развития, деградации в соц. сфере, политическому  тоталитаризму.   Попытки создания эффективной монополистической системы в рамках одной страны имели исторически ограниченный характер и в относительно короткий срок показали свою несостоятельность.

Опыт общественного развития в России и странах зарубежья показал необходимость вмешательства государства в экономические процессы, для того,   чтобы согласовать интересы всех участников и найти наилучшие пути прогресса общества. Ограничения монополистической деятельности и обеспечения конкуренции  выражается в антимонопольной политике.

Антимонопольная политика — это совокупность мер, которые направлены на демонополизацию экономики, пресечение монополистических действий,   уменьшение недобросовестной конкуренции,  снижение административных барьеров и т.д.

Осуществление антимонопольной политики в России до недавнего времени было невозможным:  российская экономика приняла от советской  высокий  уровень  концентрации производства во многих отраслях. Только в 90-х годах 20 века антимонопольная проблема стала одной из главных тем в прениях о переходе экономики России к рынку.

Проведение антимонопольной политики стало необходимостью для экономики страны. Антимонопольное законодательство в России стране  слабо воздействует на все сферы экономики, потому что широкое изучение проблематики антимонопольного регулирования  начинается только сейчас.

К проблемам антимонопольного регулирования можно отнести:

· чрезмерную продолжительность судебных процессов по антимонопольным делам;

· огромные проблемы с определением мер, предотвращающих негативные последствия монополизации;

· большие издержки разграничения слияний, которые увеличивают эффективность использования ресурсов и слияний, ограничивающих конкуренцию;

· трудности, связанные с  осуществлением мер антимонопольного регулирования;

· большое влияние политики на дела, связанные с нарушением антимонопольного законодательства;

· узкое поле для антимонопольной политики.

Антимонопольная политика имеет несколько основных направлений, к ним относятся: стимулирование предпринимательства, развитие конкуренции, организационно-правовое обеспечение антимонопольной политики

Существует 2 основных метода регулирования монополий: прямой и косвенный. Прямой метод регулирования включает меры, которые устраняют и предупреждают  монопольное положение отдельных субъектов на рынке. А к мерам косвенного регулирования относятся в основном финансово-кредитные методы предупреждения и преодоления монополистических явлений в экономике страны.

В капиталистических странах монополии появились в то время, когда уже существовали рыночные отношения, и государство, чтобы регулировать конкуренцию, начало создавать определенные  ограничивающие нормы. Российское законодательство о конкуренции разрабатывалось при сильных монополиях и только зарождающихся  рыночных отношениях. Именно поэтому, для России  необходимо как уменьшить уровень монополизации, так и добиться соблюдения правил конкуренции,  осуществлять меры наказания за их нарушения.

Специалисты в вопросах антимонопольной политики выявляют следующие причины  невысокого уровня развития конкуренции в России:

приватизация не привела к возникновению таких собственников, заботящихся о  развитии своей организации, а не о максимизации прибыли.  

принудительная реорганизация предприятий не была использована в полной мере

малый бизнес не смог получить должного развития.

В большинстве стран малый бизнес является одной из основ  формирования конкурентной среды. У малого бизнеса большие возможности маневрирования, низкие  операционные расходы, у служащих высокое чувство  причастности к делам фирмы и заинтересованность в ее успехе.

Даже в условиях высоких рисков малый бизнес не перестают вовлекать инновации которые  затем  смогут быть отданы на тиражирование более крупному промышленному бизнесу.

Если рассмотреть опыт зарубежных стран, то можно увидеть, что увеличение  доли малых организаций в общем числе хозяйствующих субъектов приводит в уменьшению уровня безработицы и развитию конкуренции.  Но, к сожалению, на сегодняшний день рост числа таких предприятий уменьшился, так как они в основном торговлей и посреднической деятельностью.

Меры антимонопольной политики в России определяются спецификой монополистических отношений в экономике. Обычно используются такие правовые средства, как:

а) государственный контроль за деятельностью хозяйствующих субъектов, которые занимают главные положения на товарном рынке. Если положение фирмы является доминирующим, то устанавливается особый государственный контроль за объемом производства и качеством товаров, уровнем цен и иными показателями деятельности этого хозяйствующего субъекта;

б) принятие определенных мер по реорганизации и ликвидации хозяйствующих субъектов, если таковые занимают доминирующее положение на товарном рынке. Меры по реорганизации или ликвидации хозяйствующего субъекта осуществляются при данных условиях:

— возможности организационного, а так же территориального обособления предприятий, структурных подразделений или единиц;

— отсутствия  технологической взаимосвязи предприятий, структурных подразделений, а так же структурных единиц;

в) Государственный контроль как  за реорганизацией, так  и ликвидацией хозяйствующих субъектов.

Подводя итоги, можно назвать антимонопольную политику России  важным атрибутом структурных преобразований во всех сферах экономики страны. Безусловно, в определенных случаях  существование монополии является  необходимым, но за этими процессами должен осуществляться строгий контроль со стороны государства. Стоит так же отметить, что свободный рынок не способен быстро заменить отраслевую монополию, которая складывалась десятилетиями, так как  утверждение конкурентных отношений — не единовременная моментальная акция, а сложный и долгий процесс. 

Библиографический список:

1. Киселева В.А: Экономическая теория- М:КНОРУС, 2011 56 с.: URL: http://dimon-mdv.narod.ru/univer/Kiseleva.pdf
2. Максаковский В.П. Классификация и типология стран мира // География в школе.–2007-№1.–С.6–10:URL: http://www.studresearsh.ru/gotovie/12130135.html
3. Родионова И.В: История экономических учений: учеб. пособие.- Владивосток: Мор. гос. ун.-т, 2010. – 31 с.: URL: http://www.aup.ru/books/i000.htm
4. Чернышов П. Г. Increasing of the competitiveness of agricultural production as a method to protect the agricultural market / П. Г. Чернышов, Т. Г. Гурнович // Международная научно-практическая конференция «Трансформация региона в условиях глобализации экономического развития». г. Ставрополь, 5-7 апреля 2011 г.. В 2-х т. Т.2. – М.: Илекса, 2011. – 0,35/0,15 п. л. 5 Соглашение о согласовании антимонопольной политики, подписанное странами — участниками СНГ 12 марта 1993 г., 6.Договор о проведении согласованной антимонопольной политики, заключенный в развитие Соглашения 25 января 2000 г., двусторонние соглашения, заключаемые Правительством РФ с правительствами иностранных государств.

Рецензии:

17.11.2015, 10:33 Котилко Валерий Валентинович
Рецензия: Нужно в список литературы включить нормативные акты по антимонопольной политике. Учебники и старые источники носят формальный характер. после изменения можно опубликовать в качестве обзора проблемы для молодежи.

17.11.2015 12:12 Ответ на рецензию автора Мальцева Мария Николаевна:
ваши рекомендации учтены, в списке литературы недочеты исправила.

17.11.2015, 15:00 Яковенко Наталия Владимировна
Рецензия: Статья носит формальный характер.

Государственная антимонопольная политика — цели и задачи

Чем обусловлен выбор темы работы? ее актуальность. по тексту отсутствуют ссылки на авторов. Более конкретно нужно указать черты отличия и сходства антимонопольной политики России и зарубежных государств. После доработки можно публиковать. Д.г.н., проф. Яковенко Н.В.

19.11.2015 18:18 Ответ на рецензию автора Мальцева Мария Николаевна:
Спасибо за рецензию, недочеты были исправлены и доработаны по мере возможности.

Комментарии пользователей:

Оставить комментарий

В данной статье рассмотрены основные аспекты антимонопольного регулирования в Российской Федерации. Изучены основные проблемы и направления антимонопольного регулирования в РФ на современном этапе развития.

На сегодняшний день российская практика антимонопольного регулирования активно развивается и изменяется под влиянием многих экономических, политических и общественных требований.

В России процесс создания государственного контроля по недопущению недобросовестной конкуренции фактически начался с нуля, так как присутствующая еще совсем недавно в управлении экономикой командно-административная система по своей сути исключала наличие свободной конкуренции в хозяйственной деятельности.

На сегодняшний день антимонопольное регулирование в России представляет собой комплекс мер, направленных на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели .

В Российской Федерации функции антимонопольного регулирования выполняет Федеральная Антимонопольная Служба России (ФАС России).

Для обеспечения эффективной реализации указанных мер антимонопольная деятельность в РФ осуществляется по следующим направлениям:

  • Недопущение действий, направленных на ограничение конкуренции, хозяйствующих субъектов, осуществляющих свою деятельность на рынке либо на его сегменте;
  • Предупреждение создания административных барьеров для входа на рынок;
  • Препятствование получению хозяйствующим субъектом доминирующего положения на рынке;
  • Принятие мер по избежанию злоупотребления доминирующим положением на рынке хозяйствующим субъектом – субъектом естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии;
  • Своевременное пресечение возникновения негласных соглашений или согласованных действий хозяйствующих субъектов, направленных на ограничение конкуренции на рынке;
  • Осуществление контроля с целью поддержания конкурентной среды на рынке.

Основой российского антимонопольного регулирования служит система нормативных правовых актов, главенствующее место в которой занимает Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Сфера антимонопольного законодательства также дополняется другими нормативными правовыми актами.

Антимонопольное регулирование предполагает проведение детального анализа антимонопольным органом поведения данного хозяйствующего субъекта для определения степени и специфики его воздействия на конкурентную среду отрасли. Важно проводить его качественно и рассматривать отдельно каждый случай. Такой анализ, с одной стороны, позволит решить вопросы текущие, по конкретным рынкам, с другой стороны, даст представление об общей ситуации и поможет скорректировать действующее антимонопольное законодательство. Кроме того, если рассматривать деятельность ФАС, то анализ способствует совершенствованию принятия решений по каждому делу и поможет сделать их более объективными. Проблемой является и то, что в системе государственных органов нет полного, исчерпывающего разграничения полномочий. Одни ведомства имеют слишком большое количество полномочий, и рассмотрение случаев нарушения антимонопольного законодательства становится менее качественным. С другой стороны, у некоторых ведомств забрали некоторые полномочия и функции, которые было бы логично, чтобы они реализовывали в связи с их спецификой.

Такой порядок способствует бюрократизации всей системы, и её результативность снижается. Поэтому необходима серьёзная перестройка системы распределения полномочий, однако, ясно то, что этот процесс может занять достаточно долгое время. Кроме того, чтобы успешно разграничить полномочия, необходима глубокая оценка текущей ситуации и разработка поэтапных мер для создания и реализации новой системы. Помимо этого, применение антимонопольного законодательства, со всеми его ограничениями, запретами, санкциями и проблемами ставит под сомнение необходимость системы с столь сильным административным контролем. Государство очень часто навязывает монополистам и даже не монополистам, а просто эффективным хозяйственным субъектам свою политику, ограничивая их в принятии решений. Например, законодательно запрещено закрывать предприятие, если оно не нарушает какие-либо явные нормы. Однако это лишь один пример. В любой области антимонопольного регулирования найдутся свои рестрикции, каким-либо образом ограничивающие хозяйствующий субъект.

При этом правильность решения о том, является ли субъект монополистом, ещё под вопросом из-за неэффективности ведомств. В связи со всей этой ситуацией, очевидно, что необходим пересмотр ограничений законодательства и функций контролирующих ведомств. Необходимо повысить продуктивность мониторинговых и контролирующих органов. Несмотря на кажущуюся строгость российского антимонопольного законодательства, мало того, что сами нормативно- правовые акты имеют размытое содержание, так ещё и органы, которые должны осуществлять надзор, выполняют свою работу достаточно плохо, часто пропуская средне и сильно монополизированные рынки .

Необходимо вспомнить, какому контролю со стороны Федеральной антимонопольной службы подвергается малый и средней бизнес. Получается, что вместо того, чтобы ограничивать крупные монополии и развивать малый и средний бизнес, все делается наоборот. Развитие малого и среднего бизнеса является одной из важных составляющих конкурентной экономики, поэтому стоит стимулировать его развитие, улучшая условия, а не ограничивать и сдерживать его. Кроме того, важно модернизировать критерий определения доминирующего положения на рынке. Необходимо разграничить предприятия, добившиеся доминирующего положения путем использования мер добросовестной конкуренции и предприятия, обладающие уникальными конкурентными преимуществами.

В российской антимонопольной политике сложилась парадоксальная ситуация. С одной стороны, государственные органы имеют достаточно много полномочий в сфере антимонопольного регулирования и всеми силами стараются реализовать их, причем часто перегибая палку. Например, как уже было сказано ранее, ФАС ограничивает деятельность малого и среднего бизнеса, заводит всё новые дела, якобы на предпринимателей, осуществляющих монополистическую деятельность, хотя, понятно, что малый и средний бизнес не могут существенным образом повлиять на экономику.

Помимо этого, существует большое количество ограничений на рынке, которые не только останавливают монополистов, но и мешают осуществлять предпринимательскую деятельность хозяйствующим субъектам в целом. С другой стороны, в России до сих пор, даже несмотря на все эти меры, действует большое количество монополий. Почему так происходит, когда контролирующие органы имеют так много власти? Ответ кроется в том, как данные органы осуществляют свои полномочия, и как сформулированы данные меры. Контролирующие органы действуют неэффективно, а очень часто они вообще пользуются своими полномочиями и пробелами в законодательстве, чтобы предоставить конкурентные преимущества определенным фирмам. Это является большой проблемой для всей государственной системы.

Вследствие чего, складывается совершенно немыслимая, странная ситуация: с одной стороны, государство обвиняют в слишком большом использовании административных мер, ограничивающих конкуренцию, а с другой стороны, на рынке нет порядка, монополии практически беспрепятственно могут осуществлять свою деятельность, кроме того, появляются все новые монополистические объединения.

Особенно важна деятельность антимонопольной службы при регулировании финансового рынка на новых территориях Российской Федерации, который до сих пор нельзя назвать полностью сформированным.

Антимонопольная политика государства

Деятельность антимонопольной политики в Российской Федерации достаточно спорная, прийти к общему мнению сложно. Ясно, что существует множество проблем, которые необходимо решать. Российская Федерация постоянно развивается, развивается рынок, развиваются и институты. Для успешного функционирования всей системы необходима конкуренция, а одним из способов обеспечения конкуренции является эффективная антимонопольная политика.

Таким образом, можно прийти к выводу, что необходима разработка, создание и реализация комплексных мер, обусловленных диалектическим единством достоинств и недостатков монополистической организации рынка, с учетом актуальных общественных проблем и потребностей.

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОНОПОЛИЙ………………………………4

1.1 Сущность монополии и её виды………………………………………………4

1.2 Основные типы монополий…………………………………………………..7

1.3 Особенности современных монополий……………………………………..9

2. АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В РОССИИ…………………………13

2.1. Сущность антимонопольной политики в России…………………………13

2.2 Становление антимонопольной политики в России………………………14

2.3 Экономические цели, принципы и методы реализации антимонопольной политики в России……………………………………………………………….17

3. АНТИМОНОПОЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО. ФУНКЦИИ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ОРГАНА……………………………………………21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….24

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….26

Приложения………………………………………………………………………28

Введение

Антимонопольная политика важна для экономики России. Хорошо продуманные меры по регулированию монополий способствуют развитию конкуренции, стабилизации рынка и совершенствованию экономики в целом.

В данной курсовой работе рассматривается основные причины возникновения монополий; действующее в России антимонопольное законодательство и перспективы его усовершенствования.

Цель работы – выяснить проблемы антимонопольной политики и направления их решения. Для достижения цели в работе выделены следующие задачи:

1. Рассмотреть основные типы монополий.

2. Изучить особенности современных монополий.

3. Изучить сущность, экономические цели, методы реализации антимонопольной политики в России.

4. Рассмотреть современное антимонопольное законодательство и его функции, и его роль в экономике России.

Работа написана на основе изучения положений из учебников Князевой И.В., Грязновой А.Г., Океановой З.К., статей современных экономистов Ситникова П.С., Мартыненко Г.И., Голомолзина А.Ю. В журналах «Экономические науки», «Право и экономика», «Экономист» и др. Использованы законы Конституции РФ, Гражданский кодекс РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ).

Работа состоит из введения, трех глав и заключения. Первая глава посвящена теоретическим основам монополий. Во второй главе рассмотрена антимонопольная политика в России. В третьей главе рассмотрено антимонопольное законодательство в России. В заключении сделаны выводы по главам. Представлены приложения, сделаны таблицы – принципы и методы реализации антимонопольной политики, составлены схемы.

1.Теоретические основы монополий

1.1 Сущность монополии и её виды

Существует большое количество определений монополии, ведь это – многоаспектное понятие. Причём это понятие является настолько важным, что в мировой экономической теории есть даже такое понятие, как теория монополии. В рамках этой теории монополия рассматривается через призму трёх аспектов:

· С точки зрения рыночной структуры

· С точки зрения рыночного поведения

· С точки зрения рыночных итогов.

Рассматривая каждый из этих аспектов в отдельности, следует уточнить, что, опираясь на рыночную структуру, можно дать следующее определение: монополия – это форма рынка, в условиях которой весь объём предложения приходится лишь на одного субъекта.

Сущность монополии характеризуется следующими моментами:

1. Монополия возникает из господства в производстве;

2. Господствуя в производстве, монополия господствует на рынке;

3. Благодаря монопольным ценам монополия получает монопольно высокую прибыль. Главной целью всякого монополиста является получение максимальной прибыли.

Изучая монополию через призму именно этого аспекта, большое внимание уделяется выяснению пространственных границ, в рамках которых определяется господство этого субъекта. Такое пространство принято называть отраслью.

Таким образом, можно привести еще один пример определения монополии:

Монополия – это когда в отрасли господствует, только одна фирма и где границы фирмы и отрасли совпадают.

Давая же определение монополии с точки зрения рыночного поведения, теория монополии изучает использование субъектом основных инструментов (таких, как цена, реклама…). При монополии субъект оперирует этими инструментами, не учитывая конкуренцию, а значит, и интересов конкурентов.

Уделяя наибольший объём внимания рыночным итогам, теория монополии отмечает то, что при монополии итоги связаны со следующими факторами:

· монопольно высокими ценами

· ограниченной готовностью монополии к инновациям.

Но так как понятие монополии очень важно для основного предмета моей работы – антимонопольной политики, по-моему, необходимо, описать это понятие более детально.

Можно привести следующие признаки монополии:

Монополистический рынок представлен одним продавцом и множеством покупателей.

Производимая продукция является уникальной (то есть отсутствуют товары-заменители).

Вход новых фирм на рынок фактически невозможен из-за барьеров. Могут быть разные причины существования таких барьеров, к примеру:

· Крупные размеры предприятий и экономия от масштабов производств.

· Система лицензий на выполнение отдельных типов работ, избранно выдаваемых государством.

· Монопольное право собственности на использование определённых ресурсов, связанное с производством редкого блага (к примеру, бриллиантов).

· При естественной монополии значение имеют сами условия производства и характер блага.

· Нечестная конкуренция, то есть воздействие на покупателей нечестными по отношению к конкуренту способами за счёт большого бюджета и масштабов предприятия в целом.

· Сложность в получении полной информации обо всём рынке.

Существует три вида монополии: закрытая, естественная и открытая.

Закрытая монополия – это монополия, защищённая от конкуренции юридическими ограничениями, патентной защитой, институтом авторских прав и т. д.

Естественная монополия — вид монополии, занимающий привилегированное положение на рынке в силу технологических особенностей производства (в связи с эксклюзивным обладанием необходимыми для производства ресурсами, крайне высокой стоимостью или исключительностью материально-технической базы). Чаще всего, естественные монополии — это фирмы, управляющие трудоёмкими инфраструктурами, повторное создание которых другими фирмами экономически неоправданно или технически невозможно (напр. системы водоснабжения, системы электроснабжения, железные дороги).

Открытая монополия – это монополия, при которой одна фирма (по крайней мере на определённый срок) является единственным поставщиком продукции, но не имеет специальной юридической защиты от конкуренции. Примером таких фирм можно считать фирмы, впервые вышедшие на рынок с новой продукцией.

Но такое деление не означает, что все предприятия-монополисты должны обязательно относиться лишь к одному из этих видов. Такая классификация в значительной степени условна. Некоторые фирмы могут принадлежать к нескольким видам монополии, к примеру фирмы, обслуживающие систему телефонной связи, а также электрические и газовые компании, которые могут быть отнесены как к естественной монополии (так как присутствует эффект экономии на масштабах), так и к закрытой монополии (так как присутствуют юридические барьеры для конкуренции).

Фактически все монополии могут считаться открытыми, так как легальные барьеры, защищающие закрытые монополии от конкурентов, могут быть отменены судом, а преимущества в естественных монополиях могут быть сведены на нет изменениями в технологии. А так же все монополии подвержены влиянию конкуренции со стороны возможных товаров-субститутов.

1.2 Основные типы монополий

Основными типами монополий можно считать «чистую» монополию (монопсонию, двустороннюю монополию), олигополию и монополистическую конкуренцию.

«Чистая» монополия – это экономическая структура, действующая на рынке в единственном числе. Рынок «чистой» монополии характеризуется одним продавцом и множеством покупателей. В том случае, если в отрасли и на рынке действует единственная фирма – покупатель при множестве производителей – продавцов, то речь идет о монопсонии. Двусторонняя монополия образует рынок с одним продавцом и одним покупателем. «Чистая» монополия, монопсония и двусторонняя монополия характеризуются неограниченной рыночной властью, если, конечно, абстрагироваться от антимонопольного государственного регулирования.

Олигополия представляет собой конкретную форму несовершенной конкуренции, характеризуемую наличием в отрасли, как правило, нескольких крупных, конкурирующих фирм.

Монополистическая конкуренция отражает ситуацию, когда в отрасли действует множество конкурирующих фирм, производящих, хотя и однородную, но «марочную», а потому и монопольную продукцию. В системе монополистической конкуренции имеет место и монополия, и конкуренция. Наличие конкуренции, как в рамках олигополий, так и в условиях монополистической конкуренции позволяет заключить, что в данном случае речь идет об ограниченной конкурентными отношениями рыночной власти.

Отмеченные типы монополий в действительности проявляются в конкретных видах. Первой среди «чистых» монополий вступает крупная монополия, возникающая в результате концентрации производства. В процессе конкурентной борьбы отдельные конкурирующие фирмы могут добиваться значительных успехов. Это приводит к их укрупнению, в том числе и путем «поглощения» фирм – аутсайдеров. Причем для получения абсолютной монопольной власти достаточно выпускать и реализовывать такой объем продукции, который обеспечивает полный контроль ситуации на рынке. Этот объем может быть намного меньше, чем 100%. Крупная монополия может быть как предпринимательской негосударственной, так и естественной государственной. В любом случае это должны быть структуры, обладающие всей полнотой рыночной власти.

Записи созданы 8837

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх