Аренда коммунальные услуги

Жигачев Александр Викторович, кандидат юридических наук, налоговый юрист,
доцент ФГБОУ ВО «Саратовская государственная юридическая академия», г. Саратов

При аренде зданий, строений, помещений для предпринимательских целей стороны нередко предусматривают обязанность арендатора возмещать арендодателю стоимость потребленных коммунальных ресурсов и услуг (электроэнергия, вода, газ, тепло и др.). В договоре аренды эта обязанность арендатора может быть выражена в виде компенсационных платежей или в виде переменной части арендной платы (размер которой как раз и зависит от стоимости потребленных коммунальных ресурсов и услуг).

Но если, например, арендодатель применяет УСН с объектом налогообложения «доходы» (а это весьма распространенный вариант в арендном бизнесе), то при возмещении арендатором стоимости коммунальных ресурсов и услуг возникают сразу два аспекта, которые условно можно определить как налоговые «потери» в цепочке «поставщик коммунальных ресурсов (услуг) – арендодатель – арендатор»:

1. Уплачиваемое арендатором возмещение арендодатель вынужден включать в качестве доходов в налоговую базу по УСН, поскольку к числу неучитываемых доходов (п. 1.1 ст. 346.15, ст. 251 НК РФ) такое возмещение не отнесено (эта позиция подтверждена, например, в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 12.07.2011 № 9149/10, Постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 28.02.2013 по делу № А78-2586/2012, Постановлении Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 21.12.2018 № Ф04-5241/2018 по делу № А75-738/2018, Постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 23.12.2019 № Ф07-15815/2019 по делу № А05-5434/2019, Постановлении Арбитражного суда Уральского округа от 05.07.2017 № Ф09-3869/17 по делу № А76-16850/2016, Письмах Минфина России от 05.12.2012 № 03-11-06/2/142, от 17.04.2013 № 03-11-06/2/13097, от 17.04.2013 № 03-11-06/2/13101, от 09.08.2013 № 03-11-11/32283, от 12.05.2014 № 03-11-11/22068, от 21.03.2017 № 03-11-11/16222, от 19.12.2017 № 03-11-06/2/84953, от 15.01.2018 № 03-11-11/995 и др.). Но оплату коммунальных ресурсов (услуг) их поставщику арендодатель в расходы включить не может (поскольку при объекте налогообложения «доходы» учет расходов в принципе не предусмотрен). Эта налоговая «потеря» приводит к тому, что арендодатель, являясь своего рода лишь «ретранслятором» между арендатором и поставщиком коммунальных ресурсов (услуг), теряет на этом налог в рамках УСН (по общему правилу, по налоговой ставке 6%). Соответственно, арендодатель вынужден либо за свой счет дофинансировать оплату коммунальных ресурсов (услуг), либо предусматривать в отношениях с арендатором некий «компенсационный» платеж сверх стоимости коммунальных ресурсов (услуг).

2. Если поставщики коммунальных ресурсов (услуг) предъявляют НДС (а это стандартная ситуация), то арендодатель не принимает этот «входящий» НДС к вычету, а далее, соответственно, не предъявляет НДС арендатору. В результате в этом случае НДС как бы «теряется» в отношениях «поставщик коммунальных ресурсов (услуг) – арендодатель – арендатор». Понятно, это имеет значение, когда арендатор – плательщик НДС.

Вышеуказанные аспекты не проявляются, например, когда арендодатель – организация или индивидуальный предприниматель, применяющие ОСН (поскольку они учитывают как доходы, так и расходы; принимают к вычету «входящий» НДС от поставщика коммунальных ресурсов (услуг) и при выставлении переменной части арендной платы предъявляют «исходящий» НДС арендатору).

Но похожие налоговые «потери» частично имеют место также и в ситуации, когда арендодатель – физическое лицо без статуса индивидуального предпринимателя (про эту ситуацию мы далее еще вспомним).

Пытаясь как-то избежать налоговых «потерь», контрагенты, естественно, ищут варианты оптимизации налогообложения. В качестве одного из таких вариантов в некоторых случаях используется агентский договор.

Рассмотрим далее уплату коммунальных платежей через агентский договор в качестве варианта оптимизации налогообложения в арендных отношениях.

Содержание

Общее описание варианта

Конкретное оформление рассматриваемого варианта может отличаться, но, как правило, в общих чертах структура отношений выглядит так (рассмотрим применительно к арендодателю на УСН с объектом налогообложения «доходы»):

1. В договоре аренды стороны предусматривают, что арендатор самостоятельно обеспечивает и оплачивает снабжение объекта аренды коммунальными ресурсами (услугами).

2. Арендатор заключает с арендодателем отдельный агентский договор, по которому арендатор (уже в статусе принципала) поручает арендодателю (в статусе агента):

  • организовывать и совершать необходимые действия для снабжения объекта аренды коммунальными ресурсами (услугами), заключать и оформлять необходимые для этого документы;

  • получать (аккумулировать) от принципала денежные средства в счет оплаты коммунальных ресурсов (услуг) и перечислять (ретранслировать) их поставщикам таких ресурсов (услуг);

  • получать и передавать принципалу и (или) поставщикам коммунальных ресурсов (услуг) информацию и документы по снабжению объекта аренды коммунальными ресурсами (услугами) – первичные документы, счета, счета-фактуры, показания приборов учета и др.;

  • участвовать в качестве представителя принципала при разрешении спорных, конфликтных, аварийных ситуаций, при проведении проверок, поверок, связанных со снабжением объекта аренды коммунальными ресурсами (услугами).

В качестве агента может выступать и иное лицо (не арендодатель). Но, как правило, агентом выступает сам арендодатель, при этом от своего имени (для того, чтобы не «выпускать из своих рук» снабжение объекта и не перезаключать потом, при смене арендатора, соответствующие договоры с поставщиками коммунальных ресурсов (услуг)).

3. За выполнение посреднических функций принципал уплачивает агенту некое агентское вознаграждение, которое может быть не очень высоким (согласно ст.ст. 1005, 1006 ГК РФ агентский договор обязательно должен быть возмездным).

В приведенной ситуации получаемые агентом от принципала денежные средства в счет оплаты коммунальных ресурсов (услуг) не являются доходом агента в целях налогообложения, поскольку агент получает их как посредник – для последующего перечисления (ретранслирования) таких денежных средств поставщикам ресурсов (услуг) (пп. 9 п. 1 ст. 251, пп. 1 п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ). Доходом агента для целей налогообложения будет являться только агентское вознаграждение.

В свою очередь, для принципала (арендатора) агентский договор не препятствует учету в расходах платежей за коммунальные ресурсы (услуги). Понятно, если применяемая арендатором система налогообложения в принципе позволяет учитывать расходы; при этом по общему правилу учитываемые расходы должны быть обоснованными (экономически оправданными), документально подтвержденными и направленными на получение дохода – п. 1 ст. 252 НК РФ.

Таким образом, с точки зрения «доходов-расходов» вариант с агентским договором решает вопрос с налоговыми «потерями» у арендодателя, сохраняя расходную часть у арендатора. Единственный момент – агентское вознаграждение, включаемое в доходы агента, но, повторимся, в такой ситуации оно не обязательно должно быть большим.

С точки зрения «входящего» НДС от поставщиков коммунальных ресурсов (услуг) тоже все хорошо, поскольку, даже если агент применяет УСН и действует от своего имени, арендатор получает перевыставленный счет-фактуру с «входящим» НДС (п. 3.1 ст. 169 НК РФ).

Конечно, рассматриваемый вариант с агентским договором требует надлежащего документального оформления:

1. Необходимо правильно выстроить договор аренды, возложив на арендатора обязанность по самостоятельному обеспечению и оплате снабжения объекта аренды коммунальными ресурсами (услугами).

2. Понятно, потребуется сам агентский договор с соответствующим функционалом агента. Примерный функционал агента мы изложили выше.

4. Агенту необходимо представлять принципалу отчеты с подтверждающими «входящими» документами от поставщиков коммунальных ресурсов (услуг) (ст. 1008 ГК РФ) и отдельно акты по своему агентскому вознаграждению.

Но в целом оформление при рассматриваемом варианте с агентским договором не является очень сложным.

Не превышаются ли пределы допустимой оптимизации налогообложения?

Один из важных вопросов по рассматриваемому варианту с агентским договором – не признает ли налоговый орган (а в последующем и суд) такой вариант недопустимым способом оптимизации (минимизации) налогообложения?

Статья 54.1 НК РФ признает недопустимой минимизацию налогообложения, являющуюся результатом искажения сведений о фактах хозяйственной жизни (совокупности таких фактов), об объектах налогообложения, подлежащих отражению в налоговом и (или) бухгалтерском учете либо налоговой отчетности налогоплательщика (п. 1 ст. 54.1 НК РФ), или являющуюся результатом сделок (операций), преследующих такую минимизацию налогообложения в качестве основной своей цели (пп. 1 п. 2 ст. 54.1 НК РФ).

Нельзя забывать и о выработанных в судебной практике доктринах о реальной деловой цели операции и преобладании содержания (существа) над формой, по смыслу которых действительная деловая суть отношений и подлинные (фактические) обстоятельства хозяйственной деятельности имеют преимущество над их оформлением в документах (см., например: п.п. 3, 7, 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 12.10.2006 № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды»).

При этом налоговая выгода не может рассматриваться в качестве самостоятельной деловой цели (п. 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 12.10.2006 № 53). Иными словами, налоговая выгода может быть только попутной, «побочной» целью. Но у любой сделки, у любой операции в предпринимательской сфере должна быть и основная – подлинно деловая – цель.

Здесь уместно вспомнить также и доктрину добросовестности/недобросовестности налогоплательщика, нашедшую свое отражение в ряде решений Конституционного Суда РФ (см., например: Постановления Конституционного Суда РФ от 12.10.1998 № 24-П, от 19.01.2017 № 1-П, Определения Конституционного Суда РФ от 25.07.2001 № 138-О, от 10.01.2002 № 4-О, от 14.05.2002 № 108-О, от 22.01.2004 № 41-О, от 08.04.2004 № 168-О), исходя из которой при выявлении недобросовестности, злоупотреблений в действиях налогоплательщика ему может быть отказано в признании и реализации тех или иных прав, в том числе по минимизации налогообложения, и в удовлетворении даже формально законных требований.

Из Определений Конституционного Суда РФ от 08.04.2004 № 169-О и от 04.11.2004 № 324-О следует также, что оценка добросовестности налогоплательщика предполагает оценку заключенных им сделок на предмет их действительности. Заключенные сделки должны не только формально соответствовать законодательству, но и не вступать в противоречие с общим запретом недобросовестного осуществления прав налогоплательщиком. В случае, когда единственным результатом гражданско-правовой сделки или совокупности таких сделок является умышленное занижение налогов, цели налогоплательщика не могут быть признаны добросовестными (такое толкование указанных решений Конституционного Суда РФ содержится, например, в судебно-арбитражной практике: Постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 08.07.2009 по делу № А11-1893/2008-К2-21/93, Постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 12.07.2012 по делу № А78-7422/2011, Постановлениях Арбитражного суда Дальневосточного округа от 28.08.2019 № Ф03-3555/2019 по делу № А04-6254/2018, от 14.08.2019 № Ф03-3141/2019 по делу № А51-17928/2018, Постановлении Арбитражного суда Московского округа от 04.07.2019 № Ф05-9310/2019 по делу № А40-202848/2018, Постановлениях Арбитражного суда Поволжского округа от 14.06.2019 № Ф06-46926/2019 по делу № А55-14956/2018, от 10.06.2019 № Ф06-46925/2019 по делу № А55-13849/2018, Постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 02.12.2016 № Ф07-9878/2016 по делу № А56-95484/2015, Постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 09.09.2019 № Ф08-6891/2019 по делу № А25-2124/2018, Постановлениях Арбитражного суда Уральского округа от 02.07.2019 № Ф09-3413/19 по делу № А50-31979/2018, от 18.03.2019 № Ф09-171/19 по делу № А76-284/2018, Постановлении Арбитражного суда Центрального округа от 27.12.2016 № Ф10-5163/2016 по делу № А68-12091/2015 и др.).

Соответственно, любые договорные конструкции, равно как и иные гражданско-правовые инструменты, не должны быть искусственными (фиктивными, номинальными), направленными только лишь на получение налоговой выгоды. В противном случае такие договорные конструкции (инструменты) могут быть квалифицированы как недопустимая схема по минимизации налогообложения.

Рассматриваемый вариант с агентским договором (при его правильном оформлении) на первый взгляд вроде бы не приводит к искажению реальных взаимоотношений сторон:

  • в законности самого по себе агентского договора сомневаться не приходится; в том числе, ничто не запрещает арендатору использовать агентский договор для обеспечения и оплаты снабжения объекта аренды коммунальными ресурсами (услугами);

  • при рассматриваемом варианте правоотношения в рамках агентского договора обособлены от собственно арендных правоотношений, т.е. агентские правоотношения являются в достаточной степени реальными и самостоятельными (конечно, если они сопровождаются надлежащими документами), протекают параллельно с арендными правоотношениями.

Таким образом, нельзя сказать, что вариант с агентским договором как-то явно искажает реальные взаимоотношения сторон.

Возможность достижения того же экономического результата с меньшей налоговой выгодой, полученной налогоплательщиком путем совершения других предусмотренных или не запрещенных законом операций, не является основанием для признания налоговой выгоды необоснованной (п. 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 12.10.2006 № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды»; аналогичная позиция закреплена в п. 3 ст. 54.1 НК РФ). Иными словами, целенаправленный выбор сторонами более выгодного с точки зрения налоговой оптимизации варианта снабжения объекта аренды коммунальными ресурсами (услугами) – через агентский договор – сам по себе не делает полученную налоговую выгоду необоснованной или недопустимой.

С другой стороны, если в качестве агента выступает сам же арендодатель, то в той или иной степени может проявиться другой «плохой» признак – налоговая оптимизация как главная цель заключения агентского договора. Этот признак тоже делает налоговую оптимизацию недопустимой (пп. 1 п. 2 ст. 54.1 НК РФ, п. 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 12.10.2006 № 53).

Как мы уже упоминали выше, налоговая оптимизация не должна являться главной целью сделки (операции). Она может быть только попутной, «побочной» целью совершаемых в предпринимательской сфере сделок и операций, при том, что у них обязательно должна быть и основная – подлинно деловая – цель.

Понятно, что многое зависит от оценки и усмотрения правоприменителя в каждом конкретном случае, но, полагаем, можно выделить следующие обстоятельства и ситуации, при которых в рассматриваемом варианте с агентским договором в большей мере проявляется налоговая оптимизация в качестве главной цели:

1. Первоначально договор аренды предусматривал оплату арендатором потребленных коммунальных ресурсов и услуг непосредственно через арендодателя (в виде компенсационных платежей арендодателю или в виде переменной части арендной платы). И лишь через какое-то время стороны изменили свои договорные взаимоотношения, предусмотрев, что арендатор самостоятельно обеспечивает и оплачивает снабжение объекта аренды коммунальными ресурсами (услугами). Для исполнения своих новых обязанностей арендатор привлек агента по агентскому договору – арендодателя. Т.е. «исторически» агентский договор был «придуман» арендодателем и арендатором уже в процессе сложившихся между ними отношений.

2. Договоры с поставщиками ресурсов (услуг) заключены арендодателем до появления агентского договора. А после перехода на рассматриваемый вариант с агентским договором арендодатель (уже в статусе агента) взаимодействует с поставщиками ресурсов (услуг) в рамках тех же самых договоров.

Про эту ситуацию мы еще упомянем ниже.

3. Агент фактически не выполняет никаких других функций, кроме как:

  • ретранслирование платежей от принципала (арендатора) поставщикам коммунальных ресурсов (услуг);

  • передача принципалу (арендатору) документов от поставщиков коммунальных ресурсов (услуг).

Т.е. появление агентского договора не «облегчило» деятельность принципала (арендатора) и не освободило его от сколь-нибудь существенных действий и функций.

Во всех перечисленных случаях реальную деловую цель заключения агентского договора обосновать будет непросто и, соответственно, может проявиться другая главная цель заключения агентского договора – налоговая оптимизация. В этом случае налоговый орган (а затем, возможно, и суд) могут признать, что:

  • реальных агентских отношений фактически не было;

  • реальная деловая цель у агентского договора отсутствовала;

  • псевдоагент ретранслировал платежи от арендатора поставщикам коммунальных ресурсов (услуг) фактически в статусе арендодателя.

Понятно, при таком развитии событий платежи по коммунальным ресурсам (услугам) будут включены в налогооблагаемую доходную часть у арендодателя (с налоговыми пенями и штрафами), а перевыставленные псевдоагентом счета-фактуры от поставщиков ресурсов (услуг) будут признаны ненадлежащими для вычета «входящего» НДС у арендатора.

Правоприменительная и праворазъяснительная практика

Имеется и судебная практика, подтверждающая такой подход (например, Постановление ФАС Московского округа от 15.10.2009 № КА-А41/10689-09 по делу №А41-2078/09, Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 04.06.2015 № 07АП-4121/2015 по делу № А03-23093/2014).

В то же время из ряда писем Минфина России следует, что использование рассматриваемого варианта возможно только в том случае, если договоры на снабжение объекта коммунальными ресурсами и услугами заключены агентом после заключения с принципалом (арендатором) агентского договора. В противном случае они не могут считаться заключенными во исполнение агентского договора (Письма Минфина России от 17.09.2012 № 03-11-06/2/126, от 18.09.2012 № 03-11-11/277, от 21.01.2013 № 03-11-06/2/07, от 24.01.2013 № 03-11-06/2/12). Такой вывод Минфина России основывается на правовой позиции, закрепленной в п. 6 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 17.11.2004 № 85, по смыслу которой сделка, совершенная до установления отношений по посредническому договору, не может быть признана заключенной во исполнение поручения в рамках данного посреднического договора.

Выше мы уже упомянули, что при рассматриваемом варианте факт заключения агентского договора после заключения договоров с поставщиками ресурсов (услуг) может негативно сказаться и при определении основной цели заключения агентского договора (основной целью может быть признана налоговая оптимизация).

Но главное финансовое ведомство здесь делает акцент на другом: агент не может ссылаться на возмещение принципалом (арендатором) стоимости потребленных коммунальных ресурсов и услуг через агентский договор (с неучетом их в доходах на основании пп. 9 п. 1 ст. 251, пп. 1 п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ), если агентский договор заключен после заключения договоров с поставщиками соответствующих ресурсов и услуг.

И все же, на наш взгляд, этот «плохой» признак нельзя считать абсолютно критичным.

Многое зависит от определения предмета агентского договора.

Из ст. 1005 ГК РФ следует, что предметом агентского договора может являться не только заключение агентом по поручению и в интересах принципала каких-либо договоров, но и, возможно, совершение агентом по поручению и в интересах принципала других юридических и иных действий.

Соответственно, в агентском договоре может быть предусмотрено, что агент совершает от своего имени и в интересах принципала только следующие юридические и иные действия:

  • обеспечение бесперебойного снабжения объекта коммунальными ресурсами и услугами (т.е. без акцентирования внимания на том, по каким договорам будет происходить такое «обеспеченное» снабжение – по вновь заключенным или по ранее заключенным агентом-арендодателем договорам);

  • разрешение с поставщиками коммунальных ресурсов (услуг) всех спорных и аварийных ситуаций;

  • получение и проверка счетов от поставщиков ресурсов (услуг);

  • участие в фиксации показаний приборов учета, при необходимости – организация замены и поверки этих приборов;

  • оплата поставщикам ресурсов (услуг) стоимости потребленных коммунальных ресурсов (услуг) за счет принципала (т.е. аккумулирование и ретранслирование соответствующих сумм);

  • перевыставление принципалу счетов и иных документов по потребленным ресурсам и услугам.

Т.е. по такому агентскому договору принципал конкретно не поручает агенту заключить договоры с поставщиками коммунальных ресурсов (услуг).

Факт заключения договоров на снабжение объекта коммунальными ресурсами и услугами до заключения агентского договора можно несколько «сгладить» включением в агентский договор следующего положения: «В отношении договоров с поставщиками коммунальных ресурсов (услуг), заключенных до заключения настоящего агентского договора, стороны пришли к соглашению, что такие договоры также могут быть использованы (задействованы) агентом для исполнения своих обязанностей по настоящему агентскому договору.».

При изложенном варианте все основные действия и операции в рамках предмета агентского договора начинают осуществляться агентом уже после его заключения, т.е. логичная последовательность «сначала агентский договор, затем действия (операции) в рамках него» – соблюдается.

Хотя, повторимся, Минфин РФ все же настаивает на том, что при использовании рассматриваемого варианта договоры на снабжение объекта коммунальными ресурсами и услугами должны быть заключены агентом после заключения с принципалом (арендатором) агентского договора.

Если арендодатель – физическое лицо без статуса индивидуального предпринимателя

Как мы отметили выше, при возмещении арендатором стоимости коммунальных ресурсов и услуг некоторые налоговые «потери» в цепочке «поставщик коммунальных ресурсов (услуг) – арендодатель – арендатор» могут возникнуть и в случаях, когда арендодателем является физическое лицо без статуса индивидуального предпринимателя.

Соответственно, возникает вопрос: применим ли рассмотренный выше вариант с агентским договором в ситуации, когда арендодателем является физическое лицо без статуса индивидуального предпринимателя?

На первый взгляд, принципиальной разницы с арендодателем на УСН нет и, соответственно, вроде бы можно и в указанной ситуации использовать вариант с агентским договором (при котором получаемые и ретранслируемые агентом от принципала денежные средства в счет оплаты коммунальных ресурсов (услуг) не являлись бы налогооблагаемым доходом агента, а доходом признавалось бы только агентское вознаграждение).

Но агенту необходимо за вознаграждение осуществлять активную регулярную деятельность, что само по себе не свойственно для физического лица без статуса индивидуального предпринимателя. Это все-таки существенный момент.

Подтверждений рассматриваемого варианта с агентским договором применительно к арендодателю – физическому лицу (без статуса индивидуального предпринимателя) в правоприменительной и праворазъяснительной практике нам обнаружить не удалось.

Поэтому вряд ли этот вариант можно считать приемлемым в указанной ситуации (даже если договоры на снабжение объекта коммунальными ресурсами и услугами заключены агентом после заключения с принципалом (арендатором) агентского договора).

Чтобы снять здесь налоговые риски нужно привлечь в качестве агента иное лицо (не арендодателя) с предпринимательским статусом.

Если арендодатель применяет ПСН или ЕНВД

К видам деятельности, в отношении которой может применяться ЕНВД, относится, в том числе, оказание услуг по передаче во временное владение и (или) в пользование торговых мест (пп. 13 п. 2 ст. 346.26 НК РФ).

ПСН может применяться, в том числе, в отношении сдачи в аренду (наем) жилых и нежилых помещений, принадлежащих индивидуальному предпринимателю на праве собственности (пп. 19 п. 2 ст. 346.43 НК РФ).

Применительно к ПСН, Минфин России разъясняет, что доход арендодателя в виде денежных средств, поступивших от арендатора в счет возмещения коммунальных ресурсов и услуг (по договору аренды), является частью дохода в рамках ПСН, т.е. дополнительными налогами он не облагается (Письма Минфина России от 20.05.2016 № 03-11-12/28930, от 14.05.2013 № 03-11-12/16633).

Таким образом, в ситуации, когда арендодатель применяет ЕНВД или ПСН, в части «доходов-расходов» (по суммам в счет возмещения стоимости коммунальных ресурсов и услуг) вариант с агентским договором для целей налоговой оптимизации неактуален.

А вот в части «входящего» НДС от поставщиков коммунальных ресурсов (услуг) вариант с агентским договором может быть использован, поскольку агент, действующий от своего имени, сможет перевыставить арендатору счет-фактуру с «входящим» НДС (понятно, это имеет значение, когда арендатор – плательщик НДС).

Но нужно учитывать, что агентское вознаграждение по агентскому договору в любом случае нельзя будет отнести на ПСН или ЕНВД, т.е. его придется облагать дополнительными налогами в рамках какой-то иной системы налогообложения (в рамках ОСН или, если применяется, – в рамках УСН).

Выводы

Подводя итог, следует сказать, что возмещение арендатором стоимости коммунальных ресурсов и услуг через агентский договор в некоторых случаях может являться законным и допустимым вариантом оптимизации налогообложения. В настоящей статье мы постарались рассмотреть важные нюансы и «подводные камни» этого варианта.

Но, всегда нужно помнить, что даже законная и обоснованная налоговая оптимизация, если она достигается с отклонением от «стандартных» договорных моделей и конструкций, сопряжена с некоторыми налоговыми рисками, коренящимися в плоскости субъективной оценки конкретных правоприменителей. Но в данном случае, пожалуй, это лишь вопрос готовности налогоплательщика к активной и профессиональной досудебной и судебной защите.

По вопросам налогового консультирования обращайтесь – azhigachev1982@mail.ru

Гражданин, который использует жилое помещение или владеет им, обязан вносить плату за целый ряд ресурсов и услуг. Конкретный перечень зависит от многих факторов: площади квартиры, интенсивности потребления ресурсов, возраста дома, состава общего имущества и т.д.

За какие коммунальные услуги нужно оплачивать?

Под общим понятием коммунальных услуг понимается — предоставление определённых услуг, которыми пользуется проживающий в помещении, а именно:

  • Услуги водоснабжения: холодной и горячей воды;
  • канализация (водоотведение);
  • услуги подачи электроэнергии;
  • Услуги газоснабжения, если такой ресурс используется;
  • Услуги по отоплению в зимний период;
  • Услуги по вывозу ТБО;
  • Эксплуатация лифта.

Также необходимо оплачивать за обслуживание всего дома:

  • текущий ремонт общих помещений;
  • уборка лестниц, лифтов, площадок возле квартир;
  • обслуживание домофона и входных дверей;
  • обслуживание общедомовых коммуникаций;
  • уборка придомовой территории;
  • обслуживание и ремонт кровли;
  • иные подобные работы.

Оплата производится на счета поставщиков ресурсов или услуг по тарифам, установленным государством. Оплату обязаны производить все жильцы без исключения, а ставки не зависят от того, кто является собственником жилья.

Перечень коммунальных услуг утвержден статьей 154 ЖК РФ.

Если в доме существует ТСЖ, то, скорее всего, жильцы обязаны оплачивать труд работников этой организации. Для этого вводятся обязательные взносы в определённом размере.

Читайте также статью ⇒ Справка об отсутствии задолженности по коммунальным платежам.

Законодательная база

Квартиросъемщиком в соответствии с действующим законодательством называется наниматель муниципального жилья, который заключил с собственником договор социального найма.

Взаимоотношения сторон при выполнении условий соглашения регулируются главой 8 Жилищного Кодекса (ЖК) Российской Федерации (РФ).

В статье 67 пункт 3 подпункт 5 в обязанность нанимателя вменяется своевременная оплата за занимаемое жилое помещение и коммунальные услуги.

Расходы квартиросъёмщика

Расходы квартиросъёмщика при найме жилья по договору аренды состоят из:

  • Арендная плата за предоставляемое жилье;
  • Оплата коммунальных услуг.

Но на практике многие квартиросъемщики отказываются платить за коммунальные услуги. В этой ситуации нужно ссылаться на договор аренды, если в нем не прописано условие оплаты за коммунальные услуги, тогда собственник должен оплачивать их сам. Поэтому если владелец квартиры хочет что бы коммунальные услуги оплачивал квартиросъемщик тогда этот пункт нудно включить в договор.

Какие коммунальные услуги должен оплачивать квартиросъемщик?

Квартиросъемщик должен оплачивать коммунальные услуги, которые ему предоставляю соответствующие компании.

Перечень коммунальных услуг зависит от инженерной оснащённости жилья коммуникациями.

Разберем основной список коммунальных услуг:

Оплата за водоснабжение Если в квартире не установлен счетчик, тогда сумма оплаты зависит от количества прописанных человек и от нормы предоставляемой воды на 1-го человека в день.
Оплата за отопление Сумма оплаты завить от площади квартиры
Вывоз мусора Так же зависит от количества прописанных человек в квартире и норме на 1-го человека.
Оплата газоснабжения Если дом газифицирован и не установлены счетчики, тогда сумма квитанции начисляется по количеству прописанных человек и по норме приходящей на 1-го человека в месяц
Оплата электроснабжения В квартире обязательно должен быть установлен счетчик, его показания необходимо предоставлять в компанию оказывающую услугу ежемесячно. Сумма зависит от количества использованного ресурса.

Все коммунальные услуги должны оплачивать вовремя. Сроки оплаты указываются на квитанциях по уплате коммунальных услуг.

Если оплата не будет производиться, тогда компании могут предпринять следующие меры:

  • Ограничить подачу ресурса;
  • Прекратить полную подачу ресурса;
  • Начисление пени.

Способы оплаты коммунальных платежей при сдаче жилье по договору аренды

При сдаче жилья по договору аренды коммунальные платежи можно оплачивать тремя способами:

  1. Коммунальные платежи оплачивает квартиросъемщик. Помимо платы за жилье он платить и коммунальные платежи. Но есть риск в том, что квартиросъемщик может не оплачивать, вырастить долг и собственнику жилья придется оплачивать все самостоятельно.
  2. Коммунальные платежи оплачивает сам собственник. В этом случае квартиросъемщик оплачивает только арендную плату, а собственник за собственные средства оплачивает коммунальные услуги.
  3. Коммунальные услуги включаются в арендную плату. В этой ситуации квартиросъемщик оплачивает аренду жилье в фиксированном размере, где уже включена сумма за оплату коммунальных услуг и собственник сам оплачивает эти платежи.
  4. Компенсация расходов по коммунальным платежам – это когда квартиросъемщик оплачивает отдельным платежом коммунальные услуги на счет собственника жилья.

Важно!!! Что бы не было недоразумения между квартиросъемщиком и собственником жилья по оплате коммунальных платежей, нужно этот пункт прописать в договоре аренды. И обязательно прописать способ оплаты.

Читайте также статью ⇒ Ответственность за долг по коммунальным платежам

Преимущества и недостатки каждого из видов оплаты коммунальных услуг

Вид оплаты Плюсы Минусы
Коммунальные платежи включаются в стоимость аренды Квартиросъемщик точно знает, какую сумму он потратит за квартиру; Квартиросъемщик не экономить ресурсы;
Владелец самостоятельно ведет контроль по оплате коммунальных платежей; Владелец тратить личное время на оплату коммунальных платежей за сдаваемое жилье;
Обе стороны могут не встречаться каждый месяц, а перечислять арендную оплату на счет арендодателя; Квартиросъемщик может считать, что ему завышают оплату, так как он не контролирует оплату счетов;
При повышении тарифов на ЖКХ, владелец квартиры может повысить арендную плату, но не более чем 1 раз в год. В зимний период обычно повышаются тарифы на ЖКХ, это обязательно нужно учитывать.
Квартиросъёмщик самостоятельно оплачивает счета Владелец жилья не тратит личное время на оплату счетов;

Доход владельца жилья будет стабильным;

Квартиросъемщик сможет сам контролировать используемых ресурсов.

Владельцу жилья нужно постоянно контролировать оплату коммунальных услуг , и каждый месяц встречать с квартиросъемщиком, что бы забрать платежи;

Есть риск, что квартиросъемщик не будет оплачивать коммунальные услуги;

В зимний период значительно увеличатся расходы по квартире.

Компенсация коммунальных платежей отдельно Прозрачность отношений: каждая сторона знает, что не потратить больше денег, чем положено;

Владелец жилья уверен в оплате коммунальных платежей;

Доход собственника фиксирован;

Квартиросъемщики могут экономить деньги, за счет экономии ресурсов.

Владельцу жилья, придется приезжать за деньгами для того что бы оплатить коммунальные счета;

В договоре аренды будет указано, что сумма меняется – это не выгодно при уплате налогов.

Часто задаваемые вопросы

Вопрос №1 Что должен оплачивать квартиросъемщик?

Ответ: При съеме жилья квартиросъемщик понесет следующие расходы:

  • Арендная плата за предоставленное жилье;
  • Оплата коммунальных услуг, которые включают в себя : водоснабжение, газоснабжение, отопление в отопительный сезон, за электроэнергию, канализацию, эксплуатацию лифта, содержание дома и придомовой территории, капитальный ремонт.

Вопрос №2 Кто должен оплачивать коммунальные платежи?

Ответ: Условие оплаты коммунальных платежей должно быть прописано в договоре. Есть несколько способов, а именно:

  • Оплачивает сам квартиросъемщик;
  • Оплачивает сам владелец жилья;
  • Оплата включена в стоимость аренды;
  • Компенсация коммунальных расходов.

Способ оплаты оговаривают обе стороны при заключении договора аренды.

Орешкина М. А.,
экономист
1-й категории

Перевыставляем коммунальные платежи арендатору

Арендная плата часто состоит из твердой и переменной части. Такой переменной частью является «коммуналка». Важно правильно оформить перевыставление счетов от специализированных организаций арендатору.

Действующее законодательство не регламентирует способы обеспечения арендатора коммунальными услугами и иными услугами (например, услугами связи, Интернета). В силу принципа свободы договора (ст. 421 ГК РФ) стороны вправе самостоятельно определить способ реализации обязанности арендатора по оплате коммунальных услуг.

На практике существует несколько способов обеспечения арендатора коммунальными услугами, например:

  • арендатор самостоятельно заключает договоры на коммунальные услуги с поставщиками услуг;
  • арендатор заключает с арендодателем агентский договор, чтобы последний выступал его представителем перед поставщиками коммунальных услуг;
  • арендатор компенсирует арендодателю стоимость коммунальных услуг в составе арендной платы (арендная плата состоит из постоянной и переменной части);
  • арендатор компенсирует арендодателю стоимость коммунальных услуг отдельным платежом
    (по отдельному счету).

Однако заключать договоры напрямую с поставщиками некоторых коммунальных услуг они могут только в случае, если существует возможность установить приборы учета электроэнергии, тепловой энергии, газа, воды в арендуемом объекте. В отношении других коммунальных услуг заключение арендаторами отдельных договоров также технически затруднительно (водоотведение, уборка прилегающей территории) или нецелесообразно. Поэтому зачастую арендодатели заключают в интересах арендаторов договоры непосредственно с исполнителями коммунальных услуг, получая впоследствии компенсацию затрат по оплате этих услуг за счет средств арендатора. При этом возложение на арендатора расходов по оплате коммунальных услуг не является частью арендной платы (п. 12 Обзора практики разрешения споров, связанных с арендой (Приложение к информационному письму Президиума ВАС РФ от 11.01.2002 № 66)).

ПЕРВОИСТОЧНИК

По агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала.

— Статья 1005 ГК РФ.

Агентский договор

В таком договоре необходимо установить:

  • предмет договора: юридические и(или) фактические действия, которые агент или субагент должен совершить по поручению принципала или агента;
  • условие о размере агентского вознаграждения, такой размер определяется в соответствии
    с п. 3 ст. 424 ГК РФ;
  • условие о порядке уплаты агентского вознаграждения. Принципал обязан уплачивать вознаграждение в течение недели с момента представления ему агентом отчета за прошедший период, если из существа договора или обычаев делового оборота не вытекает иной порядок уплаты вознаграждения.

ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Законодательство РФ не содержит специальных требований к форме агентского договора на оплату коммунальных услуг. Применению подлежат общие правила о форме совершения сделок.

Агентский договор можно составить как в виде отдельного договора, в котором арендодатель выступает в качестве агента и за агентское вознаграждение, а можно предусмотреть обязанности агента в основном договоре аренды.

Особым документом является отчет агента, из которого виден размер агентского вознаграждения.

В этом случае арендодатель выступает в роли посредника между специализированной организацией – поставщиком услуг и арендатором.

Если арендодатель сдает в аренду помещение и как посредник участвует в расчетах арендатора за коммунальные услуги, то в доходы у него включаются:

Как видите, подобный договор очень выгоден для арендодателя, поскольку договор является возмездным и арендодатель получает агентское вознаграждение.

Пример 1.

По агентскому договору:

— коммунальные услуги составляют 20 000 руб.;

— агентское вознаграждение – 5000 руб.

УСН 6% с 25 000 руб. – 1500 руб.

ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Агентский договор на оплату коммунальных услуг прекращается по общим основаниям прекращения обязательств, а также по специальным основаниям, установленным для агентского договора в ст. 1010 ГК РФ.

ЭНЕРГОСБЫТОВАЯ КОМПАНИЯ
Коммунальные услуги

АРЕНДОДАТЕЛЬ
Агентский договор (коммунальные услуги + вознаграждение агента)

АРЕНДАТОР
Оплата по агентскому договору

Договор на возмещение коммунальных услуг

Арендатор обязан нести расходы на содержание имущества (к которым относятся и коммунальные расходы), если иное не установлено законом или договором аренды (п. 2 ст. 616 Гражданского кодекса РФ).

В данном случае покупателем коммунальных услуг (фактически потребляемых арендатором) является арендодатель, при этом договором аренды предусмотрено, что стоимость коммунальных услуг, приходящихся на переданное в аренду помещение, компенсируется арендатором. Такие условия договора не противоречат п. 2 ст. 616 ГК РФ.

Соответственно, существенными условиями являются:

  • предмет договора, то есть виды коммунальных услуг, которые возмещаются по договору;
  • стоимость услуг.

Если по договору арендатор возмещает стоимость потребленных им коммунальных услуг, у арендодателя не происходит увеличения или уменьшения экономических выгод и в бухгалтерском учете доходы и расходы не отражаются (п. 2 ПБУ 9/99, п.п. 2, 16 ПБУ 10/99).

Подтверждающими документами будут:

  • счета поставщиков коммунальных услуг;
  • документы об их оплате арендодателем (платежные поручения, кассовые чеки и др.).

Возмещая услуги компании или предпринимателю, применяющим УСН, компания, которая находится на общей системе налогообложения, не сможет принять к возмещению НДС.

Для арендодателя договор на возмещение коммунальных услуг тоже не очень выгоден, поскольку подобный договор предусматривает исключительно возмещение расходов, а не дополнительную выгоду в виде агентского вознаграждения.

ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Обязательность компенсации расходов вытекает из того, что потребление арендатором коммунальных услуг по договорам, заключенным арендодателем с поставщиками коммунальных услуг, без компенсации последнему понесенных им расходов должно рассматриваться как неосновательное обогащение.

Пример 2.

Сумма по договору на возмещение коммунальных услуг – 20 000 руб.

УСН с дохода – 1200 руб.

Если в договоре предусмотрено только возмещение без дополнительных услуг, то фактически арендодатель получает дополнительные расходы в виде налога.

ЭНЕРГОСБЫТОВАЯ КОМПАНИЯ
Коммунальные услуги

АРЕНДОДАТЕЛЬ
Договор на возмещение коммунальных услуг

АРЕНДАТОР
Оплата по договору на возмещение услуг без дополнительной оплаты арендодателю

Перевыставление счетов от энергоснабжающей организации

В этом случае компания или предприниматель не заключают отдельный договор, а просто перевыставляют счета. Однако перевыставление счетов не регулируется между сторонами договором и может вызвать претензии со стороны арендатора.

Возможность перевыставления счетов-фактур вытекает из налогового законодательства для лиц (в том числе для лиц, не являющихся налогоплательщиками НДС), осуществляющих, в частности, предпринимательскую деятельность в интересах другого лица на основе договоров комиссии, агентских договоров, предусматривающих реализацию и(или) приобретение товаров (работ, услуг), имущественных прав от имени комиссионера (агента) (п. 3.1 ст. 169 НК РФ). Отметим, что такие лица при перевыставлении счетов-фактур обязаны вести журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур в отношении указанной деятельности и представлять его в налоговые органы по месту своего учета (п. 5.2 ст. 174 НК РФ).

Кроме того, могут возникнуть риски у арендатора в отношении получения вычетов. В ст.ст. 171–172 НК РФ указаны условия применения вычета, но положения этих статей не содержат специальных правил о применении вычета при возмещении расходов. При этом, по мнению ФНС, счет-фактура арендодателем не перевыставляется, арендатор не имеет права на вычет (Письмо Минфина РФ от 24 марта 2007 г. № 03-07-15/39).

Но есть и иная практика, согласно которой именно в этом случае арендатор может получить вычет по НДС. В постановлении Президиума ВАС РФ от 25.02.2009 № 12664/08 суд подтвердил, что арендатор, который оплачивает стоимость электроэнергии арендодателю, вправе применить вычет на основании счетов-фактур, выставленных ему арендодателем.

ПОЗИЦИЯ МИНФИНА

При применении переменной части арендодатель не вправе перевыставлять арендатору счет-фактуру.

— Письмо от 14.05.2008 № 03-03-06/2/51.

Переменная часть арендной платы

При согласовании расчетной (определяемой) величины арендной платы стороны указывают в договоре механизм исчисления ее размера. Для арендодателя вся переменная часть арендной платы будет доходом, то есть с переменной части нужно заплатить еще налог. Если переменная часть равна коммунальным услугам, то это невыгодно арендодателю, поскольку арендодатель с этой суммы заплатит еще налог УСН. Арендатору это также невыгодно, поскольку арендатор на общей системе налогообложения не может возместить НДС из бюджета.

  • на ОСН – на последнее число каждого месяца;
  • на УСН – на дату оплаты поставщику, но не ранее последнего числа месяца.

Кроме того, проверяющие могут не признать расходы, которые несет арендодатель.

Пример 3.

Сумма по договору на возмещение коммунальных услуг – 20 000 руб.

УСН с дохода – 1200 руб.

Перевыставление счета не подразумевает дополнительные доходы арендодателя, поэтому фактически арендодатель получает убытки.

ЭНЕРГОСБЫТОВАЯ КОМПАНИЯ
Коммунальные услуги

АРЕНДОДАТЕЛЬ
Перевыставление счета

АРЕНДАТОР
Оплата по счету от энергосбытовой компании

Другие варианты

Также вариантом уплаты коммунальных платежей является включение коммунальных платежей в договор на содержание имущества. В этом случае арендодатель будет оказывать услуги в виде содержания имущества, сюда будут входить не только коммунальные услуги, но и охрана, текущий ремонт, уборка помещений и другие.

В таком договоре существенным условием будет являться условие о предмете, то есть виды услуг, которые оказываются по договору.

А вот не является существенным условие о цене оказываемых услуг. При отсутствии в договоре такого условия цена определяется по правилам п. 3 ст. 424 ГК РФ (п. 54 постановления Пленума Верховного суда РФ № 6/8 от 01.07.1996).

Вместе с тем, если арендатор не оплачивает услуги по данному договору, то оплата может быть взыскана в судебном порядке. В силу п. 2 ст. 616 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатор обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или договором аренды (постановление ФАС Московского округа от 29.03.2010 № КГ-А40/1107-10).

Однако в этом случае арендатору на общей системе налогообложения не удастся получить вычет по НДС.

Пример сметы расходов (тыс. руб.).

Август Сентябрь
Благоустройство и озеленение придомовой территории 67 804
Расходы на исполнение трудовых функций работниками ТСЖ 440 440
Содержание и ремонт лифтов 193 193
Расходы на реконструкцию 465 500
Расходы на капитальный ремонт 780 800
Взносы в резервный фонд 55 55
Материальные расходы 278 287
Тепловая энергия 220 230
Электроэнергия 420 500
Вывоз ТБО 30 30
Уборка общедомовой территории 70 70

Подобный способ учитывает все виды расходов на содержание, а не только коммунальные услуги.

ЭНЕРГОСБЫТОВАЯ КОМПАНИЯ
Коммунальные услуги

АРЕНДОДАТЕЛЬ
Учет коммунальных услуг в составе всех услуг на эксплуатацию

АРЕНДАТОР
Оплата на основании договора на содержание имущества

Таким образом, наиболее выгодным будет вариант, предусматривающий дополнительные выгоды, например, агентский договор.

ВАЖНО В РАБОТЕ

По общим правилам, если «упрощенец» все-таки выставит покупателю счет-фактуру с выделением суммы НДС, то согласно пп. 1 п. 5 ст. 173 НК РФ у него появляется обязанность по уплате указанного НДС в бюджет.

Проблемы НДС, если арендатор применяет ОСН

Если арендодатель применяет упрощенную систему налогообложения и на сумму арендной платы НДС не начисляется, это рекомендуется также указать в договоре.

Но при этом арендатор, применяющий ОСН, не может принять НДС к вычету.

Сумму «входного» НДС арендатор не вправе принимать к вычету, так как у него отсутствует счет-фактура. Поскольку для целей НДС нет реализации, то и основание для выставления арендодателем арендатору счета-фактуры отсутствует. Таким образом, у арендатора не соблюдается одно из условий для возникновения права на вычет, установленное п. 1 ст. 172 НК РФ (письма Минфина России от 14.05.2008 № 03-03-06/2/51, ФНС России от 21.03.2006 № ШТ-6-03/297@).

Для арендодателя, не являющегося энергоснабжающей организацией, операции по поставке (отпуску) электроэнергии, осуществляемые в рамках договора аренды, не являются операциями по реализации товаров и, как следствие, не являются объектом обложения НДС, также компания, применяющая УСН, не является агентом по НДС. Поэтому арендодатель-«упрощенец» не имеет права выставлять арендатору счета-фактуры по электроэнергии, потребленной арендатором.

Но поскольку положительная практика в отношении перевыставления счетов все же имеется, то арендатор может все-таки на свой страх и риск принять к вычету, при условии возникновения судебного спора.

Документальное оформление

Основным документом по агентскому договору является отчет агента, в котором устанавливается агентское вознаграждение. Срок представления отчета устанавливается сторонами. Срок может быть установлен как конкретный день или период времени, в течение которого отчет должен быть передан заказчику после наступления определенного события (окончания отчетного периода, исполнения обязательств посредника).

ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Порядок и своевременность направления документов сторонами посреднической сделки важны не только для контроля над ходом исполнения условий договора, но и для отражения осуществляемых операций в бухгалтерском и налоговом учете контрагентов.

Если речь идет о договоре на возмещение коммунальных услуг, то первичным документом будет акт выполнения услуг. В акте должны отражаться следующие реквизиты:

1) наименование документа;

2) дата составления документа;

3) наименование экономического субъекта, составившего документ;

4) содержание факта хозяйственной жизни;

5) величина натурального и(или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения;

6) наименование должности лица (лиц), совершившего (совершивших) сделку, операцию и ответственного (ответственных) за ее оформление, либо наименование должности лица (лиц), ответственного (ответственных) за оформление свершившегося события;

7) подписи уполномоченных лиц.

Перевыставление счетов означает отражение сумм в счете, но при этом выставление счета от своего имени.

Оплата переменной части арендной платы осуществляется арендатором на основании документов, подтверждающих фактически понесенные арендодателем расходы. Например, в качестве подобных документов могут использоваться счета от энергосбытовой компании, а также смета расходов или акт.

Имеет ли право арендодатель включать в арендную плату расходы арендатора на коммунальные услуги (электро- и теплоэнергию, водоснабжение), плату за услуги связи, за техническое обслуживание пожарной сигнализации без соответствующих лицензий и согласований с ресурсоснабжающими организациями, а также расходы на оплату санитарно-эпидемиологических мероприятий в отношении арендованного имущества (все платежи включены в состав арендной платы в фиксированном размере, о чем указано в договоре аренды)?

15 октября 2019

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Обеспечение арендодателем сдаваемых в аренду помещений электроэнергией, теплом, водоснабжением, связью, техническим обслуживанием пожарной сигнализации, санитарно-эпидемиологическими мероприятиями не может рассматриваться как сделки, направленные на оказание услуг, не требует лицензирования и согласования с ресурсоснабжающими организациями. Включение в арендную плату стоимости данных услуг не противоречит законодательству.

Обоснование позиции:
В соответствии с п. 1 ст. 611 ГК РФ арендодатель обязан предоставить арендатору имущество в состоянии, соответствующем условиям договора аренды и назначению этого имущества. Это значит, что арендуемое помещение должно сдаваться в аренду в пригодном для целей арендатора состоянии: с освещением, отоплением, водоснабжением, канализацией, обеспеченным услугами связи и т.д.
Согласно п. 2 ст. 616 ГК РФ арендатор обязан нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или договором аренды.
Из перечисленных услуг, которые включены в арендную плату, согласно Федеральному закону от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее — Закон N 99-ФЗ) подлежат лицензированию деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, а также оказание услуг связи (п. 15 и п. 36 ст. 12 Закона N 99-ФЗ).
Согласно п. 2 ст. 3 Закона N 99-ФЗ лицензия — это специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности: выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности.
Поскольку арендодатель не оказывает услуги по техническому обслуживанию пожарной сигнализации и услуги связи, а лишь включает часть расходов, понесенных арендодателем на данные услуги в соответствии с заключенными арендодателем договорами, в арендную плату, то квалифицировать данные действия как деятельность, подлежащую лицензированию, нельзя. Соответственно, получение лицензии арендодателем в данном случае не требуется.
Что касается включения в арендную плату возмещения расходов по электро-, тепло-, водоснабжению, необходимо отметить следующее. В рассматриваемом случае арендодатель также не оказывает каких-либо услуг арендатору, поскольку они предоставляются арендодателю уполномоченными лицами — ресурсоснабжающими организациями на основании заключенных с ними соглашений. Отношений же по оказанию услуг электро-, тепло-, водоснабжения между арендодателем и арендатором не возникает независимо от указания в договоре аренды, что стоимость данных услуг включается в арендную плату (п. 22 Обзора практики разрешения споров, связанных с арендой, сообщенного информационным письмом Президиума ВАС РФ от 11.01.2002 N 66). Фактически сторонами в договоре аренды согласовывается порядок расчетов между лицом, которое фактически потребило услуги (арендатором), и лицом, которое приобрело их по договорам об оказании соответствующих услуг (арендодателем).
Таким образом, включение в договор аренды условия о том, что в состав арендной платы входят расходы на электро-, тепло-, водоснабжение в рассматриваемой ситуации, не образует самостоятельных сделок, не требует согласования с ресурсоснабжающими организациями и не противоречит законодательству.
По вопросу включения в арендную плату расходов за санитарно-эпидемиологические мероприятия в отношении арендованного имущества отметим следующее. В соответствии со ст. 11 Федерального закона N 52-ФЗ от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее — Закон N 52-ФЗ) юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия. В силу ст. 24 Закона N 52-ФЗ при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Полагаем, что арендодатель вправе включить в договор с арендатором условие о включении данных расходов в арендную плату, поскольку эти расходы связаны в том числе с безопасной эксплуатацией помещений, которыми пользуется арендатор. Данное условие не противоречит законодательству и может быть включено в договор в силу ст. 421 ГК РФ (свобода договора).

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
— Энциклопедия решений. Постоянная и переменная части арендной платы;
— Энциклопедия решений. Агентский договор на оплату коммунальных услуг.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Данилова Наталья

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Золотых Максим

Записи созданы 8837

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх