Аудит 2018

Начало текущего года ознаменовалась значительными изменениями относительно процедуры ежегодных проверок финансовой отчетности определенного ряда юридических лиц, его основных критериев. Более подробно каждый пункт рассмотрен в статье.

Обязательный аудит – достаточно сложная, поэтапная и строго регламентированная процедура проверки годовой отчетности на правдивость и соответствие нормам отечественного законодательства. Согласно действующим законам, проводить такую проверку имеют право только компании или частные аудиторы, получившие необходимый квалификационный аттестат.

Проверка может носить добровольный характер, когда руководство желает контролировать состояние дел и работу своих сотрудников. Но, для обязательной процедуры есть четко определенные основания и основные критерии обязательного аудита.

Содержание

Критерии проведения обязательного аудита 2018

Основным нормативным актом, который регламентирует проведение отчетности предприятия по требованию в РФ, является 307-ФЗ. Согласно ст.5 данного закона определен перечень критериев и субъектов обязательного аудита.

Критерием обязательного аудита является юридическое или стоимостное основание. Юридические основания к проведению контроля – это принадлежность субъекта хозяйственной деятельности к определенному типу организационно-правовой формы или к конкретной сфере. Второй момент – превышение ограничений по показателям выручки или объему активов. Если юридическое лицо соответствует указанным пунктам, аудит для него будет носить обязательный характер.

С учетом последних изменений, юридические лица обязаны проходить контроль, если два предшествовавших отчетному периоду года:

  • размер выручки больше 800 000 000 рублей;
  • сумма активов в балансе выше 400 миллионов рублей;
  • официальная численность персонала – более 100 человек.

Согласно юридическому критерию проведения обязательного аудита под ежегодный контроль подпадают:

  • акционерные общества;
  • кредитные компании;
  • организаторы торговли;
  • профессиональные участники РЦБ;
  • компании, предоставляющие страховые и клиринговые услуги;
  • пенсионные фонды негосударственного типа, их управляющие;
  • инвестиционные, паевые фонды, их управляющие.

Изменения критериев обязательного аудита в 2018 направлены на освобождение субъектов малого бизнеса от проверок путем приведения показателей выручки и штата сотрудников в строгое соответствие нормам.

Требования к главному бухгалтеру

Особенности обязательного аудита АО

Действующее законодательство определяет, что акционерные общества в обязательном порядке должны ежегодно проверять финансовую отчетность и первичную бухгалтерскую документацию. Конкретных особенностей нормативно-правовые акты не предусматривают, поэтому используются критерии обязательного аудита для ООО.

Основные этапы проведения проверки:

  1. Плановая подготовка к процедуре. На данном этапе разрабатывается стратегия предстоящей проверки, утверждаются графики, составляется общий план в виде программы проведения контроля. Аудитор уже на этапе планирования должен получить общее представление об особенностях хозяйственно-финансовой деятельности субъекта.
  2. Непосредственно аудит, сбор информации, изучение документации. Аудитор проверяет всю первичную документацию, уставные документы, проводит сверку проводимых бухгалтеров расчетов. Все полученные данные оцениваются специалистами на соответствие нормам отечественного законодательства. На основе анализа аудиторы составляют рекомендации относительно устранения выявленных недочетов, ошибок в документации.
  3. Подготовка аудиторского заключения. Оно может быть немодифицированного и модифицированного типа. В первой случае бухгалтерская документация не содержит ошибок, во втором случае – аудитор определил существенные искажения.
  4. Подача подготовленного заключения в соответствующие органы.

Если аудитор выявил ошибки, он должен сообщить об этом собственнику компании, и предоставить возможность объяснить ситуацию и предъявить дополнительную документацию, которая может ее объяснить.

Что касается сроков проведения, то обязательный аудит согласно критериям 2018 проводится ежегодно один раз. Добровольная проверка может проводиться по желанию собственника в любое время.

Ответственность за нарушения правил

Проверка отчетности проводится по требованию, в противном случае компании грозят серьезные штрафы. Требование и сроки подачи заключений статистическим органам четко регламентированы ст. 18 № 402-ФЗ.

Стоит отметить, что административную ответственность закон предусматривает не за отказ проходить проверку, а за непредоставление отчета о ее проведении. Предусмотренные в таком случае наказания (регламентировано нормами КоАП):

  1. Если в территориальное отделение статистики не подается вовремя заключение аудитора, то для юрлиц наказывают штрафом до 5000 рублей, должностное лицо – не более 300-500 рублей. Штраф предусмотрен и при предоставлении бухотчетности в неполном объеме. Повторное нарушение подобного рода грозит не только штрафом, но и дисквалификацией на несколько лет.
  2. Если акционерное общество не опубликует аудиторское заключение на собственном сайте: ответственность сотрудника — 30-50 тысяч рублей, либо дисквалификация от деятельности на год или два, юридического лица – от 700 тысяч до 1 миллиона рублей.
  3. За невнесение полученных результатов проверки в срок в ЕФРФД юридическим лицам грозит административная ответственность в форме штрафа суммой 5-50 тысяч рублей.
  4. Если налоговая проверка выявляет, что заключение не хранилось организацией требуемые 5 лет, полагается штраф в сумме 5-10 тысяч рублей.

Таким образом, изменения в критериях обязательного аудита в 2018 году призваны сделать заключения специалистов более информативными и прозрачными, а также немного послабить нагрузку на малый бизнес.

Добавить в «Нужное»

Актуально на: 3 декабря 2019 г.

Для того, чтобы получить квалифицированное независимое мнение о достоверности своей бухгалтерской (финансовой) отчетности, организация может привлекать к проверке этой отчетности специализированную аудиторскую организацию или индивидуального аудитора. Но в некоторых случаях проведение годового аудита – обязанность, а не право организации. О том, какие для обязательного аудита критерии действуют в 2019 году, расскажем в нашей консультации.

Общие критерии проведения обязательного аудита 2018

Основные критерии и субъекты обязательного аудита предусмотрены Федеральным законом от 30.12.2008 № 307-ФЗ. В общем случае организация обязана проводить годовой аудит бухгалтерской отчетности за 2018 год, если она удовлетворяет любому из условий, приведенных в ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ.

Так, критерием обязательного аудита являются:

  • организация имеет организационно-правовую форму АО;
  • ценные бумаги организации допущены к организованным торгам;
  • организация является кредитной организацией, бюро кредитных историй, организацией, являющейся профессиональным участником рынка ценных бумаг, страховой организацией, клиринговой организацией, обществом взаимного страхования, организатором торговли, негосударственным пенсионным или иным фондом (за исключением фонда, имеющего статус международного фонда в соответствии с Федеральным законом от 03.08.2018 N 290-ФЗ), акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда (за исключением государственных внебюджетных фондов);
  • объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) организации за 2018 год превысил 400 миллионов рублей;
  • сумма активов бухгалтерского баланса на 31.12.2018 превышает 60 миллионов рублей;
  • организация представляет или раскрывает годовую сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность.

Таким образом, например, организационно-правовая форма АО обязывает организацию проводить обязательный аудит независимо от соответствия иным критериям, а для обязательного аудита ООО критерием может быть, к примеру, объем выручки или сумма активов.

Иные случаи обязательного аудита, установленные федеральными законами

Помимо основных критериев обязательного аудита, перечисленных выше, существуют условия, при которых организация обязана проводить аудит в силу требований федеральных законов.

Так, напрмер, обязательный аудит проводится в отношении бухгалтерской отчетности:

Обязательный бухгалтерский аудит: куда сдавать аудиторское заключение?

Начиная с отчетности за 2019 год бухгалтерская отчетность представляется только в ИФНС (за некоторым исключением). Причем по общему правилу отчетность нужно будет сдавать в электронном виде (отчетность за 2019 год субъекты малого предпринимательства могут представить на бумаге). Организациям, отчетность которых подлежит обязательному аудиту, аудиторское заключение нужно подавать либо вместе с бухгалтерской отчетностью, либо не позднее 10 рабочих дней, следующих за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря (ч.5 ст.18 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ (в ред., действ. с 01.01.2020).

Близится срок сдачи годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2018 год. В каких случаях проведение аудиторской проверки является обязательной?

Исчерпывающий перечень оснований для проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности компаний приведен в ст.5 Федерального закона от 30.12.2008 г. №307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее по тексту – Закон №307-ФЗ).

АУДИТОРСКИЕ УСЛУГИ

Так, обязательному аудиту подлежат:

  • все без исключения АО (независимо от типа – ЗАО, ОАО, ПАО и АО);

  • кредитные, страховые, клиринговые организации, общества взаимного страхования, организации, являющиеся профессиональными участниками рынка ценных бумаг, фонды (НПФ (за исключением государственных внебюджетных фондов), ПИФ, АИФ);

  • компании с объемом выручки от продажи продукции (товаров, работ, услуг) за предшествовавший отчетному год более 400 млн рублей (исключение составляют органы государственной власти и местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения, ГУПы и МУПы, сельскохозяйственные кооперативы и их союзы) либо с суммой активов бухгалтерского баланса на конец предшествовавшего отчетному года более 60 млн рублей;

  • компании, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам, представляющие и (или) публикующие сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность. Исключения составляют органы государственной власти и местного самоуправления, государственного внебюджетного фонда, а также государственного и муниципального учреждения;

  • компании в иных случаях, установленных федеральными законами.


Например, для организаторов азартных игр обязанность проводить аудит установлена п.12 ст.6 Закона от 29.12.2006 г. №244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ», для политических партий – Федеральным законом от 11.07.2001 г. №95-ФЗ «О политических партиях», для российского научного фонда — Федеральным закон от 02.11.2013 г. №291-ФЗ «О Российском научном фонде и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ».

Обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2018 год

Перечень случаев проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2018 год приведен в Письме Минфина РФ от 15.01.2019 г. №б/н.

  • государственные корпорации и компании, государственные компании (п.2 ст.7.1 и п.8 ст.7.2 Федерального закона от 12.01.1996 г. №7-ФЗ);

  • микрофинансовые компании (п.4 ст.15 Федерального закона от 02.07.2010 г. №151-ФЗ);

  • операторы лотереи (ст.23 Федерального закона от 11.11.2003 г. №138-ФЗ);

  • организаторы азартных игр (п.12 ст.6 Федерального закона от 29.12.2006 г. №244-ФЗ);

  • управляющие компании и специализированные депозитарии, осуществляющие деятельность, предусмотренную Федеральным законом от 20.08.2004 г. №117-ФЗ (п.1 и п.2 ст.29 Закона №117-ФЗ);

  • жилищные накопительные кооперативы (п.1 ст.54 Федерального закона от 30.12.2004 г.
    №215-ФЗ);

  • кредитные кооперативы, если количество физических лиц, являющихся его членами, превышает 2 000 человек (п.1 ст.31 Федерального закона от 18.07.2009 г. №190-ФЗ);

  • организации, являющиеся саморегулируемыми организациями (п.4 ст.12 Федерального закона от 01.12.2007 г. №315-ФЗ);

  • организации, являющиеся застройщиком, привлекающим денежные средства участников долевого строительства для строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости
    (за исключением объектов производственного назначения) (п.5 ст.3 Федерального закона от 30.12.2004 г. №214-ФЗ);

  • туроператоры, осуществляющие деятельность в сфере выездного туризма (если общая цена туристского продукта в сфере выездного туризма за предыдущий год составила более 400 миллионов рублей) (ст.17.7 Федерального закона от 24.11. 1996 г. №132-ФЗ);

  • прочие организации в случаях, установленных Федеральными законами.

Статус субъекта малого предпринимательства не всегда спасает от аудита

Напомним, что еще 20 июня 2016 г. вступил в силу приказ Минфина России от 16.05.2016 г. №64н, изменяющий упрощенные способы ведения бухучета для малых и некоммерческих организаций. Это означает, что малые компании смогут составлять отчетность за 2018 г. по упрощенным формам. Упрощенный порядок составления отчетности может применяться организациями, которым разрешено вести бухучет упрощенным способом.

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ АУДИТ

К таким организациям относятся (ст.7 Закона от 06.12.2011 г. №402-ФЗ «О бухгалтерском учете»):

  • субъекты малого предпринимательства;

  • НКО;

  • организации, получившие статус участников проекта «Сколково».

Критерии, по которым компании относят к субъектам малого бизнеса, установлены Федеральным законом от 29.06.2015 г. №156-ФЗ:

  • размер выручки за предыдущий год от реализации товаров, работ или услуг (без учета НДС) не превышает 800 млн. руб.;

  • средняя численность работников не более 100 человек;

  • доля сторонних организаций в уставном капитале компании не более 49 процентов.

Такие малые компании могут вести бухгалтерский учет упрощенным способом. От выбранного способа ведения учета зависит и показатели статей бухгалтерской отчетности.

Но ситуация кардинально меняется, если малая компания подлежит обязательному аудиту. В этом случае компания сталкивается с необходимостью формировать полный комплект бухгалтерской отчетности, обеспечить ведение на счетах различий между бухгалтерским и налоговым учетом (т.е. применять ПБУ 18/02*, утв. Приказом Минфина РФ от 19.11.2002 г. №114н), формировать резерв на оплату отпусков (т.е. применять ПБУ 8/2010, утв. Приказом Минфина РФ от 13.12.2010 г. №167) и т.п.


Примечание*

Отказаться от применения ПБУ 18/02 можно, только если малое предприятие вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета. А «малыши», подлежащие обязательному аудиту, сделать это не вправе (пп.1 п.5 ст.6 Закона №402-ФЗ).

Если компания применяет специальные налоговые режимы (ЕНВД, УСНО, единый сельхозналог), то ПБУ 18/02 можно не применять, прописав об этом в учетной политике.

Как правило, таких упрощенных льгот лишается малое предприятие с организационно-правовой формой АО (пп.1 п.1 ст.5 Федерального закона от 30.12.2008 г. №307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», далее по тексту – Закон №307-ФЗ). При этом законодательством РФ предусмотрен особый порядок проведения обязательного аудита в АО, в уставном капитале которого есть определенная доля участия государства (п.4 ст.5 Закона №307-ФЗ).

У «малыша» может объем выручки от продажи продукции (товаров, работ, услуг) за предшествовавший отчетному году составить более 400 млн рублей либо сумма активов бухгалтерского баланса на конец предшествовавшего отчетному года — более 60 млн рублей (пп.5 п.1 ст.5 Закона №307-ФЗ). И в этом случае малое предприятие подлежит обязательному аудиту и об упрощенных формах бухгалтерской отчетности можно забыть.

КОНСУЛЬТАЦИЯ АУДИТОРА

А если вопреки законодательству компания сдаст отчетность по упрощенным формам?

В случае представление бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах по упрощенным формам вместо общеустановленных (полных) форм или непредставление отдельных форм отчетов (приложений) может повлечь привлечение компании и ее должностных лиц к ответственности, предусмотренной п.1 ст.126 НК РФ, ч.1 ст.15.6 КоАП РФ.

А согласно п.1 ст.126 НК РФ непредставление в установленный срок налогоплательщиком в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах, влечет взыскание штрафа в размере 200 рублей за каждый непредоставленный документ.

ИНИЦИАТИВНЫЙ АУДИТ

Как рассчитывается сумма штрафа?

Так, в составе бухгалтерской отчетности за 2018 год компания должна сдать:

  • бухгалтерский баланс;

  • отчет о финансовых результатах;

  • отчет об изменениях капитала;

  • отчет о движении денежных средств;

  • пояснения в табличной и текстовой формах.

Если компания не сдала в срок бухгалтерскую отчетность, то размер штрафа составит 1 000 рублей (200 рублей × 5).

Если же сдать в Росстат РФ бухгалтерскую отчетность не в полном объеме, то будет взыскан административный штраф.

Руководителю компании грозит штраф от 300 до 500 рублей, а саму компанию могут оштрафовать на сумму от 3 000 до 5 000 рублей (ст.19.7 КоАП, письмо Росстата РФ от 16.02.2016 г. №13-13-2/28-СМИ).

АУДИТ АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА (АО)

Штрафы за отсутствие аудиторского заключения

Штрафы для организаций, подлежащих обязательному аудиту, за непроведение обязательного аудита законодательством не предусмотрены. Штрафы могут быть за непредставление аудиторского заключения.

1) Штрафы со стороны налоговиков

Аудиторское заключение не является документом, служащим основанием для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, а также документом, подтверждающим правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, и, следовательно, у налогового органа нет оснований налагать штраф по п. 1 ст.126 НК РФ за его непредставление. Данную позицию разделяют и арбитражные суды (Постановление АС Поволжского округа от 25.07.2016 г. №А55-24924/2015).

2) Штрафы со стороны Росстата

За непредставление аудиторского заключения к комплекту представляемой в Росстат бухгалтерской отчетности (в случае обязательного аудита), организации и ее должностному лицу может грозить административный штраф (ст.19.7 КоАП РФ, письма Росстата РФ от 16.02.2016 г. №13-13-2/28-СМИ, от 16.12.2013 г. №1578/ОГ ):

  • от 300 до 500 рублей (на должностных лиц);

  • от 3 тыс. до 5 тыс. рублей (на юридических лиц).

При этом наложение штрафа не освобождает организацию от обязанности представить аудиторское заключение в органы статистики (п.4 ст.4.1 КоАП РФ).

3) Штрафы со стороны Банка России

Самые серьезные санкции могут быть наложены Банком России.

Публичное АО обязано раскрывать годовой отчет и годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность (ст.92 Федерального закона от 26.12.1995 г. №208-ФЗ «Об акционерных обществах», далее по тексту – Закон №208-ФЗ). Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность АО, подлежащего обязательному аудиту, раскрывается путем опубликования ее текста на странице в сети Интернет не позднее трех дней с даты составления аудиторского заключения, выражающего в установленной форме мнение аудиторской организации о ее достоверности (п.71.4 Положения).

Отсутствие информации, подлежащей раскрытию в соответствии с настоящим Положением, без достаточных на то оснований является основанием для привлечения эмитента к ответственности, а также для установления ограничений на обращение ценных бумаг в соответствии с законодательством РФ (п.2.13 Положения).

Административная ответственность за данное нарушение предусмотрена п.2 ст. 15.19 КоАП.

Так, раскрытие информации не в полном объеме (бухгалтерская отчетность должна раскрываться вместе с аудиторским заключением), и (или) недостоверной информации, и (или) вводящей в заблуждение информации влечет наложение административного штрафа:

  • от 30 тыс.рублей до 50 тыс.рублей (на должностных лиц) либо их дисквалификацию на срок от 1 года до 2 лет;

  • от 700 тыс.рублей до 1 млн рублей (на юридических лиц).

При наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, размер минимального штрафа может быть снижен судом. Например, за неразмещение аудиторского заключения на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», судом был снижен штраф до 350 тыс. рублей (Постановления АС Северо-Западного округа от 10.02.2016 г. №А56-30455/2015, КС РФ от 25.02.2014 г. №4-П).

Важно! Аудиторское заключение в отношении годовой бухгалтерской отчетности компаний за 2018 год должно быть представлено в орган государственной статистики не позднее 31 декабря 2019 года.

Обязательный аудит и критерии 2018 года — с этими понятиями вас познакомит наш материал. Кроме того, вы узнаете дополнительную информацию о применении критериев обязательного аудита.

Понятие обязательного аудита, что является критерием для его проведения

Обязательный аудит — это комплекс проверочных мероприятий, проводимый:

  • ежегодно;
  • независимыми аудиторами;
  • для выражения мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности;
  • в отношении попадающего под законодательно установленные критерии хозяйствующего субъекта.

Это следует из п. 3 ст. 1, п. 2 ст. 5 закона «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ.

Основные критерии обязательного аудита перечислены в п. 1 ст. 5 закона № 307-ФЗ и в табличной форме могут быть представлены так:

Критерии обязательного аудита

Ссылка на подпункт п. 1 ст. 5 закона № 307-ФЗ

группа

Организационно-правовая форма (ОПФ)

Акционерное общество (АО)

Подп. 1

Особенности деятельности

ЦБ (ценные бумаги) организации допущены к организованным торгам

Подп. 2

Вид деятельности

Организация является БКИ (бюро кредитных историй), профучастником рынка ЦБ, НПФ (негосударственным ПФ) или иным фондом и др.

Подп. 3

Финансовые показатели

  • выручка за предшествующий отчетному год превышает 400 млн руб.;
  • или сумма активов баланса на конец предшествующего отчетному года превышает 60 млн руб.;

Подп. 4

Составители консолидированной отчетности

Организация представляет и (или) раскрывает годовую сводную (консолидированную) бухгалтерскую отчетность

Подп. 5

В иных случаях, установленных федеральными законами

Подп. 6

С какими еще критериями могут столкнуться налогоплательщики в процессе своей деятельности, узнайте из материалов нашего сайта:

  • «Критерии для стимулирующих выплат учителям в 2016 году»;
  • «Комментарий к ст. 105.14 НК РФ».

Нюансы критериев обязательной проверки: подлежат ли аудиту малые предприятия и компании, созданные в форме ООО

Несмотря на то что критерии проведения обязательного аудита уложены в 6 коротких подпунктов, фактически последний подпункт п. 1 ст. 5 закона № 307-ФЗ представляет собой концентрированный набор дополнительных критериев, устанавливаемых отдельными законами. Например:

Ссылка на закон, устанавливающий критерии обязательного аудита

Аудируемое лицо

Ст. 26 закона «О ГУПах и МУПах» от 14.11.2002 № 161-ФЗ

ГУПы и МУПы (в случаях, определяемых их собственником)

Ст. 32 закона «О НКО» от 12.01.1996 № 7-ФЗ, ст. 6–7 закона о формировании и использовании целевого капитала НКО от 30.12.2006 № 275-ФЗ

НКО (в случаях, определенных законом)

Ст. 28, 31 закона «О кредитной кооперации» от 18.07.2009 № 190-ФЗ

Кредитные потребкооперативы

Ст. 6 закона о госрегулировании проведения азартных игр в РФ от 29.12.2006 № 244-ФЗ

Организаторы азартных игр

Таким образом, при решении вопроса о соответствии критериям обязательного аудита в 2018 году хозяйствующим субъектам необходимо:

  • учитывать требования п. 1 ст. 5 закона № 307-ФЗ и законов, регулирующих их сферу деятельности;
  • отслеживать появление новых и (или) изменение действующих нормативных актов в части критериев обязательного аудита.

Специальные критерии обязательного аудита для ООО или малых предприятий не установлены — таким компаниям следует руководствоваться вышеуказанными законами и рекомендациями. Если компания в форме ООО или представитель малого бизнеса соответствует хотя бы одному из законодательно установленных критериев, его отчетность подлежит обязательным контрольным процедурам.

Проверьте, относится ли ваша компания к малому бизнесу, в материале «Малое предприятие, критерии отнесения 2017».

Итоги

Критерии обязательного аудита указаны в п. 1 ст. 5 закона № 307-ФЗ. Проверки избежать не получится, если хозяйствующий субъект занимается специфическими видами деятельности (публично размещает ценные бумаги, организует азартные игры) или соответствует иным критериям (по виду организационно-правовой формы, показателям выручки).

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Кто имеет право проводить аудит и как именно проходит процедура? Отчетность каких организаций подлежит обязательному аудиту? Существуют ли штрафы за отсутствие заключения? Рассказываем подробнее о ежегодной проверке бухгалтерской и финансовой отчетности.

Что представляет из себя обязательный аудит организации?

Обязательный аудит — это ежегодная проверка бухгалтерской и финансовой отчетности компаний c целью контроля достоверности отчетности. Проводят ее организаторы или индивидуальные аудиторы, прошедшие аттестацию и являющиеся членами СРО аудиторов.

Заключение аудиторы выдают руководителям компании, а те, в свою очередь, обязаны предоставить его в территориальное подразделение Росстата. Сделать это необходимо вместе с подачей бухгалтерской отчетности или не позднее 10 рабочих дней после получения заключения. Крайний срок — 31 декабря года, следующего за отчетным.

Двум типам организаций необходимо сдавать отчет в Министерство юстиции:

  • Структурным подразделениям некоммерческих и негосударственных представительств. До 1 апреля года, следующего за отчетным.
  • Российским некоммерческим организациям, которые были признаны иностранными агентами. До 15 апреля года, следующего за отчетным.

Важный момент! Для структурных подразделений некоммерческих и государственных представительств проверку должны осуществлять только российские аудиторы.

Какие требования предъявляют к аудиторскому заключению?

В отличие от инициативного аудита (про виды аудитов вы можете прочитать в нашей предыдущей статье) к заключению обязательной проверки предъявляются весьма строгие требования.

Документ должен содержать:

  • название;
  • указание на круг лиц, которым адресована информация;
  • название (согласно уставу) хозяйствующего субъекта, прошедшего проверку, его юридический адрес, ОГРН;
  • информация о компании-аудиторе (наименование, адрес и ОГРН, № в реестре аудиторов, ссылка на СРО, куда входит проверяющий);
  • полный перечень проанализированных бухгалтерских форм;
  • список мер и инструментов проверки;
  • итоговое мнение аудиторов относительно степени достоверности изученных форм;
  • указание на важные моменты, повлиявшие на выводы аудиторов;
  • дата составления заключения.

Составляется заключение на русском языке, стоимостные показатели должны выражаться в рублях.

Остановимся подробнее на мнении аудиторов. Закон № 307-ФЗ устанавливает 3 типа мнения:

  • Положительное. Аудиторы подтверждают, что отчетность достоверно отражает реальное положение дел.
  • Модифицированное. Аудиторы не могут выразить однозначного мнения по ряду причин.
  • Отрицательное. Аудитор обнаружил полностью искаженную информацию о состоянии компании.

Модифицированное мнение может быть положительным, отрицательным, с оговоркой или отказом в выражении мнения. Соответственно, в первом случае аудитор не может на 100% назвать мнение положительным. Во втором — отрицательным. Мнение с оговоркой подразумевает, что ситуация, которая может существенно повлиять на достоверность отчетности полностью не раскрыта. А в случае, если аудитор пишет отказ выражать мнение, ему необходимо будет расписать причину такого решения.

Какие организации подлежат обязательному аудиту в 2018 году?

Согласно ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ на сегодняшний день в список тех, кому необходимо пройти обязательный аудит попадают компании, отвечающие следующим критериям:

  • акционерные общества, независимо от их типа;
  • юридические лица, выручка которых в прошлом году превысила 400 млн. руб. в год или те, у кого активы баланса на конец года превышают 60 млн. руб.;
  • организации, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам;
  • организации, составляющие консолидированную бухгалтерскую отчетность;
  • организация является кредитной организацией, бюро кредитных историй, организацией;
  • профессиональные участники рынка ценных бумаг;
  • страховые организации, клиринговые организации и общества взаимного страхования;
  • организаторы торговли;
  • негосударственные пенсионные или иные фонды;
  • акционерные инвестиционные фонды;
  • управляющее компании акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда (за исключением государственных внебюджетных фондов).

Кроме этого, обязательный аудит нужно проходить организациям, попадающим под критерии других федеральных законов, а именно:

Тип организаций

Законодательная база

государственные организации

п. 8 ст. 7.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ

некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента

п. 1 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ

жилищные накопительные кооперативы

ст. 54 Федерального закона от 30.12.2004 № 215-ФЗ

государственным корпорациям

п. 2 ст. 7.1 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ

саморегулируемым организациям

ч. 4 ст. 12 Федерального закона от 01.12.2007 № 315-ФЗ

застройщикам

ч. 5 ст. 3 Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ

Штрафы за отсутствие обязательного аудита

Вас может ввести в заблуждение информация о том, что штрафов за непрохождение обязательного аудита организации не установлено. Этот вопрос стоит пояснить отдельно, т.к. уверенность в безнаказанности может обойтись компании очень дорого!

Действительно, никакая ответственность за непрохождение аудиторской проверки не прописана в законах. Однако, организацию могут оштрафовать за отсутствие аудиторского заключения (которое, в свою очередь, вы не можете получить без прохождения процедуры) по целому ряду законов. Рассмотрим подробнее какие последствия могут быть, если организация не провела обязательный аудит.

Штрафы за грубые нарушения ведения бухучета

Отсутствие аудиторского заключения у организаций, для которых проверка является обязательной, относится к грубым нарушениям ведения бухгалтерского учета. А значит, согласно закону от 30.03.2017 г. №77-ФЗ в КоАП РФ, нарушителей могут ожидать следующие штрафы:

  • штраф на должностных лиц организации от 5 000 до 10 000 рублей;
  • штраф за повторное нарушение в течение календарного года от 10 000 до 20 000 рублей либо дисквалификация должностного лица на срок от 1 до 2 лет.

Штрафы за непредставление заключения по требованию акционера

Пункт 2 статьи 15.23.1 КоАП РФ предусматривает штрафы за непредставление аудиторского заключения по требованию акционера:

  • от 20 000 до 30 000 рублей на должностных лиц;
  • от 500 000 до 700 000 рублей на юридических лиц

Штрафы за нарушения в части раскрытия информации о деятельности АО

Согласно ст. 15.19 КоАП, за нарушение законодательства в части раскрытия информации о деятельности акционерных обществ, размещающих в публикации свою бухгалтерскую (финансовую) отчетность и аудиторское заключение по ней, полагается штраф от 500 000 до 700 000 рублей.

Банк России в этом случае может применить следующие санкции:

  • наложение административных штрафов от 30 000 до 50 000 рублей на должностных лиц либо дисквалификацией на срок от одного года до двух;
  • штраф на юридических лиц от 700 000 до 1 000 000 рублей.

Штрафы за непредставление аудиторского заключения в Росстат

Росстат может взимать штрафы за отсутствие аудиторского заключения:

  • от 300 до 500 рублей на должностных лиц;
  • от 3000 до 5000 рублей на юридических лиц.

Этапы аудита

Обязательный аудит организации проходит в несколько основных этапов:

  1. Подготовка. Перед началом работ аудитор должен изучить организационно-правовую деятельность компании.
  2. Планирование. Для составления плана обязательного аудита проводится анализ внешних условий, внутреннего контроля, а также первичное ознакомление с экономическими показателями и бухгалтерской документацией.
  3. Сбор основной информации и подробное изучение документации. Рассматривается состояние бухгалтерского учета организации, а также другая финансовая документация.
  4. Контроль достоверности полученной информации. Выявляются ошибки, проверяется работа ответственных специалистов, производится анализ хозяйственной деятельности.
  5. Составление заключения. По результатам анализа составляется аудиторское заключение, которое передается руководителям организации.

Как привести в порядок документацию перед проверкой?

Один из эффективных способов избежать проблем с обязательным аудитом — это заранее привести всю документацию в порядок. При этом наличие высококвалифицированных опытных бухгалтеров в штате не гарантирует того, что аудитор не найдет у вас нарушений.

Почему? Тут есть несколько причин:

  • В связи с большой нагрузкой ваши сотрудники могут упустить определенные моменты.
  • Штатные бухгалтера не всегда успевают отслеживать изменения в законодательстве.
  • Сторонний специалист всегда скорее найдет ошибку, т.к. оценить чужую работу бывает проще, чем свою собственную.

Мы предлагаем услуги по бухгалтерскому консультированию от целой команды специалистов и способны обеспечить успешное прохождение обязательного аудита. В нашей компании работают не только специалисты бухгалтерского дела, но и юристы, поэтому мы всегда в курсе всех изменений законодательства, знаем актуальные требования, находим и помогаем исправлять ошибки.

Позвоните по номеру телефона, указанному на сайте или заполните форму обратной связи, чтобы мы могли рассказать подробнее о наших услугах и сориентировать по цене.

Не откладывайте подготовку к аудиту — лучше заранее убедиться в отсутствии ошибок и быть уверенными в результате проверки.

Записи созданы 8837

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх