Аудит НКО

Некоммерческие организации подвергаются аудиту, проводимому в обязательном порядке или инициированным учредителями, руководителем организационной формы. НКО – организации, не имеющие основной целью ведения деятельности получение прибыли. При функционировании структуры решаются социально-значимые задачи. В статье расскажем про аудит НКО в 2020, дадим инструкцию по проведению.

Большинство НКО обеспечивают финансирование текущей деятельности за счет внутренних источников – поступлений членов. При ведении коммерческой деятельности доходы, полученные организацией, должны направляться на реализацию уставных целей. В настоящее время в РФ имеет более 30 видов НКО.

Задачи, решаемые в ходе проведения аудита НКО

Проверка деятельности НКО направлена на выявление несоответствия фактических операций, порядка ведения учета законодательным и уставным требованиям. В составе задач, решаемых при аудите, содержатся:

  • Выявление целевого назначения расходования средств.
  • Соответствие записей учета информации первичных документов.
  • Верность документального оформления операций поступления и расходования денежных средств, имущества организации.
  • Соответствие законодательным нормам налогообложения доходов, полученных от ведения деятельности и не направленные на уставные цели.
  • Верность и соответствие уставным требованиям положений договоров, заключенных с коммерческими структурами, наемными работниками.
  • Соответствие полномочий руководящего состава НКО уставным задачам, документальное оформление приема новых членов и проверка прочих действий учредительного характера.

При инициации аудита перед проверяющими лицами руководителем ставятся дополнительно узкие задачи, продиктованные спецификой некоммерческой структуры. В рамках аудита может производиться составление проектов расходования средств, получение рекомендаций профессионалов. Читайте также статью: → «Аудит учредительных документов».

НКО с обязательным проведением аудита

Законодательством четко определен перечень НКО, в отношении которых аудит обязателен. Проверка проводится для форм:

  • Негосударственных фондов (пенсионных, инвестиционных и прочих).
  • Управляющей компании акционерного или паевого инвестиционного фонда, пенсионного фонда.
  • Крупных организаций, имеющих по отчетности предшествующего года валюту баланса свыше 200 тысяч МРОТ.
  • Организаций, являющихся структурными подразделениями иностранных некоммерческих структур. НКО с иностранным участием представляют аудиторское заключение в Минюст в составе отчетности.

Обязанность проведения обязательного аудита может быть прописана в Уставе. Прибегают к аудиту НКО, получившие гранты. Подтверждением целевого расходования средств, предъявляемое грантодателю, являются отчет или заключение аудитора.

Лица, имеющие право на проведение аудита

Право на поведение аудиторской проверки имеют организации и ИП, имеющие членство в саморегулируемой организации аудиторов. Членство в СРО заменило лицензирование аудиторских компаний и частных аудиторов. Обязательным условием включение в состав членов СРО является наличие профессионально обученных специалистов, имеющих аттестат аудиторов. Проверка производится группой лиц (юристов, бухгалтеров), руководство которыми и составление заключения осуществляет аттестованный аудитор.

Деятельность аудиторов регулируется ФЗ от 30.12.2008 № 307-ФЗ. Одним из условий привлечения компании или ИП к аудиту является независимость по отношению к проверяемому предприятию. Проверяемые лица не должны быть учредителями, родственниками должностных лиц аудируемых лиц, производить ранее постановку, восстановление, ведение учета и отчетности в течение 3 предшествующих лет.

Подготовка к проведению аудита

До начала проведения аудита осуществляется подготовка к проверке, содержащий целый ряд процедур. Правильная организация проверки позволяет осуществить аудит эффективно и с малыми временными затратами.

Процедура Описание
Определение целей и задач аудита При инициативном аудите проводится полный и частичный аудит
Знакомство с деятельностью предприятия В процессе ознакомления изучаются структура предприятия, виды деятельности
Ознакомление с материалами проверок Изучаются заключения предыдущих мероприятий внутреннего контроля, налоговых органов, предыдущих проверок аудиторов
Определение рисков Производится оценка аудиторского риска
Разработка стратегии и тактики проверки Утверждается программа проверки, план действий с установлением круга проверяемых и сроков исполнения

Пример определения аудиторского риска

Аудит НКО «Вымпел» инициирован учредителями для получения гранта. В ходе подготовки аудиторская компания «Контролер» должна определить аудиторский риск. По данным бухгалтерской отчетности определен внутрихозяйственный риск 70%. Риск средств контроля, установленный по существенным показателям первичной документации – 40%. Вероятность риска необнаружения существенных ошибок составила 10%. Аудиторский риск составил: АР = ВХР х РСК х РН = 0,7 х 0,4 х 0,1 = 0,028 или 2,8%.

Порядок проведения аудиторской проверки

Обращение в аудиторскую компанию производит НКО. Организация посылает письменный запрос на проведение проверки с описанием примерного перечня задач и сроков проведения. Аудиторская компания должна ответить на обращение согласием или отказом, также представленном в письменном виде. Читайте также статью: → «Аудит учета материально производственных запасов».

При согласии на проведение аудита письмо является договором офферты. К офферте может быть дополнительно заключено соглашение, составленное после предварительного ознакомления аудиторской компании с деятельностью НКО и задачами проверки. При проведении аудита проверка осуществляется путем реализации нескольких этапов.

Этап проверки Состав действий аудитора
Подготовительный Производится ознакомление с деятельностью, задачами, определение программы и плана
Промежуточный Осуществляется проверка документации, систем внутреннего контроля для определения степеней рисков
Основной Производится непосредственно сама проверка документации с отражением информации в рабочих документах
Заключительный Составляется отчет и заключение по материалам аудита

Период каждого этапа проведения аудита согласовываются с инициатором аудита.

Пошаговая инструкция проверки НКО

Проверка некоммерческих организаций имеет отличия от аудита коммерческих предприятий. При аудите НКО проверяется целевое назначение поступления и расходования средств.

Участки проверки Дополнительные сведения
Учредительные документы Проверяется соответствие деятельности уставной, наличие дополнительных видов, разрешенных законодательством
Поступления денежных средств и имущества от учредителей, членов Проверяются поступления в рамках уставной деятельности для исключения необходимости налогообложения
Финансирование прочими организациями, включая гранты Определяется документальное подтверждение (договор, удостоверение комиссии при Правительстве РФ) безвозмездного характера финансирования
Пожертвования физических лиц Устанавливается наличие приемного акта, распределение средств
Поступления внереализационного характера Наличие раздельного учета, верность исчисления налогов
Расходы организации Определяется наличие сметы, первичных документов, соответствие назначения затрат уставной деятельности
Поступление от ведения коммерческой деятельности Устанавливается законность ведения деятельности, налогообложение, назначение расходов
Оплата труда работников Анализируется правомочность привлечения наемных работников, документальное оформление приема и выплат

Объем проверяемой информации при аудите НКО зависит от специфики деятельности и организационной формы.

Заключение по аудиторской проверке

Результат аудиторской проверки является субъективным мнением аудиторской компании или независимого аудитора. Заключение, составленное по материалам проверки, представляет собой официальный документ. Составление заключения осуществляется после того, как аудитором была изучена доказательная база и произведен анализ документов, произведенный выборочным или сплошным методом. Документ должен содержать информацию:

  • Наименование документа.
  • Данные об адресате – инициаторе проверки.
  • Сведения об аудиторской компании, составе проверяющих.
  • Информация об аудируемом НКО.
  • Законодательные акты, на положениях которых основывался аудитор.
  • Порядок проведения аудита и документы, рассмотренные в ходе проверки.
  • Описание достоверности изученных данных.
  • Мнение аудитора.
  • Дата составления заключения.

Заключение подписывается аудитором, подпись удостоверяется организацией.

Виды заключений, составляемых по материалам проверки

Существует несколько видов аудиторского заключения, выражающее мнение: безоговорочно положительное, с оговоркой, отрицательное или отказ от вынесения решения по результатам. Заключение должно быть составлено таким образом, чтобы пользователям информации была очевидна характеристика учета предприятия.

  • Положительный результат является подтверждение абсолютно верного ведения учета, составления отчетности и удовлетворительных выводов по задачам, определенных заказчиком. Мнение с оговоркой означает ведение учета и отчетности в рамках законодательства с выявлением незначительных ошибок.
  • Отрицательное мнение выказывается аудитором при выявлении им состояния учета и отчетности предприятия, не соответствующее законодательным нормам, уставной деятельности. Отказ от выражения мнения возникает при условии выявления недостаточности материала, позволяющего сделать выводы о верности ведения учета.

Ошибки, допущенные при проведении аудита

Аудиторы при проверке НКО могут допустить ошибки, не позволяющие обеспечить полноту вынесенного заключения. В практике встречаются недостаточное изучение:

  • Членства в НКО. При неверном оформлении членства поступления признаются внереализационными доходами и подлежат налогообложению.
  • Найма работников и выплат вознаграждений. Ряд НКО не имеет права принимать на работу сторонних лиц. Читайте также статью: → «Аудит расчетов с персоналом по оплате труда».
  • Расходов на конференции, собрания. Отсутствие документального подтверждения представительских расходов, наличие соответствующей статьи в смете не позволяют отнести затраты к уставной деятельности.

Анализ деятельности НКО требует специальных знаний специфики учета и отчетности организаций.

Рубрика «Вопросы и ответы”

Вопрос №1. На основании каких условий аудиторская компания может расторгнуть договор с заказчиком?

Причинами прекращение договорных обязательств могут быть отсутствие создания условий проведения проверки – непредоставление документов, создание препятствий к проверке. К началу аудита заказчик обязан подготовить необходимые финансовые, бухгалтерские, учредительные документы и создать условия для проверки. В результате производится расторжение договора с компенсаций издержек, понесенных аудиторской компанией.

Вопрос №2. Какая периодичность проверок НКО, деятельность которой попадает под обязательный аудит?

Необходимо проводить ежегодные проверки в случае, когда НКО требуется обязательный аудит.

Вопрос №3. Продлеваются ли сроки аудиторской проверки?

В процессе проверки могут быть выявлены обстоятельства, удлиняющие срок проверки, что дополнительно согласовывается с заказчиком.

Вопрос №4. Имеются ли отличия в проведении проверки аудиторской организацией или ИП?

Существует ряд направлений деятельности предприятий (банковская, операций с ценными бумагами), проверку которых может осуществлять только организации.

Вопрос №5. Нужно ли НКО представлять аудиторское заключение в органы статистики?

Если НКО попадает под обязательный аудит, заключение в органы статистики представляется одновременно с отчетностью.

Ирина Стародубцева, аудитор-эксперт RosCo — Consulting & audit

В каких случаях проведение аудиторской проверки в отношении НКО является обязательной?

Исчерпывающий перечень оснований для проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности компаний приведен в ст.5 Федерального закона от 30.12.2008 г. №307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее по тексту – Закон №307-ФЗ).

Как узнать подпадает ли данный вид НКО под обязательный аудит или нет? Статьей 5 Закона №307-ФЗ выделены следующие основания для проведения обязательного аудита.

Обязательность аудита по критериям финансово-экономической деятельности НКО

В первую очередь, обязательному аудиту подлежат все виды НКО при их соответствии установленным показателям финансово-экономической деятельности. Так, обязательному аудиту подлежат НКО:

  • с объемом выручки от продажи продукции (товаров, работ, услуг) за предшествовавший отчетному год более 400 млн рублей (исключение составляют органы государственной власти и местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения, ГУПы и МУПы, сельскохозяйственные кооперативы и их союзы) либо

  • с суммой активов бухгалтерского баланса на конец предшествовавшего отчетному года более 60 млн рублей.

  • общественных или религиозных организаций (объединений);

  • общин коренных малочисленных народов РФ;

  • казачьих обществ;

  • некоммерческих партнерств;

  • учреждений;

  • автономных некоммерческих организаций;

  • социальных, благотворительных и иных фондов;

  • ассоциаций и союзов;

  • в других формах, предусмотренных федеральными законами.

Главное отличие НКО от других юридических лиц состоит в том, что извлечение прибыли не является ее основной целью деятельности, а полученная прибыль не распределяется между участниками, а направляется на реализацию основных целей (п.1 ст.2 Закона №7-ФЗ).

Таким образом, НКО вправе осуществлять предпринимательскую деятельность только для достижения целей, ради которых она создана, и соответствующую этим целям (п.2 ст.7 Закона №7-ФЗ).

Практически это означает, что в бухгалтерском учете должны быть обособленно отражены источники формирования деятельности НКО.

Так, структура доходов НКО складывается из поступлений учредителей, добровольных имущественных взносов и пожертвований, выручки от реализации товаров (работ, услуг) и прочих поступлений. Поступления, не связанные с предпринимательской деятельностью НКО учитываются на счете 86 «Целевое финансирование», к которому открываются субсчета 1 порядка по видам финансирования (пожертвования, взносы учредителей и пр.), второго – по назначению целевых средств (например, для какого мероприятия, благотворительных целей предназначены средства) и т.д.

Доходы, полученные от предпринимательской деятельности, учитываются на счетах 90 «Продажи» (например, выручка от выполнения работ и оказания услуг) или 91 «Прочие доходы и расходы» (проценты, начисленные на остаток денежных средств в банке). И если выручка от предпринимательской деятельности НКО превышает 400 млн рублей (без учета НДС), то проведение аудита является обязательным.

Штрафы за непроведение обязательного аудита

Как и любая организация, НКО может иметь в собственности здания, сооружения, жилищный фонд, оборудование, инвентарь, денежные средства в рублях и иностранной валюте, ценные бумаги и иное имущество. НКО также может иметь земельные участки в собственности или на ином праве (ст.25 Закона №7-ФЗ). И если валюта баланса НКО превышает 60 млн рублей, то проведение аудита обязательно.

Важно!

В случае если НКО попадают под обязательный аудит, он должен проводиться ежегодно (п.2 ст.5 Закона 307-ФЗ).

Виды НКО, подлежащие обязательному аудиту

Обязательному аудиту также подлежат следующие виды НКО, независимо от их соответствия критериям финансово-экономической деятельности (пп.3 п.1 ст.5 Закона №307-ФЗ):

  • негосударственный пенсионный или иной фонд;

  • акционерный инвестиционный фонд;

  • управляющая компания акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда (за исключением государственных внебюджетных фондов).

  • То есть проведение аудита обязательно в отношении отчетности всех фондов.

Также обязаны проводить аудит НКО, являющиеся иностранными агентами, а также структурные подразделения иностранной некоммерческой неправительственной организации (п.1 ст.32 Закона №7-ФЗ). Такие НКО обязаны представлять в Минюст (контролирующий орган) наряду с отчетностью аудиторское заключение.

Критерии обязательного аудита

Иные случаи проведения обязательного аудита НКО

Кроме того, обязательность проведения аудита может быть прописана в уставе НКО. Также проведение обязательного аудита требуется грантодателями в отношении НКО, получивших гранты и (или) пожертвования.

В ряде случаев обязанность проведения аудита НКО закреплена положениями федерального закона. Так, например, отчетность следующих НКО подлежит обязательному аудиту:

  • жилищные накопительные кооперативы (ст.54 Федерального закона от 30.12.2004 г. №215-ФЗ «О жилищных накопительных кооперативах»);

  • кредитные потребительские кооперативы, за исключением сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов и их объединений (ст.28 и ст.31 Федерального закона от 18.07.2009 г. №190-ФЗ «О кредитной кооперации»);

  • государственные корпорации (ст.7.1 Закона №7-ФЗ, ст.35 Федерального закона от 01.12.2007 г. №317-ФЗ «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», ст.9 Федерального закона от 23.11.2007 г. №270-ФЗ «О Государственной корпорации «Ростехнологии» и пр.);

  • НКО, связанные с формированием целевого капитала, использованием, распределением дохода от целевого капитала, если балансовая стоимость имущества, составляющего целевой капитал, превышает на конец отчетного года 20 млн рублей (ст.6 и ст.7 Федерального закона от 30.12.2006 г. №275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала НКО»).

Следует отметить, что Минфин РФ ежегодно доводит информацию об обязательности проведения аудита (например, информация Минфина «Перечень организаций, обязанных проводить аудит за 2015 г.»).

Статья актуальна на 22.09.2016

Добрый день,
Согласно пп. 3 п. 1 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ, обязательный аудит проводится в случаях:
3) если организация является кредитной организацией, бюро кредитных историй, организацией, являющейся профессиональным участником рынка ценных бумаг, страховой организацией, клиринговой организацией, обществом взаимного страхования, организатором торговли, негосударственным пенсионным или иным фондом (за исключением фонда, имеющего статус международного фонда в соответствии с Федеральным законом от 3 августа 2018 года N 290-ФЗ «О международных компаниях и международных фондах»), акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда (за исключением государственных внебюджетных фондов).
То есть, законодательством установлена общая норма, согласно которой, обязательный аудит проводится в отношении любой организации, имеющей организационно-правовую форму «Фонд» (за исключением фонда, имеющего статус международного фонда в соответствии с Федеральным законом от 03.08.2018 N 290-ФЗ «О международных компаниях и международных фондах»). Значит любая некоммерческая организация, созданная в организационно-правовой форме «Фонд», в том числе и благотворительная, должна проводить обязательный аудит, независимо от размера годового оборота средств или суммы активов.
При этом, Федеральным законом от 30.12.2006 N 275-ФЗ установлены особые условия для проведения обязательного аудита некоммерческих организаций-собственников целевого капитала.
Согласно п. 4 ст. 2 Федерального закона от 30.12.2006 N 275-ФЗ:
некоммерческая организация — собственник целевого капитала — некоммерческая организация, созданная в организационно-правовой форме фонда, автономной некоммерческой организации, общественной организации, общественного фонда или религиозной организации;
Согласно п. 6 ст. 6 Федерального закона от 30.12.2006 N 275-ФЗ:
Годовая бухгалтерская отчетность некоммерческой организации, связанная с формированием и пополнением целевого капитала, использованием, распределением дохода от целевого капитала, подлежит ежегодному обязательному аудиту, если балансовая стоимость имущества, составляющего целевой капитал, превышает на конец отчетного года 20 миллионов рублей.
Следовательно, годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность благотворительного фонда, являющегося собственником целевого капитала, подлежит ежегодному обязательному аудиту, если балансовая стоимость имущества, составляющего целевой капитал, превышает на конец отчетного года 20 млн. рублей.
С уважением, А. Грешкина

«Аудиторские ведомости», 2007, N 9
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ АУДИТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ
В статье рассматриваются особенности проведения обязательного аудита, осуществляемого в общественных объединениях. Приводится содержание отдельных этапов аудиторской проверки.
Необходимость проведения ежегодного
обязательного аудита в общественных объединениях
В условиях активно развивающейся современной рыночной экономики организации некоммерческого сектора сталкиваются с недостаточностью средств для ведения основной уставной деятельности, что приводит к поиску дополнительных источников ее финансирования и, как следствие, к увеличению числа заинтересованных пользователей в достоверной информации о финансово-хозяйственной деятельности организации. К числу некоммерческих организаций относятся общественные объединения. Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения (ст. 5 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ (в ред. от 02.02.2006) «Об общественных объединениях»). Институционально-правовые особенности деятельности общественных объединений в России определены в Гражданском кодексе Российской Федерации, Законах «О некоммерческих организациях», «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», «Об общественных объединениях», «О свободе совести и о религиозных объединениях», «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций» и др.
В процессе аудита отчетности общественных объединений аудитором определяются ее состав, содержание, сроки и требования к ее представлению, выдвигаемые различными группами пользователей. Общественное объединение представляет информацию о своей деятельности в органы государственной регистрации, статистики и налоговые органы, учредителям и иным лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации и учредительными документами общественного объединения. К иным пользователям бухгалтерской отчетности можно отнести грантодателей, благотворителей, членов объединения (см. рисунок).
Виды аудита общественных объединений
и состав пользователей аудиторского заключения
————————————————¬
¦ Аудит общественных объединений ¦
L——T———————————-T——
\¦/ \¦/
——————¬ ——————¬
¦ Обязательный ¦ ¦ Инициативный ¦
L———T——— L——-T———
\¦/ \¦/
————————————————¬
¦ Аудиторское заключение ¦
L—T————T———T———T———-T-
\¦/ \¦/ ¦ \¦/ \¦/
—————-¬—————¬ ¦ —————-¬————¬
¦Государственны妦Благотворители¦ ¦ ¦Благополучател覦 Члены ¦
¦ органы (ИФНС, ¦¦(жертвователи,¦ ¦ ¦ ¦¦и участники¦
¦Росрегистрация)¦¦ грантодатели)¦ ¦ ¦ ¦¦ общества ¦
L—————-L————— ¦ L—————-L————
\¦/
————————————————¬
¦Поставщики, покупатели, кредитные организации,¦
¦ управляющая компания ¦
L————————————————
Возрос интерес к деятельности общественных объединений и со стороны государства. К примеру, в настоящее время Федеральная регистрационная служба в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2006 N 212 «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций» вправе проводить проверки соответствия деятельности объединения, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным их учредительными документами (уставным целям).
Принимая во внимание требования к публичности процесса формирования и расходования средств целевого финансирования, становится все более актуальным дополнительный профессиональный контроль ведения бухгалтерского учета и формирования отчетности о финансово-хозяйственной деятельности объединений. В международной практике общественных объединений вошло в традицию подтверждение достоверности своей отчетности заключением аудитора.
В соответствии с п. 1 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 N 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» обязательная ежегодная аудиторская проверка проводится в следующих объединениях:
общественные фонды;
объединения, валюта баланса которых превышает в 200 тыс. раз МРОТ;
объединения, осуществляющие предпринимательскую деятельность, в которых объем выручки от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг) за один год превышает в 500 тыс. раз МРОТ.
С момента вступления в силу Федерального закона от 30.12.2006 N 275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций» ежегодному обязательному аудиту подлежит также годовая бухгалтерская отчетность общественной организации, общественного фонда или религиозной организации в случае, если балансовая стоимость имущества, составляющего их целевой капитал, превышает на конец отчетного года 20 млн руб.
Аудиторское заключение, полученное по итогам обязательного аудита, общественное объединение включает в состав годовой бухгалтерской отчетности.
Цели, задачи и информационное обеспечение
аудиторской проверки в общественных объединениях
Цели аудита общественных объединений определяются в зависимости от особенностей их финансово-хозяйственной деятельности, отличной от деятельности, осуществляемой коммерческими организациями. Среди этих особенностей главными, на наш взгляд, являются ярко выраженный целевой характер финансирования их деятельности и официальный запрет на распределение чистой прибыли между их участниками. В связи с этим очевидна необходимость обособленного бухгалтерского учета как средств целевого финансирования, так и доходов от различных видов деятельности.
Задачи аудита финансово-хозяйственной деятельности общественных объединений включают:
сопоставление направлений формирования и использования имущества объединения с принципами, заявленными в уставе и документах, утвержденных основными органами управления объединением;
проверка формирования целевых доходов общественного объединения и правильности отражения их в учете;
проверка расходования средств целевого финансирования и соответствия их расходным статьям сметы с учетом ограничений благотворителей и законодательства об общественных объединениях и благотворительных организациях;
проверка правильности документального оформления и отражения в учете операций по движению активов;
контроль за полнотой и достоверностью показателей финансовой отчетности объединения.
Для успешного проведения проверки аудитор должен располагать внутренними источниками доказательств (информация, предоставленная клиентом в письменном или устном виде), внешними источниками информации (данные, полученные от третьей стороны в письменном виде), а также смешанными. В последнем случае речь идет об информации, полученной от клиента в письменном или устном виде и подтвержденной третьей стороной в письменном виде (например, подтверждение поступления гранта со стороны грантодателя).
Источниками, используемыми при проведении аудиторской проверки общественных объединений, являются:
уставные и распорядительные документы (устав, благотворительная программа, различные виды смет, положения о членах организации, об организационной структуре);
первичные и сводные документы, которыми оформлены операции поступления целевых доходов и осуществления целевых расходов (акты приема пожертвований, выписки о поступлении и расходовании средств с расчетного и валютного счетов);
регистры синтетического и аналитического учета по счетам 86 «Целевое финансирование», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», 20 «Основное производство», 26 «Общехозяйственные расходы» и корреспондирующим счетам;
финансовая, налоговая, статистическая и содержательная отчетность;
инвентаризационные материалы;
внеучетная информация (договоры целевого финансирования, грантовые соглашения, результаты предыдущих проверок, акты проверок Федеральной регистрационной службы, беседы с персоналом проверяемой организации, разъяснения руководства).
Особенности проведения аудиторской проверки
учредительных документов и сметы общественного объединения
В процессе изучения аудитором уставных документов определяются организационно-правовая форма объединения, виды осуществляемой деятельности и пр. В ходе аудита общественных объединений нередко обнаруживается отсутствие документов, уточняющих основные направления их уставной деятельности, а также сведений об источниках формирования целевых доходов и направлениях их целевого расходования. В случае несоответствия деятельности положениям, указанным в уставных документах, все средства, поступающие на ее осуществление, могут быть изъяты в доход государственного бюджета.
Аудитором часто фиксируются нарушения полномочий, визирование документов должностными лицами, не имеющими на то соответствующих прав согласно уставу объединения. Ошибкой также является совмещение должности кассира и главного бухгалтера в общественном объединении. Согласно действующему российскому законодательству главный бухгалтер может одновременно выполнять обязанности кассира только на малых предприятиях, которые по определению относятся к коммерческим организациям.
В объединениях, основанных на членстве, зачастую отсутствует положение о членстве, в котором должны быть отражены категории членов объединения, порядок их приема, виды, периодичность и сроки сбора членских взносов. Такое нарушение лишает должного обоснования поступления взносов как целевых доходов и затрудняет их принятие к бухгалтерскому учету в этом качестве, увеличивая тем самым вероятность признания данных поступлений в качестве прочих налогооблагаемых доходов объединения.
В положении об организационной структуре общественного объединения раскрываются состав и функции подразделений организации. Если объединение осуществляет предпринимательскую деятельность, то ее логичнее выделить в отдельное подразделение. Положение позволяет аудитору изучить территориальные особенности деятельности и состав источников финансирования, перечень лиц, ответственных за формирование и сохранность имущества объединения.
Согласно Кодексу этики бухгалтера некоммерческой организации благотворительные объединения ответственны за строгий учет поступающих пожертвований денежных и иных материальных средств, их надежное хранение, справедливое распределение и использование в соответствии с провозглашенными уставными целями.
Общественные объединения самостоятельно формируют свою учетную политику на основе своей структуры, отраслевой принадлежности и других особенностей деятельности. Заметим, что грамотно оформленная учетная политика, отражающая особенности бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности в общественных объединениях, на практике встречается довольно редко. Обычно учетная политика формируется на базе учетной политики коммерческих организаций, что вызвано в значительной мере объективными причинами, главная из которых — отсутствие нормативной базы, касающейся непосредственно деятельности общественных объединений и квалификации счетного персонала этой отрасли.
В составе учетной политики общественного объединения утверждаются:
рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;
формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
порядок проведения инвентаризации и методы оценки видов имущества и обязательств;
правила документооборота и технология обработки учетной информации;
порядок контроля за хозяйственными операциями, а также другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета, например, порядок ведения раздельного учета доходов и расходов от коммерческой деятельности и целевых поступлений (целевых расходов).
Следует иметь в виду, что отсутствие в бухгалтерии документооборота, организованного в соответствии с Положением о документах и документообороте, утвержденным Минфином СССР 29.07.1983 N 105, обнаруживается в ходе аудиторской проверки не только общественных объединений. Однако, учитывая целевой характер и строго определенные сроки финансирования и представления финансовой отчетности общественными объединениями, руководителям и бухгалтерам этих организаций необходимо обратить на эту часть учетной политики особое внимание, поскольку главное правило документооборота — оперативное движение документов с минимальными затратами времени и труда.
Важным вопросом является проведение аудитором инвентаризации. Следует учитывать, что имущество общественного объединения, поступающее по договорам целевого финансирования, может находиться не в собственности объединения (например, в случае права использовать имущество в рамках конкретного проекта) или же благотворителем может быть ограничена возможность его использования. В таких случаях следует проводить инвентаризацию данного имущества отдельно от остального имущества общественного объединения.
Разработанный график документооборота, а также рабочий план счетов, порядок, периодичность и сроки проведения инвентаризации, формы первичных учетных документов, регистров учета, составляемых в произвольной форме, для целей бухгалтерского учета целесообразно оформлять в виде приложений к приказу об учетной политике.
С нашей точки зрения форму сметы следует включать в учетную политику, так как смета является основным документом финансового управления и определяет порядок ведения бухгалтерского учета целевых средств в общественном объединении. Вопросы формирования сметы частично рассмотрены в законодательстве о благотворительных организациях, которых обязуют вести свою деятельность в соответствии с благотворительной программой. По терминологии, принятой этим законодательным актом, благотворительной программой является комплекс мероприятий, утвержденных высшим органом управления благотворительной организации

В Госдуму был внесен законопроект, предусматривающий ряд поправок в механизм проведения обязательного аудита финансово-хозяйственной деятельности благотворительных фондов.

В настоящее время законодательством установлена общая норма, согласно которой обязательный аудит проводится в отношении любой организации, являющейся фондом (подп. 3 п. 1 ст. 5 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 307-Ф3). А значит любая некоммерческая организация, созданная в организационно-правовой форме «фонд», в том числе и благотворительная, обязана проводить аудит независимо от размера годового оборота средств и состояния баланса.

Вместе с тем Федеральный закон от 30 декабря 2006 г. № 275-ФЗ (далее – Закон № 275-ФЗ) устанавливает особые условия проведения обязательного аудита бухотчетности некоммерческих организаций-собственников целевого капитала и некоммерческих организаций-получателей дохода от целевого капитала. Так, годовая отчетность подлежит ежегодному обязательному аудиту, если балансовая стоимость имущества, составляющего целевой капитал, превышает на конец отчетного года 20 млн. руб. (п. 6 ст. 6 Закона № 275-ФЗ). Получатель доходов должен проводить ежегодную аудиторскую проверку своей отчетности, если размер финансирования от целевого капитала за счет дохода от него в течение отчетного года составляет более 5 млн. руб. (п. 2 ст. 7 Закона № 275-ФЗ).

В связи с наличием правовых разногласий по вопросу обязательности проведения аудита в фондах с меньшим размером годового оборота и баланса и был разработан законопроект, устанавливающий нижние границы финансовых показателей, при которых обязательный аудит может фондом не проводиться.

Так, предлагается1 установить, что расширенную отчетность в органы юстиции некоммерческая организация представляет в случае, если сумма стоимости имущества и объема денежных средств, поступивших в фонд (за исключением фонда, являющегося специализированной организацией управления целевым капиталом) в течение года, предшествовавшего отчетному, превышает 3 млн руб.

1 С текстом законопроекта № 840046-7 «О внесении изменений в статью 5 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» и материалами к нему можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы.

Записи созданы 8837

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх