Автоматический обмен налоговой информацией

Передача информации в ФНС России не требуется:

— в отношении ЮЛ, осуществляющих активную деятельность. Информацию об активности организации можно оценить на основании СМИ (как указывает НК РФ: «из публично доступной информации можно разумно предположить…»);

Основные признаки активной организации:

  • менее 50% пассивных доходов;
  • акции обращаются на ОРЦБ.

— в отношении клиентов-ЮЛ, если величина остатка средств на счете на отчетную дату или суммы договора по существующим договорам составляет ≤ 250 тыс. долларов США;

— в отношении финансовых организаций из утвержденного перечня (освобожденные финансовые организации)

Освобожденные финансовые организации:

1) Центральный Банк Российской Федерации (Банк России),

2) ПФ РФ, ФОМС, ФСС,

3) акционерное общество «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию»,

4) акционерное общество «Российская венчурная корпорация»,

5) Государственная корпорация Агентство по страхованию вкладов,

6) Государственная корпорация Фонд Содействия реформированию ЖКХ,

7) международные организации по перечню, утвержденному МИД РФ совместно с Минфином РФ.

Содержание

Что с «физиками»

По физическим лицам ограничений нет. 📌 Реклама Это означает, что по каждому физическому лицу – нерезиденту финансовые компании представят информацию в ФНС России. Если остаток на счете такого физического лица превышает 1 млн. долларов, то к его персоне финансовой компании предписано оказать особое внимание в части проверки его резидентства.

Когда ФНС получит отчетность

Первая отчетность должна поступить в ФНС России от финансовых организаций до 31.07.2018 в отношении счетов клиентов, открытых до 2018 года. В дальнейшем отчетность будет направляться финансовыми организациями в ФНС России до 31 мая года, следующего за отчетным. В целях обеспечения новых положений НК РФ введены штрафные санкции:

Статья НК РФ

Нарушение

сумма штрафа, руб.

129.7 (п.1) Ненаправление в срок финансовой информации

500 000

129.7 (п.2) Невключение информации о клиенте, выгодоприобретателе и (или) лицах, прямо или косвенно их контролирующих

50 000 за каждый факт

129.8 Нарушение порядка установления налогового резидентства клиентов, выгодоприобретателей и лиц, прямо или косвенно их контролирующих, путем непринятия установленных мер

50 000 в отношении каждого клиента, выгодоприобретателя либо лица, прямо или косвенно их контролирующего

За налоговые правонарушения, предусмотренные статьями 129.7 и 129.8 НК РФ, выявленные в 2017, 2018 и 2019 годах, налоговые санкции, предусмотренные указанными статьями, не применяются. 📌 Реклама

Аналогичные правила действуют и для счетов российских резидентов, открытых за рубежом в иностранных банках, фондах и т.п. Иностранные контролирующие органы будут получать информацию о счетах россиян от финансовых организаций своей юрисдикции и передавать в ФНС России.

В результате внедрения указанных изменений контролирующие органы государств планируют стереть границы между странами для усиления налогового контроля. Информация о счетах физических лиц, а также информация о конечных бенефициарах компаний, зарегистрированных за рубежом, и их доходах станет открытой для контролирующих органов.

Не смотря на то, что в настоящее время ФНС России не заключила двухсторонних соглашений с контролирующими органами других государств, налоговые органы РФ уже начнут аккумулировать сведения о нерезидентах, которые смогут использовать при проведении налоговых проверок, выявлении схем ухода от уплаты налогов, а также передавать иностранным контролирующим органам по их запросам (пока не в автоматическом режиме и не в унифицированном формате). Держателям счетов в иностранных Банках следует отслеживать заключения ФНС России двусторонних соглашений с другими государствами. Например, в настоящее время Швейцарией рассматривается возможность заключения такого соглашения с Россией, которое по прогнозу вступит в силу с 2019 года.

12 мая 2016 года в ходе Форума ОЭСР по налоговому администрированию в Пекине ФНС России подписала Многостороннее соглашение компетентных органов об автоматическом обмене информацией о финансовых счетах. Первый такой обмен для России намечен на сентябрь 2018 года. Данная мера была предусмотрена «Основными направлениями налоговой политики РФ на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов».

Что это означает для российских налогоплательщиков, а равно для нерезидентов, имеющих счета в России? Какая именно информация и в каком объёме будет подпадать под автоматический обмен? Кто, как и с кем будет обмениваться такой информацией?

Многостороннее соглашение компетентных органов (Multilateral Competent Authority Agreement, MCAA) и Единый стандарт отчетности по автоматическому обмену информацией о финансовых счетах (Common Reporting Standard, CRS) были разработаны на основании статьи 6 Конвенции о взаимной административной помощи по налоговым делам 1988 г. (в редакции Протокола 2010 г.).

На уровне Европейского Союза также действует Директива 2014/107/EU от 9 декабря 2014 года о внесении изменений в Директиву 2011/16/EU («Об административном сотрудничестве в области налогообложения») в части обязательного автоматического обмена информацией в области налогообложения. Данная Директива обязывает государства-члены ЕС привести свое законодательство в соответствие с требованиями MCAA и CRS.

«Нижний» (но отнюдь не менее важный) уровень регулирования включает национальное законодательство и подзаконные акты, непосредственно обеспечивающие исполнение обязательств по автоматическому обмену в каждой отдельной стране.

Отличие автоматического обмена от обмена «по запросу»

Обмен по запросу
(Конвенция 1988 в ред. Протокола 2010)
Автоматический обмен
(CRS)
Объём передаваемой информации По запросу одного государства другое государство предоставляет требуемую информацию относительно отдельных (конкретных) лиц и операций. Между компетентными органами передаются данные не об отдельных лицах, а массивы информации о нерезидентах, обслуживаемых финансовыми учреждениями страны-участницы обмена.

Категории сведений

Информация, подлежащая обмену в рамках Конвенции – это «любая информация, …которая предположительно является важной для администрирования и обеспечения соблюдения законодательства в отношении налогов, на которые распространяется настоящая Конвенция» (п. 1 ст. 4). Закрытый перечень данных, подлежащих обмену, определён в разделе I Стандарта CRS, и ограничивается только данными о счетах нерезидентов, которыми располагают финансовые учреждения (в первую очередь – банки) участвующих юрисдикций.
Формат и периодичность обмена Информация передаётся в письменной форме в ответ на поступивший запрос. Информация предаётся автоматически в унифицированном электронном формате один раз в год (следующий за отчётным).

Между какими странами будет автоматический обмен?

Согласно статье 6 Конвенции 1988/2010, процедуры автоматического обмена определяются по взаимной договоренности «двух или более» сторон. На практике за основу была взята модель многостороннего соглашения, в силу чего странам, подписавшим такое соглашение, уже не потребуется подписывать между собой отдельные двусторонние соглашения.

На 28 июня 2016 года Многостороннее соглашение компетентных органов подписали 83 юрисдикции. Часть стран обязалась осуществить первый (по сути – тестовый) автоматический обмен информацией в сентябре 2017 года, часть – в сентябре 2018 г.

Полный перечень стран, подписавших MCAA, можно найти по .

В чём заключается автоматический обмен?

В рамках автоматического обмена компетентные (обычно – налоговые) органы участвующей юрисдикции будут

  • получать от финансовых учреждений своей страны информацию о счетах физических и юридических лиц – резидентов других стран – участников MCAA;
  • ежегодно передавать данную информацию компетентным органам этих стран;
  • получать от компетентных органов других стран – участников MCAA информацию о счетах физических и юридических лиц – резидентов своей страны.

Таким образом, информация будет передаваться по следующей цепочке:

Обмен информацией будет осуществляться между компетентными органами стран-участниц MCAA (полученной ими от «подотчётных финансовых учреждений» в своих странах) ежегодно на автоматической основе в унифицированном электронном формате.

«Подотчётными финансовыми учреждениями» (Reporting Financial Institutions) являются любые финансовые учреждения юрисдикции, участвующей в автоматическом обмене (в первую очередь – банки, но также и брокеры, депозитарии, страховые и др. компании), за исключением правительственных учреждений, международных организаций, центральных банков, государственных пенсионных фондов и прочих юридических лиц, имеющих низкий уровень риска быть использованными в целях уклонения от уплаты налогов.

Обмен информацией за конкретный календарный год между компетентными органами соответствующих стран может осуществляться только при условии, если:

  • для данных органов MCAA вступило в силу;
  • в их странах имеется и действует внутреннее законодательство, требующее от подотчётных финансовых учреждений отчитываться за такой календарный год в объёме и порядке, предусмотренном Единым стандартом отчетности (CRS).

Подписывая MCAA каждое государство определяет месяц и год начала обмена информацией. Обмен должен быть осуществлен в течение 9 месяцев после окончания календарного года, за который предоставляется информация.

Какая информация будет передаваться автоматически?

Информация, подлежащая автоматическому обмену, включает (п. 2 ст. 2 MCAA):

a) для физических лиц: имя, адрес, идентификационный номер налогоплательщика, дата рождения – в отношении каждого держателя счета (Account Holder);

для юридических лиц: наименование, адрес, идентификационный номер налогоплательщика – в отношении каждого юридического лица – держателя счета; а также имя, адрес, идентификационный номер налогоплательщика, дата рождения – в отношении физических лиц, идентифицированных в рамках процедур due diligence в качестве «контролирующих лиц» (Controlling Persons) данного юридического лица;

b) номер счета (или аналогичный по функции эквивалент);

c) наименование и идентификационный номер подотчётного финансового учреждения (банка);

d) остаток денежных средств на счете на конец соответствующего календарного года (а если счет был закрыт в этом году – на момент закрытия счета);

e) по cчетам депо (Custodial Account):

(1) общая сумма процентов, дивидендов или иного дохода, полученного в отношении активов, размещенных на таком счете за календарный год или иной отчетный период;

(2) общая поступившая на счет выручка от продажи или выкупа активов, в отношении которых подотчётное финансовое учреждение выступало депозитарием, брокером, номинальным держателем или агентом держателя счета;

f) по депозитным счетам (Depository Account) – общая сумма процентов, поступивших на счет за календарный год или иной отчетный период;

g) по любым иным счетам, не указанным в подпунктах 2(е) и (f), – общая сумма, поступившая держателю счета за календарный год или иной отчетный период.

Обмену будет подлежать информация как о вновь открываемых счетах (начиная с определенной даты), так и об уже существующих счетах (уже открытых на определенную дату). Эти даты также указываются каждым государством в приложении к подписываемому ими MCAA.

Подготовка к автоматическому обмену в рамках CRS

Банки передают информацию о подотчётных счетах в налоговые органы своей страны в календарном году, следующем за годом, к которому данная информация относится.

До начала автоматического обмена все банки (и иные подотчётные финансовые учреждения) стран-участниц MCAA должны будут осуществить специальные процедуры due diligence в отношении существующих и вновь открываемых счетов своих клиентов (как физических, так и юридических лиц) для того, чтобы «категоризировать» их для целей последующей передачи данных в налоговые органы и восполнить недостающую для этого информацию.

Указанная информация будет выявляться банками, во-первых, на основе уже имеющейся о них информации о клиенте, полученной в результате принятых данным банком процедур AML/KYC («знай своего клиента»); а во-вторых, на основе информации, отдельно заявляемой самим клиентом (self-certification).

Due diligence существующих счетов юридических лиц

Сразу обратим внимание, что, говоря о держателях счёта, под словом «entity” Стандарт понимает не только собственно юридических лиц (корпорации), но и иные образования, включая товарищества, трасты и фонды.

Стандарт CRS выводит из-под автоматического обмена существующие счета юридических лиц (Preexisting Entity Accounts), агрегированный остаток на которых не превышает 250 000 долларов США на 31 декабря соответствующего года. То есть идентификация, сверка и передача информации о таких счетах осуществляться не будет.

Подотчётные счета (Reportable Accounts), то есть счета, информация о которых подлежит передаче, – это счета, держателями которых выступает:

  • одно или более «подотчётное лицо» (Reportable Person), то есть физическое или юридическое лицо – резидент юрисдикции, участвующей в автоматическом обмене; либо
  • «пассивная нефинансовая организация» (Passive NFE) (далее – «пассивная НФО»), одно или более контролирующее лицо которой является резидентом участвующей юрисдикции.

Правила определения налоговой резидентности, принятые в каждой из стран-участниц MCAA, можно найти на портале автоматического обмена ОЭСР в разделе «Rules governing tax residence».

Какие организации являются «активными» и «пассивными» для целей обмена информацией?

«Пассивная НФО» – это нефинансовая организация, не являющаяся «активной».

«Активная НФО» – это нефинансовая организация, пассивный доход которой за прошедший календарный год составил менее 50%, а объем активов, порождающих пассивные доходы или предназначенных для их получения, составил за тот же период менее 50%.

Кроме того, Стандарт предусматривает ряд других признаков, каждый (любой) из которых также позволит отнести организацию к «активной НФО», в частности:

  • акции НФО регулярно обращаются на организованных рынках ценных бумаг;
  • НФО является государственной или международной организацией, центральным банком или организацией, которой полностью владеет какая-либо из упомянутых организаций;
  • холдинговые НФО (при определённых условиях);
  • НФО пока не ведёт деятельность и не имеет истории ведения деятельности, но инвестирует капитал в активы с намерением вести нефинансовую деятельность;
  • НФО находится в процессе ликвидации или реорганизации в целях продолжения или возобновления нефинансовой деятельности;
  • НФО осуществляет финансирование или хеджирование сделок со связанными нефинансовыми организациями, и не предоставляет услуг финансирования другим лицам;
  • НФО является некоммерческой организацией (отвечающей ряду признаков).

Значение термина «пассивный доход» должно определяться на основании законодательства каждой участвующей юрисдикции. Согласно комментарию к разделу VIII Стандарта CRS (п. 126), под пассивным доходом обычно понимается часть общего дохода, включающая: а) дивиденды; б) проценты; в) доходы, аналогичные процентам; г) рентные платежи и роялти; д) аннуитеты; е) превышение доходов над убытками в результате продажи или обмена финансовых активов, порождающих пассивные доходы; ж) превышение доходов над убытками от сделок с любыми финансовыми активами (в том числе фьючерсные, форвардные, опционные и аналогичные сделки); з) превышение доходов над убытками от сделок с иностранной валютой; и) чистый доход от сделок «своп»; к) суммы, полученные по договорам накопительного страхования жизни.

Итак, подотчётное финансовое учреждение (банк) должно осуществить следующие процедуры due diligence (то есть сбора либо актуализации информации о клиенте):

Во-первых, определить, является ли организация (entity) подотчётным лицом. Для этого банк проверяет имеющуюся информацию, собранную в рамках процедур AML/KYC, чтобы определить налоговое резидентство держателя счёта.

Если согласно имеющейся информации держатель счёта является налоговым резидентом участвующей юрисдикции, то данный счёт будет рассматриваться как «подотчётный» (то есть информацию о нём банк должен будет передать налоговому органу своей страны), кроме случаев, когда держатель счёта сам не заявит о том, что он не является подотчётным лицом, либо это не установит банк на основании информации, находящейся в его распоряжении, либо из публичных источников.

Во-вторых, определить, является ли организация «пассивной НФО» с одним или более контролирующим лицом, являющимися подотчётными лицами. Для этого необходимо:

1) Определить, является ли держатель счёта пассивной НФО. Банк анкетирует клиента, чтобы установить его статус (кроме случаев, когда банк располагает информацией, позволяющей сделать обоснованный вывод о том, что держатель счёта является активной НФО);

2) Определить контролирующих лиц держателя счёта. Для этого банк опирается на информацию, полученную им ранее в рамках процедур AML/KYC;

3) Определить, является ли контролирующее лицо «подотчётным». Здесь банк также опирается на информацию, полученную им ранее в рамках процедур AML/KYC, в случае, если агрегированный остаток существующего счёта пассивной НФО не превышает 1 000 000 долларов США; либо специально анкетирует держателя счёта или контролирующее лицо в целях выяснения юрисдикции, в которой такое контролирующее лицо является налоговым резидентом.

Говоря о «контролирующем лице», Стандарт CRS отсылает к толкованию термина «бенефициарный владелец», которое даётся в Рекомендациях ФАТФ (Группы разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денежных средств). Согласно ему, бенефициарный владелец – это физическое лицо (лица), которое в конечном счёте владеет клиентом или контролирует его, и/или физическое лицо, в чьих интересах совершается сделка.

В результате, если какое-либо из контролирующих лиц пассивной НФО является «подотчётным лицом», то обмену будет подлежать не только информация о счёте клиента, но и о контролирующем его (клиента) лице.

Due diligence существующих счетов физических лиц

Для определения принадлежности клиента к участвующей юрисдикции банк на основании имеющейся у него информации устанавливает налоговое резидентство данного клиента.

Стандарт разделяет существующие счета физических лиц на:

— «счета с низкой стоимостью» (Lower Value Account), агрегированный остаток на которых по состоянию на 31 декабря отчётного года не превышает 1 000 000 долларов США; и

— «счета с высокой стоимостью» (Higher Value Account), агрегированный остаток на которых превышает 1 000 000 долларов США на 31 декабря отчётного года или на 31 декабря любого последующего года. Сбор информации о данной категории счетов (а соответственно, и обмен информацией по ним) будет проводиться в первоочередном порядке.

Важно обратить внимание, что автоматическому обмену будет подлежать информация обо всех счетах физических лиц в банках участвующих стран, поскольку Стандарт не устанавливает для таких счетов какой-либо пороговой суммы баланса, непревышение которой выводило бы счёт из-под автоматического обмена.

Сроки due diligence для «первой очереди» участвующих стран

Банки стран, приступающих к автоматическому обмену в 2017 году (например, Кипра, Латвии, Эстонии), должны:

  • осуществлять due diligence для целей обмена (в частности, устанавливать налоговое резидентство клиента, активный/пассивный характер юридического лица и др.) в отношении новых клиентов (физических и юридических лиц – нерезидентов страны банка) перед установлением с ними деловых отношений – начиная с 1 января 2016 г.;
  • завершить due diligence существующих клиентов – физических лиц (нерезидентов страны банка), остаток на счетах которых превышает 1 000 000 долларов США, – до 31 декабря 2016 г.;
  • завершить due diligence всех существующих клиентов (физических и юридических лиц – нерезидентов страны банка) – до 31 декабря 2017 г.

Сроки due diligence для «второй очереди» участвующих стран

Банки стран, приступающих к автоматическому обмену в 2018 году (например, России, Швейцарии, Австрии), должны будут:

  • осуществлять due diligence для целей обмена (в частности, устанавливать налоговое резидентство, активный/пассивный характер юридического лица и др.) в отношении новых клиентов (физических и юридических лиц – нерезидентов страны банка) – с 1 января 2017 г.;
  • завершить due diligence существующих клиентов – физических лиц (нерезидентов страны банка), остаток на счетах которых превышает 1 000 000 долларов США, – до 31 декабря 2017 г.;
  • завершить due diligence всех существующих клиентов (физических и юридических лиц – нерезидентов страны банка) – до 31 декабря 2018 г.

Обобщение

Итак, в порядке автоматического обмена направляется информация:

  • о физических лицах (держателях счёта), являющихся резидентами юрисдикции, участвующей в MCAA, – в налоговые органы данной юрисдикции;
  • о юридических лицах (держателях счёта), являющихся как активными, так и пассивными нефинансовыми организациями, – в налоговые органы страны, резидентами которой эти юридические лица являются (если эта страна участвует в MCAA);
  • о контролирующих лицах (бенефициарных владельцах) пассивных НФО (держателей счёта), если эти контролирующие лица являются резидентами стран, участвующих в MCAA, – в налоговые органы страны, резидентами которой являются эти контролирующие лица.
Держатель счёта в банке страны, участвующей в MCAA Какая информация передаётся налоговому органу страны банка В какую юрисдикцию налоговый орган страны банка передаёт информацию
Физическое лицо (резидент участвующей юрисдикции) О счёте данного физического лица В юрисдикцию, налоговым резидентом которой является данное физическое лицо
«Активная» компания (резидент участвующей юрисдикции) О счёте данной компании В юрисдикцию, налоговым резидентом которой является компания
«Пассивная» компания (резидент участвующей юрисдикции) без бенефициаров – резидентов участвующих юрисдикций
«Пассивная» компания (резидент участвующей юрисдикции) с бенефициарами – резидентами участвующих юрисдикций О счёте данной компании В юрисдикцию, налоговым резидентом которой является компания
1) О счёте данной компании;
2) О бенефициаром владельце компании
В юрисдикцию, налоговым резидентом которой является бенефициар.

Пример 1. Компания, зарегистрированная на Британских Виргинских островах, имеет банковский счёт на Кипре. Обе юрисдикции участвуют в MCAA и начинают обмен в 2017 году. В этом случае кипрский банк направляет кипрскому налоговому органу данные о счёте компании (держателя счёта), а затем кипрский налоговый орган передаёт данную информацию уполномоченному органу BVI. Если компания не является «пассивной НФО» с бенефициарами – резидентами юрисдикций, участвующих в MCAA, процесс завершается.

Пример 2. Если имеет место та же ситуация (см. пример 1), однако банк классифицировал компанию как «пассивную НФО» и установил, что её бенефициаром является физическое лицо – резидент участвующей в MCAA юрисдикции, например, России. В этом случае кипрский банк передаёт налоговому органу Кипра информацию не только о компании – держателе счёта, но и её бенефициаре. Налоговый орган, в свою очередь, направляет на BVI данные о счёте компании, а в Россию (юрисдикцию налогового резидентства бенефициара) – как данные о счёте компании, так и сведения о её бенефициаре (учитывая, что в отношении России это будет возможно лишь начиная с сентября 2018).

Важно учитывать, что…

1. Автоматический обмен не будет являться тотальной и всеохватывающей передачей информации «всем и обо всех». Объём информации, подлежащей обмену, строго определён Стандартом CRS и ограничен целым рядом «фильтров»:

— есть участвующие в обмене страны, и есть страны, пока не взявшие на себя такие обязательства;

— участвующие страны вступают в практическую фазу обмена не одновременно;

— информация, подлежащая передаче, ограничивается только той информацией, которой располагают банки (или иные финансовые учреждения, ведущие счета клиентов). Информация, которой располагают иные субъекты (например, органы регистрации юридических лиц, нотариусы, налоговые органы вне рамок компетенции по автоматическому обмену, органы финансовой разведки, правоохранительные органы и др.) – под автоматический обмен не подпадает;

— для счетов юридических лиц установлена планка в 250 000 долларов США. Если остаток на счете ниже этого порога, информация о таком счете обмену не подлежит;

— сбору (актуализации) и передаче подлежит не любая информация, а только установленный Стандартом CRS закрытый перечень сведений о счетах, клиентах и контролирующих лицах;

— данные о контролирующих лицах (бенефициарах) передаются не по всем счетам, а лишь по тем, чьими владельцами являются так называемые «пассивные» компании, чьи бенефициары являются резидентами участвующих в обмене стран. Такая «категоризация» для целей обмена будет осуществляться самими банками посредством стандартных процедур AML/KYC с поправкой на новые требования CRS и дополнительного анкетирования клиентов;

— возможны (и неизбежны) трудности, связанные с имплементацией Стандарта CRS в законодательство отдельных стран. Несвоевременное внесение изменений в национальные законы, принятие подзаконных актов и разъяснений регуляторов, и иные юридические и технические препятствия могут затруднить практическое осуществление обмена в заявленные сроки и с охватом всех участвующих юрисдикций.

2. Тем не менее, автоматический обмен может стать одним из альтернативных источников информации, с помощью которого налоговые органы РФ смогут установить факт наличия у налогового резидента РФ незадекларированного счёта в иностранном банке или незадекларированной контролируемой иностранной компании. И то, и другое является правонарушением и, при определённых обстоятельствах, может повлечь меры налоговой (ст. 129.5, 129.6 НК РФ), административной (ст. 15.25 КоАП) или уголовной (ст. 198, 199 УК РФ) ответственности. Присоединение России к автоматическому обмену неоднократно декларировалось как один из ключевых способов повышения эффективности администрирования налогообложения КИК.

3. По замыслу разработчиков MCAA и CRS, в определённой перспективе механизм автоматического обмена должен приобрести практически глобальный (по числу присоединившихся стран) характер. Вне данной системы, в конечном счёте, могут остаться лишь самые «маргинальные» или малозначимые территории, непригодные для ведения международного бизнеса и хранения сбережений, так что перенос в такие юрисдикции налогового резидентства или банковских счетов будет лишён всякого смысла. Напротив, участие в автоматическом обмене станет одним из признаков, положительно влияющих на деловой имидж той или иной юрисдикции.

Теги: обмен информацией

Москва. 19 сентября. INTERFAX.RU — Федеральная налоговая служба (ФНС) России намерена исключить из ежегодно обновляемого перечня юрисдикций, с которыми осуществляется автоматический обмен финансовой информацией, Великобританию, а также отдельные административные единицы — остров Мэн и Нормандские острова (Гернси, Джерси).

Это следует из проекта приложения к приказу ФНС «Об утверждении перечня государств (территорий), не обеспечивающих обмен информацией для целей налогообложения с Российской Федерацией», опубликованного на портале regulation.gov.ru.

В то же время в перечень предполагается включить Израиль и Панаму.

Всего в проектируемом списке будут 88 юрисдикций.

Как это работает

Поправки в Налоговый кодекс РФ о международном автоматическом обмене финансовой информацией и документацией по международным группам компаний были внесены в 2017 году.

Согласно им, ФНС в рамках соответствующих международных договоров в автоматическом режиме осуществляет обмен финансовой информацией, полученной от российских организаций финансового рынка, об их клиентах, не являющихся налоговыми резидентами РФ, с компетентными органами иностранных юрисдикций.

Действующей международно-правовой основной для такого автоматического обмена является Конвенция о взаимной административной помощи по налоговым делам от 25 января 1988 года, которая начала применяться в отношении Российской Федерации с 1 июля 2015 года, и многостороннее соглашение компетентных органов об автоматическом обмене финансовой информацией от 29 октября 2014 года, подписанное ФНС России в мае 2016 года.

В марте ФНС прокомментировала появившиеся в СМИ сообщения о том, что Великобритания якобы не будет сообщать ФНС информацию о зарубежных финансовых счетах российских налоговых резидентов в банках Соединенного Королевства.

Российские налоговики сообщили, что Великобритания и РФ продолжают обмениваться налоговой информацией по запросу, при этом между двумя странами на данный момент нет автоматического обмена.

«Между ФНС России и HMRC налажен качественный обмен налоговой информацией по запросам, а также автоматический обмен межстрановыми отчетами (CbCreporting) в соответствии с Многосторонней конвенцией административной помощи в налоговых делах. Что касается принятия решения о присоединении к автоматическому обмену налоговой информацией о финансовых счетах — это право каждого государства», — заявила ФНС.

ФНС сообщала, что в ближайшее время более 100 стран станут полноценными участниками автоматического обмена информацией, о чем было заявлено на Форуме налоговых администраций ОЭСР в Чили.

Также ведомство напомнило о продлении добровольного декларирования зарубежных активов и счетов еще на год с 1 мая 2019 года и порекомендовало всем, кто еще не воспользовался этой возможностью, «добровольно сообщить о своих активах и счетах в ФНС России, не дожидаясь, пока эта информация будет раскрыта зарубежными налоговыми органами».

С 1 января 2020 года вступают в силу поправки в закон о валютном регулировании, принятые летом, которые позволят гражданам РФ не представлять в налоговые органы отчет о движении средств по зарубежным вкладам.

Граждане смогут не отчитываться перед ФНС за счета, открытые в банках, расположенных на территории ОЭСР и ФАТФ, в случае, если общая сумма движений по счету гражданина за год (либо остаток на счете) не превышают 600 тыс. рублей. При этом страны должны заключить с Россией соглашение об автоматическом обмене информацией. Согласно действующему законодательству, от предоставления отчетов в ФНС о движениях по зарубежному счету освобождены только граждане РФ, которые проживают за пределами страны более 183 дней в году.

⇐ Предыдущая123456

одновременно необходимой, неизбежной и иногда раздражающей, она дает возможность организации быстрее получать информацию и приспособиться к меняющимся условиям, она же вносит разлад в официальные соотношения полномочий и затрудняет координацию.

Проектирование рабочего места.

Рабочее место — зона приложения труда людей, оснащенная необходимыми материальными средствами и техникой и определенным образом организованная. Проект организации рабочего места включает следующие основные разделы:

1. Содержание труда (что и с помощью чего делается).

2. Технологические, информационные и иные связи.

3. Эскиз размещения оборудования.

4. Обеспечение необходимыми ресурсами.

5. Хозяйственное и техническое обслуживание.

6. Квалификационные и образовательные требования к работнику.

Правила организации рабочего места:

1. Учет взаимосвязи работников в процессе трудовой деятельности, сократить перемещения людей, рационализировать их движения, снизить усталость.

2. Обязательное соблюдение действующих санитарных норм в отношении площади, освещенности, чистоты, удобства мебели.

3. Соответствие номенклатуры и количества оборудования.

???Формальные коммуникации в организации: цели и возможности формализации делового общения.

Анализ среднестатистического рабочего дня руководителя показывает, что около 85% рабочего времени у него уходит на говорение, слушание, переписку, т. е. на общение или коммуникацию. Процесс коммуникации – это динамичный обмен идеями, мнениями, знаниями и информацией между людьми, происходящий на различных уровнях: формальном или неформальном, интеллектуальном или эмоциональном.

Организационная коммуникация – обмен сообщениями для достижения понимания внутри организации, между организациями, а также между организацией и окружающим миром. Проявляется на:

· индивидуальном уровне (начальник – подчиненный или отдельные сотрудники), групповом (совещание отдела или рабочей группы),

· публичном (речи руководителей высшего звена),

· массовом (пресс-релизы компании, представление новой продукции на конференциях, по тв).

Организационная коммуникация, усложняется по мере развития и усложнения структуры организации, включая в себя: отдача приказов и директив, консультации рабочих, собеседование с новыми сотрудниками, оценка работы персонала, повышение мотивации сотрудников, анализ проблем, разрешение конфликтов, создание рабочих групп и руководство ими — распространяется на все сферы деятельности компании, оказывает серьезное влияние на выполнение задач, стоящих перед организацией, и мотивацию ее служащих.

Можно выделить еще два вида организационной коммуникации: формальную, которая одобрена организацией и вызвана ее потребностями, связана с производством и производительностью, со всеми сферами ее деловой активности, и неформальную, которая вызвана социальными потребностями и ориентирована не на организацию в целом, а на отдельных ее членов.

Формальная коммуникация – это основные каналы по которым поступает вся информация, имеющая отношение к деятельности организации: отчеты, документы внутри организации, приказы, распоряжения и сообщения, рабочая информация.

Используются официальные формы письменного общения, чем личные встречи и разговоры. При этом во многих компаниях действует жесткое правило: копии официальных писем или меморандумов отправляются непосредственно руководителям как отправителя, так и получателя.

В организации задействованы различные коммуникативные сети — каналы, по которым передаются сообщения: личные, телефонные, неофициальные меморандумы и официальные отчеты. В последнее время почти вся информация в компаниях передается через компьютерную сеть и такие средства связи, как электронная почта.

???Социальная политика организации -часть политики управления персоналом, включающая в себя все цели и мероприятия, связанные с добровольными социальными услугами фирмы. Управленческие решения в данной сфере в значительной мере обусловлены существующими в организации и в обществе системами ценностей.

Основные функции соц. политики: сокращение конфликтов, улучшение отношений между работодателем и наемными работниками, привязка сотрудников к фирме, привлечение (вербовка) новых сотрудников, создание благоприятного имиджа организации в глазах общественности.

???Кадровая политика организации.

Под кадровой политикой организациипонимают генеральное направление работы с персоналом, отражающее совокупность принципов, методов, набор правил и норм в области работы с персоналом, которые должны быть осознаны и определенным образом сформулированы.

Цель кадровой политики– обеспечение оптимального баланса процессов обновления и сохранения численности и качественного состава персонала в соответствии с потребностями самой организации, требованиями действующего законодательства и состоянием рынка труда.

На формирование и развитие кадровой политики влияют :

факторы внешней среды – те, которые организация как не может изменить, но должна учитывать:

· ситуация на рынке труда (демографические факторы, политика в области образования, взаимодействие с профсоюзами);

· тенденции экономического развития

· научно-технический прогресс;

· нормативно-правовая среда

факторы внутренней среды – поддаются управляющему воздействию со стороны организации.

· цели организации

· стиль управления

· кадровый потенциал организации

· стиль руководства

Направления кадровой политикисоответствуют функциям системы управления персоналом, действующей в этой организации.

1. Управление персоналом организации

2. Подбор и расстановка персонала

3. Формирование и подготовка резерва для выдвижения на руководящие должности

4. Оценка и аттестация персонала

5. Развитие персонала

6. Мотивация и стимулирование персонала, оплата труда.

???Организационно-культурные регуляторы поведения.

В современном мире развитие, особенно в экономической сфере, в значительной мере определяется человеком в контексте ценностей, которыми он руководствуется в своих действиях, его менталитетом. Этот менталитет, в частности, определяет склонность людей к кооперации и сотрудничеству, качествам, часто объединяемым понятием «экономика солидарности». В этом же плане важны моральные традиции как механизм самосохранения и развития общества.

Организационные ценности — все окружающие объекты (как внутри, так и вне организации), в отношении которых члены организации занимают позицию оценки в соответствии со своими потребностями и целями организации.

Впервые вопрос о воздействии системы ценностей на человека в профессиональной деятельности поставил М. Вебер. В результате проведенных исследований он вычленил в мировых религиях этический компонент.

В рамках современной системы производства приходят ценности, ориентированные на потребности самоопределения, раскрытия личности, творчество, способность идти на компромиссы, участия в деятельности коллектива.

Система ценностей корпоративной культуры обязательно включает в себя трудовые ценности, то есть те ценности, которые являются особенно важными для трудовой деятельности в компании. А также необходимым и негласным условием любой компании является провозглашение общечеловеческих ценностей, необходимых для жизни и плодотворной деятельности.

Система ценностей, сложившаяся на предприятии и разделяемая всеми сотрудниками организации, является неким ориентиром поведения в той или иной ситуации. Система ценностей, одинаково разделяемая и руководством и сотрудниками, выступает в роли основополагающего и определяющего элемента корпоративной культуры. Следовательно, основу корпоративной культуры составляют ценности, имеющие долговременное значение и задающие смысл деятельности членов корпорации.

Заданные ценности определяют и стили поведения, и стили общения с коллегами и клиентами, уровень мотивированности, активность. Их значение острее всего проявляется в критические моменты, когда особую роль играют морально-нравственные факторы.

Система ценностей определяет корпоративное поведение современного работника как осуществление им целей и задач, поставленных руководителем в рамках культуры корпорации. Специфика корпоративного поведения раскрывается в таких его основных свойствах, как функциональная определенность, временная заданность, самоорганизация и мотивационная осмысленность.

???Этический кодекс организации.

Главной целью организационной культуры является обеспечение самоорганизации социально-экономической системы посредством персонала.

Этика — это система моральных принципов и ценностей, которая руководит поведением человека или группы людей, определяя, что правильно, а что неправильно. Этические ценности устанавливают набор стандартов относительно того, что хорошо и что плохо в области ведения дел и принятия решений.

Этические нормы большей частью, относятся к поведению, не предопределенному законом.

Этика управления представляет собой набор принципов, которыми руководствуются менеджеры при выборе решений, определяя, что правильно, а что нет (с моральной точки зрения).

Понятие социальной ответственности — продолжение основных принципов этики управления. Оно относится к обязанности руководителей принимать решения и действовать таким образом, чтобы их организация вносила вклад в благосостояние всего общества и служила интересам всего общества так же, как и своим собственным.

Этическая дилемма возникает, когда каждый из альтернативных вариантов поведения или каждое из возможных решений представляются нежелательными, так как могут с какой-либо стороны быть восприняты как неэтичные, и вызвать негативное отношение к фирме. Решению таких проблем может помочь утверждение этических правил и ценностей в качестве составной части корпоративной культуры организации.

Определяя, что правильно, что нет, компании должны учитывать также мнение внешних заинтересованных сторон (покупателей, правительства, акционеров, общества в целом). Личные этические нормы и способы моральной оценки, преобразующие эти нормы в действия, — важный аспект принятия этических решений в организациях. Принцип личной свободы основан на утверждении, что этические решения должны приниматься так, чтобы обеспечить максимально возможный уровень свободы выбора и других личных свобод для каждого человека.

Чтобы этичное поведение на рабочем месте стало нормой для сотрудников, организация должна сделать этику неотъемлемой частью своей культуры.

Примеры этических проблем: корпоративная ответственность по отношению к окружающей природе.

Примеры организационного решения этических проблем:

· разработка корпоративного кодекса этики;

· проведение этической подготовки работников (в рамках общих программ повышения квалификации).

???Сопротивление изменениям в организации и меры его преодоления.

В наиболее общем виде развитие в современной организации описывается как процесс позитивных качественных изменений, затрагивающий способы, средства деятельности и взаимодействия людей и отражающийся в трансформации организационной структуры.
При осуществлении организационных изменений неизбежно возникает сопротивление изменениям. Сопротивление проявляется всегда в ответ на любые изменения: отсрочки начала процесса изменений; непредвиденные отсрочки внедрения и, как следствие, увеличивают расходы по сравнению с запланированными; попытки саботировать изменения внутри организации или «утопить» их в потоке других первоочередных дел.

Существует 2 вида сопротивления в зависимости от его силы и интенсивности: пассивное и активное. Выделяют следующие причины сопротивления изменениям:

1. Желание не потерять что-то ценное: положение, власть, материальную выгоду, комфорт, привычную обстановку, политическое преимущество и неформальные связи.

2. Непонимание и недостаток доверия.

3. Низкая терпимость изменениям. Люди имеют значительно отличающиеся уровни готовности к изменению.

4. Различная оценка ситуации. Люди не могут понять выгоды, связанные с изменением или видят больше потерь, чем преимуществ, не только для себя, но и для организации в целом.

5. Давление со стороны коллег.

6. Усталость от изменений.

7. Предыдущий неудачный опыт проведения изменений.

8. Не соответствие квалификации сотрудников новым требованиям.

⇐ Предыдущая123456

Дата добавления: 2016-12-06; просмотров: 2063 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Обмен информацией по запросу (Exchange of Information on Request, EOIR) – это классический и широко применяемый способ получения одним государством необходимых ему сведений о налогоплательщике от компетентных органов другого государства. Его не следует путать с получившим широкую известность автоматическим обменом (Automatic Exchange of Information, AEOI), который имеет отдельное регулирование и осуществляется на совершенно иных принципах.

Обмен осуществляется по индивидуальному запросу (то есть по запросу, касающемуся конкретного лица, компании, группы компаний или сделки/операции) со стороны компетентного (обычно – налогового) органа одной страны в адрес аналогичного органа другой.

Данные, полученные в порядке международного обмена по запросу, активно используются налоговыми органами при проведении налоговых проверок и в последующем для обоснования своей позиции в суде. В частности, такие данные могут иметь доказательственное значение при оценке обоснованности получения налоговой выгоды, оценке функциональной роли иностранных компаний в схемах выплаты доходов, установления для целей налогообложения конечных бенефициаров иностранных структур и фактических получателей дохода и т.д.

Главной особенностью обмена по запросу является возможность обмена практически любой налогово-значимой информацией (единственным ограничителем может быть противоречие национальным законам и публичному порядку запрашиваемого государства). Этим обмен по запросу отличается, например, от автоматического обмена по стандарту CRS, в рамках которого в электронном формате передается строго ограниченный Стандартом перечень данных об иностранных финансовых счетах (и только о них).

Обмен по запросу, являясь разновидностью международной правовой помощи, как правило, может осуществляться только при наличии между государствами соответствующего международного договора. Случаи обмена информацией во внедоговорном порядке (на основе принципа взаимности) носят исключительный характер.

В мировой практике обмен налоговой информацией по запросу осуществляется на основании как двусторонних, так и многосторонних международных договоров.

Двусторонними договорами в данной сфере служат:

  • соглашения об избежании двойного налогообложения (далее – СИДН), содержащие среди прочего положения о обмене информацией, либо
  • специализированные соглашения об обмене налоговой информацией (Tax Information Exchange Agreements, TIEA). Полный перечень заключенных TIEA можно найти по .

Крупнейшим по числу участвующих стран многосторонним договором является Конвенция о взаимной административной помощи по налоговым делам от 25 января 1988 г. (в редакции Протокола от 27 мая 2010 г.) (далее – «Конвенция»). По состоянию на апрель 2019 года данная Конвенция в обновленной редакции вступила в силу для 113 стран и территорий, включая Россию (см. полный перечень участников Конвенции по данным портала ОЭСР).

Также существуют региональные многосторонние инструменты, предусматривающие обмен информацией по запросу. На уровне Европейского Союза таковым служит Директива Совета ЕС 2011/16/EU от 15 февраля 2011 г. «Об административном сотрудничестве в области налогообложения».

Обмен налоговой информацией по запросу в России

В настоящее время международный обмен налоговой информацией по запросу между Россией и другими странами может осуществляться на основании:

  • Соглашений РФ об избежании двойного налогообложения (имеются с 83 странами; объём и условия обмена могут различаться), либо
  • Конвенции о взаимной административной помощи по налоговым делам (вступила в силу для России с 1 июля 2015 года).

Кроме того, Постановление Правительства РФ от 14.08.2014 № 805 предполагает возможность заключения отдельных двусторонних соглашений об обмене налоговой информацией. Заключение таких соглашений планировалось в первую очередь с классическими офшорными зонами, которые не имеют СИДН с Россией (например, Британские Виргинские острова, Гернси, Джерси, Кайманы и др.). Однако, до настоящего времени ни одного такого соглашения заключено не было.

Обмен на основании соглашений об избежании двойного налогообложения

Поскольку двусторонние СИДН имеют своей целью не только устранение двойного налогообложения, но и предотвращение уклонения от уплаты налогов, они практически всегда содержат и положения об обмене информацией.

При заключении (или обновлении) своих СИДН в части, посвященной обмену информацией, договаривающиеся страны обычно принимают за основу статью 26 («Обмен информацией») Модельной конвенции в отношении налогов на доходы и капитал, разработанной Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) (далее – «Модельная конвенция»). Действующая редакция Модельной конвенции и комментариев к ней была опубликована в ноябре 2017 года.

Общим правилом, характерным для большинства СИДН, является обязанность договаривающихся государств обмениваться информацией, которая может считаться относящейся (англ. foreseeably relevant) к выполнению положений данного СИДН или к администрированию в сфере налогообложения и применению внутреннего законодательства, касающихся налогов любого вида и содержания, установленных от имени договаривающихся государств, их политических подразделений или местных органов власти (пункт 1 статьи 26 Модельной конвенции).

Иными словами, речь идёт об обмене практически любой информацией, так или иначе касающейся налогов (будь то прямых или косвенных, общегосударственных или местных и т.п.) и правоприменения в налоговой сфере. То есть, сфера действия статьи СИДН об обмене информацией намного шире сферы действия самого СИДН. При этом СИДН в своей основной части (посвященной непосредственно избежанию двойного налогообложения) может охватывать лишь ограниченный круг налогов договаривающихся стран, однако на объём обязательств по обмену информацией это не влияет.

Пункт 2 статьи 26 Модельной конвенции предусматривает случаи, когда государство вправе отказать в передаче запрашиваемой информации. Так, государство не обязано:

  • проводить мероприятия, противоречащие его законодательству и административной практике;
  • предоставлять информацию, которую нельзя получить в рамках закона;
  • предоставлять информацию, раскрывающую торговую, предпринимательскую, промышленную, коммерческую или профессиональную тайну или торговый процесс, или информацию, раскрытие которой противоречило бы публичному порядку (ordre public).

Данные оговорки представляют собой серьёзный правовой «фильтр» для передачи наиболее чувствительной для налогоплательщика информации властям запрашивающей страны.

Однако, последние редакции статьи 26 упомянутой Модельной конвенции (а соответственно и СИДН, заключаемых или обновляемых на её основании в последние годы), содержат модернизированные пункты 4 и 5, обязывающие государства обмениваться практически любыми типами информации, включая банковскую. Самый важный из них (пункт 5) заключается в следующем.

Запрашиваемое государство не вправе отказать в предоставлении информации только потому, что такая информация находится в распоряжении банка, другой финансовой организации, номинального держателя, агента или доверительного управляющего либо содержит сведения об имущественных интересах применительно к какому-либо лицу. Термин «агент», согласно пункту 19.12 Комментария ОЭСР к статье 26 Модельной конвенции, толкуется широко и охватывает любых провайдеров корпоративного сервиса, включая регистрационных агентов и юристов.

Это означает, что для стран, модернизировавших статьи своих СИДН об обмене информацией в соответствии с последними редакциями Модельной конвенции, такие обстоятельства, как банковская тайна или тайна фидуциарных (например, трастовых) услуг больше не являются самодостаточным основанием, исключающим международный обмен налоговой информацией (и практика последних лет это подтверждает).

Формулировка «только потому» (англ. solely because) означает, что у запрашиваемого государства остаётся основание для отказа в обмене, но только если причина отказа не связана с тем, что носитель информации имеет статус банка, финансового учреждения, агента, фидуциария или номинального лица (пункт 19.14 Комментария ОЭСР к статье 26 Модельной конвенции).

В настоящее время имеется 83 СИДН, заключенных Российской Федерацией, и содержащих положения об обмене налоговой информацией. При этом ряд из них уже включают модернизированные оговорки, дающие «зелёный свет» передаче по запросу банковской информации и информации, которой располагают номинальные лица и доверительные управляющие. Среди таких стран-партнеров по СИДН с Россией – Армения, Бельгия, Германия, Гонконг, Италия, Китай, Кипр, Люксембург, Мальта, Сингапур, Чехия, Швейцария, Эквадор, Япония. В дальнейшем этот перечень будет расширяться.

Обмен на основании Конвенции о взаимной административной помощи по налоговым делам

Статья 4 Конвенции о взаимной административной помощи по налоговым делам предусматривает, что стороны обмениваются любой информацией, которая предположительно является важной для администрирования или обеспечения соблюдения законодательства в отношении налогов, на которые распространяется Конвенция (то есть – любых, поскольку в статье 2 Конвенции перечислены практически все существующие в мировой практике налоги).

По запросу запрашивающего государства, запрашиваемое государство предоставляет любую информацию, упомянутую в статье 4, относительно отдельных лиц или операций.

При недостаточности такой информации для удовлетворения запроса, запрашиваемое государство обязано принимать все необходимые меры для ее получения.

Поскольку участниками Конвенции (в редакции Протокола 2010 г.) наряду с Россией являются более 100 государств и территорий, Конвенция на сегодняшний день выступает единственным международно-правовым основанием для обмена налоговой информацией между Россией и странами, с которыми у России отсутствуют СИДН и вообще какие-либо двусторонние договоренности об обмене (в первую очередь – с классическими офшорами).

Например, с 1 июля 2015 года (дата вступления в силу Конвенции для России) обмен по запросу формально стал возможен между Россией и Британскими Виргинскими и Каймановыми островами; с 1 октября 2015 года – возможен обмен с Сейшелами; c 1 декабря 2016 года – с государством Сент-Китс и Невис; с 1 июля 2017 года – с Панамой; с 1 августа 2018 года – с Багамами и т.д.

Обмен информации, как и иные формы административной помощи в рамках Конвенции, осуществляется с учётом оговорок, содержащихся в инструментах ратификации, депонированных странами-участниками.

Оговорки, сделанные Россией при ратификации Конвенции, содержатся в Федеральном законе от 4 ноября 2014 г. № 325-ФЗ. Применительно к обмену информацией по запросу, значимы следующие оговорки:

  • РФ оставляет за собой право не оказывать какой-либо помощи (в том числе, не обмениваться информацией по запросу) в отношении региональных и местных налогов;
  • в связи с деяниями, преследуемыми в запрашивающем государстве в уголовно-правовом порядке, РФ оставляет за собой право оказывать административную помощь (включая обмен информацией по запросу) которая относится к налоговым периодам в пределах трёх лет, предшествующих году вступления в силу Конвенции для России (т.е. 2015 году). Другими словами, эта оговорка ограничивает ретроспективное применение Конвенции Россией по налоговым делам, связанным с уголовно наказуемыми деяниями, тремя годами.

По данным портала ОЭСР, по итогам первого этапа экспертной оценки (предполагающего анализ соответствия законодательной и регуляторной базы государства международным стандартам в области обмена информацией по запросу), Россия отнесена к юрисдикциям, которые «в существенной степени отвечают» (англ. largely compliant) указанным стандартам.

Какие страны реально обмениваются информацией с РФ по запросу?

Наличие действующих международных договоров не всегда является гарантией того, что обмен информацией между Россией и конкретной страной осуществляется на практике.

Ситуация в этой сфере постоянно изменяется, но «общую картину» можно оценить, исходя из Перечня государств (территорий), не обеспечивающих обмен информацией для целей налогообложения с Российской Федерацией (утвержден Приказом ФНС России от 04.12.2018 N ММВ-7-17/786@; регулярно пересматривается).

Данный перечень формируется в зависимости от наличия реальной практики обмена с РФ, а не только юридических обязательств. Например, многие страны и территории, включенные в перечень (напр., Андорра, Багамы, Гибралтар, Панама, Сент-Винсент и Гренадины, Сент-Люсия и др.), являются, как и Россия, участниками Конвенции о взаимной административной помощи по налоговым делам, но в реальности обмена по запросу с Россией не осуществляют.

Более того, в перечень иногда попадают даже те страны, с которыми Россией заключены СИДН (так было с Южной Кореей в 2016 году и Бразилией в 2016-2017 гг.; в настоящее время обе страны из перечня исключены, очевидно, после устранения препятствий для обмена).

Таким образом, если государство не включено в вышеназванный перечень ФНС (а также имеет действующее СИДН с Россией), достаточно высока вероятность того, что обмен налоговой информацией по запросу с данным государством реально работает.

Практика предоставления информации иностранными налоговыми органами в Россию

На сегодняшний день получение российскими налоговыми органами информации от иностранных коллег уже является реальной и регулярной практикой. Приведем несколько примеров предоставления российским налоговым органам данных из-за рубежа, оказавших влияние на результаты налоговых проверок и впоследствии на судебные решения. Во всех перечисленных случаях решения были приняты в пользу налогового органа.

Дополнительно отметим, что СИДН относят информацию, полученную в ответ на запрос, к тайной и подлежащей сообщению только налоговым органам и судам, и уже последние вправе раскрывать эту информацию в ходе открытого судебного заседания или при принятии судебных решений. Поэтому, информация, получаемая от иностранных налоговых органов, отражается в судебных решениях лишь фрагментарно, в части, необходимой для обоснования выводов суда.

  • В Решении Арбитражного суда г. Москвы от 31 октября 2016 г. (заявитель – ПАО «Северсталь») из анализа информации, предоставленной финансовыми органами Республики Кипр, судом установлены такие обстоятельства, как схема процентного владения вовлеченными кипрскими компаниями, содержание их уставов, отчеты советов директоров этих компаний о полученных из России дивидендах и их последующей выплате в пользу акционеров – компаний Британских Виргинских островов, данные финансовой отчетности кипрских компаний и др. Эти данные имели ключевое значение при доказывании технической роли кипрских компаний и транзитного характера выплат дивидендов в контексте «фактического права на доход» как условия правомерного применения СИДН Россия-Кипр.
  • В Постановлении 13-го арбитражного апелляционного суда от 8 сентября 2015 г. (заявитель – ЗАО «АВТОТОР») указывается, что в рамках СИДН государственными органами Нидерландов была предоставлена информация о руководителе и о конечном бенефициаре связанной нидерландской компании в проверяемый период. В схеме выплаты дивидендов был установлен российский конечный бенефициар, обладающий фактическим правом на определение экономической судьбы дохода нидерландской компании.
  • В Постановлении Арбитражного суда Московского округа от 11 июня 2015 г. (заявитель – ООО «Орифлэйм Косметикс») отмечается, что, по информации налоговых органов Нидерландов и Люксембурга, суммы денежных средств, выводимые из-под юрисдикции РФ, «в дальнейшем также не подвергались налогообложению иных налоговых юрисдикций». Движение лицензионных платежей, практиковавшееся между аффилированными компаниями, было оценено как недопустимый инструмент налоговой оптимизации.
  • В Решении Арбитражного суда г. Москвы от 6 марта 2019 г. (заявитель – ООО «Группа ОНЭКСИМ») упоминается, что налоговыми органами Кипра были предоставлены сведения о численности сотрудников иностранных компаний, приобретавших у Общества консультационные и юридические услуги. Факт отсутствия в них сотрудников помимо директоров способствовал выводу о «формальной регистрации иностранных компаний на территории Кипра и Британских Виргинских островов, тогда как вся деятельность ведется на территории РФ». Суд, с учетом прочих обстоятельств, согласился с выводом ИФНС о том, что фактически местом управления иностранных организаций для целей НДС является территория РФ.

Итак, в рамках существующих на сегодняшний день договорных механизмов (преимущественно – в рамках двусторонних СИДН) российские налоговые органы, при определённых условиях, имеют возможность получать от иностранных государств по своему запросу различные сведения о российских налогоплательщиках, в том числе:

  • об их участии или бенефициарном интересе в иностранных корпоративных структурах;
  • об отношениях номинального руководства, номинального и бенефициарного владения, существенного влияния или контроля;
  • о принятых в компании процедурах управления и принятия решений;
  • о договорных связях, структуре активов, движении дивидендов и иных выплат;
  • о содержании учредительных и иных корпоративных документов;
  • о финансовой отчетности;
  • о налогообложении спорных доходов в иностранных юрисдикциях или о его отсутствии;
  • о банковских счетах и финансовых операциях;
  • о недвижимом имуществе и др.

На практике, помимо наличия формально-юридических обязательств по обмену информацией, на его эффективность могут влиять и такие факторы, как:

  • степень заинтересованности государства в получении/передаче информации относительно конкретного лица или компании;
  • качество взаимодействия между налоговыми ведомствами конкретных стран;
  • уровень правовой и лингвистической проработки международных запросов;
  • временное ухудшение политических отношений между странами-партнерами по обмену и т.п.

Теги: обмен информацией, законодательство РФ

Записи созданы 8837

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх