Авторское право в интернете

В последнее время всё более популярным становится размещение материалов разного рода в интернете. Личные фотографии, статьи, видео и аудио, стихи, научные работы — всё это находится под угрозой хищения. Обнаруживая, например, свою фотографию на чужом сайте, многие пишут гневные отзывы, но результата это не даёт. На самом деле можно защитить абсолютно любую собственность. Остаётся лишь выбрать способ.

Содержание

Что такое авторское право в интернете

По данным исследователей (Фонд Общественное Мнение) ежедневно в интернет выходят 66 миллионов россиян. Пользователи преследуют следующие цели:

  • общение в соцсетях;
  • служебная электронная переписка;
  • отслеживание новостей;
  • поиск информации и товаров;
  • удалённая работа;
  • видео и аудио;
  • другие цели.

Большая часть посетителей размещает на доступных ресурсах свои материалы (соцсети, сайты и т. д.) Каждый рискует быть «обворованным».

Каждый день в сети интернет появляются оригинальные публикации

Любого интернет-пользователя можно назвать автором. Даже если это обычный пост на своей странице в соцсети. Разумеется, для создания этого поста потребовались определённые интеллектуальные усилия и было затрачено некоторое количество времени. Поэтому каждый автор негодует, обнаруживая свой материал на другом ресурсе с подписью постороннего человека.

Правовые нормы, защищающие авторские права

Автором произведения считается его создатель, а права вступают в силу с момента его появления. К счастью, интеллектуальная собственность признаётся российским законодательством как личное имущество. За кражу любого имущества предусмотрена ответственность. Авторское право в России защищено:

  • Гражданским кодексом РФ;
  • Конституцией РФ;
  • Федеральным законом №5351–1 «Об авторском праве и смежных правах»;
  • Федеральным законом №35 «О внесении изменений в Гражданский кодекс и иные законодательные акты по вопросам регулирования интеллектуальной собственности»;
  • Всемирной конвенцией об авторском праве;
  • Бернской конвенцией по охране литературных и художественных произведений;
  • Договором ВОИС по авторскому праву;
  • Соглашением ТРИПС (международное авторское право);
  • Конвенцией об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм;
  • Директивой ЕС от 22.05.2001г. №2001/29/ЕС. «О гармонизации некоторых аспектов авторского права и смежных прав в информационном обществе».

Таким образом, авторство защищено не только российскими законодательными нормами, но и международными актами. Но к сожалению, защитить свои права не так просто, если нет их подтверждения. То есть любой человек может назвать себя автором любого материала, размещённого в интернете, если он не защищён официально. Способ защиты и варианты действий выбираются в зависимости от вида объекта права.

Объекты авторских прав

Объектами авторского права в интернете являются:

  • литературные произведения;
  • любой уникальный текстовой контент;
  • информационно-аналитические материалы (обзоры, результаты опросов, статистика и инфографика);
  • аудиоматериалы (музыка, песни, диктофонные записи, лекции и интервью);
  • уникальные видеозаписи (съёмки различных событий и мероприятий, видеоклипы, передачи, фильмы, презентации);
  • фотографии, которые могут быть авторской съёмкой общедоступных объектов или личными снимками;
  • изображения своих работ, например, изделий из глины, украшений или ландшафтного дизайна;
  • мастер-классы и обучающий контент;
  • компьютерные программы, приложения, игры;
  • операционные системы на любом языке и в любой форме;
  • собственная живопись, скульптура, графика, комиксы, карикатуры, мемы и другие графические работы;
  • дизайн сайтов и отдельных страниц;
  • логотипы сайтов, каналов, интернет-сообществ;
  • географические, геологические и другие карты, планы, эскизы, чертежи;
  • производные работы (переводы, обработки, аннотации, рефераты, резюме, обзоры, инсценировки, аранжировки и другие переработки произведений науки, литературы и искусства);
  • сборники (энциклопедии, антологии, базы данных), представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда.

Производные произведения (например, доклад на тему «Золотая рыбка глазами А.С. Пушкина») могут быть защищены авторским правом, несмотря на то, что включают в себя цитаты и выдержки из сказки. Для этого докладчик должен ссылаться на основное произведение с указанием авторства.

Музыка является одним из объектов авторского права

Какие материалы не могут являться объектами авторского права

Не могут являться объектами авторского права следующие материалы:

  • официальные документы (законы, судебные решения, иные тексты законодательного, административного и судебного характера), а также их официальные переводы;
  • государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и т. д.);
  • произведения народного творчества;
  • сообщения о событиях и фактах, имеющие информационный характер;
  • короткие названия и лозунги.

Например, нужно разместить в своём материале изображение с триколором. Флаг у России один, содержащий три цвета. Менять их местами нельзя, если его представить в другом виде, это уже будет другой флаг или вовсе не флаг. Логично, что у такого изображения не может быть авторства. Ведь каждый гражданин имеет право пользоваться символом своего государства, если это совершается не вопреки закону.

Гжель — это русский народный вид художественной росписи, поэтому данная техника не защищена от повторения; а вот на дизайн конкретной чашки оформить авторское право можно

А также нельзя защитить короткий слоган. Например, «Мир. Труд. Май!». Данная комбинация слов может часто использоваться разными людьми, и не получится каждого привлечь к ответственности. Однако рекламные лозунги могут защищаться. Само понятие рекламного слогана не рассматривается законодательством как объект авторства, но не исключает таковое.

Для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрации произведения либо соблюдения каких-либо иных формальностей. Однако на практике возникают ситуации, когда автор должен доказать авторство на свой рекламный слоган.
Наряду с общими способами защиты гражданских прав, закреплёнными в ст. 12 ГК РФ, защита рекламного слогана может осуществляться специальными способами.

Как защитить свою интеллектуальную собственность в интернете

Самым простым методом защитить свой материал является заявление об авторстве. При этом необязательно заключать какие-либо договоры и составлять официальные бумаги. Например, для защиты текста, фото, инфографики можно под материалом поставить свою подпись.

Для такого способа принято использовать символ Copiright — Рядом следует указать автора и год создания. Эта подпись означает, что вы автор и заявляете о своих правах на данную интеллектуальную собственность. Осведомлённый о юридических последствиях человек, заметив такой символ, при использовании материала в своих целях будет ссылаться на ваше авторство. Минус такого способа в том, что он лишь подтверждает авторство и может помочь его защитить, но не приносит никакой материальной выгоды.

Если публикация совершена вами на официальном ресурсе, то, как правило, у каждого произведения есть номер публикации

Некоторые сайты разрешают копировать и использовать размещённые материалы, но требуют сохранять ссылки на ресурс. За это не нужно платить, но владельцы сайта имеют материальную выгоду. По указанной вами ссылке пройдут другие пользователи, а это поднимет посещаемость ресурса, может увеличить количество продаж и т. д.

Если объектом права является видеоматериал, а вы выбираете простой неофициальный способ защиты, можно при создании видео наложить текст или значок, который будет отображаться до конца ролика. В этом случае «пирату» будет неудобно использовать такой материал без согласия автора.

Присутствие логотипа по ходу всего просмотра означает авторское право и ограничивает использование материала

Некоторые виды интеллектуальной собственности могут быть защищены самим ресурсом, на котором размещается материал, например:

  • через модерирование и администрирование;
  • через встроенные системы защиты.

Любой сайт контролируется администратором и практически любой — модераторами. Это позволяет отслеживать поступающие к публикации материалы. Модераторы проверяют их на наличие плагиата и при необходимости могут запрашивать ссылки на авторов. К тому же на некоторых сайтах есть специальные модераторы, которые круглосуточно отслеживают копирование материалов через поисковые системы. Если обнаруживается пиратское использование другим сайтом, администратор вправе требовать удаления материала из его публикаций.

Встроенная антипиратская система — это онлайн-защита. Например, видеохостинг YouTube. Если разместить на этом ресурсе видео, на которое было объявлено авторское право, система в течение минуты определяет сходство и наступают последствия:

  • автор разрешает использовать свой материал (указывает, в коммерческих или некоммерческих целях);
  • автор запрещает использование, и система удаляет видео;
  • автор разрешает использование, но материальная выгода (монетизация) извлекается только в пользу автора (или в виде %);
  • на электронную почту пирата приходит оповещение (созданное автоматически) о поступившей жалобе;
  • канал блокируется.

Некоторые, полагая, что оформление авторских прав непомерно дорого обойдётся, нанимают специальных модераторов. Иногда для таких случаев заключаются трудовые договоры или договоры гражданско-правового характера, и модераторы получают зарплату.

Официальный способ защиты авторских прав

Для того чтобы официально зарегистрировать авторское право, нужно обратиться к нотариусу. Любая нотариальная контора может провести процедуру оформления. Нотариус изучит поданные материалы, и если обнаружится, что вы первый, кто заявил о правах, выдаст свидетельство о регистрации авторского права. Кроме этого, вам могут предложить депонирование. Юристы считают, что это единственный надёжный способ доказать своё авторство, если дело дойдёт до суда.

Для того чтобы можно было официально требовать защиты прав (например, через суд), нужно официальное оформление авторства

Например, объектом авторского права стал научный доклад. Автор передаёт один печатный экземпляр нотариусу (насовсем), тот выдаёт свидетельство о депонировании. Случился суд, автор доклада требует 1 миллион рублей за незаконное использование результата своего интеллектуального труда. Ответчик (Петров) подал встречный иск с аналогичным требованием. В нём указано, что материал принадлежит Петрову, просто он не успел его зарегистрировать, а Иванов незаконным образом зарегистрировался в качестве автора. В таком случае только нотариус сможет подтвердить авторство, так как первым увидел оригинал (в свидетельстве указана дата выдачи и печати экземпляра).

В России существует много юридических контор, специализирующихся именно на авторском праве. Можно обратиться в любую фирму, критериями при выборе юридической организации могут являться:

  • ценовая политика;
  • бренд (например, в этой конторе регистрировали свои права звёзды мирового шоу-бизнеса);
  • отзывы в интернете;
  • территориальное расположение.

Существует значимое различие между специализированной конторой и нотариусом. В юридической фирме выдают свидетельство, на котором стоит печать организации, зарегистрированной в качестве юридического лица. Номер свидетельства будет включён в каталог (то есть список выданных документов). Нотариус имеет лицензию, он признан компетентным органом на государственном уровне. Свидетельства, оформленные нотариусом, обладают полной юридической силой, а их номера включаются в реестр авторских прав. К тому же стоимость услуг нотариуса и специализированной конторы может не отличаться.

На любом свидетельстве об авторских правах должна стоять печать удостоверяющего органа

Исключением являются авторские права на программу ЭВМ и базы данных. Такой материал регистрируется на федеральном уровне. Согласно статье 1262 Гражданского кодекса программы должны регистрироваться в федеральном органе исполнительной власти (по интеллектуальной собственности). Причём если в поданном материале содержится государственная тайна или иная важная информация государственного уровня, его не зарегистрируют, а автор, скорее всего, будет привлечён к ответственности.

Какие документы нужны для оформления

Каждый регистрирующий орган запрашивает определённый перечень документов. Но во всех случаях потребуются:

  • заявление на регистрацию авторских прав;
  • произведение (представляется в оригинале или на электронных носителях информации: CD или DVD дисках в форматах PDF, JPG, файлов-мультимедиа);
  • заверительная надпись на оригинале произведения или CD/DVD диске уполномоченного должностного лица, нанесённая несмываемой краской или специальными маркерами, а также печать юридического лица (если таковая имеется);
  • перечень приложений с указанием количества документов и листов в каждом, с информацией о том, что к ним прилагается цифровой носитель;
  • аннотация (5–7 строчек описания темы, назначения и содержания произведения), подписанная автором (ами), в двух экземплярах;
  • реквизиты автора (ов).

Количество файлов на электронном носителе должно соответствовать количеству документов, указанных в приложении, наименование файлов должно позволять идентифицировать документ и количество страниц в нём (например, накладная 245 от 02032009 3 л.pdf).

Куда обращаться при нарушении авторских прав

Если автор обнаружил свой материал на чужом ресурсе, меры можно принимать немедленно.

Правообладатель в случае обнаружения в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», фильмов, в том числе кинофильмов, телефильмов, или информации, необходимой для их получения с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, которые распространяются без его разрешения или иного законного основания, вправе обратиться в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, с заявлением о принятии мер по ограничению доступа к информационным ресурсам, распространяющим такие фильмы или информацию, на основании вступившего в силу судебного акта.

Соответственно, обращаться нужно в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Служащие органа исполнительной власти обязаны в течение 3 дней:

  • определить провайдера хостинга или иное лицо, обеспечивающее размещение в интернете того сайта, на котором появилась информация без разрешения правообладателя или иного законного основания;
  • направить провайдеру или другому ответственному лицу в электронном виде уведомление на русском и английском языках о нарушении исключительных прав;
  • фиксировать дату и время направления уведомления.

Получив уведомление, публикующий обязан удалить пиратскую информацию в течение суток. Если этого не произошло, владелец хостинга ограничивает доступ к материалу. Причём это должно состояться не позднее чем на третий день после получения уведомления.

Незаконное использование материалов чревато ограничением доступа к сайту

Если руководство сайта не удалило контрафактную информацию, контролирующий орган может отправить поручение оператору связи на ограничение доступа к сайту. Обычно в таких случаях появляется окошко «Страница недоступна». Снять блокировку можно только представив судебный акт, который отменяет решение органа исполнительной власти об ограничении. Если речь идёт о видеоматериале, можно также обратиться в Роскомнадзор. Это тоже приведёт к ограничению доступа: сначала к странице с видеоматериалом, а при нарушении постановлений — к блокировке сайта. Если такие меры не помогли, нужно обращаться в суд.

Как подать заявление в суд

Сначала надо определить подсудность. Исковые заявления об авторских правах подаются в суды общей юрисдикции (городские) и в арбитражные. Для того чтобы определить точную подсудность, нужно иметь информацию о владельце хостинга или ответственном лице. Например, владелец хостинга не знает о незаконном размещении информации, выложил её администратор сайта. Если вы подавали жалобу в контролирующий орган, вам должны были прислать письмо, в котором содержится информация о хостинге. Когда владелец — юрлицо, нужно обращаться в арбитражный суд, а если физлицо — в городской. Причём заявление надо подавать по месту жительства ответчика или регистрации юридического лица.

До момента подачи иска необходимо обратиться к нотариусу, сделать скриншот нарушения и заверить его подписью. Это нужно для того, чтобы зафиксировать факт незаконного размещения. Некоторые нечестные пользователи, получив повестку в суд, удаляют контрафактную информацию, и доказать факт нарушения становится сложно.

При составлении иска нужно тщательно продумать каждый пункт. В число требований можно включить имущественные и неимущественные. Имущественные — это цена иска. Исходя из неё рассчитывается госпошлина. Если спорить о возмещении морального вреда или компенсации за упущенную выгоду, то шансы выиграть будут только в случае привлечения опытного адвоката.

Исковое заявление без материальных требований можно составить самостоятельно

Изощряться по поводу суммы, указанной в требованиях, бесполезно. Дело в том, что уже устоялись суммы, которых обычно добиваются. И если не привлечён адвокат, суд определит размер компенсации согласно стереотипам. Например, за однократное незаконное использование одной фотографии назначают компенсацию 30000 рублей.

К заявлению нужно приложить 2 его копии, квитанцию и документы, которые вам выдали при регистрации права.

Судебная практика

Пример 1: Александр Попов обратился в арбитражный суд. Ответчиком стало издательство, выпустившее большой тираж газет, в которых содержались стихи Александра. В качестве требований истец указал возмещение морального вреда. Суд иск удовлетворил, так как Александр смог доказать своё авторство, а газета в своих публикациях автора не упомянула. Однако ответчик обжаловал решение суда. Дело в том, что моральный вред можно возместить только тогда, когда нарушены неимущественные права (например, публичное оскорбление). Так как дело касалось имущества (интеллектуальная собственность), то и возмещение морального вреда не положено.

Пример 2: фотограф А. выгрузил в интернет фотоработы, а модный журнал взял их в качестве иллюстраций. Для фотосессии А. нанимал профессиональных моделей, на что ушла крупная сумма. Авторские права не регистрировались, поэтому надежд на выигрыш не было. Однако суд удовлетворил иск. Фотограф очень известен в своём регионе, подтверждение авторства легко установить. Редакция, опубликовавшая фотоработы, обязана выплатить компенсацию за незаконное использование, так как фотограф представил суду контракты с моделями.

Авторские права на интернет-контент необязательно регистрировать, но это желательно, если произведение творческого труда подразумевает коммерческую составляющую. Зарегистрировать права можно у нотариуса или в специализированных конторах. Если дело дойдёт до суда, свидетельство о регистрации авторских прав может сыграть решающую роль.

Авторское право в Интернете

Авторские права — совокупность правомочийавтораправообладателя, закрепленных действующим законодательством и направленных на использование произведения, а также на осуществление и защиту личных неимущественных прав автора. С 1 января 2008 года в этой сфере действует Часть 4 ГК РФ.

Автором произведения науки, литературы или искусства признается гражданин, творческим трудом которого оно создано. Присоавторстве авторские права принадлежат каждому из авторов.

Возникновение авторских прав непосредственно связано с фактом создания произведения.

Статья 1259 регулирует, что является объектом авторского права, а что нет. Например, объектами авторского права являются: литературные произведения, произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна и т.д., фотографические произведения, программы для ЭВМ (литературные произведения) и т.д., а также производные произведения, т.е. произведения, представляющие собой переработку другого произведения, и составные произведения, т.е. произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда.

Авторские права распространяются на произведения, выраженные в объективной форме.

Не являются объектами авторских прав: идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных или иных задач, открытия, факты, языки программирования, официальные документы (законы, нормативные акты), государственные символы и знаки, произведения народного творчества (если не имеют конкретного автора), сообщения о событиях и фактах, имеющие информационный характер.

Права автора представляют собой совокупность исключительного права на использование и распоряжение произведением, а также личных неимущественных прав.

Личные неимущественные права — это права связанные с личностью автора, которые включают:

· право на авторство (признаваться автором произведения);

· право автора на имя (право использовать или разрешать;

· использовать произведение под подлинным именем автора;

· псевдонимом либо без обозначения имени, то есть анонимно);

· право обнародовать или разрешать обнародовать произведение в любой форме, включая право на отзыв;

· право на неприкосновенность защиту иохранупроизведения, включая его название, от всякого изменения, сокращения, дополнения и искажения.

Исключительное право на произведение — это право автора, связанное с использованием произведения автором либо третьими лицами и распоряжением им. Использование произведения включает:

· воспроизведение произведения,

· его распространение,

· импорт,

· перевод,

· переработку,

· сообщение в эфир и по кабелю,

· доведение до всеобщего сведения,

· прокат,

· публичное исполнение и показ.

Использованием произведения считается, среди прочего, воспроизведение, подразумевающее изготовление одного или более экземпляра произведения или его части в любой материальной форме. Запись в память ЭВМ также считается воспроизведением.

Так, одно или совокупность указанных правомочий автора определяют вид использования произведения в повседневной жизни. Например, для изготовления экземпляров произведения и их продажи необходимо обладать имущественными авторскими правами на воспроизведение и распространение произведения.

Изначально, при создании произведения автор обладает исключительным авторским правом, т.е. вправе запрещать использовать произведение третьим лицам.

Исключительное прав может бытьпередано любому третьему лицу только обладателем исключительных прав либо, уполномоченным им на это (автором либо иным правообладателем) неограниченное количество раз. Для этого обычно составляетсялицензионныйдоговор .

Правообладатель (автор или его правопреемник) для оповещения о принадлежащем ему исключительном праве на произведение вправе использовать знакохраныавторскогоправа, который помещается на каждом экземпляре произведения и состоит из следующих элементов:

● латинской буквы «C» в окружности;

● имени или наименования правообладателя;

● года первого опубликования произведения.

Например:

© Корпорация Монстров, 2006

Такой формат оповещения был установлен ВсемирнойЖеневскойконвенциейобавторскомправе 1952 года. К настоящему времени оно имеет чисто информационный характер.

Закон, определяя общее правило, устанавливает срок охраны произведения в течение всей жизни автора и 70 лет после его смерти (последнего из авторов при соавторстве).

Авторское право на произведение, обнародованное анонимно или под псевдонимом, а также впервые выпущенное в свет после смерти автора действует в течение 70 лет после даты его правомерного обнародования (выпуска в свет). При раскрытии личности автора сроки авторско-правовой охраны исчисляются согласно общему правилу.

Однако в любом случае исчисление сроков, предусмотренных законом, начинается с 1 января года, следующего за годом, в котором имел место юридический факт, являющийся основанием для начала течения срока.

Неимущественные права автора охраняются бессрочно.

Статья 1273 ГК РФ допускает без согласия автора и без выплаты вознаграждения воспроизведение гражданином исключительно в личных целях произведения (исключения).

Статья 1274 ГК РФ допускает без согласия автора и без выплаты вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора и источника заимствования:

1) цитирование в оригинале и в переводе в научных целях в объеме оправданном целью цитирования;

2) использование произведений и отрывков из них в качестве иллюстраций в изданиях учебного характера в объеме, оправданном поставленной целью.

Как все это связано с Интернетом?

Авторское право защищает в Интернете дизайн web-страницы и ее содержание (ссылки, оригинальный текст, графику, аудиофайлы, видеофайлы, списки веб-сайтов, код страницы).

Правила корректного поведения в отношении авторских прав при использовании электронных публикаций Интернета:

Обязательно указывайте имя автора, произведение которого используете. и первоисточник (т.е. полное название и адрес публикации):

— при цитировании;

— при использовании небольших фрагментов публикаций в качестве иллюстраций для дидактических или учебно-методических материалов, при этом вы не обязаны получать согласие автора и выплачивать ему авторский гонорар.

Вы можете копировать небольшие по объему электронные публикации, если Вы это делаете для учебных или исследовательских целей.

Не копируйте элементы дизайна, части или отдельные элементы веб-страниц, если автор не указывает на возможность такого использования.

Прежде чем поставить постоянную гипертекстовую ссылку со своего сайта на чужой желательно предупредить об этом его разработчика.

Безопасность в Интернете

Интернет-угрозы

Компьютер, подключенный к Интернету, подвергается множеству угроз. Их можно разделить на несколько групп.

Угроза

Описание

Хакеры и другие злоумышленники

Злоумышленники могут украсть у вас ценную информацию, которая может касаться вас либо ваших финансов, и использовать ее в своих целях. Например, если кто-то узнает пароль доступа к вашему почтовому ящику – он сможет читать вашу корреспонденцию и отправлять почту от вашего имени. Если злоумышленник получит данные, необходимые для использования вашего WM-аккаунта – он сможет использовать ваши Webmoney (фактически, это – электронный эквивалент реальных денег) в своих целях.

Троянские программы, черви, вирусы

Компьютерные вирусы, сетевые и почтовые черви могут распространяться самостоятельно. Например, если вам приходит подозрительное электронное письмо с вложением – весьма высока вероятность того, что оно содержит компьютерный вирус, который может заразить некоторые файлы на вашем компьютере, испортить или украсть какие-нибудь данные. Троянские программы самостоятельно не распространяются, хотя они могут распространяться с помощью компьютерных вирусов. Их основные цели – красть и уничтожать.

Неосторожное поведение пользователя

Неосторожность пользователя – это серьезная проблема, которая ставит под удар даже самую защищенную систему, даже данные, которые расположены на отключенном от Интернета компьютере. Например, задавая слишком простой пароль для почтового ящика, вы делаете его взлом сравнительно легким, неприятны последствия случайного удаления важных данных.

Система защиты

Система защиты компьютера состоит из нескольких частей. Только тогда, когда они работают все вместе и функционируют правильно, компьютер можно считать достаточно хорошо защищенным.

Система защиты

Описание

Файрвол

Файрвол – это программа для контроля сетевой активности приложений и для защиты компьютера от вторжений. Файрвол позволяет вам защищаться как от внешних атак, которые проводят хакеры с помощью специального ПО, и от внутренних атак, которые инициируются каким-либо ПО (троянскими программами, например), установленным на вашем ПК. Файрвол позволяет вам контролировать программы, которые запрашивают доступ в Интернет, разрешая или запрещая им соединяться с различными Интернет-ресурсами. Это позволяет более рационально использовать ваш Интернет-канал. Типичный файрвол контролирует целостность кода программ, которым разрешен доступ в Интернет, иногдафайрволы имеют встроенные функции антивирусов. Так же файрволы обычно позволяют контролировать загрузку ненужного контента из Интернета, например, «вырезая» рекламные баннеры с WEB-страничек и блокируя всплывающие окна. Так же они могут блокировать передачу персональной информации. Comodo Firewall, OutpostSecuritySuiteFree

Антивирус

Антивирус – это программа для борьбы с компьютерными вирусами. Типичный антивирус проверяет файлы компьютера, приходящую и уходящую почту на предмет инфицирования их вирусами, может вылечить зараженный файл или уничтожить его при невозможности лечения. Одно из важнейших правил при работе с антивирусом – регулярное обновление программы. Антивирус, возраст вирусных баз которого составляет более недели, считается неактуальным. Дело в том, что новые вирусы выходят постоянно, а антивирусные компании регулярно выпускают обновления. И каждый пользователь, желающий, чтобы его антивирус мог защитить компьютер с максимальной эффективностью, должен регулярно обновлять этот самый антивирус.

Шифрование

Шифровать следует особенно ценную информацию, которую вы, например, передаете по электронной почте либо храните на жестком диске компьютера. Например, популярный архиватор WinRar позволяет создавать архивы, защищенные паролем. Взломать такой архив весьма непросто, то есть даже если злоумышленник украдет зашифрованный файл – он вряд ли сможет воспользоваться украденной информацией. Существует специальное ПО для шифрования файлов, которым можно пользоваться в самых разных целях.

Резервное копирование информации

Резервное копирование – это один из важнейших способов защиты информации. Делая регулярные (регулярность зависит от интенсивности вашей работы) копии важной информации вы сможете чувствовать себя спокойным, не опасаясь последствий случайного удаления либо порчи данных.

Осведомленность пользователя

Осведомленность, осторожность пользователя – это одно из основных звеньев защитной системы вашего ПК. Например, довольно часто для того, чтобы узнать какой-нибудь пароль или другие важные данные, злоумышленники прибегают к методам социальной инженерии. Скажем, вам может прийти письмо, замаскированное под письмо от вашего почтового провайдера, с предложением перейти по какой-то ссылке (ведущей на страничку злоумышленника) и сменить пароль доступа к почте. Получив подобное письмо – внимательно все проверьте, и, даже если ссылка ведет на какую-то страницу вашего почтового провайдера (его сервер вполне может быть взломан) – либо не переходите по ней вовсе и игнорируйте письмо, либо войдите на стартовую страницу его сайта, вручную введя ее в браузере и, войдя в свой аккаунт, смените пароль там.

В прошлой статье мы рассмотрели, как работает авторское право в интернете. Сравнили российские законы с международными, показали потенциал для драмы и неожиданно поняли, что в соцсетях даже судиться не нужно: они сами забанят ваших обидчиков. Без суда, экспертиз и следствия.
Поэтому мы взяли два случая из практики нашего юриста и подробный кейс от юристов из .

В случаях нашего юриста не было долгих судебных разбирательств, нотариальных заверений и вызова фотографов в суд. Как показала её практика — отстоять права можно и без сложных разбирательств. С этих случаев и начнём. А уже позже развернём самую настоящую драму.

Случай первый: плагиат сайта у крупного бетонного завода

Маркетологи некоего крупного бетонного завода (у юриста NDA, простите) заплатили за сайт некоторую сумму денег. В сумме фигурировало шесть знаков.

Спустя пару месяцев конкуренты зарелизили новый сайт. С идентичной структурой и цветовой гаммой, с копией блоков схем и даже конкретными визуальными элементами. Естественно, руководство воспылала жаждой удалить эту версию чужого сайта. Требование понятное и справедливое; право на него есть.

В случае с плагиатом сайта у вас есть два варианта действия:

  1. Пойти в суд
  2. Попытаться разобраться через хостера или регистратора

Если после досудебной претензии сайт не удаляют, то первый вариант надёжнее.

Но при этом он сложнее. Для доказательства нужно сходить к нотариусу. Там он подготовит «протокол осмотра сайта». После, уже в суде, вам нужно будет получить свидетельство (!) на основании проведенной экспертизы (!), что кто-то украл ваши картинки в интернете. Звучит комично, пока мы не вспоминаем, что за картинки отдали минимум 100 000 ₽.

Второй вариант не так надежен. У хостеров и регистраторов нет четкой процедуры доказательства плагиата и принятия решений. К тому же большинство хостеров — иностранные: их процессы часто отличаются от тех, что можно встретить в СНГ. Зато это проще. Нужно просто написать хостеру и предоставить скриншоты и ссылки. А там уже хостер (или регистратор) сам всё решит.

Юристы завода решили действовать наверняка.

Поэтому сперва вместе с юристом написали претензию и отправили её владельцу сайта. Им дали на выбор два варианта. Первый — отключить индексацию сайта. Фактически это убило бы всю органическую выдачу. Второй вариант — изменять, структуру, цветовую гамму, скопированные блоки и элементы.

В данном случае претензии хватило. Сайт переделали за 5 дней — буквально в рекордные сроки.

Случай второй: псевдо-контрафактный товар

До начала претензий Завод-А был официальным дилером Завода-Б. По договору Завод-Б поставлял Заводу-А пеноблоки для последующей реализации.

«Написали на сайте неправду»: из-за чего начались споры и обвинения

Когда договор о поставке расторгли, Завод-А оставил на своём сайте формулировку «Мы — официальный дилер Завода-Б». Представителей Завода-Б это не устраивало, и они потребовали это убрать.

От Завода-А пришёл ответ, что они не против убрать эту формулировку — но только после продажи последней партии пеноблоков от Завода-Б. Технически, пока у кого-то есть чей-то официально полученный товар, эти «кто-то» и впрямь дилеры.

Представителей Завода-Б такая позиция не устроила.

Претензия, обвинения в контрафакте и решения ФАС-а: что именно произошло в ходе дела

Официально конфликт начался с направленной претензии «о неправомерном размещении недостоверной информации». Если говорить проще — представители Завода-Б официально, с бумажками, обвинили представителей Завода-А во лжи и потребовали убрать её с сайта.

После получения претензии на Заводе-А решили не убирать информацию, но уточнить её. И написали «Бывший официальный дилер Завода-Б; на складе осталась партия пеноблоков».

Возможно, даже новая формулировка не устроила Завод-Б. А может, всё планировали заранее. Но факт остаётся фактом: юристы Завода-Б решили обвинить Завод-А в контрафакте — выпуске продукции под товарным знаком, на который у выпускающего нет никаких прав.

Причём на Заводе-А узнали об этом только постфактум.

Для доказательства контрафакта представители Завода-Б закупили пеноблоки у Завода-А. И с ними пошли в ФАС. «Вот наше обвинение, вот вещдок, хотим от вас подтверждения нарушения закона».

Что случилось в самом ФАС

В ФАС-е Завод-Б развернули сразу же после запроса Заводу-А и получения текста договора.

Обвинение Завода-Б было несостоятельно: формулировка на сайте уже была полностью правдивой, а пеноблоки приобрели для реализации.

О том, чтобы подавать встречное заявление, речь не заводили; зато ФАС фактически остановили разбирательство и признал правоту Завода-А.

Случай третий: воровство фотографий и упущенная выгода

Продавец-1 увидел на чужом сайте свои фотографии спортинвентаря. Это ему не понравилось, и он совместно с подрядчиками-юристами решил добиться удаления своих фото с сайта Продавца-2.

Спонсор этой статьи (и всего блога) — сервис SMMplanner. Через него вы сможете настроить постинг во всех своих соцсетях, и ваши посты в Инсте будут выходить по плану.

Дело началось с двух претензий — неофициальной и официальной

Как было видно из первого случая, иногда помогают просто высланные претензии. Так же решили поступить и здесь.

Для начала отправили, по сути, вежливую просьбу. В ответ на неё пришёл отказ: «Фотографии наши, ничего не докажете, убирать не будем». Цитирование ответа, мягко говоря, вольное — но смысл передан верно.

После этого отправили официальную претензию. От просьбы она отличалась как минимум тем, что у неё была юридическая сила. Помимо этого, в ней сразу обозначили обстоятельства и намерения: «у нас есть доказательства, мы пойдём в суд».

В ответ на эту претензию тоже пришёл отрицательный ответ.

Для подачи искового заявления собрали доказательную базу с нотариусом

Основной доказательный документ в делах о нарушении авторских прав — документ с названием «протокол осмотра доказательств». Этот документ составляет и заверяет нотариус.

Чтобы составить документ, Продавец-1 вместе с юристами принёс оригиналы в бумажном виде нотариусу. После этого нотариус открыл сайт и начал сравнивать фото с принесёнными оригиналами.

Выявили и зафиксировали 72 нарушения — в документе отразили каждую украденную фотографию. Фиксировали нарушения в таблице: в каждое поле вписывали ссылку на страницу с фотографиями Продавца-1.

Финансово составление документа обошлось в 30 тысяч рублей.

После получения доказательств написали исковое заявление и направили его в суд

В иске прописали следующее: Продавец-2 нарушил статью 146 УК РФ, в связи с чем Продавец-1 понёс убытки. Под убытками подразумевается упущенная выгода. Гипотетически возможна ситуация, при которой покупатели видят сайт Продавца-2 и покупают его продукцию, а не продукцию Продавца-1. Это — упущенная выгода.

Для компенсации упущенной выгоды запросили 1 000 000 ₽. Закон разрешает требовать такую компенсацию: максимально разрешенный запрос — 5 000 000 ₽. Основание такого запроса — 1301 статья ГК РФ «Ответственность за нарушение исключительного права на произведение».

Важно! Такие запросы редко удовлетворяют в полной мере. Решение о конкретной сумме выносится судьёй: но компенсация не может быть меньше 10 000 ₽.

Что характерно — сразу же после получения искового заявления все фотографии, все 72 доказательства факта нарушения исчезли с сайта. Безвозвратно.

Фактически, уже на этом Продавец-1 добился цели. Но теперь ему нужно было явиться в суд и доказать, что исковое заявление было подано не просто так.

На первых заседаниях стало понятно, что дальше будет сложно

Первое заседание было предварительным. Суд устраивает его, чтобы вникнуть в дело, точно установить суть прений, понять правовые нормы, и не вынести быстрое ошибочное решение.

Суду передали все документы. Кроме документов, передали и сохранённые веб-архивы — как свидетельства того, что Продавец-2 действительно нарушал закон.

И уже после предварительного заседания началось массовое культурно-развлекательное событие с участием клоунов, акробатов и дрессированных животных, в повседневной речи именуемое цирком.

Всё началось со встречного обвинения. Юрист ответчика принёс на заседание фотографии производителя — японской фирмы Sasaki. Это были другие фотографии; это было понятно даже без экспертизы. Но юрист начал доказывать, что это именно фото производителя, а Продавец-1 — мошенники, лжецы и воры.

Судья приняла этот аргумент. И стало понятно, что заседаний будет намного больше необходимого минимума.

Оказывается, суд может требовать много доказательств. Очень. Много. Доказательств

После встречного обвинения стороны стали разбираться и предоставлять дополнительные доказательства.

Выяснилось, что фотографии даже своровать нормально не сумели. На сайте ответчика фото были в плохом качестве: при увеличении фотография становилось «пиксельной» очень быстро. Предоставленные же Продавцом-1 исходники выдавали намного лучшее разрешение. И качественные исходники, и некачественно ворованные фотографии предоставили суду.

Этого оказалось «недостаточно».

В суд передали почти 200 фотографий, до того не приложенных к делу. Их специально распечатали на струйном принтере в максимально хорошем качестве. Эти фотографии доказывали, что украденные изображения делали по заказу Продавца-1: ведь стало ясно, что у него есть не только оригиналы, но и очень близкие к ним фото.

Этого оказалось «недостаточно».

В суд вызывали обоих фотографов (!) с фотоаппаратами (!).

Звучит как бред, но нужно разобраться в специфике. Дело в том, что фотограф может зарегистрировать фотоаппарат на себя. Все серьёзные фотографы так делают. И тогда при съёмке в исходном файле сохраняются ФИО фотографа. Кроме того, в исходниках всегда сохраняются модель, серия и номер фотоаппарата.

После открытия исходников в специальных программах суд признал авторство фотографов.

Но этого оказалось «недостаточно» для удовлетворения иска.

Юрист ответчика апеллировал к тому, что суду не предоставили договоры о передаче прав. Следовательно, права на фотографии принадлежат фотографам, а Продавец-1 — ненадлежащий истец.

Юристы здесь всплакнули: ненадлежащих истцов не бывает, бывают только ненадлежащие ответчики. Судья, впрочем, не дрогнула. И приняла этот аргумент, поэтому пришлось искать заключённые год назад договоры и «платёжки».

К седьмому заседанию дело наконец решилось

Итак, шестое заседание.

Суду предоставлены:

  • нотариально заверенные скриншоты,
  • заверенные веб-архивы,
  • фотографии того же инвентаря с немного других ракурсов;
  • исходники файлов от самих фотографов,
  • договоры о передаче исключительных прав,
  • платежные документы.

Юрист ответчика себя, впрочем, не исчерпал, и начал ссылаться на «смягчающие обстоятельства». После непродолжительного спора и формулировки «с вашей стороны заметна попытка ввести суд в заблуждение» юрист утихает.

Суд решает ещё немного «подумать», чтобы к седьмому заседанию удовлетворить иск.
«Но какой ценой? Ценой всего…».

В заключение

Как мы сегодня узнали, иногда можно просто написать претензию, а иногда приходится проводить по 7 заседаний и тратить десятки тысяч рублей только на фиксирование вещдоков.

Отдельный вопрос подобных кейсов — как забирать компенсацию у тех, кто не хочет её отдавать. Вопрос сложный, долгий и, на самом деле, уже слабо относящийся к статье. Если очень вкратце: нужно либо месяцами пинать приставов и заставлять их работать, либо через налоговую снять деньги со счёта должника в банке (но тогда есть риск получить только то, что на этом самом счёте лежит).

А в чём мораль? Не надо нарушать закон, не надо подставлять невиновных, не надо быть плохими людьми и не надо вынуждать владельцев прав идти в суд. А надо быть хорошими детками, слушать маму и кушать манную кашу на завтрак, даже если не хочется.

Александр Ларионов

Скорее регистрируйтесь в SMMplanner и пробуйте описанное в статье!



Потенциал развития передачи данных через информационно-телекоммуникационные сети, в том числе сети Интернет, внёс определенную лепту в проблему защиты авторских прав в сети Интернет. Данные факторы кардинально изменили подход к использованию и распространению объектов авторских и смежных прав.

Отношения авторства в сети Интернет фактически связаны с передачей по сети данных, в которых объективируются формы объектов авторских и смежных правах. В этой связи, как утверждают специалисты в области исследования права интеллектуальной собственности и в области публичного (уголовного) права, необходим баланс между авторским правом и свободой распространения и получения информации . В этой связи является актуальным исследование вопроса обеспечения защиты авторских прав в сети Интернет.

Нарушение авторских прав в сети интернет — распространенная проблема, которая, безусловно, вызывает необходимость защиты таких прав. Интернет — стремительно развивающаяся свободная глобальная сеть, в которой практически все открыто и разрешено. Наравне с этим, это среда для применения действий противоправного характера, которые влекут за собой значительный материальный и моральный ущерб.

В настоящее время вопросы защиты авторских прав решаются на международном и на внутригосударственном уровне.

В систему нормативных актов международного характера следует включить такие документы как:

  1. Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений от 9 сентября 1886 г. , в которой закреплены общие положения по охране авторских прав отношении литературных и художественных произведений.
  2. Всемирная конвенция об авторском праве от 06.09.1952 г.
  3. Стокгольмская конвенция об учреждении Всемирной организации интеллектуальной собственности (далее — ВОИС) от 14.06.1967 г.
  4. Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (далее — Соглашение ТРИПС), которое изменило подход к проблемам защиты интеллектуальной собственности в мире. Основным принципом данного Соглашения является принцип национального режима и принцип наибольшего благоприятствования, который устанавливает, что любые преимущества, льготы, привилегии или иммунитет, предоставляемые страной — членом Соглашения гражданам любой другой страны (независимо от членства), предоставляются безотлагательно и безусловно гражданам всех стран-членов возможными отдельными исключениями.

В рамках каждого отдельного государства действуют внутренние нормативные акты, судебные прецеденты, направленные на регулирование данной сферы правоотношений.

В России авторские права регулируются и обеспечиваются ГК РФ, защищаются УК РФ, дополнительным источником также является КоАП РФ.

Согласно ст. 1225 ГК РФ интеллектуальные права на произведения науки, литературы и искусства являются авторскими правами. Так же согласно ГК РФ автор (гражданин, творческим трудом которого создано произведение) обладает исключительным правом на это произведение. Такое право зачастую нарушается, что является основанием для применения мер ответственности к правонарушителю.

Исключительные права — основная группа авторских прав, обеспечивающая автору возможность контролировать все виды использования произведений и получать доходы от такого использования .

Законодательством установлено особое единое и неделимое исключительное право на произведение .

Элементом гражданско-правового механизма защиты авторских прав является предусмотренная ГК РФ гражданско-правовая ответственность за нарушение указанной категории прав. Следует отметить, что помимо гражданской ответственности за указанные противоправные действия существует так же административная и уголовная ответственность.

ГК РФ в ст. 1250 предусмотрел возможность защиты авторских прав путем предъявления требования:

‒ о признании права — к лицу, которое отрицает или иным образом не признает право, нарушая тем самым интересы правообладателя;

‒ о пресечении действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;

‒ о возмещении убытков;

‒ об изъятии материального носителя;

‒ о публикации решения суда о допущенном нарушении с указанием действительного правообладателя .

Для того чтобы обеспечить защиту авторских прав в достаточной мере, необходимо применять целый комплекс мер, в которые включаются не только правовая защита, но и программная или техническая защита. Современные юристы придерживаются мнения, что в Интернете более эффективной защитой является не правовая, а программная защита

В законодательстве касательно авторского права имеются специальные нормы в частности статьи 1299–1300 ГК РФ.

Защита авторских прав в интернете с 1 мая 2015 г. стала проще в связи с принятием Федерального закона от 12.03.2014 N 35-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты интеллектуальных прав в информационно-телекоммуникационных сетях» или как в обиходе принято его называть «антипиратским законом». Данным законом были внесены изменения в АПК РФ, ГПК РФ, Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» , а также в статью 1253.1 части 4 Гражданского Кодекса РФ.

С мая 2015 года данный закон расширил круг действия и взял под контроль все объекты авторских и смежных прав, кроме фотографических произведений. Таким образом, антипиратский закон 2015 года распространил свое действие, помимо аудиовизуальных произведений, на музыкальные и литературные произведения, программное обеспечение.

Благодаря антипиратскому закону для защиты авторских и смежных прав был введен процессуальный институт предварительных обеспечительных мер

В соответствии с ГПК РФ, дела, связанные с защитой авторских и смежных прав в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе и в сети «Интернет».

Процесс защиты в ГПК РФ описывается таким образом: правообладатель подает заявление в суд о принятии предварительных обеспечительных мер до предъявления иска. С заявлением подаются документы, подтверждающие факт использования объектов исключительных прав в информационно-телекоммуникационных сетях и права заявителя на данные объекты.

Подачу заявления можно облегчить, так как заявление можно подать путем заполнения формы, размещенной на официальном сайте в сети «Интернет», с подписанием квалифицированной электронной подписью.

После рассмотрения заявления суд выносит определение по делу, которое правообладатель отправляет в Роскомнадзор. Последний должен принять меры по блокировке доступа к нелегальному контенту. Правообладатель обязан подать в суд исковое заявление в течение, срока, не превышающего пятнадцать дней со дня вынесения определения. Если правообладатель не подаст иск в установленный срок, то предварительное обеспечение будет отменено.

Антипиратский закон почти сразу подвергся критике. Его главным недостатком является то, что он направлен на решение проблем правообладателей авторских и смежных прав, но тем самым он наносит вред интересам других лиц. Наибольший вред от закона понесли субъекты деятельности в сфере информационно-коммуникационных технологий.

К основным недостаткам относятся такие пробелы, как:

1) неясное определение понятия «информационный посредник». Так, статья 1253.1, которой дополнился ГК РФ, гласит: «Лицо, осуществляющее передачу материала в информационно — телекоммуникационной сети, в том числе в сети «Интернет», лицо, предоставляющее возможность размещения материала или информации, необходимой для его получения с использованием информационно-телекоммуникационной сети, лицо, предоставляющее возможность доступа к материалу в этой сети, — информационный посредник — несет ответственность за нарушение интеллектуальных прав в информационно-телекоммуникационной сети на общих основаниях, предусмотренных настоящим Кодексом» .

Нечеткость понятия «информационный посредник» позволяет привлечь к ответственности широкий круг лиц, включая провайдеров и создателей поисковых сайтов.

2) злоупотребление законом в различных сферах:

‒ использование IP-блокировки интернет-ресурсов путем создания сайта с «пиратским» контентом с тем же IP-адресом;

‒ размещение ссылок на «пиратский» контент на сайте «пострадавшего».

Таким образом, антипиратский закон затрагивает интересы добросовестных владельцев интернет-ресурсов, может наносить ущерб их деловой репутации как охраняемому законом интересу . В то же время недобросовестные владельцы вполне могут найти множество способов обхода блокировки.

Антипиратский закон помог сформировать механизм для оперативного взаимодействия правообладателей и информационных посредников по вопросам охраны авторских и смежных прав в сети «Интернет». Но главным достижением явилась экономия денежных и организационных затрат государства на борьбу с незаконной публикацией объектов интеллектуальных прав.

Также отметим, что для защиты авторского права в сети Интернет летом 2012 г. был создан «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет». Реестр был создан на основании Федерального закона № 139-ФЗ от 28 июля 2012 г. «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» . В соответствии с законом, в реестр вносятся ссылки на веб-страницы или доменные имена, содержащие запрещенный в России контент, а также сайты, нарушающие авторские права. В дополнение к реестру 1 февраля 2014 г. в силу вступил закон № 398-ФЗ от 28 декабря 2013 г., которым вводилась новая система блокировки веб-страниц во внесудебном порядке. Однако данный способ защиты авторских прав является несовершенным, т. к. в мае 2017 года году имело место быть массовая и зачастую незаконная блокировка Интернет-ресурсов.

В Роскомнадзор вручную рассылали провайдерам требования не блокировать добропорядочные сайты и удалял из реестра освободившиеся домены. В сообщении говорилось, что системное решение проблемы заключается в нормативном закреплении за ведомством права определять способ осуществления блокировки оператором связи.

Но тут стоит сказать, что нормативная база, регулирующая способы блокировки и проверки сайтов, за более чем четыре года существования реестра не появилось. Но штрафы за нарушение несуществующих нормативов, выявленные несуществующими алгоритмами, назначаются. В связи с чем, напрашивается рекомендация по созданию нормативного акта или внесение изменений в существующую нормативную базу, где будут описаны допустимые способы блокировки, что позволит упорядочить работу Роскомнадзора, пресечет возможности злоупотребления со стороны данного органа своими полномочиями.

Также можно выделить и другие проблемы, возникающие в области защиты авторских прав в сети Интернет:

1. Постоянная блокировка сайтов, предусмотренная в новой редакции ч. 3 ст. 26 ГПК РФ.

Данная поправка в законе (о постоянной блокировке) — мера ответственности за неоднократное нарушение авторских прав, которая должна быть предусмотрена нормой материального права, а не процессуального. Данная поправка дает возможность для правообладателя сначала заявить иск по одному объекту авторского права, размещенному на сайте, а после вступления в силу решения суда подать еще один иск уже по другому объекту, добившись, таким образом, постоянной блокировки сайта. Правильнее было бы связать блокировку с повторным размещением одного и того же произведения на пиратском сайте, либо с выявлением нового нарушения авторского права на сайте после вступления в силу решения суда, не привязываясь при этом к тому, кем был заявлен первый иск в защиту авторских и (или) смежных прав.

Законодательство в действующем виде не запрещает владельцам интернет-ресурсов, заблокированным на постоянной основе, создавать новые сайты. И в случае размещения на этих новых сайтах информации, которая нарушает исключительные права, процедуру постоянной блокировки нужно будет начинать заново. Данное обстоятельство требует доработки законодательства.

3. В законодательстве по-прежнему не установлен порядок действий в случае, когда оператором связи и хостинг-провайдером являются иностранные граждане.

В данном случае иностранные граждане с российским законодательством не знакомы и не понимают содержания полученного от Роскомнадзора уведомления. Если же российский сайт расположен на зарубежном хостинге, то и оператор связи, и провайдер обязаны подчиняться российскому законодательству .

Незнание российских законов и (или) нежелание их соблюдать данными лицами, а также отсутствие четко сформулированного порядка действий Роскомнадзора в таком случае, создают препятствие для реализации предусмотренного законом требования, что может повлечь за собой злоупотребления со стороны владельцев интернет-ресурсов, решивших перенести свои сайты на иностранные хосты.

4. Необходимо расширить сферы компетенции закона на фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии, а также товарные знаки и знаки обслуживания, поскольку современное законодательство не распространяет меры защиты на данные объекты.

В Российской Федерации эффективность защиты авторских прав активно защищается законодательными и судебными органами. Также заметим, что организации, занимающиеся созданием, пользованием и распоряжением интеллектуальных прав, достаточно осведомлены в своих правах.

Может показаться, что, даже если в условиях существования многообразия способов защиты авторского права масштабы противоправных деяний не сокращаются, имеет смысл ужесточить наказание за их совершение. Однако, как справедливо отметила председатель Суда по интеллектуальным правам Л. А. Новосёлова, это не даст положительных результатов, а скорее лишь ухудшит взаимоотношения законодателя с субъектами правоотношений .

Увеличению эффективности борьбы с правонарушениями в области авторского права могут поспособствовать дальнейшее усовершенствование технических и информационных мер их предупреждения, работа над повышением правовой грамотности граждан (в том числе посредством сотрудничества правоохранительных органов с крупными интернет-СМИ) и формирование культуры использования интеллектуальной собственности, дальнейшее совершенствование соответствующего законодательства. Но всё это лишь дополнительные меры. Важнее всего, анализируя правоприменительную практику, искать причину, приводящую к этим правонарушениям, и пути её устранения.

Литература:

  1. Бернская Конвенция по охране литературных и художественных произведений от 09.09.1886 (ред. от 28.09.1979) // Бюллетень международных договоров. — 2003. — N 9.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая): федеральный закон от 18.12.2006 N 230-ФЗ (ред. от 01.07.2017) // Собрание законодательства РФ. — 2006. — N 52 (1 ч.). — Ст. 5496
  3. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 28.12.2017) // Собрание законодательства РФ. — 2002. — N 46. — Ст. 4532
  4. О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации: федеральный закон от 12.03.2014 N 35-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 2014. — N 11. — Ст. 1100
  5. Об информации, информационных технологиях и о защите информации: Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ (ред. от 25.11.2017) // Собрание законодательства РФ. — 2006. — N 31 (1 ч.). — Ст.3448
  6. О внесении изменений в Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» и отдельные законодательные акты Российской Федерации: федеральный закон от 28.07.2012 N 139-ФЗ (ред. от 14.10.2014) — Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=169766&fld=134&dst=1000000001,0&rnd=0.5576544771005545#0
  7. Авторское право и смежные права . ‒ Режим доступа: http://www.copyright.ru/documents/avtorskoe_pravo/pravoobladateli/isklyuchitelnoe_pravo_proizvedenie/
  8. Гайсин Ф. Ф. Проблема нарушения авторских прав в сети Интернет // Вестник Марийского государственного университета. Серия: Исторические науки. Юридические науки. — 2017. — № 2 (10). — С. 50–54.
  9. Ересько П. В., Гудаева В. И. Защита авторских прав в сети Интернет. Приоритетные научные направления от теории к практике. — 2015. — С. 134
  10. Задина А. М. Проблемы защиты авторских прав в сети Интернет // В сборнике: Актуальные проблемы частного права и гражданского судопроизводства материалы I Всероссийской научно-практической конференции. 2017. С. 185–191
  11. Меткина М. С. Актуальные проблемы защиты авторского права в сети «Интернет» // Экономика и право. XXI век. — 2016. — № 2. — С. 163
  12. Морозов Л. В. Право юридического лица на деловую репутацию // Сборники конференций НИЦ Социосфера. — 2014. — № 61. — С. 119
  13. Моцарь А. А. Пробелы защиты авторских прав в Интернет-среде // В сборнике: Научные исследования: теория, методика и практика сборник материалов Международной научно-практической конференции. — 2017. — С. 313–315
  14. Попова А. А. Защита авторских прав в сети Интернет // В сборнике: Ломоносовские научные чтения студентов, аспирантов и молодых учёных — 2016 сборник материалов конференций. — М., 2016. — С. 720.

Нарушение авторского права – это использование охраняемых авторским правом результатов интеллектуальной деятельности без разрешения автора, иных правообладателей или с нарушением условий соответствующего договора. В ст. 1270 ГК РФ перечислены конкретные действия, которые считаются использованием произведения. Говоря о незаконном использовании объектов авторского права, необходимо учитывать положения данной статьи. Следует отметить, что перечень в п. 2 ст. 1270 ГК РФ можно считать открытым, так как пункт 1 той же статьи предоставляет автору исключительное право использовать произведение «в любой форме и любым не противоречащим закону способом».

В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 26 апреля 2007 г. № 14 «О практике рассмотрения судами уголовных дел о нарушении авторских, смежных, изобретательских и патентных прав, а также о незаконном использовании товарного знака» содержится перечень противоречащий закону действий, которые совершаются без согласия автора или иного правообладателя: воспроизведение (изготовление одного или нескольких экземпляров произведения либо его части в любой материальной форме, в том числе запись произведения иди фонограммы в память на жесткий диск); продажа, сдача в прокат экземпляров произведений или фонограмм: публичный показ и публичное исполнение произведения; обнародование произведений, доведение их до всеобщего сведения посредством передачи по радио, телевидению, распространение в сети Интернет; перевод произведения, переработка, иные действия, совершенные без оформления в соответствии с законом договора. Данный список не является исчерпывающим, в нем представлены лишь некоторые из правонарушений.

По мнению Болдырева С.И., к способам нарушения авторских прав в сети Интернет относятся следующие: плагиат; незаконное создание копий авторского произведения с целью использования в коммерческих целях; продажа и перепродажа, сдача в прокат копий произведений третьим лицам; переработка произведения без согласия автора или правообладателя; реклама в целях продажи или сдачи в прокат авторских произведений; открытие доступа к объектам авторского права неограниченному кругу лиц.

На основании изложенного, в качестве основных способов нарушения авторских прав в сети Интернет можно выделить следующие:

1. Размещение объектов авторского права в сети Интернет и предоставление открытого доступа неограниченному кругу лиц. Нарушение исключительного права автора на использование произведения, то есть использование произведения в любых целях и любым способом без согласования данных действий с автором, его наследниками или иными правообладателями посредством заключения лицензионного договора или иного договора о передаче прав. Здесь учитывается условие о том, чтобы произведение не подпадало под нормы о свободном использовании, а именно ст.ст. 1273-1274 ГК РФ.

2. Плагиат (присвоение авторства) – умышленные действия, направленные на представление чужого произведения в сети Интернет в качестве своего без согласия автора. Сюда же можно отнести искажение, внесение изменений в произведение без разрешения со стороны автора, что также сопровождается нарушением исключительного права на использование.

Говоря о плагиате, стоит помнить о случаях свободного использования. Например, «затрагивая проблему отграничения пародии от плагиата, можно провести четкую границу: в отличие от создателя плагиата, который ставит задачу убедить третьих лиц в том, что произведение создал именно он, создатель пародии намеренно подчеркивает связь пародии с оригиналом, чем иной раз подчеркивает узнаваемость оригинала» .

Большинство владельцев сайтов, распространяя объекты авторского права в сети Интернет не считают это нарушением прав авторов и иных правообладателей, особенно если они осуществляют это бесплатно. Более того, среди них существует мнение о том, что это авторы должны платить им за рекламу. Однако, если произведение размещено в открытом доступе в Интернет-сети, то соответственно на рынке объем продаж такого произведения автоматически снижается, а соответственно значительно снижается размер вознаграждения автора за его труд. Более того, о какой рекламе может идти речь, если владельцы сайтов чаще всего не делают ссылку на автора или искажают, видоизменяют первоначальный объект или копируют уже в измененном виде.

«Контрафакция – это несанкционированное воспроизводство и распространение экземпляров произведения или части произведения, незаконная допечатка экземпляров, выпущенная в свет сверх тиража, без разрешения автора» . На сегодняшний день в данное определение необходимо также включить объекты авторского права в цифровой среде. Применительно к нарушениям авторских прав в цифровой среде применяется также термины «пиратство» или «Интернет-пиратство».

Под Интернет-пиратством следует понимать «незаконное использование или присвоение авторского оцифрованного материала, защищенного авторским правом» . К видам Интернет-пиратства относятся аудио-и видео-пиратство; несанкционированное использование научных и литературных произведений; нелегальное использование рисунков, графики, текстов и других объектов авторского права.

В соответствии с п. 1 ст. 1270 и п. 1 ст. 1229 ГК РФ автору или иному правообладателю произведения принадлежит исключительное право использовать произведение по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом. Правообладатель по своему усмотрению может разрешать или запрещать другим лицам использовать результат интеллектуальной деятельности, при этом, отсутствие запрета не считается разрешением. Другие лица по общему правилу не имеют права использовать результат интеллектуальной деятельности без согласия правообладателя. Если такое использование осуществляется, то оно является незаконным и влечет ответственность. В соответствии с п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.06.2006 № 15 «О вопросах, возникших у судов при рассмотрении гражданских дел, связанных с применением законодательства об авторском праве и смежных правах» запись произведения в память ЭВМ является использованием, если по инициативе лица, совершившего запись, неопределенный круг лиц получает доступ к этому произведению.

Одним из видов использования является воспроизведение произведения. Согласно пп. 1 п. 2 ст. 1270 ГК РФ под воспроизведением произведения понимается «изготовление одного и более экземпляра произведения или его части в любой материальной форме, в том числе в форме звуко-или видеозаписи, изготовление в трех измерениях одного и более экземпляра двухмерного произведения и в двух измерениях одного и более экземпляра трехмерного произведения. При этом запись произведения на электронном носителе, в том числе запись в память ЭВМ, также считается воспроизведением» .

Существует ошибочное мнение, что запись произведения в память ЭВМ относится к свободному использованию в личных целях, при которых разрешение автора или правообладателя не требуется, и выплата вознаграждения не предусмотрена. Свободное использование в «личных целях» подразумевает тот факт, что цифровые объекты авторского права – экземпляры произведения, полученные посредством копирования, не попадут в гражданско-правовой оборот и не станут объектами как возмездных, так и безвозмездных, гражданско-правовых сделок. Если третьи лица будут иметь доступ к данным объектам посредством подключения к сети, через провода, кабель и т.д., то речь будет идти о распространении произведения или о сообщении по кабелю. Таким образом свободное использование в личных целях касательно электронных экземпляров произведения связана только хранением их, например, в домашней библиотеке, в домашнем архиве действительно только в целях личного использования. При этом, воспроизведение произведения посредством записи его электронного экземпляра в память ЭВМ с целью последующего размещения на просторах Интернет-сети не является использованием в личных целях.

В отличие от российского законодательства, предусматривающего случаи свободного использования произведений, в США существует доктрина добросовестного использования («fair use»). Основной смысл данной доктрины заключается в возможности свободного использования объектов авторского права в случае, если такое использование является разумным. Закон об авторском праве США 1976 года содержит четыре критерия определения допустимого использования: 1) цель и характер использования, включая оценку, имеет ли такое использование коммерческий характер или осуществляется в некоммерческих целях; 2) характер работы; 3) объем и существенность заимствования в отношении охраняемой работы в целом; 4) воздействие, которое такое использование оказывает на потенциальный рынок или ценность охраняемого произведения.

Таким образом, в отличие от российского законодательства, устанавливающего разрешенные варианты использования объектов авторского права посредством закрепления конкретного перечня ограничений исключительного права, в США такого перечня случаев свободного использования нет. Положительной чертой доктрины добросовестного использования является гибкость данной нормы, ведь суд не связан жестким перечнем, а имеет лишь несколько критериев определения добросовестного использования, следовательно, он может признать допустимым использование, которое ранее относили к запрещенным. Эта возможность актуальна в условиях быстрого технологического прогресса. Однако нельзя не отметить, что доктрина добросовестного использования чаще применяется для оценки именно коммерческого использования.

Доктрина fair dealing характерна для стран континентальной Европы. В отличие от доктрины добросовестного использования, устанавливающей общий принцип использования произведений, данная доктрина устанавливает конкретные ограничения. Например, в английском законе Copyright, Designs and Patents Act 1988 г. содержится относительно широкий перечень случаев свободного использования, однако непосредственно к доктрине fair dealing относятся несколько случаев. Одно из ограничений fair dealing связано с целью использования. Свободное использование допускается только с целью частного изучения, исследования, критики или обзора. Существую также дополнительные условия в зависимости от видов объектов. Так, для исследования или частного изучения можно создавать только единичные копии объектов авторского права. Для использования произведения с целью обзора или критики при ведении репортажа, необходимо указывать используемое произведение. По отношению к использованию компьютерных программ также в рамках данной доктрины установлен ряд изъятий. Не могут рассматриваться в качестве fair dealing, например, следующие случаи: перевод компьютерной программы на язык высокого уровня, наблюдение, изучение или тестирование функционирования компьютерной программы для целей определения принципов и идей, лежащих в основе любого элемента программы, за исключением некоторых случаев, предусмотренных законом.

Размещение, распространение объектов авторского права в сети Интернет может осуществляться с целью получения материального вознаграждения. Действия правонарушителей заключаются в приобретении различных объектов авторского права (чаще всего аудиовизуальные произведения, фотографии, программное обеспечение) и размещение их в сети Интернет без указания автора, но с указанием на возможность пользователями приобрести данные объекты за определенную плату. Таким образом, даже, если плата с пользователей не взимается, такие произведения находятся в открытом доступе в сети Интернет, свободно копируются и распространяются. Интернет-сайты, содержащие пиратские произведения всё равно зарабатывают деньги на рекламе, так как большинство пользователей стремятся найти бесплатные фильмы или музыку, а, следовательно, сайты, предоставляющие такую возможность, становятся привлекательными и имеют большой трафик.

Особый интерес представляет следующий пример из практики. Администраторами торрент-трекера The Pirate Bay без предупреждения пользователей на сайте была встроена программа, которая автоматически запускала майнинг криптовалюты на компьютере пользователя. Большинство пользователей спустя некоторое время обнаружили, что их компьютеры были сильно загружены. Оказалось, что администраторы торрент-трекера на сутки запустили в тестовом режиме некий «эксперимент» — новый способ получения дохода.

Получается, что администраторы торрент-трекера пытались получить доход не только посредством использования нелегального контента с нарушением авторских прав, но и посредством использования имущества пользователей – их программных средств.

Второй распространенный способ правонарушений в сети Интернет – это плагиат, то есть присвоение авторства на чужие произведения. Возможность беспрепятственного копирования материалов, размещенных в сети Интернет, позволяет использовать фотографии, тексты, аудиофайлы и многое другое, например, Интернет-магазинам на своих сайтах. В Интернет на сегодняшний день загружены миллионы произведений, большая часть из них относится к категории «сиротских», то есть автора которых определить уже практически невозможно, но даже этот факт не позволяет делать вывод о том, что такие произведения относятся к общественному достоянию и поэтому их можно беспрепятственно и свободно использовать. Отсутствие информации об авторе произведения от ответственности не освобождает.

Плагиат может выражаться в представлении чужого произведения в качестве своего авторского произведения посредством полного или частичного опубликования такого объекта в сети Интернет, а также, если произведение создано несколькими авторами в соавторстве, с указанием своего единоличного авторства. При незаконном заимствовании текстовых файлов в сети Интернет может осуществляться копирование некоторых фрагментов текста, отдельных предложений или параграфов, может быть изменено расположение словосочетаний, замена слов синонимами, составление текста из фрагментов нескольких текстовых файлов без указания авторов.

Важной проблемой отношений в сети-Интернет, а, как следствие – безнаказанности правонарушителей, является анонимность пользователей. Данная проблема касается не только потребителей, которые приобретают объекты авторского права, а затем распространяют в сети Интернет без указания не только имени автора, но и своего имени, речь идет также и о самих авторах, которые порой размещают в сети Интернет свои произведения анонимно, что далеко не всегда означает режим их свободного использования.

В соответствии со ст. 1265 ГК РФ право автора на имя предусматривает право использовать или разрешать использовать произведение под своим именем, под псевдонимом или без указания имени, то есть анонимно. Возможность анонимного обнародования произведения предусмотрена также Бернской конвенцией.

Что касается международной практики, то само по себе право на анонимность ни в каком документе не зафиксировано. Однако многие страны данное право активно поддерживают. Право на анонимное высказывание мнения защищается в США. Комитетом министров Совета Европы была принята Декларация о свободе коммуникаций и Интернете, в п. 7 которой закреплено: «для обеспечения защиты от онлайн-наблюдения и повышения свободного выражения информации и идей, государства-члены должны уважать желание пользователей сети интернет не раскрывать свою личность» .

Европейский Суд по правам человека также упоминал в судебной практике о праве на анонимность, но делал акцент на то, что оно не может быть абсолютным. «Анонимность и конфиденциальность в интернете не должны побуждать государства отказываться от защиты прав потенциальных жертв, преступных действия, совершенных в сети…» .

Что касается России, то здесь наоборот со стороны государства прослеживается тенденция к минимизации анонимности в сети Интернет. Федеральным законом от 05.05.2014 № 97-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам упорядочения обмена информацией с использованием информационно-телекоммуникационных сетей» были внесены изменения, согласно которым владельцам сайтов и страниц в социальных сетях с суточной аудиторией пользователей, превышающей три тысячи, было запрещено вести блоги в сети Интернет без указания своего реального имени, то есть анонимно. На своей странице блогеры обязаны размещать полную фамилию и инициалы, а также адрес электронной почты для связи. Сегодня существует специальный реестр, в который внесены данные о страницах в различных социальных сетях и личных сайтах, не соответствующих данным требованиям законов.

Также Президентом РФ был издан Указ от 09.05.2017 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 – 2030 годы». Данная Стратегия разрабатывалась Советом безопасности РФ. Касательно анонимности в сети Интернет, в данном документе имеется пункт 34 следующего содержания: «для развития сети Интернет и информационной инфраструктуры РФ необходимо проводить мероприятия на международном уровне, в том числе создать новые механизмы партнерства, призванные с участием всех институтов общества выработать систему доверия в сети Интернет, гарантирующую конфиденциальность и личную безопасность пользователей, конфиденциальность их информации и исключающую анонимность, безответственность пользователей и безнаказанность правонарушителей в сети Интернет» .

Таким образом, в России прослеживается направленность на исключения возможности размещения и использования информации, а также объектов авторского права в сети Интернет без указания своего настоящего имени. Не смотря на зарубежный опыт обеспечения права на анонимность с целью защиты других прав пользователь, например, на неприкосновенность частной жизни, права на имя и т.д., на сегодняшний день применительно к России данных подход не является целесообразным. В связи с беспорядочным распространением авторских произведений в сети Интернет, безнаказанностью правонарушителей в данной сфере, отсутствием продуманного механизма защиты прав авторов в цифровой среде и соответствующего правового регулирования, стремление к минимизации анонимности пользователей в сети Интернет на сегодняшний день наиболее оптимально, в том числе в качестве одного из средств защиты авторских прав.

На основании изложенного, можно прийти к выводу, что Интернет-пространство является благоприятной средой для нарушения авторских прав. Это связано с отсутствием в действующем законодательстве норм, способных урегулировать правоотношения в сети Интернет, механизма защиты прав авторов от нарушений, низким уровнем правовой культуры пользователей сети Интернет и отсутствием осведомленности большинства авторов о своих правах.

Действующее законодательство не закрепляет понятие правонарушения авторских прав в сети Интернет и четкий перечень таких правонарушений. В судебной практике и в доктрине встречаются различные варианты видов правонарушений в сети Интернет. Резюмируя их, можно говорить о том, что существуют два основных способа нарушения авторских прав в сети Интернет: свободное распространение произведений без получения разрешения автора или иных правообладателей, незаконное присвоение авторства на чужие произведения или их фрагменты. Невозможность зафиксировать большую часть правонарушений в данной сфере связана с беспорядочным распространением и хранением объектов авторского права в сети Интернет, наличием «сиротских» произведений, авторов которых уже невозможно определить, отсутствием единого реестра объектов авторского права, обеспечивающего легкий доступ к информации об авторе, времени и месте создания, условиях на которых можно приобрести права.

Записи созданы 8837

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх