Банкротство ликвидируемого должника пошаговая инструкция

Содержание

Банкротство ликвидируемого должника.

Федеральный Закон о несостоятельности (банкротстве), кроме стандартной процедуры банкротства должника предусматривает и некоторые особенности банкротства ряда должников. Это зависит от состояния в котором находится должник (ликвидация, отсутствие каких либо активов для погашения задолженности перед кредиторами) или от направления деятельности должника.

Пошаговая инструкция по банкротству ликвидируемого должника

Рассмотрим особенности банкротства должника при его ликвидации.

Защита законных интересов кредиторов включенных в реестр требований кредиторов должника, когда сам должник не в состоянии расплатиться с кредиторами является непростой задачей. Одним из решений может стать введение процедуры банкротства, направленной равнозначное удовлетворение требований кредиторов, применяя при этом организационные и имущественные ограничения должника.

К сожалению, в нашей стране процедура банкротства зачастую используется в целях передела собственности. Попытки сбалансировать интересы должника и интересы кредиторов, чьи требования включены в реестр требований кредиторов должника между собой ведутся достаточно давно и безрезультативно. Таким примером являются регулярные изменения, вносимые в ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». И некоторые изменения приносят на практике положительные результаты. Тем не менее, в ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» до сих пор есть пробелы, которые используются в сомнительных целях.

Закон о банкротстве предусматривает общую процедуру признания должника несостоятельным (банкротом), а также некоторые особенности банкротства должников. К ним относится как банкротство ликвидируемого и отсутствующего должника.

Речь пойдет об упрощенной процедуре ликвидируемого должника. Данная процедура, по мнению некоторых банкротных юристов, необходима для ускорения процесса исключения должника из имущественного оборота, т.к. такой должник практически не ведет свою деятельность.

Безусловно, нахождение юридического лица в стадии ликвидации упрощает процедуру её банкротства. Закон устанавливает, что при банкротстве ликвидируемого должника не могут применяться следующие процедуры: наблюдение, финансовое оздоровления и внешнее управление. Невозможность их применения объясняется тем фактом, что решение о ликвидации должника уже принято вне рамок дела о банкротстве. И действительно нет никакого смысла во введении процедур в отношении такого должника, которые служат для восстановления его платежеспособности.

Некоторые исследователи полагают, что запрет на применение к должнику, находящемуся на стадии ликвидации, восстановительных мер не является логичным, т.к. участникам ликвидируемого должника могут в любой момент принять решение о продолжении (восстановлении) его деятельности. От исследователей поступают предложения о включении в Закон о несостоятельности положения о том, что в случае если к должнику применялась добровольная ликвидация, то по решению учредителей должника суд может использовать восстановительные процедуры, в том числе и мировое соглашение, при условии, что будет обоснованно их применение.

Также не совсем  однозначным является инструментарий, применяемый для упрощения процедуры банкротства ликвидируемого должника:

1) Не применяются процедуры наблюдения, финансового оздоровления и внешнего управления.
2) Требования кредиторов могут быть предъявлены в течение месяца с даты опубликования объявления о признании ликвидируемого должника банкротом.
3) Установлена обязанность ликвидационной комиссии обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом.

И вроде бы все указанные признаки кажутся обоснованными. Так, первую причину мы обсудили ранее; сам статус должника делает бессмысленным реабилитационные процедуры; срок в один месяц для предъявления требований объяснятся стремлением не затягивать процедуру ликвидации; обязанность ликвидационной комиссии установлена ст. 9 Закона о несостоятельности.

Предположим, более менее понятно, почему не применяются процедуры внешнего управления и финансового оздоровления, но совсем неясно, почему запрещено применять наблюдение: ведь данная процедура по своей сути не реабилитационная, как внешка и финансовое оздоровление, а в какой-то степени является предбанкротной и связана с подготовительными действиями. В ходе наблюдения определяются все кредиторы должника и, тем самым, размер их требований, а также устанавливается имущество должника. Именно в ходе процедуры наблюдения кредиторы могут избрать нового управляющего при переходе к следующей процедуре,  т.е. фактически влияют на него.

При упрощенной процедуре банкротстве ликвидируемого должника функции, применяемые в наблюдении сосредоточены в руках ликвидационной комиссии и реализуются на стадии до введения процедуры банкротства (так комиссия определяет кредиторов юридического лица, размер их требований, указывает суду на имеющееся у должника имущество). Это делает комиссию единоличным органом способным влиять на дальнейшее развитие событий в отношении должника.

Второй момент — это срок для включения в реестр требований кредиторов должника. В процедуре конкурсного производства указан общий срок — два месяца. В упрощенной процедуре ликвидируемого должника установлен срок в один месяц. Причем данные сроки являются пресекательными, т.е. закон не предусматривает возможности их восстановления ни при каких обстоятельствах и в случае пропуска срока требования кредиторов учитываются за реестром требований кредиторов (как штрафные санкции) и их погашение производится в последнюю очередь. (См. информационное письмо Президиум ВАС РФ от 26 июля 2005 г. «О некоторых вопросах, связанных с исчислением отдельных сроков по делам о банкротстве».)

Обязанности комиссия при бокротстве ликвидируемого должника

Что же касается обязанности комиссии обратится в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом,  Законом «О несостоятельности (банкротстве)» установлен срок для обращения в 10 (десять) дней с момента выявления признаков банкротства (признаков неплатежеспособности и признаков недостаточности имущества юридического лица для расчета с кредиторами). Как известно, определить достаточность либо недостаточность имущ-ва можно только после составления так называемого промежуточного ликвидационного баланса, поэтому у ликвидационной комиссии предостаточно времени для обращения в АС. А привлечь ликвидационную комиссию к ответственности за несвоевременную подачу заявления не представляется возможным, т.к. она не является субъектом права

Если же допустить возможность ответственности членов ликвидационной комиссии, то и здесь есть определенные сложности: от отсутствия оснований в виде деликта со стороны члена комиссии до простой невозможности определить ответственных, например, когда за решение о подаче заявления о признании должника банкротом проголосовало меньшая часть от общего числа членов ликвидационной комиссии.

Также необходимо учитывать то, что ответственность является субсидиарной, а к субсидиарной ответственности можно привлечь только при невозможности исполнения обязательств должником.
Последствием неисполнения ликвидационной комиссией обязанности по обращению в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом по упрощенной процедуре ликвидируемого должника, может являться отказ во внесении записи о ликвидации должника в ЕГРЮЛ.

Итак, рассмотрим ситуацию, когда юридическое лицо, накопив долги, предпринимает попытки избежать расплаты с кредиторами.

В случае стандартной процедуры банкротства в отношении должника будет введены, как минимум, процедуры наблюдения и конкурсное производство. При переходе к конкурсу кредиторы, в случае если их не устраивает кандидатура временного управляющего будут продвигать своего арбитражного управляющего в процедуре конкурсного производства, а следовательно возникает и опасность оспаривания сделок по отчуждению активов должника.

При упрощенной процедуре ликвидируемого должника достаточно принять решение о ликвидации должника, уведомить об этом федеральную налоговую службу, сформировать ликвидационную комиссию, обратиться в арбитражный суд и выбрать «своего» конкурсного управляющего. Учитывая указанное выше, а также небольшой срок, предусмотренный для включения в реестр требований кредиторов должника предоставляет должнику отличную возможность без особых трудностей легальным путем достигнуть цели.

Таким образом, при умелых действиях должника и абсолютно благой цели законодателя упрощенная процедура банкротства ликвидируемого должника являет собой отличный способ, позволяющий должнику высвободиться из-под обязательств перед кредиторами.

Итак, какие советы можно дать кредитору, дабы возвратить хотя бы часть долга.
Прежде всего необходимо еженедельно просматривать информацию о юридических лицах, в отношении которых вводятся процедуры банкротства. Подобного рода информация публикуется каждую субботу в газете «Коммерсантъ». Своевременное выявление информации о введении процедуры банкротства в отношении контрагента позволит соблюсти сроки при включении в реестр требований кредиторов должника и минимизировать риски не возврата долга, по крайней мере, включившись в третью очередь реестра требований кредиторов, а не за реестром.

Безусловно, даже если требования были заявлены вовремя – это вовсе не гарантирует их возврата. Хотя бы потому, что имущество может быть выведено еще до процедуры банкротства либо передано лояльным кредиторам.
При этом глава III.1 закона о банкротстве предусматривает ряд оснований для оспаривания сделок, совершенных должником до введения в отношении этого должника процедуры банкротства (оспаривание подозрительных сделок; оспаривание сделок, влекущих за собой оказание предпочтения одному из кредиторов перед другими кредиторами).

И всё-таки более надежную защиту кредитор получает только тогда, когда он сам или иной независимый от должника кредитор подает заявление о признании должника банкротом, а не сам должник выступает инициатором. Это позволит избежать введения в отношении юридического лица упрощенной процедуры ликвидируемого должника и назначить своего арбитражного управляющего

При этом, если кредитор располагает информацией о ликвидации должника и размер его требований позволит возбудить банкротное дело, ему стоит подать заявление о признании должника банкротом. Судебная практика допускает банкротство ликвидируемого должника в общем порядке, если заявление о банкротстве подано кредитором.

Последние статьи:

Услуги по взысканию задолженности от «Оракул»
Регистрация ООО в СПб «под ключ»
О регистрации юр. лиц и ИП

Все статьи →

Особенности банкротства ликвидируемого должника. Особенности рассмотрения дела о банкротстве ликвидируемого должника. Последствия отказа от ликвидации ликвидируемого должника.

Банкротство ликвидируемого должника является разновидностью упрощенных процедур банкротства, применяемых помимо ликвидируемого к отсутствующему должнику, должнику, не способному покрыть судебные расходы по делу о банкротстве, бездеятельному должнику. Порядок ликвидации юридического лица предусмотрен ст. 61 65 ГК РФ, ст. 20 — 22 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», а также иными нормативными правовыми актами РФ об отдельных видах юридических лиц. В соответствии с положениями п. 1 ст. 224 Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» в случае, если стоимость имущества должника — юридического лица, в отношении которого принято решение о ликвидации, является недостаточной для удовлетворения требований кредиторов, такое юридическое лицо ликвидируется в порядке, предусмотренном этим Законом по упрощенной процедуре банкротства. Необходимо отметить, что ликвидируемый должник является особым субъектом конкурсных отношений в силу того, что производство по делу о несостоятельности (банкротстве) возбуждается только в том случае, если в процессе ликвидации будет выявлена недостаточность средств должника для удовлетворения всех требований кредиторов. При этом не имеет значения размер этой недостаточности — даже если он составляет несколько рублей, у определенных субъектов возникает обязанность обращаться в арбитражный суд с заявлением о несостоятельности (банкротстве) должника. Условиями введения банкротства ликвидируемого должника являются (одновременное выполнение следующих): 1) принято решение о ликвидации юридического лица в соответствии со ст. 61 ГК РФ; 2) стоимость имущества, принадлежащего должнику, недостаточна для удовлетворения требований кредиторов юридического лица; 3) арбитражным судом по заявлению собственника имущества должника — унитарного предприятия, учредителей (участников) должника или руководителя должника после создания ликвидационной комиссии (назначения ликвидатора) возбуждено производство по делу о признании ликвидируемого должника банкротом. При обнаружении вышеназванных условий (обстоятельств): 1) ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом; 2) после принятия решения о ликвидации юридического лица и до создания ликвидационной комиссии (назначения ликвидатора) заявление о признании должника банкротом должно быть подано в арбитражный суд собственником имущества должника — унитарного предприятия, учредителем (участником) должника или руководителем должника. Факт недостаточности у ликвидируемого юридического лица имущества, реализация которого позволила бы удовлетворить все требования кредиторов, определяется на основе данных бухгалтерского учета, отчета независимого оценщика о стоимости имущества ликвидируемого юридического лица, сведений из государственных регистрирующих органов: 1) федеральная регистрационная служба; 2) земельный комитет; 3) государственная служба по регистрации автотранспортных средств и т.д. — о наличии (отсутствии) недвижимого имущества, принадлежащего должнику. Пунктами 2 и 3 ст. 224 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» определен круг лиц, которые обязаны обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании юридического лица банкротом: ликвидационная комиссия (ликвидатор), если неплатежеспособность ликвидируемого юридического лица обнаружена в процессе осуществления полномочий, указанных в п. 1 и 2 ст. 63 ГК РФ; собственник имущества должника — унитарного предприятия, учредители (участники) должника или руководитель должника, обнаружившие неплатежеспособность юридического лица после принятия решения о ликвидации юридического лица и до создания ликвидационной комиссии. Достоинство упрощенная процедура банкротства как установленный законодательством особый сокращенный порядок применения специальных мер к должнику, имеющему признаки банкротства, характеризуется относительной оперативностью проведения судебного разбирательства и осуществления процедур банкротства (фактически используется только одна процедура банкротства — конкурсное производство). Поскольку упрощенная процедура банкротства реализуется в условиях специфической хозяйственной ситуации, складывающейся в отношении должника, то она приводит и к некоторой предопределенности решения суда (т.к. сразу открывается конкурсное производство с последующей ликвидацией должника). Ведь субъект, подпадающий под упрощенную процедуру банкротства, уже фактически не осуществляет деятельность, приносящую прибыль (доход). С этой целью, в интересах гражданского оборота как можно скорее от такого субъекта избавиться, что, собственно, и решает законодательство о несостоятельности. Наблюдение, финансовое оздоровление и внешнее управление при банкротстве ликвидируемого должника не применяются, а сразу принимается решение о признании ликвидируемого должника банкротом и об открытии конкурсного производства и утверждает конкурсного управляющего. Срок для предъявления требований кредиторов: в течение месяца с даты опубликования объявления о признании ликвидируемого должника банкротом. Последствия отказа от ликвидации должника в порядке банкротства: 1) если ликвидационная комиссия выявив факты неудовлетворения требований кредиторов не возобновила процедуру ликвидации должника в порядке банкротства, решение о ликвидации должника принято быть не может; 2) собственник имущества должника — унитарного предприятия, учредители (участники) должника, руководитель должника и председатель ликвидационной комиссии (ликвидатор), не возобновившие процедуру банкротства ликвидируемого должника несут субсидиарную ответственность за неудовлетворенные требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей должника.

Банкротство отсутствующего должника. Особенности подачи заявления о признании отсутствующего должника банкротом. Особенности рассмотрения дела о банкротстве отсутствующего должника. Распределение выручки. Применение положений о банкротстве отсутствующего должника.

Отсутствующим должником может являться как юридическое, так и физическое лицо. Однако нормы § 2 гл. XI Закона о банкротстве не содержат дифференцированного подхода к банкротству данной категории субъектов в зависимости от того, физическими или юридическими лицами они являются. Отсутствующие должники — это особая категориядолжников. По отношению этих субъектов проведение восстановительных процедур нецелесообразно, поскольку отсутствуют лица, которые должны быть заинтересованы в судьбе должника, а сам должник прекратил деятельность. Данная позиция воспринята Законом о банкротстве — в силу абз. 2 п. 1 ст. 228 данного Закона наблюдение к отсутствующим должникам не применяется. Категория «отсутствующий должник» является более общей по отношению к категориям, рассмотренным выше, — градообразующая, кредитная, страховая организация и т.д. Таким образом, каждый из этих субъектов может при наличии соответствующих признаков подпасть под категорию отсутствующего должника; в том случае его банкротство будет осуществляться в соответствии с нормами § 2 гл. XI Закона о банкротстве.

Банкротство ликвидируемого должника. Какие сложности ждут участников процедуры

Так как отсутствующий должник предполагается субъектом, не ведущим какую-либо деятельность, либо обладающим крайне незначительным количеством средств, логично предположить, что к нему должен применяться критерий неплатежеспособности (включая физических лиц — непредпринимателей и естественных монополистов ТЭК), а также не должны применяться установленные Законом о банкротстве признаки инициирования банкротства в виде минимального размера задолженности, срока неисполнения требований, установленности требований. Такова, в частности, позиция Витрянского, который (правда, без всякой аргументации) полагает, что к отсутствующим должникам не применяются ни критерии неоплатности, ни положения о сроке и минимальном размере задолженности. В практике рассмотрения судами дел о признании банкротами отсутствующих должников еще в условиях действия Федерального закона от 08.01.98 № 6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон о банкротстве, Закон) были выявлены серьезные затруднения, с которыми сталкивались арбитражные управляющие при опубликовании сведений о признании отсутствующего должника банкротом и открытии конкурсного производства. Основой этих затруднений являлось, как несложно догадаться, отсутствие у должника в подавляющем большинстве случаев достаточных средств для покрытия каких-либо судебных расходов, в том числе на публикации. Возобновление процедуры: 1) заявление о признании отсутствующего должника банкротом подается уполномоченным органом только при наличии средств, необходимых для финансирования процедур, применяемых в деле о банкротстве; 2) в случае обнаружения признаков отсутствующего должника в ходе наблюдения временный управляющий обязан подать заявление в арбитражный суд о переходе к упрощенной процедуре, применяемой в деле о банкротстве к отсутствующему должнику. Арбитражный суд выносит соответствующее определение. Дело о банкротстве отсутствующего должника рассматривается арбитражным судьей единолично. Применение положений о банкротстве отсутствующего должника: 1) если имущество должника — юридического лица заведомо не позволяет покрыть судебные расходы в связи с делом о банкротстве; или 2) если в течение последних 12 месяцев до даты подачи заявления о признании должника банкротом не проводились операции по банковским счетам должника, а также при 3) наличии иных признаков, свидетельствующих об отсутствии предпринимательской или иной деятельности должника. Решение о признании отсутствующего должника банкротом и об открытии конкурсного производства принимается в течении 1 месяца с даты принятия к производству заявления о признании отсутствующего должника банкротом или с даты получения арбитражным судом заявления временного управляющего о переходе к упрощенной процедуре, применяемой в деле о банкротстве к отсутствующему должнику. Дополнительное страхование ответственности арбитражного управляющего в отношении отсутствующего должника не осуществляется. Прекращение процедуры при обнаружении имущества: конкурсный управляющий при обнаружении им имущества отсутствующего должника, позволяющего покрыть судебные расходы в связи с производством по делу о банкротстве, обязан направить ходатайство в арбитражный суд о прекращении упрощенной процедуры, применяемой в деле о банкротстве, и переходе к процедурам, применяемым в деле о банкротстве и предусмотренным настоящим Федеральным законом. По ходатайству конкурсного управляющего при обнаружении им имущества отсутствующего должника арбитражный суд выносит определение о прекращении упрощенной процедуры, применяемой в деле о банкротстве, и переходе к процедурам, применяемым в деле о банкротстве и предусмотренным настоящим Федеральным законом. Распределение выручки: удовлетворение требований кредиторов осуществляется в порядке очередности, предусмотренной законодательством о банкротстве.

Часть 3. Экономическое обеспечение арбитражного управления и деятельности арбитражных управляющих

Дата добавления: 2014-12-10; просмотров: 2194;

Банкротство ликвидируемого должника

Костоваров Алексей, юрист юридической фирмы «Линия права».

Закон о банкротстве, помимо общей процедуры признания юридического лица несостоятельным, предусматривает и целый ряд особенностей банкротства некоторых должников в зависимости от профиля их деятельности либо от их состояния. Каковы особенности процедуры банкротства юридического лица при его ликвидации?

Сегодня как никогда актуальной является защита законных интересов кредиторов в условиях, когда должник находится в ситуации неплатежеспособности. Механизмом, направленным на решение указанной задачи, является введение в отношении такого должника процедуры признания его несостоятельным (банкротом), направленной, как обоснованно заметил А. Пахаруков, на справедливое удовлетворение требований кредиторов путем применения организационно-имущественных ограничений <1>.

<1> См.: Пахаруков А.А. Правовое регулирование конкурсного производства юридических лиц (Вопросы теории и практики): Дис. … канд. юрид. наук. Иркутск, 2003. С. 89.

Однако в российской действительности процедура банкротства зачастую играет роль инструмента, при помощи которого достигаются иные цели, а именно передел собственности либо избегание привлечения к гражданско-правовой ответственности. Поиски оптимальных вариантов сохранения баланса интересов должника и его кредиторов в области законодательства и его применения ведутся довольно давно и с немалым успехом. Ярким примером этого является последняя реформа банкротного законодательства в первой половине этого года. Несмотря на это, при анализе законодательства о банкротстве по-прежнему присутствуют конструкции, которые возможно использовать в вышеобозначенных сомнительных целях.

Федеральный закон от 26 октября 2002 г. «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон о банкротстве), который занимает центральное место во всем банкротном законодательстве России, помимо общей процедуры признания юридического лица несостоятельным, предусматривает и целый ряд особенностей банкротства некоторых должников в зависимости от профиля их деятельности либо от их состояния.

Глава XI упомянутого Закона в число упрощенных банкротных процедур включает банкротство ликвидируемого должника. Как замечает С. Карелина, в этом случае упрощение вводится в целях более быстрого исключения такого должника из имущественного оборота, поскольку он практически прекратил свою деятельность <2>.

<2> См.: Карелина С.А. Правовое регулирование несостоятельности (банкротства). М., 2006. С. 227.

Несомненно, состояние ликвидации организации оправдывает упрощение процедуры ее банкротства. Так, по мнению Л. Пуловой, «наблюдение, финансовое оздоровление и внешнее управление при банкротстве ликвидируемого должника не применяются, поскольку вопрос о решении ликвидации юридического лица… уже был рассмотрен и решен вне рамок дела о банкротстве» <3>. Действительно, незачем вводить в отношении организации, о ликвидации которой уже принято решение, процедуры, направленные на восстановление ее платежеспособности и продолжение ее функционирования. Хотя не все исследователи полностью согласны с таким утверждением. Например, М. Телюкина считает, что неприменение к ликвидируемому должнику восстановительных процедур является не вполне оправданным. По ее мнению, ничто не мешает участникам последнего передумать и принять решение о продолжении его деятельности. При введении же в его отношении процедуры банкротства такое решение невозможно. Исследователь предлагает включить в Закон о банкротстве положение о том, что если ликвидация была добровольной, то по решению учредителей (участников) юридического лица суд имеет право использовать восстановительные процедуры (включая мировое соглашение), коль скоро доказана обоснованность их применения в обычном порядке <4>.

<3> Пулова Л.В. Банкротство ликвидируемого должника // Вестник Арбитражного суда г. Москвы. 2005. N 1.

КонсультантПлюс: примечание.

Комментарий к Федеральному закону от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» М.В. Телюкиной включен в информационный банк.

<4> См.: Телюкина М.В. Комментарий к Федеральному закону от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». М., 2004.

Но при всем при этом необходимо обратить внимание на неоднозначность инструментария, который используется для упрощения процедуры банкротства ликвидируемого должника. Глава XI Закона о банкротстве указывает на следующие ее особенности:

  1. не применяются процедуры наблюдения, финансового оздоровления и внешнего управления;
  2. требования кредиторов могут быть предъявлены в течение месяца с даты опубликования объявления о признании ликвидируемого должника банкротом;
  3. установлена обязанность ликвидационной комиссии обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом.

На первый взгляд указанные признаки логично сочетаются с особым состоянием ликвидируемого должника: причина появления первой особенности нами была объяснена ранее; сам статус должника делает бессмысленным реабилитационные процедуры; сокращенный срок для предъявления требований кредиторами можно объяснить стремлением законодателя не способствовать затягиванию процедуры ликвидации; обозначенная же обязанность ликвидационной комиссии уже установлена ст. 9 Закона о банкротстве.

Детальнейший анализ указанных особенностей дает больше оснований для размышлений и конструктивных выводов.

Допустим, можно согласиться с тем, что не применяются процедуры финансового оздоровления и внешнего управления. Однако неясно, почему не используется процедура наблюдения: как известно, по своему характеру она не является реабилитационной, а направлена на совершение подготовительных действий по банкротству организаций. В ее рамках реализуются по меньшей мере две функции, важные для всей процедуры банкротства: определение всех кредиторов должника и, соответственно, размера подлежащих удовлетворению требований, а также определение имеющегося у должника имущества. И именно в ходе этой процедуры кредиторы имеют возможность влиять на кандидатуру арбитражного управляющего — лица, играющего иногда едва ли не решающую роль в банкротстве.

При банкротстве ликвидируемого должника функции, реализуемые в процедуре наблюдения, концентрируются в руках ликвидационной комиссии и осуществляются на добанкротной стадии (ликвидационная комиссия определяет кредиторов должника, размер их требований, указывает суду на имеющееся у должника имущество). Все это, несомненно, дает комиссии серьезные рычаги влияния, особенно при определении арбитражного (конкурсного) управляющего.

Второе замечание касается срока для заявления кредиторами своих требований. Общий срок для завершения их предъявления (закрытия реестра), установленный ст. 142 Закона о банкротстве, — два месяца. При банкротстве ликвидируемого должника такой срок составляет всего один месяц.

При исключительно математическом подходе к сравнению двух сроков в условиях динамичного торгового оборота мы увидим несущественную разницу. В действительности эта разница гораздо серьезней, поскольку при общей процедуре банкротства кредиторы ограничены двумя месяцами для предъявления своих требований лишь в конкурсном производстве и у них есть еще как минимум семь месяцев, в течение которых длится наблюдение.

При этом следует заметить, что и без того небольшой месячный срок для предъявления требований к ликвидируемому должнику является пресекательным, т.е. не подлежащим восстановлению ни при каких обстоятельствах. На это прямо указал Президиум ВАС РФ в своем информационном письме от 26 июля 2005 г. «О некоторых вопросах, связанных с исчислением отдельных сроков по делам о банкротстве». И это находит свое отражение в правоприменительной практике <5>.

<5> См.: Определение ВАС РФ от 10.01.2008 N 17144/07, Постановление ФАС Московского округа от 24.10.2007 по делу N КГ-А40/10975-07, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 14.08.2008 по делу N А56-35226/2007, Постановление ФАС Дальневосточного округа от 18.07.2006 по делу N Ф03-А51/06-1/2088.

Рассмотрим теперь обязанности ликвидационной комиссии по обращению в арбитражный суд с заявлением о банкротстве. Закон о банкротстве в гл. XI не устанавливает срока для ее исполнения. Однако его системное прочтение отсылает нас к ст. 9 данного Закона, в которой этот срок указан и составляет один месяц с момента обнаружения признаков банкротства, в настоящем случае — недостаточности имущества должника для расчета с кредиторами. Учитывая, что недостаточность имущества может быть объективно установлена только после составления промежуточного ликвидационного баланса <6>, ликвидационная комиссия может не торопиться с исполнением указанной обязанности. Ответственность за несвоевременную подачу заявления о банкротстве в арбитражный суд, установленная ст. 10 Закона о банкротстве, вряд ли способна заставить этот орган действовать более добросовестно.

<6> На это указывают и суды.Например, Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 15.05.2006 по делу N Ф04-1512/2006(22365-А46-21), Постановление ФАС Уральского округа от 14.09.2006 по делу N Ф09-8126/06-С4.

Во-первых, п. 3 ст. 10 данного Закона указанная ответственность возложена на лиц, которые обязаны принимать решение о банкротстве.

Банкротство ликвидируемого должника.

В рассматриваемой ситуации таким лицом является ликвидационная комиссия, которая как коллегиальный орган принимает решение голосованием; иного порядка законодательство РФ не предусматривает. Ликвидационная комиссия не является субъектом права, и поэтому привлечь ее к ответственности не представляется возможным.

Если же допустить возможность ответственности членов ликвидационной комиссии, то и в этой ситуации возникает множество сложностей: от простого отсутствия оснований в виде деликта со стороны члена ликвидационной комиссии до элементарной невозможности выработать механизм определения ответственных, например, когда за принятие решения о подаче заявления о банкротстве проголосовало меньшинство членов комиссии.

Во-вторых, ответственность является субсидиарной, т.е. к ней можно привлечь только при невозможности исполнения обязательств должником.

В-третьих, ответственность установлена лишь по обязательствам, возникшим после истечения месячного срока подачи заявления о банкротстве. В связи с тем, что, как отмечалось, объективным моментом начала течения этого срока можно считать составление ликвидационного баланса, ликвидационная комиссия имеет достаточно времени, чтобы совершить необходимые действия (например, направленные на отчуждение имущества должника), и при этом ничем не рискует, поскольку после истечения указанного срока не будет необходимости в совершении новых сделок.

Особое внимание стоит уделить последствиям неисполнения ликвидационной комиссией обязанности по обращению в суд с заявлением о банкротстве, каковым является основание для отказа во внесении записи о ликвидации юридического лица в Единый государственный реестр юридических лиц. Однако не вполне понятными остаются последствия такого отказа. Следует согласиться с М. Телюкиной, у которой вызывает недоумение ситуация, когда требования кредиторов соразмерно удовлетворены, но должнику отказывают в регистрации его ликвидации по мотивам ее проведения вне процедуры банкротства; даже при привлечении председателя ликвидационной комиссии к субсидиарной ответственности регистрация ликвидации не произойдет <7>. Вследствие этого необходимо возвращать все, что передано кредиторам, и подавать заявление о банкротстве.

КонсультантПлюс: примечание.

Комментарий к Федеральному закону от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» М.В. Телюкиной включен в информационный банк.

<7> См.: Телюкина М.В. Указ. соч.

Проведенный анализ показывает, что упрощенный механизм банкротства ликвидируемого должника слабее защищает интересы кредиторов и создает обширное поле для недобросовестного поведения первого. Представим ситуацию, когда должник, накопив долги, пытается избежать их возврата, что сегодня не редкость.

При общей процедуре банкротства его ждет по меньшей мере наблюдение и конкурсное производство, сложности с определением арбитражного управляющего (кредиторы будут лоббировать свою кандидатуру арбитражного управляющего), а следовательно, и опасность оспаривания сделок по отчуждению активов должника (не следует забывать, что, согласно ст. 61.9 Закона о банкротстве, право на оспаривание таких сделок принадлежит внешнему управляющему или конкурсному управляющему).

Упрощенная процедура банкротства должника более гибкая. Достаточно принять решение о ликвидации должника, уведомить об этом налоговый орган <8>, создать ликвидационную комиссию, обратиться в арбитражный суд и, указав нужных кредиторов, выбрать «сочувствующего» конкурсного управляющего. Все это в совокупности с небольшим сроком для предъявления требований кредиторами позволит должнику беспрепятственно достигнуть поставленной цели, причем используя для этого легальные средства.

<8> Правда, есть судебная практика, согласно которой для банкротства должника в упрощенном порядке достаточно, чтобы было принято решение о ликвидации без соответствующего уведомления налогового органа. Так, арбитражный суд кассационной инстанции, рассматривая кассационную жалобу кредитора на решение суда первой инстанции о признании ликвидируемого должника банкротом, в которой он ссылался на то, что судом первой инстанции не соблюдены требования ст. 63, 64 ГК РФ, предусматривающие порядок добровольной ликвидации юридического лица, указал, что «Законом о банкротстве не предусмотрена обязанность должника до обращения в арбитражный суд с заявлением о признании его несостоятельным (банкротом) выполнять требования ст. 62, 63, 64 ГК РФ, а равно представлять доказательства производства этих действий» (Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 25.01.2007 по делу N Ф08-6790/2006).

Таким образом, можно утверждать, что упрощенная процедура банкротства ликвидируемого должника при благой цели законодателя представляет собой удобный инструмент для высвобождения должников из-под многочисленных обязательств при умелом оперировании.

Представляется, что вряд ли возможно дать универсальные советы кредиторам по борьбе с должником, решившим банкротиться по упрощенной модели. Целесообразнее выработать некоторые рекомендации, которые позволят первым получить от второго причитающееся им.

Очевидно, первое, что необходимо делать любому кредитору, это ежедневно просматривать информацию о лицах, которые признаны банкротами. В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 21 июля 2008 г. N 1049-р официальным изданием, публикующим такие сведения, является газета «Коммерсантъ». Своевременное получение кредитором информации о банкротстве своего контрагента позволит ему в срок заявить свои требования для включения их в реестр требований.

Несомненно, даже предъявление требований в срок далеко не гарантирует их удовлетворение. Имущество должником может быть заблаговременно передано «своим» кредиторам по «надуманным» обязательствам.

Подобная ситуация учтена положениями Закона о банкротстве, предусматривающими возможность оспаривания таких сделок. Так, глава III.1 предусматривает целый ряд оснований для оспаривания сделок, совершенных должником до введения в отношении его процедуры (оспаривание подозрительных сделок; оспаривание сделок, влекущих за собой оказание предпочтения одному из кредиторов перед другими кредиторами) <9>. При этом следует учитывать, что право на оспаривание по указанным основаниям принадлежит исключительно внешнему или конкурсному управляющему, хотя инициировать оспаривание вправе и собрание кредиторов (комитет кредиторов, ст. 61.9 Закона о банкротстве).

<9> Следует заметить, что основания недействительности сделок, предусмотренные главой III.1 Закона о банкротстве, применимы к оспариванию лишь тех сделок, которые совершены после 05.06.2009 (ст. 3 Федерального закона от 28.04.2009 N 73-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

Но все же наиболее полную защиту кредитор может получить лишь в случае, если инициатором банкротства должника выступит именно кредитор, а не сам должник. Во-первых, это исключит банкротство в упрощенном порядке. Во-вторых, позволит кредитору предложить «собственную» кандидатуру арбитражного управляющего. Следовательно, если кредитор располагает информацией, что принято решение о ликвидации должника, и у кредитора имеются требования, размер которых позволяет возбудить процедуру банкротства, ему желательно «воспользоваться услугами» Закона о банкротстве. Судебная практика допускает банкротство ликвидируемого должника в общем порядке, если заявление о банкротстве подано кредитором <10>.

<10> См., например: Постановление ФАС Московского округа от 07.08.2007 по делу N КГ-А40/6493-07, Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 16.05.2007 по делу N Ф04-2421/2006(30132-А81-24), Постановление ФАС Поволжского округа от 23.05.2006 по делу N А06-6765Б/3-11/05.

Процедура банкротство ликвидируемого должника

Когда бизнес перестает приносить прибыль либо вовсе становится убыточным, руководство предприятия старается избавиться от неприбыльных проектов. Первым шагом к закрытию компании становится процедура добровольной ликвидации. Часто процесс отягощается требованиями кредиторов о выплате задолженности. При нехватке активов у предприятия ликвидация проводится через банкротство.

Процедура проходит в упрощённом порядке и требует применения единственной стадии – конкурсного производства. Причины, по которым предприятие признается банкротом, не исследуются, достаточно факта наличия задолженности перед кредиторами и невозможности эти суммы выплатить в добровольном порядке.

Обычно для выплаты задолженности предприятие распродает имущество и вырученными средствами гасит долг. Свою долю получают инвесторы и сотрудники ликвидируемого предприятия. Порой организации берут кредиты под залог движимого, чаще недвижимого имущества – таковое продаётся в первую очередь либо передаётся кредиторам.

Случается, полученного дохода всем одновременно не хватает. В таком случае выстраивается очередность. Выплаты получают:

  • Сотрудники предприятия либо сторонние граждане, перед которыми у организации-должника возникли обязательства в компенсации морального либо материального вреда;
  • Работники предприятия, ожидающие выплаты заработной платы;
  • Юридические и физические лица, выступающие в роли кредиторов.

Налоговая задолженность, как правило, удовлетворяется после выплат предыдущим категориям в списке.

Порой на процедуру банкротства выходят организации, лишённые и денежной массы, и имущественных активов. По окончании всех стадий процедуры такие предприятия освобождаются от всех обязательств перед кредиторами.

Однако скрывать имущество от конкурсного управляющего, отчитывающегося перед судом – плохая идея. Тот же совет дадут владельцам бизнеса и руководителям компании юристы, нанятые для проведения организации-должника через стадии банкротства.

Комиссия и суд

Ни одно юридическое лицо не вправе провозгласить себя банкротом и отринуть тем самым требования кредиторов. При отсутствии средств и наличии долгов в виде кредитов и ссуд компания вынуждена пройти через судебное разбирательство.

Часто банкротство используется в целях реорганизации бизнеса. На собрании избирается комиссия, в компетенцию которой входит сбор данных о состоянии предприятия, их анализ через призму необходимости процедуры банкротства.

Если данные однозначно указывают, что бизнес нежизнеспособен, комиссия составляет заявление о начале процедуры и передаёт документ в арбитражный суд в десятидневный срок.

Превышение его грозит мерами привлечения к ответственности.

Изучив заявление и приложенные материалы дела, суд признаёт, что организация вправе начать процедуру банкротства. Назначается конкурсный управляющий, человек, не имеющий отношения к ликвидируемой организации, отчитывающийся исключительно перед судёй. О начале процедуры оповещаются кредиторы. Для предъявления требований к должнику отводится 30 дней. По истечению месяца имущество компании распродается, а полученная прибыль отходит работникам и инвесторам.

Пошаговая инструкция

Процедура банкротства юридического лица включает два периода, не равных по продолжительности. Начинается всё с ликвидации фирмы и заканчивается признанием несостоятельности.

Начало ликвидации фирмы

Этап происходит пошагово.

Когда решение по ликвидации организации принято, выбирается состав комиссии, в функции которой входит проведение компании через процедуру банкротства. Выбор членов производит управляющий либо участники собрания о прекращении деятельности юридического лица. Созданная комиссия извещает государственные органы о реорганизации, на это отводится три дня.

Кроме оповещения налоговой инспекции и пенсионного фонда, потребуется известить прессу. В любых средствах массовой информации, включая печатное издание, члены комиссии публикуют известие о ликвидации учреждения. Информируются кредиторы.

Компании, вложившие в ликвидируемую организацию денежные средства, получают право в течение месяца предъявить должнику требования о выплате задолженности. Комиссией подсчитывается сумма долга и стоимость средств на балансе компании, позволяющая нивелировать хотя бы часть пассивов.

Банкротство должника

Добровольная оплата долга посредством денег, вырученных от продажи имущества, ведет к завершению процедуры. Если средств недостаточно, начинается второй этап признания несостоятельности фирмы.

Комиссия составляет перечень признаков, указывающих на банкротство, служащий одновременно основанием для составления в арбитражный суд заявления о признании банкротом.

Суд, усмотрев основания для удовлетворения иска, заводит дело и назначает конкурсного управляющего, который и проведет фирму через банкротство. Управляющим самостоятельно либо через доверенных лиц производится оценка стоимости имущества компании. Если некие активы должника переданы в управление третьим лицам, они отзываются обратно.

В течение 30 дней проводится оценка имущества. Позже оно продаётся с торгов, вырученные средства уходят на покрытие обязательств перед работниками фирмы и кредиторами в порядке очерёдности.

Отчёт о проделанной работе предоставляется в арбитражный суд. Дело завершается.

Проведение банкротства ликвидируемого должника

Порядок процедуры

Когда компания ликвидируется через признание себя банкротом, применяется исключительно порядок конкурсного производства. Если бизнес обескровлен, попытки провести организацию через этапы реанимации не имеют смысла.

Сохранять и оздоравливать уже нечего. Конкурсное производство — единственный достойный выход из сложившейся ситуации, когда предприятие-должник с убыточным сальдо может законным образом прекратить своё существование, не расплатившись с кредиторами и работниками.

Порядок перехода к процедуре банкротства:
1. Руководство компании осознаёт, что попытки финансовых вливаний в бизнес не приносят успеха, объем внешней и внутренней задолженности нарастает, и назначает комиссию по ликвидации предприятия. Управляющий состав имеет право принимать участие в деятельности ликвидационной комиссии. О принятом решении извещается налоговая структура, установленный срок извещения в три дня отсчитывается с момента принятия решения о ликвидации фирмы, что зафиксировано протоколом собрания.

2. О ликвидации компании оповещаются физические и юридические лица, посредством объявления в средствах массовой информации, включая привычную бумажную газету.

3. Одновременно происходит подсчет задолженности компании. Комиссия анализирует возможность расплатиться с инвесторами.

4. Вкладчикам направляются письменные уведомления, что у компании имеются признаки банкротства, и начата подготовка к ликвидации предприятия. В тридцатидневный срок с момента получения уведомлений заинтересованные лица составляют претензии к должнику.

5. В арбитражный суд направляется заявление о признании компании банкротом с подтверждающей документацией.

6. Суд принимает заявление, открывает производство по делу. Производится назначение независимого конкурсного управляющего для руководства процедурой. Выполняется этап наблюдения за деятельностью фирмы.

7. Управляющий также проводит оценку имущества компании, параллельно с ликвидационной комиссией. Изыскивает средства для полного либо частичного погашения долгов перед кредиторами и работниками, предпринимает попытки полностью удовлетворить интересы сторон. Полный отчет о проделанной работе предоставляет судебному органу.

8. Опираясь на документацию, судья удовлетворяет дело, признает юридическое лицо банкротом. По окончании производства о решении уведомляется налоговая инспекция.

Упрощенная версия

Описанная процедура именуется реорганизацией предприятия в форме ликвидации. Большинство прогоревших бизнесменов либо компаний, чья деятельность не отвечает целям создания, стремятся пройти перечисленные шаги в упрощённом порядке. Для выполнения задуманного требуется, чтобы юридическое лицо не имело в запасе вполне ликвидного актива в виде имущества либо ценных бумаг.

Упрощенная версия отличается от полной двумя моментами:

  • Не проводится этап наблюдения;
  • Усматривается наличие объёмной задолженности при одновременном неликвидном балансе.

Все прочие этапы выполняются предусмотренным образом.
Упрощенная процедура ощутимо сокращает сроки прохождения банкротства, а значит, экономит должнику денежные средства, позволяя трем временем оплачивать содержание конкурсного управляющего и нанятых юристов. Дополнительным плюсом считается выход предприятия из «серых» схем ликвидации, прекращающий его деятельность вполне законным способом.

При его отсутствии

Предприятие считается отсутствующим, если на расчетных счетах фирмы не происходит движения в течение 12 месяцев. Учитывая вал долгов, разрешается провести ликвидацию фирмы и при описанных условиях. Основаниями для признания фирмы банкротом становятся положения:

  • Полная стагнация и отсутствие деятельности фирмы, неподвижность финансового баланса в течение года;
  • Отсутствие руководящих фирмой лиц при невозможности установить местонахождение;
  • Невозможность покрытия расходов делопроизводства по несостоятельности даже после продажи всех активов компании (при их наличии).

Делопроизводство начинается в месячный срок с момента принятия судом заявления о признании фирмы банкротом. Назначенный конкурсный управляющий не ведёт наблюдение, не предпринимает попыток возобновить работу предприятия, а сразу переходит к конкурсному производству по упрощённой схеме, независимо от того, объявился пропавший должник либо нет.

В обязанности конкурсного управляющего входит оценка активов предприятия. Если он обнаружит, что после продажи имущества у предприятия на балансе окажется сумма, достаточная для полного погашения кредиторской задолженности, управляющий ходатайствует перед судом о прекращении упрощённого производства по банкротству и переходе к полной процедуре. На практике подобное крайне редко случается.

Приходится также учитывать, что преимуществами упрощённой процедуры банкротства смогут воспользоваться не все организации, желающие пройти по ускоренному пути.

Последствия

Признание фирмы банкротом означает конец существования предприятия как такового. Распроданные активы либо покрывают долги предприятия перед вкладчиками, либо нет. В таком случае допустимо воспользоваться денежными средствами третьих лиц.

Опишем два способа возмещения убытков кредиторов:

Аукционная продажа имущества организации

Управляющий составляет опись имущества фирмы, организует оценку, анализирует баланс.
Выставляет имущество на торги открытого характера, где принимают участие все желающие. Сведения о площадках публикуются в средствах массовой информации.

Имущество распродаётся, долги покрываются полностью либо частично.

Банкротство ликвидируемого должника

Управляющий отчитывается перед судом о принятых мерах.

Возмещение задолженности третьими лицами

Любая компания вправе погасить долг ликвидируемой организации перед вкладчиками, выкупив ее имущество. После совершения необходимых процессуальных действий конкурсный управляющий отчитывается о продажах и компенсации задолженности перед арбитражным судом. Судья, удовлетворившись изучением документов, выносит решение о ликвидации предприятия и завершает банкротство.

Ликвидация компании-должника завершается

После вступления судебного акта в законную силу ликвидатор предоставляет в регистрирующий орган сведения, подтверждающие завершение процедуры банкротства. Перед информированием налогового органа соответствующие сведения передаются в Пенсионный Фонд РФ.
После внесения сведений в реестр ликвидация организации считается окончательной.

Реорганизация предприятия в форме ликвидации через процедуру банкротства – простой и законный путь гарантировано удалить бизнес при неудачном пути его развития. Стратегию упрощённой процедуры банкротства способны разработать лишь профессиональные юристы.

В сжатом описании не раскрыты нюансы и подводные камни, подстерегающие руководителей, пожелавших сэкономить на компетентном сопровождении. Государство сохраняет право предъявления претензий к организации и руководителям на протяжении года после внесения в ЕГРЮЛ записи о банкротстве.

Записи созданы 8837

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх