Бухгалтерия в бюджетном учреждении

Определения и виды организаций, финансируемых из бюджета

Для того чтобы разобраться в понятиях, обозначающих различные организации, финансируемые из бюджета, обратимся к закону «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ. В основном под бюджетными организациями подразумеваются те, что созданы государством. Таким образом, наиболее обобщенным понятием является термин «государственные (муниципальные) учреждения» (далее — госучреждения). Они учреждаются Российской Федерацией, ее субъектом или муниципалитетом. В соответствии с п. 2 ст. 9.1 закона № 7-ФЗ госучреждения классифицируются как:

  • автономные;
  • бюджетные;
  • казенные.

В следующей таблице представлено сравнение трех видов госучреждений.

Автономные (АУ)

Бюджетные (БУ)

Казенные (КУ)

Основной регулирующий НПА

Закон «Об автономных учреждениях» от 03.11.2006 № 174-ФЗ

Закон «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ

Бюджетный кодекс РФ

Вид деятельности

Обслуживание в следующих областях: наука, образование, медицина, культура, соцзащита, занятость населения, физкультура и спорт и др. (п. 1 ст. 2 закона № 174-ФЗ, п. 1 ст. 9.2 закона № 7-ФЗ)

Выполнение гос. функций, а также оказание госуслуг (ст. 6 БК РФ).

Использование доходов от коммерческой деятельности

На свое усмотрение (пп. 2–3 ст. 298 ГК РФ).

Перечисляются в бюджет (п. 3 ст. 161 БК РФ)

Расчетные счета

В Федеральном казначействе и коммерческих банках (п. 3 ст. 2 закона № 174-ФЗ)

Только в Федеральном казначействе (п. 9 ст. 9.2 7-ФЗ, п. 4 ст.161 и ст. 220.1 БК РФ)

Владение имуществом

На праве оперативного управления. Собственником является РФ, субъект РФ, муниципалитет (п. 1 ст. 3 закона № 174-ФЗ, п. 9 ст. 9.2 закона № 7-ФЗ, п. 4 ст. 298 ГК РФ)

Распоряжение имуществом

Должно быть получено согласие собственника:

  • для недвижимости, переданной собственником или купленной на средства, выданные им;
  • особо ценного имущества, переданного собственником или купленного на средства, выданные им.

Распоряжается на свое усмотрение остальным имуществом

Должно быть получено согласие собственника:

  • для любой недвижимости;
  • особо ценного имущества, переданного собственником или купленного за средства, полученные от собственника.

Распоряжается на свое усмотрение остальным имуществом

Необходимо согласие собственника для действий с любым имуществом (п. 4 ст. 298 ГК РФ)

Крупные сделки (п. 1 ст. 15 закона № 174-ФЗ), которые совершаются только с одобрения наблюдательного совета АУ (п. 2 ст. 3 закона № 174-ФЗ) или учредителя БУ (п. 13 ст. 9.2 закона № 7-ФЗ) независимо от вида имущества

Ответственность
по
обязательствам

Отвечает по своим обязательствам своими активами (за исключением тех, на распоряжение которыми нужно согласие учредителя). Если обязательства образованы по причине причинения вреда гражданам, при нехватке активов, которыми можно распоряжаться, ответственность несет учредитель (п. 5 ст. 2 закона № 174-ФЗ, пп. 5–6 ст. 123.22 ГК РФ)

Отвечает по обязательствам денежными средствами, при нехватке таковых отвечает учредитель (п. 4 ст. 123.22 ГК РФ)

Источник финансирования

Субсидии (п. 1 ст. 78.1 БК РФ)

Бюджетная смета (п. 2 ст. 161 БК РФ)

Об особенностях бюджетной бухотчетности читайте в статье «Порядок сдачи бюджетной отчетности в налоговую».

Планы счетов и инструкции по бухгалтерскому учету

Прежде чем разобрать планы счетов, применимые к госучреждениям, отметим, что главным нормативным актом по бухучету является закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ, который обязаны применять не только коммерческие организации, но и некоммерческие, в том числе и государственные. Этот закон содержит базовые требования к бухучету и правила его ведения в РФ. Перечислим основные из них:

  1. Ведение бухучета обязательно для всех субъектов экономики, за исключением ИП и подразделений иностранных организаций, если они соблюдают правила налогового законодательства.
  2. Глава экономического субъекта ответственен за функционирование бухгалтерской службы.
  3. Организация должна составлять учетную политику самостоятельно.
  4. Необходимо регистрировать все экономические события организации в первичных документах, данные из которых переходят в регистры бухучета.
  5. Активы и обязательства подлежат периодическому пересчету.
  6. Все данные в бухучете регистрируются в рублях.
  7. Организация должна обеспечивать достоверность содержащейся в отчетности информации.
  8. В организации должны быть налажены процедуры внутреннего контроля.

Формы первичных документов, а также учетных регистров и отчетности для бюджетников вы можете найти в КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе бесплатно и переходите в справочник.

На базе принципов бухучета для госорганизаций разработаны единый план счетов и инструкция, утвержденные приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н. Они действуют как для всех госучреждений, так и для госорганов. Кроме того, в соответствии с п. 21 единого плана счетов для каждого вида госучреждения есть свой частный план счетов, утвержденный:

  • приказом Минфина России от 23.12.2010 № 183н для АУ;
  • приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н для БУ;
  • приказом Минфина России от 06.12.2010 № 162н для КУ.

Отметим еще один нюанс в терминологии. Часто словосочетание «бюджетный учет» употребляют применительно ко всем видам госучреждений. Однако исходя из формулировок, используемых в перечисленных выше НПА, АУ и БУ ведут бухгалтерский учет, а вот государственные органы, внебюджетные фонды и прочие учреждения, указанные в п. 1 инструкции (приказ № 162н), ведут бюджетный учет.

Также важно уделить внимание другим основным законодательным актам, которые необходимы для ведения учета в госучреждении. Приказ Минфина России от 29.11.2019 № 207н содержит перечни КБК на 2020 год, а приказом Минфина России от 29.11.2017 № 209н утвержден порядок применения КОСГУ с 01.01.2019. Инструкция о порядке составления и представления отчетности об исполнении бюджетов, утвержденная приказом Минфина России от 28.12.2010 № 191н и инструкция, утвержденная приказом Минфина России от 25.03.2011 № 33н, содержат формы отчетности и правила их заполнения. Приказом Минфина России от 30.03.2015 № 52н утверждены формы первичных документов и регистров для бюджетников. Помимо того, имеется ряд правовых актов для определенных отраслей и прочих специфических НПА.

В феврале 2019 года были внесены правки в некоторые КОСГУ. Какие проводки изменились для бюджетных, унитарных и казенных учреждений, узнайте в Обзоре от экспертов КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к правовой системе, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

План счетов госучреждения содержит 5 разделов. В первый раздел «Нефинансовые активы» входят:

  • основные средства в разрезе различных групп и видов;
  • нематериальные активы;
  • непроизведенные активы;
  • производственные запасы, товары, готовая продукция;
  • амортизация;
  • вложения в нефинансовые активы;
  • расходы.

Необычным подразделом для знакомых только с классическим бухучетом могут быть непроизведенные активы, которыми являются земля, ресурсы недр и прочие активы, не созданные человеком на производстве. Они отражаются в бухучете по первоначальной стоимости, только когда начали участвовать в экономическом обороте (кроме земли). А получение прав на пользование такими объектами показывается за балансом на счете 01. Земельные участки числятся по кадастровой стоимости. Еще одной особенностью является применение счета для вложений в материальные запасы. Он используется для аккумулирования затрат на производство или покупку материалов.

Более детально о первом разделе плана счетов читайте в статье «Нефинансовые активы в бюджетном учете — это…».

Второй раздел «Финансовые активы» охватывает:

  • денежные средства с указанием мест их хранения;
  • финансовые вложения, а именно все виды ценных бумаг и участие в других компаниях;
  • дебиторскую задолженность, относящуюся к контрагентам, плательщикам страховых социальных взносов, налоговым поступлениям, выданным кредитам и т. д.;
  • авансы работникам, контрагентам, иностранным организациям и т. д.;
  • вложения в финансовые активы.

Кредиторская задолженность по кредитам, заработной плате, долги контрагентам за товары, работы услуги, обязательства по перечислениям другим госструктурам, социальным выплатам, оплате налогов и т. д. содержатся в третьем разделе «Обязательства».

В четвертом разделе «Финансовый результат» сгруппированы счета для записи доходов, расходов, финансовых результатов. В основном состав активов и обязательств сравним с соответствующими статьями в небюджетных организациях, но также есть и отличия, как в перечне возможных счетов, так и в их бухучете. В инструкции к единому плану счетов можно найти информацию по учету и по использованию счетов.

Особенностью учета в госучреждениях, помимо прочего, является наличие раздела 5 «Санкционирование расходов» в плане счетов. Он необходим для записи получения и использования денежных средств, выделенных из бюджета, лимитов обязательств, полученных от распорядителей бюджетов, использования этих лимитов, планируемых доходов и расходов. То есть при поступлении уведомления от вышестоящих органов на текущий период о лимитах на приобретение, например, материально-производственных запасов учреждение отражает это на счетах учета. Проводки со счетами данного раздела содержатся в пп. 190–209 (приказ № 183н), пп. 161–180 (приказ № 174н), пп. 131–150 (приказ № 162н) инструкций к планам счетов. Бухгалтерские записи по санкционированию расходов делаются между счетами этого раздела.

Для госучреждений предусмотрено 30 забалансовых счетов. Подход для записи на них такой же, как в учете коммерческих организаций, с помощью односторонней записи, то есть только по дебету для поступлений и только по кредиту — для выбытий. За балансом числится имущество, которое не находится в оперативном управлении, гарантии, награды, бланки строгой отчетности, объекты, которые по инструкции не должны быть на балансе, и пр. Организация также имеет право самостоятельно открыть дополнительные забалансовые счета для осуществления контроля сохранности имущества и других задач управления.

Счета учета в государственных организациях

Номер счета бухучета для госучреждений состоит из 26 разрядов, о чем сказано в п. 21 единого плана счетов. В следующей таблице описано значение каждого разряда:

Номер разряда счета

1–17

19–21

24–26

Классификационный признак поступлений и выбытий

Финансовое обеспечение

Объект учета

Группа объекта учета

Вид объекта учета

Вид поступлений, выбытий объекта учета по КОСГУ

Увидеть расшифровку номера счета на примере можно .

С разрядами 18–26 все однозначно, значения для разрядов 19–26 указаны в самих таблицах частных планов счетов, разряд 18 выбирается из значений 1–9 в соответствии с классификацией, обозначенной в п. 21 единого плана счетов. Причем при ведении бюджетного учета для разряда 18 используются только значения 1 — обеспечение за счет средств соответствующего бюджета, 3 — обеспечение за счет средств во временном распоряжении.

Для заполнения разрядов 1–17 необходимо познакомиться с бюджетной классификацией. Она нужна для того, чтобы соотнести показатели из разных бюджетов, которые составляют бюджетную систему страны. Она является базой для разработки нумерации счетов бухучета госучреждений. Система кодировки описана в указаниях о порядке применения бюджетной классификации, утвержденных приказом Минфина России от 06.06.2019 № 85н. КБК состоят из 20 знаков и делятся на коды, обозначающие доходы, расходы, источники. В таблице ниже приведен состав кода бюджетных расходов.

Номер разряда КБК (кода расходов)

1–3

4–5

6–7

8–12

13–17

Код главного распорядителя бюджетных средств

Код раздела

Код подраздела

Код целевой статьи

Код вида расходов

Программная (непрограммная) статья

Направление расходов

группа

подгруппа

элемент

Приложение 2 к указаниям № 85н

Приложение 3 к указаниям № 85н

Приложение 4 к указаниям № 85н

Чтобы определить знаки 1–17 для счета АУ и БУ, необходимо следовать следующей схеме:

Номер разряда счета АУ или БУ

1–2

3–4

5–14

Соответствующий номер разряда КБК

4–5

6–7

На месте разрядов 5–14 ставятся нули (п. 3 приказа № 183н, п. 2.1 приказа № 174н), если иного не прописано в учетной политике.

Для счетов бюджетного учета (КУ и прочие организации, указанные в приказе № 162н) на место разрядов 1–17 переносятся разряды 4–20 КБК (либо разряды 1–17 КБК переносятся на место разрядов 1–17 счета для финансовых органов). Приложение 2 к инструкции № 162н содержит информацию о виде КБК, который нужно применять для каждого счета.

О ведении бухучета в КУ подробнее читайте в материале «Правила ведения бухгалтерского учета в казенных учреждениях».

Итоги

Для определения правил ведения бухучета необходимо понять, какой вид государственных учреждений нам интересен, поскольку существует 4 плана счетов для бюджетников. В едином плане счетов содержатся общие правила, а в остальных 3 частных планах счетов можно найти детальные примеры использования счетов, перечни типовых проводок и разъяснения по структуре счета.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Основной статьей активов бюджетной организации являются расходы, производимые за счет бюджетного финансирования и внебюджетных источников, которые, в свою очередь, подразделяются на кассовые и фактические расходы.

В расходы включаются: стоимость оприходованных объектов основных средств, отдельных предметов в составе оборотных средств; стоимость потребленных материалов и продуктов питания; израсходованные денежные средства на цели, связанные с функционированием организации (на выплату заработной платы, социальную защиту работников, оплату сторонним организациям за потребленную воду, энергию, выполненные работы по ремонту основных средств и на другие цели).

К специфическим объектам бухгалтерского учета относятся некоторые виды активов бюджетных организаций (например, медикаменты, продукты питания, материалы для учебных и других целей, расчеты со студентами за проживание в общежитии, с родителями за содержание детей в детских дошкольных и других организациях); пассивов (например, обязательств по расчетам со стипендиатами).

Следовательно, объектами бухгалтерского учета в бюджетных организациях являются: материальные ценности (основные средства, отдельные предметы в составе оборотных средств, материалы, продукты питания и др.), приобретаемые за счет бюджетного финансирования и внебюджетных источников; денежные средства на счетах в банке и в кассе; расходы по исполнению смет расходов по бюджету и смет доходов и расходов по внебюджетным средствам; финансирование из бюджета и другие источники средств; расчеты.

Основные задачи бухгалтерского учета и отчетности сформулированы в Законе «О бухгалтерском учете и отчетности». К ним относятся:

формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее финансовом положении, полученных доходах и понесенных расходах;

обеспечение при совершении организацией хозяйственных операций внутренних и внешних пользователей своевременной информацией о наличии и движении активов и обязательств, а также об использовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;

предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление резервов ее финансовой устойчивости.

Задачами бухгалтерского учета в бюджетных организациях являются:

обеспечение сохранности материальных ценностей и денежных средств, контроль за их наличием и состоянием;


контроль за исполнением смет расходов по бюджету и смет доходов и расходов по внебюджетным средствам;

контроль законности, эффективности использования и расходования хозяйственных средств, обеспечение строжайшего режима экономии;

обеспечение своевременного и правильного ведения расчетов, контроль за соблюдением платежной и финансовой дисциплины;

представление отчетности в вышестоящие органы в полном объеме и в установленные сроки.

Организация бухгалтерского учета

Руководство учетом

В соответствии с законодательством функция государственного регулирования бухгалтерского учета и отчетности возлагается на Президента Республики Беларусь, Национальное собрание Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь и иные государственные органы в пределах их компетенции.

В соответствии с Законом «О бухгалтерском учете и отчетности» общее методологическое руководство бухгалтерским учетом и отчетностью осуществляет Министерство финансов Республики Беларусь. Советом Министров Республики Беларусь на него возложены обязанности государственного регулирования бухгалтерского учета и отчетности, а также аудиторской деятельности.

В составе Министерства финансов Республики Беларусь создано Управление методологии бухгалтерского учета и отчетности.

Министерство финансов Республики Беларусь обеспечивает постоянное совершенствование учета и отчетности на основе международных стандартов. Оно устанавливает порядок и сроки составления и представления периодической и годовой отчетности об исполнении местных бюджетов и об исполнении смет расходов организаций, финансируемых из республиканского бюджета; разрабатывает и утверждает формы бюджетной документации, формы бухгалтерского учета и отчетности об исполнении бюджетов и смет расходов организаций, финансируемых из бюджета.


Республиканские органы государственного управления, подчиненные Совету Министров Республики Беларусь, осуществляют методологическое руководство бухгалтерским учетом и отчетностью организаций соответствующих отраслей экономики и принимают нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету и отчетности, не противоречащие нормативным правовым актам по бухгалтерскому учету и отчетности Министерства финансов Республики Беларусь.

Руководство бухгалтерским учетом в организации осуществляет главный бухгалтер, возглавляющий специальную службу — бухгалтерию.

В организациях бюджетной сферы существуют две организационные формы учета:

самостоятельные бухгалтерии отдельных бюджетных организаций;

централизованные бухгалтерии.

Самостоятельные бухгалтерии имеют крупные организации, в которых велик объем хозяйственных операций: высшие учебные заведения, НИИ, больницы и др.

Централизованные бухгалтерии могут обслуживать десятки организаций. Они выполняют все функции по учету и отчетности этих организаций.

На должность главного бухгалтера назначается лицо, имеющее высшее специальное образование, а в исключительных случаях — лицо, не имеющее высшего специального образования, при наличии у него специального образования и стажа работы по специальности бухгалтера не менее пяти лет.

В компетенцию главного бухгалтера входят:

постановка и ведение бухгалтерского учета в организации;

формирование учетной политики организации;

составление и своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности.

Денежные и расчетные документы без подписи главного бухгалтера (лица, им уполномоченного) считаются недействительными и не должны приниматься к исполнению.

Главный бухгалтер обеспечивает контроль за движением активов и выполнением обязательств.

Прием и сдача дел при назначении на должность и освобождении от должности главного бухгалтера оформляются актом.

Из Трудового кодекса Республики Беларусь (ТК) следует, что главный бухгалтер государственной организации не может на условиях совместительства занимать другую должность, которая является руководящей. Запрещается также совместная работа в одной и той же государственной организации (обособленном подразделении) на должности руководителя, главного бухгалтера (его заместителей) и кассира лиц, состоящих в близком родстве или свойстве, если их работа связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому. К таким лицам относятся: родители, супруги, братья, сестры, сыновья, дочери, а также братья, сестры, родители и дети супругов.

Списание медицинского оборудования в бюджетной организации

В отличие от частных компаний, в бюджетной организации процедура списания основных средств осложняется необходимостью согласования действий и получения разрешения на утилизацию морально устаревшего оборудования с вышестоящими инстанциями и Росимуществом.
Это объясняется тем, что каждая бюджетная организация здравоохранения может лишь осуществлять оперативное управление основными средствами, собственником которых является государство. Автономно распоряжаться недвижимым или особо ценным имуществом медучреждение права не имеет на основании ч. 2 и ч. 3 ст. 298 ГК РФ.
Для того, чтобы списать медтехнику руководство учреждения должно сформировать экспертную комиссию. В ее задачи входит:

  1. подготовка перечня подлежащего списанию медоборудования;
  2. проведение технической экспертизы, которая проходит в три этапа:
    1. знакомство с техническими документами на каждую списываемую единицу;
    2. осмотр, проверка на исправность и соответствие эксплуатационным характеристикам;
    3. вынесение заключения с указанием возможности дальнейшего использования, целесообразности ремонта, необходимости списания и передачи на утилизацию.
  3. составление Акта технической экспертизы с прикреплением протоколов проведенных проверок и испытаний, результатов анализов и расчетов по каждой единице.
  4. подготовка Акта списания для финансового отдела и бухгалтерии, с указанием необходимости выделения средств на расходы по утилизации (подстатья № 225 КОСГУ).

После этого весь пакет документов предоставляется в ГРБС (госорган по распоряжению бюджетными средствами) для получения разрешения на списание и утилизацию.
Сложность и многоэтапность процедуры списания, включая временные затраты, — главная причина по которой, многие бюджетные учреждения здравоохранения предпочитают складировать морально устаревшее оборудование в дальние углы.
Компания АЛАР возьмет на себя всю работу по проведению экспертизы, подготовке необходимой для списания документации и согласования в нужных инстанциях.

Записи созданы 8837

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх